Иов многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Праведного Иова Церковь вспоминает 19 мая.

Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире? В XVIII веке философ Лейбниц объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально — оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, — самому Богу… 

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Иов жил в местности под наз­ванием Уц. Он был богат и богобоязнен, непорочен, справедлив и удалялся от зла (Иов 1:1). Десять детей было у Иова: семеро сыновей и три дочери.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Однажды сатана пришел к Богу и стал утверждать, что Иов богобоязнен, потому что Бог даровал ему благополучие. Но будет ли Иов так же любить Бога, если у него все это отнять?

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Бог разрешил сатане отнять у Иова все, что тот имел: и богатство, и детей. Иов принял это испытание и ни слова не сказал против Бога: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 1:21).

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Тогда сатана наслал на Иова проказу. Иова выгнали из города, он был вынужден сидеть в пыли у дороги и соскребать черепком струпья со своего тела. Видя мучения мужа, жена Иова предлагала ему похулить Бога и  немедленно умереть. Но Иов оставался непреклонен: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем? (Иов 2:10).

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

К Иову пришли его друзья. Семь дней они молча сидели рядом с ним и оплакивали его страдания. Они утешали его, пытались ему помочь: ведь не мог Бог зря наказать Иова, значит, Иову надо вспомнить, в чем он согрешил перед Богом. Но Иов твердо знал, что перед Богом он чист: он страдает безвинно.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Иов обратился к Богу с молитвой. Скорбя, он просил, чтобы Сам Бог засвидетельствовал его невиновность. И Господь ответил ему. Это был, как сказали бы сейчас, ассиметричный ответ. Он показал ему красоту сотворенного мира, и это — само явление Господа, Его слова — и стали ответом для Иова. 

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Праведник раскаялся в своих мыслях: Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42:6). Иов был прощен, благополучие его было восстановлено: проказа прошла, родились новые дети, вернулось богатство. Он прожил еще 140 лет и умер в глубокой старости. 

Тем не менее, нельзя считать, что Книга Иова дает универсальный, логически непротиворечивый ответ на вопрос, поставленный тем же Лейбницем. Скорее, она дает ключ к ответу. Настоящий ответ невозможен без Спасителя Христа, без Благой Вести.

И может быть, смысл присутствия Книги Иова в Ветхом Завете — показать, что Ветхий Завет не самодостаточен.

Что это — приготовление к тем откровениям, которые получит человечество через Пришествие Христа и будут запечатлены в Новом Завете и церковном Предании.

Рисунки Наталии Кондратовой

(15

Праведный Многострадальный Иов: кто это и чем он знаменит?

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Упоминание о мученике есть в разных библейских сказаниях. Так, рассказы о праведнике можно встретить в послании апостола Иакова. Но более полные сведения содержатся в библейской книге Иова.

Жизнь мученика

Всю судьбу нашего персонажа описывает Ветхий Завет. В книге говорится, что это был человек, удаляющийся от зла, справедливый, непорочный и богобоязненный. У него была жена, три дочери и семеро сыновей. Многострадальный Иов имел богатство и счастливую семью. На такой успех обратил свое пристальное внимание Сатана.

Он убеждал Бога в неправдивом благочестии Иова, говоря, что если бы у него не было подобной семьи и богатства, он не был бы таким непорочным. Если отобрать это земное счастье, можно будет увидеть истинную сущность этого человека. Бог решил дать Сатане возможность проверить это различными испытаниями и искушениями. Он хотел убедиться в чистоте и безгреховности Иова.

Как и договорились, Сатана единовременно отобрал детей, а затем и богатство. Увидев, что человек остался преданным Богу и непоколебимым, он добавил ему еще больше страданий в виде ужасной проказы, которая покрыла все его тело. Многострадальный Иов стал изгоем.

Это заставило его покинуть город, несчасному пришлось постоянно соскребать черепком струпья со всего тела, при этом находясь в грязи и навозе. Увидев, как мучается муж, жена утверждала, что нужно перестать верить в Бога и отречься от него.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Тогда в качестве наказания Иов умрет. В ответ праведник заявил, что когда Бог нам дарит счастье, в нашу жизнь приходит радость. Мы принимаем такой дар, но точно так же должны принимать мы и посланные нам несчастья. Многострадальный Иов с терпением переносил все ненастья, продолжая с такой же силой и дальше верить в Бога.

При этом он даже не допускал злых мыслей или упреков в сторону своего создателя. У Иова было много друзей, которые, узнав о его муках, поначалу просто молча сочувствовали бедолаге. Однако потом пришли и начали искать оправдания такому горю в его прошлом. Они считали, что человек должен страдать за предыдущие согрешения.

Начали заговаривать о его провинностях перед Богом и о том, что теперь он должен покаяться за совершенные проступки. Ведь ничто не остается безнаказанным. Но святой Иов Многострадальный был чист перед Богом и, даже переживая такие муки, не обронил ни единого слова ропота в его сторону.

Он старался объяснить друзьям, что не имеет грехов и терпит такие страдания потому, что Господь по своему, недостижимому для человека разуму, одним дает счастливую судьбу, а другим — испытания. Переубедить их так и не получилось.

В ответ они сказали, что Иов представляет свое наказание незаслуженным, поскольку пытается себя оправдать и доказывает свою невинность. После такого разговора праведник в молитве просил у Бога доказательства своей невиновности, чтобы друзья ему поверили.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Вскоре Господь в виде бурного вихря появился перед ним. Бог указал на его просьбы как на дерзкие и самонадеянные, поскольку Иов требовал отчета.

Господь говорил о том, что для людей есть много непостижимого в миротворении, создании всего живого, а желание узнать истинные причины, по которым одни живут счастливо, а другие — в муках, познать тайну судьбы предерзостно, это попросту не дано обычному человеку.

Исцеление мученика

Вскоре Многострадальный Иов начал выздоравливать и наживать еще большее благосостояние. После всех пережитых мучений Господь благословил его, подарив снова троих дочерей и семерых сыновей.

Иов увидел четыре поколения своего потомства, прожив еще 140 лет (в Ветхом Завете говорится, что в общей сложности он жил 248 лет).

Такой пример научил друзей бояться только меча Господня, а лишение земных благ и телесные муки можно выдержать.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Западная философия

Серен Кьеркегор был христианским мыслителем и высказывал свое мнение о том, что в поступках Иова гораздо больше мудрости, нежели во всех трудах Гегеля.

Он сравнивал познание мучеником воли Божьей с построением мыслей многих великих философов. В частности, и Сократа, который искренне был уверен в силе человеческого разума.

Современные философы, такие как Лев Шестов, трактуют историю об Иове с точки зрения иррационализма.

Священная книга мусульман

Коран описывает Иова как пророка Айюба — гонимого и удрученного. Существует мнение, что праведный Иов Многострадальный был прародителем древних римлян.

На территории государств, главной религией которых является ислам, было множество городов, в которых якобы находилась гробница Иова.

Это Салала в Омане, сирийский Дайр-Аййуб, поселок рядом с городом Рамлы, мавзолей в Бухаре Чашма-Аюб, в Турции — бывшая Эдесса.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Русская современная философия

Политический и религиозный философ Николай Бердяев считает, что такой пример мученика опровергает мнение евреев о том, что за безгрешное поведение человек должен быть награжден еще при жизни.

В то же время все проблемы, которые обрушиваются на плечи человека, — это наказания за его грехи, Божий гнев, свидетельствующий об отклонении страждущего и праведника с верного пути. По утверждениям этого философа, человечество просто не может понять саму суть безвинного страдания.

Люди никак не могут отказаться от целесообразности всего происходящего в окружающем мире. Очень многие уверены в том, что если существует наказание за несовершенные грехи, значит, Бога просто нет, как нет и Божьего промысла.

Возведение церкви

В Сарове, неподалеку от городского кладбища, в октябре 2008 года начали строить деревянный приходской храм Иова Многострадального. В основании алтаря провели торжественную закладку камня. На это событие приехал Арзамасский и Нижегородский архиепископ владыка Георгий.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Далее строился храм Иова Многострадального гораздо медленнее, с затруднениями, связанными со стремительным развитием экономического кризиса в 2009 году.

2010 год был периодом, когда решалось множество хозяйственных вопросов, таких как внутренняя отделка и утепление, проведение противопожарной сигнализации и электрических сетей. Самым важным было изготовление куполов. Первый крест освятили в 2011 году, 22 апреля. Через три дня провели первую Божественную литургию.

Следующая состоялась 19 мая — в честь Первого Престольного праздника. 28 июня храм Иова Многострадального (г. Саров) был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием.

Святой праведный ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ (ок.2000-1500 до Р.Х.)

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Ио́в — ветхозаветный праведник. Основным источником описания его жизни является Книга Иова Ветхого Завета.

Согласно указанным источникам, Иов жил за 2000 — 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму; был сыном брата Авраама — Нахора.

Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения.

Читайте также:  Параскева пятница: житие святой, день памяти, в чем помогает икона, молитвы

У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Этому счастью позавидовал Сатана и перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие.

Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.

Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял.

Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова. Тогда Сатана поразил его тело страшною проказой.

Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.

Видя его страдания, его жена говорила ему: «Чего ты ждёшь? Отрекись от Бога, и Он поразит тебя смертью!» Но Иов сказал ей: «Ты говоришь, как безумная. Если мы любим принимать от Бога счастье, то не должны ли переносить с терпением и несчастье?» Таким терпеливым был Иов.

Он лишился всего и сам заболел, терпел обиды и унижения, но не роптал, не жаловался на Бога и не сказал против Бога ни одного грубого слова. О несчастии Иова услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар.

Семь дней они молча оплакивали его страдания; наконец они стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться.

Это заявление выходило из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду. Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу, как целесообразную и осмысленную.

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвы

Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный

Но и в таком страдании Иов ни одним словом ропота не согрешил перед Богом.

После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова. Скоро он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семь сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости.

 ЗАКОН БОЖИЙ. История Многострадального Иова.

Назад к списку

Иов Многострадальный

Иов Многострадальный: житие праведника и в чем помогает икона, текст молитвыИлья Репин. Иов и его друзья, 1869 г.

Замечательный русский поэт Константин Бальмонт писал: «Есть книги, которые пересоздают душу совершенно, прочтя такую книгу, ты уже навсегда другой». Эти слова относятся к книге Иова, входящей в состав Ветхого Завета. Кто же такой этот Иов, и почему его история произвела на поэта столь сильное впечатление?

Книга Иова рассказывает о великом праведнике, о его страданиях и несокрушимой вере в Бога. Иов жил задолго до пророка Моисея. Он был богатым, многодетным и счастливым человеком.

Все любили его за доброту, мудрость и сострадание к бедным. Сатана решил опорочить добродетельного Иова. Он стал утверждать перед лицом Бога, что Иов богобоязнен только потому, что в жизни у него всё благополучно.

Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил сатане испытать Иова.

С этого момента жизнь праведника превратилась в сплошное страдание. Сначала погибли его многочисленные стада овец, волов и верблюдов. Иов безропотно перенёс эту потерю. Затем пришло известие о смерти всех десятерых его детей.

И тут Иов не укорил Господа в своих бедах. Он разорвал на себе одежду, пал на землю, поклонился Господу и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь к матери моей земле. Господь дал, Господь взял.

Да будет имя Господа благословенно».

Тогда, желая, чтобы Иов возроптал на Господа, сатана поразил его проказой. Многострадальный Иов был вынужден уйти из дома и жить отшельником. Болезнь его была ужасна. Он сидел в пепле и скоблил куском черепицы покрытую язвами кожу. Даже жена из сострадания пожелала ему скорой смерти.

Три лучших друга Иова пришли, чтобы утешить страдальца. Вид несчастного поразил их. Они разрыдались от жалости, а затем сели рядом на землю, не зная, что сказать. Так они и сидели молча семь дней и семь ночей. Затем Иов заговорил.

Иов: О, если бы положили на весы страдание моё! Оно верно перетянуло бы песок морей! Стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня. Чего я ужасался, то и постигло меня.

Чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады. Для чего не умер я, выходя из утробы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно.

На что дан свет человеку, которого Бог окружил мраком?

Первый друг: Вспомни, как ты поддерживал в беде других. А теперь дошло до тебя, и ты упал духом. Разве ты не знаешь, что человек рождается на страдание, чтобы устремляться вверх, подобно искрам? Разве ты не уповаешь на Бога? Вера должна укреплять твою надежду.

Иов: Друзья мои, вы пускаете слова на ветер. Невинен я. Зря вы придумываете речи для обличения. Прошу вас, взгляните на меня. Буду ли я лгать вам? Правда на моей стороне, а потому не буду я молчать, буду изливать своё горе.

Буду умолять Судию моего. Скажу Богу: Господи, опротивела мне жизнь.

Зачем Ты борешься со мной, так что я стал самому себе в тягость?! Объясни мне, зачем Ты ищешь порока во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому защитить меня от Тебя?

Второй друг: Ты говоришь, что чист перед Господом? Да если бы Бог ответил тебе и открыл тайны Своей премудрости, оказалось бы, что тебе вдвое больше следует понести! Я уверен, что Бог предал забвению некоторые из твоих беззаконий из милости к тебе.

Иов: Вот что я скажу вам, друзья. Вы ничему не можете меня научить. Я не ниже вас и знаю всё то, что знаете вы. Я хотел бы говорить с Богом, отстоять свою правду перед Ним. А вы все бесполезные врачи. О, если бы вы молчали, я бы счёл вас мудрецами.

В те времена верили, что проказа посылается человеку за серьёзные прегрешения. Иов обратился к Богу, прося Его объяснить, за что ему послано столь страшное наказание. И Господь явился праведнику в бурном вихре.

Он показал Своё могущество и премудрость и дал осознать, что причина несчастий – козни дьявола. Господь проявил милость к Иову, потому что тот остался верен Ему несмотря на все тяжкие испытания. Иов не только вернул, но и преумножил свои богатства.

Господь дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Иов прожил счастливо ещё сто сорок лет и увидел своих потомков до четвертого колена.

На иконах этот святой часто изображается в царском венце.

Святые отцы говорили, что Иов Многострадальный не просто ветхозаветный праведник, он — прообраз другого безгрешного Страдальца, Христа, воскресение Которого стало ответом Бога на извечный вопль человека о страдании.

Священномученик Зенон, епископ Веронский, живший в IV в., так говорил об Иове: «Иов был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Иов был праведен — Спаситель наш есть сама правда. Иов был истинен, — Господь наш есть подлинная, совершённая истина».

Святой иов многострадальный о чем молятся

Однажды Господь собрал у Себя перед престолом всех святых ангелов. Неожиданно к ним явился сатана. Когда речь зашла о праведном Иове, лишенном каких-либо пороков, сатана сказал, что тот потому живет так правильно и боится разгневать Бога, что Он одарил его богатством. Если же отнять у святого имущество, он сразу перестанет славить Бога за Его дела.

Господь решил доказать сатане, что Иов праведен не изза богатства, что его вера и терпение велики. Он разрешил сатане забрать все, что есть у праведника, но запретил трогать его самого.

Когда Господь снова собрал ангелов, сатана явился опять и заявил, что Иов теперь благословляет Бога за то, что сам остался невредимым. Господь снова дал диаволу возможность испытать праведника, запретив ему трогать душу святого.

Вскоре друзья Иова, узнав о его несчастьях, стали советовать ему скорее покаяться в своих тайных грехах. Но праведник знал, что испытания посланы ему Богом по Божественному Промыслу. Он не смог убедить в этом друзей, и они продолжали убеждать Иова раскаяться в содеянном.

Иов вновь обрел здоровье, а Господь благословил его новым имением. Вместо умерших детей жена Иова снова родила ему семерых сыновей и трех прекрасных дочерей, а сам святой после перенесенных страданий прожил еще 140 лет и дождался своих потомков до четвертого колена.

Праведному Иову Многострадальному следует молиться при любых недугах с просьбой о терпении выдержать все страдания. День памяти святого православная церковь отмечает 19 мая (6 мая по старому стилю).

Читайте также:  Престольный праздник: описание и что это значит, традиции храмового события

Тропарь (глас 2-й)

Память праведнаго Твоего Иова, Господи, празднующе, тем Тя молим: избави нас от наветов и сетей лукаваго диавола и спаси души наша, яко Человеколюбец.

Яко истинен и праведен, Богочестив и непорочен, освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный, просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший. Темже вси, Богомудре, память твою воспеваем.

Память праведнаго Твоего Иова, Господи, празднующе, тем Тя молим: избави нас от наветов и сетей лукаваго диавола и спаси души наша, яко Человеколюбец.

Яко истинен и праведен, Богочестив и непорочен, освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный, просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший. Темже вси, Богомудре, память твою воспеваем.

Дал еси нам образ терпения и мужества, Преблагий Господи, угодника Твоего Иова, во всех приключшихся ему злостраданиих ничимже согрешивша пред Тобою, ниже устнама своима, и не давша безумия Тебе, Богу нашему. Того молитвами и нас сотвори победители многоразличных искушений и спаси души наша, яко Человеколюбец.

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедший, готови, в немже сами искушсни быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и святого праведного Иова воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

  • К праведному Иову обращаются с молитвенной просьбой о даровании терпения во всякой болезни и несчастье.
  • О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый.
  • Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси.
  • Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси.
  • Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси.
  • Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси.
  • Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши.
  • Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих.
  • Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст,
  • в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков.

Укрепление в скорбях — Иов Многострадальный

Молитва праведному Иову Многострадальному

О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси.

Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси.

Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши.

Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих.

Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

КРАТ­КОЕ ЖИ­ТИЕ ПРА­ВЕД­НО­ГО ИОВА МНО­ГО­СТРА­ДАЛЬ­НО­ГО

Свя­той пра­вед­ный Иов жил за 2000–1500 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Се­вер­ной Ара­вии, в стране Ав­си­ти­дий­ской, в зем­ле Уц. Жизнь и стра­да­ния его опи­са­ны в Биб­лии (Кни­га Иова). Есть мне­ние, что Иов при­хо­дил­ся пле­мян­ни­ком Ав­ра­аму: был сы­ном бра­та Ав­ра­ама – На­хо­ра. Иов был че­ло­ве­ком бо­го­бо­яз­нен­ным и бла­го­че­сти­вым.

Всей ду­шой он был пре­дан Гос­по­ду Бо­гу и во всем по­сту­пал со­глас­но Его во­ле, уда­ля­ясь от все­го зло­го не толь­ко в де­лах, но и в мыс­лях. Гос­подь бла­го­сло­вил его зем­ное су­ще­ство­ва­ние и на­де­лил пра­вед­но­го Иова боль­шим бо­гат­ством: у него бы­ло мно­же­ство ско­та и вся­ко­го име­ния.

Семь сы­но­вей пра­вед­но­го Иова и три до­че­ри бы­ли друж­ны меж­ду со­бой и со­би­ра­лись на об­щую тра­пе­зу все вме­сте по­оче­ред­но у каж­до­го из них. Через каж­дые семь дней пра­вед­ный Иов при­но­сил за сво­их де­тей жерт­вы Бо­гу, го­во­ря: «Мо­жет быть, кто из них со­гре­шил или по­ху­лил Бо­га в серд­це сво­ем».

За свою спра­вед­ли­вость и чест­ность свя­той Иов был в ве­ли­ком по­че­те у со­граж­дан и имел боль­шое вли­я­ние а об­ще­ствен­ные де­ла.

Од­на­жды, ко­гда пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им пред­ста­ли Свя­тые Ан­ге­лы, явил­ся меж­ду ни­ми и са­та­на. Гос­подь Бог спро­сил са­та­ну, не ви­дел ли он ра­ба Его Иова, му­жа пра­вед­но­го и чуж­до­го вся­ко­го по­ро­ка.

Са­та­на дерз­ко от­ве­чал, что неда­ром бо­го­бо­яз­нен Иов – Бог бе­ре­жет его и умно­жа­ет его бо­гат­ства, но ес­ли на­слать на него несча­стья, то он пе­ре­станет бла­го­слов­лять Бо­га.

То­гда Гос­подь, же­лая по­ка­зать тер­пе­ние Иова и ве­ру, ска­зал са­тане: «Все, что есть у Иова, Я пре­даю в твои ру­ки, толь­ко са­мо­го его не ка­сай­ся». По­сле это­го Иов вне­зап­но ли­шил­ся всех сво­их бо­гатств, а по­том и всех сво­их де­тей.

Пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся Бо­гу и ска­зал: «На­гим вы­шел я из чре­ва ма­те­ри мо­ей, на­гим воз­вра­щусь к ма­те­ри сво­ей зем­ле. Гос­подь дал, Гос­подь и взял. Да бу­дет Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!» И не со­гре­шил Иов пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, и не про­из­нес ни од­но­го нера­зум­но­го сло­ва.

Ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии вновь пред­ста­ли пе­ред Гос­по­дом, и сре­ди них са­та­на, то диа­вол ска­зал, что Иов пра­ве­ден, по­ка сам невре­дим. То­гда Гос­подь воз­ве­стил: «Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, то хо­чешь, толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги».

По­сле это­го са­та­на по­ра­зил пра­вед­но­го Иова лю­той бо­лез­нью – про­ка­зой, ко­то­рая по­кры­ла его с ног до го­ло­вы. Стра­да­лец при­нуж­ден был вы­се­лить­ся из об­ще­ства лю­дей, сел вне го­ро­да на ку­че пеп­ла и гли­ня­ным че­ре­пом скоб­лил свои гной­ные ра­ны.

Все дру­зья и зна­ко­мые оста­ви­ли его. Же­на его при­нуж­де­на бы­ла до­бы­вать се­бе про­пи­та­ние, тру­дясь и ски­та­ясь из до­ма в дом.

Она не толь­ко не под­дер­жи­ва­ла сво­е­го му­жа в тер­пе­нии, но ду­ма­ла, что Бог на­ка­зы­ва­ет Иова за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, пла­ка­ла, роп­та­ла на Бо­га, уко­ря­ла и му­жа и на­ко­нец по­со­ве­то­ва­ла пра­вед­но­му Иову по­ху­лить Бо­га и уме­реть.

Пра­вед­ный Иов тяж­ко скор­бел, но и в этих стра­да­ни­ях остал­ся ве­рен Бо­гу. Он от­ве­чал жене: «Ты го­во­ришь как од­на из безум­ных. Неуже­ли доб­рое мы бу­дем при­ни­мать от Бо­га, зло­го не бу­дем при­ни­мать?». И не со­гре­шил пра­вед­ный ни в чем пе­ред Бо­гом.

Услы­шав о несча­сти­ях Иова, три его дру­га при­шли из­да­ле­ка к нему раз­де­лить его скорбь. Они счи­та­ли, что Иов на­ка­зан Бо­гом за гре­хи, и убеж­да­ли непо­вин­но­го ни в чем пра­вед­ни­ка по­ка­ять­ся.

Пра­вед­ник от­ве­чал, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что эти ис­пы­та­ния по­сла­ны ему от Гос­по­да по непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка Бо­же­ствен­ной во­ле.

Дру­зья, од­на­ко, не ве­ри­ли и про­дол­жа­ли счи­тать, что Гос­подь по­сту­па­ет с Иовом по за­ко­ну че­ло­ве­че­ско­го воз­мез­дия, на­ка­зы­вая его за со­вер­шен­ные гре­хи. В тяж­кой ду­шев­ной скор­би пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его Са­мо­го за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред ни­ми его неви­нов­ность.

То­гда Бог явил Се­бя в бур­ном вих­ре и уко­рил Иова за то, что он пы­тал­ся про­ник­нуть сво­им ра­зу­мом в тай­ны ми­ро­зда­ния и су­деб Бо­жи­их. Пра­вед­ник всем серд­цем рас­ка­ял­ся в этих мыс­лях и ска­зал: «Я ни­что­жен, от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в пра­хе и пеп­ле».

То­гда Гос­подь по­ве­лел дру­зьям Иова об­ра­тить­ся к нему и про­сить его при­не­сти за них жерт­ву, «ибо, – ска­зал Гос­подь, – толь­ко ли­цо Иова я при­му, чтобы не от­верг­нуть вас за то, что вы го­во­ри­ли обо Мне не так вер­но, как раб Мой Иов».

Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей, и Гос­подь при­нял его хо­да­тай­ство, а так­же воз­вра­тил пра­вед­но­му Иову здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Вме­сто умер­ших де­тей у Иова ро­ди­лось семь сы­но­вей и три до­че­ри, пре­крас­нее ко­то­рых не бы­ло на зем­ле. По­сле пе­ре­не­сен­ных стра­да­ний Иов про­жил еще 140 лет (все­го же он про­жил 248 лет) и ви­дел потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да.

Свя­той Иов про­об­ра­зу­ет Гос­по­да Иису­са Хри­ста, со­шед­ше­го на зем­лю, по­стра­дав­ше­го ра­ди спа­се­ния лю­дей, а по­том про­сла­вив­ше­го­ся слав­ным Сво­им Вос­кре­се­ни­ем.

Читайте также:  Татьяна святая: житие великомученицы, о чем просят перед иконами и молитвы

«Я знаю, – го­во­рил пра­вед­ный Иов, по­ра­жен­ный про­ка­зой, – знаю, что Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он вос­ста­вит из пра­ха в по­след­ний день рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою, и я во пло­ти мо­ей узрю Бо­га. Я узрю Его сам, мои гла­за, не гла­за дру­го­го уви­дят Его. Ча­я­ни­ем се­го ис­та­и­ва­ет серд­це мое в гру­ди мо­ей!» (Иов.19:25-27).

«Знай­те, что есть суд, на ко­то­ром оправ­да­ет­ся толь­ко име­ю­щий ис­тин­ную пре­муд­рость – страх Гос­по­день и ис­тин­ный ра­зум – уда­ле­ние от зла».

Свя­той Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Нет несча­стья че­ло­ве­че­ско­го, ко­то­ро­го не пе­ре­нес бы этот муж, твер­дей­ший вся­ко­го ада­ман­та, ис­пы­тав­ший вдруг и го­лод, и бед­ность, и бо­лез­ни, и по­те­рю де­тей, и ли­ше­ние бо­гат­ства, и за­тем, ис­пы­тав ко­вар­ство от же­ны, оскорб­ле­ния от дру­зей, на­па­де­ния от ра­бов, во всем ока­зал­ся твер­же вся­ко­го кам­ня, и при­том до За­ко­на и Бла­го­да­ти».

Что скрывают в себе пророческие слова праведного Иова Многострадального?

В шестнадцатой главе книги Иова мы читаем пророческие слова: «Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам, все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивых бросил меня».

  •  
  • Книга Иова читается в храме во время Страстной Седмицы, когда в сознании верующих проходят страдания Спасителя, и Иов, по мысли Церкви, является прообразом Спасителя, безвинно страдающего праведника, Сына Божия, Бога.
  • Никто Иова не бил по щекам, никто его не бросал в пасть к беззаконникам, однако, он в таком пророческом светлом исступлении чувствует на себе уже дух Богочеловека и говорит те слова, которые потом Апостолы целиком применили к страданиям Богочеловека и которые исторически исполнились в точности и считаются одним из библейских пророчеств о Христе.

«Лицо мое побагровело от плача и на веждах моих тень смерти. При всем том, что нет хищения в руках моих, и молитва моя чиста. Земля! Не закрой моей крови и да не будет места воплю моему. И ныне, вот на небесах Свидетель мой и Заступник мой в вышних! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим»!

Опять глубочайшее постижение. Величайшее алкание духовное, стремящее человека к живому соединению с Богом. Этот старик, полумертвый Иов, за 2000 лет до Рождества Христова свидетельствует, что Свидетель и Заступник его в вышних – на небе, и что сын человеческий может обращаться к Богу так, как он, Иов, обращается к нему.

«Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы передо мною. Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно. Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! Иначе, кто поручится за меня»?

Опять изумительное постижение тайны богочеловечества. Ты сам должен за меня заступиться, некому стать посредником между мною и Тобою, только Ты Сам можешь им стать… И опять отвечают друзья Иова, и опять Иов говорит им:

«Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня. Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается.

Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью».

Бог это сделал… Вы, люди, вы не поймете моего алкания и не входите в эту тайну жизни моей; не вводите в эту великую тайну души своих человеческих слов. Господь, Господь это сделал! Дал и взял.

«Помилуйте меня, помилуйте меня Вы, друзья мои; ибо рука Божия коснулась меня… О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге, резцом железным с оловом, – на вечные времена, на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят его».

Какая удивительная надежда жила в нем, когда ничто, казалось бы, не подтверждало этой надежды.

Истинно пророческие чаяния! Иов доходит уже не только до сознания «свидетеля», не только «посредника», но и Искупителя, сознавая, что всякое его чувство не чисто, что все его слова ничтожны, что действительно он в какой-то мере ответствен за свое ничтожество, в силу самого ничтожества своего, что он нуждается в Искупителе.

«В последний день Он восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога»… – и он пророчествует о будущем воскресении из мертвых.

И далее, опять и опять отвечают друзья, и опять говорит Иов: «Выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас: Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайтесь. Разве к человеку речь моя? Как же мне не малодушествовать?»

Ясно Иов объясняет свое малодушие, некоторое свое отчаяние.

Не пред человеком изливает он свою душу, но изливает ее перед Богом, и тайна души Иова и страданий его заключается в том, что все слова, которые говорит он друзьям, говорит не им, но как некую чудную молитву Богу, алчет услышать ответ и… не слышит его, ни в безмолвном небе, ни в речах друзей своих.

Он действительно чувствует, что малодушествует в сознании непонимания, «почему беззаконные живут, достигают старости сильными, крепкими. Дома их безопасны от страха и нет жезла Божия на них».

«О, если бы я знал, где найти Его и мог бы подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое» (то есть дело и нашей человеческой жизни; дело Иова – наше человеческое дело). «И уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне и понял бы, что он скажет мне». «Неужели он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня!»

Иов ни о чем не молит, он молит только, чтобы Господь обратил Свое внимание на него, чтобы он услышал духом Божию близость, почувствовал так эту близость, как почувствовали ее апостолы в день Пятидесятницы, когда исполнились высшим познанием Бога, и вид их был как бы напившихся вина.

От радости и духовного счастья они были пьяны. Этого приятия духа хочет Иов.

Не удовлетворяется он внешними понятиями «правды» и «закона», смутно предчувствуя, что его тайна страданий может быть разрешена только в его личном соприкосновении с Богом-Отцом, что в познании Господа только как Судьи, только как Царя, только как Творца, мы не можем познать ни тайну наших страданий, ни глубину нашей жизни. И только, когда поймем, что мы дети Отца Небесного, почувствуем Его, услышим Его голос, только тогда – предчувствует Иов – сможем найти ответ на все наши земные вопрошания. Праведная чистая душа Иова жаждет придти на суд.

«Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою (Иов разумеет направление воли своей) непорочность.

Если стопы мои уклонились от пути, и сердце мое следовало за глазами моими, и если что-либо нечистое пристало к рукам моим, то пусть я сею, а другой ест, и пусть отрасли мои искоренены будут.

Если сердце мое прельщалось женщиной и я строил ковы у дверей моего ближнего, – пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею; потому что это – преступление, это беззаконие, подлежащее суду; это – огонь поедающий до истребления»…

И, смертельно скорбит Иов оттого, что он, предвкушавший эту тайну сыновства Божьего и в простоте хотевший служить Богу, наказывается сейчас за что-то, чего он не может понять. И единственно, что хочет он узнать до конца, – за что?!

«Прельстился ли я в тайне сердца моего и целовали ли уста мои руку мою»? В каком выпуклом образе Иов открывает одно из самых страшных человеческих беззаконий: гордыню и самолюбие! Вот, что больше всего отводит человека от познания Божия. Человек может быть умом своим предан Богу, морально непорочен, может делать много добра, но если он «целует руку свою», то есть самоуслаждается своей самостью, «любит себя», то он уже не прав, он беззаконен.

  1. Иов говорит, что он и в этом смысле не видит греха своего.
  2. Архиепископ Иоанн (Шаховской)
  3. Тайна Иова. О страдании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *