Отлучение от евхаристии: что это значит, список грехов, описание епитимьи

Епитимья – это что такое? Многие думают, что это наказание, положенное за грехи, назначаемое служителями церкви. Такой ответ является правильным только отчасти. Потому что это не просто наказание, а, как говорят святые отцы, еще и врачевание души. О том, что такое епитимья в православии, будет рассказано в статье.

Общее понятие

Епитимья – это значит (в переводе с древнегреческого) «наказание, кара». Термин произошел от слова «эпитимион» — наказание по закону. Раньше по-русски он произносился, как «епитимия» – с ударением на предпоследнем слоге. Сейчас ударение ставится на последнем.

Несмотря на перевод этого слова, оно означало наказание, взыскание, которое налагали на провинившегося человека, только в древние времена. На сегодняшний день такая трактовка лишь частично является верной. С точки зрения современного православия, это в духовном смысле лекарство, которого ищет согрешивший человек, испытывающий муки совести.

Епитимья – это исполнение кающимся в добровольном порядке каких-либо благочестивых дел, например, продолжительной молитвы, милости, паломничества, усиленного поста. Эти действия совершаются как меры, служащие для нравственного исправления.

Сущность епитимьи

Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.

Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:

  1. Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
  2. Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
  3. Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.

Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.

Епитимья в IV веке

Начиная со второй половины IV века, после прекращения гонений на христиан, в Церковь пришли вчерашние язычники. Тогда святые отцы начали вырабатывать нормы и правила поведения внутри общин. Среди них и Василий Великий, который вывел несколько дисциплинарных канонов, объясняющих, какие требования нужно предъявлять к человеку, если он хочет исправиться.

В отличие от сегодняшнего дня в то время исповедь представляла собой публичный процесс и затрагивала только самые важные проступки. Именно такому виду исповеди и посвящены каноны. Ими предусматривается в основном лишь один вид воздействия, выражающийся в отлучении от причастия. Это очень длительные сроки епитимьи – 10, 15, 20, 25 лет.

Они назначались за грехи, которые считались очень тяжкими. Это епитимьи за прелюбодеяние, кражу, убийство, кровосмешение, а также за волшебство, клятвопреступление, мужеложство, скотоложство. Еретики и раскольники наказывались до тех пор, пока не отрекались от заблуждений.

Смягчение «санкций»

Институт тайной исповеди возникает уже к концу IV века. Сначала и там применялись «санкции», установленные канонами, но постепенно поход к тем, кто раскаивался, смягчался. Так, например, Иоанн Златоуст, дает совет, не подходить формально к назначению епитимьи. Он призывает ориентироваться не столько на тяжесть прегрешений человека, сколько на его духовное состояние.

В 691 году на Трулльском соборе был принят канон, предполагавший возможность наложить епитимью с ее последующим ужесточением или же смягчением, в соответствии с индивидуальным подходом. На рубеже VI–VII веков складывается сборник, который описывает регламент тайной исповеди. В нем вводятся два новшества.

Первое – это дифференциация греховных деяний в зависимости от степени их тяжести. То есть регламентируется, за какие грехи епитимья какой строгости должна назначаться.

Второе – это различие самих согрешивших по их индивидуальным особенностям. Так, например, епитимья за блуд, предписываемая женатому юноше, будет более мягкой, чем та, что назначается зрелому мужчине, живущему в браке много лет.

Вместе с тем в сборнике наблюдается заметное сокращение сроков отстранения от причастия и возникновение новых форм епитимьи. Так, новые правила диктуют, что вместо 10 лет отлучение от причастия предусматривает двухлетний срок, однако в этот период кающийся грешник обязан соблюдать более строгий пост, читать больше молитв и делать большее число поклонов.

Распространение канонов

Постепенно сборник распространился в Византийской церкви, а затем появился ряд его обработок или же независимых сборников, носящих похожий характер. Их называли «покаянные номоканоны». Приблизительно в тот же период такие сборники появляются в славянских странах, где они переводятся и начинают действовать в церковной практике.

Во времена СССР наука церковного права практически прекратила свое существование, и вместо диктуемых ею законов священники стали следовать традициям. Поэтому на сегодняшний день не существует конкретных предписаний, которые бы устанавливали меру ответственности за грехи, определяемую Церковью.

Как и многие другие вопросы, данная область в полной мере регулируется обычаями, которые могут отличаться в разных приходах. Но в любом случае на сегодняшний день в православной церкви епитимья – это санкции, носящие аскетический характер (такие, как соблюдение дополнительного поста, добавочные молитвы и поклоны), а также отлучение от евхаристии на непродолжительное время.

В православной церкви

В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.

В епитимью назначаются:

  • Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
  • Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
  • Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.

В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:

  • Воздержание от совершения греха.
  • Пролитие слез.
  • Подача милостыни.
  • Прощение долгов.
  • Всеобщая любовь.
  • Полное смирение.
  • Отказ от осуждения других людей.

Патриарх Иеремия о причинах епитимьи

Отлучение от евхаристии: что это значит, список грехов, описание епитимьи

Константинопольский патриарх Иеремия в своем ответе лютеранам называет пять причин, по которым отпущение грехов сопровождается епитимьей. В соответствии с ними ограничения налагаются для того, чтобы:

  1. Через страдание, принятое добровольно, освободиться от тяжкого наказания, которое может последовать в другой жизни. Так же как через добровольные страдания Иисуса были прощены грехи человечества.
  2. Истребить в человеке, впавшем в грех, страстные плотские вожделения, порождающие грех. Так как противное лечится противным.
  3. Епитимья служит «уздою» для души, не давая ей по новой браться за те порочные дела, от которых она пытается очиститься.
  4. Приучать к терпению и трудам, так как добродетель есть результат трудных усилий.
  5. Знать и понимать, до конца ли кающийся человек возненавидел грех.

Необходима ли епитимья?

Отцы церкви отмечают, что сколь ни слаба природа человеческая, сколь ни трудно совершать ей добрые дела, милосердный Бог, который не пожалел своего сына для нашего избавления, замечает и ставит в заслугу любое совершенное нами добро, любую понесенную скорбь. И принимает их в качестве очищения от греха.

Церковь не считает епитимью безусловно необходимой для того, чтобы были отпущены грехи. Однако для того, чтобы не назначать ее кающемуся, священник должен иметь особые причины.

Так, митрополит Московский Петр в поучении, адресованном иереям, призывает их не оставлять своих духовных детей без епитимьи за грехи, но назначать ее каждому, в соответствии с его силами – как телесными, так и духовными.

Осознание необходимости

По мнению святых отцов, епитимья имеет тесную связь с раскаянием и решимостью грешника отдаляться от греха. И она – их естественное следствие, является важной принадлежностью таинства покаяния. Священник не должен предписывать епитимью тому, кто не хочет понести ее в соответствии со своим грехом.

Таким образом, епитимья является средством, которое согрешивший человек, имеющий глубокую веру во Всевышнего и понимающий свою вину перед ним, принимает на себя в виде ряда ограничений.

При этом он хочет показать, что его раскаяние не является поверхностным.

А также то, что он благодарен Богу за его милость, но готов понести дополнительное праведное воздаяние в соответствии со своими неблаговидными делами.

Евангельская притча о епитимьи

Отлучение от евхаристии: что это значит, список грехов, описание епитимьи

Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.

Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу.

Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения.

Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.

Качества епитимьи

Налагая епитимью, духовник должен различать и грехи, за которые она назначается, и кающегося человека, которому она полагается. То есть необходимо соответствие между свойством греха, важностью наказания за него и состоянием согрешившего. Епитимьи тогда будут спасительными, когда они сообразны:

  • со свойством грехов;
  • с их качеством;
  • с состоянием души кающегося;
  • с его отношениями с окружающими;
  • с их мнением о нем;
  • с положением кающегося в обществе.

Рассмотрим подробнее указанную сообразность.

Соразмерность со свойством грехов

Епитимья должна включать в себя действия, противоположные свойству грехов. Так, например, святой Василий пишет, что нужно поступать следующим образом, если:

  • злословил – благослови;
  • лихоимствовал – отдай;
  • упивался – постись;
  • гордился – смиряйся;
  • завидовал – утешай.

Иоанн Златоуст называет покаянием не только то, чтобы отойти от прежних дурных дел, но еще больше то, чтобы делать дела добрые.

Иоанн Предтеча предлагает сотворить плоды, достойные покаяния, следующим образом. Он говорит: «Если ты похищал чужое, теперь отдавай свое.

Прелюбодействовал длительное время? Воздерживайся от близкого общения с женой в известные дни, привыкая к воздержанию. Ты оскорблял или даже бил кого-то? Значит, благословляй тех, кто обижает тебя, и делай благодеяния для бьющих.

Предавался сластолюбию и пьянству? Постись и пей только воду. Смотрел на чужую красоту страстными очами? Теперь вообще не смотри на женщин».

Качество грехов

Обращать внимание на качество грехов, значит назначать епитимью относительно тяжести греха. Чем глубже язва, тем в большем врачевании она нуждается. Легкость и послабление приносят много вреда.

Впавший в грех человек начинает думать, что грех не так уж и тяжек, что требования к таинству раскаяния не являются такими уж строгими, что для получения прощения довольно лишь немного помолиться.

Поэтому священник должен учитывать тяжесть грехов, их количество и то время, в течение которого они совершались. Но при этом не следует налагать на согрешивших бремя, которое им не по силам.

То ли из-за их трудности для человека, то ли из-за обстоятельств, в которых он находится. Из-за излишней строгости человек может впасть в отчаяние и будет избегать частой исповеди.

Лучше, чтобы епитимья была менее строгой, чем положено, чем более строгой.

Читайте также:  Иов многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Душевное состояние кающегося

Отлучение от евхаристии: что это значит, список грехов, описание епитимьи

Необходимо учитывать душевное состояние человека, его качество ума, сердца и воли. А также то, сколько слабости и твердости в нем содержится, каким темпераментом он обладает. Если в кающемся будут замечены признаки перемены духа, он будет избегать греха, ранее ставшего для него привычкой, предпримет меры для восстановления чести оскорбленного им лица, возвратит похищенное, будет сокрушаться — нужно облегчить ему епитимью. Она должна отличаться от той, что назначена человеку, который ничего не делает для очищения от греха.

Добрая слава

Епитимья не должна идти во вред доброму имени и обязанностям человека, наносить ему бесчестье, а также мешать выполнению лежащих на нем обязанностей. Духовник должен узнать у кающегося, может ли тот выполнить налагаемую епитимью без ущерба для его деятельности или нет. Если не может, то нужно или ее уменьшить, или изменить.

За тайные грехи, даже если они являются тяжкими, не положено назначать явной епитимьи. Но в некоторых обстоятельствах духовник может посчитать, что необходимо публичное воздаяние. В таком случае он должен обратиться за разрешением к вышестоящему архиерею.

Епитимья за блуд

Почти в каждом пособии по исповеди перечисляются грехи, связанные с блудом. Среди них находятся: собственно, сам блуд, прелюбодеяние и рукоблудие (малакия).

Блуд отличается от прелюбодеяния тем, что в первом случае мужчина и женщина вступают в интимную связь, не будучи официальными мужем и женой. А во втором случается супружеская измена.

Согласно правилам Василия Великого наказываются эти грехи довольно строго – покаянием до семи лет. Однако сегодня таких жестких правил не существует. Это может быть отлучение от евхаристии на несколько месяцев плюс указанные ранее ограничения.

Духовник налагает епитимью с учетом всех тех правил, которые описаны выше.

Что касается епитимьи за рукоблудие, то за него предусматривалось отлучение от причастия на 40 дней вместе с сухоядением (строгим постом, исключающим употребление вареной пищи). Теперь же назначается епитимья, продолжающаяся две-три недели, без строгих ограничений.

Исповедь, причастие, епитимья… (Игумен Нектарий (Морозов))

Отлучение от евхаристии: что это значит, список грехов, описание епитимьи— Я хочу исповедоваться, но боюсь, что священник наложит на меня епитимью. Что это такое?

— Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями.

Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого.

Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7, 4–5).

То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия.

Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать.

Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

— С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

— Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться.

С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием.

И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться — не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому — формальному же — списку вопросов.

Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером.

Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное — глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

— Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

— Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует.

Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен.

Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику.

Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

— Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

— Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически».

«Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге.

Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

— Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

— Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога.

Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души, — что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока.

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа».

Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда — о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., — вряд ли является самым существенным.

Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться.

Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

— Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку.

Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее.

Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

— Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? — Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой.

Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие.

Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Читайте также:  Икона скоропослушница: значение образа божьей матери, в чем помогает, где находится

— Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

— Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь.

Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе — ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей.

Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

  • — До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?
  • — До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.
  • — Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

— Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру.

Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется.

Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только — по совету и благословению священника.

В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

«Православие и современность»

Отлучать от причастия

Протоиерей Александр Ильяшенко

Отлучать от причастия – это самая тяжелая и неприятная обязанность, которая возлагается на священника.

Потому что Господь призывает со страхом Божьим приступить ко Святой Чаше, а священник говорит конкретному человеку: «А ты не приступай». Но на самом деле не священник, а грех отлучает такого человека от причастия.

Грех – это беззаконие. Есть такая священническая присказка: «Не предай Христа в беззаконные уста». Значит, речь идет именно о духовном беззаконии.

Возможно не продолжительное отлучение, а разовое недопущение до причастия. Например, человек забылся и утром попил воды. Здесь надо разобраться. Если речь о разгильдяйстве, – здоровый мужик проснулся и ему, видите ли, воды захотелось попить, – это просто распущенность, невнимательность. Распущенность – это грех, такое же беззаконие. Вот он за свой грех и лишается причастия сегодня.

Другое дело, когда больной или пожилой человек, или младенец. Нельзя же его лишать главного только потому, что ему нужно лекарство принять или воды глотнуть, иначе он будет плохо себя чувствовать. Что мы, больных причащать совсем не должны? Человек страждет, ему и так плохо, а мы еще скажем: «Ах, ты не можешь потерпеть, и мы тебя за это отлучаем от причастия». Это же смешно.

Если поругались

Священник может не допустить к причастию, например, если человек поругался с кем-то и пришел к причастию вопреки заповеди Христовой, не примирившись. Например, подходит ребенок исповедоваться и говорит: «Я мамочку рассердил». – «А ты прощения попросил?» – «Нет, не попросил». Тогда ты ему скажешь: «Иди к мамочке, попроси прощения. Она тебя простит, и я тебя допущу к причастию».

А если взрослые поругались так, что не хотят примиряться, тогда пусть подождут с причастием. Раз ругаться могут, а прощения просить не могут, тогда пусть какое-то время не причащаются, пока не помирятся.

Если человек действительно кается в том, что обидел кого-то, или же если попросить прощения невозможно – тот, с кем ссорились, уехал далеко или скончался, тогда, конечно, пусть с раскаянием подходит к причастию.

Когда страдают слабые

Если же человек живет в смертном грехе, что бывает достаточно часто в наше дикое время, то к причастию его допускать нельзя до того времени, пока он этот грех не оставит. Блудный грех – самый типичный и наиболее распространенный.

Если человек так грешит, то он должен набраться решимости и прекратить этот грех. Не всегда это просто. Как правило, есть такая духовная закономерность: грешат сильные, а страдают слабые. Грешат мужчины, а страдают женщины. Грешат женщины, страдают дети.

То есть, так сказать, грешат паны, а у холопов чубы трещат.

Как правило, приходят с таким вопросом женщины. Женщина ищет способа создать семью. А мужская психология несколько иная. Он в этих отношениях ищет женщину. Зачем ему семья, ему и так хорошо.

Накормят, напоят, спать уложат, ублажат, всё, что хочет, он получит. Зачем тогда на себя ответственность брать? В итоге и та, и другая сторона виноваты.

Казалось бы, женщина – страдающая сторона, но значительная доля и ее вины есть: зачем же оказалась такой доступной?

В таких трудных случаях нужно дождаться момента, когда человек решится расстаться со своей искаженной надеждой: «Ах, вдруг он всё-таки на мне женится». Когда сможет набраться сил и сказать: «Знаешь, дорогой, я готова создать с тобой семью, но продолжать этих отношений не могу.

Давай, если ты решишься, то семью создаем. А если нет, значит, нет». Вот если женщина так поступит, прекратит этот грех, тогда можно ей и причащаться.

А если она не знает и колеблется, и тянет резину, то причащение надо отложить до тех пор, пока не решит твердо и твердо засвидетельствует, целуя крест и Евангелие, пообещает Господу так больше не грешить.

Всё это обсуждается на исповеди.

Есть такая закономерность, что человек часто страдает за свои прошлые грехи. Например, женщина сожительствует с мужчиной, и у них есть дети. Теперь она и рада бы изменить ситуацию, да не может. Вот это и есть страдание за свои прошлые грехи.

Надо было набраться сил и прервать эти отношения раньше, когда увидела, что перспективы весьма туманные. Но, если пока не можешь, давай будем ждать, когда ты станешь сильнее этой ситуации и сможешь принять правильное решение. А так – молись и кайся, и к исповеди можешь подходить, и просить Господа о помощи, но причащаться тебе нельзя.

Потому что это смертный грех, а смертный грех – это не раскаянный грех. Раскаяние – это исправление.

Про сроки

Сейчас сроки отлучения от причастия за тот или иной грех, которые указываются в канонах, не выполняются. И сами великие святые далеко не всегда их выполняли. Указано, что если человек кается и исполняет что-то – постится, другие благочестивые усилия прикладывает, то ему сроки епитимьи сокращаются.

Сейчас они еще более резко сокращаются, потому что мы живем в XXI веке – это век грешный и к тому же расслабленный. Нельзя требовать от человека чего-то сверх сил. Поэтому на много лет отлучать человека от причастия – неправильно. Но какую-то епитимию человек должен понести, чтобы почувствовал – он совершал тяжелый грех и должен его вот таким образом искупить.

Объяснить, чего человек лишается

Бывает, что человек первый раз в церкви и не понимает, что такое причастие, особо к нему и не стремится. Потому и отлучение без объяснения будет бессмысленно.

Ему надо объяснить, что причастие – это величайшее таинство, величайший дар Божий, который мы и уразуметь-то не можем: он сверхъестественный.

Это Божественный дар, Сам Господь хочет с тобой соединиться, чтобы в тебе – грешном человеке – засияла божественная жизнь.

Если ты этого хочешь и понимаешь, к этому стремишься, значит, ты приложишь усилия и начнешь каяться. Если же человеку безразлично, то здесь задача священника поговорить так, чтобы стало не безразлично.

Очевидно, что положительного эффекта трудно достичь за одну встречу. Если человек почувствует, что к нему относятся спокойно, доброжелательно, с любовью, сострадательно, он, скорее всего, придет еще.

Задача священника – донести до кающегося и не понимающего, что такое покаяние, объяснить и донести до него свет любви Божией.

Опять сорвался?

На человека была наложена епитимья за конкретный грех на конкретное время. Он какое-то время держался, а потом – «сорвался». Тогда – отлучают от причастия дальше. Мы очень расслабленные, жалеем себя: «Ах, я бедный, ах, опять не получилось. Ах, я такой грешный, я такой слабый».

А почему ты позволяешь себе жить беззаконно? Когда человек прикладывает усилия, Господь укрепляет и вознаграждает. А беззаконное сожительство, блуд или прелюбодеяние – это же касается не одного человека.

Если ты вовлекаешь по своей слабости еще и другого человека в смертный грех, то какой с тобой разговор? Как тебя можно допускать до причастия, если ты такой разгильдяй? Борись со своим разгильдяйством, преодолевай его, и Господь тебя укрепит, всё будет хорошо.

Повторяю, самый распространенный грех, отлучающий человека от причастия – именно блудный грех. Бывают и другие смертные грехи, допустим, уныние. Но представьте себе, что приходит в храм унывающий человек, которому и так весь мир кажется серым, бесцветным, безрадостным, а мы его еще от причастия отлучим, разве это пойдет ему на пользу?

Хотя и с унынием нужно бороться. Конечно, такому человеку необходимы сочувствие, сострадание. Но, возможно, необходима и какая-то медицинская помощь.

А если человек просто блудник такой, что свой грех оставлять не хочет, то с какой стати его причащать? Почему он хочет причащаться, а греха прекратить не хочет? Если такой слабый, надо подождать, пока с Божией помощью станет сильнее своих слабостей…

ЕПИТИМИЯ

Епитимия́ [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением Е.

), а в исцелении болезненных состояний души грешников. В правилах св. отцов покаяние рассматривается как «врачевание» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102). «Сущность церковных наказаний…

состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: «отлучение» (ἀφορισμός, excommunicatio).

Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatio major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» (Павлов. С. 296).

Самое строгое церковное наказание — великое отлучение, или анафема,- предполагает исключение преступившего из церковного общения и налагается только за тяжкие преступления: ересь, вероотступничество (см. Апостасия), святотатство. Однако даже анафема не утрачивает характера врачевания, т. к.

не является неотменяемой карой. Согласно Ап. 52, если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть отвергнут Церковью: «Аще кто, епископ или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина.

Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся». Патриарх Феодор IV Вальсамон, разъясняя это правило, пишет, что нет такого греха, к-рый бы победил человеколюбие Божие. Господь приемлет кающихся и обращающихся от зла к добру.

Ибо Он нисшел с неба, чтобы «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9. 13).

Малое отлучение было связано в древней Церкви с публичным покаянием и налагалось исключительно епископом. Практика тайной исповеди и наложения Е. духовником в пресвитерском сане с тайным исполнением Е. распространилась в Церкви позже, не ранее сер. I тыс. Но уже в IV в. тайная Е.

налагалась на жен, виновных в супружеской измене, ввиду того что при публичном покаянии жизнь таковых находилась бы под угрозой со стороны их обманутых мужей. Вас. Вел.

34 гласит: «Жен прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явным творити, да не подадим причины к смерти обличенных: но повелели стояти с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния».

Читайте также:  Икона экономисса: значение и в чем помогает, где находится образ и молитва

Порядок принятия в церковное общение грешников был установлен уже в III в., особенно рано в Понтийском диоцезе,
и включал 4 ступени покаяния, к-рые перечислены в 11(12)-м правиле свт.

Григория Чудотворца Неокесарийского: «Плач бывает вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший должен просити входящих верующих, дабы они помолилися за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити.

Ибо правило глаголет: слушав писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Таин».

Кающиеся проходили все ступени последовательно: 1) «плачущие» стояли вне храма и, с плачем сокрушаясь о своих грехах, просили входивших помолиться о них; 2) «слушающие» допускались в притвор, но присутствовали на богослужении только до начала таинства Евхаристии.

После проповеди они вместе с оглашенными выходили из храма; 3) «припадающие», или «коленопреклоненные», могли находиться в главной части храма (до амвона). Перед началом литургии верных, когда оглашенные и «слушающие» уже покинули храм, «припадающие» опускались на колени и епископ читал над ними молитвы.

На литургию верных они не допускались; 4) «купно стоящие», или стоящие вместе, могли присутствовать до конца литургии, но им не разрешалось принимать причастие и приносить жертвенные дары. Когда время Е. заканчивалось, кающихся принимали в церковное общение и они могли причащаться Св. Таин.

Большинство дисциплинарных правил, предполагающих Е. с разным сроком отлучения от причащения, принадлежит свт. Василию Великому. Отречение от христ. веры при угрозе мучений, согласно Вас. Вел. 81, наказывается отлучением на 8-9 лет, а произвольное отречение — пожизненным лишением Св. Таин (прав. 73). Убийство плода во чреве по прав. 8 св.

отца влечет за собой 10-летнее отлучение от причащения. Тема абортов актуальна и в наст. время. В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых Архиерейским юбилейным Собором 2000 г.

, говорится: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации.

Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода… Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта» (XII 2).

Однако, «в случаях когда существует прямая угроза жизни матери», Церковь рекомендует не отлучать женщину от евхаристического общения, но это общение возможно при условии исполнения личного покаянного правила, которое определяет принимающий исповедь священник. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка несет и отец в случае его согласия на производство аборта (Там же).

Свт. Василий сохраняет разделение периода покаяния на 4 ступени и в зависимости от тяжести греха устанавливает разные сроки пребывания на каждой из них. Е. за грех кровосмешения свт. Василий в 75-м прав. определяет как отлучение от причащения и распределяет время покаяния следующим образом: «…

три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу.

После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания писаний, по слушании же писаний и поучений, да изгоняется же из церкви, и да не удостоивается общения в молитве.

Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание… в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец, да удостоится приобщения святынь».

Древняя дисциплинарная практика, однако, не предполагала жесткой связи длительности пребывания на разных ступенях покаяния с видом совершенного греха, т. к. время покаяния ставилось в зависимость от состояния души верующего.

Отношение Церкви к грешнику сформулировано в 8-м прав. свт.

Григория Нисского: «Во всяком же роде преступления, прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием».

Кающиеся не допускались до причащения на протяжении всего срока Е. Исключение составляли умирающие (однако если состояние тяжелобольного улучшалось после принятия Св. Таин, то он возвращался на ту ступень покаяния, на к-рой его застал угрожавший смертью недуг).

В кон. IV в. практика покаяний в древней Церкви существенно изменилась: «…публичное покаяние на востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились…

епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в восточной церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника» (Суворов. Право. С. 284). Сроки Е.

сокращались, многолетнее покаяние и отлучение от причащения заменялись исполнением «подвигов»: усиленным постом (сухоядением), земными поклонами, раздачей милостыни нищим.

Кроме того, кающиеся иногда отправлялись в мон-ри, где помимо молитв, поста и поклонов они совершали монастырские работы. Примерно с этого времени под термином «Е.» стали понимать не только отлучение от причащения, но также все прочие меры, применяемые для наказания и исправления грешника.

Дисциплину церковных покаяний Др. Русь переняла у Византии. В досинодальный период власть назначать церковные наказания полностью принадлежала епископам, к-рые налагали Е. на церковных преступников и даже подвергали их анафеме, опираясь на правила св. отцов и личный опыт.

В то же время Е. налагались и пресвитерами на основании тайной исповеди грехов. Публичную Е. в Др. Руси грешники часто проходили в мон-ре под началом «доброго и кроткожительного старца» или старицы (в древнерус. памятниках такое исполнение Е. называется смирением).

Находящихся под Е. направляли на «черные» работы; в случаях особо тяжких грехов их сажали на цепь, заковывали в кандалы. Публичное покаяние могло налагаться и на самых высокопоставленных особ.

Известно, что царь Иоанн IV Васильевич после вступления в 4-й брак находился под публичной Е.

Порядок наложения Е. был установлен «Духовным регламентом», в соответствии с к-рым малое отлучение приравнивалось к ошельмованию (гражданскому позорящему наказанию), а анафема — к политической смерти. Малое отлучение, к-рое состояло во временном отлучении от церковного общения (запрещении входить в церковь, участвовать в храмовой молитве и причащаться Св.

Таин), налагалось епархиальным архиереем за «великий и явный грех». По «Духовному регламенту» отлучение происходило лишь после неоднократных бесед с грешником и увещеваний его: епископ лично или через духовника предлагал преступнику принести публичное покаяние. В отличие от анафемы, к-рая произносилась «в церкви при народе», отлучение происходило «без…

великих чрез протодиакона предвозвещений» — вина согрешившего записывалась «на малой хартийке» (Духовный регламент. Ч. 2: О Епископах. 16). В синодальную эпоху в соответствии с «Уложением о наказаниях» 1845 г. малое отлучение применялось самостоятельно или назначалось в дополнение к уголовному наказанию.

Церковное покаяние осужденные проходили в приходских церквах либо в мон-рях.

В синодальный период длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически перестали применяться, а гражданско-правовые последствия малого отлучения ограничились лишением права быть поверенным в делах и свидетельствовать присягой в суде.

В «Духовном регламенте» и позднейшем церковном законодательстве почти не затрагивались Е., налагаемые духовником при тайной исповеди; указом Святейшего Синода от 28 февр. 1722 г. предписывалось проявлять мягкость в отношении кающихся грешников: «…

исповедующего грехи свои, какие бы ни были, к причастию Святых Таин пропускать безотложно, ведая, что Бог истинно кающихся приемлет скоро». В 1734 г.

вышел указ Святейшего Синода, согласно к-рому священник лишался права своей властью, без правящего архиерея, налагать Е. в виде отлучения от причащения.

В наст. время суровые санкции, назначаемые древними правилами, практически не применяются буквально. Однако у духовника остается право выбора между более мягким наказанием и строгими предписаниями правил св. отцов, к-рые могут послужить врачеванию души согрешившего.

В «Обращении к клиру и приходским советам города Москвы» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II изложена позиция РПЦ по отношению к церковным наказаниям, т. е. к Е.

: «Каноническое отлучение от Причастия на длительные сроки за так называемые смертные грехи не есть мера Божественного возмездия за грех, осуждения и кары, но мера исправления, врачевания… Отлучение от Причастия действенно и потому применимо только для глубоко церковных людей, а таких среди современных исповедников меньшинство. Для большинства же людей, мало или недостаточно церковных, гораздо полезнее будет такая епитимия, как более частое хождение в церковь, чтение Священного Писания, чтение молитвенного правила утром и вечером, социальное служение больным, обездоленным и несчастным, во искупление своих грехов» (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. С. 17-18).

Ст. 6 о правилах наложения канонического прещения (наказания) «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)», принятого Архиерейским Собором РПЦ 2008 г.

, указывает на необходимость учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного и действовать в духе икономии в целях исправления либо в подобающих случаях — в духе акривии в целях покаяния виновного.

В соответствии с Уставом РПЦ, принятым в 2000 г., отлучение от Церкви налагается правящим архиереем или Патриархом и Свящ. Синодом только по представлению церковного суда, к-рый предварительно исследовал дело и вынес по нему решение (Устав РПЦ, 2000. VII 5).

Архиерей принимает решение по делу о церковном правонарушении после рассмотрения дела епархиальным судом (Положение о церк. суде, 2008. Ст. 24; 25. 6); канонические прещения, наложенные архиереем, утверждаются Патриархом (Там же. Ст. 47. 4).

Совершившие церковные правонарушения архиереи (за исключением Патриарха) и клирики, поставленные на должности по решению Патриарха и Свящ. Синода, подлежат общецерковному суду (Там же. Ст. 28. 1).

Дела по догматическим и каноническим отступлениям Патриарха рассматриваются Архиерейским Собором в качестве церковного суда первой и последней инстанции (Там же. Ст. 31. 1).

Священник может налагать Е. только в виде поклонов, раздачи милостыни, особо усердных покаянных молитв.

Ист.: Устав духовных консисторий. СПб., 1883; Духовный регламент. М., 18974; Основы социальной концепции РПЦ. М., 2000; Устав РПЦ, 2000.

Лит.: Суворов Н. С. О церковных наказаниях. СПб., 1876; он же. Право. С. 283-293; Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 282-288; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 296-302; Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2002. С. 521-536.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *