Ломоносов вечернее размышление о божием величестве

Ломоносов вечернее размышление о божием величестве

«Вечернее размышление о Божием величестве…» Михаил Ломоносов

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

Анализ стихотворения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…»

В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием величестве». Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной. С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер. Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».

Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров.

Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу. По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.

«Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) – книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758. Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок – воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг. Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.

Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.

Метки: Ломоносов

М. В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

В 1753 г. М. В. Ломоносов (см. его краткую биографию на нашем сайте) в «Изъяснениях», приложенных к «Слову о явлениях, от электрической силы происходящих», сообщал: «Ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году напечатана, содержит мое давнишнее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может».

Читайте также анализ «Вечернего размышления» и статью о теме этой оды. Другие материалы о жизни и творчестве М. В. Ломоносова – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния.

Чтение оды

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,
Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?
1743

Там разных множество светов. – Мысль о множестве населенных миров Ломоносов отстаивал и пытался обосновать научными доводами также в своем сочинении «Явление Венеры на Солнце» (Спб., 1761).

С полночных стран встает заря! – Наблюдения над северными сияниями, хорошо известными ему с юности, Ломоносов вел и в Петербурге. Для подготовлявшейся им книги «Испытание причины северного сияния» были исполнены гравюры, сделанные с его собственных зарисовок во время наблюдений.

Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? – Немецкий учёныйХристиан Вольф полагал, что причину северных сияний надо искать в образующихся в недрах земли «тонких испарениях», в том числе селитряных и сернистых, возгорающихся в небе. Эта теория и вызвала вопрос Ломоносова.

Иль тучных гор верьхи горят и т. д. – После необычайного по распространению северного сияния 17 марта 1716 г. группа бреславльских ученых-натуралистов выступила с гипотезой, что северные сияния не что иное, как отражение огней исландского вулкана Геклы в морских северных льдах при их передвижении.

И гладки волны бьют в эфир. Эти слова отражают теорию самого Ломоносова, указывавшего на электрическую природу северных сияний.

Анализ произведения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

Главная / Сочинения по русской литературе / Ломоносов М.В. / Анализ произведения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

О личности Михаила Ломоносова можно говорить бесконечно. Он обладал редким талантом мыслить рационально, и в то же время ему не была чуждой лирика. Ломоносов считал, что не только научные труды, но и поэзия должна служить отечеству, приносить пользу.
Однако в 1743 году приключился досадный случай, вследствие которого великого ученого заключили под стражу. Ломоносов был известен своим крутым нравом и принципиальностью. Из-за спора с иностранными учеными ему пришлось провести 8 месяцев за решеткой. Но даже этот сложный период он проводит с пользой: пишет научные труды и стихотворения. Именно тогда было написано произведение «Вечернее размышление о Божием величестве». Несмотря на упоминание Господа в названии, церковь высказывала негодование по поводу этого произведения. Так как многие размышления Ломоносова об устройстве Вселенной носили материалистический характер.
Поэт не отрицает существование Бога, но также верит и в науку. Можно предположить, что Ломоносову была близка философия деизма. Он не признавал религиозный догматизм, но восторгался природой, которая не могла возникнуть ниоткуда.
Ода начинается с образного описания наступления ночи: «лице свое скрывает день». Вечернее небо поразительно: открывается бездна, полная звезд. Поэт говорит, что звездам нет числа, а бездне – дна. Лирический герой не просто так размышляет о Вселенной именно вечером. Ведь в это время человек не так обременен делами, и может задуматься о чем-то по-настоящему Великом.
Повествователь сравнивает себя с песчинкой в море, малой искрой. Он всего лишь частичка мироздания, но хочет узнать ее тайны, поэтому углублен в бездну. В попытке найти ответы, он теряется и утомляется от мыслей.
Авторские размышления о существовании разных миров видны в строке: «Там разных множество светов». Михаил Ломоносов ссылается на мнение «премудрых» людей, которые полагают, что во Вселенной не одно Солнце горит, а несчетное количество.
Много внимания в оде уделяется размышлениям о природе северных сияний.

Это необычное, даже парадоксальное, явление не давало покоя Михаилу Ломоносову. Он изучал труды разных ученых по этому поводу. В произведении мы видим отсылку к теории Христиану фон Вульфа, который полагал, что явление происходит из-за «тонких испарений»: «солнечны лучи блестят, склонясь сквозь воздух к нам густой».
А строка «Иль тучных гор верхи горят» касается теории ученых Бреславля. Они связывали северные сияния с огнями вулкана, которые отражаются в морских льдах.
Автор так же предлагает и свою теорию. Ломоносов полагал, что природа такого необычного явления кроется в электричестве: «И гладки волны бьют в эфир».
Ода была включена в сборник «Риторика» в 1748 году. Поэт не раз вносил правки в стихотворение, пытаясь достичь стройности научной мысли. В итоге он создал замечательную оду, в которой гармонично соединяются размышления ученого и лирика.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

  • Анализ произведения Ломоносова «К статуе Петра Великого»
  • Анализ произведения Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»
  • Анализ произведения Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  • Анализ стихотворения Ломоносова «Памятник»
  • Вечернее размышление
    о Божием величестве
    при случае великого северного сияния
    Лице свое скрывает день;
    Поля покрыла мрачна ночь;
    Взошла на горы чорна тень;
    Лучи от нас склонились прочь;
    Открылась бездна звезд полна;
    Звездам числа нет, бездне дна.
    Песчинка как в морских волнах,
    Как мала искра в вечном льде,
    Как в сильном вихре тонкой прах,
    В свирепом как перо огне,
    Так я, в сей бездне углублен
    Теряюсь, мысльми утомлен!
    Уста премудрых нам гласят:
    Там разных множество светов;
    Несчетны солнца там горят,
    Народы там и круг веков:
    Для общей славы божества
    Там равна сила естества.
    Но где ж, натура, твой закон?
    С полночных стран встает заря!
    Не солнце ль ставит там свой трон?
    Не льдисты ль мещут огнь моря?
    Се хладный пламень нас покрыл!
    Се в ночь на землю день вступил!
    О вы, которых быстрый зрак
    Пронзает в книгу вечных прав,
    Которым малый вещи знак
    Являет естества устав,
    Вам путь известен всех планет,
    Скажите, что нас так мятет?
    Что зыблет ясный ночью луч?
    Что тонкий пламень в твердь разит?
    Как молния без грозных туч
    Стремится от земли в зенит?
    Как может быть, чтоб мерзлый пар
    Среди зимы рождал пожар?
    Там спорит жирна мгла с водой;
    Иль солнечны лучи блестят,
    Склонясь сквозь воздух к нам густой;
    Иль тучных гор верхи горят;
    Иль в море дуть престал зефир,
    И гладки волны бьют в эфир.
    Сомнений полон ваш ответ
    О том, что окрест ближних мест.
    Скажите ж, коль пространен свет?
    И что малейших дале звезд?
    Несведом тварей вам конец?
    Скажите ж, коль велик творец?
    1743
    Преложение псалма 143
    Благословен господь мой бог,
    Мою десницу укрепивый
    И персты в брани научивый
    Сотреть врагов взнесенный рог.
    Заступник и спаситель мой,
    Покров, и милость, и отрада,
    Надежда в брани и ограда,
    Под власть мне дал народ святой.
    О боже, что есть человек?
    Что ты ему себя являешь,
    И так его ты почитаешь,
    Которого толь краток век.
    Он утро, вечер, ночь и день
    Во тщетных помыслах проводит;
    И так вся жизнь его проходит,
    Подобно как пустая тень.
    Склони, зиждитель, небеса,
    Коснись горам, и воздымятся,
    Да паки на земли явятся
    Твои ужасны чудеса.
    И молнией твоей блесни,
    Рази от стран гремящих стрелы,
    Рассыпь врагов твоих пределы,
    Как бурей плевы разжени.
    Меня объял чужой народ,
    В пучине я погряз глубокой,
    Ты с тверди длань простри высокой,
    Спаси меня от многих вод.
    Вещает ложь язык врагов,
    Десница их сильна враждою,
    Уста обильны суетою;
    Скрывают в сердце злобный ков.
    Но я, о боже, возглашу
    Тебе песнь нову повсечасно;
    Я в десять струн тебе согласно
    Псалмы и песни приношу.
    Тебе, спасителю царей,
    Что крепостью меня прославил,
    От лютого меча избавил,
    Что враг вознес рукой своей.
    Избавь меня от хищных рук
    И от чужих народов власти,
    Их речь полна тщеты, напасти,
    Рука их в нас наводит лук.
    Подобно масличным древам
    Сынов их лета процветают,
    Одеждой дщери их блистают,
    Как златом испещренный храм.
    Пшеницы полны гумна их,
    Несчетно овцы их плодятся,
    На тучных пажитях хранятся
    Стада в траве волов толстых.
    Цела обширность крепких стен,
    Везде столпами укрепленных,
    Там вопля в стогнах нет стесненных,
    Не знают скорбных там времен.
    Счастлива жизнь моих врагов!
    Но те светлее веселятся,
    Ни бурь, ни громов не боятся,
    Которым вышний сам покров.
    Вторая половина 1743

    Тест. По программе 9 класса.
    Вариант 1.

    1. Жанр «Слова о полку Игореве» — это:
      1. житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?
    2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
      1. единство места; 3) единство языка;
      2. единство времени; 4) единство действия?
    3. Авторские мысли в «Недоросле» высказывает:

    1) Стародум; 2) Милон; 3) Кутейкин; 4) автор, Фонвизин?
    4. Строка «Открылась бездна, звёзд полна…» принадлежит:
    1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?
    5. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
    1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм?
    6. Какая характеристика не относится к романтизму:
    1) деление жанров на высокие и низкие;
    2) противоречие между идеалом и действительностью;
    3) стремление к свободе;
    4) конфликт между личностью и обществом?
    7. Жанром какого литературного направления является элегия:
    1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм?
    8. Кому из героев А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно – встал здорово»:
    1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?
    9. Названию произведения какого автора соответствует название оды А. С. Пушкина «Вольность»:
    1) Г. Р. Державина; 2) Н. М. Карамзина;
    3) В.

    А. Жуковского; 4) А. Н. Радищева?
    10. Из какой страны вернулся в своё имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Владимир Ленский:
    1) Германия; 2) Италия; 3) Англия; 4) Франция?
    11. Каким стихотворным размером написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
    1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
    12. Как называлось имение, в котором провёл своё детство М. Ю. Лермонтов:
    1) Лермонтово; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
    13. Какая повесть из составляющих роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является последней в хронологическом отношении:
    1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»;
    3) «Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?
    14. Какой эпиграф взят Н. В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
    1) O rus… О Русь!»
    2) «береги платье снову, а честь смолоду»;
    3) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»;
    4) «И дым отечества нам сладок и приятен»?
    15. Соотнесите названия произведений и их авторов:
    1) «Умом Россию не понять…»;
    2) «Поэт и гражданин»;
    3) «Нет, я не Байрон…»;
    4) «Я пришёл к тебе с приветом…»;
    а) М. Ю. Лермонтов; б) Ф. И. Тютчев; в) Н. А. Некрасов; г) А. А. Фет.
    16. Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
    1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?
    17. Определите временные рамки «человеческой» жизни героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Шарика:
    1) один год; 2) один месяц; 3) в течение весны; 4) с Рождества до Пасхи.
    18. Какие художественные средства выразительности использованы в строке С. А. Есенина: «Отговорила роща золотая…»:
    1) гипербола и метафора; 2) сравнение и градация;
    3) олицетворение, эпитет, инверсия; 4) олицетворение, инверсия?
    19. В рассказе М. И. Шолохова «Судьба человека» повествуется:
    1) о жизни Андрея Соколова и его семьи в годы гражданской войны;
    2) о времени Великой Отечественной войны;
    3) о Первой мировой войне;
    4) о коллективизации?
    20. Какому литературному жанру относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»:
    1) ода; 2) гражданская лирика;
    3) драма; 4) эпическая поэма?
    Тест. По программе 9 класса.
    Вариант 2.

    1. В уста какого князя вложено автором «Слова о полку Игореве» «Золотое слово»:

    1) Владимира; 2) Святослава; 3) Игоря; 4) Ярослава?
    2. Какой жанр классицизма не относится к «высоким»:
    1) сатира; 2) ода; 3) трагедия; 4) эпопея?
    3. Кем приходится герой комедии Д. И. Фонвизина Митрофан другому герою — Скотинину:
    1) сыном; 2) внуком; 3) племянником, сыном брата;
    4) племянником, сыном сестры?
    4. Кого имел в виду М. В. Ломоносов под именем «Невтон», когда написал: «…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»:
    1) Нептуна; 2) знаменитого певца; 3) Ньютона; 4) древнегреческого философа?
    5. Кто впервые в русской литературе написал стихотворение по тексту произведения Горация «Памятник»:
    1) Г. Р. Державин; 2) М. В. Ломоносов; 3) А. С. Пушкин; 4) М. Ю. Лермонтов?
    6. Какие по характеру произведения не писал Н. М. Карамзин:
    1) публицистические; 2) исторические; 3) сатирические; 4) сентиментальные?
    7. Кто является основателем русского романтизма:
    1) Г. Р. Державин; 2) В. А. Жуковский; 3) Н. М. Карамзин; 4) А. С. Пушкин?
    8. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:
    1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм?
    9. Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»:
    1) Чацкому; 2) Скалозубу; 3) Фамусову; 4) Молчалину?
    10. Кто является автором критического этюда «Мильон терзаний»:
    1) В. Г. Белинский; 2) Н. Г. Чернышевский; 3) А. С. Грибоедов; 4) И. А. Гончаров?
    11. Какое отчество было у Татьяны Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
    1) Николаевна; 2) Владимировна; 3) Дмитриевна; 4) Александровна?
    12. Сколько строк в «онегинской строфе»:
    1) четыре; 2) шесть; 3) семь; 4) четырнадцать?
    13. Какой герой не является действующим лицом романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
    1) Вадим; 2) Вернер; 3) Грушницкий; 4) Вера?
    14. В какое произведение Н. В. Гоголя включена «Повесть о капитане Копейкине»:
    1) «Мёртвые души»; 2) «Ревизор»; 3) «Шинель»; 4) «Нос»;
    15. Как определил Н. В. Гоголь жанр «Мёртвых душ»:
    1) роман; 2) поэма; 3) эпопея; 4) повесть?
    16. Как звали героиню произведения Ф. М. Достоевского «Белые ночи»:
    1) Елена; 2) Светлана; 3) Анастасия; 4) Софья?
    17. Какой афоризм не принадлежит одному из героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», профессору Преображенскому:
    1) «Лягушка жены не заменит»;
    2) «Пропал Калабуховский дом»;
    3) «Не читайте советских газет»;
    4) «Разруха не в клозетах, а в головах»?
    18. Какое литературное направление появилось в период Серебряного века:
    1) романтизм; 2) реализм; 3) сентиментализм; 4) символизм?

    1. Какие художественные средства выразительности использованы в строке С. А. Есенина: «Мне навстречу, как серёжки, зазвенит девичий смех»:
      1. сравнение, метафора, инверсия;
      2. сравнение, гипербола, олицетворение;
      3. сравнение, градация;
      4. эпитет, олицетворение?
    2. Какой подзаголовок дал своей поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский:
      1. солдатская быль;
      2. книга про бойца;
      3. баллада о солдате;
      4. легенда о солдате?

    О вы, которых быстрый зрак

    Пронзает в книгу вечных прав,

    Которым малый вещи знак

    Являет естества устав,

    Вам путь известен всех планет;

    Скажите, что нас так мятет?

    Как видно, учёные представлены Ломоносовым как категория возвышенная, они даже окрашены им, строго говоря, гиперболично, что, конечно, не лишает оду от предустановленного для её жанра нарочито-возвышенного пафоса. Следующая 6 строфа продолжает риторику предшествующей 5 строфы и имеет научно-полемический характер:

    Что зыблет ясный ночью луч?

    Что тонкий пламень в твердь разит?

    Как молния без грозных туч

    Стремится от земли в зенит?

    Как может быть, чтоб мёрзлый пар

    Среди зимы рождал пожар?

    Следующая 7 строфа отвечает на эти вопросы, давая возможные варианты ответов:

    Там спорит жирна мгла с водой;

    Иль солнечны лучи блестят,

    Склоняясь сквозь воздух к нам густой;

    Иль тучных гор верхи горят;

    Иль в море дуть престал зефир

    И гладки волны бьют в эфир .

    Частое употребление анафоры на «иль» создаёт атмосферу неопределённости относительно северного сияния, но последнее двустишие этой строфы является теорией самого Ломоносова, которое, как видно, композиционно завершает остальные варианты теорий и раскрывает электрическую природу этого явления. Этим и заканчивается 2 композиционная часть «Вечернего размышления».

    Последняя 8 строфа опять возвращает наше внимание к прежним мотивам оды:

    Сомнений полон ваш ответ

    О том, что окрест ближних мест.

    Скажите ж, коль пространен свет

    И что малейших дале звезд?

    Несведом тварей вам конец?

    Скажите ж, коль велик Творец?

    Как последняя композиционная часть эта строфа завершает одический мотив беспредельности пространства, к чему добавляется риторичность поставленных автором вопросов и мотив познания. Частное в данном случае, то есть явление северного сияния, становится фокусом общего, порождая таким образом более глобальные, космогонические размышления и акценты на них. Как и в «Утреннем размышлении», всю композицию оды завершает мотивирующий образ Творца, который параллелен своему бесконечному миру.

    . Взаимоотношения человека с окружающим его миром — природой, в том смысле, который вкладывает в него Ломоносов-учёный, являются, по сути, темой его натурфилософских од и некоторых переводов псалмов. Ломоносовский деизм сказывается и в переводах его псалмов, где автор — это и переводчик богословского текста и соавтор, оригинально дополняющий их художественный мирообраз натурфилософской мыслью. С точки зрения системы мотивов и узкотематического плана человек — природа «Ода, выбранная из Иова» продолжает их по отношению к традиции натурфилософских од. Отсюда вытекает и оттенок эстетики художественной интерпретации библейского текста, так или иначе отвечающего запросам Ломоносова-естествоиспытателя. Библейский текст выражает духовную жизнь человека, в чём отличается от натуралистичных «Размышлений». Поэтому мотив познания материи этих «Размышлений» в «Оде, выбранной из Иова» становится мотивом познания духовного, относящегося именно к внутреннему миру человека. Однако в «Оде, выбранной из Иова», как и в «Размышлениях», природные явления как аллегорические картины, иллюстрирующие закономерность материального и духовного начал, снова делают акцент на естестве и натуре, воплощая своей «картинностью» натуралистичный мирообраз космоса. Ломоносовский перевод отрывка из библейского текста композиционно представляет собой зачин рассказчика и монолог-обращение бога к человеку, где нагнетаются риторические вопросы, сами же содержащие ответы, а далее своего рода развязку — вывод рассказчика относительно человеческого понимания своей судьбы, что имеет сугубо богословское значение.

    Система мотивов «Размышлений» накладывается и на «Оду, выбранную из Иова», что свидетельствует об их тематической взаимосвязи.

    Рассматривая оду подробно, необходимо выделить следующую систему мотивов:

    1) мотив естественной закономерности;

    2) мотив бесконечности;

    3) мотив света.

    Тематика данной оды — это распря между человеком и богом, что у Ломоносова одновременно с этим равно теме человек — природа в силу преобладания натурфилософичности его взглядов.

    Страницы: 12345 67

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *