Макария богиня блаженной смерти

Макария богиня блаженной смерти

Значение имени Макария

Краткая форма имени Макария. Мара, Макарица, Макарула, Макарка, Кари, Мака, Макаша, Макарула, Макаринка.
Синонимы имени Макария. Макери, Макара, Макарина, Макари.
Происхождение имени Макария. Имя Макария русское, православное, католическое, греческое.

Имя Макария – это женская форма мужского имени Макарий и его современной формы Макар. Имя Макария в переводе с греческого «макариос» означает «благославенная». В древнегреческой мифологии «макариос» является одним из эпитетов Зевса, а в русском именослове наличествует ещё одно имя с похожей исходной этимологией – Феликс. Имя Макария в древнегреческой мифологии носит старшая дочь Геракла и Деяниры.

В европейских языках у имени Макария есть аналоги, но чаще всего имя будет звучать тождественно русскому произношению. Во Франции девочку будут звать Макери, в Испании, Италии, Португалии, Греции – Макария, в Польше – Макара, в Болгарии – Макарина. Уменьшительно-ласкательные обращения к Макарии – Мака, Мара, Макаша, Макарица, Макарула, Макаринка. Обращение Мара также является самостоятельным именем.

Имя Макария упоминается как в православных, так в и католических святцах. Даты православных именин Макарии – 8 января. Остальные указанные даты – католические именины Макарии.

Девочка Макария выглядит очень хрупкой, причудливой. Она верит в сны, много фантазирует и подходит очень творчески к различным вопросам. Она чувствительная и впечатлительная, ее может испугать любой страшный персонаж сказки. Очень часто Макария может молчать, она не любит делиться своими переживаниями и впечатлениями. Будучи ребенком, ей требуется много ласки и внимания. Маленькую Макарию необходимо стимулировать и поощрять, дисциплина и порядок не являются её визитными карточками. Родителям Макарии следует внимательно следить за ее обучением. Стоит обратить особое внимание на развитие ее творческой натуры, посредством которой она могла бы реализовать свои чувства и мысли (игра на скрипке, рисование, танцы).

Макария, чаще всего, интроверт, много времени посвящает раздумьям. Но встречаются и Макарии экстраверты, для них очень важно быть «в тренде» этой жизни, она мобильна, всегда в курсе последних новостей, старается участвовать в различных светских мероприятиях. Такая Макария может быть очень нервозной, так как у нее появляется слишком много вопросов, мешающих ее внутреннему спокойствию и умиротворению. Тем не менее, она легко адаптируется, очень гибкая, ко всему относится в положительном ключе, она окружающих заражает энтузиазмом и весельем. Макария не прочь пококетничать, одевается с шармом.

Макария обладает гибким умом, ловко управляется в интеллектуальной сфере, блещет здравым смыслом и практичностью. Эта женщина может не сразу понять проблему, и возьмёт медленный старт в жизни, но быстро сможет нагнать потерянное время и добиться замечательных результатов.

Макария не любит ограничений в любой форме, которые ограничивают для неё столь необходимую независимость и фантазию. Она любит приключения, неизвестность, изменения, новизну, и она часто ставит под вопрос реальность и существующий порядок. Обладательница имени Макария предпочитает чуть ли не каждый день открывать мир заново. Макария может быть порой очень импульсивна, нетерпелива, но все же она умеет грамотно вести переговоры, находить компромиссы и неожиданные решения.

В любви Макария нуждается в страсти, ей не подходят хорошо спланированные или же слишком традиционные подходы в этом аспекте. Она любит что-то необычное, сюрпризы, и она – враг определённой рутины. Чтобы соблазнить её, мужчина должен удивить её.

Но тут очень важно не забывать о том, что для Макарии очень важна независимость.

Таким образом, выбор профессии для Макарии часто зависит от обстоятельств, эмоциональных связей или же влияния родителей, друзей, или даже сгоряча. Она может очень часто менять работу. Будет рассматривать следующие сделки: по отношению к торговле, путешествиям, туризму, в журналистике или же административные вакансии (журналист, педагог, секретарь). Макария всегда постарается реализовать себя в творчестве и художественной сфере, в частности ручного труда, профессий авангарда или очень специализированных искусствах, пусть даже на уровне хобби.

>Именины Макарии

Макария празднует именины 8 января, 8 апреля.


Сегодня день памяти скопинской старицы Феодосии

12:0115.05.2015 | ПРАВОСЛАВИЕ

15 мая исполняется год со дня кончины скопинской старицы схимонахини Феодосии (Косоротихиной), жившей в поселке Октябрьский.
Похоронена старица была на кладбище близ родного села Велемья. Попрощаться с матушкой приехало около десяти тысяч человек со всей страны. Среди них были митрополиты, епископы, монашествующие, более тридцати священников и множество мирян. Божественная Литургия и панихида в день её похорон служились в храме во имя святых Бориса и Глеба, в поселке Корневое Рязанской области, который едва ли еще когда видел такое стечение народа.
Скромная, маленькая девочка, познавшая полуголодное детство, тяжёлый труд, никогда не учившаяся в школе, пролежавшая 20 лет в летаргическом сне, а большую часть своей жизни недвижимо в постели — по промыслу Божьему была на земле проводником Его мудрости, утешения и любви для тысяч людей.
Велемья, Корневое и поселок Октябрьский находятся недалеко друг от друга. Интересно, что эти родные места для матушки Феодосии (в крещении – Натальи), высокой пред Богом подвижницы веры, являются самыми высокими местами Среднерусской возвышенности – 236 метров над уровнем мирового океана.
Родилась Наталья (по не уточненным данным) 4 сентября 1923 г. в селе Велемье. Когда-то здесь стояло около 200 добротных домов. Здесь был большой храм. И народа проживало в селе много – около полторы тысячи человек. А теперь? Где оно, большое, населенное село? Где храм? Несколько полуразвалившихся домишек и крапива на месте храма… Как и тысячи русских сел и деревень после разрушительных 1990-х годов, Велемья вымерла. Печальная история…
Но и ко времени рождения Натальи Косоротихиной село жило тяжело: разруха после гражданской войны, нищета, голод, работа в колхозе за «палочки».
Пока затруднительно сказать, в каком храме она была крещена, поскольку к тому году и в Велемье, и в ближайшем селе Князево храмы уже были закрыты. По мнению Матроны Лобчиковой, подруги детства Натальи Косоротихиной, Наталью крестили или в селе Новые Кельцы, где храм еще был открыт, или на дому, что в то время было очень распространено. Важность церковных таинств и авторитет священников, несмотря на гонения, были еще очень высоки.
Время было неоднозначное, мятущееся, и один человек мог занимать, как кажется, два взаимоисключающие поста. Так у местных краеведов есть документы, свидетельствующие о том, что в селе Стубле члены церковного совета избирались в сельсовет, а секретарем совета был церковный певчий. А, по сообщению скопинской районной газеты тех времен, в сельсовете села Кумино задняя стена помещения была увешана плакатами, а на передней красовались иконы святых угодников.
И, тем не менее, храмы закрывались, а священники, совершавшие на домах требы, преследовались вплоть до заключения в тюрьму или отправки в лагеря. Да и мирянам открыто проповедовать православную веру было опасно. Но родители Натальи Косоротихиной – Никифор и Ефросинья – были людьми глубоко верующими и своих детей воспитывали в православной вере.
Старшей сестрой в семье Косоротихиных была Фёкла, за ней следовала Анна, дальше – брат Тихон, потом – Наталья, а за ней – самая младшая, Ольга. Фёкла была старше Натальи лет на пятнадцать, а Ольга – младше на пять. Мама умерла, когда Наталья была ещё маленькой, и воспитание детей пришлось взять на себя Фёкле.
Практически через год после рождения Натальи, в 1924 году, в Скопинском районе случился недород. Не уродились картофель, рожь, овес. И крестьяне были озабочены не только тем, как прокормиться, но и тем, чем прокормить до травы скот, где раздобыть семян для посева.
Крестьянину из скопинской деревни Кондауровка А.Медведеву запомнился тяжелый 1926 год. В записях местных краеведов остались его воспоминания: «Как прожить год с семейством, не имея с самого начала года зерна? Продавали некоторые вещи, мелкий и крупный скот, а бедноте хоть в петлю полезай». А ведь был еще и голод 1927-1928 годов.

Косоротихиных спасало то, что Никифор и Ефросинья работали на шахтах, где платили, тогда как в колхозах практически работали задаром.
О жизни того времени мне удалось поговорить со старожилкой села Велемье, Матроной Лобчиковой – сверстницей и подругой матушки Феодосии. Вот что она рассказала о годах детства и ранней юности
– У меня мама тоже поступила на шахту. А работали мы за то, что нас землей наделяли. Не будем работать в колхозе – огород отрежут. Землю давали по числу работников. У моей мамы нас четверо было, и мы с мальства в колхозе работали. С 9 лет.
– И Наталья Косоротихина тоже такая маленькая в колхоз пошла?
– В колхоз, с самого детства, с 9 лет.
– А что девятилетние могли? Чем занимались-то?
– Горох на полях дергали, пололи на бахчах свеклу, капусту, морковку. Снопы вязали: жали, клали и за хвост перевязывали снопом, а потом клали в кладушки. Крестец, четыре крестца – копна называется.
– А сколько соток огорода было у Косоротихиных?
– Соток давали кому 25, а кому 15. А у Косоротихиных семья вон какая большая была. Им хоть 30 давай – все мало. Но шахты спасали. Никифор в шахте работал, молодой-то, а потом стал скотину стеречь. А Ефросинья в колхозе работала.
– А голод как пережили?
– Всю крапиву поели.
– А неурожай от недорода, или у вас власти все забирали?
– Ой, забирали. У кого что было, значит – кулаки! Какие они кулаки? (смеется). У них лошадь, наверное, была и скотины поболе. Все отымали у них. Ой, голод! Это я помню. Своими огородиками спасались.
– А одевались-то во что?
– Лен сеяли, мяли, вязали, получались нитки. Холсты ткали, а из холстов шили одежду. Так мы одевались в эти холстины, в лен (смеется). А для теплой одежды овец держали. Ой, крестьяне бедно жили, а выживали. Все было, и даже песни пели (смеется).
– У Косоротихиных было пятеро детей … Кого вы из них помните? Может с кем-то играли в детстве?
– С Олей играли. А Наташа замкнутая была. Мы зайдем за ней, зовем: пойдем с нами, а она нет, никак не хочет. Работящая была. Огородом занималась или в лесу хворост собирала. Сначала она работала в колхозе, а потом – в строительной бригаде. Ездила на машине с остальными рабочими, а как-то у села на Пупки, там, где поворот крутой, тут машина упала, ее бортом и ударило.
– То, о чем сказала здесь Матрона Лобчикова, случилось в начале 1950-х годов. В результате производственной травмы Наталья Косоротихину парализовало, и она около 20 лет провела в летаргическом сне. А когда очнулась, первыми ее словами, как говорят некоторые, знавшие матушку люди, были: «Зачем вы меня кормили, ведь меня потчевала Сама Матерь Божия»… С тех пор у Натальи Косоротихиной открылись дары молитвы, утешения, прозорливости и реальной помощи людям в их тяжелых обстоятельствах. Помогала матушка Феодосия молитвами. А сама-то она была какая? В совершенной немощи. Ни поесть ни попить без посторонней помощи не могла… Но проявилось в ней слово Нового Завета: «Сила Божия в немощи свершается».
Матушка Феодосия, верим, что ныне ты предстоишь пред Господом, верим, что предстательствуешь пред Ним. Попроси Христа Бога нашего, да восстановит Он порушенные российские храмы, возродит деревни и села, и умножит в них православных христиан. Да восстанет по слову Иоанна Кронштадтского «Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верой во Христа Бога и во Святую Троицу».
Игорь ЕВСИН

Из доклада Аналитической Службы на внеочередном Совете Директоров корпорации «Друмир».

Тема: Тенденции лавинообразного всплеска насилия среди альтернативно живых.

«…По отчетам психологов, достаточно трех-четырех месяцев, чтобы А.Ж. (далее: сорвавшиеся) полностью адаптировались и перестали воспринимать виртмир как игру. Воспоминания о прежней жизни отходят на второй план, и сочные краски окружающей действительности полностью формируют их картину мира. Так каким же он предстает перед глазами сорвавшихся игроков? Это молодой мир, обладающий практически неограниченными возможностями, с отсутствием постулатов о неизбежности наказания. Мир вечной жизни, силы и вседозволенности.

Но это лишь одна сторона медали, другая — кто эти люди, заселяющие девственные земли? Неуравновешенные подростки, ветераны с изувеченной психикой, инвалиды всех категорий, старики, те, кто умирает от неизлечимых болезней, криминальные элементы, люди, бегущие от реальности.

Остается лишь удивляться, что единичные ранее случаи рабства и насилия только сейчас приняли массовый и бесконтрольный характер.

За последние три месяца „Служба работы с клиентами“ рапортовала о более чем полутора тысячах зафиксированных случаях насилия над личностью. Да, мы понимаем, что до признания юридического статуса сорвавшихся любые наши попытки помочь являются лишь жестом доброй воли, но ни в коем случае не нашей обязанностью. Согласно полученным ранее директивам, в большинстве случаев мы просто игнорировали запросы от сорвавшихся, топя их в бюрократической волоките. Это имело смысл при единичных конфликтах, ибо практически каждый случай требовал опосредованного вмешательства категории А, либо А+ со сложно прогнозируемыми последствиями.

Однако сейчас ситуация полностью выходит из-под контроля. Отдел информационного противодействия работает круглосуточно и с небывалым напряжением, при этом нам все тяжелее формировать общественное мнение и гасить волну, поднимаемую независимыми СМИ.

Для имиджа корпорации особо вредны случаи, когда инциденты касаются несовершеннолетних. В этом нет нашей прямой вины, функции родительского, возрастного и аппаратного контроля лежат на вирткапсулах, однако, если некоторые произошедшие инциденты получат массовую огласку, репутации и финансовой стабильности компании может быть нанесен колоссальный урон.

В связи с вышесказанным рекомендуем:

— Пролоббировать новые стандарты программной, аппаратной и физической защиты вирткапсул.

— Подготовить общественное мнение к вводу системы логина в виртмир по сетчатке глаза, как базовому принципу аутентификации игрока. Заинтересовать ГосДеп возможностью расширения данной функции на всю область виртнета.

— Ввести в игровой мир способность „Добровольная смерть“, с переносом ее в безопасную зону.

— Оттянуть на максимально долгий срок ратификацию закона о юрстатусе сорвавшихся, если когда-либо таковой будет принят.

— Организовать кампанию в СМИ под лозунгом „Закон обратной силы не имеет!“ якобы с целью „обезопасить ушедших от финансовых претензий из прошлой жизни“, реальная же задача — получение корпорацией полной индульгенции на все, что произошло с сорвавшимися до принятия закона.

У этого термина существуют и другие значения, см. Макария (значения) .

Схимона́хиня Мака́рия (в миру — Феодосия Михайловна Артемьева ; 11 июня 1926 , деревня Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии — 18 июня 1993 , село Тёмкино Тёмкинского района Смоленской области ) — схимонахиня Русской Православной Церкви .

Биография

Схимонахиня Макария родилась в день Отдания Пасхи , когда Церковь празднует Икону Божией Матери «Споручница грешных» и вспоминает деву-мученицу Феодосию. Родилась вместе с братом-близнецом. Родители схимонахини Макарии, пятидесятилетние Михаил Артемович и Феодосия Никифоровна Артемьевы, жили в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии. Глава семейства Михаил Артемович был тогда старшим рабочим на железной дороге. Феодосия Никифоровна работала вместе с мужем на железной дороге. Кроме того, она занималась портняжным делом, шила одеяла, ткала холсты, и в дом к ней приходили с заказами много людей.

Крестили детей в церкви великомученика Георгия, что в селе Кулиши . Настоятелем храма тогда был иеромонах Василий, имевший дар прозорливости. Он хорошо знал семью Артемьевых. Иеромонах Василий сначала окрестил мальчика, дав имя ему Иван, а затем девочку и нарек ей имя Феодосия, что значит «Богом данная». Вынимая ребёнка из купели и подавая её крестной матери на пелёнку, сказал, что девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет. Как только младенца Ивана окрестили, он умер. Семья Артемьевых была самой большой в округе: родители, четверо сыновей с женами и детьми, шесть дочерей, одна из которых была замужем, — всего двадцать человек.

С полутора лет у Феодосии заболели ноги, а с трёх она уже не ходила, а только ползала; в восемь засыпает летаргическим сном на две недели. После этого она получила дар исцеления. В годы войны девочка осталась на улице, где прожила 700 дней. Вскоре её подобрала старая монахиня, которая взяла девочку жить к себе в село Тёмкино . В 1946 году в возрасте 20 лет Феодосия постриглась в послушницы с именем Тихона в честь преподобнаго Тихона Медынского Калужского. Ещё через 30 лет постриглась в монашество. Через 2 года в 1978 году Тихона принимает высшую степень монашества — схиму под именем Макария.

Отошла в 1993 году, похоронена на сельском кладбище села Тёмкино , где она прожила 50 лет. За годы её жизни в селе множество людей побывали у неё, были люди и из округи, из городов, ехали, чтобы получить исцеление от физических и духовных болезней.

Спорные моменты биографии

Книга лично знавшего схимонахиню Г. П. Дурасова «Богом данная» критиковалась протодиаконом Андреем Кураевым за описание неправославных практик: борьбы с » порчей » и колдунами , визионерства , «заряжения» воды и т. п.; по его мнению, святость жития схимонахини Макарии нельзя исключить, но книга о ней написана в состоянии духовной прелести .

По данным из книги, неоднократно к старице Макарии приезжала мать первого космонавта Анна Тимофеевна Гагарина, бывал и сам Ю. А. Гагарин . Говорят также, что схимонахиня Макария оставила после себя множество пророчеств, в том числе эсхатологического свойства, предсказала три войны в Чечне.

Литература

  • Дурасов Г. П. Богом данная: Жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии. — СПб. : Сатисъ, 1994. — ISBN 5-7373-0043-9 .

Схиигумения Макария (Травина)

25.02.1921–21.06.2016

21 июня мирно почила о Господе старейшая настоятельница женского монастыря в Русской Православной Церкви игумения Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии схиигумения Макария (Травина).

Схиигумения Макария (в миру Травина Валентина Ивановна) родилась 25 февраля 1921 года в деревне Лобановке Буйского района Костромской области.

Детство и юность Валентины Травиной прошли на Костромской земле, вблизи Макариево-Писемского монастыря. Сюда вместе со своими тетушками девочка пешком ходила молиться с ранних лет.

Ездили они «поговеть» и в другие дальние и ближние монастыри и в святые места. Еще в школьные годы, придя с тетушками-монахинями к своему духовному отцу архиепископу Варлааму (Ряшенцеву), тогда еще Валентина Травина, услышала от него удивительные слова: «Нас тогда только будут оценивать на небе, когда мы что-нибудь потерпим с тобою со смирением и безропотно. Без страдания и без креста никто не войдет в рай».

На долю будущей игумении выпали нелегкие испытания, во многом связанные с происходившими в то время гонениями на Церковь. Но тем не менее матушка вспоминала свою трудную и рабочую молодость как время, когда любые невзгоды были ей по силам и ничто не смогло ожесточить ее сердце. У нее была большая, искренне верующая семья с большим хозяйством и с семерыми детьми, где Валентина была старшей дочерью. Когда же внезапно умерла мама, все младшие дети (самому младшему из которых было полтора года) оказались на попечении Валентины. Вскоре семью раскулачили, отобрали всё хозяйство и увели скот.

Окончив семь классов, Валентина пришла к сумароковской монахине Михаиле, которую считали прозорливой старицей. Девочка просила благословения учиться дальше, но получила ответ: «Не учиться; ты будешь хорошая учительница». Возвращаясь от нее, Валентина недоумевала: «Как же это я буду хорошей учительницей, если не буду учиться?» Однако вышло именно так.

С 15 лет Валентина стала заведующей молочно-товарной фермой: смышленую и ответственную девушку на эту должность избрали сельчане, сказав: «Валюша, мы тебе поможем!» Но, главное, ей, не утратившей веру, пришлось своим личным примером учить вере в Господа других людей.

Свое церковное служение матушка начала в селе Дор Буйского района Костромской области. С шести лет она читала в храме Трисвятое и Апостол, для чего девочку ставили на стул. C 1940 года Валентина трудилась псаломщицей в разных храмах Костромской земли, в селе Княжеве, в Нерехте и в подмосковной Кашире, где она приняла монашеский постриг по благословению схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Тем самым молодая монахиня, нареченная Ангелиной, исполнила волю своей матери Александры, которая всю свою жизнь сама думала о монашестве — если не для себя, то хотя бы для кого-нибудь из своих детей.

В 1991 году дочь матушки монахиня Иннокентия из Пюхтицкого монастыря получает благословение на игуменское служение в Костроме. Вместе с матерью ей предстояло, казалось, невозможное — полное возрождение Богоявленско-Анастасииного Костромского женского монастыря.

О необычайном благолепии храмов этой некогда славной обители говорил сам Иоанн Кронштадтский. Новоприбывшим монахиням было трудно. В воссозданной обители она занимала должность благочинной, а в созданном Успенском подворье в селе Домнине Сусанинского района — должность старшей сестры.

В 1994 году монахиня едет в родные буйские боры — в Макариево-Писемский монастырь, куда еще в детстве приходила молиться. И опять перед ней встала непростая задача — воссоздать по воле священноначалия обитель. При этом не просто управлять монастырем, но попытаться вернуть ему утраченное значение одного из духовных центров края.

Главный храм обители — Спасо-Преображенская церковь — один из немногих на Костромской земле, который действовал даже в военные годы. Многие приходили к мощам преподобного Макария помолиться о судьбе родных-фронтовиков. Однако и эту церковь не миновала общая печальная участь.

В 1951 году с формулировкой «изолировать подход к могиле преподобного Макария и в деревянный храм» церковь закрыли. Долгие годы храм пустовал, ветшал. Даже когда двадцать лет спустя Преображенский приход обрел своего постоянного настоятеля — подвижника, проведшего более десяти лет в ссылках, героя Великой Отечественной войны архимандрита Михаила (Беляева), всё равно говорили, что храм вот-вот закроется. Деревни вокруг обезлюдели, и всё же в середине 1990-х годов свершилось невероятное. По благословению митрополита Александра на Макариевом погосте открылся женский монастырь.

Игумения Ангелина часто повторяла, что только по молитвам ко Господу, Божией Матери и преподобному Макарию и с их помощью последние двадцать лет возрождался Макариево-Писемский монастырь.

Духовные силы и большой хозяйственный опыт помогали матушке Ангелине справляться с непосильными подчас хозяйственными и строительными работами в удаленном от города месте, называвшемся ранее Макариевой пустынью.

Одновременно с восстановлением Макариево-Писемского монастыря матушка Ангелина по-прежнему продолжала нести послушание и на монастырском подворье Богоявленско-Анастасииного монастыря в селе Домнине.

Однажды, когда матушку спросили: «Матушка, а где ваш дом?» — она, улыбаясь, ответила: «Один в “газике”, другой — в “уазике”!»

На подворье матушке Ангелине самой приходилось иногда доить коров, следить за стройкой, ухаживать за курами. И хотя мать-настоятельница, как и сестры обители, любила уединение и молитвенный покой, но каждого паломника она встречала с открытой душой. «Нам хочется, чтобы у тех, кто здесь побывал, появилось чувство радости! Радость от того, что они ощутили здесь благодать Божию!»

И это особое чувство возникало во время тихой молитвы в монастырском храме при посещении этой дивной пустынной обители среди лесов. Мир Божий приходил в сердца людей при обычной беседе с матушкой с глазу на глаз и даже по телефону. В свои девяносто пять матушка отвечала на все звонки, днем и ночью летевшие к ней просьбы и вопросы со всех концов земли.

Бывало, звонил человек из-за границы, через несколько часовых поясов, у него — день, а у матушки уже — ночь. Она и выслушает, и ободрит, и утешит. А потом помолится и поплачет за всех и скажет: «Всех жалко».

В Синодике схиигумении Макарии более трех тысяч имен. Удивительно, как она всех помнила по имени и отчеству и фамилии. Память у нее была такая, что матушка подсказывала сестрам, где и на какой полке, например, лежат гвозди.

Матушка Макария имела особый дар слова и дар искренней любви к людям, чему имеется много свидетельств от самых разных паломников. Когда-то за 25 лет до принятия ею монашества архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предсказал матушке игуменский подвиг, повелев изготовить игуменский жезл. В 2011 году владыка архиепископ Алексий (Фролов) постриг матушку в великую схиму с именем Макарии, напомнив ей пророчество архимандрита Иоанна.

Труды схиигумении Макарии неоднократно отмечались священноначалием и общественностью. В связи с 95-летием со дня рождения 25 февраля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил схиигумению Макарию орденом преподобного Серафима Саровского (II степени). При жизни матушка часто получала благодарности от Святейших Патриархов Алексия I, Пимена и Алексия II.

Напутствованная Святыми Таинами и пособорованная, матушка мирно предала свою душу Господу, к Которому стремилась всю свою жизнь.

Борислав Жданн

Заповедные места

Редакция благодарит СОГБУ «Смоленский областной туристско­информационный центр „Смоленский терем“ за помощь при подготовке материала и предоставленную информацию

Вода, водная стихия… Наряду с землей, воздухом и огнем, есть первооснова всего сущего. О воде повествует в своих первых же строках Книга Бытие:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою…»

Не случайно водная стихия испокон веков символизировала для человека таинственную силу, несущую в себе как основы жизни, так и смерти: всемирный потоп, очистивший землю от грехов людских, волны Красного моря, поглотившие египетское войско, и, наконец, священные воды реки Иордан — купели Божией.

И вот уже две тысячи лет чудотворные святые источники постоянно напоминают всем нам о живоносной, божественной силе воды, обновляющей нас, очищающей от всего старого и разрушительного.

Происхождение святых источников различно. Одни появились чудесным путем на месте явления Божией Матери, угодников Божиих или их икон. Другие вытекают из-под алтаря и почитаются как освященная святыня храма. Над третьими ставят кресты или часовни, где помещают икону святого, которому посвящают источник.

У четвертых замечают свойства помогать при различных заболеваниях.

Слава о таких родниках, наделенных особой благодатью, распространяется в народе, и к ним начинается паломничество. Здесь ищут прощения и отпущения грехов, духовного и телесного освобождения от болезней души и тела. Люди верят, что Господь являет свою милость им через воду источника. Однако есть одно очень важное условие — безусловная вера человека в возможность исцеления…

На тысячелетней смоленской земле, чрезвычайно богатой на святые места, находится целая россыпь удивительных, необыкновенных источников. О некоторых из них мы расскажем ниже.

На родине Глинки

Необыкновенно вкусна и целебна вода в двух святых источниках, находящихся в селе Новоспасском Ельнинского района, на родине великого композитора Михаила Ивановича Глинки. В эти благословенные места постоянно приезжают люди, чтобы испить чудесной воды, омыть ею лицо и руки и взять целительную жидкость с собой.

Один из этих источников, названный в честь святителя Николая, находится в непосредственной близости от храма Тихвинской иконы Богоматери.

Он известен в этих местах с древних времен. Сотни лет из него брали воду жители Новоспасского. В том числе и Михаил Глинка, его родственники и далекие предки. В тридцатые годы прошлого века, когда усадьба Глинок была разорена, в запустении оказался и святой колодец. Однако в последние годы его удалось полностью восстановить. Огромное участие в новом рождении и последующем бережном сохранении святого источника принял коллектив Смоленской АЭС. Его силами в 1998–99 годах был обустроен сам колодец и шатер над ним.

Второй колодец, находящийся на территории музея-усадьбы Михаила Глинки, с давних пор носит название в честь Казанской иконы Богоматери. Над ним также сооружен красивый шатер, похожий на небольшую часовню.

Ежегодно в праздники Крещения Господня вода в обоих источниках освящается, получая тем самым новый заряд чудодейственной силы. Стоит отметить, что и природная структура и химический состав воды в источниках отличаются уникальными свойствами.

Так, в частности, после проведения радиологических замеров выяснилось, что святая вода имеет уровень радиации в два раза ниже, чем естественный радиационный фон близлежащих лесов, земель и водоемов.

За долгие годы существования святых источников было отмечено множество случаев уникального благотворного влияния воды из них на укрепление здоровья людей и исцеления от множества тяжелых хронических заболеваний.

К матушке Макарии

Святой источник Илии Пророка в Темкинском районе Смоленской области неразрывно связан с именем, жизнью, служением Богу и людям схимонахини Макарии.

Схимонахиня Макария (в миру — Феодосия Михайловна Артемьева) родилась 11 июня 1926 года в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской области. Крестивший ее иеромонах Василий сказал при крещении: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет». И действительно, с полутора лет у девочки заболели ноги, а с трех она уже могла только ползать.

В восьмилетнем возрасте Феодосия заснула летаргическим сном, который продолжался в течение двух недель. Очнувшись, Феодосия рассказывала, что в то время, когда ее безжизненное тело лежало в «мертвецкой» в больнице, душа, сопровождаемая Ангелом-хранителем, путешествовала в райских обителях. Феодосия поведала, как плакала и просила Царицу Небесную исцелить больные ножки или оставить ее в раю, как Владычица Небесная отвечала ей, что она пригодится на земле…

Во время войны Феодосию, брошенную всеми своими родственниками, взяла к себе насельница Вяземского Аркадьевского женского монастыря Наталия.

В возрасте 20 лет Феодосия Артемьева была пострижена в послушницы с именем Тихона. А в 1978 году игумен Донат постриг монахиню Тихону в схиму, дав ей новое имя — Макария, в честь Макария Великого (Египетского).

Получившая от Пресвятой Богородицы дар исцеления людей, схимонахиня Макария старалась оказать помощь всем обращающимся к ней. А таких было немало. «Одни ехали к ней на машинах, другие добирались на поездах и автобусах. Приезжали русские, украинцы и белорусы, татары, евреи и цыгане, православные и те, кто не исповедовал никакой религии. Все они ехали с одной лишь целью — получить исцеление от физической или духовной болезни..», — вспоминал духовный сын старицы Макарии.

И всякий раз непременной составляющей чудесных исцелений было использование воды из источника Илии Пророка, которую схимонахиня Макария освящала своими молитвами…

Несколько раз к Макарии приезжал Юрий Гагарин. «…Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок. Я ему тогда сказала: „Больше не летай, тебе нельзя летать!“ Он не послушал меня, а тут его постигла в скорости смерть…», — позже рассказывала схимонахиня.

Узнав о гибели космонавта, старица попросила приехавшего к ней священника заочно отпеть погибшего Юрия Гагарина у нее дома.

18 июня 1993 года схимонахиня Макария мирно отошла к Господу. Последними словами ее были: «Поститесь, молитесь, в этом спасение…»

Старица Макария похоронена на сельском кладбище села Темкино Смоленской области. Рядом с крестом в память о схимонахине был установлен памятный знак с изображением Гагарина.

Место, где должен был быть родник, указала сама матушка Макария.

Она говорила: «Когда меня не будет, приезжайте на источник и берите водичку, и она вам будет помогать. Я дюже молюсь об этом Илье Пророку…»

До самой своей смерти матушка Макария следила за тем, чтобы источник был в надлежащем порядке, нанимала рабочих для чистки и обустройства родника.

После ее смерти было принято решение построить над святым источником часовню в честь пророка Илии. Также была построена купальня, где можно обливаться святой водой. По сложившемуся поверью, воду из источника, как правило, ставят на могилу матушки Макарии, чтобы она зарядилась ее энергией и приобрела особо целебные свойства.

Такова история одного из самых известных святых мест Смоленщины.

Милюково и Липецы

Деревня Милюково известна, наверное, в первую очередь тем, что здесь появился на свет Василий Васильевич Докучаев — выдающийся русский геолог и почвовед, основатель национальной школы почвоведения и географии почв.

Это, однако, официальная известность. А в народе не меньше знают о местном святом источнике.

В XV веке в этих местах стояла церковь Николы, недалеко от которой произошла жестокая битва с литовцами.

Враги разграбили церковь и унесли с собой образ Николая Чудотворца. Предводитель наших войск Милюков дал обет, что в случае победы над неприятелем построит новую церковь на месте разоренной.

Русские войска разбили противников и погнали их по течению реки Касня. Предчувствуя неизбежное поражение, литовцы бросили святой образ в реку, чтобы он не достался русским. Икона поплыла по реке и вскоре прибилась к берегу. Через некоторое время в этом месте забил ключ, вблизи которого Милюков и построил часовню…

С тех пор не иссякает поток паломников из городов и весей к этому источнику. И ищут они, как водится, излечения от болезней.

Есть многие свидетельства действительно необыкновенных исцелений, произошедших с людьми всех сословий после омовения водой святого источника.

Деревня Липецы расположена на левом берегу реки Вазузы. В прошлом она принадлежала дворянскому роду Грибоедовых. С 1776 года переходит во владение семьи Хомяковых. В конце XVIII века в имении был построен новый каменный дом с флигелями, разбит парк на берегу Вазузы с двумя озерами, разделенными плотиной. В 1797 году на берегу реки была построена новая каменная церковь Преображения.

История святого источника в Липецах исходит к началу XIX века, когда в ручье с целебной водой была обнаружена чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

О святом источнике в народе из поколения в поколение передаются рассказы о сотворенных при помощи его воды чудесах. Согласно им, еще в начале прошлого века в селе жили три женщины, страдавшие странными припадками. При всем народе их облили три раза святой водой, и они исцелились. Немало существует историй о матерях, привозивших с собой к источнику своих больных детей. У многих малышей после омовения в святом источнике проходили все недуги…

Возле святого места когда-то была часовня, которую разобрали еще в 50-е годы ХХ века на строительство жилого дома. Сейчас обнаружить родник не так-то просто — находится он в пяти километрах от церкви. У источника стоит деревянный крест.

Святой источник Параскевы Пятницы

На протяжении уже многих лет по выходным дням к храму Преображения Господня в селе Баскаково Гагаринского района съезжается множество автомобилей. Паломники-автомобилисты вместе с семьями, в основном из Москвы и Подмосковья, приезжают сюда, чтобы помолиться в Преображенской церкви, а затем, по благословению настоятеля храма, совершить омовение в святом источнике мученицы Параскевы Пятницы.

Тщаниями настоятеля храма и его добровольных помощников это чудесное место благоустроено. Небольшой домик с четырехскатной металлической крышей накрывает семь родников, откуда вытекает ручей, называемый в народе Холодной речкой. Берега этого ручья имеют бурый цвет оттого, что в воде содержится очень много железа, которое окисляется при контакте с воздухом…

Рядом с домиком оборудована специальная купальня, также покрытая крышей и увенчанная крестом. Еще одна купальня находится на открытом воздухе.

После выхода из святого источника все испытывают необыкновенную легкость, бодрость духа и благодать. Круглый год температура воды в нем — плюс 5–6 градусов.

Люди, наделенные искренней и глубокой верой, часто получали после омовения в источнике Параскевы Пятницы исцеление от самых разных недугов, начиная от кожных заболеваний и заканчивая воспалением легких, травмами позвоночника и даже эпилепсии.

Рядом с источником построена небольшая часовня в честь святой мученицы Параскевы Пятницы. Там можно поставить свечу перед ее иконой, почитать акафист.

Источник святой Параскевы Пятницы в Гжатском уезде (ныне Гагаринский район) получил широкую известность около 300 лет назад благодаря одному православному подвижнику (имя его неизвестно), который одиноко жил в этих местах и усердно молился святой Параскеве. Считается, что при его жизни здесь была явлена чудотворная икона Параскевы Пятницы и забил источник.

Во время Великой Отечественной войны эти места были заняты немецко-фашистскими войсками. Гитлеровцы осквернили воды святого источника, пытаясь стирать в нем свою одежду, после чего он внезапно иссяк. И только после ухода врага ручей начал снова течь…

Несколько лет назад, когда источник чистили, в нем нашли несколько монет XVII века и более позднего времени, что подтверждает не только существование, но и широкую известность этого места в те далекие времена.

Традиционно самый массовый наплыв людей, посещающих святые источники, происходит на Великий Праздник Крещения Господня. Однако и сейчас, во время православного Великого Поста, каждый из нас может получить дополнительное очищение души и тела своих, посетив один из святых источников Смоленщины и совершив в нем благословенное омовение.

Сотрудниками СОГБУ «Смоленский областной туристско-информационный центр «Смоленский терем» разрабатывается специальный туристический маршрут «По святым источникам Смоленской области», который со временем может стать одним из самых популярных в нашем регионе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *