Люди в древней руси

Люди в древней руси

Зависимое население Древней Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:

  • Холопы — невольники, которые попали в это положение из-за долгов или по решению общины.
  • Челядь – невольники, которых приобретали на торгах, брали в плен. Это были рабы в классическом понимании этого слова.
  • Смерды – люди, рожденные в зависимости.
  • Рядовичи — люди, которые нанимались на работу по договору (ряду).
  • Закупы — отрабатывали определенную сумму (ссуду или купу), которую были должны, но не могли отдать.
  • Тиуны – управляющие княжескими вотчинами.

Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

Категория населения Тип зависимости Особенности зависимости
Холопы Личная и полная Обрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати.
Смерды Личная и полная Родились зависимыми
Челядь Личная и полная Приобретенные невольники. Были близки по положению к рабам.
Рядовичи Полная Нанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели.
Закупы Частичная Отрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством

Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5.

Холопы

Холопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Частично зависимое население

К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью.

Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

Закупы

Закупы — разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом». Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг — вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины. Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами — кража хозяйского имущества.

Рядовичи

Рядовичи — нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства. Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет. Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.

Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи.

Тиуны

Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

  • Огнищный тиун. Это всегда 1 человек – старший управляющий. Его положение в обществе было очень высоким. Если мереть эту должность современными мерками, то огнищный тиун это глава города или села.
  • Обычный тиун. Подчинялся огнищному, отвечая за определенный элемент хозяйства, например: урожайность, выращивание животных, сбор меда, охоту и так далее. По каждому направлению был свой управляющий.

Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.

Alib.ru > Автор книги: романов. Название: люди нравы древней руси

Алиб.ру — Главная| Последние поступления | Форум | Продавцы книг | Как купить книгу | Как продать книги | Ищу книгу | Доставка | О сайте

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Историко-бытовые очерки XI-XIII веков.
В ряду других книг, посвященных времени становления древнерусского государства, предлагаемый вниманию читателя труд стоит особняком. В центре внимания здесь не борьба князей за власть и не военные походы, а жизнь обычного человека от рождения до смерти со всеми ее невзгодами и радостями, мытарствами и раздумьями — словом, повседневный быт. Этот человек многолик: перед нами целая галерея — князья, дружинники, духовные отцы, челядь, смерды, холопы… В самые затаенные уголки русской жизни заглядывает автор и в результате создает широкую картину нравов домонгольской Руси, основанную на тщательном анализе письменных источников XI — начала XIII века. В круге его рассмотрения — русские летописи, поучения, патерики, жития, церковные уставы, литературные памятники, международные договоры, различные редакции «Русской Правды».

Книга адресована широкому кругу читателей. Борис Александрович Романов (29 января (10 февраля) 1889, Санкт-Петербург — 18 июля 1957, Ленинград) — советский историк, профессор ЛГУ. Доктор исторических наук. От большинства коллег отличал интерес как к проблемам Древней Руси, так и Новой истории. Наиболее известной его работой является «Люди и нравы древней Руси», осужденная при жизни историка, но впоследствии признанная одной из лучших работ по истории Руси. Подготовил издание и комментарий ряда источников, включая Судебник 1550 г. и Русскую Правду. Участвовал в переводе «Повести Временных лет». В области истории России XX в. в наибольшей степени интересовали вопросы политики Империи на Дальнем Востоке, события русско-японской войны, а также революционного движения в России. Пометки в тексте. Вес 280 гр.

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-parazmat
Омск.
М Наука 1966г. 240 стр. Мягкий переплет, обычный формат. Состояние: удовлетворительное Купить за 50 руб.
2 BS-voenkom
Екатеринбург.
М. Наука. 1966 г. 240 стр. Мягкий переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее., несколько пометок . Купить за 90 руб.
3 BS-Selvi
Воронеж.
Л. Издательство Ленинградского университета 1947г. 344с. Мягкий переплет, обычный формат. Состояние: удовл. Библ атрибуты 1 – 2 – 3 Купить за 200 руб.
4 BS-Uliana
Москва.
Л ЛГУ 1947г. 343 с. мягкий переплет, уменьшенный формат. Состояние: хорошее фото Купить за 250 руб.
5 BS-Lexica
Московская область.
Л. ЛГУ 1947г. 343с. Мягкий переплет, Уменьшенный формат. Состояние: хорошее фото Купить за 250 руб.
6 BS-skorpio
Санкт-Петербург.
М.,Л. Наука 1966г. 240 с. Картонный переплет, Обычный формат. Состояние: Обложка удовлетворительное, блок хорошее. Купить за 250 руб.
7 BS-ivanhoe
Воронежская обл., Семилуки.
Ленинград наука 1966г. 240с мягкий переплет, обычный формат. Состояние: отличное Купить за 280 руб.
8 BS-Vorona
Санкт-Петербург.
Л. Издательство Ленинградского университета 1947г. 343 с. обложка, Состояние: Первая половина блоков вываливает, помяты уголки обложки Купить за 325 руб.
9 BS-Knigoprodavec
Санкт-Петербург.
Л. ЛГУ 1947г. 343 с. Бумажный переплет, Уменьшенный формат. Состояние: Хорошее, подпись владельца, отметки магазинов Купить за 350 руб.
10 BS-Lell33
Москва.
М. Наука. 1976 г., изд. 2-е. 240 с. Мягкий переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее. Книга – Книга – Книга Купить за 500 руб.
11 BS-s6476701
Москва.
Л. Издательство ЛГУ. 1947г. 344 с. Издательская обложка, обычный формат. Состояние: Хорошее. Передняя обложка незначительно отходит от корешка, автограф на титуле син.каранд. Обложка – Титул – Стр Купить за 500 руб.
12 BS-pnik164
Москва.
Ломоносовъ 2013г. 224с. Твердый переплет, Состояние: Идеальное Фото обложки Купить за 520 руб.
13 BS-Unibooks
Санкт-Петербург.
Москва Ломоносовъ 2018г. 224с. Твердый переплет, 60х90 1/16 формат. Состояние: Отличное Купить за 600 руб.
14 BS-major
Москва.
Ломоносовъ, 2018 г. 224 стр., твердый переплет, стандартный формат. Состояние: новая фото Купить за 800 руб.
15 BS-Антиквар
Татария.
М. Наука. 1966 г. 240 стр. Мягкий переплет, Обычный формат. Состояние: хор печатьПереплет потерт Купить за 900 руб.
16 BS-rarebooks.ru
Москва.
Л. Издательство Ленинградского Государственного Ордена Ленина университета 1947г. 348 с. Издательская обложка, Уменьшенный формат. Состояние: Хорошая сохраннасть Купить за 1000 руб.

КАРТА сайта·Алиб.ру — Главная·Авторам и правообладателям·Указатель серий·Alib в Українi·Пластинки·Марки·Добавить в Избранное

Как жили в старину русские люди

Татьяна Шмидт

В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.
Я помню, как девочкой гостила у бабушки с дедушкой, и как молился мой дедушка – он был из семьи старообрядцев. Он не садился за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом, который я сначала не понимала, но дедушка показал мне несколько раз, и я стала понемногу читать. Помню, особенно заинтересовало меня житие Симеона-столпника, который много лет стоял на столбе, постился и молился. Мне это казалось невероятным…
Чуть позже и меня бабушка научила молиться. А еще она хорошо знала множество русских народных песен, сказок, разных легенд, преданий, обычаев и щедро делилась со мной. А я как губка впитывала эти сокровища. И запали они в детском сердце и остались в памяти. Некоторыми из них я и хочу поделиться с вами, дорогие читатели.
* * *
В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.
Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.
Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.
Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.
Печной угол или «куть» было традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски – на Руси издавна женщины пекли пряники. Они были любимым лакомством крестьянских ребятишек. В печном углу стояли прялка и ткацкий станок.
Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли.
* * *
Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!
Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.
Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины — юбки и понёвы с орнаментом и оберегами.

Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку — они не разделялись до этого времени по половому признаку.
В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.
Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье.
Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.
В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.
* * *
Изба да клеть — сени, два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил приют и домашний скот. В подклетье — подполье располагались куры.
Внутри дома в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф- поставец.
На праздники стол накрывали и ставили расписную и резную посуду – ковши разных форм с мёдом и квасом, светец для лучины, солонки в виде коньков, птиц, глиняные миски и деревянные ложки. Ковши были в форме ладьи, утки. На ковше могла быть вырезана надпись примерно такого содержания: » Гости дорогие, гостите да пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».
В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.
А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди старались не использовать. В крайнем случае – деревянные костыли.
По вечерам слушали былины, сказки, пили хмельной мёд, пели песни. По субботам топили баню.
Семьи были большими и крепкими. Жили по заповеди Домостроя: «Сохраняйте семейные союзы ваши, Богами освященные, во времена радостные, во времена горестные и да помогут вам Боги светлые, и приумножатся древние роды ваши».
Семейный союз – это продолжение жизни. Невеста должна была быть не моложе 16 лет. Жена должна была заботиться о муже. Беременная жена укрывала зипуном мужа, чтобы мужняя сила охраняла её чрево и чадо во время сна. Пуповину о родившегося ребенка перевязывали нитью, сплетенной из волос отца.
У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду, семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.
В Древней Руси народ имел свой уклад жизни и свои обычаи, не соблюдать, не знать же их считалось большим грехом. В одной из глав домостроя читаю: «Великое несчастье для прямого сына Отечества, ежели он не знает нравов и обычаев своего народа». А главным обычаем на Руси было иметь столько детей, сколько даёт Бог…
* * *
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество. Новый год ( по старому стилю), колядование и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались цыганом, гусаром, водили козу, разыгрывали сценки, веселились.
Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы прекращались, и начиналось шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином.
Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно, водили хороводы на околице, у леса, на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях.
В Радуницу – родительский день посещали могилы умерших, носили еду на могилы родственников. На Троицу ходили в лес, пели песни, плели венки и бросали их в реку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак.
Осенью и зимой устраивали посиделки. Летом играли в игры, водили хороводы, пели, плясали допоздна. Главной фигурой в деревне был хороший гармонист. Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои.
В Древней Руси было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали, несмотря на усталость.
Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники. Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе был отец или старший брат — большак. Среди женщин — его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно.
Старший сын оставался с родителями.
* * *
Свадьбы проводили осенью или после Крещенья. К родителям невесты приходила сваха с прибаутками: «У вас курочка – у нас петушок, сведём их в один хлевушок». После смотрин невесты был сговор – рукобитье. А потом целый месяц шла подготовка к свадьбе.
Жених покупал невесте подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные, величальные, шуточные, прощальные. Вот одна из них:
Не в трубоньку ли трубили рано по росе,
Уж и плакать ли Катеринушке по своей косе:
— С измладочка эту косыньку матушка плела,
А на возрасте косыньку она сама плела,
А на утро косыньку свахи разобьют,
Разделают её косыньку на шесть долей,
Заплетут её косыньку на две косы,
Обовью её русую вокруг головы,
Наденут Катеринушке бабий сборничек.
— Красуйся, Катеринушка, в бабьем сборничке!
Уж и бабья краса – её за стеной не слыхать,
А девичья краса — её за сто вёрст слыхать!
Свадьба могла длиться неделю, угощали всех желающих, и обязательно пекли пироги — курники. На другой день после свадьбы зять отправлялся к тёще на блины.
* * *
Вообще в русской кухне — самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь на Руси издавна сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо – у русских было много муки, и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники, расстегаи и кулебяки, даже жаворонки из теста весной. А в Сибири любили выпекать шаньги. Мама моя тоже была большая мастерица печь шанежки. А еще варили всевозможные каши, овсяный кисель, горох.
Из овощей до конца 18 века главенствовала репа – вспомните знаменитую сказку «Про репку» и другую, не менее известную — «Вершки и корешки». Из репы готовили много блюд: парили, варили, клали в пироги, готовили квас. Сажали также капусту, хрен, брюкву – очень полезные для здоровья овощи. У меня брюкву сажали мать и бабушка, а еще фасоль, бобы и горох.
Картошки у русских долгое время не было. И только в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне.
Использовали издревле и дары леса, а его в России много. Часто на столе бывали орехи, мёд, грибы и ягоды. Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили на Руси и полакомиться рыбкой и даже икрой, ведь рек у нас много.
Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. На Севере больше варили щи, на юге – борщи, на Волге пекли замечательные пироги с рыбой, а на Урале и в Сибири, как я уже сказала, шаньги и пельмени. Ели на Руси черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам.
После еды принято было подавать заедки на сладкое: ягоды, кисели, мочёную бруснику, пареную репу. Принято было угощать гостей самым лучшим – соблюдалась традиция русского гостеприимства. Говорили так: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится». Любили и чаек попить из самовара, как водится, с пирогами да шаньгами – Ведь испокон веков на Руси было принято потчевать гостей пирогами.
Пирог – это символ русского гостеприимства. Пирог – это праздник. И само название его происходит от слова » пир». Ко всякому торжественному случаю выпекался свой пирог, а «глаза помогали его есть», поэтому пекли его затейливым и красивым.
Расстегай с грибами и луком подавали на закуску со штофом водки, горячую кулебяку тоже под водочку, шаньги к кислым щам, к чаю. На Севере России пекли калитки из пресного ржаного теста. Женщины в старину говорили: «Калитки просят восьмерки».
Для изготовления их нужны ржаная мука, вода, молоко, простокваша, масло, соль, сметана и начинка. А начинкой могут быть грибы, всевозможные ягоды — черника, земляника, малина, а также творог, картошка, пшенная каша. Форма калиток может быть овальной, круглой и многоугольной. Подают их к супу и чаю.
Казалось бы, зачем было столько труда вкладывать в пирог? Но пирог — это не только вкусная еда, но и издавна был настоящий душевный праздник, а в праздник всё должно быть красиво. В старину говорили: «Милости прошу к нашему шалашу: Я пирогов накрошу. Откушать попрошу!»
О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно, но я заканчиваю свой скромный труд, надеясь к нему когда-нибудь вернуться.

© Copyright: Татьяна Шмидт, 2012
Свидетельство о публикации №212111400405

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Татьяна Шмидт

Рецензии

Написать рецензию

Спасибо Вам за очень интересный ЭКСКУРС в наше прошлое.
Живём мы сегодня в нашем НАСТОЯЩЕМ, практически, не думая о том, что когда-то на этой же земле жили наши предки, люди со своими устоями, обычаями, правилами жизни и не задумываясь над тем, как сильно стала отличаться наша жизнь от ТОЙ, прежней.
А зря!
Думаю, много чего хорошего могли бы мы почерпнуть ныне живущие на Земле из своего прошлого, далёкого и забытого.
Особенно это касается вопросов нравственности.
Никогда не задумывалась об истоке названия такого замечательного русского блюда, как пирог. А оказывается, что всё так просто: пироги от слова «пир».
А, ведь, и правда: когда в доме печёное, то ПИР обеспечен.
Спасибо Вам за эту науку.
Кстати, это то немногое, что дошло до наших времён — умение печь пироги. Хотя в городах теперь всё больше пекут всевозможные тортики.
Это очень вкусно, но пирог…, да ещё с разными начинками, это не просто вкусно, это ещё и связь времён, связь поколений, рецепты сдобного теста наших бабушек, пока ещё кое у кого сохранившиеся и передаваемые по наследству молодым поколениям.
Очень интересный рассказ, душевный, познавательный, думаю, просто необходимый хотя бы для того, чтобы вспомнить наше далёкое прошлое, откуда мы все родом.
С признательностью!
Людмила Калачева 04.03.2019 05:15 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо огромное Вам, дорогая Людмила! Рада Вашим словам. Да, многое мы потеряли.
Но будем помнить наших предков и наши традиции и обычаи.
Всего самого доброго Вам!
С уважением,
Татьяна.
Татьяна Шмидт 04.03.2019 19:20 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 73 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Татьяна Шмидт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *