Метанойя при даниловском монастыре

Метанойя при даниловском монастыре

Даниловский монастырь в Москве

Его возрождение началось в преддверии празднования тысячелетия крещения Руси. Этот монастырь — Свято-Данилов.

Возле Даниловского монастыря находится памятник святому благоверному князю Даниилу. Он изображён здесь так, как изображали князей на древних фресках — с мечом и изображением храма.

Если направиться к монастырю от станции метро «Тульская», то по пути в обитель можно увидеть изящную часовню, украшенную замысловатым керамическим декором и мозаичными изображениями русских святых, которые имеют непосредственное отношение к истории князя Даниила и отчасти к истории Свято-Данилова монастыря.

Святой благоверный князь Даниил родился во Владимире на Клязьме — столице северо-восточной Руси в семье Александра Невского и праведной Вассы. Оба его родителя были прославлены. Даниил был младшим из четырёх сыновей. Дата его рождения известна точно — это 1261 год, в следующем году его отец отправился в известную последнюю свою поездку в Золотую Орду. На пути из Орды он скончался в 1263 году, когда маленькому Даниилу не было ещё двух лет.

В 1272 году он как наследник получает в удел скромное Московское княжество — удел младшего сына, с которого началось объединение русских земель и началось строительство российской государственности.

Князь Даниил основал в Москве три иноческие обители — монастырь Свято-Данилов, в 1296 году Богоявленский монастырь, поблизости от детинца на территории нынешнего Китай-города, и, согласно некоторым данным, храм Петра и Павла на Крутицах. Самым первым по времени основания является именно Даниловский монастырь, точная дата его основания неизвестна, общепринята дата 1282 год, хотя также называют и 1272 год.

Монастырь возник как ктиторский (княжий) монастырь, существовал он на средства, которые выделял сам благоверный князь. Монастырь был основан в удивительно удобном месте, по тем временам здесь были очень удобные пути сообщения до Кремля (детинца), находившегося на Боровицком холме, расстояние здесь 5 вёрст по прямой. С другой стороны, это место тихое и уединённое.

Незадолго до смерти князь Даниил принял в этом монастыре иноческий постриг.

При восстановлении храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов, здесь удалось воспроизвести интерьеры, близкие к оригинальным. От прежнего убранства ничего не осталось. Когда восстанавливали Свято-Данилов монастырь, это было огромным событием в церковной жизни — это был первый монастырь, который восстанавливался после десятилетий советской власти. Сюда несли всё, начиная от бытовых предметов, необходимых первым насельникам и строителям, заканчивая пожертвованиями уникальных святынь, которые возвращались сюда, в эту обитель. Помогали приходы, помогали высшие учебные заведения Русской православной церкви. Своды и стены храма расписывал довольно известный иконописец Сергей Фёдоров — ученик иконописца архимандрита Зенона.

Расписание богослужений в Даниловском монастыре

С понедельника по пятницу — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов 6:00 братский молебен, полунощница (совершаются, если служба накануне не является всенощным бдением). 7:00 3-й и 6-й часы, Божественная литургия.

7:00 9-й час, вечерня, утреня, 1-й час. (Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30).

В субботу: 6:45 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 16:45 Всенощное бдение в Троицком соборе.

В воскресенье: 6:30 3-й и 6-й часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 3-й и 6-й часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе. 17:00 9-й час, вечерня, утреня. 1-й час — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

В дни больших праздников: Накануне праздничного дня в 16:45 в Троицком соборе — Всенощное бдение. В день праздника одна или две литургии — это указано в отдельном расписании праздничных богослужений. Братский молебен и полунощница в день праздника не совершаются.

Официальный сайт Даниловского монастыря

Адрес

Москва, ул. Даниловский Вал, 22
+7 (495) 961-14-80

Среди настоятелей, возглавлявших даниловскую братию в XIX столетии, несомненно выделяется фигура архимандрита Амфилохия Казанского-Сергиевского — это очень образованный человек, который на равных общался с выдающимися представителями гуманитарной российской науки того времени. Охоту к древностям, уважение и любовь к археологии будущему отцу Амфилохию привил его добрый знакомый — граф Уваров, министр народного просвещения при Николае I и один из основоположников отечественной археологии.

События наполеоновского нашествия не обошли стороной Даниловский монастырь, но тем не менее он пострадал не очень сильно — здания остались целыми, ризница и казна были вывезены в Вологду.

В 20-е годы XX века Даниловский монастырь играл огромную роль в церковной жизни Москвы. Настоятелем монастыря был епископ Фёдор Поздеевский — ярчайшая личность, в прошлом — ректор Московской духовной академии, изгнанный из академии либерально настроенной профессурой и студенчеством в мае 1917 года. Вступив в конфликт с профессурой он был вынужден оставить академию и поселился здесь с благословения патриарха Тихона, который назначил его даниловским настоятелем.

Некрополь Свято-Данилова монастыря

Одна из невосполнимых утрат советского периода истории Даниловского монастыря — утрата монастырского некрополя. Кладбище существовало здесь ещё при жизни святого князя Даниила, здесь он и был похоронен среди простых иноческих захоронений, там же были обретены его мощи. Со временем монастырь разросся и стал занимать значительную часть монастырской территории — здесь были уникальные памятники, похоронены здесь были лучшие сыны России, это представители славных дворянский родов — Мещерские, Волконские, Урусовы и многие другие. Ещё монастырское Даниловское кладбище называли некрополем славянофилов — так получилось, что здесь возникли несколько семейных погребений славянофилов, поскольку многие из них были в родстве друг с другом — это захоронения Хомяковых, Самариных. Здесь был погребён Н.В. Гоголь, впоследствии перезахороненный на Новодевичьем кладбище.

После официального закрытия Даниловского монастыря в Москве, после того, как братию выселили из привычных монастырских келий, жизнь монастыря ещё некоторое время теплилась возле храма Воскресения Словущего, построенного архитектором Шестаковым в стиле позднего классицизма или ампира. Этот храм перекликался своими архитектурными формами с Троицким собором монастыря. Сюда была перенесена рака с мощами благоверного князя Даниила, и до 1932 года монастырская община продолжала существовать до так называемого «даниловского дела», когда была арестована вся старшая братия.

Данилов монастырь последним прекратил существование в столице — уже был арестован и отбывал сроки епископ Фёдор Поздеевский, возглавлявший даниловскую братию, периодически арестовывали кого-то из живших здесь епископов, уже священники не ходили по улицам в присущих сану облачениях, потому что это грозило административным преследованием как форма религиозной агитации, уже с внешних стен московских храмов снимали иконы, уже сбросили колокола с московских церквей, а Данилов монастырь всё продолжал своё существование.

В сознании москвичей старшего и среднего поколения строения разорённого Данилова монастыря прочно ассоциировались с приёмником-распределителем для беспризорных детей и для несовершеннолетних правонарушителей. Обосновалось это учреждение здесь ещё в 1928 году.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на территории монастыря напоминает о торжествах тысячелетия крещения Руси, именно с приближением этой даты правительство Советского союза разрешило открыть на территории Данилова монастыря Духовно-административный центр Русской православной церкви. Предполагалось, что прибудут иностранные делегации, где-то будет надо их принять, показать с выгодной стороны прекрасную картину церковно-государственных отношений, свободы религии в Советском союзе, хотя предполагалось, что торжества пройдут исключительно в рамках узкоцерковных мероприятий. На месте этого памятника при советской власти находился памятник Ленину.

Дмитрий Панов Метанойя

Панов Дмитрий Юрьевич
(16.10.79, Ленинград)
поэт, музыкант, музыковед, лидер группы «МЕТАНОЙЯ»
Один из наиболее ярких представителей современного поэтического арт-рока.
Обладает уникальным и узнаваемым поэтическим языком.
Меткие, хлёсткие метафоры, “слова-перевёртыши”,
фонетика, богатая ассонансами и аллитерациями,
чёрный юмор и самоирония – вот лишь немногие
характеристики его стихотворной манеры.
Музыкальные проекты:
Метанойя (2009 — наст. время);
Ars Geomantica (2016 – наст. время);
Вербно Утро (2000-03).
Дискография:
“Смех О Потерянном Времени” (2006);
“40 Дней Без Солнца” (2007);
“Метанойя” (2010);
“Апокриф” (2010);
“Гомункул” (2012);
“Некуда Падать” (2014);
“Слабоумие и Отвага” (2014);
“Новый Позывной” (2015);
“Антициклон” (2017);
“Песни Неба” (2019)
Сборники стихов:
«Sapienti Sat» (1999);
«Стихи из Пластилина (1999);
«Памяти Непоследней Осени» (2000);
«Ноября Синева Предзапойная» (2005);
«Хранитель Вод» (2006);
«Ангелы Утренних Рюмочных» (2018)
“Сочные жабры бабьи,
Точные вирши рабьи.
Как на последнем вздохе,
Чуют День Шерсти блохи…”
Андрей Бурлака:
“Я считаю Дмитрия этаким человеком Возрождения в наше время. (…) Тексты, самоценные отдельно в чтении, и отдельно самоценная музыка, сливаются вместе в один совершенно необыкновенный и эмоционально насыщенный продукт.

(…). Дмитрий, на мой взгляд – сильнейший поэт в современной социокультурной парадигме” (А. Бурлака, 13 мая 2011 г, творческий вечер Дмитрия Панова).
Переведен на голландский язык.
Официальный сайт: www.metanoya.net
Группы вконтакте:
vk.com/metanoya_music
vk.com/club152173495
vk.com/public171261252

Написать личное сообщение Добавить в список избранных

Произведений: 27
Получено рецензий: 6
Читателей: 2354

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *