Макарий унженский и желтоводский

Макарий унженский и желтоводский

Святой Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец.

Житие.

Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 г. от благо­честивых родителей Иоанна и Марии. Еще в младенчестве он был достоин удивления: когда бывал благовест церковный к утрени — пробуждался и плакал, слезами выражая желание свое быть в церкви; он плакал во время звона к каждой церковной службе, а когда богослужения не было, то спал непробудным сном. Сначала родители не понимали этого, но однажды в праздник взяли младенца в церковь, и когда вошли с ним в храм Божий, плач сразу прекратился, младенец во время всей церковной службы улыбался и ласкался к матери своей. И с тех пор стали носить его в приходскую церковь Жен-мироносиц на каждую службу.

Семилетним родители отдали его учиться грамоте; в учении отрок оказывал необычайные успехи, изумляя учителей, ибо всех своих сверст­ников превзошел быстрым разумением Священных книг, кротостью же и послу­ша­нием давал пример старшим. Детских игр он удалялся и во всякий день ходил в церковь, слушая там чтение и пение, но особенно любил священнослуже­ние иноческое в обители Печерской, куда часто ходил, несмотря на довольно далекое расстояние от города.

И в двенадцать лет он тайно от родителей ушел в Печерский Нижегородский монастырь. Придя в обитель, он просил архимандрита Дионисия (впоследствии архиепископ Суздальский; +1385; память 26 июня/9 июля) принять его в число братии. Настоятель спрашивал отрока, откуда он и кто его ро­дители; отрок назвал себя безродным сиротой, желающим работать Господу. Преподобный Дионисий принял отрока в свою келлию, сам был его наставником и спустя три года облек его в иноческий образ с именем Макария. С искренним желанием юношеской души, «гласом любезным Троицу воспевая», преподобный Макарий начал иноческий путь спасения, быв послушен каждому в обители, особенно же настоятелю.

Родители искали сына своего повсюду, тосковали и плакали неутешно. И только спустя три года отец случайно узнал от одного из печерских иноков о местопребывании сына, пришел в обитель и со слезами умолял архимандрита показать ему любимого сына-инока. Удивился Дионисий и призвал юношу. «Чадо Макарий, — сказал он ему с легким упреком, — хочет видеть тебя отец твой, о котором ты мне не открыл». Но блаженный отвечал ему: «Отец мне Господь Бог мой, а после Господа отец мне ты, учитель мой!» Родитель Макария, стоя у окна келлии и слыша голос сына, с радостью и со слезами сказал: «Сын мой, покажи лицо твое мне, отцу твоему!» Макарий отвечал: «Невозможно нам видеться здесь, ибо Господь говорит в Евангелии: “Кто любит отца или матерь больше Меня, тот недостоин Меня”. Иди с миром домой, оставив мне свое бла­гословение. Ради любви твоей я не хочу лишиться любви Господа Моего.

И если Бог благословит, то в будущем веке увидим друг друга». Родитель стал плакать и говорить: «Разве я не радуюсь о спасении твоем?» Но юный инок не тронулся слезными просьбами родителя. Тогда отец стал просить: «Протяни хоть руку свою из оконца». И Макарий исполнил эту малую просьбу. А отец, по­целовав протянутую руку сына, сказал: «Сын мой, спасай душу свою и о нас моли Господа, да и мы будем спасены твоими молитвами!» С сим утешением возвратился он в дом свой, славя Бога.

Живя в обители, преподобный Макарий подвизался со всей ревностью. Пост его был строже других: принимал пищу, лишь бы не умереть от голода, хотя всегда ходил в трапезу вместе с другими и вкушал пищу со страхом Божиим. При такой жизни братия стали отличать его вниманием. Это всеобщее ува­жение было тяжело для смиренной его души, потому, пламенно желая безмолвия, он решился удалиться в пустыню.

Как гласит Церковное Преданаие,, оставив Печерский монастырь, первоначально Преподобный удалился в заволжские леса, где на берегу реки Лух, поставив хижину, некоторе время жил в уединении. Но не мог подвижник долго скрываться, к нему стали приходить окрестные жители, испрашивая наставления и утешения в скорбях. Впоследствии на сём месте трудими Преподобногоустроилась Богоявленская обитель, а сам он вновь покинул братию и стал искать любимого безмолвия.

Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил обитель во Имя Пресвятой Троицы.

Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, которое затем стали называть Святым озером. Вскоре многие из них, «оставив агарянское безбожное шатание», стали поселяться рядом с преподобным. Когда собралось к нему довольное число бра­тии пустыннолюбивой, он построил (в 1435 году) храм во имя Пресвятой Троицы и принял посвящение в игумена новой обители. Для всех служил он примером труда и смирения и сам готовил пищу для братии

В 1439 году хан Улу-Махмет, утвердясь в Казани, стал подвигать свою власть к пределам России. Сын его Мамотяк напал на Нижний Нов­город и его ок­рестности. Толпы хищных татар, как волны, разлились по селениям русским и опустошали их. Неожиданно нахлынули они и на обитель Макариеву, разорили ее, избили иноков, а святого игумена взяли в плен. Однако из уважения к благочестию преподобного Макария хан Улу-Махмет отпустил святого и по его просьбе освободил еще до 400 христиан. Но при этом татарский властелин потребовал от преподобного не селиться больше при Желтом озере. «Эта земля, — говорил хищный та­тарин, — принадлежит нам». Прп. Макарий еще выпросил себе дозволение погребсти убиенных братий в разоренной обители. «Вот Божий человек, — сказал хан, — он заботится не только о живых, но и о мертвых». Препо­добный Макарий, вернувшись в обитель, с честью похоронил замученных татарами иноков, а вышедших с ним из плена убедил не селиться на прежних местах, иначе татары предадут их злой смерти. Все условились идти в Галич­скую сторону за 240 верст и, помолясь Богу, отправились лесами и местами топ­кими. Путь был тяжелый, и край тот пустынный. В дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время поста Апостольского, за три дня до праздника. Путники просили у прп. Макария позволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда придет время раз­решить пост. Потерпите еще три дня — Господь сохранит жизнь вашу». Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его,

а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых его товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов. В праздник прп. Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пус­тили на свободу за три дня перед тем. Его поймали, и святой старец

с ра­достью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — говорил он, — Он не оставит нас и впредь». И после того, действительно, то попадался им лось, то без труда ловили оленя, и так благополучно дошли до Унжи.

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (1349 —1446/1447 г.)1 родился в Ниж­нем Новгороде. В отроческом возрасте он ушел из дома и принял постриг в нижегородском Печерском Вознесенском монастыре. Руководство его монашескими трудами осуществлял один из авторитетнейших духовных деятелей своего времени — игумен монастыря Дионисий Суздаль­ский (ум. 1385). Через своего наставника Макарий должен был хорошо знать духовные заветы преподобного Сергия Радонежского. Это найдет подтверждение в посвящении двух из трех осно­ванных им обителей Пресвятой Троице.

Это Желтоводский монастырь (около 1434 г.) на берегу Желтого озера2, недалеко от Нижнего Новгорода, и Унженский (1439) — на реке Унже в Костром­ских пределах. Эти две обители стали важными духовными центрами Руси в XVII—XIX вв. Местное почитание преподобного Макария в Нижнем Новгороде и в костромских землях началось не позд­нее XVI в., значительно опередив официальное прославление, состоявшееся в 1619 г.

На иконе преподобный представлен в молении Пресвятой Троице. У его ног изображен Жел­товодский монастырь. Эта волжская обитель в 1439 г. была разорена ордынцами, а в начале цар­ствования Михаила Феодоровича возобновлена иноком Авраамием из Мурома. К середине XVII в. Желтоводский монастырь вошел в число наиболее крупных в России. Расцвету монастыря и рас­пространению почитания преподобного Макария способствовала Макарьевская ярмарка, дей­ствовавшая с 1641 г. и приуроченная ко дню памяти святого, который со временем стал считаться покровителем торговых людей3.

На иконе Желтоводский монастырь показан с высоты птичьего полета и в том виде, какой он приобрел в самом конце XVII — начале XVIII в., когда превратился в мощное фортификационное сооружение. Иконописец с редким для своего времени мастерством передал обширный архитек­турный комплекс, отличавшийся исключительной композиционной сложностью.

В 1662—1667 гг. монастырь обнесли каменными стенами с многочисленными башнями (позд­нее конфигурация стен изменилась: появились дополнительные ограждения для хозяйственных нужд). Эти стены с несколькими рядами отверстий свидетельствуют об оснащении стен амбра­зурами нижнего боя, машикулями и бойницами для стрельбы с боевого хода. Каждая башня мо­настыря представляла собой мощное многоярусное сооружение, увенчанное флюгером. По пра­вилам фортификации угловые башни монастыря были круглыми, а в прясла стен встраивались

прямоугольные. С юга оборона монастыря была усилена дополнительной более низкой стеной, преодолев которую враг оказывался в западне. Эти важные особенности крепости скрупулезно воспроизведены иконописцем. Тщательно переданы и формы Святых ворот с надвратной церко­вью Михаила Архангела (1673). Врата образуют укрепленный въезд, напоминающий барбакан западноевропейских крепостей. К западу от монастыря — огороженный стеной хозяйственный двор с постройками.

В центре монастыря изображен пятиглавый трехапсидный Троицкий собор (1658), предпо­ложительно, построенный московским мастером каменных дел Максимом Апсиным и напоми­нающий своими формами Успенский собор Московского Кремля. За собором видна главка Ма-карьевской церкви (1652); около нее — крест и колодезный журавль. Справа — угловое здание келий. Успенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней (1654) показана без закомар (т.е., после проведенного в начале XVIII в. ремонта кровли). Успенская церковь с коло­кольней и трапезной являет собой единый комплекс, к которому подведено крытое деревянное крыльцо. В глубине слева — больничная церковь конеца XVII в. Иконописец изобразил не только сами строения, но и архитектурные членения каменных зданий, бревна деревянных построек, кресты на главках, флюгеры на башнях, печные трубы и т.д. Этот редкий по красоте архитектур­ный ансамбль, который патриарх Антиохийский Макарий, посетивший монастырь в 1666 г., на­звал «Новым Иерусалимом», представлен на фоне идиллического пейзажа с пологими, мягких очертаний холмами, тонкими деревцами, узкой речушкой, через которую перекинут мостик.

Преподобый Макарий, возвышаясь над Желтоводским монастырем, держит в руках свиток с обращением к братии, в котором звучит призыв не скорбеть, а надеяться, что и после смерти он сможет предстательствовать за иноков перед Богом. Светлый колорит, в котором преобладают охры, зеленый и белый цвета, создает впечатление особой просветленности и преображенности иноческого бытия под защитой основателя обители.

Уже на древнейших сохранившихся иконах образ Макария узнаваем, главным образом благо­даря бороде, которая чуть более широка, чем у преподобного Сергия Радонежского. Одежды пре­подобного, как правило, повторяют цвета облачения Сергия Радонежского: коричнево-вишневая мантия и охристый подризник. Аналав и схима — синие или сине-зеленые, с красными крестами.

Икона из собрания Исторического музея написана талантливым художником, блистательно владевшим «ланчафтным» (ладшафтным, или пейзажным) письмом, которое вошло в арсенал ма­стеров Оружейной палаты и их последователей во второй половине XVII в.

Преподобный Макарий — один из самых известных русских святых, прежде всего, благодаря всероссийски известной ярмарке, получившей свое название по имени монастыря, основанного преподобным Макарием.

Макарий Желтоводский и Унженский был современником преподобного Сергия Радонежского. Как и святитель Дионисий Суздальский и преподобный Евфимий Суздальский, Макарий был активным православным миссионером. За 95 лет жизни он претерпел немало лишений, и не только присущих монашеской жизни, но и обусловленных историческими условиями. Сегодня преп. Макарий равно почитается в Нижегородской, Костромской, Ивановской епархиях.
Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 г. в зажиточной купеческой семье. (В это время – с 1341 по 1392 г. – существует самостоятельное Великое Нижегородско-Суздальское княжество. В 1392 г. Нижегородские земли присоединены к Москве). Его родители Иоанн и Мария дали ему при крещении имя, которое не сохранила для нас история. По достижении 7-летнего возраста мальчик был отдан в обучение. Семья будущего подвижника относилась к числу прихожан церкви св. Жен Мироносиц (дом их располагался в 15 метрах к северу от храма); в нем же и крестили будущего святого. В этом же приходе в 1316 г. родился другой будущий известный ученик св. Дионисия – Евфимий Суздальский.
Дальнейшая их судьба оказалась связанной с Нижегородским Вознесенским Печёрским монастырем и его основателем иеромонахом Дионисием (монастырь был основан около 1330 г.). До 12 лет будущий преп. Макарий ни разу не был в Печёрском монастыре. Дионисий впоследствии часто вспоминал своего любимца, постника и молитвенника Макария, в беседах с преп. Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским.
Что же привело Макария на монашескую стезю? Прежде всего, семейное воспитание, глубокая набожность родителей и их верность церковной обрядовой традиции. Во-вторых, пример Евфимия, юноши из его же прихода, стяжавшего себе славу подвижника и молитвенника за мир. В-третьих, его личный выбор – издревле монашескую стезю выбирали тех, кто иначе себе не представлял того, что в православии обозначается как «спасение души».
Макарий ушел в монастырь в возрасте 12 лет. Он пробыл какое-то время послушником св. Дионисия, потом принял традиционные монашеские обеты нестяжания, послушания, целомудрия. Духовные наставления ему давал сам св. Дионисий. Устав в Вознесенскую Печёрскую обитель был дан Дионисием по образцу устава Киево-Печёрской лавры. Из 12 учеников святителя Дионисия история сохранила имена троих – преп. Евфимия Суздальского, преп. Макария Желтоводского и Унженского и Павла Высокого («инок чудный, книжный, славный своими добродетелями и познаниями», за что и получил прозвище философа, скончался в 1383 г. и был долго оплакиваем братией за свое подвижничество и доброту).
Монахи Дионисия питались плодами своих трудов и приношениями местных жителей. К 1363 г. Печёрский монастырь имел свой деревянный храм, ряд келий, трапезную, хозяйственные постройки и ограду. В обители в небольшом количестве имелись рукописные книги. В 1374 г. Дионисий был рукоположен митрополитом Алексием в сан епископа. По благословлению Дионисия Макарий уходит из Печёрского монастыря и основывает новую обитель в пустыни в верховьях Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда Костромской губернии. (По преданию, в это время состоялась встреча Макария с преп. Тихоном, Луховским Чудотворцем). Макарий освятил и оставил собравшейся братии обитель во имя Богоявления Господня. Сам он вновь уходит пустынножительствовать, выбирает место близ Желтоводского озера и поселяется там.
Преп. Макарий приложил много усилий для привлечения в православную веру народов, населявших земли близ монастыря; причем действовал всегда силой убеждения. Он крестил татар, черемисов, чувашей. Обитель расцветала под его управлением. В 1439 г. она была полностью разрушена во время нападения войска Улу-Махмета, основателя Казанского царства. Братия погибла, Макарий был уведен в плен, но вскоре освобожден ханом. Последний позволил ему увести с собой часть пленников-христиан: 40 мужчин, несколько женщин и детей и даже возвратил им часть имущества. Также преп. Макарий получил разрешение похоронить погибших монахов, что он и сделал по возвращении.
После 5 лет своего благополучного существования под руководством преп. Макария Троицкая обитель осталась на 190 лет без насельников, и только в 1624 г. там была возобновлена монашеская жизнь старцем Авраамием — по преданию ему троекратно явился сам преп. Макарий и просил об этом.
После отпевания погибших монахов преп. Макарий со спутниками отправился вверх по течению Волги и остановился в городке Унжа. Он был принят с почетом горожанами, но отправился вниз по течению Унжи и там освятил место под свою келью. В 1439 г. он на месте своей «новой Макарьевской пустыни» основал обитель, известную ныне как Макарьевский Унженский монастырь. Документов о жизни Макария в 1374–1434 г. не сохранилось. Укрепление восточных границ Нижегородского Поволжья требовало заселения территорий, где подвизался Макарий. С этой целью и было предпринято строительство монастыря. Макарий был выбран как наиболее опытный многолетний пустынножитель. В истории не сохранилось свидетельств о переговорах молодого князя Василия Васильевича и преп. Макария. В житии записано, что великий князь Василий Васильевич Темный (1425–1462,) отец Василия III, внук Дмитрия Донского) посещал Макария и «оказал ему значительное пособие в сооружении монастыря». Так возникла на волжском берегу новая, третья обитель, основанная Макарием — Желтоводская. Монастырь был освящен, преп. Макарий стал его игуменом. Здесь Макарий провел почти 5 лет и скончался в 1444 г. (по версии «Жития…») в возрасте 95 лет. 83 года из них он пробыл в монашеском чине.


После кончины Макария монастырь пополняется новыми насельниками; с 1596 г. он становится более известным, Троицкая соборная церковь достраивается присланным царем Федором Иоанновичем иноком-строителем Давидом Хвостовым (1601 г.). Царь Василий Иоаннович жалует обители несколько деревень и хуторов с угодьями. В 1620 г. щедрый вклад делает Михаил Романов, дважды приезжавший на поклонение к св. Макарию (РГАДА, ф. 281, Нижегород. Уезд, д.111/8052, л.1). Однако монастырь оставался деревянной постройки и нередко страдал от пожаров. С 1663 г. начинается каменное строительство. С 12 октября 1671 г. в Макарьевском монастыре празднуется день обретения нетленных мощей прп. Макария наравне с 25 июля — днем памяти преподобного.

  1. Агафонов С.Л. Горький. Балахна. Макарьев. – М., 1987.
  2. Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., «Мысль», 1986.
  3. Каптерев Л.М. Нижегородское Поволжье X – XVI веков. – Горький, 1939.
  4. Понырко Н.В. Житие Макария Желтоводского и Унженского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. – Л., 1988. – С. 292.
  5. ПРЛ, Ермоленская летопись 1446 г., Мазуринский летописец, Новый летописец.
  6. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского Чудотворца / . сост. Иеромонах Макарий. – М., 1850.
  7. Снежницкий А. Макарьевская часовня в Нижегородской ярмарке. – Н. Новгород, 1901.
  8. Филатов Н.Ф. Макарьев на Волге. – М., 1988.

Гл. библиотекарь по краеведению
Центральной городской библиотеки
А.А. Медведева

Назад

Жизнеописание

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Ивана и Марьи.

По преданию, дом родителей преподобного Макария находился в 7 саженях от Мироносицкой церкви; а с противоположной стороны в 7 саженях стоял дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский, современник Макария.

В двенадцать лет Макарий тайно ушёл от родителей и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского.

В монастыре Макарий проявил себя как строгий аскет. Пищу принимал он только для того, чтобы не умереть от голода, но при этом ходил, как и прежде, с монастырской братией на трапезу, чтобы не показаться постящимся в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрёл почёт и уважение среди монастырских насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.

Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух, а затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня (Макарьевская пустынь). Житие сообщает, что Макарий побывал и на русском севере, возможно в Каргопольской земле.

В 1434 году Макарий основал Желтоводский Макариев монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За 4 года существования обители к Макарию присоединилось немало монахов, обитель весьма прославилась, на её обустройство давал пожертвования великий князь Василий Тёмный. Согласно житию, преподобный Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало мордвы, татар, марийцев и чувашей.

Расцвет новой обители длился всего 5 лет; в 1439 году пустынь была разрушена ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведён в плен в Казань. Вскоре хан отпустил его, запретив, однако, возобновлять монастырь на прежнем месте.

Преподобный Макарий, предав земле убитых монахов, отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, имея намерение основать там новую обитель. После долгого пути, Макарий, которому было уже 90 лет, вместе со своими спутниками достиг реки Унжи, где основал в 15 верстах от с. Унжа деревянную «Макарьеву новую пустынь» (известную впоследствии как Макарьево-Унженский монастырь). По пути из Казани в Унжу Преподобный останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским. Согласно житию, во время этого переселения все его спутники были питаемы чудесным образом молитвами преподобного (чудо преподобного Макария о лосе).

В 1444 году, в возрасте 95 лет Макарий мирно скончался в Макарьевском Унженском Монастыре. Обретение его мощей произошло 1671 году.

Чудеса и святыни

Житие сообщает о многочисленных чудесах преподобного Макария (часть из них относится к периоду его жизни, часть посмертные). По результатам исследований комиссии, посланной 24 июня 1619 года патриархом Филаретом для изучения обстоятельств жизни Макария, более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от болезней.

Предание сообщает, что покровительством Макария была сохранена жизнь Михаила Федоровича Романова. Впоследствии молодой царь совершил паломничество в Макарьевский Унженский Монастырь по

особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена.

Мощи преподобного Макария покоятся в Макарьевском Унженском Монастыре. Его глава с 2005 года находится в Печерском Вознесенском Монастыре. В Макарьевском Унженском монастыре хранится почитаемая чудотворной Макарьевская икона Божией Матери — список с образа Богородицы, явившегося Макарию согласно житию в 1442 году.

Основанные обители

Башня Желтоводского Макариева монастыря

  • Предположительно 1390-е годы: Макариев-Решемский монастырь

Основан как Богоявленская Макариевская Мужская обитель. В 1901—1920-е годы — Макариев-Решемский женский монастырь, c 1994 года Макариев-Решемский мужской монастырь, в настоящее время опять Макариев-Решемский женский монастырь.

  • 1435 год — Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь.

Сожжён в 1439 году, возобновлён в 1620 году монахом Тетюшенского монастыря Авраамием. Закрыт в 1927 году, возобновлён в 1992 году. C 1882 года — стал женским монастырём. У его стен проходила Макарьевская ярмарка).

  • 1439 год — Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь

«Макарьевская Свияжская подгородная» обитель основана иноком Макарьевской Унженской пустыни Исаией по завещанию преподобного Макария Желтоводского, выбравшего это место для будущей обители ещё в 1439 году.

  • 1439 год — Макарьев-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь

Упразднён в 1929 году.

Возобновлён в 1993 году как женский монастырь.

Все перечисленные монастыри в настоящее время являются действующими. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь является крупным духовным (а также культурным и туристическим) центром. Однако в связи с возможным повышением уровня воды Чебоксарской ГЭС находится под угрозой разрушения.

Преподобному Макарию Желтоводскому, Унженскому (тропари, кондак и молитвы)

Тропарь, глас 5:

Днесь град твой Га́лич тобо́ю хва́лится, / в конце́х бо его́ пресве́тло, / я́ко ве́лие со́лнце, возсия́л еси́ / и чудесы́ твои́ми, преподо́бне Мака́рие, вся озари́л еси́. / И ны́не моли́ся Го́сподеви / изба́витися душа́м на́шим от пре́лести вра́жия // и спасти́ся гра́ду твоему́ от пога́нскаго наи́тия.

Ин тропарь, глас 4:

Богому́дрый Желтово́дския оби́тели первозда́телю, / Бо́гом поста́вленный мона́шескаго жития́ сто́лпе, / благопи́санный досточу́днаго по́стничества о́бразе, / Богозда́нный Ду́ха Свята́го сосу́де, / златоза́рное Ру́сския земли́ свети́ло всесве́тлое, / мо́лим тя, о́тче Мака́рие, // светоза́рною моли́тв твои́х луче́ю разреша́й мра́чных страсте́й на́ших о́блак.

Кондак, глас 2:

Вторы́й Моисе́й яви́лся еси́, преподо́бне: / он бо жезло́м мо́ре раздели́, / ты же стра́сти, я́ко Амали́ка, победи́л еси́ / и непрохо́дную пусты́ню немяте́жным умо́м проше́л еси́, / в не́йже моли́твами твои́ми ве́лие чу́до сотвори́л еси́: / гла́дныя лю́ди до изоби́лия прекорми́л еси́.

/ И ны́не моли́ся Го́сподеви / пода́ти всем печа́льным утеше́ние, / Мака́рие, о́тче приснопа́мятне, / и́же Га́личестей стране́ и всей Росси́йстей земли́ // похвала́ и утвержде́ние.

Молитва первая

О преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Мака́рие! Ве́руем, я́ко ты, предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы, ве́лие и́маши дерзнове́ние в моли́твах ко Всеми́лостивому Го́споду Бо́гу, И́же всегда́ послу́шает тебе́, ве́рнаго раба́ и уго́дника Своего́. Сего́ ра́ди с умиле́нием смире́нно припа́даем к тебе́, свя́тче Бо́жий, не премолчи́ о нас моли́тися ко Го́споду Бо́гу, в Тро́ице покланя́емому и сла́вимому, да ми́лостиво призре́в на ны, не попу́стит нам поги́бнути во гресе́х на́ших, но да возста́вит нас па́дших, да пода́ст исправле́ние зло́му и окая́нному на́шему житию́, от гряду́щих грехопаде́ний восхища́я, и да про́сит нам вся, ели́ка са́ми собо́ю или́ чрез други́х кого́ согреши́хом мы́слию, сло́вом и де́лом, от рожде́ния до сего́ часа́. Ты подви́жниче доброде́телей, о́тче наш Мака́рие, ве́си не́мощь естества́ на́шего и тя́жесть и скорбь време́н настоя́щих, моли́ у́бо вы́ну Го́спода Бо́га, да николи́же нас оставля́ет Его́ неизрече́нное милосе́рдие, но да храни́т нас от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х по́хотей, да прии́мем от Го́спода Бо́га тобо́ю и вся потре́бная к жи́зни вре́менней, освобожде́ние от бед и напа́стей, а среди́ их неосла́бное терпе́ние до конца́. Испроси́ нам у Го́спода Бо́га в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и невозбра́нно преити́ от земли́ на Не́бо, мыта́рств ты же и бесо́в возду́шных и ве́чныя му́ки изба́витися и сподо́битися Ца́рства Небе́снаго, с тобо́ю и со все́ми святы́ми, угоди́вшими Го́споду Бо́гу и Спаси́телю на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Преподо́бне и Богоблаже́нне о́тче наш Мака́рие! Свети́льниче всеми́рный, мона́хов и подви́жников удобре́ние, Га́личския страны́ и всея́ Росси́йския земли́ засту́пниче! Неусыпа́емый и те́плый за ны, гре́шныя, моли́твенниче ко Всеми́лостивому Спа́су на́шему и Бо́гу Иису́су Христу́ и ко Пресвяте́й и Пречи́стей Ма́тери Его́ Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и! Мо́лим твою́ всечестну́ю святы́ню, недосто́йнии ученицы́ твои́, не забу́ди ны, смире́нныя ча́да твоя́, но я́ко чадолюби́вый оте́ц, посеща́й ду́хом при́сно душ на́ших не́мощь. И испроси́ моли́твами твои́ми у Христа́ Бо́га на́шего, я́ко да освяти́т ду́ши на́ша и телеса́, и просвети́т наш ум и ра́зум, и очи́стит со́весть на́шу от вся́кия скве́рны, и от нечи́стых по́мыслов, и лука́вых умышле́ний, и вре́дных разуме́ний, и губи́тельнаго уны́ния, и изба́вит нас от вся́ких де́монских непреста́нных наве́тов же и озлобле́ний дневны́х и нощны́х. Да́руй же нам и́скреннее покая́ние, сокруше́ние се́рдцу, сле́зы и умиле́ние, воздержа́ние и тре́звость, смиренному́дрие, кро́тость же и безмо́лвие, и чистоту́ душе́вную и теле́сную, нищелю́бие же и страннолю́бие, и нелицеме́рную ко друг дру́гу любо́вь и милосе́рдие, и вся́кое и́ноческое благогове́ние. О всеблаже́нне о́тче наш Мака́рие, сподо́би ны после́довати, по си́ле на́шей, свято́му твоему́ и равноа́нгельному житию́! Я́ко да всеми́лостивым предста́тельством Преблагослове́нныя и Препросла́вленныя Присноде́вы Мари́и Богоро́дицы, Небе́сныя Цари́цы, христиа́нския засту́пницы и покрови́тельницы, и твои́ми святы́ми моли́твами Преблаги́й Христо́с Бог наш пока́жет на нас, гре́шных рабе́х Свои́х, благода́ть и ми́лость Свою́, и настоя́щих зол и бу́дущих мук ве́чных свободи́т нас, и сподо́бит ны насле́дники бы́ти Ца́рствия Своего́ Небе́снаго, сла́вящих и велича́ющих Его́ ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *