Манихейство

Манихейство

Секта манихеев, родственная гностикам и маркионитам, имела множество последователей на Востоке, в Африке и в Италии, подвергаясь одинаково суровому гонению от язычников и христиан. Основателем манихейства был Мани (216 – 273 или 276), маг, изгнанный при Сасанидах из Персии, человек очень даровитый, ученый, много путешествовавший. Он задумал преобразовать все те религии, с какими ознакомился, и соединить их в одну. Он говорил христианам, что он – тот «Утешитель», Параклет, о котором говорил Христос. Отвергнутый христианами, Мани вернулся в Персию, приобрел себе большое уважение у царя и народа. Но зороастрийские жрецы (маги) отвергали его. Основатель манихейства вел с ними борьбу (временами удачную) и наконец после торжественного диспута с ними при шахе Бахраме I был объявлен лжеучителем и распят на кресте. С него содрали кожу, набили ее соломой и повесили на воротах персидской столицы в устрашающий пример его последователям. Манихейство было смесью персидской религии с христианским гносисом и основной своей идеей имело представление о двух противоположных началах, добром и злом, ведущих между собою борьбу в природе и в душе человека.

Казнь Мани. Миниатюра из рукописи «Шахнаме» Фирдоуси, XIV век

По учению манихеев, от вечности существуют два начала, независимые друг от друга, враждебные одно другому: Бог в царстве света и Демон в царстве мрака. Но в царстве мрака никогда не было спокойствия и согласия. Злые силы постоянно вели между собою злобную борьбу и наконец в своих тревожных передвижениях донеслись до границы своего царства и увидели царство света во всем блеске его. Прекратив вражду между собою, они соединились на борьбу против царства света. Для борьбы с ними, учит манихейство, Бог создал первого человека из вечного света и дал ему пять чистых стихий: свет, огонь, воздух, воду, землю. Он был побежден, и хотя сам спасся, но часть его света была увлечена силами зла в царство мрака.

Для того, чтоб этот свет избавился от плена, бог через посредство «Матери жизни» создал видимую вселенную, в которой похищенный мраком свет составляет жизненное начало, душу вселенной и ожидает избавления себе от плена.

Чтобы совершить это избавление, от бога произошли два новых светлых существа: Христос и Святой Дух. Христос или Митра, по утверждению манихеев, живет на солнце и на луне, а Святой Дух – в эфире, распространяющемся над вселенной. Они привлекают к себе силы света, погруженные в материальном мире, и возводят их обратно в царство вечного света. Чтобы удержать в материи заключенные в ней силы света, демоны создали новое существо – нынешнего человека, по образу первого. Согласно манихейскому учению в человеческом сердце повторяется великая борьба между царством света и царством тьмы, так что в человеке соединяются оба противоположных царства. Человеческая душа свободна и по своему существу принадлежит царству света. Но соблазны материи и обольщения Демона держат ее в оковах тьмы. Таким образом, в язычестве и в иудействе «сын вечного света» был связан узами материи, был «Иисусом Страждущим».

Чтобы дело избавления совершилось быстрее, Христос, сидящий на престоле по правую сторону светлого бога, покинул свой небесный престол и явился на земле, облеченный призраком тела. Его страдания и смерть на кресте, говорит манихейство, были только кажущимися. Это был символ того страдания, в котором находится свет, разлитый по всей природе, связанный узами материи. Он разлит в природе повсюду, но особенно в растительном царстве, и повсюду страдает. Христос своим учением начал избавление света, привлекая его к себе, так что спасение мира действительно исходит от креста, сияющего светом – в этом, по мнению манихейства, христиане правы. Но апостолы поняли учение Христа в своем иудейском смысле, и оно изложено ими неудовлетворительно. Поэтому для довершения победы света явился Мани – обещанный самим Христом «Утешитель». Чистая истина изложена только в манихейских книгах. В конце существования видимой вселенной свет совершенно освободится из царства мрака, и тогда злые силы снова будут враждовать между собой.

Приверженцы манихейства делилась на два класса людей: лишь «избранные» или «совершенные» знали тайный смысл учения и были обязаны соблюдать строжайшее воздержание: не вступали в брак, не ели мяса, не пили вина. Другой класс составляли у манихеев «слушающие» (катехумены), продолжавшие вести обыкновенный образ жизни и, по заступничеству «совершенных», получавшие прощение за свои греховные материальные занятия и удовольствия. В вознаграждение за молитвы «совершенных» они давали им приношения, главным образом состоявшие из оливок; эти плоды, дающие масло, которое употребляется на освещение, считались светлыми плодами и составляли главную пищу манихейского духовенства. Материя, по учению манихеев, – вместилище зла; поэтому они считали недостаточным, чтобы человек владычествовал над своим телом, и считали нужным умерщвлять плоть. Важнейшими заповедями манихейской морали были подвиги аскетизма. Они праздновали воскресный день постом. День смерти Мани был главным их праздником и назывался праздником кафедры (Bema).

Учение о примирении, о победе света над мраком, добра над злом, составлявшее сущность манихейства, привлекало к нему умы в продолжение двух столетий. С одинаковой ненавистью преследуемое христианами и магами, собственно манихейство погибло близ пределов христианской Византии в VI веке. Но вскоре оно стало государственной религией могущественного Уйгурского каганата в Центральной Азии. В Европе видоизменённые идеи манихейства возродили богомилы, катары и другие крайние секты средних веков. Крайний религиозный фанатизм, тяга разделять церковь на самовластную аристократию «вождей» и бессловесное, покорное стадо верующих были двумя чертами, резко отделявшими манихеев от христианства, и основательной причиной для неприязни второго к первым.

Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра.

Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем. От вечности существуют два царства: добра и зла, света и тьмы, которые находятся в постоянной борьбе между собой. Во время этой войны один из эонов царства света, Первый Человек (называемый у манихеев Христом, Иисусом) потерял часть своего светлого существа. Для освобождения ее Отцом света был послан Животворящий Дух. Освобожденная часть Первого Человека была помещена в солнце и есть Бесстрастный Иисус; другая же часть, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус. Из смешения поглощенной части света страждущего Иисуса с тьмой и явился видимый мир, так что этот Иисус становится душой мира. Мировая душа стремится к освобождению из уз материи, чему помогают Бесстрастный Иисус и Животворящий Дух. Чтобы положить конец этому, сатана заключает все имеющие в царстве тьмы частицы света в материю и творит человека. Подобно миру, человек состоит из смешения света и тьмы, и две души, живущие в нем, добрая и злая, постоянно ведут борьбу между собой. Для освобождения своей страждущей половины, Бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю и принимает вид человека, но не существо. Христос, по учению Манеса, не имеет действительного тела, а только призрачное, и страдания его на кресте были призрачны. Явившись на землю, Он открыл людям, что они духовного происхождения, и указал средства освободиться от материи. Ученики Христа под влиянием чувственности извратили учение его. Чтобы очистить свое учение от примеси чувственности, Христос, согласно обещанию своему, послал Параклита, который явился в лице Манеса. Средством освобождения от материи, которая есть седалище зла, служит, по учению Манеса, строгий аскетизм. Признавая себя главой церкви, Манес имел 12 учителей, названных апостолами, 72 епископа и потом пресвитеров, дьяконов и евангелистов. Его последователи разделялись на оглашенных и совершенных, и последние должны быть безбрачны, не вкушать скоромной пищи и питаться только растениями. Убегая от преследователей своих – персидских магов, Манес обошел Индию до Китая, долго жил в пещере Туркестана и здесь изложил учение свое в книге, сделавшейся для его последователей евангелием; а по возвращении в Персию с него содрали с живого кожу, когда он обещал персидскому царю Бахраму I исцелить его сына и не смог. Манихейство особенно сильно было в IV и V вв. и продолжалось даже в средние века.

МАНИХЕЙСТВО, религия, возникшая в Вавилонии в середине 3 в., как одна из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических (см. ГНОСТИЦИЗМ). С момента своего возникновения и на протяжении всего 4 в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в 13 в. в результате монгольских завоеваний.

В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в 11 и 12 вв. Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, посвященные полемике с манихеями), но в конце 19 в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. 1930 в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Мани (Манес) начал свою проповедь ок. 240 н.э. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Первоначально Шапур I, царь Персии, покровительствовал его религиозной деятельности, однако позднее Мани пал жертвой зороастрийских жрецов, которые, завидуя его славе, казнили его ок. 270.

Религия Мани была основана на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки и религиозные учители 3 в., утверждал, что использует разум для достижения религиозной истины (гносиса), в действительности его учение представляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно его версии этого мифа, существовал извечный конфликт между князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позднее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется «демоническим обольщением». Частицы божественной субстанции, света, были похищены демонами и использованы князем тьмы для сотворения земли с небом и всеми животными и растительными организмами и неодушевленными сущностями, наполняющими ее.

Однако до Адама и его потомства дошел божественный призыв освободить частицы света, заключенные в них самих, и тем самым способствовать процессу высвобождения светлой субстанции, заточенной в видимом космосе, и возвращения ее в царство света. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой – еще одним творением дьявола. Ответ на вопрос о причинах существования зла в мире вместе с откровением, указывающим средство для победы над злом, являются важнейшими элементами учения Мани. Что касается получаемого человеком откровения о его собственной истинной природе и его роли в судьбах мироздания, то здесь Мани признает заслуги в осуществлении этого откровения таких религиозных учителей, как Будда, Зороастр и прежде всего Иисус Христос. Иисус в манихействе выступает в качестве вестника света, по значению в деле приближения окончательной победы света его превосходит только сам Мани, последний из великих пророков. Нет сомнений в том, что Мани, в своих посланиях именовавший себя «апостолом Иисуса», рассматривал христианство как важнейший источник религиозного вдохновения и видел в нем оправдание своей миссии по спасению мира.

Как община манихейство усвоило многие организационные черты, общие для целого ряда религиозных течений Ближнего Востока. Хотя приверженцы манихейства обязуются избегать магии и идолопоклонства, участвовать в деятельности секты и жить, соблюдая общие принципы воздержания, существовало резкое разделение на обычных верующих, называвшихся «слушателями», и «избранных». «Избранные» вели самую суровую аскетическую жизнь, поскольку считалось, что многословие и излишества в еде, как и все вообще мирские дела и желания, идут от сатаны. Хотя среди «избранных» существовала определенная иерархия, в манихействе так и не возникло института священства.

См. такжеПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *