Поминовение усопших: православные традиции, молебны за упокой в 2019 году

Рождение человека и смерть в религии считаются событиями одинаково важными, поэтому и молитвам об усопших отводится в церковном мире особое место.

К концу мирской жизни нужно готовиться заранее, делая все возможное, чтобы грешить как можно меньше и каяться за совершенные перед Богом ошибки.

Однако с Господом люди встречаются грешниками, а всех грешников, как известно, ждет большой суд, на котором большой поддержкой для душ погибших станет молитва живых, что в очередной раз напоминает христианам о главной цели этой веры – спасении.

Поминовение усопших: православные традиции, молебны за упокой в 2019 году

Молитва за новопреставленного усопшего

Новопреставленным умерший считается в течение первых 40 дней со дня смерти. Именно по этой причине до 40 дней регулярно рекомендуется читать соответствующую по срокам молитву за усопшего.

Классический вариант молитвослова начинается со строчки «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде», но существуют и альтернативные варианты, короткие, которыми люди часто пользуются, когда из-за страданий душевных по усопшему молиться долго не получается.

Молитва Николаю Чудотворцу, меняющая жизнь к лучшему за 40 дней.

Все молитвы за новопреставленного читают с одной целью – помочь душе мертвого попасть в рай, заслужить прощение Господа Бога, перед которым он в течение 40 дней предстает на суде, где и принимается решение, будет дарована усопшему вечная жизнь на небесах или вечные муки в аду. Молиться за покойного могут как его родные, так и друзья, знакомые, которые хотят сделать все возможное для облегчения участи отошедшего в мир иной.

Поминовение усопших: православные традиции, молебны за упокой в 2019 году
Дополнительно не забудьте заказать Сорокоуст. Заполняя записку об упокоении, перед именем ставьте н.п., сокращение, указывающее на то, что человек умер недавно.

  • Молитва «Упокой Господи душу усопшего раба Твоего»: текст на русском

Как правильно молиться на Радоницу?

Поминовение усопших: православные традиции, молебны за упокой в 2019 году

Через девять дней после Пасхи, 28 апреля 2020 года, православные верующие отмечают день поминовения усопших – Радоницу. Этот праздник, который также называют Радуница, Навий день, Могилки, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье, появился еще в языческие времена.

В старину Радоницами называли божества – хранители душ усопших. Люди приносили им жертвенные подношения и устраивали пиры, выказывая уважение почившим.

После принятия христианства значение этой даты изменилось. В храмах, где проходят торжественные богослужения и священники возносят молитвы на Радоницу по усопшим, верующие вспоминают о том, как Христос сошел в ад и вывел оттуда уверовавших в него людей, избавив их от духовной смерти.

Победа над смертью благодаря воскресению Спасителя должна вытеснять печаль из-за разлуки с родными, и церковь призывает верующих не предаваться глубокой скорби об усопших. Обращение к Богу с просьбой даровать покой ушедшим родственникам будет особо действенным, если накануне вы причаститесь.

Перед заупокойной литургией верующие опускают в специальные урны или передают священнику записки с именами родственников или друзей, которых нужно помянуть в этот день.

На проскомидии – части богослужения перед литургией – священник готовит хлеб и вино для Евхаристии. За усопшего вынимают из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опускают в чашу со Святыми дарами.

Начиная с Навского четверга на Светлой седмице принято приводить в порядок могилы умерших родственников. Вы также можете прочесть молитвы на Радоницу на кладбище.

Поминая усопших дома, принято подавать к столу обрядовое блюдо – кутью, которую можно предварительно освятить в церкви или окропить святой водой.

Согласно традиции, также едят блины. Алкогольные же напитки, вопреки расхожему мнению, в этот день должны быть исключены.

Священники также напоминают, что традиция оставлять крашеные яйца и куличи на могилах является языческим пережитком и призывают верующих не делать этого. В православных семьях подобный обычай соблюдаться не должен.

Также на Радоницу нельзя ругаться, кричать, сквернословить и плохо отзываться об усопших.

Какие поминальные молитвы читают на Радоницу?

Молитва на Радоницу дома «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие небесное».

Молитва на Радоницу по усопшим «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва на Радоницу на кладбище о родителях «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) – , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, ею же отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва родителей об усопших детях «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память.

Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением.

Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам.

Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Читайте также:  Акафист успению пресвятой богородицы: полный текст с ударениями и как нужно читать

Как поминать усопших на Радоницу?

На Радоницу можно пригласить священника отслужить на могиле литию – краткое поминальное богослужение, название которого означает «усиленное моление». Так как эта дата приходится на время от Пасхи до Троицы, то вместо молитвы Святому Духу («Царю Небесный…») читают тропарь Пасхи («Христос воскресе из мертвых…»).

Какие еще молитвы читают на Радоницу дома? Можно прочитать 90-й псалом. Вместо обычного заупокойного кондака «Со святыми упокой» читают кондак Пасхи «Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне». Также могут быть прочитаны заупокойные тропари из последований панихиды и литии «Со духи праведных скончавшихся».

Чин литии – молитва на Радоницу по усопшим «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй.

Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Господи, помилуй. (12 раз.

) Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». (Поклон)

Псалом 90 «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его».

Кондак, глас 8 «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, подшим подаяй Воскресение».

Икос «Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды), благослови. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Во блаженном успении, вечный покой подаждь.

Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память. Вечная память (трижды).

Душа его во благих водворится, и память его в род и род».

Теперь вы знаете, какие молитвы по усопшим читают на Радоницу дома и на кладбище, и сможете достойно помянуть ушедших из жизни людей.

May 2019-07-20

Троицкая Родительская суббота — особое поминовение усопших родных и близких в 7 монастырях:

Здесь вы можете заказать записки на Троицкую Родительскую субботу, день особого сугубого поминовения усопших родных и близких — сугубое поминовение  ваших усопших родных и близких (до 7-ми монастырей)

Служба на Троицкую Родительскую субботу, день особого поминовения усопших родных и близких отражает нашу веру в то, что наши усопшие родные и близкие, и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Благочистивый обычай поминать в эти дни умерших имеет основание в том, что в Фомину неделю вспоминается сошествие Господа нашего Иисуса Христа во ад и разрушение его («…смертию смерть поправ…»).

  • И, именно, с начала Фоминой недели богослужебный Устав разрешает служить Сорокоусты об умерших.
  • На кануне Радоницы, после вечерней и (или) утром после Литургии совершается Панихида, в со спекциальными пасхальными песнопениями и молитвами.
  • Троицкая Родительская суббота, день особого Пасхального поминовения усопших родных и близких. Служба особого сугубого поминовения усопших родных и близких в 7 монастырях — особое молитва поминовение, чтобы разделить с ними радость
  • Служба Вселенской родительской субботы — это особая церковная служба, на которой Церковь молится за упокоенных своих чад о прощении грехов и просит милости Божией к ним.
  • Родительская суббота — день особого поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков).

Как живётся нашим умершим? И где сейчас их души? И ждут ли они общения с нами? Скучают ли, ждут ли поминовения на проскомидии, как самого желанного «лакомства»? Думается, что ждут. Думается, что скучают.

На этой грешной земле уход из жизни – удел каждого рождённого существа.

И момент смерти – это как момент истины. И этот момент очень важен для души, для её жизни в вечности. Мы верим всем сердцем, что наши ушедшие близкие и любимые люди благополучно перешли в жизнь вечную. Мы надеемся и желаем соединиться когда-нибудь с ними в одно целое и вновь обрести неописуемую радость, чтобы Господь собрал нас всех у Себя на Небе.

Но давайте вспомним, как умерли те, кого мы вспоминаем сегодня, и о ком мы хотим вознести свои молитвы.  Была ли их кончина мирной и непостыдной, а может, умерли они внезапно и без покаяния, или погибли в бою, или пострадали от чьей-то халатности, или отошли в мир иной после тяжкой болезни…

Давайте восполним своими молитвами и благими делами, своей милостыней ту меру добра, которая осталась без участия вашего ушедшего близкого, ту меру покаяния, которую он не успел вознести к Богу. Хотя бы попытаемся это сделать так, как мы себе это представляем и как нам это представляется доступным.

Пока мы живы, мы можем помочь своим близким. И они, будучи пред Господом, в Царстве Небесном, так же «замолвят за нас словечко». И детей своих надо успеть приучить к этой прекрасной и полезной традиции, к этой необходимости, чтобы никогда не прерывалась связь земли и Неба. Куда мы без Неба? Ведь Небо – это место нашей будущей встречи.

И место встречи изменить нельзя.

Поминальная неделя после Пасхи в 2020 году началась 20 апреля

Православный мир отпраздновал Пасху 19 апреля. Следующая неделя называлась Светлая Седмица и была очень радостным событием для верующих. Через девять дней церковь проводит родительский день. Сколько длится поминальная неделя после Пасхи в 2020 году и каковы ее традиции — читайте в нашей статье.

Следом за Пасхой в 2020 году наступают поминальные дни, которые отмечаются на Радоницу, в родительские субботы, «гробки» и на Красную горку. Поминальные дни 2020 года – это возможность вспомнить умерших родственников и помолиться за упокой их души. Для этого верующие посещают храмы, заказывают молебны и ставят свечи.

Поминальные дни зависят от празднования Пасхи. Красная горка выпадает на воскресенье – 26 апреля. А Радоница в 2019 году — на 28 апрел, во вторник, через неделю после Пасхи.

Радоница отмечается сразу же после Пасхи с давних времён. Христиане отпраздновали Воскресение Христово. А после светлой пасхальной недели могут порадоваться за своих родных и близких, которых уже нет в живых. Мирянам не стоит переживать по поводу их смерти. Нужно радоваться их грядущему воскресению.

Этимология слова «Радоница» довольно широкая. Одни трактуют праздник как радостное послепасхальное событие. Поминовение мёртвых связывают с радостью и утверждают, что название пошло от слова «радость». Другие языковеды уверены, что слово «Радоница» заимствовано у балтийского народа и в переводе обозначает «молитва за умерших с плачем и причитанием».

Читайте также:  Святой спиридон: житие святителя и мощи чудотворца, в чем помогает икона, молитвы

Когда и как правильно вспомнить усопших

Накануне поминального дня верующие идут в церковь, молятся и ставят свечи за упокой. Есть традиция носить в церковь пожертвования, предназначенные церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших. Это могут быть продукты и деньги.

Наиболее популярные продукты для поминовения – это кутья, хлеб, крупы, блины, растительное масло, фрукты, конфеты, печенье. Не следует приносить мясо и мясные продукты. Все принесенные пожертвования оставляют на специальном столике. Вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого пожертвованы продукты.

Помимо продуктов в церкви подаются поминальные записки, в которые следует вписать имена своих умерших крещеных родственников в родительном падеже. Их священники прочитают во время великой панихиды, посвященной поминовению умерших.

Кроме того, в церковной лавке можно купить и оставить в память об усопших масло для лампад, ладан, свечи, Кагор.

Поминальные приметы

В народе говорят, что в поминальные дни усопшие родственники хотят прийти в свой дом. Для того чтобы их дух смог беспрепятственно проникнуть в жилище, в этот день необходимо окно оставлять открытым.

Существует также ряд поминальных запретов:

  • запрещено курить на кладбище;
  • дома нельзя заниматься любыми домашними и садово-огородными работами. Под запретом стирка, шитье, уборка и т.д. Если посадить что-нибудь в поминальный день, все будет плохо расти. Тяжелый физический труд также под запретом: нельзя полоть, копать, обрезать ветки;
  • покойников в течение всей поминальной недели нельзя называть мертвыми или усопшими. Их нужно упоминать только по именам или говорить «мой родственник», «мой близкий человек»;
  • нельзя материться и ссориться;
  • маленьким детям и беременным женщинам посещать кладбище не стоит. Лучше сходить в церковь и поставить свечи за упокой, почитать молитвы;
  • с кладбища категорически запрещено что-нибудь приносить в дом;
  • нельзя в этот день красить ограды или убираться на кладбище, все работы нужно сделать до поминальной недели;
  • на могилах нельзя распивать спиртные напитки, и нести в церковь алкоголь в поминальные дни также запрещается. Священнослужители против того, чтобы распивали алкоголь на кладбище. Гуляния и трапеза возле могил не приветствуется. Кладбище – это место тишины и покоя, где покоятся мертвые.

Считается, что души умерших родных услышат то, о чём вы будете говорить возле их могил. Нельзя ругаться, браниться, смеяться и сквернословить. Не стоит также упоминать какие-нибудь плохие поступки умершего человека. Нельзя осуждать его, говорить можно лишь что-то хорошее или не говорить ничего.

Как поминают усопшего в церкви

Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».

Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Что можно приносить в церковь в память об усопших

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор.

То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего).

Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Зачем пишутся имена в записках «О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела.

Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших.

Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги).

На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне.

Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники.

Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане.

Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших.

Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты.

В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Надо ли огорчаться, если считаешь, что твоя записка не была прочитана?

Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма.

Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь».

Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте.

Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение.

Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно.

Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена.

Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

Читайте также:  Икона неувядаемый цвет: история и где находится, значение и в чем помогает, куда вешать

Что означает наше поминание «О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся.

Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42,43).

Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения.

После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную.

Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

  • Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.
  • В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.
  • «Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».
  • Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.

Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…».

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод.

Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными).

Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале.

Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего… соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых.

Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело…

Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия.

Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

pomin-trapeza.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *