Мария гатчинская икона в чем помогает

Мария гатчинская икона в чем помогает

Петербургская святая посылает вещие сны

Священный синод Русской православной церкви под председательством патриарха Алексия II 17 июля пополнил список российских святых. Среди канонизированных мучеников есть и монахиня Мария из Гатчины.

Чудесное спасение

Могилка матушки Марии на Смоленском кладбище

— В народе матушку Марию давно святой считают, — рассказала нам петербурженка Анна Павловская. — Потому что она до сих пор чудеса творит. Я сама могу свидетельствовать. В том году было мне очень тяжко, болел ребенок, я ночи не спала. Одна знакомая женщина посоветовала сходить на могилку матери Марии и помолиться. Я пошла. Молилась долго, но ничего не произошло. Я уже было отчаялась, а ночью вижу сон — женщина с очень белым лицом говорит, а губы у нее не шевелятся. Кое-как разобрала слова: «Дом сгорит, уноси ребенка!»
Утром Анна Васильевна стала думать, куда можно увезти дочь. Родственников и знакомых, у которых можно пожить, у нее нет. Но и не последовать совету она не могла. В конце концов вызвала «скорую». Сказала, что дочке стало хуже, и упросила принять их в больницу. А через два дня муж позвонил — был пожар! Квартира этажом ниже вся выгорела. Анна Васильевна уверена, что точно сама задохнулась бы в дыму и не успела бы ребенка вынести…

Готовься к ссылке

При жизни монахиня Мария тоже предсказывала людям будущее. Отвести беду было не в ее силах, но она предупреждала, чтобы человек мог подготовиться. Жительница Гатчины Зинаида Пугачева рассказала нам историю, которую узнала от своей матери Ольги Николаевны:
— Однажды бабушка взяла с собой в Гатчину мою маму, тогда еще 9-летнюю девочку. Бабушка хотела спросить у матушки Марии совета, как ей быть. Ходили слухи, что будут раскулачивать крепких крестьян. А мои родные были довольно зажиточными, потому что работали много. Мария встретила гостей очень приветливо. Особенно моей маме запомнилось ее лицо необыкновенной красоты, словно высеченное из мрамора. Матушка сказала: «Твою семью ожидает трагедия. Хозяина посадят в тюрьму, где он и сгинет. Семья распадется, а ты вот с этой девочкой поедешь через всю страну в ссылку».
Через пять лет все случилось, как сказала святая: ночью в дом ворвались какие-то люди. Дедушку арестовали и увезли в тюрьму. Бабушке разрешили взять маленький узелок с вещами, погрузили на подводу и повезли на станцию Александровскую. Там был целый эшелон раскулаченных крестьян, их отправили в ссылку в Красноярский край. Вместе с бабушкой поехала и моя мама, четырнадцатилетняя девочка. Долгих пять лет они проработали на лесоповале. Когда им удалось вернуться домой, им сказали, что дедушка умер в тюрьме. Где его могилка, мы так и не знаем. Так сбылось предсказание матушки Марии.
Маме Зинаиды Пугачевой Мария Гатчинская предсказала будущее.

Дар в обмен на боль

Откуда у матушки Марии этот дар? Может, он был дан ей за страдания? Судьба Лидии Леляновой, так ее звали в миру, выпала непростая. Родилась она в 1874 году в Петербурге, в богатой купеческой семье. Получила хорошее образование, считалась завидной невестой. Но внезапно 16-летняя девушка тяжело заболела. Врачи подозревали болезнь Паркинсона. Ее тело потеряло подвижность, лицо стало похожим на маску. Говорить Лидия могла только сквозь зубы, медленно и монотонно.

Помочь не смогли ни медики Петербурга, ни заграничные светила. Ведь болезнь Паркинсона до сих пор считается неизлечимой. Больные люди страдают приступами раздражительности и повышенной возбудимости, они часто становятся капризными. Но Лидия не поддалась болезни. Она, напротив, стала чрезвычайно кроткой и непритязательной. Сосредоточилась в себе и проводила время в постоянных молитвах. Без малейшего ропота переносила свое тяжкое состояние. И случилось чудо — у девушки проявился дар утешения скорбящих.
В 1909 году родные перевезли Лидию в Гатчину. Она поселилась в комнате на втором этаже небольшого домика около от Павловского собора. Около этой комнатки люди, приехавшие со всех концов России, часами ждали своей очереди, чтобы поговорить с Лидией, спросить у нее совета или просто попросить благословения.
«Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решив принять сан диакона, — писал в своих воспоминаниях очевидец, учитель Иван Андреевский. — Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая».

ПОДРОБНОСТИ
Калека-антисоветчица

В 1922 году Лидия приняла постриг и стала зваться монахиней Марией. Она по-прежнему продолжала утешать людей. Новым властям это очень не нравилось. 17 февраля 1932 года мать Мария была арестована в ходе акции по «изъятию монашек и монахов», которую ОГПУ проводило тогда по всей стране. Ее бездвижное тело за руки стащили с постели и поволокли к грузовику. Женщине было предъявлено обвинение по статье 58-10. В деле говорилось: «Участвует в нелегальных сборищах, где читает Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию».
В доме предварительного заключения монахиню продержали недолго и переправили в Александровскую больницу. Через месяц передачи для матери Марии принимать не стали. Родным сказали, что она умерла. От нянечек двоюродной сестре удалось узнать, что бедняжке сделали операцию — подрезали сухожилия. Этого она не перенесла. Тело выдали для погребения, предупредив делать это без большой огласки.
За несколько дней до смерти матери Марии выездная сессия коллегии ОГПУ вынесла ей приговор: «Лишить права проживания на три года в центральных и пограничных областях с прикреплением к избранному месту жительства», что означало высылку в глухую провинцию. Но мученица уже обрела покой в другом месте — на Смоленском кладбище, неподалеку от могилы Ксении Петербуржской.
Весть о том, где похоронена Мария Гатчинская, быстро разнеслась по городу и окрестностям, и ее могила вскоре стала местом паломничества. С нее до сих пор берут землю, деревянное маслице из неугасимой лампады, огарки свечей…

СПРАВКА «КП»

В Соборе новомучеников и исповедников российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек.
Уважаемые читатели, а вы получали когда-нибудь помощь свыше? Ваших звонком мы ждем сегодня 3 августа по телефону 310-34-21 с 12.00 до 13.00.

Чудеса исцеления по молитвам перед иконой

Через два года после пожара произошло событие, которое еще больше усилило веру народа в целительную силу чудесным образом сохранившейся иконы: исцеление мальчика-эпилептика. Он родился в семье состоятельного биржевого чиновника Константина Петровича Грачева и его жены Александры Петровны. Мальчик появился на свет семимесячным и больным, ему требовалось регулярное врачебное наблюдение, которое родители старались ему обеспечить. Его назвали Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. И родители, и старшая сестра Екатерина очень любили его. Но несмотря на любовь и уход врачей, ребенок развивался очень медленно: в 1,5 года он еще не умел держать головку, до 3 лет у него не прорезывались зубы, только в 5 лет он начал ходить. Справедливости ради необходимо отметить, что в умственном развитии он не только не отставал от своих сверстников, но и в чем-то даже опережал их. Так, уже в 5 лет он, кроме родного русского языка, уже мог неплохо изъясняться по-французски.

В 1886 году родители умерли, и дети остались сиротами. Коле едва исполнилось 10 лет, Катя была на 16 лет старше. Смерть родителей тяжело отразилась на мальчике: у него произошел судорожный припадок прямо в день похорон матери. О том, что происходило дальше, лучше всего могла рассказать сестра Коли, оставившая воспоминания о своем брате, иеромонахе Николае Грачеве, который после произошедшего с ним чуда всем сердцем обратился к Господу. Катя была крестной матерью Коли, очень любила его и заботилась о нем после смерти родителей. Она писала, что первый припадок, к сожалению, был не единственным. В последующие годы эпилептические припадки участились, ни один из докторов не мог помочь. Мальчик сильно ослабел, часто во время припадков он падал и ушибался или обжигался. Наконец один из врачей сказал, что вылечить Николая нельзя и что его ждет скорый паралич. Припадки настолько участились, что происходили до 8 раз в день. Екатерина совсем отчаялась, но уповала на помощь Божию. И она пришла. Вот как это произошло: «Двадцать шестого октября 1890 года после припадка Коля стал хуже ходить. Скоро ноги оказались парализованы: он не чувствовал уколов булавки. Двадцать пятого ноября отнялись и руки…

Коля быстро слабел, 27 ноября его причастили. Я сама, четыре года молившая Бога об исцелении брата, видя его лежащим без движения, стала молиться лишь об избавлении несчастного от страданий, о смерти его… Особенно сильный припадок был ночью со 2 на 3 декабря. Брат страшно мучился. Конвульсии, вернее, лишь подергивания рук и ног не прекращались ни на минуту. Лицо исказилось, из багрово-красного стало темно-синим, голова тряслась, тело неестественно изогнулось. Припадок продолжался с 9 часов вечера до 6 часов утра. Я прилегла, измученная многими бессонными ночами. В это время и совершилось великое чудо. Брат лежал совершенно обессиленный. Вдруг вся комната осветилась… Он слышит тихий голос: „Николай!“ Перед ним сама Царица Небесная, с приподнятыми руками и в таком одеянии, как на иконе „Всех скорбящих Радость“ (с монетами). С одной стороны святитель Николай, с другой – святитель в белом клобуке, с крестом… Возле Богородицы – два ангела, и за ними сонм святых. Матерь Божия тихо сказала: „Поезжай в часовню, где упали монеты, шестого числа ты исцелишься, но ранее никому не говори…“

Настало шестое декабря – день ангела больного… Прислуга стала одевать брата, что оказалось очень затруднительно – ведь он был недвижим. Наконец его одели, снесли с лестницы и, как малого ребенка, положили мне на колени. Путь был далекий (верст девять-десять). На углу Невского и Литейного проспекта с ним сделался припадок. Мне трудно было его держать… Когда мы доехали до часовни, добрые люди помогли мне вынести брата. Молебен только что начался, молящихся было немного, человек шесть – восемь. Колю положили перед святой иконой, под голову вместо подушки я подложила муфту – он всегда так сильно бился головой. Припадок возобновился в сильнейшей степени: стоны, скрежет зубов больного заглушали чтение святого Евангелия. Вдруг конвульсии сразу прекратились. Так никогда не бывало: обычно конвульсии постепенно делались слабее и припадок медленно проходил, а тут Коля сразу утих, лежит и не шевелится…

Запели кондак „Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды“. Кто-то из молящихся приподнял брата, приложил к чудотворной иконе Богоматери и, не зная, что он разбит параличом, а считая только за припадочного, поставил его на ноги. Я вскакиваю с колен, кого-то толкаю, спешу поддержать брата – а он поднимает недвижимую до того руку и крестится. Все это произошло в одно мгновение – лишь только болящий приложился к святой иконе. Ничего не понимая, не веря своим глазам, я хочу поддержать его, но он отстраняет мою руку и тихо говорит мне: „Благодари Бога, я исцелен“ – и отходит от святой иконы, чтобы не задерживать молящихся, дать им возможность приложиться…»

Таких свидетельств подобных чудесных деяний помощи и избавления от недугов было множество, и не только перед иконой «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», но и перед Тихвинской иконой Богородицы, и все интересующиеся, несомненно, легко найдут материалы о них.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мнемосина

У этого термина существуют и другие значения, см. Мнемозина (значения).

Мнемосина

Мифология

древнегреческая мифология

Сфера влияния

память

Пол

женский

Отец

Уран или Зевс

Мать

Гея или Климена

Дети

Клио, Каллиопа, Мельпомена, Урания, Эвтерпа, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Талия, Аониды, Мелета, Мнема и Фелксиноя

Медиафайлы на Викискладе

Мнемози́на, Мнемоси́на (др.-греч. Μνημοσύνη) в древнегреческой мифологии — богиня, олицетворявшая память, титанида, дочь Урана и Геи (либо Зевса и Климены).

Мать Муз, рождённых ею от Зевса (Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа) в Пиерии. Зевс соблазнил её в образе пастуха. Девять ночей к ней на ложе восходил Зевс; она родила Муз в Пиерии. Её называют «царица высот Элевфера» (Гесиод).

Согласно сообщению Павсания, в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты (забвения) и Мнемосины (памяти).

В беотийской Лейбадее(Беотия) при оракуле Трофония был источник Леты (Забвение), из которого пили воду намеревавшиеся вопросить бога, и источник Мнемозины (Память), из которого пили уже получившие ответ. Здесь же стоял трон Мнемозины, которая, по верованию молящихся, помогала удерживать в памяти виденное и слышанное Павсания( IX 39, 8).

Мнемозина почиталась и обыкновенно изображалась вместе с музами.] Мнемосина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океана — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию истоков, начал.

В истолковании она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий. Ей посвящён LXXVII орфический гимн.

В честь Мнемозины назван астероид (57) Мнемозина, открытый в 1859 году.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.161
  2. Гигин. Мифы. Введение 31
  3. Гесиод. Теогония 915—917; Гимны Гомера III 429; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 3; 3, 1
  4. Антонин Либерал. Метаморфозы 9, 1
  5. Овидий. Метаморфозы VI 114
  6. Гесиод. Теогония 53-62; Нонн Панополитанский. Деяния Диониса XXXI 169
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 67, 3

«Помнить Бога важнее, чем дышать»

23 мая — день памяти блаженного старца Афанасия (Митилинеоса), который был призван в жизнь вечную в 2006 году, в возрасте 79 лет. В 2017 году исполняется 90 лет со дня его рождения.

Старец был настоятелем монастыря Успения Пресвятой Богородицы и святого Димитрия, в прибережном регионе Стомио, в 50 км от города Ларисы. Он обладал даром духовного рассуждения и, по свидетельствам его духовных чад, пророческим даром. Тысячи людей стекались к нему, чтобы услышать его проповедь. Старца очень почитают в Греции и на Святой горе Афон. Сегодня мы хотим поделиться с вами одним наставлением блаженного старца.

О непрестанной памяти Божией

Архимандрит Афанасий (Митилинеос) Память о Боге — это именно та добродетель, которая удерживала Иосифа от греха, когда он, совсем ещё молодой и одинокий, оказался в Египте — стране, известной своей безнравственностью и идолопоклонством (Быт. 39, 1—20).

Что же такое память Божия? Это то, о чем святитель Григорий Богослов сказал: «Помнить Бога важнее, чем дышать». Поскольку мы, пока живы, не перестаем дышать — мы также должны постоянно хранить память о Боге.

Вы спросите: как же это возможно? В реальном мире мы должны ежедневно работать, ходить в школу, учиться, постоянно решать множество различных задач: разговаривать, слушать, двигаться, водить машину и уделять внимание всем членам нашей семьи. Как мы можем при этом ещё и непрестанно помнить о Боге?

Дело в том, что память о Боге должна храниться очень глубоко, в самых глубинах нашей души — в нашем подсознании. Это совсем не означает, что мы должны постоянно читать и говорить о Боге. Мы можем заниматься нашими повседневными делами, не теряя ощущения Его присутствия.

Мы делаем подобное и в других сферах нашей жизни. Предположим, ваш отец спит в одной из комнат дома, и вы должны быть осторожны, чтобы не разбудить его. Тогда вы обнаружите, что перешли на шепот, разговаривая с родными или друзьями. Вам не нужно напоминать себе каждую секунду, что ваш отец спит, просто вы храните память об этом в глубине души.

Другой пример. Предположим, вы спите на верхней двухъярусной кровати в лагере. Если в обычной вашей кровати вы беспечно крутитесь и переворачиваетесь с боку на бок, здесь вы ведете себя осторожно. Что-то внутри вас бодрствует. Даже несмотря на то, что ваше тело спит, вы помните в вашем подсознании, что лежите на высоком месте и не можете двигаться свободно. Именно эта память удерживает вас от падения с высоты.

Точно так же память о Боге не является чем-то, о чем следует навязчиво думать. Это чувство, которое постоянно хранится в душе. Однако этому хранению нужно учиться.

Да, друзья мои, этому нужно учиться — постоянно хранить память Божию. Это чрезвычайно важно: чувствовать, что Господь всегда находится рядом с вами, следит за вами, следует за вами, защищает вас, готов помочь вам в любую минуту. Это воспоминание о Боге становится щитом, защитой и крепостью для верующего. Это защищает верующего от всякого вреда, от идолопоклонства и греха.

Когда Иосиф был искушаем, когда его соблазняли самым провокационным способом, он защитил себя памятью о присутствии Вездесущего Бога. Он сказал: «Как я могу совершить это злодеяние в присутствии моего Бога?». Так Иосиф был спасен от тяжкого греха, сохранив память о Боге в повседневной жизни.

Напротив, когда мы забываем о Боге, — это очень серьезный грех. Он берет начало от одной из семи смертельно опасных страстей. Эта страсть — духовная лень. Лень порождает забывчивость и невежество. Забвение о Боге может стать причиной многих, многих греховных проступков, в то время как постоянная память о Боге служит духовным компасом для путешествия в рай. Память Божия увеличивает наше благочестие, нашу духовность и любовь ко Господу.

Человек, чье сердце полно памятью о Боге, освобождается от культа вещей

Если мы будем хранить память о Боге, то научимся ценить окружающий нас мир и ежедневно радоваться. Когда увидим прекрасный цветок — сразу подумаем: «Какую прекрасную лилию создал Бог!». Когда выдастся чудесная погода, и мы залюбуемся лазурно-голубым небом и тихо падающими снежинками, — прославим премудрость Творца, создавшего эту красоту.

Кроме того, память о Боге развивает в нас желание зреть лицо Бога (Откр. 22, 4) и переносит наши желания с земного на небесное. Мы перестаем привязываться к земным вещам, ко всему тленному. Материализм — это бедный и безжизненный заменитель, который люди начинают ценить по причине отсутствия общения с Богом, и это болезнь, которая охватила подавляющее большинство современных цивилизаций и культур.

Но человек, чье сердце полно памятью о Боге, освобождается от культа вещей. Такой человек перестает испытывать потребность в побрякушках и земных наслаждениях. Его тело находится на земле, но его разум заботится о возвращении потерянного рая. Человек, стяжавший память о Боге, не попадает в современные ловушки комфорта, вещей и технологий.

Что еще более важно, память о Боге в наши дни становится противоядием от эпидемии одиночества, отчуждения и изоляции среди толпы. Атеизм несет ответственность за широко распространенные сейчас психоэмоциональные заболевания. Я могу свидетельствовать: если бы у меня не было памяти о Боге, если бы я не знал Его — моя жизнь стала бы совершенно бессмысленной. Смысл моей жизни рождается от памяти о Боге.

Смысл моей жизни рождается от памяти о Боге

Если мы не верим в Царство Божие, то на что надеяться? Без этой блаженной надежды (Тит. 2, 13), подобно святому Павлу, я задаю себе вопрос: что такое жизнь? Почему мы существуем? Может быть, мы все — просто пыль на ветру, как говорится в песне? Одиночество и изоляция — это великая чума, зараза экзистенциализма и нигилизма, сравнивающих жизнь человека с жизнью капли дождя, которая попадает в огромный океан вечности и исчезает навсегда. Несомненно, отсутствие веры и памяти о Боге — одна из основных причин депрессии, уныния, злоупотребления наркотиками и алкоголем, попыток самоубийства и многих других бед.

Если мы научимся хранить память о Боге — мы почувствуем любовь и заботу нашего всемогущего Небесного Отца, Источника надежды, радости и блаженства.

Имея память о Боге, мы также чувствуем Промысл Божий в нашей жизни. В трудные времена, когда дела идут не так, как надо, и выглядят мрачно, мы можем выстоять, подумав: «Разве Бог умер? Нет, Бог всегда рядом! Так почему мы часто поступаем так, словно Он умер?». Если бы люди знали, как помогает эта мысль в минуту отчаяния!

Бог — наш непогрешимый проводник в жизни

Я поделюсь с вами одной историей. Одна молодая женщина и ей пятилетний сын потеряли мужа и отца семейства. Несколько недель женщина плакала и постоянно повторяла: «Что мы будем делать?». Она была полна отчаяния. В какой-то момент мальчик повернулся к ней и спросил: «Мама, а Бог тоже умер? Папа умер, но умер ли Бог?». И тогда мать внезапно опомнилась, пришла в себя и нашла в себе силы жить дальше. Итак, память о Боге укрепляет нашу веру в Его Промысл и в Его руководство. Бог — наш непогрешимый проводник в жизни.

Наконец, память о Боге наполняет нас истинной духовной радостью, радостью не этого мира. Давид пишет: Вспомнил я Бога — и возвеселился (Пс. 76, 3). Святой апостол Павел среди плодов Святого Духа одним из первых называет радость. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Радость — это дар Бога Его чадам, которые молятся Ему. И эта радость не имеет никакого отношения к кратким земным наслаждениям и быстро проходящим удовольствиям от приобретения новой машины, новых часов или даже новой должности или нового диплома.

Это другая радость — радость Святого Духа, которая сопровождает всех, кто неустанно помнит Бога. Давайте молиться о том, чтобы все мы, молодые и старые, могли радоваться той неиссякаемой радостью, которую рождает память о Боге.

Старец Афанасий с духовными чадами

И всех, кто помнит Бога, — Бог также помнит, как и не признает тех, кто прожил жизнь без памяти о Нем. Страшно быть христианином, но не вспоминать о Боге и услышать от Христа в конце времен: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Лк. 13, 27). В Деяниях апостолов мы читаем, как ангел сказал Корнилию: Услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом (Деян. 10, 31). Итак, Корнилий ежедневно вспоминал о Боге в своих молитвах, и поэтому Бог также помнил о нем. Он послал апостола Петра крестить Корнилия и его семью и сделал их членами Его Церкви!

Мария Гатчинская святая преподобномученица

Святая исповедница веры, обладавшая даром прозорливости и молитвенного утешения скорбящих и страждущих, еще при жизни пользовалась таким почитанием, что ее называли святая мать Мария, а ее скромный дом сделался местом всеобщего паломничества.

При рождении будущая святая Мария Гатчинская получила имя Лидия и была дочерью петербургского купца Александра Ивановича Лелянова, владельца небольшого завода и собственного дома на нынешнем Московском проспекте. Александр Иванович скончался, когда Лидии было три года, и с этого момента начались ее беды.

В подростковом возрасте Лидия перенесла энцефалит, после которого ее поразила болезнь Паркинсона, постепенно лишавшая девушку возможности двигаться. На выпускные экзамены в гимназию Лидию привезли в инвалидной коляске, а еще через некоторое время ей стало трудно даже сидеть. У семьи были средства для лечения за границей, но ничто не помогало — с каждым годом состояние больной ухудшалось, и к сорока годам бедная женщина могла лишь неподвижно лежать на спине, руки и ноги ее бездействовали.

Казалось бы, в таком состоянии впору прийти в самое черное отчаяние, но будущая мать Мария, напротив, обрела успокоение. «Она обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние», — писал о матушке Марии ее первый биограф, протопресвитер Михаил Польской.

Конечно, подобное утешение далось нелегко и не сразу — сначала матушка сильно страдала от плотской брани, но позже, пройдя через этот опыт, получила дар понимать и утешать других: «Уткнитесь в подушку и плачьте — и почувствуете Христа, узнаете, какой Он любящий, какой чистый», — говорила она.

Мария в Гатчине

За несколько лет до того, как страдалица обрела полную неподвижность, семья переехала в Гатчину и поселилась в небольшом двухэтажном доме на улице Багговутовской (ныне улица Карла Маркса). Именно сюда начали стекаться к матушке Марии самые разные люди — от простых крестьян до генералов и архиереев. Все они жаждали духовного совета и утешения. Будущий священномученик митрополит Вениамин Петроградский написал ей на своей фотографии: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». Именно по благословению владыки Вениамина Лидия постриглась в монахини с именем Мария в честь равноапостольной Марии Египетской.

Десять лет после пострига продолжалось служение матушки Марии. Она продолжала лежать на спине, но теперь ее с головы до пят укрывала черная мантия, а на голове был монашеский апостольник. Она не владела своими руками, но по ее просьбе сверху на мантии всегда лежали четки. За матушкой ухаживала ее младшая сестра, Юлия Александровна. Она же распределяла между нуждающимися деньги и продукты, которые приносили в благодарность матушке те, кто их имел.

После Октябрьской революции

Среди бедных и скорбящих после разразившейся Октябрьской революции оказалось много людей «из бывших»: одним из частых посетителей матушки Марии был генерал Епанчин и его семья. Приходили и самые простые люди — одна из жительниц Гатчины вспоминала, что ее часто спрашивали на улице: «Где живет святая Мария?» О ней распространилась слава не только доброй советчицы и великой утешительницы, но и чудотворицы: говорили, что если матушка Мария о чем-нибудь помолится, то это непременно сбудется.

Кроме того, стал известен ее дар прозорливости: сохранились свидетельства людей, которым матушка с точностью предсказывала события их жизни, от ближайших и самых простых, вроде возвращения домой пьющего мужа, до отдаленных и трагических, таких как последовавший спустя пять лет арест главы семьи и высылка в Сибирь его жены с детьми.

Кроме того, мать Мария Гатчинская была покровительницей всех увечных, страдающих, как она сама: у нее находила утешение слепая дочь генерала Епанчина, инвалид Лилия Тюлина при поддержке матушки занималась иконописью, а мать безрукого юноши нашла работу, помогая в доме по хозяйству.

Хранительница веры

Но, пожалуй, главной заслугой матушки Марии было то, что в безбожное время, наступившее после революции, она помогала сохранить в сердцах людей веру. Вокруг нее собралась небольшая община девушек, которые хотели продолжать молиться, читать Священное Писание, помогать ближним. Участницы этого малого сестричества особым образом чтили память не так давно скончавшегося св. Иоанна Кронштадтского, ходили по домам верующих на праздники, посещали больных, отпевали покойников, собирались у одра самой матушки Марии, молились вместе с ней и выслушивали ее духовные наставления.

Кружок просуществовал более десяти лет и помог сформироваться целому поколению молодых людей, родившихся незадолго до революции. Без преувеличения можно сказать, что мать Мария оказала огромное влияние на духовную атмосферу всей Гатчины в атеистические 1920-е годы.

Конечно, долго такое положение вещей при советской власти сохраняться не могло, десять лет и так были достаточно большим сроком. 18 февраля 1932 года началась массовая акция властей по арестам монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры уже закрытого Нежадовского и Пятогорского монастырей, на следующий день арестовали мать Марию с сестрой Юлией Александровной и нескольких человек из их общины. В обвинении, предъявленном обездвиженной матушке, говорилось: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается Евангелие, на которые приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Дальше началось настоящее мученичество матери Марии. Раньше, собираясь в ее комнате-келье, девушки боялись хотя бы ненароком задеть кровать, на которой покоилась матушка, потому что знали — любое, даже самое легкое, движение или прикосновение причиняет ей сильные страдания. «Стала недотрога», — с горечью говорила она про себя. Теперь же два дюжих чекиста схватили ее под руки и поволокли по лестнице вниз, на улицу, где швырнули в кузов промерзшего грузовика. Трясясь на ухабах, грузовик поехал в Ленинград… Можно только с ужасом представить себе невыразимые страдания матушки.

Врач в тюремной больнице освидетельствовал ее и подписал заключение о тяжелой, неизлечимой болезни, о необходимости перевода в обычную больницу и тщательном уходе за нею по крайней мере двоих человек… но власти не обратили на медицинское заключение никакого внимания. Неподвижная монахиня представляла для них опасность своей духовной силой, они сознавали ее влияние на верующих не только в Гатчине, но и далеко за ее пределами.

На допросе мать Мария признала, что к ней приходили люди «за советом по разным вопросам», но не назвала ни одного имени, кроме нескольких священников, которые к тому моменту уже находились в ссылке. Матушка заявила, что по религиозным убеждениям является истинно православной, и тем самым подписала себе приговор. Подобного открытого исповедания веры власти простить не могли и приговорили мать Марию к ссылке на три года. Однако всем было ясно, что дальнего пути она не перенесет.

Матушка Мария Гатчинская скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года и была похоронена на Смоленском кладбище, неподалеку от могилы Ксении Петербургской. После смерти к могиле матушки началось такое же паломничество, какое было к ее дому при жизни.

Прославление Марии Гатчинской

В 1981 году Русская Православная Церковь за рубежом прославила Марию Гатчинскую в сонме Новомучеников и Исповедников Российских, а спустя двадцать пять лет Русская Православная Церковь причислила матушку к лику святых. Это произошло 17 июля 2006 года, а еще через год на Смоленском кладбище состоялось обретение святых мощей преподобномученицы Марии.

В торжественной процессии, с пением и крестным ходом, при большом стечении народа они были перенесены в собор Св. Павла в Гатчине, где верующие поклоняются им по сей день. Так мать Мария вернулась на свою духовную родину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *