Месячные и церковь

Месячные и церковь

Часовня

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: часовня

3 буквы
Рис В каждом доме на острове есть одна или две часовни, обращенные к Священной горе, которые предназначены для приношений богам и предкам семей
5 букв
Львов Кафедральный готический собор (14-15 веков) с ренессансными капеллами Боимов и Кампианов (обе 17 век), часовня Трех святителей (16 век), «Черная каменица» (конец 16 — начало 17 веков) в стиле Возрождения, барочные арсенал (18 век), костелы бернардинцев (17 век), иезуитов (17 век), доминиканцев (18 век), собор святого Юра (18 век).
6 букв
Крипта В средневековой западноевропейской архитектуре — часовня под храмом (обычно под алтарной частью), использовавшаяся как место для почётных погребений
7 букв
Капелла (позднелатинское capella) Католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и так далее
Каплица — Часовня (обычно католическая или лютеранская).
Часовня — 1) Небольшое церковное строение с иконами, но — в отличие от церкви — без алтаря
8 букв
Капеллан Капеллан — в католической и англиканской церквах: 1) священник при часовне (капелле) или домашней церкви, а также помощник приходского священника; 2) священник в армии
Подворье 4) Принадлежащий архиерею или монастырю дом в городе (обычно с церковью или часовней) для приезжих духовных или монашествующих лиц
Часовник — То же, что часослов
11 букв
Перекресток Христиане же ставили на перекрестках дорог кресты, часовни, статуи Мадонны и тому подобное
12 букв
Псевдоготика К ранним памятникам псевдоготики относятся искусственные руины, беседки и часовни, виллы
Светицховели Небольшая часовня, встроенная в южный неф храма, датируется 13-14 вв
Похожие запросы: часовня • 5 букв • 6 букв • 12 букв • 7 букв • 3 буквы • 11 букв • 8 букв
Смотрите также: • Староста 4 буквы • Карфаген 7 букв • Три мушкетера • Герольд 9 букв • Серьги • Льняные ткани 7 букв • Реки в Томской области 5 букв • Приставка • Притоки Васюгана 6 букв • Басман
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Ссылка на эту страницу:

Почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Обычно люди идут в церковь тогда, когда они нуждаются в поддержке своей веры в Бога, хотят помолиться за своё и здравие близких, для исполнения ритуала крещения, венчания, спросить совета и просто быть ближе к Всевышнему. Православная религия в отличие от ислама не накладывает жёстких ограничений для женщин в посещении храма Господнего, но рекомендует всё-таки воздержаться от посещения церкви во время менструации. Поэтому планирование православных ритуалов христианами должно происходить с учётом дней цикла женщины.

Можно ли и почему нельзя ходить в церковь во время месячных? – ответы на эти вопросы кроются в истоках и традициях православной веры и связаны с физической «нечистотой» женщины в этот период.

Почему именно женщине нельзя ходить в церковь, когда у неё идут месячные?

Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.

Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:

  • для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
  • для женщин во время месячных выделений.

Причин считать, почему в эти периоды женщина может быть «нечистой», несколько.

Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.

Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.

Можно ли идти в церковь с месячными?

В зависимости от того, какого мнения на счёт причины запрета придерживается настоятель той или иной церкви, принимается решение в вопросе «можно ли ходить в храм во время месячных?». Есть те священнослужители, которые не видят ничего дурного в посещении женщиной церкви во время критических дней, а есть и такие, которые категорически против такого явления.

По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни.

Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.

Можно ли заходить в церковь во время месячных?

На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.

Отношение Нового Завета к «нечистоте»

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысливает эту тему. Прошлое миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет — оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14, 6).

Спаситель прикасается к мертвым — вспомним, как Он прикоснулся к одру, на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9, 22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, — говорит ап. Павел, — что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14,14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом — свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные как естественные процессы нашего организма не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например, для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Отношение римских епископов к «нечистоте»

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время — и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

Отношение Православной Церкви к «нечистоте»

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна соблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они , если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговернейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более категоричны (женщина в эти дни вообще не должна посещать храм), другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же — почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем.

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная — креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться?

Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, можно сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание — оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать. Ссылка некоторых батюшек на «каноны» не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали — это св. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви.

Что же можно порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

Женщина в церкви

Мы продолжаем серию бесед с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе отцом Сергием Ереминым. Сегодня наша тема о женщине в церкви.

— Есть такое мнение, что роль женщины в православной церкви занижена. Но это в корне не верно, как раз наоборот! Из всех земных людей именно женщину назвали «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Богородица стоит превыше ангелов. О каком догматическом унижении женщины может идти речь? В православии женщина наравне с мужчиной участвует в священных таинствах, за исключением таинства священства.

-Тогда почему женщина не может стать священником, как мужчина, почему во время крещения ее не заносят в алтарь?

— В некоторых христианских конфессиях, например у англикан, женское священство есть. Более того, оно существовало в христианстве в первые века, так называемый институт диаконисс. Они несли определенные церковные обязанности, в том числе на их попечении были различные социальные вопросы, они имели право входить в алтарь, прикасаться к священным предметам, помогали при богослужении, однако сами его не совершали. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

Мнение православной церкви – священником должен быть только мужчина, как образ Господа Иисуса Христа. Как последователь дела апостолов, которые все тоже были мужчинами. Что же касается крещения, то действительно, в алтарь заносят только мальчиков, как возможных, в будущем, священнослужителей.

— Вопрос интимный. Во время «критических дней» женщина считается «нечистой», ей если и разрешается быть в храме, то касаться икон, креста, причащаться запрещается. Знаю, что есть ограничения и после родов. Почему? Ведь в том нет ее вины, за что же ее наказывают?

— Происхождение запретов о нечистоте после истечений, берет свое начало в Ветхозаветной эпохе. У иудеев существовал целый ритуал очищения после этих дней. Более того, женщина на это время удалялась из дома и жила в отдельном помещении, потом совершала ритуальное омовение и только затем могла вернуться в дом к своему мужу.

Если мужчина случайно коснется женщину в этот период, он сам считался «нечистым» до конца дня. Практически во всех религиях всегда существовал запрет на интимную жизнь во время «критических дней», что вполне физиологически обоснованно. И сегодня этот запрет современному человеку видится разумным с медицинской точки зрения. В дохристианские времена в храмах совершались многочисленные жертвоприношения, кровь буквально текла рекой. Подвигом и страданиями Иисуса Христа это было прекращено, на литургии приносится бескровная жертва и всякая кровь в храме не допускается. Поэтому не разрешается приносить в храм мясо, чтобы случайно не запачкать пол кровью. Поэтому и появился запрет не посещать храм женщине в определенные дни.

В те времена не существовало современных средств гигиены, более того, не было и даже нижнего белья. Сегодня этот запрет не актуален, женщина может посещать храм, молиться, ставить свечи, подавать поминальные записки в любой день, если это продиктовано велением ее сердца. Однако, действительно, существует благочестивый обычай не принимать таинства причастия в эти дни. И это вовсе не наказание, женщина не в чем не виновата. И это не категорический запрет. В период тяжкой болезни или под угрозой смерти Церковь допускает женщин к Таинствам. Если женщина тяжко болеет и умирает и при этом она находится в своем «женском» состоянии, священник даже обязан ее причастить Святых Христовых Таин. Также считается необходимым причастить роженицу, если та умирает. То есть, нет прямых запретов. Существуют разные мнения на этот счет. Например, вот это: «Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. (Послание Свят. Афанасия Великого к монаху Аммуну около 356 г.).

Патриарх Сербский Павел: » И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил ее, сказав: «вера твоя спасла тебя». Женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью, и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении». Но в то же время Патриарх Павел в отношении причащения выдвигает такое мнение: «Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная — креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Святой Дионисий Александрийский, правило 2: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи — не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

В каждом конкретном случае все решается индивидуально, и духовник подскажет женщине, как правильно поступить. Но, скорее всего, благочестивая женщина сама воздержится от принятия Святых Тайн на это время.

По поводу времени после родов, исчерпывающий ответ находим у святого Григория Двоеслова, Вот что он ответил на вопрос архиепископа англов Августина:

«Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка (Левит 12:4-5). Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: «В болезни будешь рожать». Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества… Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать.

Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью…»

— Хочу задать вопрос, который, как говорится, «завяз в зубах». И все-таки: может ли женщина входить в храм в брюках?

— Запрещая брюки для женщин, ссылаются на Священное Писание, что женщина не должна носить мужскую одежду (равно как мужчина – женскую). Но давайте разберемся. Конкретно о брюках там нет ни слова. Во времена Христа штанов вовсе не носили, за исключением варваров, которых в храм точно не пустили бы. В Шотландии юбка (килт) – исключительно мужская одежда. Есть женские брюки, есть мужские. И всякий человек в состоянии отличить одно от другого, во всяком случае, он без труда распознает, если мужчине вдруг придет фантазия обрядиться в женские брюки. То есть, это женская одежда и никакого противоречия в том, что женщина пришла в храм в брюках, я не вижу. Другое дело, какие это брюки (или даже юбка)? Одежда не должна быть вызывающей, соблазнительной. Храм – не то место. Нужно подумать и о тех, кто тоже пришел в храм.

Не следует одевать вещи с глубоким декольте, обтягивающую и демонстрирующую все прелести фигуры, слишком короткие юбки, шорты (касается и женщин, и мужчин). То есть, идя в храм, подумайте, что это за место. Но в то же время, не надо демонстрировать своей одеждой вселенскую скорбь. К сожалению, в наших храмах часто приходится видеть такую картину. Даже малолетних девочек одевают, как маленьких старушек. Ведь богослужение – это праздник, он должен излучать радость. Наши предки старались одеть в храм свою лучшую, праздничную одежду. А сегодня стремление придерживаться канонов превращается в гротеск.

В подтверждение этих слов отца Сергия мне попалась заметка четырехлетней давности. Вот что по этому поводу сказал будущий Патриарх Всея Руси (А.Г.):

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.
«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом», — заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.
В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы «Слово пастыря» письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.
«Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета», – подчеркнул представитель Московского патриархата».

(По материалам «Религия и СМИ», 29.11.2006 г.)

И еще, женщина должна быть с покрытой головой. Вообще, платок — это неотъемлемый атрибут замужней женщины. Покров на голове замужней женщины, говорит апостол Павел, есть знак для Ангелов, то есть что она замужем. Поэтому на всех древних иконах с непокрытой головой изображены только девы, что говорит об обычае Церкви покрывать голову женщины лишь после замужества. Однако у нас традиционно сложилось, что и девочки, и девушки в храм одевают платок. Но если они его не наденут – греха в том нет.

— Еще немаловажный вопрос для женщины. Можно ли пользоваться косметикой, собираясь в храм?

— Тут встает встречный вопрос: для чего? Мы понимаем, что Бог прежде всего взирает на сердце и душу, а не на тональный крем и пудру. Однако Церковь всегда настороженно относилась ко всему неестественному и искусственному. Одно дело, сдержанная, неброская косметика, женщина накладывает макияж ежедневно, перед выходом из дома на улицу. У нее и мыслях нет кого бы то ни было соблазнять, привлекать мужское внимание. Это привычка, образ жизни, дань современному обществу, если хотите. Так же она приходит и в храм. И другой случай – «боевой и вызыващий раскрас», когда все в женщине кричит: «Я свободна! Я готова к новому знакомству, я поощряю флирт! Обратите на меня внимание!» В таком виде место на дискотеке или в ночном клубе, но никак не в храме. И в любом случае, идя в храм, хотя бы из уважения к другим прихожанам следует отказаться от губной помады. Согласитесь, негоже оставлять отпечатки своих губ на иконах, кресте, лжице и чаше для причастия.

Записала Анна Гамзина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *