Иоанн дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святой

Христианский святитель высоко чтим Православием в лике преподобных (совершивших великий жертвенный подвиг ради Единого Господа), считается одним из прародителей Церкви, писал философские и богословские трактаты. Житие Иоанна было создано монахом Симеоновского монастыря в XI в.

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святой

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас

Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Это интересно: Фома Аквинский — описываем по порядку

Письменное наследие

В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.

Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений.

Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.

И. Дамаскин считается знаковым богословом и систематизатором христианского учения. Главный его труд имеет название «Источник знания», состоящий из трех разделов. Он также писал сочинения, в которых разоблачал различные ереси (монофизитов, манихеев, несториан). Иоанн составил несколько проповедей о Пречистой Деве, сочинял каноны (жанр гимнографии).

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святой

«Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина

Самое значимое сочинение И. Дамаскина называется «Источник знания».

Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов.

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И.

 Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного.

Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

Житие преподобного Иоанна Дамаскина

Сочинения

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святой

  • Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы.
  • К полемическим сочинениям относятся «Три слова в защиту иконопочитания» (против иконоборцев), слова против несториан, монофизитов (акефалов, яковитов), монофелитов, манихеев и возможно, «Беседа сарацина с христианином» (против ислама).
  • Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.
  • Экзегетикой Иоанн Дамаскин занимался сравнительно мало, он составил несамостоятельные толкования на послания апостола Павла, которыми, возможно, пользовались епископ Икумений и блаженный Феофилакт Болгарский.
  • Иоанну приписывается житие Варлаама и Иоасафа, но, по утверждению протоиерея Георгия Флоровского, оно было составлено ещё в середине VII века в обители преподобного Саввы другим Иоанном.

Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX века вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил воскресный «Октоих» (Осмогласник, Октай). Именем Иоанна Дамаскина надписаны некоторые молитвы, вошедшие в состав последования вечерних молитв и ко Святому Причащению.

Иоанн родился в христианской семье

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в мусульманском Дамаске, в христианской семье. Христиан в городе к тому времени осталось немного, их притесняли и преследовали. Это повлияло на биографию святого, ведь он рос там, где было трудно стать христианином.

680

год рождения Преподобного Иоанна Дамаскина

Дед и отец будущего святого служили при дворе верховного правителя — халифа, но никогда не изменяли своей христианской вере и воспитывали Иоанна в традициях истинного христианства. Долго искал отец Иоанна достойного учителя и наставника своему сыну.

Он хотел, чтобы наставник передал отроку мудрость и глубину Священного Писания, чтобы вера христианская стала тем живительным источником, из которого сын будет черпать силу, сострадание и любовь.

Наконец с невольничьего рынка привели в дом пленного инок из Италии, который обладал обширными познаниями в Священном Писании и точных науках. Он и стал наставником и учителем Иоанну и его приёмному брату Косьме.

Господь наделил Иоанна Дамаскина неординарными способностями, потому отрок с лёгкостью постигал богословие, философию, математику, астрономию, стихосложение.

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святой

В искусстве

Кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин», написанная русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым на слова A. К. Толстого (op. 1) в 1884 году.

Преподобный Иоанн был послушником в лавре Саввы Освященного

Чудесное исцеление Иоанн Дамаскин принял за знак посвятить жизнь Господу, а потому, раздав бедным всё, что имел, стал послушником  монастыря Саввы Освященного в Иудейской пустыне.

К этому времени Иоанн написал несколько богословских трудов и церковных песнопений, однако его духовный наставник в монастыре запретил новому послушнику заниматься этим, так как считал, что подобный запрет необходим для усмирения гордыни.

Иоанн смиренно повиновался, но однажды в порыве милосердия, уступив настоятельным просьбам инока, удручённого смертью брата, написал в утешение ему надгробные тропари. К слову, тропари — краткие песнопения до сих пор исполняются в православных церквях, а в России этот канон звучит в переложении Алексея Толстого.

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святой

Алексей Толстой

Писатель

Какая сладость в жизни сей Земной печали не причастна? Чье ожиданье не напрасно И где счастливый меж людей? Все то превратно, все ничтожно, Что мы с трудом приобрели, — Какая слава на земли

Стоит тверда и непреложна?

Преподобный Иоанн Дамаскин

Халиф повелел отсечь своему советнику кисть правой руки и выставить на обозрение на городской площади. Через некоторое время Иоанн получил свою отсечённую кисть.

  • Он опустился на колени перед иконой Пресвятой Богородицы и всю ночь горячо молился об исцелении, а потом, на исходе сил, впал в глубокий сон с приложенной к руке безжизненной кистью.
  • Во сне Иоанн увидел Богородицу, она сказала, что рука исцелена, а потому надо ею трудиться во славу Божию.
  • Наутро все горожане вместе с халифом стали очевидцами свершения великого чуда — кисть Иоанна Дамаскина приросла к руке.
  • Наша статья — о преподобном Иоанне Дамаскине.

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святойСвятой Иоанн Дамаскин

Иоанн родился в христианской семье

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в мусульманском Дамаске, в христианской семье. Христиан в городе к тому времени осталось немного, их притесняли и преследовали. Это повлияло на биографию святого, ведь он рос там, где было трудно стать христианином.

  1. Дед и отец будущего святого служили при дворе верховного правителя — халифа.
  2. Но никогда не изменяли своей христианской вере и воспитывали Иоанна в традициях истинного христианства.
  3. Долго искал отец Иоанна достойного учителя и наставника своему сыну.
  4. Он хотел, чтобы наставник передал отроку мудрость и глубину Священного Писания, чтобы вера христианская стала тем живительным источником, из которого сын будет черпать силу, сострадание и любовь.
  5. Наконец с невольничьего рынка привели в дом пленного инок из Италии, который обладал обширными познаниями в Священном Писании и точных науках.
  6. Он и стал наставником и учителем Иоанну и его приёмному брату Косьме.
  7. Господь наделил Иоанна Дамаскина неординарными способностями, потому отрок с лёгкостью постигал богословие, философию, математику, астрономию, стихосложение.
Читайте также:  Иоанн богослов: житие святого, в чем помогает икона и как правильно молиться апостолу

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святойПреподобный Иоанн Дамаскин с приёмным братом Косьмой — епископом Маюмским

Иоанн был советником халифа и выступал против иконоборчества

Обширные познания, эрудиция, ясность и глубина мысли позволили впоследствии Иоанну стать одним из советников халифа, однако ему были ближе занятия богословием и философией.

В это время Византийскую империю поразила ересь иконоборчества, позиции еретиков были сильны, потому что их неизменно поддерживал император византийский Лев Исавр.

Еретики объявили почитание изображений святых идолопоклонством, и по всей империи началась истерия уничтожения икон, фресок, алтарей. Истинно верующие встали на защиту христианских святынь, многие из них приняли мученическую смерть от рук еретиков.

Иоанн Дамаскин восстал против заблуждений еретиков и в трёх богословских трактатах убедительно обосновал истинность учения христианской церкви о почитании икон. Люди читали труды, постигали глубину их мудрости и отрекались от учения еретиков.

Тогда император Лев, запретивший иконопочитание по всей империи, решил руками халифа уничтожить автора трактатов.

Император Лев отправил халифу подложные письма, которые говорили о предательстве Иоанна.

Обманутый халиф в порыве ярости повелел отсечь Иоанну кисть правой руки и выставить на обозрение на городской площади. Через некоторое время Иоанн Дамаскин получил свою отсечённую кисть.

Он опустился на колени перед иконой Пресвятой Богородицы и всю ночь горячо молился об исцелении, а потом, на исходе сил своих, впал в глубокий сон с приложенной к руке безжизненной кистью.

Во сне Иоанн увидел Богородицу, она сказала, что рука исцелена, а потому надо ею трудиться во славу Божию. А наутро все горожане вместе с халифом стали очевидцами свершения великого чуда — кисть Иоанна Дамаскина приросла к руке.

Позже в благодарность за чудесное исцеление Иоанн прикрепил к окладу иконы отлитую из серебра кисть руки. Сейчас эта икона, известная как «Троеручица», находится в священных стенах монастыря на Афоне. А в память чудесного исцеления Иоанн Дамаскин всю жизнь носил на голове плат, в который когда-то была завёрнута отсечённая кисть.

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святойИкона Божией Матери «Троеручица». Этот образ напоминает о чуде, которое произошло с кистью Иоанна Дамаскина — отрубленная, она приросла к руке и далее работала без проблем

Преподобный Иоанн был послушником в лавре Саввы Освященного

  • Чудесное исцеление Иоанн Дамаскин принял за знак посвятить жизнь Господу, а потому, раздав бедным всё, что имел, стал послушником  монастыря Саввы Освященного в Иудейской пустыне.
  • К этому времени Иоанн написал несколько богословских трудов и церковных песнопений, однако его духовный наставник в монастыре запретил новому послушнику заниматься этим, так как считал, что подобный запрет необходим для усмирения гордыни.
  • Иоанн смиренно повиновался, но однажды в порыве милосердия, уступив настоятельным просьбам инока, удручённого смертью брата, написал в утешение ему надгробные тропари.
  • К слову, тропари — краткие песнопения до сих пор исполняются в православных церквях, а в России этот канон звучит в переложении Алексея Толстого.

Какая сладость в жизни сей
Земной печали не причастна?
Чье ожиданье не напрасно
И где счастливый меж людей?
Все то превратно, все ничтожно,
Что мы с трудом приобрели, —
Какая слава на земли

Стоит тверда и непреложна?

Святой старец, духовный наставник Иоанна Дамаскина, расценил такой поступок как непослушание и назначил ему суровое наказание.

Иоанн повиновался духовнику и смиренно выполнял самую грязную работу в монастыре.

Но вскоре святому старцу было видение: явившаяся ему Пресвятая Богородица повелела не запрещать Иоанну писать богословские книги. Чтобы не перекрывать источник, который может напоить всех христианской любовью и помочь сердцам укрепиться в вере.

Богословские труды — духовное наследие Иоанна Дамаскина

  1. В Лавре Саввы Освященного написал преподобный Иоанн труды по догматическому богословию и книги догматико — полемического характера, гимнографию и канонические молитвы.

  2. Его книга «Источник знания» включает полный свод христианских догматов, это систематизированное изложение православного вероучения.

  3. «Три слова в защиту иконопочитания» преподобный Иоанн Дамаскин написал, чтобы чуждое, ошибочное  учение еретиков об иконоборстве не смогло извратить основы православной веры, не смогло  внести смуту в души истинных христиан.

  4. В книге «Точное изложение православной веры» есть подробные ответы на непростые богословские вопросы о Боге, духовном мире человека, жизни земной и небесной.

  5. Преподобный Иоанн Дамаскин отредактировал и дополнил богослужебные тексты Октоиха, а в православных храмах и сейчас исполняются написанные им каноны На Рождество,  Богоявление,  Воскресение и другие.

В 754 году на Соборе в Константинополе преподобный Иоанн Дамаскин снова выступил с обличением иконоборцев в ереси и отступлении от догматов православной церкви. За это он подвергся заключению и пыткам, но не изменил своим христианским убеждениям и своей вере.

До самых последних своих дней преподобный Иоанн неустанно трудился над писанием богословских книг, оставив после себя огромное духовное наследие.

Святые мощи преподобного Иоанна Дамаскина находятся в четырех разных местах

Преставился святой Иоанн Дамаскин около 780 года и был похоронен в Лавре Саввы Освященного, а позже его мощи были перенесены в Константинополь.

Сейчас часть мощей святого находится в Лавре Саввы Освященного, часть — в монастырях на Кипре и в Греции, в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Санкт- Петербурге.

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святойВоскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург. Здесь хранится часть мощей Иоанна Дамаскина

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святойИкона Иоанна Дамаскина помогает в укреплении веры и духовности, также святого просят об исцелении заболеваний и увечий рук и ног

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне!

  • Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу:
  • помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:
  • не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя:
  • поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
  • Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.
  • Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину
  • и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас
  • Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей
  • и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу:

Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин и его ПОУЧЕНИЯ

Иоанн Дамаскин: житие преподобного, иконография и в чем помогает святойСвятого преподобного Иоанна Дамаскина почитает в лике святых как Православная, так и католическая Церкви.

Его тёзка-дед и его отец Серджун ибн Мансур служили в Дамаске в звании «великого логофета», то есть откупщика, и при ромейском (византийском) владычестве, и при персидской оккупации, дед участвовал в передаче власти арабам, а отец служил при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Впоследствии его сменил сам Иоанн.

По преданию, Иоанн учился точным наукам и музыке вместе с братом Косьмой (впоследствии — епископ Маюмский) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма).

Читайте также:  Можно ли перекрестить ребенка: для чего нужно повторное таинство

После введения вместо греческого арабского языка как единственного государственного, в том числе, налоговой администрации, около 706 года или в 10х годах принял пострижение в монастыре святого Саввы близ Иерусалима и, вероятно, был рукоположен во священника.

В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон, автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг анафеме Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.

Скончался около 753 года (по другим данным около 780 года ) и был погребён в лавре Саввы Освященного.

Мощи Святого Иоанна Дамаскина находятся в различных городах и странах мира.

Челюсть Св. Иоанна Дамаскина  — в  Палистине ( 14 км. от Иерусалима) Лавра Саввы Освященного.

А так же части мощей находятся  в монастыре Георгия Аламана (близ с. Пендакомо, Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция).Из поучений Св.Иоанна ДамаскинаПечали же — четыре вида: горе, грусть, зависть, сострадание.

Горе, конечно, есть такая печаль, которая причиняет лишение голоса; грусть же — печаль, причиняющая боль; а зависть — печаль из-за чужих благ; сострадание же — печаль из-за чужих бедствий.

Из удовольствий одни суть душевные, другие — телесные.

И душевные, конечно, суть те, которые свойственны одной только душе самой по себе, каковы  удовольствия, чувствуемые при занятиях науками и при созерцании.

Телесные же удовольствия те, которые происходят через участие души и тела и которые поэтому называются телесными: [это] все, касающееся пищи и совокупления и подобного. Но никто не мог бы найти удовольствий, свойственных одному только телу.

С другой стороны, одни из удовольствий истинны, другие ложны; и удовольствия, свойственные одному только уму, состоят в познании и созерцании; те же, которые возникают с помощью тела, касаются чувства.

И из удовольствий, возникающих с помощью тела, одни суть естественные, вместе с тем и необходимые, без которых невозможно жить, каковы: пища, восполняющая недостаток, и необходимые одежды; другие же, хотя и естественные, однако не необходимы, каковы — совокупления, согласные с природою и сообразные с законом.

Ибо, хотя они содействуют сохранению всего рода, однако возможно без них жить в девстве. Иные же удовольствия ни необходимы, ни естественны, как: пьянство, и сладострастие, и пресыщения, преступающие потребность. Ибо они не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода, но, напротив, скорее даже вредят.

Поэтому тот, кто живет согласно с Божией волей, должен искать удовольствий необходимых, в то же время и естественных; удовольствия естественные и не необходимые полагать на втором месте, допуская их в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере . Остальных же удовольствий следует всячески избегать.

Прекрасными же удовольствиями должно признавать те, которые не соединены с печалью, и не возбуждают раскаяния, и не способны производить другого вреда, и не переходят за пределы надлежащей меры, и не отвлекают нас на долгое время от серьезных дел или не порабощают.

Но и страх разделяется на шесть видов: на нерешительность, на стыдливость, на стыд, на изумление, на ужас, на беспокойство. Нерешительность есть, конечно, страх пред будущею деятельностью. А стыдливость — страх вследствие ожидания порицания; и это чувство — прекраснейшее.

Стыд же — страх вследствие совершенного позорного дела; но и это чувство не безнадежно в отношении к спасению [человека]. Изумление же — страх от [какого-либо] великого явления. А ужас — страх от явления необыкновенного.

Беспокойство же — боязнь ошибки в своих надеждах, то есть неудачи; ибо, боясь, что не будем иметь успеха в деле, мы испытываем беспокойство.

Гнев есть кипение находящейся около сердца крови, происходящее вследствие испарения желчи или возмущения ее; посему [по-гречески] он и называется χολή и χόλος [словами, обозначающими желчь]. А иногда гнев есть и желание мщения. Ибо, будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы огорчаемся; тогда происходит смешанное чувство: из желания и гнева [— вспыльчивость].

А видов гнева три: вспыльчивость, которая называется χολή и χόλος; также μηνις и κότος. Ибо гнев, когда он начинается и возбуждается, называется οργή и χολή, и χόλος.

Μηνις же — упорно остающийся гнев, то есть злопамятство; а назван он от слова μένειν (оставаться) и потому, что он вверяется памяти (μνήμη).

Κότος же — гнев, выжидающий удобный случай для мщения; а назван он от слова κεισθαι (лежать).

Далее, гнев — спутник разума, защитник желания. Ибо, всякий раз как мы устремим свое желание на предмет и со стороны кого-либо встретим препятствие, то гневаемся против него, как оскорбленные; так как разум в тех, которые охраняют свое положение, как требует природа, очевидно, решил, что случившееся — достойно негодования.

Чувство есть та сила души, которая способна воспринимать материальные вещи, то есть способна различать. Жилищами же чувств служат органы, то есть члены, через посредство которых мы чувствуем; а чувствуемое — то, что подпадает под власть чувства; способным же к чувствованию является живое существо, имеющее чувство. Чувств же пять; равным образом пять и жилищ чувств.

Первое чувство — зрение.

Жилищами же чувства и органами зрения служат нервы, идущие из головного мозга, и глаза; а ощущает зрение главным образом цвет; вместе же с цветом оно распознает окрашенное цветом тело, его величину, фигуру, место, где оно находится, промежуточное расстояние, число, движение и спокойное положение; шероховатость и гладкость; ровность и неровность; остроту и притупленность; состав, водянистое ли оно или земляное, то есть влажное или сухое.

Второе чувство — слух, который способен воспринимать слова и звуки. Распознает же он их высоту и низкость, ровность и силу. А органами его служат нежные нервы головного мозга и устройство ушей. Далее, один только человек и обезьяна не приводят в движение ушей.

Третье чувство — обоняние, которое возникает через посредство ноздрей, отправляющих пары к головному мозгу; достигает же оно до границ передних углублений головного мозга.

Далее, оно способно чувствовать и воспринимать испарения; а самое родовое различие испарений есть благовоние, зловоние и среднее между ними, что не есть ни благовонно, ни зловонно. Происходит же благовоние тогда, когда находящиеся в телах влаги бывают совершенно сварены.

А когда они бывают сварены только посредственно, то происходит среднее состояние. Когда же они сварены более недостаточно или даже совершенно не сварены, тогда происходит зловоние.

Четвертое чувство — вкус; способно же оно воспринимать, то есть ощущать, вкусы.

А органами его служат язык и главным образом оконечность его, также и нёбо, которое некоторые называют ουρανίσκον маленьким небом; в них распространены нервы, направляющиеся из головного мозга и возвещающие уму человека о происшедшем восприятии, то есть чувстве.

А так называемые вкусовые качества соков суть эти: сладость, острота, кислота, жесткость, терпкость, горечь, соленость, маслянистость, вязкость. Ибо вкус способен к распознаванию этого. Вода же, относительно этих качеств, бескачественна, ибо не имеет ни одного из них. А жесткость есть напряжение и излишество терпкости.

Пятое чувство есть осязание, которое обще и всем живым существам; возникает оно с помощью нервов, направляющихся из головного мозга по всему телу.

Посему и все тело, а также и остальные органы чувств владеют чувством осязания; а подлежат осязанию: горячее и холодное; нежное и жесткое, клейкое и твердое, тяжелое и легкое; ибо это узнается через одно только осязание.

Обще же осязанию и зрению: шероховатое и гладкое, сухое и влажное, толстое и тонкое, вверх и вниз, место и величина, всякий раз как она бывает таковою, что может обниматься одним прикосновением [органов] осязания; также и как частое, так и редкое или ноздреватое, и круглое, всякий раз как оно бывает небольшое по объему; также и некоторые иные фигуры. Подобным же образом осязание узнает и приближающееся тело, но [конечно] с помощью памяти и мыслительной способности; а точно так же и число до двух или трех и те числа, которые незначительны и легко обхватываются [рукою]. Однако эти скорее воспринимает зрение, нежели осязание.

Надлежит знать, что каждое из остальных органов чувств Творец устроил двойным для того, чтобы если один притупляется, другой восполнял недостаток.

Ибо Он устроил два глаза, два уха, два носовых отверстия и два языка; но в одних из живых существ разделенные, как в змеях, в других же соединенные, как в человеке; и, с другой стороны, осязание Он [разлил] во всем теле, кроме костей, нервов, ногтей, рогов, волос, связок и некоторых других.

Должно знать, что зрение видит по прямым линиям; обоняние же и слух [воспринимают] не только по прямой линии, но со всех сторон. А осязание и вкус узнают и не по прямому направлению, и не отовсюду, но тогда только, когда приближаются к самым предметам, подлежащим их восприятию.

Читайте также:  Икона божией матери державная: в чем помогает образ богородицы и тексты молитв

Мыслительной же способности свойственны и решения, и одобрения, и побуждения, направляющие к действию, и отклонения, и бегство от деятельности; особенно же: рассуждения о тех вещах, которые постигаются только умом, и добродетели, и науки, и основания искусств, и советование, и свободный выбор. С другой стороны, эта способность предсказывает нам будущее и именно через сновидения; способность, которая одна только, говорят пифагорейцы, последовав евреям, есть истинный дар прорицания. А органом ее служит среднее углубление головного мозга и находящийся в нем жизненный дух.

Из того, что случается, одно находится в зависимости от нас, другое — не в нашей власти.

В нашей власти, конечно, находится то, что мы свободны как делать, так и не делать, то есть все то, что добровольно совершается через нас, ибо если бы действие не находилось в нашей власти, то не говорилось бы, что оно совершается нами добровольно; и одним словом: в нашей власти находится то, за чем следует порицание или похвала и из-за чего бывают побуждение и закон.

В собственном же смысле в нашей власти находится все то, что касается души и относительно чего мы совещаемся; а совещание касается того, что одинаково может случаться [и так, и иначе]. Одинаково же возможное бывает [тогда, когда] мы в состоянии [делать] как это самое, так и то, что противоположно ему. А выбор этого производит наш ум; и он есть начало действия.

Итак, это есть то, что находится в нашей власти: что одинаково может случаться [и так, и иначе]; как, например, двигаться и не двигаться, устремляться и не устремляться, желать того, что не необходимо, и не желать, говорить неправду и не лгать, давать и не давать, радоваться по причине того, из-за чего следует, и равным образом не радоваться, также и по причине того, из-за чего не следует, и прочее подобное, в чем состоят дела, свойственные добродетели и пороку. Ибо мы свободны в отношении к ним. К тому же, что одинаково может случаться [и так, и иначе], принадлежат также и искусства, ибо в нашей власти — заняться тем из них, которым мы пожелали бы, также и не заняться.

Должно же знать, что выбор того, что может быть делаемо, всегда находится в нашей власти; но деяние часто не допускается некоторым образом [проявлениями] Божественного Промысла.

Преподобный Иоанн Дамаскин

празднование 4/17 декабря

Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру во Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не дозволяли никому открыто исповедовать веру Христову.

Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе халифа Дамасского. Пользуясь своим высоким положением, он выкупал пленных христиан, избавлял от грозившей им смерти и оказывал необходимую помощь. Отец Иоанна заботился о его воспитании и образовании.

Усердно просил он Бога послать человека мудрого и благочестивого, который был бы для сына учителем и наставником в добрых делах. На Дамасском рынке в числе пленных христиан увидел Сергий инока Косму, который оказался ученым старцем из Италии.

Выпросив у халифа пленного инока, привел он блаженного старца домой и поручил ему Иоанна и приемного сына, которого также звали Космой.

Отроки обнаружили необыкновенные способности: легко усвоили грамматику, философию, астрономию и геометрию, а через некоторое время сравнялись с наставником в знании Священного Писания. После смерти отца святой Иоанн по желанию халифа стал его ближайшим советником.

В то время в Византии возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717 — 741). Став на защиту православного иконопочитания, святой Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы».

Доказывая догмат иконопочитания, он приводил слова святого Василия Великого, который учил, что почитание иконы восходит к ее Первообразу. Мудрые, Богодухновенные писания святого Иоанна и влияние их на сознание людей привели императора в ярость.

Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором последний будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы.

Это письмо император Лев Исавр отослал халифу. Халиф, не подозревая подлога, приказал отстранить Иоанна от должности, отсечь ему кисть правой руки и повесить ее в центре города на всеобщее обозрение. Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку.

Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться пред иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела усердно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцеленной.

В память об этом дивном чуде преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была обвита его отсеченная рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу.

Узнав о чуде, халиф понял, что святой Иоанн не виновен, просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность. Но преподобный раздал свое богатство и вместе с приемным братом Космой отправился в Иерусалим. Они были приняты простыми послушниками в Лавру преподобного Саввы Освященного.

Никто из монастырской братии, зная, что послушник Иоанн человек мудрый и знатный, не соглашался быть его духовным наставником. На это согласился лишь один простой старец, который стал строжайшим образом воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Он запретил святому Иоанну писать и наставлял забыть все мирские науки.

Однажды старец собрал много корзин, изготовленных иноками обители, и послал преподобного в Дамаск продать их по чрезмерно высокой цене. Проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа, одетый в бедные одежды, ходил по рынку Дамаска. Желающие купить корзины, услышав их цену, бранили и оскорбляли Иоанна.

Преподобного узнал его бывший слуга, удивился его нищенскому виду и смирению и купил все корзины по назначенной цене.

По прошествии некоторого времени в монастыре скончался один из иноков. Брат его просил преподобного Иоанна написать для утешения надгробную песнь.

Преподобный Иоанн долго отказывался, боясь нарушить запрет старца, но из милосердия уступил просьбам и написал свои знаменитые надгробные тропари: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна…»; «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть…» и другие.

За ослушание старец изгнал преподобного Иоанна из своей келии, но монахи стали просить за него. Тогда старец наложил на преподобного Иоанна тяжелую епитимию: вычистить в монастыре все отхожие места. Преподобный со старанием выполнял это послушание; даже суровый наставник удивился такому смирению.

Через несколько дней в ночном видении старцу явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты заградил источник, могущий источать сладкую и изобильную воду… Не препятствуй источнику течь… он всю вселенную протечет и напоит…»

С того времени преподобный Иоанн начал беспрепятственно писать церковные песнопения и духовные книги, из которых особенно известны: «Источник знания» («О ересях», «О правой вере и о воплощении Предвечного Слова», «Точное изложение Православной веры»), Пасхальная служба, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение Господне и другие.

В этих трудах преподобного поощрял и помогал ему приемный брат Косма, впоследствии поставленный во епископа Маюмского Иерусалимским Патриархом. Тот же Патриарх рукоположил преподобного Иоанна во священника и назначил его проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где трудился до конца своих дней.

На Константинопольском Соборе 754 года преподобный обличал иконоборчество. Его подвергли заключению и пыткам, которые преподобный Иоанн стойко перенес и, по милости Божией, остался жив. Преставился преподобный Иоанн Дамаскин около 780 года в возрасте 104 лет и был погребен в Лавре святого Саввы.

При византийском императоре Андронике II (1282—1328) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *