Сергий радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памяти

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиСергий Радонежский

Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля.

В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы.

Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиПамятник семье Сергия Радонежского

Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиЕпифаний Премудрый

Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его.

Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога.

Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиКартина «Видение отроку Варфоломею». Художник Михаил Нестеров

С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви.

С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами.

Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена.

На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

 

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали  препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиМонах Сергий Радонежский

По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор  Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической  жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиКартина «Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)». Художник Сергей Кириллов

Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий.

Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда.

Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиКартина «Труды Сергия Радонежского». Художник Михаил Нестеров

Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота.

По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси.

Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих.

Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира.

Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиТроице-Сергиева лавра в Сергиев Посаде

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиСергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского

Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле.

Перед боем Великий князь Дмитрий Донской пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников.

Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиСергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница).

Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние.

С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви.

Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.

Сергий Радонежский и медведь

Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец.

Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна.

Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.

Явление Пресвятой Богородицы Сергию Радонежскому

Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси.

Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой.

Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи. 

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти. 

Памятник Сергию Радонежскому

Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Читайте также:  Православный крест: виды и отличие от католического, значение, как выбрать и носить

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством Андрея Рублёва. Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые. 

Иконы Сергия Радонежского

По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе.

Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия.

С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее. 

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.

Иконы Сергия Радонежского

Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля.

В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей.

Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Икона Сергей Радонежский: в чем помогает святой?

  • Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памяти

Господь прославил тысячи святых. Православные верующие ежедневно молитвенно обращаются к каждому из них. Так сложилось, что некоторые из святых особенно близки тому или иному народу.

Для жителей России и всего постсоветского пространства духовно близок преподобный Сергий Радонежский. Поэтому неудивительно, что на иконостасах православных храмов и в домах нередко можно встретить икону Сергей Радонежский. В чем помогает этот святой? Как он изображается на иконах? На эти и другие вопросы вы получите ответы в статье ниже.

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памятиСергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памяти

Виды изображений преподобного

Земная жизнь святого была весьма насыщенной. Различные события из жития преподобного стали сюжетами для иконографии. Поэтому существует немало икон с различными изображениями святого Сергия. Среди них:

  • Поясное изображение с открытым бумажным свитком.
  • Поясное изображение с благословляющим жестом и свернутым свитком.
  • Житийная икона (в центре – изображение святого, вокруг – рисунки, отражающие события из жизни преподобного).
  • Явление Небесной Царицы преподобному Сергию.
  • Обретение мощей святого.

Этот список – неисчерпывающий. Кроме того, существует ряд картин, не являющихся иконами, с изображением святого. Их можно использовать в качестве украшения своего дома, но молиться перед ними нельзя. Поэтому, прежде чем приобрести икону, убедитесь, что изображение на ней канонично, дабы невольно не совершить грех.

О чём верующие молятся сергию радонежскому?

Сергий Радонежский: биография и житие святого, описание иконы и в чем помогает, день памяти

   Разумеется, к святому можно обратиться в любой проблеме. Однако православные верующие нередко молятся преподобному в определенных жизненных неурядицах. И, конечно же, встать на молитву стоит перед иконой Сергия Радонежского. В чем помогает этот святой?

  • Вопросы обучения.
  • Судебные тяжбы.
  • Приобретение смирения.

Будучи ребенком, будущий святой никак не мог овладеть грамотой. Однако чудесным образом юный Прохор (так звали старца до пострига) научился читать и писать.

С тех пор преподобный помогает ученикам, студентам, взрослым учащимся в вопросах обучения. Дети и взрослые, родители деток и многие другие люди просят помощи святого.

Поступление в ВУЗ, сдача экзаменов, обучение трудно дающемуся предмету – во всех этих вопросах преподобный Сергий верный помощник.

Бывает, что верующие вынуждены участвовать в судебных тяжбах (как в роли истца, так и в роли ответчика). Что означает икона Сергия Радонежского для таких людей? Образ – олицетворение доброты преподобного к правосл

авным христианам. Перед этой святыней обязательно стоит помолиться чудотворцу, а ещё лучше – заказать молебен в храме. 

Не секрет, что многие люди страдают от гордыни. Приобрести смирение человеку, привыкшему гордиться, бывает нелегко. Поэтому стоит молитвенно обратиться к человеку, являющемуся образцом смирения. Именно таким и был преподобный Сергий Радонежский. Помолитесь чудотворцу и не забывайте бороться с собственной гордыней – и тогда вы сможете достичь своей цели.

Кстати, при получении просимого не забудьте отблагодарить святого Сергия и Господа. Не будьте неблагодарны – и вам это вернется сторицей!

Особенно усердно стоит молиться преподобному в дни его памяти: 18 июля и 8 октября. Однако и в другие дни молитва чудотворцу будет душеполезна и, конечно же, услышана.

Кому стоит купить икону преподобного?

Образ чудотворца украсит любой иконостас – как храмовый, так и домашний. Однако особенно важно приобрести икону преподобного таким людям:

  • Студенты, ученики,
  • Преподаватели, ученые, исследователи.
  • Работники судебной отрасли.
  • Мужчины, носящие имя Сергий (если святой является их небесным покровителем).

Если вы относитесь к одной из вышеназванных категорий – обязательно приобретите образ. Сделать это можно в нашем интернет-магазине!

Сергий Радонежский – биография (житие), икона, годы жизни, чудеса, молитва

Сергий Радонежский (при крещении Варфоломей) – выдающийся монах-подвижник, аскет, подчинивший свою жизнь божьим заповедям любви и согласия, символ единства Руси, способствовавший ее объединению после раздробленности и межусобиц, духовный лидер, убеждавший в необходимости укрепления государственности для свержения золотоордынского ига.

Сергий Радонежский

  • Истовая молитва праведнику оберегает в сложных жизненных ситуациях, помогает сиротам и вдовам, покровительствует людям, носящим его имя, монахам и военным, способствует ученикам в получении знаний, ученым в успешности экспериментов, подозреваемым в справедливом исходе судебных производств, избавляет от зависти и гордыни, исцеляет болезни.

Он был создателем Свято-Троицкой обители, приверженцем монастырской общежительской традиции, зачинателем практики старчества, мыслителем, не только подражавшим византийским богословским идеям, но и творчески из развивавшим. Он обладал чудесными мистическими знаниями, оберегал страждущих от болезней и всякого зла, воскрешал из мертвых. Будущий видный церковный деятель появился на свет более семисот лет назад в скромной и благочестивой семье из ростовского села Варницы. Точная дата его рождения неизвестна, хотя в некоторых источниках указано 14 мая 1314 г. Еще во время беременности матери, по церковному преданию, открылось особенное предназначение ребенка – он троекратно громко вскрикнул в материнском чреве во время Божественной литургии. Родители, знатный боярин Кирилл и его супруга Мария, назвали новорожденного Варфоломеем. Он был их средним сыном; старшего звали Стефаном, младшего – Петром. Сергий Радонежский при крещении получил имя Варфоломей Отец состоял на службе у ростовских князей, происходил от варяга Шимона, строителя Киево-Печерского монастыря. Мать, по мнению краеведов, могла происходить либо от простых русских, либо от знатных татар, прямых потомков Чингисхана, чингизидов. Родные владели имением в четырех километрах от Ростова и были убежденными приверженцами церковных уставов, помогали странникам, нищим и бедным. Своих сыновей с раннего возраста они приучали к труду. Памятник родителям Преподобного Сергия в Сергиевом Посаде Средний сынок рос отзывчивым, серьезным, спокойным и задумчивым ребенком, всегда жаждал новых знаний, однако учеба давалась ему с большим трудом. Он слезно и искренне просил создателя о помощи в учебе. Всевышний его услышал и послал таинственного святого гостя в облике старика. После беседы с ним проблемы ребенка в освоении грамоты были быстро преодолены. Данный факт из жития праведника и чарующая атмосфера сверхъестественного нашли отражение в картине «Видение отроку Варфоломею» кисти М.В. Нестерова, хранящейся в Третьяковской галерее. Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» В 1328 их семейство, разорившись и спасаясь от набегов, массовых грабежей и насилия слуг Ивана Калиты, перебралось в поселение Радонеж, входившее в Московское княжество. Будущий знаменитый игумен с интересом изучал Святое писание и с детской чистотой вдохновлялся христианскими идеалами. Еще не достигнув 12 лет, он соблюдал телесный и духовный пост, старался всемерно помогать людям и твердо решил посвятить себя богу.

В 1330-х родители, а затем и брат Стефан, потерявший супругу, приняли схиму (высшую монашескую степень) в стенах Хотьковской обители, находившейся в 3 километрах от Радонежа. В 1337 отец и мать Варфоломея скончались.

После ухода из жизни родителей Варфоломей оставил свою часть наследства младшему брату и отправился в Хотьково. Там в стремлении к единению с богом он убедил старшего брата попросить благословение на удаление в пустынное место (то есть, на подвиг пустынножительства, заимствованный Русью из византийской традиции), где они могли бы безраздельно посвятить себя богу.

Братья обосновались в дремучем лесу в десяти километрах от обители, срубили там келию, затем – церковь. Она положила начало появлению крупнейшего в стране монастыря, Троице-Сергиевой лавры, датой основания которой принято считать год их поселения в пустыне – 1337.

Монах Сергий Радонежский Брат не выдержал слишком суровых условий отшельничества, ушел в Московскую Богоявленскую обитель и позже стал ее настоятелем, иереем. А Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, продолжил закалять свой дух и с молитвой сносил все ниспосланные богом тяжкие испытания. Вскоре он призвал одного из игуменов по имени Митрофан и принял от него в 23 года монашеский постриг в день памяти святых Сергия и Вакха, 7 октября, получив имя одного из этих мучеников – Сергий. Преподобный Сергий Радонежский в трудах Уединение молодого инока продлилось около двух лет. Он неустанно трудился, ревностно молился и читал божественные книги, сверяя каждый шаг с путем первых подвижников русского монашества Антония и Феодосия Печерских, многих других христианских святых. Однажды поздно вечером всевышний послал поборнику истинной веры видение в виде прекрасных птиц, круживших в небе над его кельей. При этом голос сообщил, что скоро у него появятся ученики. Так и случилось – к Сергию стали стекаться иноки, которые также мечтали о достижении идеала святости и о спасении души. Первое время их было 12 человек. Вместе братья-монахи срубили новые кельи вокруг церквушки, обнесли свое жилье общим забором, чтобы к ним не забегали дикие звери.

Читайте также:  Акафист за единоумершего: полный текст с ударениями на русском, когда нужно читать

В 1342 (по другим данным, в 1345) году пустынь сформировалась в монастырь, где Сергий стал вторым настоятелем, игуменом, являвшим всем пример трудолюбия и смирения (звание первого получил Митрофан). В 1354 епископ Волыни возвел Сергия в сан пресвитера (священника), то есть, согласно церковному протоколу, иеромонаха.

Преподобный Сергий Радонежский Вокруг обители начали селиться новые послушники и крестьяне, превратив постепенно глухомань в обжитое место. Несмотря на крайнюю нужду, стойкий и терпеливый монах-священник запретил братьям-инокам принимать подаяние. Они жили исключительно плодами своего смиренного труда. По рекомендации патриарха Филарета и митрополита Алексия Сергий внедрил в монастыре новый для Руси уклад, принятый в Византии, когда вся собственность монастыря признавалась общей. По преданию, сама Богоматерь явилась праведнику и одобрила это начинание, пообещав, что они не будут больше испытывать никаких лишений. Троице-Сергиева лавра. Наши дни Мудрый подвижник способствовал объединению князей в борьбе за избавление страны от ига татар, напутствовал войско перед Куликовским сражением, поднимал боевой дух русских воинов. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву Согласно житию Сергия Радонежского, добрым словом он примерял враждующих между собой князей, находил время для организации новых обителей. С его помощью в 1385 был предупрежден один из Московско-Новгородских военных конфликтов. Благодаря его подвижнической деятельности на Киржаче появилась Благовещенская обитель, на окраине Коломны – Старо-Голутвин, в Серпухове – Высоцкий монастырь, на Клязьме – Юрьевский. А его воспитанники стали впоследствии устроителями еще порядка сорока десятков обителей. Святой старец излечивал страждущих, вершил чудеса, даровал свои наставления. Как гласит предание, он не только исцелил, но и вернул к жизни мальчика, умершего на руках у несчастного отца, который нес больного ребенка к нему на лечение. Преподобного, остававшегося примером кротости, благочестия и чистоты, чтили наравне с известными издревле святыми. Во время одной из литургий ему служил ангел господень, а однажды появилась озаренная божественным светом пресвятая дева Мария вместе с апостолами Петром и Иоанном Богословом и сообщила, что будет всегда опекать его монастырь. Преставление преподобного Сергия Радонежского Момент своей смерти выдающийся подвижник предвидел заранее и велел своему достойнейшему воспитаннику Никону занять место игумена. Перед уходом Сергий причастился и даровал последние напутствия. Умер он в 1392 г. Радонежский просил, чтобы его тело похоронили на монастырском кладбище, среди обычных монахов, но обитатели лавры рассудили иначе и погребли его в правой части церкви. Спустя 30 лет после смерти Сергий Радонежский явился во сне к одному из своих последователей и сообщил, что его останки теснит вода. Монахи откопали домовину и увидели, что ее залило грунтовыми водами. Тем не менее, останки Сергия были сухими. Мощи Сергия Радонежского А 5 июля (или 18 по старому стилю) гроб с мощами Сергия подняли на поверхность. Их перевезли в Троицкий собор, и поток желающих прикоснуться к святыне не иссякал несколько веков. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован.

После Революции останки святого наравне с другими религиозными реликвиями были переданы в ведение государства как музейная ценность. В 20-х годах останки Радонежского хотели отправить в один из крупных московских музеев. Искусствовед Юрий Олсуфьев по благословлению патриарха Тихона выкрал голову святого и перезахоронил ее в саду. В 1945 году мощи воссоединились.

В современном православии Сергий Радонежского чтят как покровителя России. Также считается, что он опекает учащихся, вдов и сирот, больным и незаслуженно представшим пред судом.

Сергий Радонежский 1314 — 1392: биография кратко, годы жизни, деятельность

Сергий Радонежский (ок. 1314-1392) почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Он основал Троице-Сергиеву лавру под Москвой, которая раньше называлась Троицкий монастырь.

Сергий Радонежский проповедовал идеи исихазма. Понимал он эти идеи по-своему. В частности, он отверг мысль, что только иноки войдут в царство Божее. «Спасуться все добрые», — учил Сергий.

Он стал, пожалуй, первым русским духовным мыслителем, который не только подражал византийской мысли, но и творчески развивал ее. Память о Сергии Радонежском особенно почитаема в России.

Именно этот монах-подвижник благословил Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского на бой с татарами. Его устами, русская церковь впервые призвала к борьбе с Ордой.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес».  «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей.

Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом.

Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан.

Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного.

Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г.

зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему.

Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя.

Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г.

Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили».

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников.

Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес.

Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г.

Читайте также:  Молитва об усопших родителях: самые сильные тексты и как правильно читать

, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен.

О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно.

В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев.

Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество.

Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться.

Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа.

Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

Сергий Радонежский с житием

Состав клейм: 1. Рождество Варфоломея (преподобного Сергия); 2. Откровение грамоты; 3. Беседа старца с родителями отрока; 4. Пострижение в иноки; 5. Изгнание бесов; 6. По-ставление в иерея; 7.

Изведение источника; 8. Смерть отрока; 9. Вокрешение отрока по мо­литве преподобного Сергия; 10. Видение Божественного огня; 1].

Встреча преподобным Сергием греческого посольства от константинопольского патриарха Филофея Коккина;

  1. Явление Богоматери и апостолов Петра и Иоанна Богослова преподобному Сергию;
  2. Исцеление от слепоты сомневающегося греческого епископа; 14. Погребение преподоб­ ного Сергия; 15. Обретение мощей преподобного Сергия; 16. Исцеление боярина Захарии

    Бороздина; 17. Исцеление Симеона Антонова; 18. Исцеление нищего слепого странника.

В среднике изображена фигура преподобного Сергия в рост, со свитком, на котором чита­ется текст поучения братии, произнесенный перед смертью: «Внимайте себе, братие, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие…».

По периметру средника следует текст тропаря преподобному: «Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси: но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобие, отче наш».

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) — прославленный святой Русской православной церкви, известный церковный и общественно-политический деятель Руси второй поло­вины XIV в. Его житие написано в 1418 г., вскоре после преставления старца, его учеником и со-постником Епифанием Премудрым.

В своем повествовании он использовал и свой опыт обще­ния со святым, и воспоминания очевидцев и родственников, пребывающих в Троицкой обители.

В дальнейшем, после открытия нетленных мощей преподобного Сергия, первоначальный текст был обработан Пахомием Сербом (Логофетом) и расширен новыми сюжетами и чудесными явле­ниями из жизни подвижника, включая случаи исцелений у гроба чудотворца.

Эта редакция серб­ского агиографа легла в основу ряда житийных икон преподобного, созданных в конце XV — на­чале XVI в. в Московском Кремле и Троице-Сергиевой лавре. Древние иконы святого «устроителя» Церкви послужили образцом и для более поздних памятников второй половины и конца XVI в.

По документам известно, что почти во всех подмосковных храмах были иконы преподобного, в том числе «з житиями». Композиция публикуемой иконы является точным повторением крем­левского образа, с равновеликим сокращением на 35 см сверху и по бокам.

Преподобный Сергий родился от благочестивых родителей, ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Рождение сопровождалось чудесными событиями: в храме во время литургии все присутствующие услышали трижды глас из утробы матери, исходящий от еще нерожденного младенца. После свершившегося знамения родители дали обет посвятить ребенка Богу.

Родив­шийся младенец отказывался вкушать молоко после употребления матерью мясной пищи, а че­рез некоторое время, в среду и пятницу, соблюдая пост, также не прикасался к еде.

Это событие, ставшее ключевым в понимании жизненного подвига преподобного, построившего монастырь Святой Троицы, на публикуемой иконе отражено косвенно — помещением сюжета рождения Вар­фоломея в традиционной иконографии Рождества (клеймо 1).

Следующее чудо — это освоение Варфоломеем книжной премудрости по молитве таинственного странника, который благосло­вил отрока и предрек родителям богоизбранный путь его (клейма 2, 3). В отличие от женившихся братьев Варфоломей решил принять иночество, но сделал это позже, т.к. по просьбе родителей ухаживал за ними в старости.

После их смерти он вместе со старшим братом Стефаном ушел в ра­донежские леса, где братья построили келью и храм, посвятив его Святой Троице — в память зна­мения, данного Сергию еще до рождения, стать учеником Святой Троицы и привести к вере в Бога других.

Брат, не выдержав тягот пустынного жития, оставил Варфоломея, поселился в московском Богоявленском монастыре. Варфоломея на 23 году, по его просьбе, проезжающий мимо игумен Митрофан постриг в монашество с именем Сергий и оставил новопостриженного инока «без-молствовати и единствовати» (клеймо 4).

Жизни монашеского уединения посвящено следующее клеймо — «изгнание бесов». Живя в пустыни, отправляя иноческий устав, беспрестанно молясь, преподобный Сергий терпел нужду, холод, жару, но дикие звери не трогали его, подобного «пер­возданному Адаму» в райском саду.

Не раз бесы, «грозя и устрашая», нападали на него во время богослужения в церкви «бяху в одеждах и шапках островерхих литовских», желая разорить цер­ковь, но преподобный Сергий молитвой прогонял их (клеймо 5). Следующий сюжет посвящен ос­нованию монастыря.

Со временем стала приходить к Сергию братия, и просились они стать его учениками, но преподобный долго не соглашался. Когда братия уговорила его, Сергий «трое или четверо келлии своими руками сделал», посеял огород. Преподобный Сергий выполнял все по­слушания монашеские, «без лености братиам аки купленный раб служаше». Игуменствовавший у них священник заболел и умер. Братия уговорила Сергия принять игуменство и руководство над ними. После общей молитвы братия отвезла преподобного Сергия в Переяславль — там он был уже известен епископу Афанасию Волынскому как строитель монастыря и как молитвенник и рукоположен им в один день в иподьякона, дьякона, а затем в иерея (клеймо 6).

Следующий цикл клейм посвящен духовному устроению монашеской жизни в обители: изо­бражаются чудеса, свидетелями которых была сама братия, часто изумленная, сомневающаяся и ропщущая.

Таким чудом стало изведение источника рядом с монастырем, так как первона­чально приходилось приносить воду из реки, до которой путь был долгий.

Братия возроптала и хо­тела перенести монастырь ближе к реке, но преподобный Сергий уговорил их подождать: как-то он спустился с иноком в овраг, где было сыро от снега, помолился, и место наполнилось «высо­кой водой» (клеймо 7).

В присутствии брата Симеона Параклисиарха на литургии сходил к жерт­веннику Благодатный огонь, которым преподобный Сергий причастился (клеймо 10). Келей­ник Михей стал свидетелем чудесного явления Сергию Богоматери и апостолов Петра и Иоанна (клеймо 12).

Слава о новом духовном светоче на Руси распространилась далеко за пределами мо­настыря: к нему обращаются за помощью поселяне (клейма 8—9,13). Из далекого Царьграда при­ходили греческие послы со схимой, крестом, парамандом и благословением патриарха Констан­тинопольского, после чего игуменом в монастыре был введен общежительный устав (клеймо 11). В нижнем ряду клейм представлены сцены погребения, обретения мощей и чудесные исцеления у гроба подвижника (клейма 14—18).

Публикуемая икона происходит из Сергиевского придела старообрядческой белокриницкого согласия церкви Успения на Апухтинке, освященной в 1909 г. В пятиярусных иконостасах нижнего и верхнего храмов были собраны иконы XV—XVII вв. со всей России.

В описях храма упоминается древняя житийная икона преподобного Сергия XVI в. новгородского письма. Анализ основы по­казал, что памятник был дважды в реставрации.

Изображение на иконе находится под слоем про­писей, которые в отдельных местах перекрывают кракелюр; многие детали нарисованы заново. Золото и надписи, воспроизводящие житийные тексты (в некоторых случаях ошибочно), также относятся к позднему поновлению.

Известно, что над декорацией храма работал мстерский ху­дожник-реставратор Г.И. Чириков, замечательный иконописец-«подстаринщик». Возможно, ре­ставрация и была им выполнена.

Происходит из московской старообрядческой церкви Успения на Апухтинке. Поступила в 2007 г. из Покровского собора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *