Пимен великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

  • Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашым.
  • (Тропарь, глас 8)
  • Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, душы благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.
  • (Кондак, глас 4)

 Дорогие братья и сестры!

27 августа по ст.ст./9 сентября по н.ст. Святая Русская Православная Церковь чтит память великого старца-подвижника, одного из столпов египетского монашества — преподобного Пимена. 

Святой авва родился около 340 г. в коптской семье и преставился ко Господу в преклонном возрасте, завершив свой земной путь с молитвою на устах.

Несмотря на чрезвычайную скромность и глубокое смирение старца, считавшим себя недостойным Царствия Небесного, Церковь причислила его к лику святых, память о нем живет в каждом поколении христиан, а большинство из дошедших до нас его поучений сохраняет актуальность и по настоящее время. К старцу приходили как духовные, так и мирские лица поучиться у него смиренномудрию, искусству духовного возрастания.

Из жития прп. Пимена Великого известно, что он вместе со своими родными братьями удалился в пустыню, где нес крест монашества в крайне тяжелых условиях в опасностях от природы, диких зверей, злых людей и желающих погибели рода человеческого падших ангелов. Преподобный до конца был верен монашеским обетам, отсекая от себя все то, что мешало молитве и умному деланию.

Он безпрестанно плакал о своих грехах. Результатом его подвижнической жизни стало то, что из стремящегося к христианской жизни он стал настоящим по духу, а не по форме, христианином. Господь поселился в его сердце и только стремление к Нему занимало ум старца.

Из этого проистекла настоящая христианская любовь к ближнему, не осуждение грешника, любовь к конкретному человеку.

Святитель Игнатий Брянчанинов в «Отечнике» так писал о древнем подвижнике: 

«Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благодатные дары.

Изречения его, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству.

Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия: эта редкая черта заметна и в преподобном Феодосии Печерском». 

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Святой авва всегда действовал с чрезвычайной рассудительностью, исходя из психологических особенностей личности и условий его жизни, не применяя «шаблонный» подход при разрешении вопросов духовного характера.

Высота христианской жизни преподобного стала очевидной не только его современникам, но и последующим поколениям христиан. Не случайно, что в дошедших до нас высказываниях Пимена Великого сквозит его любовь к человеку, в котором он всегда видел Образ Божий:

«Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его».

«А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши».

Авва также говорил:

«Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, — не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию».

Убиенный священник Даниил Сысоев говорил:

 «Однажды этого святого спросили, что бы он сделал, если бы увидел, что монах согрешает? Он ответил, что прикрыл бы его мантией. Это очень важный момент.

Какой должна быть христианская норма отношения к людям? Многие считают, что главное для человека — быть правильным до черточки, что если существуют определенные нормы, то мы должны их требовать и от других, что мы должны быть беспощадными и жесткими к нарушению этих норм другими людьми. Но Господь наш не так судит.

Те люди, которые стараются быть абсолютно правыми, которые считают, что их слова — абсолютная истина, которые считают, что они являются мерилом для всего, которые абсолютно справедливы и беспощадны к окружающим, к таким Господь Бог беспощаден и Сам!». 

Лейтмотивом отношения прп. Пимена к ближнему можно выразить одним единственным словом: неосуждение. Снисхождение к чужим грехам и строгость к себе — отличительная черта настоящего, а не мнимого, христианина.

Суровая аскетическая жизнь, опасности, которые окружали старца повсюду, не ожесточили его сердце. Наоборот, чем больше он познавал Христа, тем большую любовь он испытывал к Его творению:

— Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

— Это очень много, брат.

— Тогда в течение одного года. — Что ты? И этого много! — Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами. — Я убеждён, — ответствовал преподобный, — что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня». Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Накануне празднования памяти своего небесного покровителя Пимена Великого святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своей проповеди говорил:

 «Замечательным примером для нас, верующих, является жизнь преподобных — этих великих святых. Много труда, много сил положили преподобные для приобретения духовных богатств. Они уходили в дебри, в пустыни, чтобы возгревать пламень, который касался их душ, постоянно стремиться к духовному совершенству…

Духовное совершенство — это постоянная, в продолжение всей жизни, хвала Богу, это постоянное горение духовного пламени. К такому совершенству и стремился преподобный Пимен Великий. По преданию, преподобный Пимен Великий, назидая своих учеников, говорил: „Кипящему сосуду не прикоснется муха, егда же остудит сосуд, всякие гады внидут в онь“.

Так, преподобный призывал к постоянному памятованию о Боге, постоянному возгреванию огня молитвы. Это повествование является великим назиданием и для всех нас.

И сегодня, в день памяти преподобного Пимена Великого, вознесем ему молитвы, чтобы он укрепил нас в исполнении его завета, возжег пламень горения Богу в душах наших, который мы будем постоянно возгревать молитвами великого преподобного».

Великий Пимен достиг таких высот в духовном делании, что даже воскресал мертвых. Однако, чем большие чудеса он творил, тем более возрастало в нем видение своих грехов. Он постоянно плакал о них и сокрушался о своей духовной немощи.

Дошедшие до нас высказывания преподобного — образец мудрости и смирения святого:

«В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание»;

«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище»

«Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами»

«Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн»;

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу»

«Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой»

«Употребляй все усилия, чтоб никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам»

«Усильно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человеци (Лк.6:26)»

«Если человек не возненавидит двух страстей: то не возможет быть свободным от мира». Его спросили: «Каких?». Он отвечал: «Телесного упокоения и суетной славы»

«Наша воля есть медная стена между нами и Богом и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость»

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Преподобный отче Пимене, моли Бога о нас! 

Трощинский Павел

Преподобный Пимен Великий

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогаетПимен Великий родился в Египте около 340 года. Уже в молодости он почувствовал тягу к уединённой монашеской жизни, увлёк этим двух своих братьев и они ушли в пустынный Скитский монастырь.

В 407 году набег берберов привёл к разрушению обители и монахи были вынуждены переселиться в развалины языческого храма Теренуфис.

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогаетМонастырь Дейр-Суриани в Вади-Натрун в Египте. В нём подвизался преподобный Пимен Великий до того как уйти в отшельничество.Там они и провели остаток жизни. Насельники нового монастыря вели столь строгий и аскетический образ жизни, что этими своими подвигами добродетели привлекли к себе внимание и стали почитаемы окрестными народами.

К Пимену стали стекаться те, кто нуждался в помощи и добром совете. Так на свет появился сборник наставлений, известный под названием «Афоризмы». Он включает в себя примерно 1000 афоризмов, из которых примерно четверть принадлежит самому святому Пимену Великому. Вот некоторые из них:

Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн.

Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу.

Так же преподобный Пимен не смотря на свой очень строгий отшельнический образ жизни, отказываясь от встреч с матерью и не вкушая по 6 дней пищи, был известен своей добротой и ни когда не наказывал строго провинившихся . Наказывая епитимьёй во время исповеди, он всегда слово «год» заменял на слово «день». И если епитимья требовала наказания три года отлучения от причастия, он три года заменял на три дня.

«Если человек от всего сердца покается и положит твёрдое намерение не возвращаться ко греху, то Бог примет и и трёх дневное покаяние»

Порой его даже не могли понять его ученики. Как-то один отшельник упрекнул преподобного Пимена, что он часто моет ноги и заботится излишне о ногах, на это преподобный Пимен ответил: » Нас не учили убивать наши тела, а только убивать наши страсти».

Однажды преподобный Пимен узнал, что его родной брат послушник , пребывающий рядом с ним влюбился в женщину и решился обзавестись семьёй.

Преподобный Пимен велел согрешившиму уже блудом брату-послушнику отнести бутылку вина со словами: «Отнесите , пусть наш брат отметит это событие!» Когда тот монах получил бутылку вина от преподобного Пимена, он изгнал женщину и стал монахом.

Порой таких аскетов преподобный Пимен сам укорял словами:

«Многие из наших отцов стали очень мужественными в аскетизме, но в тонкостях его восприятия понимают очень мало.» .

Тем кто гордился своей учёностью и научными знаниями, преподобный Пимен говорил : «

Падайте в ноги пред Господом, а не измеряйте свой прогресс».

Однажды к преподобному Пимену обратился один строгий игумен и спросил, что ему делать с монахами, которые плохо молятся и засыпают на богослужениях. Преподобный Пимен ответил на вопрос примером, сказав: «

Если когда мой монах засыпает на богослужении, я сажусь рядом, ложу его голову себе на колени и даю возможность ему отдохнуть».

Преподобный Пимен не переносил осуждений других и говорил: «

Человек внешне может быть очень молчаливым, но если он в своём сердце осуждает других, то он болтает без умолку».

Однажды к преподобному Пимену хотел придти в пустыню египетский вельможа для разговора и личного знакомства, но Пимен отказал ему :

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать меня, тогда и многие простые люди захотят придти ко мне и поговорить со мной, они будут мешать моему безмолвию и я лишусь благодати смирения, которую приобрёл при помощи Божьей».

Прожив долгую жизнь, преподобный Пимен Великий скончался в возрасте около 110 лет.

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве.

Храм расположен в историческом центре Москвы, в районе Тверской, Центрального административного округа (Нововоротниковский переулок, 3). Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь преподобного Пимена Великого..

Первоначально поселение московских ворот­ников (привратников при городских воротах) располагалось у стен Кремля. Их слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский.

Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка.В 1691 году деревянная церковь сгорела.

В 1696—1702 годах по благословению патриарха Адриана был выстроен новый каменный храм, который в те времена стоял на берегу большого пруда. В 1825 году была построена ограда храма, сохранившаяся до нашего времени.По преданию, некий слепой мальчик играл здесь и взял в руку какой-то предмет.

В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая икона, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.В советский период храм не был закрыт.

Читайте также:  Преподобный стилиан: житие покровителя детей, иконография и тексты молитв

В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Алек­сандром Введенским.

Через три с половиной месяца после смерти Алек­сандра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии. Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года.

Мы именуем Пимена Великим, в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Молитвы Пимену Великому

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Призыв к смирению и доброте по отношению к людям

Наверное, первым человеком, которого Пимен призвал к смирению, была его мать. Он, вместе с двумя своими братьями ушел в монастырь, простившись с матерью навсегда.

Но он сумел успокоить и убедить плачущую женщину, в которой говорила естественная тоска по детям и желание видеть их, что если она примет уход сыновей и смирится с разлукой в нынешней временной жизни, то она обязательно увидит их в будущей вечной и радостной жизни на небесах.

Его дальнейшая жизнь, достаточно полно описанная летописцами и им самим, полна человеколюбия, мудрости и послушания. Исполняя изо дня в день подвиг усмирения страстей, соблюдая постоянный пост и творя молитвы,  Пимен Египетский наставлял учеников, давая им глубокое понимание веры и смысла добродетели.

Обладая незаурядным умом, святой Пимен давал людям такие советы в трудных ситуациях, что люди, поняв старца, поражались его мудрости и принимали верные решения, соответствующие праведной жизни. В течение 110 лет своей жизни, до самой своей кончины, он не нарушил  данного обета, всей своей жизнью давая пример последовательного служения Богу.

Преподобный Пимен говорил, что люди для праведной жизни должны исполнять три правила – Они должны бояться Бога, молиться и делать людям только добро, даже в ответ на причиненное зло. Он говорил, что зло порождает еще большее зло, и чтобы остановить его, нужно творить добро, а не копить в себе обиды и не разжигать жажду мести.

Молясь преподобному Пимену Великому, люди просят о смирении, укрощении страстей, гордыни, о прекращении вражды, ссор, распрей в кругу общения и в семье. Просят мудрости и душевных сил, чтобы простить оступившихся, чтобы как можно скорее прекратить споры и раздор, о снисхождении к окружающим и о более строгом отношении к собственной жизни.

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Текст Молитвы Пимену Великому

О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству.

Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Преподобный Пимен Великий — МолитвослоВ

МолитвослоВ

День памяти:  Август 27

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг.

Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала.

Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Преподобный Пимен Великий

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его.

Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ.

Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других.

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным – год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

На вопрос, что лучше – говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда.

И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним.

Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие».

Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал.

Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями.

Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», – и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Преподобный Пимен Великий. Православный календарь на 9 сентября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

9 сентября (29 августа по «старому стилю», церковному юлианскому календарю).

Понедельник 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет.

Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память восемнадцати известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Собеседник ангелов: 9 сентября – память преподобного Пимена Великого

***

Преподобный Пимен Великий, Египетский. Святой второй половины IV — первой половины V столетий от Рождества Христова. В молодости он ушёл в пустынный монастырь и всю свою 110-летнюю жизнь вёл очень строгий, аскетический образ жизни, был глубоко почитаем в округе и многих людей привёл ко Христу.

Особенно прославился преподобный Пимен Великий своими духовными наставлениями, сборник которых получил название «Афоризмы». Все изречения этого святого более чем актуальны и сегодня, спустя полтора тысячелетия. Приведём несколько из них:

Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами…

Приучай сердце твоё соблюдать то, чему учит язык твой…

В какое бы затруднительное положение ты ни пришёл, победа в нём — молчание…

Подробнее о преподобном Пимене Великом, а также о посвящённом ему московском храме вы можете узнать из нашего материала «Собеседник ангелов», опубликованного на страницах Царьграда.

***

Святитель Осия, епископ Кордувийский, исповедник. Святой IV века от Рождества Христова, занимавший на протяжении более 60 лет архиерейскую кафедру города Кордува (современная испанская Кордова).

Из жития святителя Осии известно, что сам равноапостольный император Константин Великий, царствовавший в Римской империи в 306-337 годах от Рождества Христова, глубоко почитал этого архиерея и даже сделал его своим советником.

Именно святитель Осия был инициатором того, чтобы император Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 году.

Два десятилетия спустя, в 347 году, владыка председательствовал на поместном Сардикийском соборе, который поддержал святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского, в его противостоянии с еретиками-арианами.

За это ариане сослали святого Осию в Сирмию, откуда он вернулся в Кордову уже незадолго до своей блаженной кончины. Упокоился святитель в 359 году от Рождества Христова.

***

Святитель Ливерий исповедник, Папа Римский.

Как и святитель Осия Кордувийский, святитель Ливерий, возглавлявший Римскую Церковь в 352-366 годах от Рождества Христова, отстаивал истинную христианскую веру в противостоянии с еретиками-арианами.

Одно время под давлением (некоторое время владыка даже провёл в заключении) он склонился к компромиссу с арианством, но вскоре глубоко покаялся и продолжил борьбу с еретиками. Почил папа Ливерий в 366 году.

Преподобный Пимен Палестинский. Святой старец VI столетия от Рождества Христова, совершавший свои монашеские духовные подвиги в пещере палестинской пустыни Рува. В книге «Луг духовный» («Лимонарь») есть эпизод, как старец Пимен предсказал свою гибель от диких зверей.

Читайте также:  Панихида по усопшим: когда и как правильно заказать, стоимость и сколько длится

Преподобный священномученик Кукша, его ученик мученик Никон и преподобный Пимен Постник, Печерские.

Русские святые первой половины XII века от Рождества Христова, подвизавшиеся в первой монашеской обители Древней Руси — Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре.

Святые Кукша и Никон отправились проповедовать Слово Божие среди язычников-вятичей и были ими убиты, а старец Пимен, находясь в Киеве, прозрел их гибель. Он стал среди Великой Печерской церкви и громко возгласил: «Брат наш Кукша убит на рассвете!»

Пимен Великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

Преподобный Савва Венефальский и мученица Анфиса (Анфуса) Новая. Об этих святых, ещё в древности включенных в святцы Русской Православной Церкви, подробные житийные сведения не сохранились.

Священномученик Михаил Воскресенский, пресвитер, и с ним 28 мучеников (1918), священномученик Стефан Немков, пресвитер, и с ним 18 мучеников (1918), священномученик Павел Фокин, пресвитер (1918), священномученики Иоанн Смирнов, Иоанн Лебедев, пресвитеры, и преподобномученик Мефодий (Иванов), иеромонах (1937), священномученик Александр Цицеров, пресвитер (1939), священномученик Владимир Соколов, пресвитер (1940), священноисповедник Димитрий Крючков, пресвитер (1952). Эти многочисленные русские святые XX столетия пострадали за Христа в годы советских богоборческих гонений. Все они были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем всех православных христиан с днём сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же людей, кто носит имена в честь этих угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами. Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Преподобный Пимен Великий

Нынче в Египте не много христиан, а в VI‒V веках именно в этой мусульманской стране появлялись величайшие столпы веры и благочестия. Преподобный Пимен Великий стал одним из них.

Он родился около 340 года в благочестивой семье. Судить об этом можно хотя бы потому, что сразу три брата — Пимен, Анувий и Паисий — одновременно ушли в небольшой египетский монастырь, где приняли иноческий подвиг.

О жизни последнего ничего не известно, а вот Анувий прославлен в лике святых как преподобный, пустынник Египетский (день памяти 5 июня).

Анувий всю жизнь провел в одном скиту, а Пимен часто менял обители, дабы избегать людской славы.

Матери было тяжело лишиться сразу трех любимых сердцу чад, и поэтому она пришла к обители, чтобы повидать их. Однако двери келлий были заперты для нее.

Она долго плакала у входа, но преданное Христу сердце не дрогнуло, и Пимен передал матери, что встречи не будет.

«Если ты перенесешь временную разлуку с нами, — сказал он через закрытую дверь, — то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Только после этих ободряющих слов мать со смирением ушла домой.

Преподобный Пимен своей жизнью подтвердил данное ему имя, в переводе с греческого означающее «пастырь, пастух». Он по-отечески наставлял и вразумлял своих учеников. А те, в свою очередь, записывали его подсказки и советы. Послушать благочестивого инока хотел и местный правитель, прослышав о его вере и добродетелях. Но Пимен не желал славы и смело отказал в просьбе.

Авва Пимен был очень простым человеком. Избегая говорить о возвышенном, он делился тем, что составляло основу жизни православного христианина. Он мог не удостоить вниманием разговор о чем-то заумном и сложном, однако если человек от души спрашивал, как бороться с душевными страстями, то радовался, что собеседник ратует о своем спасении, и долго поучал в том, как побеждать закоренелые грехи.

Однажды некий отшельник, прослышав о Пимене, поселившемся неподалеку с учениками, разозлился, ибо позавидовал ему. Однако авва Пимен не захотел оставить во грехе брата во Христе.

Он отправился к нему с угощением и долго ждал старца под палящим солнцем египетской пустыни, потому что сердце его жгла скорбь за него. Видя этот подвиг и чувствуя незлобие преподобного Пимена, старец принял его.

Он признал справедливым всё услышанное о нем, добавив, что видит «добрые дела во сто раз большие».

Преподобный Пимен сам устанавливал свою меру аскетизма и не требовал таких подвигов поста, какие совершал сам. Известно, что постился он очень строго, порой обходясь без еды больше недели.

Но своим ученикам он советовал есть каждый день, не пресыщаясь. Правда, здесь уместно напоминание не только о еде.

Прослышав о том, что некий инок ел раз в неделю, но злился на своего брата, святой со скорбью сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

110 лет прожил преподобный Пимен на земле, наставляя своих учеников и вдохновляя своим примером. Он отошел ко Господу около 450 года и вскоре после смерти был причислен к лику святых. Великим его стали называть в знак признания больших трудов смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Более двухсот изречений преподобного Пимена Великого было записано его учениками. При этом святой не только передавал изречения старших отцов, но также изрекал мудрые мысли из сердца. Вот некоторые из наиболее знаменитых его апофегм.

«Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям».

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

«Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает».

«Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Пимен Великий был очень смиренным. Он часто искренне восклицал: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».

Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много».

Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние».

«Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией».

09.09.2018

Преподобный Пимен Великий – житие

Преподобный Пимен вместе со своими родными братьями Паисием и Анувием подвизался в египетской пустыне Скит (4-5 век), живя с ними в одной келье.

Главным их занятием была непрестанная молитва ко Господу Иисусу Христу, а чтобы ни на что не отвлекаться, они старались не видеть никого без крайней нужды, не вести пустых разговоров и вообще избегать всего того, что отделяет человека от Бога и не полезно для спасения души. При этом святые братья не делали исключений ни для кого.

Когда по прошествии нескольких лет слава о подвигах и дарованиях преподобного Пимена — а он выделялся среди братьев своими дарованиями — распространилась по стране, ее правитель захотел посетить Пимена, но тот отказался его принять.

Тогда правитель пошел на хитрость: он велел схватить сына сестры преподобного и посадить в темницу, а к Пимену послал сказать, что если он придет к правителю просить за своего племянника, то того отпустят на свободу, а если нет, то казнят.

Но святой и в этом случае не отступил от общего правила, ибо рассудил, что если будет принимать у себя вельмож, то должен будет принимать всех людей.

Он написал правителю письмо, в котором посоветовал ему внимательно рассмотреть дело, и если юноша повинен смерти, то казнить его, чтобы он временной казнью искупил себя от вечной муки, а если юноша не сделал ничего, достойного смерти, то, наказав по закону, отпустить его. Получив такое письмо, правитель смирился и отпустил ни в чем неповинного человека.

После многих лет подвигов, достигнув духовного совершенства, Пимен стал принимать приходивших к нему за советом. Однажды греческий император Феодосий проезжал неподалеку от кельи преподобного и, услыхав о нем, переоделся простым воином и вошел в келью.

Святой Пимен оказал ему гостеприимство и накормил той пищей, которую и сам всегда ел (а ел он только хлеб с водой и солью), но она показалась императору такой вкусной, что он с удивлением сообщил о том преподобному.

На это Пимен сказал ему: «Мы, монахи, вкушаем пищу с молитвой и благословением, и поэтому самая простая пища у нас бывает приятной на вкус».

Преподобный Пимен говорил: «Злом никогда не победить зла. Если кто-либо причинит тебе зло, то окажи таковому добро; тогда твоя добродетель препобедит его злобу».

Он был исполнен великих добродетелей и дарований, сердце каждого человека было открыто для духовных очей аввы Пимена, и поэтому он очень многим помог духовным советом в борьбе со страстями, многих наставил на истинный христианский путь.

За это его все прославляли как святого, и справедливо, но сам он пребывал в непоколебимом смирении и часто со вздохом говорил: «В аду я буду там же, где сатана».

Однако не таков был о нем суд Божий, и по кончине преподобного Пимена душа его была вознесена святыми ангелами к престолу Царя Небесного. Аминь

>

Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного

Житие преподобного отца нашего Пимена Многоболезненного

Приступая к повествованию о блаженно Пимене, остановим наше внимание на его великом мужестве в страданиях и отсюда научимся, что болезни должно переносить терпеливо и — что сила Божия в немощах совершается.

 — Блаженный Пимен уже и родился больным; болезнь не оставляла его всю жизнь, но эта болезнь тела не дала в нем развиться болезни душевной: он был чист от пороков и соблюл девство от утробы матери.

Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его наследником по своей смерти.

Однажды, по действию Божественного Промысла, устрояющего всё к лучшему, блаженный Пимен особенно сильно заболел, так что даже не надеялся и на выздоровление; повинуясь необходимости, родители принесли его тогда в Печерский монастырь [1] и просили живших в нем преподобных отцов помолиться об избавлении их сына от болезни.

Но усердные молитвы иноков не приносили исцеления болящему; молитва блаженного была сильнее молитвы их всех, — он просил себе у Господа еще большей болезни, так как опасался, что, по выздоровлении, родители опять возьмут его из монастыря и таким образом лишат его возможности получить пострижение.

Поэтому, когда отец и мать сидели около него, не допуская пострижения [2], блаженный Пимен сильно печалился и молился Богу, чтобы он исполнили его желание, какими ведает путями. И вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий сон, вошли к нему светлые ангелы, одни — в образе прекрасных юношей, другие — игумена и братии; они несли в руках святое Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и всё остальное, нужное при пострижении:

Читайте также:  Пророк исайя: биография и житие, чудеса и значение в православии, иконы

— Хочешь ли, чтобы мы постригли тебя? — спросили они преподобного.

  • Он с радостью отвечал:
  • — Ей хочу; Господь послал вас, господие мои; исполните желание моего сердца.
  • Они тотчас же начали творить вопросы, совершая сполна всё, что положено в уставе иноческого пострижения; так они постригли его в великий ангельский образ, облекли его в мантию и куколь, нарекли Пименом. Дав ему, по обычаю, горящую свечу, они сказали:
  • — В течение сорока дней и ночей свеча не угаснет.

И вместе с тем предсказали ему постоянную болезнь, избавление от которой будет знаком для него скорого наступления смерти. Целовав блаженного Пимена, они удалились в церковь, где положили на гроб преподобного Феодосия [3] волосы его, завернувши их в полотно.

Иноки, находившиеся в ближайших келлиях, слыша пение, разбудили прочих, думая, что или игумен с некоторыми из братии постригает болящего, или он преставился; они все вместе отправились в келлию, где лежал преподобный. Здесь они нашли всех спящими, — отца, матерь, рабов; иноки разбудили их и заметили, что келлия полна благоухания, а болящий полон радости и веселия и облечен в иноческую одежду.

— Кем ты пострижен и что за пение мы слышали здесь, которого, однако, не слыхали твои родители? — спросили они, обращаясь к преподобному.

— Я думая, — отвечал он, — что меня постриг, нарекши Пименом, игумен, пришедший сюда с братией; они-то и пели, как вы слышали; они же мне дали и эту свечу, которую вы видите, сказав, что она будет непрерывно гореть в течение сорока дней и ночей; затем, положив мои волосы в убрус, они удалились с ними в церковь.

Услышав это, иноки тотчас поспешили в церковь, но нашли ее запертой; разбудив пономарей, они спросили их, — входил ли кто в церковь после вечерней молитвы. Те отвечали, что никто не входил, так как и самые ключи находятся у екклесиарха [4].

Был разбужен екклесиарх (он никому не давал ключей и сам ни с кем не входил в церковь); взяв ключи, иноки вошли в храм и здесь на гробе преподобного Феодосия действительно нашли лежащие в убрусе волосы. После этого о всём известили игумена.

Последний чрезвычайно удивился и старательно доискивался, кто бы мог постричь преподобного Пимена, но все розыски были напрасны. Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые ангелы.

Долго рассуждали игумен и братия, вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу, и пришли к мысли не повторять над блаженным Пименом пострижения, так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: иноки действительно нашли, как и говорил блаженный Пимен, волосы его на гробе преподобного Феодосия, и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, в течение сорока дней и ночей горела, не угасая [5], на что тоже указывал преподобный тотчас по своем пострижении. В виду этого они только сказали:

  1. — Для тебя, брат Пимен, достаточно дарованного тебе Богом образа и имени.
  2. — Но всё-таки открой нам, — говорил игумен, придя с книгою пострижения, — кто именно были постригавшие тебя и не опустили ли они чего, написанного в этой книге.
  3. Блаженный Пимен сказал игумену:

— Что меня испытываешь, отче? Ты сам, придя сюда со всею братиею, совершил надо мною всё, что положено в этой книге, при этом ты сказал, что мне всю жизнь должно испытывать страдания от болезни и лишь пред смертью я буду избавлен от нее, так что буду в состоянии нести свой смертный одр; молись о мне, святой отче, чтобы Господь даровал мне терпение.

Выслушав это, все оставили его.

Блаженный же Пимен, по предсказанию постригших его, много лет лежал в тяжкой и возбуждавшей отвращение болезни: ею гнушались все прислуживавшие ему и часто дня по три не давали ему ни есть, ни пить, но он всё переносил с радостью, благодаря Бога.

Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и преподобный Пимен, принесен был в Печерский монастырь и пострижен.

Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно, но, небрежно относясь к своим обязанностям, они часть забывали об них, так что больные по временам изнемогали от жажды. Тогда блаженный Пимен сказал лежавшему с ним больному:

  • — Так как прислуживающие нам гнушаются нами по причине смрада, исходящего от нас, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь?
  • Больной обещался преподобному с усердием служить до самой смерти. Блаженный Пимен сказал на это:
  • — Вот Господь отнимает болезнь твою от тебя, и ты, сделавшись здоров, исполни обещание твое, — служи мне и подобным мне, а на нерадиво исполнявших обязанности свои Господь наведет лютую болезнь, чтобы они, испытав наказание, получили спасение.
  • Больной тотчас встал и начал служить преподобному; нерадивых же служителей, по слову его, объял недуг.
  • Избавившийся от болезни брат не долго послужил преподобному Пимену: не выдержав смрада, он удалился и оставил его томиться голодом и жаждой; уйдя, он поселился в другой келлии. И вот внезапно его, как огнем, охватил сильный жар; не имея сил подняться, он три дня мучился от жажды и наконец стал кричать:
  • — Ради Бога сжальтесь надо мною, ведь я умираю от жажды!
  • Услыхав его, иноки, находившиеся в ближайшей келлии, пришли к нему; видя его болезнь, они сообщили о ней преподобному Пимену:
  • — Брат, служивший тебе, умирает.

— Что сеет человек, — отвечал преподобный, — то и пожнет (ср. Гал.6:7): он бросил меня голодного и жаждущего, и сам потерпел то же, солгав Богу и презрев мое недостоинство. Но мы научены не воздавать за зло злом, поэтому идите и скажите ему: «Тебя зовет Пимен, — встань и иди к нему».

Когда заболевшему передали это, то он тотчас сделался здоров и, вставши, без всякой помощи пришел к преподобному. Блаженный Пимен долго увещевал его, говоря:

— Маловер, вот ты здоров; смотри, опять не согрешай! Разве ты не знаешь, что равную награду будут иметь как болящий, так и служащий ему. Терпение униженных не останется бесплодно: испытывающие здесь кратковременную скорбь и тяготу, будут испытывать радость и веселие там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная.

Ради этого я и терплю всё; Бог, чрез меня избавивший тебя от твоего недуга, может и меня восставить от этого одра и исцелить мою немощь, но я не хочу: «претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22), сказал Господь. Лучше мне в этой жизни превратиться в труп, чтобы в той тело мое было нетленно; лучше здесь переносить смрад, чтобы там наслаждаться неизреченным благоуханием.

Величественно, брат мой, церковное служение в светлом, чистом и святом месте, где богоугодно и сладостно с невидимыми ангельскими силами возносить молитвы к Богу, почему церковь и называется земным небом, а стоящие в ней почитаются за стоящих на небе.

Эта же темная и смрадная келлия не прежде ли суда суд? Не прежде ли бесконечной муки мука? Но терпящий всё это с благодарением может с правом сказать: «твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс.

39:2); утешая подобных страдальцев, Апостол говорит: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами… Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр.12:7–8), и Сам Господь увещевает нас, брат мой, говоря: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).

Проникнувшись этим наставлением преподобного, брат не покидал его, служа ему; доблестный же страдалец и истинный подражатель праведного Иова, святой Пимен лежал двадцать лет на одре болезни, непрестанно благодаря Бога.

Когда же настало время отшествия его, в Печерском монастыре явилось знамение: над трапезною показались ночью три огненных столпа, которые потом перешли на верх церкви.

Один Господь знал истинное значение этого знамения, но не будет несправедливым предположить, что через него показывалось, что Бог-Троица, Который «творит ангелами Своими духов, служителями Своими — огонь пылающий» (Пс.

103:4), уже ниспослал Своих ангелов за душою многоболезненного Пимена, как за душою Лазаря: в этот день он внезапно выздоровел и узнал о наступлении своей смерти, вспомнив предсказание постригших его. Встав, он обошел все келлии, всем кланяясь и прося прощения. Болящим же инокам говорил:

— Братья и друзья мои, встаньте и проводите меня!

Тотчас по слову его оставила их болезнь, и они, сделавшись здоровы, последовали за ним.

Преподобный же Пимен, войдя в церковь, приобщился Божественных Таин и после этого, взяв смертный одр свой, понес его, без всяких указаний к пещере, в которой никогда не был, которую никогда не видал со дня своего рождения.

Войдя в пещеру, он поклонился гробу преподобного Антония [6] и указал место, где желал быть погребен. Перед смертью он поведал чудную тайну, указывая на гробы некоторых из братий, лежавших вблизи:

— Здесь, — сказал, — вы положили в этом году двух братьев, одного без схимы, а другого в схиме [7]; первого, положенного без схимы, вы найдете в схиме; он неоднократно хотел принять ее, но всё откладывал, но так как он явил дела, достойные этого образа, то Господь даровал ему схиму по смерти.

Другого же брата, положенного в схиме, найдете без нее: он не хотел схимы во время жизни, не показал и дел достойных ее, а говорил, когда увидите, что я покидаю этот мир, тогда постригите меня в схиму; не помнил он слов сказавшего: ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа (Пс.113:25–26). Поэтому и отнято у него достоинство схимы и дано показавшему дела, достойные ее: ибо всякому имеющему (добрые дела) дастся и приумножится, а у неимеющего (добрых дел) отнимется и то, что имеет (Мф.25:29). Третий брат, — продолжал он, — много лет тому назад положен здесь и весь истлел, но схима его осталась нетленной: она блюдется для его осуждения и обличения, ибо он совершал дела недостойные этого образа, — всю жизнь провел в лености и грехах, не помня слов Господа: кому дано много, много и потребуется (Лк.12:48); пострижение в схиму не приносит никакой пользы тем, которые не совершают добрых дел, избавляющих от вечных мук.

Открыв тайну, преподобный Пимен сказал братии:

— Вот пришли постригавшие меня для приятия моей души.

Тотчас после этих слов он возлег и преставился о Господе [8]. Иноки с великою честью положили его на указанном месте.

 — Откопавши гробы, о которых рассказал преподобный, они нашли, соответственно его словам, трех черноризцев: из двоих, недавно умерших, один погребенный в схиме, был лишен ее, — она была возложена на другого, не имевшего ее; третьего же брата, уже давно умершего, нашли всего истлевшего; одна только схима его была цела. И долго дивились все неизреченному суду Божию, воздающему каждому по делам его. Богу слава, честь и держава подобает и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *