Никон воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который, бесспорно, достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова.

Поучения о христианской жизни

Сама манера, в которой игумен Никон Воробьев обращается в письмах к тем людям, которые считали его своим наставником, говорит о высокой степени духовности этого священнослужителя.

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

В отличие от многих других современных старцев, он не дает воспитанникам приказов, которые следует безоговорочно выполнять. Батюшка Никон лишь советует, причем, в весьма деликатной, ненавязчивой форме. Так, в письме к одной из своих учениц, игумен Никон Воробьев просит ее не смущаться в том случае, если она сочтет нужным не воспользоваться его рекомендацией, а поступить иначе.

Он всячески дает ей понять, что целью переписки является та духовная польза, которую могут принести его наставления. В случае же, если необходимый результат достигнут не будет, то можно и прервать общение. Данный фрагмент из наставлений игумена Никона Воробьева характеризует автора писем, как истинного христианина, ведущего борьбу со своими собственными пороками.

В том числе и с гордыней.

Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову божию.

О чем письма игумена никона воробьева?

В своих духовных наставлениях батюшка высказывает свое мнение по таким важнейшим вопросам, как правильная христианская молитва, борьба с грехами, наследие святых отцов.

Относительно последней из упомянутых тем, стоит сказать, что письма игумена Никона Воробьева содержат больше всего цитат из литературных творений святителя Игнатия Брянчанинова. Его батюшка называл светильником православной веры.

Профессор Осипов говорит о том, что заслуга Воробьева во многом состоит в том, что он пересказал наставления святителя Игнатия языком, понятным современному русскому человеку. Кроме того, духовные письма игумена Никона Воробьева содержит множество ссылок и на других святых отцов, таких как, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и других.

Как и полагается настоящему священнику, он редко дает какие-либо рекомендации, основываясь лишь на собственном опыте, а подкрепляет свои высказывания цитатами из Евангелия или святоотеческого наследия.

Игумен Никон Воробьев в письмах о духовной жизни не раз упоминает о том, что первый признак того, что человек находится на правильном пути к христианству — его ведение своих пороков, а вслед за этим, и собственной греховности.

Пример смирения

Образец человека, живущего по заповедям Христа, можно также найти на страницах книг игумена Никона Воробьева, в лице самого автора.

Например, в ответе одной из своих учениц после необходимых наставлений батюшка просит передать одному из знакомых священников просьбу, чтобы тот помолился о нем.

Далее следуют сокрушенные слова о том, что игумен Никон осознает свою духовную немощь, а потому надеяться на помощь искренней молитвы о нем.

Особенности стиля

Игумена Никона Воробьева можно отнести к числу образованнейших людей своего времени. Он учился в нескольких заведениях разнообразных профилей, самостоятельно выучил французский и немецкий язык с целью в подлинниках изучить трактаты великих философов. Также он читал труды античных мыслителей в оригинале, поскольку прекрасно владел латынью и древнегреческим.

Поскольку первым учебным заведением, которое окончил отец Никон, было реальное училище, то он был прекрасно осведомлен о достижениях науки. Современники Воробьева, знавшие его лично, говорят, что отец Никон прекрасно играл на скрипке и некоторое время руководил церковным хором. Также священник был отличным оратором.

Его блистательные проповеди привлекали в храм множество народа.

Поэтому и письма игумена Никона Воробьева написаны ярким выразительным языком, который дает возможность донести понятия об основах христианской жизни широкому кругу читателей. Священник охотно давал письменные ответы на все интересующие вопросы верующих, признаваясь, что это занятие дается ему легко.

Кроме духовных писем, в книге «О началах жизни» об игумене Никоне Воробьеве, его биографии и проповеднической деятельности дается полный и интересный рассказ.

Поиск смысла жизни

Стоит сказать несколько слов об авторе писем — игумене Никоне Воробьеве.

Будущий священник родился в одном из поселков Тверской губернии в девяностых годах 19 века. Родители Никона Воробьева были крестьянами и имели множество детей. Мальчик рос любознательным и способным к наукам.

Он с отличием окончил сельскую школу и поступил в реальное училище. Будущий священнослужитель принадлежал к числу людей, которым не безразличен вопрос о смысле их земного существования.

Поэтому он не просто стремился получить диплом о высшем образовании, но и найти в книгах сведения о сути человеческой жизни.

Годы, проведенные в реальном училище, дали ему необходимые знания по специальности, но не способствовали его духовному развитию.

Поэтому юноша решает продолжить свое образование в психоневрологическом институте Санкт-Петербурга. Однако лекции по физиологии тоже не утолили духовную жажду игумена Никона Воробьева. По этой причине после второго курса будущий священник решает бросить учебу. Поиски смысла жизни зашли в тупик. Молодой человек находился в крайне подавленном состоянии, не зная как ему быть дальше.

Божья помощь

В этот нелегкий момент он обратился к Всевышнему за помощью. В своей молитве он просил творца явить ему доказательство, что тот существует.

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

В этот момент к Никону Воробьеву пришло ощущение глубокой веры в Творца, которое не покидало его всю оставшуюся жизнь.

Учеба в духовной академии

Через два года юноша поступает в Московскую духовную академию. Молодой человек с невероятным увлечением посвятил себя изучению основ богословия. Но, по стечению обстоятельств, закончить это заведение ему было не суждено. Через несколько лет академия, как и многие богословские учреждения, была закрыта.

Никон переехал в село Вышний Волочек, где стал преподавать математику в местной школе. Еще через некоторое время, Воробьев перебрался в Минск, где принял монашеский постриг, а затем и священнический чин.

Однако посвятить себя церковной службе тогда ему не удалось. Отца Никона вместе с некоторыми другими церковными деятелями арестовали по обвинению в антисоветской деятельности.

Допросы и заключение

Отца Никона неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что этот человек не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных бумаг видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не делал ложных показаний.

Батюшка Никон не признал своей вины в антисоветской агитации. Он сказал, что все его проповеди были посвящены только проблемам духовной жизни и не содержали в себе никаких политических призывов и манифестов.

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

Отвечая на вопросы, священник утверждал, что посвящал себя только служению Богу, в которого уверовал и в его существовании нисколько не сомневается.

Несмотря на то что не было найдено никаких серьезных доказательств вины отца Никона, ему все равно вынесли приговор в виде пяти лет лишения свободы. Отбывать срок наказания он отправился в Сибирь.

Даже в эти тяжелые моменты жизни батюшка не забывал о Боге и упросил конвоиров позволить ему взять с собой в лагерь Священное Писание на греческом.

Охранники, естественно, не знали этого иностранного языка, поэтому не смогли прочитать ни единого слова из предъявленной книги. В итоге им пришлось разрешить отцу Никону читать Евангелие.

Пробыл в заключении священник около 5 лет. Его освободили раньше срока из-за примерного поведения и перевыполнения рабочего плана. Это обстоятельство тоже можно считать чудом, потому что в скором времени правительство страны отменило закон, на основании которого это было сделано.

После освобождения игумен Никон Воробьев поселился в городе Козельске, который теперь называется Гагариным. Там ему доверили небольшой храм, находившийся на заброшенном кладбище.

По инициативе священника вокруг церкви был разбит огромный сад с фруктовыми деревьями. Батюшка сам работал над посадкой растений. Люди, лично знавшие его, вспоминают, что это был очень трудолюбивый человек. Священник ежедневно ложился спать не раньше полуночи, а вставал в пять часов утра.

Почитание памяти игумена Никона

В честь 50 годовщины со дня смерти священника была проведена конференция, где выступали как люди, которые были знакомы с ним, так и те, кому помогли его книги на пути к христианской жизни.

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

На этом мероприятие профессор Алексей Ильич Осипов также поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

По словам Алексея Ильича, батюшка Никон в ряду прочего огромное внимание уделял качеству проведения церковной службы.

Он строго-настрого запрещал торговлю в лавке, подачу записок, а также всяческие благотворительные сборы во время большей части богослужения. Также игумен решительно боролся с излишне эмоциональным исполнением песнопений церковным хором.

Никон Воробьев говорил, что священник обязан постоянно работать над своей дикцией, а темп его речи во время службы не должен быть слишком быстрым.

Заключение

Данная статья была посвящена биографии игумена Никона Воробьева и его литературному наследию Этот священник был мудрым наставником для множества людей, ищущих путь к правильной христианской жизни.

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

Его книги, составленные из писем к духовным детям, и сегодня служат путеводной звездой для огромного числа верующих.

Игумен никон (воробьев)

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

Смерть неестественна человеку, поэтому все ее боятся. Но вера в Господа и надежда на милосердие Божие, надежда прейти из тяжелой земной жизни в неизреченное,  нескончаемое блаженство может не только ослабить страх, но и радовать человека, как избавляющегося от опасной и воистину страшной в наше время жизни. Надо готовиться к смерти всем и каждый день хоть немного размышлять о ней. Ведь и Церковь ежедневно молится: “Христианской кончины живота нашего, безболезненны… мирны… просим”.

Надо мысленно на молитве проходить свою жизнь и просить прощения за все сделанные грехи не только делом, но и словом и помышлением. Кающемуся Господь все прощает, а тогда нечего и смерти бояться.

Читайте также:  Лука святитель крымский: биография, где находятся мощи, в чем помогает, молитвы

Не проси и не ожидай никаких дарований, а только прощения грехов и спасения. Господь знает, что нам полезно. Не позволяй мыслям творить свою волю.

Привязывай их к молитве и памяти Божией, насколько можешь. 

Из писем игумена Никона

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

Осипов Алексей Ильич 

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

Из писем игумена Никона

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в деревне Микшино Тверской губернии, прошел жизненный путь довольно типичный для богоискателя начала нашего века: традиционно религиозная (крестьянская) семья; потеря веры в школе (реальном училище); безуспешный поиск смысла жизни в науке, философии и в психологии (Психоневрологический институт в Петрограде); отчаяние, вопль к неведомому Богу и поразительный ответ Божий; обращение к серьезному изучению богословия в Московской духовной академии; затем многолетнее подвижничество, завершившееся принятием монашеского пострига и священного сана в Минске в 1931-32 гг. Лагерные страдания 1933-1937 годов (начало строительства Комсомольска-на-Амуре), после которых многолетняя работа домашней прислугой у главврача в Вышнем Волочке. С 1944 года — служение на приходах Калужской и Смоленской епархий. С 1948 года и до конца жизни — настоятель Вознесенского храма в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. Скончался 7 сентября 1963 года. Похоронен за алтарной апсидой своего храма.

 Что особенно значимое в его опыте для современного верующего человека?

Себя он называл «лесным» монахом, поскольку ни в одном монастыре ему жительствовать не пришлось и постоянного духовно-опытного руководителя на своем пути он так и не встретил, хотя искал усиленно.

В последний период своей жизни он многократно повторял своим близким: в наше время не стало духовных наставников, которые бы видели душу человека и которым можно было бы полностью отдаться в послушание. Сейчас большое счастье найти единомышленника, искренне стремящегося к духовной жизни, начитанного в святых отцах, разумного и не прелестного. Ибо такие уже редкость.

Поэтому, говорил он, будьте очень осторожны в выборе старшего попутчика в землю обетованную, особенно бойтесь любящих властвовать над духовными детьми, требующих СЕБЕ подчинения («послушания»). Тщательно знакомьтесь с духовником, прежде чем ввериться ему, ибо здесь поспешность может обернуться гибелью души.

Но, главное, нужно самим не лениться и постоянно изучать святых отцов, руководствоваться их творениями, особенно же творениями святителя Игнатия (Брянчанинова), изложившего великий опыт древних отцов применительно к нашему, крайне скудному духом времени.

Трудный и часто горький, но в конечном счете радостно-спасительный опыт самого игумена Никона, исполненный, по его словам, ошибок и покаяния, падений и восстаний, показал ему, что главным условием и важнейшим признаком  правильной духовной жизни христианина является все большее видение им глубокой поврежденности человеческой природы, постоянно влекущей его ко греху, и невозможности ее исцеления лишь собственными силами, без помощи Божией.

Однако такое внутреннее видение, являющееся, по часто цитируемому батюшкой слову преподобного Петра Дамаскина, «первым признаком начинающегося здравия души», дается христианину только при постоянном понуждении себя к исполнению всех заповедей Евангелия и искреннем покаянии. Только исполнение заповедей и покаяние приводят человека к истинному смирению — единственно непоколебимому фундаменту дома спасения.

«Почему, — говорил он, — многие «срываются» в духовном делании? Потому, что подвиг свой основывают на тайном самомнении, гордости.

До тех пор, пока  человек не  увидит своих немощей, страстей и не станет молиться как евангельская вдова, Господь не сможет приступить к человеку и оказать ему помощь».

В одном из писем он эту мысль сформулировал в следующих кратких словах: «Успех в духовной жизни измеряется глубиною смирения».

Мысли этого верного духовного преемника святителя Игнатия (Брянчанинова) о самом важном в жизни человека — его достойном переходе в вечность — заслуживают самого серьезного внимания, ибо они проистекают не из теоретических богословских рассуждений о духовной жизни, но глубокого опытного ее познания.

Никон Воробьев: биография игумена, письма и другие произведения

Никон Воробьев: биография, служение Богу, письма о духовной жизни Феофана Затворника, как жить сегодня, аудиокниги, проповеди

Священнослужитель отец Никон Воробьев — монах, духовный писатель, с 1956 года — игумен православной церкви, автор многочисленных писем к своим духовным детям, православный философ, трактователь жизнеописания и послания Святых Отцов.

Русская православная церковь богата людьми, которые оставляют яркий свет в ее истории. Таким ярким «светочем» церкви был отец Никон (Николай Николаевич Воробьев). Его проповеди, наставления и рассуждения о многих житейских проблемах, без сомнения, необходимо послушать и почитать всем православным людям. 

Детство Воробьева

Николай (мирское имя Никона Воробьева) родился в многодетной крестьянской семье 4 мая 1894 года в селе Микшино Тверской губернии.

Происхождение и рождение

Поначалу биография Николая Воробьева была самой заурядной, он рос, как все мальчишки, его отец и мать были простыми крестьянами, очень верующими и набожными людьми. К сожалению, в архивах не сохранилось фотографий или описаний самого Николая в детстве, его родителей. Но можно предположить, что жизнь крестьянского ребенка в ту пору была трудной с самого начала.

Семья

Семья, в которой родился Николай, была многочисленной, в ней все умели и любили трудиться. У Коли было еще 6 младших братьев. Мальчик был очень любознательным и подвижным, он ничем не выделялся среди других детей.

Единственное отличие — был очень жалостливым и добрым. Еще в Николае с детства сильно было желание докопаться «до сути вещей», в его характере была особая честность и порядочность.

Коля очень хорошо учился и с отличием окончил сельскую школу.

Позже игумен Никон вспоминал, что монашество ему было предсказано еще в детстве. В их деревне жил юродивый Ванька, который однажды подошел к маленькому Коле и стал тыкать в него пальцем, повторяя: «Монах, монах».

Образование Николая

Когда Коля подрос, отец отдал его в реальное училище в город Вышний Волочек. Талантливый мальчик с усердием принялся за учебу.

Благодаря врожденной усидчивости и ответственности ему давались даже самые сложные дисциплины:

  • черчение;
  • рисование;
  • математика;
  • пение;
  • танцы;
  • игра на альте.

Все его таланты не прошли незамеченными среди преподавательского состава: за годы учебы в реальном училище Коля удостоился нескольких похвальных листов и грамот. Родители по мере сил помогали сыну деньгами, однако, когда младшие братья подросли, родительская помощь сократилась: надо было поднимать остальных детей. Николай не отчаивался, учебу он продолжал с прежним рвением. Средства же на оплату жилья и пропитание он добывал тем, что помогал своим отстающим в учебе богатым товарищам. Вскоре в это же реальное училище поступил его младший брат Михаил, и Коля взял на себя заботу о его содержании. И хотя ему приходилось очень трудно, он не отступал от поставленной цели: закончить учебу и помочь младшему брату. Николай Воробьев происходил из верующей православной семьи, однако, как это часто бывает, вера эта была «поверхностной», без глубокого понимания и проникновения в душу. Когда Николай с головой окунулся в изучение наук в училище, он подумал, что в этом и есть настоящая истина, он стал атеистом. Как всякий подрастающий молодой человек, он хотел докопаться до смысла жизни, решил, что найдет его в философии. Стал с увлечением изучать философские труды, на последние деньги мог купить интересную книжку, предпочитая ее ужину. Со временем Николай достиг больших успехов в философии, с ним советовались даже преподаватели училища. Однако, вскоре Николай понял, что нет в этой науке ответов на мучающие его жизненные вопросы.

Юношеские годы и молодость

В 1914 году Николай Воробьев блестяще оканчивает реальное училище. Перед ним встает выбор дальнейшего пути. К этому времени Николай уже полностью разочаровался в философии, как науке, способной дать ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни и месте человека в ней.

Поступление в университет

Юноша решает продолжить свое образование в Петроградском психоневрологическом институте и изучать физиологию человека, он успешно сдает вступительные экзамены и с головой окунается в новую для него науку. Но уже через год учебы его ждет еще большее разочарование. И здесь он не находит ответов на свои вопросы, которые беспокоили его почти с самого детства.

Николай впадает в тяжелейшую депрессию, испытывает сильнейшее психологическое потрясение. Он оставляет учебу в институте. Его душевный надлом был так велик, что он начал задумываться о суициде.

Знакомство с религией

Летом 1915 года Николай Воробьев находится на грани самоубийства. Вспомнив о Боге, Николай от всей глубины своей, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты, или нет Тебя?»

И Бог ответил Воробьеву на мольбу. Позже игумен Никон вспоминал, что это было неким Откровением, после которого в его душе произошел какой-то нравственный перелом.

Он не мог точно сказать, что с ним случилось, но с этого времени Николай Воробьев уверовал в Бога окончательно и бесповоротно, увидел свой путь и предназначение. Его более не интересовала мирская жизнь и мирские увлечения. Он предался изучению и произнесению молитв, чтению Евангелия и Откровений Святых Отцов.

Из воспоминаний:

«И только у святых отцов и в Евангелии я нашел действительно ценное. Когда человек начнет бороться с собой, будет стремиться идти путем евангельским, то ему святые отцы сделаются необходимыми и своими родными.

Святой отец — уже родной учитель, который говорит душе твоей, и она воспринимает это с радостью, утешается. Как тоску, уныние, рвоту вызывали эти философии и всякие сектантские гадости, так, наоборот, как к родной матери, приходил к отцам.

Они меня утешали, вразумляли, питали.»

Читайте также:  Почаевская икона божией матери: значение, в чем помогает и где находится, молитвы

В 1917 году Воробьев поступил в Московскую духовную академию, где очень ревностно начал изучать основы Богословия, однако, революционные события в Петрограде и в столице прервали его обучение. Вслед за революцией, начались и политические изменения в стране. Воробьев уезжает в деревню Сосновицы (под Вышним Волочком) и какое-то время работает в местной школе преподавателем математики.

Из воспоминаний:

«И там [в Сосновицах] жил по-подвижнически: ел кусок хлеба, тарелку пустых щей. Картошки тогда не было почти. И при этой, так сказать, настоящей подвижнической жизни (теперь можно все сказать) я весь день находился в молитве — в молитве находился и в посте. И вот тут-то я понял духовную жизнь, внутреннее состояние: Господь открыл действие в сердце молитвы.»

Затем, волею Судьбы, он снова оказывается в Москве и трудится псаломщиком (чтецом) при Борисоглебском храме.

Монашеский постриг

Воробьев все более проникается христианским учением, и к 1931 году твердо решает для себя избрать монашеский путь.

В Вербное воскресенье 1931 года 5 апреля (23 марта по старому стилю) на Козыревском кладбище при церкви святителя Николая Чудотворца в Минске он был пострижен в монахи епископом Феофаном (Семеняко).

Ради этого события оба приехали в Минск из Москвы. При постриге Николаю дано было имя Никон.

Зрелый возраст

Монах Никон осознанно принял постриг, будучи уже в зрелом возрасте. Вся его жизнь до этого шага — череда сомнений и исканий. Зачем человек пришел в этот мир, если жизнь его коротка, а деяния пусты? Что есть высшая истина? Ответы на свои вопросы он нашел в служении Богу и отречению от мирских дел.

Годы священнослужения

7 апреля 1931 года Никон был рукоположен в сан иеродьякона, а к 1933 году — в сан иеромонаха. Он все более проникается идеями христианства. Люди, знакомые ему, вспоминали, что большую часть времени, свободного от богослужений, он посвящал усиленным молитвам и кроткому смирению.

Допросы и аресты

Ревностное служение Богу и непримиримое отношение к новой власти, которая объявила церковь врагом государства, привлекли к монаху Никону пристальное внимание карательных органов.

В том же 1933 году отец Никон был арестован за антиреволюционную деятельность и агитацию, осужден и отправлен в сибирские лагеря на пять лет. Его неоднократно допрашивали.

Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что он не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных документов видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не давал ложных показаний.

Освободился отец Никон только в 1937 году. Он снова осел в Вышнем Волочке и устроился работать в качестве прислуги в доме местного врача.

Здесь вера Никона снова подверглась испытанию, так как жена врача и ее родная сестра были ярыми атеистками, они часто позволяли себе нелицеприятные высказывания в адрес верующих, Никону приходилось с этим кротко смиряться.

Своим примером кротости и праведной жизни батюшка Никон сподвиг сестер пересмотреть свои религиозные убеждения и принять веру в Христа.

Сестра жены врача, у которого служил Никон, Елена Ефимовна, сама врач по профессии, постриглась в монахини с новым именем Серафима.

В 1941 году в стране началась Великая Отечественная война. Руководством страны было принято решение об открытии для верующих церквей и храмов, дабы они возносили молитвы о победе над врагом и о здоровье воинов. Батюшка Никон сразу же приступает к священнослужению.

В 1944 году архиепископом Калининским и Смоленским Василием он был назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска, там батюшка прослужил до 1948 года.

Все это время Никон снимал комнату у местных монахинь, много проповедовал и вел очень аскетический образ жизни. Позднее он рассказывал своему духовному сыну, видному богослову и апологету наших дней А. И.

Осипову, что в те времена ему хватало пяти картофелин и чашки воды в день.

Из Козельска Никон был переведен в Белев, затем, в Ефремов (оба городка находятся в Тульской области). После этого он служил в Смоленске. Оттуда отец Никон был назначен возглавить приход в Гжатске. Приход находился в крайне запущенном и бедном состоянии, сам Никон рассматривал это назначение, как ссылку.

Никон потратил много душевных и физических сил, чтобы вывести приход из запустения. Он проявлял, когда это было необходимо, строгость к другим и был бесконечно требователен к самому себе. Он очень поздно ложился спать и очень рано утром вставал, чтобы к началу службы в приходе быть « во всеоружии», читал утренние молитвы, готовился к богослужению с особым рвением.

Несмотря на слабое здоровье, связанное с лагерным прошлым, Никон много физически трудился в приходском саду, у него были парники, он сам выращивал различные овощи.

Так как в жизни своей он многому учился, урожаи у него получались отменные, землю он любил и умел на ней работать. Очень много читал в свободное время. В духовном отношении, по словам батюшки, «гжатский период жизни» многое ему дал.

А главное, он понял, пережил здесь состояние начального, как он сам говорил, смирения. В 1956 году батюшка Никон был удостоен сана игумена.

Последние годы жизни

В 1962 году здоровье игумена сильно пошатнулось, сказались сибирские лагеря. Он все больше и больше слабел, стал очень быстро уставать. Ел очень мало: немного белого хлеба, ягоды и молоко. Однако, никогда не жаловался на свое здоровье, всегда сохранял ясность мыслей и спокойствие духа.

За несколько дней до своей кончины он слег в постель, силы окончательно покинули его.

Перед праздником Успения Богородицы он в последний раз исповедал своих ближних и духовных чад, провел с ними душеспасительные беседы, завещал хранить веру всемерным исполнением заповедей и покаянием, всячески держаться святителя Игнатия (Брянчанинова), избегать особенно суеты, совершенно опустошающей душу и уводящей ее от Бога. Сам он уже не мог ходить в храм и несколько раз принимал причащение Святых Таинств у себя дома.

«Меня нечего жалеть. Надо благодарить Бога, что я уже окончил земной путь. Никогда мне не хотелось жить, не видел я ничего интересного в этой жизни и всегда удивлялся, как это другие находят что-то в ней и цепляются за нее из последних сил.

Хотя я ничего не сделал за свою жизнь доброго, но искренне всегда стремился к Богу. Поэтому надеюсь всей душой на милость Божию. Не может Господь отринуть человека, который всегда всеми силами стремился к Нему. Мне вас жалко.

Что-то вас еще ожидает? Живые будут завидовать мертвым».

Скончался Никон 7 сентября 1963 года, днем, в 12 часов 25 минут.

Из воспоминаний ученика и духовного чада игумена Никона А. И. Осипова:

«Следует особенно отметить ту атмосферу внутренней радости, которая царила в церкви за литургией у молящихся и во время отпевания батюшки. Полное впечатление какого-то необычного торжества, великого праздника. Непостижимый дух радости растворял всеобщую искреннюю скорбь.

Объяснить это можно блаженным посмертным состоянием и молитвами батюшки. Преставление его казалось для родных, духовно близких и всей паствы как бы сокрытым в утреннем предсолнечном тумане.

Храм был переполнен в этот день, как на Пасху, и очень многие потом говорили об ощущении особого, непонятного праздничного торжества во время богослужения».

Литературное наследие

Батюшка Никон оставил огромное наследие нашим современникам. Его наставления, книги, проповеди и личный богатый жизненный опыт и для взрослого населения, и для подрастающего поколения — ключ к познанию самого себя и к ответам на многие жизненные вопросы, которые волнуют каждого из нас.

Особенности стиля автора

Игумена Никона Воробьева многие православные священники считают человеком, который достоин быть прославленным в лике святых. Его наставления духовным ученикам собраны и опубликованы при участии профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, ученика и духовного чада святого старца.

Сама манера, с которой батюшка Никон ведет беседу со своими последователями в книгах, говорит о высокой духовности и образованности этого человека. Он обладал великолепным ораторским искусством, был мастером слова. Батюшка не навязывает своего мнения, но советует и приводит примеры из жизнеописаний Святых Отцов, а окончательный выбор всегда оставляет за самим читателем.

Письма о духовной жизни

Духовные письма игумена Никона Воробьева адресованы конкретным людям. Но вместе с тем, в них затрагиваются проблемы, которые должны волновать каждого православного человека, стремящегося жить по слову Божию, по-христиански.

Это не просто изложение Закона Божьего, жизнеописания святых отцов. В своих трудах Никон делится с читателями своим опытом постижения Бога и смысла духовной жизни, помогает верующим применять духовные знания в современной жизни.

Как жить сегодня

В книге «Как жить сегодня» игумен Никон Воробьев перекладывает учения святых отцов на современный, понятный для нас язык.

Известно, что Никон был большим почитателем трудов и рассуждений святителя Игнатия (Брянчанинова), и рекомендует его к прочтению каждым православным верующим.

Он пишет, что не только никогда нельзя унывать и нужно бороться, но необходимо обращаться каждый раз к Господу. Просить у Бога защиты и помощи, и всегда надо анализировать свой прошлый опыт, стараясь избегать повторения уже свершенных ошибок.

Нам оставлено покаяние

Послания Никона к духовным чадам неоднократно переиздавались под названием «Нам оставлено покаяние». Это книга, которая содержит более 300 писем Наставника о духовной жизни, в них он дает ответы на самые важные вопросы и наставляет своих чад на путь истинного христианства.

Читайте также:  Акафист за единоумершего: полный текст с ударениями на русском, когда нужно читать

Старец призывает нас оставить лень, трудиться, нести тяготы не только свои, но и чужие. За это Бог и любит нас, и прощает нам. Людские грехи разрушают душу, отворачивают человека от Бога. Спасение человека рождается от его покаяния, от чувства жалости, но не к себе, а к своим близким, которое способно пробудить человеческую душу ото сна, разбудить в сердце человека кротость и смирение.

Другие произведения

Среди других лучших произведений батюшки Никона можно назвать:

  1. «Господи, откройся мне».
  2. «О началах жизни» (есть аудио на двух CD). Книга в двух частях, первая — о самолюбии и самооправдании, вторая — письма о духовной жизни, Феофан Затворник.
  3. «Внимай себе». Сборник содержит наставления, основанные на святоотеческом наследии и подкрепленные собственным опытом духовного делания.
  4. «Будь милостив к себе. Письма к пьющему брату». Письма адресованы человеку, подверженному губительному пороку пьянства.
  5. «Чистое сердце».
  6. «О непрестанной молитве».
  7. «Письма к духовным детям» игумена Никона Воробьева.

Видео

Из видео можно узнать основные жизненные вехи православного батюшки Никона (в миру Николая Николаевича Воробьева), познакомиться с основными его наставлениями и рассуждениями, сомнениями и обретении истины.

Читать

Игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (Воробьев). Письма о духов ной жизни

© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2015

© Осипов А. И. – составление, 2013

Предисловие

Широкое, в настоящее время, обращение к вере отцов – Православию – не всегда, к сожалению, увенчивается правильным его пониманием.

Очень часто под Православием подразумевают его внешнюю сторону, его «одежду»: богослужения, таинства, обряды, церковную дисциплину, правила и прочее, которые являются лишь его «иконой», необходимыми вспомогательными средствами к усвоению Православия, но не им самим.

Ибо исполнение всех этих церковных установлений без понимания сути Православия легко может привести верующего к приобретению не богоподобных свойств смирения и любви, а прямо богопротивных: самомнения, гордыни, фарисейства.

Именно это привело иудеев, видящих сущность своей веры в скрупулезном исполнении внешних предписаний ветхозаветной религии, к отвержению пришедшего Мессии-Христа, сделав их богоборцами.

Не случайно Господь множество чудес сотворил в субботу, когда по иудейскому закону ничего нельзя было делать, обличая тем самым этих ревнителей «буквы» и отеческих преданий.

Всё это Он делал, чтобы показать, что спасение достигается не обрядоверием, а чистотою сердца, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека (Мф. 15, 19–20).

Это научение Спасителя в высшей степени насущно сегодня для православного верующего. Ибо одним из самых больших для него искушений является усмотреть сущность христианства не в исполнении заповедей Христовых, а в приверженности к внешне-обрядовой жизни.

Что же такое Православие?

Ответу на данный вопрос и посвящена эта книга писем одного из замечательных подвижников 20-го века нашей Церкви игумена Никона (Воробьева). Если попытаться кратко выразить основную ее мысль, то можно сказать следующее.

Православие – это правильная духовная жизнь (в отличие от множества ее искажений), основанная на вере в Господа Иисуса Христа и Его Евангелие. Такая жизнь скрыта от посторонних взоров, ибо она представляет собой борьбу в сердце человека, из которого исходят как добрые, так и злые намерения, мысли, желания.

Эта жизнь, прежде всего, приводит верующего к познанию глубокой поврежденности человеческой природы, своей личной греховности и, отсюда, необходимости Спасителя. И по вере этого познания она открывает искренно трудящемуся христианину и всю красоту Царства Божия, скрытого внутри каждого человеческого сердца (Лк.

17, 21).

Но как достичь спасительной пристани и войти в Царство Божие – это, по выражению отцов, наука из наук и художество из художеств.

Потому так важна та особенность Православия, что оно, в отличие от всех других направлений современного христианства (католицизма, протестантизма, псевдохристианских сект), которые исследуют эту науку по своему разумению, полностью основывается на святоотеческом учении и опыте.

Сам личный опыт отдельного верующего и учение любой христианской общины (как православной, так и неправославной) оценивается исключительно через призму соборного опыта отцов – только он для Православия является единственно достоверным критерием истинности в оценке всех истин веры и явлений духовной жизни. Причина такого подхода понятна.

Когда святые отцы согласно учат по каким-либо вопросам, то это их согласие свидетельствует, что они высказывают не свое личное мнение, а передают голос того же Духа Божия, которым написано само Священное Писание. Потому их согласное учение по любому вопросу веры и духовной жизни является в Православии гарантом истины, и знание основ этого учения необходимо для каждого христианина.

Хочется надеяться, что предлагаемый очерк о жизни игумена Никона и его письма дадут возможность лучше понять путь духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на нем, – понять, что есть Православие.

«Я искренне всегда стремился к Богу»

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в крестьянской семье села Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии. Он был вторым ребенком.

Всего в семье было шестеро детей, все – мальчики[1].

В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, разве только особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь.

В связи с этим интересно отметить один эпизод из его детской жизни. В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по прозвищу Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда дети играли, этот юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил:

«Это – монах, монах». Эти слова ничего, кроме смеха, ни у кого не вызвали. Но через 30 лет это удивительное предсказание исполнилось – именно Коля стал монахом.

Ванька-малый был действительно прозорливым. Он также за несколько десятков лет предсказал смерть матери Коли в Таганроге.

Как-то, подойдя к ней и сложив руки трубочкой, стал наигрывать: «Дуру-дара, дуру-дара, в Таганроге жизнь скончала». В семье тогда никто даже не слышал о существовании такого города. В 30-х годах она действительно переехала в Таганрог к сыну Василию и там скончалась.

После начальной школы, которую Коля окончил блестяще, отец сумел устроить его в реальное училище в Вышнем Волочке. И здесь он сразу же обратил на себя внимание своими исключительными и разносторонними способностями. Он обнаружил прекрасные математические дарования, был великолепным стилистом.

Он не раз говорил, что ему всегда легко было писать сочинения. Это видно и по его письмам, которые он писал, как правило, сразу, без черновиков. Пел (тенором) в хоре, играл на альте, выступал в разных программах на школьных мероприятиях, прекрасно чертил и рисовал.

Младшие братья рассказывали, что его рисунки еще при них висели в классах в качестве образцовых. При переходе из класса в класс он неизменно получал награду первой степени (похвальный лист и книгу).

Но в каких условиях жил и занимался Коля в реальном училище?

Из дома помогали лишь в начальных классах. Когда же он решил учиться дальше, помощи ему ждать было неоткуда: родители жили совсем небогато, да кроме него было еще четыре сына, также нуждавшихся в образовании. Поэтому Коле продолжать учиться пришлось в условиях, которые для современного человека покажутся невероятными.

Сразу же после обязательных уроков он, еще мальчуган, вынужден был, чтобы заработать на хлеб, идти и помогать отстающим обеспеченным товарищам. За это ему немного платили. Проведя там несколько часов, он прибегал на квартиру (за которую нужно было платить) и брался за подготовку своих уроков.

Трудности увеличились, когда в то же реальное училище поступил его брат Миша, помочь которому мог только он один.

Нужда, голод и холод были постоянными его спутниками во всё время обучения. Зимой он ходил в легком бессменном пальто и в «штиблетах» даже без стелек.

* * *

Семья, из которой вышел батюшка, была православной. Но вера эта, как и у большинства простых людей, носила обрядовый характер, была внешней, традиционной, не имела под собой ни знания христианской веры, ни твердой духовной основы. Подобная вера в лучшем случае воспитывала честных людей, но полученная на бытовом уровне, по традиции, была не прочной и легко утрачивалась.

Отец Никон говорил, что народ в своей основной массе потому легко оставил веру после революции, что многие пастыри более пасли самих себя, чем паству, вместо назидания ее истинам веры и жизни часто были просто механическими требоисправителями.

Всё их научение состояло в призыве к исполнению того, что «положено»: крестить, венчать, отпевать, ходить по праздникам в храм, соблюдать посты, причащаться раз в год. Народ почти ничего не знал о духовной жизни, о борьбе со страстями, его редко кто учил этому. Поэтому, как только ему сказали, что церковь – это обман попов, очень многие перестали верить и в Бога.

Ибо если церковь – обман, то и Сам Бог – выдумка. Это и случилось с Николаем. В реальном училище он потерял веру. Это был человек глубокой натуры. В отличие от многих, его не увлекала обыденщина этой жизни. Он искал смысла жизни. И это искание носило не отвлеченный философский характер, но исходило из самого сердца, захватывало всю его душу.

В этом отношении он был очень похож на Ф.М. Достоевского, который говорил, что его осанна Христу через большое горнило сомнений прошла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *