Месяц нисан какой

Месяц нисан какой

Месяц Нисан

19.03.2007 | 39543 | (1)

Рав Элияу Ки-Тов

Этот месяц имеет три названия: «начало месяцев» или «первый месяц», «весенний месяц» и Нисан.

Тора назвала его «первым месяцем», поскольку с него начинается отсчет месяцев в году, а также «весенним месяцем», поскольку в нем обновляются и расцветают растительный и животный миры. Этот месяц наделяет жизнью и богатством.

«Нисан» — это вавилонское название месяца, которое евреи принесли из вавилонского плена. Оно также связано с весной. Слово Нисан того же корня, что ницан — «почка», «бутон» — как оно используется в Писании: «Бутоны (ницаним) показались на земле» (Шир а-ширим 2:12). Наши мудрецы нашли интересное сокращение, скрытое в слове «весна» — אביב (авив): אב י»ב, «отец двенадцати» месяцев. Под этим подразумевается, что подобно тому, как сын получает питание от отца, так каждый месяц года получает от нисана свое, если можно так сказать, «питание». Другими словами, Всевышний прежде всего посылает Б-жественную энергию нисану, который в свою очередь распределяет ее между остальными месяцами года.

Созвездие, связанное с месяцем Нисан — Овен, в честь «ягненка на каждую семью», которого приносили евреи в качестве пасхальной жертвы.

Следует отметить, что еще до того, как евреи получили заповедь о принесении пасхальной жертвы, многие народы, прежде всего египтяне, связывали этот месяц с созвездием Овна, образованном звездами, восходящими в нем, поскольку Овен — это знак богатства. На Святом языке Торы синонимом Овна является слово «Аштерот «(приплод мелкого рогатого скота — во множественном числе) , связанное со словом «богатство» — ведь этот приплод обогащает своего хозяина, а месяц Нисан является источником жизни и благословения в течение всего года.

Египтяне, единственным интересом которых были богатство и физическая сила, обожествили овцу, дающую приплод именно в этом месяце, и поклонялись ей. Однако евреи, задачей которых является служение Всевышнему, получили от Него указание взять ягненка — идола египтян, своих хозяев, зарезать его и принести Ему в жертву. Ибо Он — единственный источник богатства и силы, и обрести их можно только от Него. Таким образом, и евреи, и египтяне считают созвездие Овна знаком месяца Нисан, только евреи связывают его со служением Всевышнему, а египтяне — с идолопоклонством.

Именно так объясняют мудрецы слова Торы: «Оторвите и возьмите себе мелкий скот для ваших семейств и зарежьте песах» (Шмот 12:21) — оторвитесь от идолопоклонства, возьмите себе мелкий скот, зарежьте египетских идолов и принесите пасхальную жертву (Шмот раба 16).

Нисан — всегда «полный» месяц, состоящий из 30 дней, а Рош Ходеш (новомесячье) Нисана продолжается один день.

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Почему? Потому что день освобождения важнее, чем день рождения или любое другое событие. До того, как еврейский народ вышел из египетского рабства, время отсчитывалось от сотворения мира, от момента его обновления после Потопа в дни Ноаха (так, например, в Торе сказано (Берейшит 11:10) : «Шему было сто лет, когда он родил Арпашхада, через два года после Потопа»), от рождения Авраама, от дня, когда Всевышний заключил с ним союз — «брит бейн а-бетарим» (например (Шмот 12:41) : «по истечении четырехсот тридцати лет, в этот самый день…»). Но после того, как евреи вышли из Египта свободным народом, они стали отсчитывать время от дня освобождения. Об этом и говорят слова Торы: «Этот месяц вам — начало месяцев».

Мудрецы, объясняя эту перемену системы отсчета, рассказывают притчу о царе. Когда у него родился сын, он объявил день его рождения ежегодным праздником. Но затем этот сын попал в плен к врагам и провел у них много лет.

День, когда он, наконец, освободился, царь объявил новым великим праздником. Так до того, как евреи попали в Египет, они отсчитывали время от начала своего изгнания и порабощения (от дня заключения брит бейн а-бетарим, когда было предопределено, что рабство будет продолжаться четыреста лет). После того, как они пришли в Египет, были порабощены, стали свидетелями чудес, совершенных для них Всевышним, и вышли на свободу, точка отсчета стала иной, как сказано в Торе: «Этот месяц вам — начало месяцев» (Шмот раба 15) .

В Торе сказано: «Этот месяц вам — начало месяцев, первый он для вас из месяцев года». Как следует понимать слова: «Первый он для вас»? Они означают: «для вашей пользы». Если этот месяц хорош сам по себе, он будет хорош и для вас. Но даже если он сам по себе окажется нехорош, для вас он будет хорош. Так или иначе, в любом случае «первый он для вас» — «для вашей пользы».

«Первый он для вас». Всевышний назван в Писании «Первым»: «Я — первый и Я — последний, и кроме Меня — нет Б-га» (Йешайя 44:6) .

Цион — Храмовая гора — также назван «первым»: «Престол величия возвышен над первым, место святилища нашего» (Йирмия, 17,12) .

Первым названы и Эсав, о котором сказано: «И вышел первый» (Берейшит 25:25) , и Мошиах, о котором сказано: «Первый возвестит Циону: „Вот, вот они“» (Йешайя 41:27) .

Это значит, что Всевышний, который назван «Первым», построит Храм, который назван «первым», накажет Эсава, который назван «первым», и приведет Мошиаха, который также назван «первым». Когда это произойдет? В Нисане, первом месяце, про который в Торе сказано: «Этот месяц вам — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года».

Библейский Календарь.

Счет месяцев:

Названия месяцев — ДРЕВНИЕ И АССИРО-ВАВИЛОНСКИЕ,

число дней в месяце, особые дни

Соответствует месяцам современного календаря

в священном году

в гражданском году

Х

АВИВ, НИСАН 30 дней

14. Пасха

16. Принесение первого снопа жатвы ячменя.

ЗИФ, ИЯР 29 дней

14. Вторая пасха — для тех, кто не мог совершить первую.

СИВАН 30 дней

6. Пятидесятница или праздник седмиц. Принесение начатков жатвы пшеницы и начатков всех плодов земли.

ФАММУЗ (ТАММУЗ) 29 дней

Пост. Взятие Иерусалима.

АВ 30 дней

9. Пост. Разрушение храма Иерусалимского.

ЭЛУЛ 29 дней

АФАНИМ, ТИШРИ 30 дней

1. Праздник труб. Новый год.

10. День очищения.

15–22. Праздник кущей.

БУЛ, МАРХЕШВАН 29 дней

КИСЛЕВ (ХАСЛЕВ) 30 дней

25. Праздник обновления.

ТЕБЕФ 29 дней

ШЕВАТ 30 дней

АДАР 29 дней

Пост Есфири.

14–15. Праздник Пурим.

ВЕАДАР (Вставной)

март — апрель

апрель — май

май — июнь

июнь — июль

июль — август

август — сентябрь

сентябрь — октябрь

октябрь — ноябрь

ноябрь — декабрь

декабрь — январь

январь — февраль

февраль — март

март

В Библии священный год со времени исхода из Египта начинается с весны, с месяца авив, что значит месяц зрелого колоса. Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя. Позже он стал называться нисаном. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху. Другие месяцы названий не имели, лишь в рассказе о постройке храма Соломона приведены финикийские названия трех месяцев: зиф (месяц цветения), афаним (месяц бурных ветров) и бул (месяц произрастания). После вавилонского плена появились приведенные в таблице ассиро-вавилонские названия месяцев.

Гражданский год начинался и кончался осенью.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели. Неделя завершалась субботой, которая была седьмым днем недели, поэтому «день первый» (после субботы) соответствует нашему воскресенью.

Сутки начинали считать с захода солнца (примерно с 18 часов). В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день — на утро, полдень и вечер.

Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на 4 стражи, вошло в употребление понятие «час» — двенадцатая часть дня или ночи. С 18 до 21 часов, по нынешнему счету, была первая стража, с 21 до 24-вторая стража, с 0 до 3-третья стража, с 3 до 6-четвертая стража; счет дневного времени начинался с 6 часов утра, время от 6 до 9 называлось третий час, с 9 до 12-шестой час, с 12 до 15-девятый час, с 15 до 18-двенадцатый час.

Главная→Статьи об изучении языка→ Названия календарных месяцев

Названия календарных месяцев: происки римлян, или почему в феврале — 28 дней

Называя месяцы, европейские державы проявили удивительную солидарность. Убедиться в этом можно, сравнив названия, принятые в разных странах. Например:

Язык

Месяц

Английский

Немецкий

Французский

Испанский

Итальянский

Январь

Февраль

Март

März

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Не правда ли, они все – как под копирку? Это удобно, потому что при определении времени года можно легко сориентироваться в любой стране. Изучение названий месяцев считается одним из самых легких уроков по иностранному языку.

Но чем объясняется такая похожесть?

Все очень просто: в основе всех наименований – древнеримский календарь. Древние римляне в свою очередь называли месяцы в честь своих богов, правителей, важных событий и религиозных праздников.

Однако есть одна особенность: весь календарный год, в зависимости от происхождения названий месяцев, можно разделить на две части. Одна посвящена праздникам и богам, а вторую почему-то называли просто по счету. Но обо всем – по порядку.

Чтобы разобраться подробнее, нужно вспомнить «календарную» историю.

КТО ДАЛ НАЗВАНИЯ МЕСЯЦАМ?

В древности летоисчисление велось по 10-месячному календарю (всего в году было 304 дня), а названия месяцев совпадало с их порядковым номером: первый, второй, шестой, десятый (или unus, duo, tres,quattuor, quinque, sex, septem,octo, novem,decem – по латыни). В VII веке до н. э. было принято решение реформировать календарь – чтобы привести его в соответствие с солнечно-лунным циклом. Так появилось еще 2 месяца – январь и февраль, а год увеличился до 365 дней.

  • Как показывают исследования, в VIII веке до н. э. римляне решили дать названия месяцам. Первым стал март, названный в честь бога Марса. Древние римляне считали его своим прародителем (отцом Ромула, основателя Рима), поэтому и удостоили такой чести.
  • Следующим месяцем (тогда – вторым по счету) стал Aperire, что в переводе с латинского означает «открывать», – в честь наступления весны и появления первых всходов.
  • Римской богине плодородия Майе отдали третий месяц – Maius. В это время было принято делать жертвоприношения, чтобы добиться благосклонности божества и получить хороший урожай.
  • Месяц июнь (четвертый по старому счету) получил свое название в честь жены Юпитера Юноны – богини материнства (лат. Junius).
  • Июль (Julius) – пожалуй, самый известный месяц. Даже многие школьники знают, что римляне посвятили его величайшему правителю – императору Юлию Цезарю.
  • Следующий месяц (шестой, или sextus, по старому счету) был назван в честь преемника Цезаря – Октавиана Августа. Чтобы уравнять двух великих императоров, к августу (Augustus) даже добавили дни (в шестом месяце на тот момент насчитывалось 30 дней, а в пятом, посвященном Цезарю, – 31). Один день в честь императора Августа «забрали» у нового месяца – февраля. Вот почему он – самый короткий в году.

С седьмого и по десятый месяцы сохранили свои обычные названия: седьмой (septem/сентябрь), восьмой (octo/октябрь), девятый (novem/ноябрь) и десятый (decem/декабрь). Видимо, римляне не смогли придумать что-то поинтереснее.

Как уже упоминалось, январь и февраль появились позже. Их названия напрямую связаны с религией. Январь (Januarius) стал именоваться так в честь бога Януса. Он, как считали древние римляне, имел два лица. Одно было обращено в будущее, второе – в прошлое (что символично для первого месяца года, не правда ли?). Февраль (Februum) был назван в честь одноименного обряда очищения от грехов.

В 45 году до нашей эры Юлий Цезарь постановил отмечать начало нового года 1 января. Так мы получили юлианский календарь и всеми любимый праздник.

СЛАВЯНСКАЯ ВЕРСИЯ

Если говорить о славянских названиях месяцев, то в ряде славянских языков и сейчас используются названия славянского происхождения, а не международные латинские. В отличие от древних римлян, наши далекие предки называли календарные месяцы в соответствии с природными проявлениями.

«Аутентичные» славянские названия

  • Январь – сечень (время, когда рубят или секут лес, готовят древесину под новые постройки);
  • февраль – лютый (месяц, когда лютуют морозы);
  • март – березень (время, когда начинают набухать почки на березе);
  • апрель – цветень, квитень (время начала цветения);
  • май – травень (начинает расти трава);
  • июнь – червень.

    Существует 2 версии появления этого названия. Первая – по красному цвету распускающихся цветов, вторая – по появлению в это время личинок насекомого кошемиля, из которых изготавливался краситель красного цвета;

  • июль – липень (в честь цветения липы);
  • август – серпень (пора работы жнецов, когда идет уборка урожая серпом);
  • сентябрь – вересень. По одной из версий месяц получил свое название в честь цветения вереска, по другой – в честь молотьбы зерна, которую наши предки называли «врещи»;
  • октябрь – жовтень (листва на деревьях в это время желтая);
  • ноябрь – листопад (пора, когда деревья роняют свою листву);
  • декабрь – снежень, грудень (в это время падает снег, земля превращается в мерзлые грудки).

Теперь вы знаете, как появились наименования 12 месяцев. А какая версия больше нравится вам – латинская или славянская?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *