Иисус навин: житие праведника и икона, значение святого для православия

Образ Господа является главенствующим для православных христиан и служит постоянным напоминанием о том, что Иисус был живым человеком. Глубинный смысл лика Спасителя – неразделимый союз физического и духовного, знак того, что каждый может воссоединиться с Богом, если будет вести праведную жизнь.

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияЗначение иконы Христа Спасителя

В миру человека подстерегают опасности, горести, проблемы, различные недуги. Такая тяжкая судьба – это расплата за первородный грех, сотворенный нашими предками.

Во времена житейских неурядиц икона Христа напоминает праведнику, что у того есть Небесный Защитник, Помощник и Спаситель.

Молитва Господу помогает отвлечься от повседневной суеты, поразмыслить о собственной судьбе, пересмотреть свои ценности.

К святому образу дозволено обращаться в любое время. Неважно, это просьба о помощи или просто благодарственная молитва. Правильное общение с Богом должно приносить душевное умиротворение, облегчение, надежду на светлое будущее. Если такого эффекта не происходит, стоит обратиться за советом к священнику – возможно, вы неправильно понимаете суть Евангелия.

Символика образов Иисуса Христа

В первые столетия своего существования христианство подвергалось жестоким гонениям, а потому икона Спасителя являла собой различные символические рисунки. Чаще всего на ней изображались рыбы, отождествлявшиеся с проповедями. Чтобы как-то распознать друг друга среди многочисленной толпы, христиане даже носили небольшие амулеты в виде этих морских жителей.

Также встречались изображения Агнца, символизирующие смерть Мессии.

Как правило, жертвенное животное рисовали стоящим на вершине холма (что означало церковь), по склонам которого стекало четыре ручейка (знак Евангелия).

Нередко на древних иконах можно было увидеть виноградную лозу, знаменующую евангельский образ Спасителя. Ветки означали членов церкви, а сами грозди – великое Таинство Евхаристии.

В конце VII столетия было принято решение заменить символические рисунки на человеческое воплощение Христа. Долгое время иконописцы спорили насчет внешности Иисуса, пока, наконец, не выработался общий исторический типаж Спасителя:

  • пропорциональное лицо;
  • большие глаза;
  • тонкий, ровный нос;
  • темные, слегка волнистые волосы до плеч;
  • аккуратная бородка.

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияОсновы православных иконографических канонов

Стоит отметить, что с приходом новой эры иконографии скрытая символика не исчезла со святых образов. Каждый элемент, изображенный на иконе, имеет свое значение, раскрывающее суть веры.

Так, над головой Иисуса всегда рисуют нимб, как знак Божественного света и двойственности природы Бога. Нередко в руках у Мессии можно заметить Евангелие – учение, которое Христос принес мирянам.

А вот крест знаменует Распятие – страшную казнь, которой Спаситель искупил все грехи человеческие.

Несмотря на то что Господь вочеловечился, как представитель семитов, многие народы и расы изображают его согласно своим представлениям – негром, индейцем или азиатом.

Видео «Символические иконы Иисуса Христа»

В этом видеоролике представлены некоторые образы Всевышнего.

Самые распространенные образы

Иконы Иисуса Христа не могут похвастаться таким разнообразием, как образы Богородицы или лики Николая Чудотворца. В православной иконографии особенно выделяются такие лики Спасителя:

  1. Мандилион, или «Спас Нерукотворный». С этой святыней связано интересное предание. Больной проказой правитель Эдессы послал за Иисусом своего гонца, чтобы Он пришел и избавил его от недуга. Однако посланник не смог приблизиться к Христу из-за толпы народа, а потому даже нарисовать портрет Спасителя было невозможно. Тогда Иисус смочил лицо и вытер его платком, на котором проявился Святой Лик. Молясь этому полотну, эдесский правитель пошел на поправку, а в иконографии появился новый тип, где изображают одно лишь лицо Господа, освещаемое нимбом.
  2. Пантократор, или «Спас Вседержитель». Самый распространенный образ, на котором Христос одной рукой держит Священное Писание, а другой благословляет молящихся. Мессию изображают по пояс или же в полный рост восседающим на троне. Ярким примером является образ «Спас в силах» знаменитого русского иконописца Андрея Рублева.
  3. «Спас Эммануил». На этих иконах Иисус всегда пишется отроком или младенцем, а сам лик называется «С нами Бог». Чаще всего такой образ Христа можно встретиться в тандеме с Пресвятой Девой Марией, где Они образуют Божественную Пару.
  4. Деисус. Это изображения Господа в окружении других жителей Царства Небесного (Богородицы, святых, ангелов, апостолов и т. д.). Как правило, Спаситель пишется сидящим на троне, обязательно по центру композиции. На основе византийской иконографии русские иконописцы создали свою вариацию Деисуса, назвав икону «Ангельской». На ней изображен маленький Христос, рядом с которым стоят два архангела (Михаил и Гавриил).

Не менее знаменитым является «Спас благое Молчание», где Мессия изображен в виде ангела, воплощенного в юношу с крыльями. «Спас Великий Архиерей» показывает нам Спасителя с царским венцом на голове, держащего Священное Писание. А вот образ «Добрый пастырь» показывает Иисуса как пастуха, возвращающего заблудшие души на праведный путь. Нередко на нем Христос пишется с овцой на плечах.

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияСпас НерукотворныйИисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияСпас ВседержительИисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияСпас ЭммануилИисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияДеисус

Редкие иконы Христа

Самый известный лик Спасителя, представляющий особую историческую ценность, принадлежит кисти Евграфа Сорокина. Знаменитый русский иконописец изобразил Спасителя с длинными волнистыми волосами, спускающимися на плечи, и выразительными, печальными глазами. Данный образ больше напоминает портрет, чем традиционную икону, а потому его крайне редко можно увидеть в православных храмах.

Не так часто попадаются образы Христа, описывающие сюжет Его погребения. На них Мессия представлен с Божией Матерью, которая обнимает Своего Сына, лежащего в гробу.

Иногда иконописцы меняют некоторые детали, однако общая композиция всегда остается узнаваемой. Крайне редко встречается лик «Христос во гробе».

На нем Иисус, снятый с Креста, лежит на каменной плите, обернутый белоснежной плащаницей. На теле Его можно увидеть раны от гвоздей и копья.

Иконы, изображающие посмертные сюжеты, призваны напоминать людям о той великой цене, которую Христос отдал за спасение всего человечества.

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияОбязательные элементы изображения

В чем помогает образ спасителя

Господь Бог всемогущ, а потому обращаться к Нему можно с любой просьбой. Более того, священнослужители рекомендуют молиться образу Иисуса Христа, даже когда в жизни не возникает проблем, чтобы поблагодарить Спасителя за данную благодать.

Однако чаще всего к Мессии обращаются в таких нуждах:

  • исцелить от тяжкого недуга;
  • утешить в скорби;
  • разрешить житейские трудности;
  • укрепить веру;
  • направить на путь истинный;
  • излечить от зависимостей;
  • оградить от страстей;
  • успокоить тревожный ум;
  • защитить от нечистой силы;
  • восстановить лад и гармонию в семье.

Как правильно молиться

Возносить молитвы Христу можно дома и в храме. Во время церковных богослужений сила слова значительно больше, однако если просьба идет от чистого сердца, Всевышний услышит ее везде. Стоит также помнить, что чудеса творит не портрет святого, а та Божья благодать, которой напитан образ, а потому желаемое получает лишь тот, кто обладает сильной верой.

Чтобы молитва была услышана, священники рекомендуют придерживаться нескольких простых правил:

  • зажгите перед иконой церковную свечку или лампадку;
  • постойте в тишине несколько минут, прежде чем начать молиться;
  • абстрагируйтесь от мирских забот, постарайтесь очистить разум от посторонних мыслей;
  • общайтесь с Господом шепотом или про себя;
  • сконцентрируйтесь на произносимых словах и не старайтесь нарисовать в воображении лик святого.

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияВозносить молитвы Христу можно дома и в храме

Иконы Иисуса Христа несравнимы по своей значимости с другими православными образами. Несмотря на то что долгое время Господа запрещалось изображать в человеческом обличье, эти лики почитались с самых первых дней возникновения христианства. Сегодня они есть абсолютно в каждом храме, а на иконостасе занимают почетное центральное место.

Почему святого Христофора называют Песьеглавцем

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

Одним из святых мучеников прославленных христианами прошедших эпох, является мученик Христофор. Облик его узнать проще, чем изображение любого другого святого, т.к.

   его  изображают    в чересчур непривычном образе: с собачьей или лошадиной головой.

Между тем, в наше время встретить икону с таким его изображением довольно сложно и нынешние православные христиане    слышали о нем не так много. 

Почитание в православии 

В православной Руси его особое почитание пришлось на XVI—XVII века. Считалось, что святой Христофор   с давних времен защищал русское население от заразных заболеваний.

 В это время начала распространятся самая крупная эпидемия чумы.

Народ считал страшную болезнь наказанием Божиим за грехи, поэтому и путь к спасению видели в вере и обращении к Богу, в том числе и через святого Христофора.  

Житие

Христофор – мученик, который причислен к лику святых как у католиков, так и у православных христиан. Родился святой в третьем веке по Р.Х. на просторах Римской империи.

О его происхождении ходит много загадок и легенд. По некоторым сказаниям, Христофор был очень привлекательным молодым человеком, он был красив лицом, имел могучее тело, высокий рост.

Читайте также:  Икона божией матери одигитрия: история и значение, в чем помогает, где находится

 Своим внешним видом он вызывал большой интерес у противоположного пола.

Но, так как он был очень верующим человеком, то не хотел подвергать искушению себя и других людей. Он стремился жить в чистоте, целомудрии, воздержании и поэтому горячо молился Господу, чтобы Он избавил его от этого, как он считал, недостатка. Бог услышал его прошения и обезобразил его лицо. Отчего и звали его до крещения Репрев, что означает «отверженный, непригодный». 

Другая версия гласит, что Репрев (Христофор) был наделен странной внешностью с рождения. Из одних источников следует, что Репрев принадлежал к выходцам из земли хананейской, из других, к племени «псоглавцев» или «кинокефалов» – собакоголовых людей, а человеческую внешность обрёл после крещения. 

Проповедь Слова Божия

Репрев, будучи не крещенным, был преданным проповедником Слова Божьего. Из-за этого его ненавидело большинство жителей, т.к. в то время было много язычников. Он строго осуждал тех, кто притеснял    христиан.

Однажды, после очередных Богоугодных поучений, его избил Вакх, приближенный императора.

Но, ко всеобщему изумлению, Репрев не стал отвечать на его унижения, а со смирением стерпел, как заповедал сам Господь:  Вскоре о пламенном проповеднике веры Христовой доложили правителю. 

В то время в Риме царствовал император Деций Траян – самый жестокий ненавистник христианства из всех бывших правителей. Он вошёл в историю, как первый организатор систематического гонения христиан.

Как только он взошёл на трон, его главной задачей стало сплотить духовные силы языческой религии ради поддержки своей власти. Ради этого он приказал главам местных округов применять против христиан любые наказания, муки и угрозы, если те не отрекутся от Христа и не поклонятся языческим богам.

 Тех, кто отказывался приносить жертвы язычникам и оставался верен своей религии, ждала смертная казнь. 

Всё это предстояло испытать и Репреву. Император послал за ним целый батальон из 200 воинов. И опять Репрев не стал сопротивляться, полностью доверившись воле Божьей, и беспрекословно подчинился стражникам.

 Но даже под конвоем Репреву удалось увеличить число новообращенных.

По дороге в столицу произошло несколько чудес: сначала сухая палка, на которую опирался Репрев, у всех на глазах пустила ростки, затем, когда солдаты проголодались, но поняли, что есть им нечего, Репрев, помолившись, умножил хлеба, по примеру самого Господа. 

Эти невероятные события ошеломили воинов, и Божья благодать коснулась их. Они тут же, одновременно со святым, приняли святое крещение от епископа Антиохийского   священномученика   Вавилы,   который   позже мученически скончался во время гонений императора Декии. 

Смерть  Каллиникии и Акилины

Злостный правитель, с нетерпением ожидал возвращения своих ратников с ценным пленником. Но при виде Христофора, почувствовал страх и упал в обморок. Он испугался его безобразного лица и могучего тела, и понял, что силой не сможет заставить его отречься от Христа. Поэтому он решил с помощью хитрости и соблазнов отвратить его от веры в Господа. В его покоях было много блудниц.

Он приказал привести двоих самых красивых — Каллиникию и Акилину — и повелел им искушать Христофора своим развратным поведением. Он надеялся, что под действием их чар Христофор отречется от Христа и поклонится языческим богам.

 Но Христофор стал проповедовать женщинам слово Божье и они не смогли отвратить его от истинной веры.

 Через какое-то время блудницы вернулись к императору и доложили, что не только не соблазнили Христофора, но и сами отказываются служить идолам, и теперь они тоже являются христианками. 

Рассвирепевший Деций распорядился доставить к нему Христофора и на его глазах казнить новоявленных исповедниц христианства. Они подверглись жутким издевательствам и умерли мученической смертью  за   веру.

 Кроме женщин, он подверг казни и всех воинов, отправленных за Христофором, которые были крещены вместе с ним. Они не побоялись гнева Деция и поклонились Христофору в его присутствии.

   Деций отдал приказ обезглавить стражников, а  тела предать огню. 

Мучения Христофора

После этого он принялся подвергать пыткам самого Христофора. Сначала он приказал поместить его в литую чашу, приковать гвоздями к ней Христофора, чтобы он не смог выбраться и раскалить сосуд на костре. Но Христофор, по своим молитвам и Божьей милости, оставался невредим. Видя такие чудеса, многие из присутствовавших обратились в православие. 

Они вынули истязаемого из огненного котла и за это Деций повелел своим палачам придать их казни. Деций продолжать пытать мученика. Привязав тяжелый камень к шее Христофора, он бросил его в глубокую яму.

 Но тотчас явился ангел Господень и извлек невинного из колодца.

 Но все эти чудесные спасения не вразумили императора, наоборот, он лишь сильнее свирепел и продолжал с ещё большей яростью пытать и мучить святого.

Наконец, он приказал надеть на него раскаленные доспехи и отсечь ему голову.

 Со смирением и терпением переносил Христофор все муки и издевательства от Деция, следуя заповеди Христовой:  Так Христофор скончался мученической смертью приблизительно в 250 году.

 Но и после своей кончины, он не переставал приводить людей к вере – многие, узнав о его мученической смерти и чудесах во время пыток, изъявили желание креститься во имя Христа. 

Как изображают святого на иконах

На иконах образ Христофора представлен с собачьей, а иногда с лошадиной мордой. В основном он изображается во весь рост, облаченный в сверкающие доспехи, в правой  руке находится  четырехконечный   крест.

 Есть иконы, где он стоит рядом с мученицами Верой, Надежной, Любовию и Софией, со святыми Флором и Лавром. Также раннее изображение показывает, как он убивает дракона вместе с Георгием Победоносцем.

 Самое первое создание такой иконы приходится на VI век н.э. в Византийской империи. 

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия

Мученик Христофор

Но отображения Христофора на иконах и храмовых стенах, также как и его происхождение,   считаются    весьма неоднозначными.

 Первоначально его лик воспроизводился по римскому обычаю, как Дмитрий   Солунский – красивый молодой человек, с распущенными локонами.

 В Православии иконографические    иллюстрации Христофора с пёсьей или конской головой бытовали лишь в XVI-XVIII веках. Позже в России начали возникать разногласия о том, в каком образе святого необходимо представлять на иконах. 

В очертаниях святого Христофора смешаны облик христианского вероучения и следы ереси. Считалось, что наличие звериной головы на иконах святого следует воспринимать символически.

Возможно, так описывался его дикий озверелый характер в то время, когда он был язычником.

 Или же цивилизованные жители греко-римского мира просто привыкли так обрисовывать тех, кто жил за пределами империи, как странных обитателей чужих земель, людоедов, собакоголовых народов.

Но авторы жития святого Христофора не предполагали, что его описание как «собакоголового» будет приниматься буквально. Также некоторые жители того времени специально добивались звероподобной внешности.

 Остроконечные уши, изуродованные щеки, заточенные клыки вместо зубов наделяли их чертами чудовищ. Своим детям они с младенчества меняли внешний вид черепа, придавали ему вытянутую форму, как у собаки или волка.

И все это для того, чтобы приводить врагов в ужас. 

Необходимо подчеркнуть, что описание Христофора, как выходца из людей с собачьими головами не имеет совершенно ничего общего с древнеегипетским божеством с шакальей головой — Анубисом. 

Святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709), выступал против зверовидного вида на иконах святого, с песьей или волчьей головой, считая их совершенно неприемлемыми. 

В 1707 году Синодом обсуждалось предписание о недопустимости изображения ликов «противных естеству, истории и истине», в том числе и описание святого псоглавца. Этому обсуждению послужил приказ Петра I придерживаться тех иконописных канонов, которые принял Большой Московский собор в 1667 году. 

В середине XVIII века священнослужители Ростовской епархии, среди которого был митрополит Арсений (Мацеевич, 1697-1772) выступили за очеловечение ликов святого и за появление других  образов   в   традиционной манере.

 В Синоде изучили ходатайство митрополита, но никаких ограничений на  иконы   Кинокефала не было наложено. Таким образом, всю ответственность за отображение Христофор на иконах   возложили на поместное духовенство.

   

Иногда Московская консистория наказывала священнослужителей, которые допускали в храме изображение Христофора в «неестественном» виде. При этом подобные образы продолжали   распространяться в   Московских иконописных лавках. 

После запрета в мастерских церковной религиозной живописи пишутся изображения святого Христофора с человеческим лицом в виде воина. На них святой держит распустившуюся палку в память о чуде, вследствие которого к Богу пришёл отряд из 200 воинов-гонителей христиан. 

Большинство икон и стенописей было скорректировано. Так, в росписи Ярославского Спасо-Преображенского собора голова святого в виде собаки была затерта, а вместо неё появилось лицо человека. Но следы давнего образа не удалось стереть полностью: на нимбе вырисовывается   очертание   псиного лика. 

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия

Святой Христофор. Икона. Первая половина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Наряду с фресками в Спасском монастыре, существует роспись в Свияжском Успенском монастыре.   Сохранившиеся ранние иконы Христофора находятся в Перми, в Череповецком художественном музее и в Ростове Великом. Также можно заметить такую икону в старообрядческих храмах. Часть  старинных икон   святого мученика держится в музеях и галереях России. 

Католическое почитание и иконы 

В католической церкви распространена несколько иная версия происхождения Христофора. Якобы Репрев (имя до крещения) был могучим великаном и не знал, как во благо применить свою силу.

Он долго искал, кому бы он мог послужить, пока однажды он встретил отшельника. Тот показал ему бурную реку, на которой гибло много людей, переправляясь через неё.

Если он хочет быть полезным, то может переносить людей через сильное течение вод. Так он стал великаном-перевозчиком. 

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия

Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Как-то раз мальчик попросил помочь ему переправиться через речку. Репрев посадил его на плечи и, опираясь на палку, пошёл на другой берег. Вдруг, на самом неспокойном месте реки он почувствовал, что ноша стала необычайно тяжела и он испугался, что они оба утонут.

 Он спросил у мальчика:  Выяснилось, что Репрев несет на себе самого Христа, который явился ему в виде мальчика. Репрев крестился от Иисуса и получил имя Христофор, которое понимается как «Несущий Христа».

 А засохший черенок, который помогал ему переходить через реку, расцвел у него в руках. 

Образ силача переносящего через реку на плечах Богомладенца с тростью в руках лег в основу изображения на иконах чудотворца в католичестве. 

Учёный Эразм Роттердамский жёстко осуждал поклонение католиков этой загадочной персоне в своих сатирических работах — «Разговор запросто» и «Похвала глупости». Ватиканом ещё в 1969 году из общего католического помянника день празднования святого Христофора был исключен из-за скудных   доказательств реальности его жития. 

Но это не умалило всеобщего обожания у католиков и они по-прежнему 24 июля чтят память  святого   Христофора. Особенно он любим моряками, паромщиками, перевозчиками, т.е. всеми, кто пребывает в пути, популярен среди автомобилистов, является покровителем путешественников. Также он любим в Италии, Испании, Хорватии, Франции.

День празднования 

В православных святцах празднование памяти благочестивого Христофора приходится на 22 мая. 

О чем молятся этому святому

К преподобному Христофору прибегают с молитвами о даровании терпения и смирения при несении своего креста, об укреплении в вере и надежде на милость Божью.

   Этот мученик  считается защитником от  козней  диавола, он обладает даром изгонять его из бесноватых. Обращаются к Христофору и с просьбами исцелить разные недомогания, зубную боль и заразные болезни.

 Моряки считают его своим заступником. 

Мученик Христофор ещё один яркий пример смирения, незыблемой веры, ревности по Богу,  терпения и кротости. Он был истинным ярым проповедником Евангелия и за ним последовали тысячи. Будем молиться ему о даровании и нам такой же любви к Богу и друг к другу. 

Ольга Тимашова

Молитва 

О, Преславный мученик Христофор, Божий воин, не убоявшийя гнева мракобесов, чтивший слово Господа и не устрашившийся мук во славу веры. К тебе обращаемся со смирением.

Даруй нам, Христофор, сил справляться с трудностями житейскими да недугами, нас терзающими. Дай свою защиту в пути долгом да позволь невредимыми вернуться в дом свой. Избави нас от бесов, добро внутри нас пожирающих.

Сохрани Отечество наше в здравии да в религии православной да избави всех раскаявшихся от мучений и гонений. Аминь

Читайте также:  Молитва матери о сыне в трудную минуту: сильные православные тексты

Память праведного Иисуса Навина

Память праведного Иисуса НавинаПамять 1 сентября с.с.

Иисус Навин был после Моисея вождем народа еврейского. Он со всем народом перешел по суху реку Иордан, подобно тому, как Моисей Чермное море (Нав. 3:14-17; Исх. 14). Он видел лицом к лицу воеводу небесных сил Архистратига Михаила (Нав. 5:13-16), и звуком труб разрушил стены города Иерихона (Нав. 6)1. Во время одного сражения с неприятелем он остановил солнце до тех пор, пока совершенно не разбил врагов своих (Нав. 10:12-14)2. Введя народ в землю обетованную, Иисус Навин разделил ее между евреями по жребиям и мирно скончался 110 лет от роду3.

__________________________________________________________________

1 Город Иерихон находился на западном берегу реки Иордан, в плодоносной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался городом пальм Это был царский город земли Ханаанской, богатый и укрепленный, обнесенный широкою стеною.

При вступлении евреев в землю обетованную он первый подлежал их завоеванию и взят был ими чудесным образом.

Ныне по близости древнего Иерихона стоит небольшая, бедная и грязная деревенька Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обитателями.

2 Повествование о чудесном продолжении дня, по молитве Иисуса, см. Нав 10:12-14

3 Деятельность прав. Иисуса Навина в качестве вождя народа еврейского изложена подробно в принадлежащей ему «Книге Иисуса Навина».

Она помещается в Библии вслед за Пятикнижием Моисеевым и, составляя продолжение истории, начатой в книгах Моисея, повествует о завоевании земли обетованной, о разделении ее между коленами Израилевыми и о кончине Иисуса, и обнимает период времени с 1556 г. по 1550 до Р. Х.

Книга Иисуса Навина имеет значение и прообразовательно-пророчественное. Ап. Павел называет Иисуса Навина прообразом Иисуса Христа (см. Евр 4:8-9). Как он ввел Израиля в землю обетованную, так и Христос вводит верующих в Него в наследие в Царстве Небесном. Переход евреев через Иордан — вот прообраз нашего крещения.

Раав — язычница, ставшая праматерью Спасителя (см. Мф 1:5) — прообраз язычников, вступивших в Церковь Христову. В церковном богослужении из кн. Иис. Нав. читаются 3 паремии (5 января, в Великую субботу и в праздники в честь ангелов).

  • Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского
  • Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православия

Иисуса навина книга

Иисус Навин: житие праведника и икона, значение святого для православияИисус Навин. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.Иисус Навин. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина. Христианская традиция включает книгу в разряд исторических книг; в иудейской она открывает раздел, получивший название «Ранние пророки» (  , невиим ришоним).

Имя автора книги нигде не упоминается, поэтому она была названа по имени главного персонажа повествования. В МТ книга надписана  ,   в Вульгате, следуя евр. тексту,- Josue, в Септуагинте (LXX) — Ιησους, в т. ч. в Александрийском кодексе — Ιησους υιος ναυη (Иисус, сын Навина). Самое длинное надписание встречается в Пешитте:       (Книга Иисуса, сына Навина, ученика Моисея).

Включение И. Н. к. в состав канона ВЗ не подвергалось сомнению. Расположение книги непосредственно после Пятикнижия во всех древних переводах продиктовано хронологической последовательностью описываемых событий и единством содержания И. Н. к.

с Пятикнижием. Исключение составляет только сирийский перевод (Пешитта), где между Пятикнижием и И. Н. к. находится Книга Иова (очевидно, составители этого перевода следовали традиции, приписывающей Книгу Иова прор. Моисею — Арсений (Соколов). 2005. C.

11).

Текстология И. Н. к.

Греч. перевод (LXX) И. Н. к. содержит материал, существенно отличающийся от MT. Одни варианты текста LXX короче, чем в MT, другие длиннее, а третьи обнаруживают иную последовательность или структуру текста.

Большинство исследователей разделяет мнение, что эти изменения не могли быть только результатом деятельности переводчика, но скорее указывают на существование разных вариантов текста И. Н. к. По всей видимости, LXX и МТ отражают 2 параллельные текстуальные рецензии И. Н. к.

, представляющие различные этапы ее составления (Auld A. G. Textual and Literary Studies in the Book of Joshua // ZAW. 1978. Bd. 90. S. 412-417; Mazor L. The Septuagint Translation of the Book of Joshua. Jerushalayim, 1994 (иврит)).

При этом текстуальная традиция, отраженная в LXX, вероятно, более древняя (Tov E. Joshua, Book of // EncDSS. Vol. 1. P. 431).

Текст И. Н. к. по LXX короче МТ примерно на 5%. МТ отличается от LXX рядом пояснений, контекстуальных добавлений (Нав 1. 1; 22. 14) и уточнений (1. 15), богословских исправлений и девтерономических выражений (1. 11; 4. 10; 24. 17).

По-видимому, эти отрывки МТ являются расширенным вариантом текста, отраженного в LXX. В Нав 4. 10 по LXX действия Иисуса Навина последовали сразу за повелением Бога, тогда как согласно добавлениям в МТ, основанным на Нав 4. 12; 11. 15 и Втор 3. 28, этот текст восходит к Моисею.

Наиболее краткий вариант LXX представлен в Нав 20, где Иисусу Навину предписано назначить города убежища. МТ, очевидно, расширен за счет схожих предписаний из Втор 19. 1-13. Анализ этих текстов показывает, что более краткий вариант Нав 20.

1-6, присутствующий в LXX и составленный в соответствии с Числ 35, отражает более ранний лит. слой, который потом подвергся девтерономической ревизии в МТ.

Др. характерной особенностью версии LXX является то, что в нек-рых отрывках в ней также содержится и важный дополнительный оригинальный материал (см.: Нав 16. 10; 19. 47, 48; 21. 42; 24. 30). В Нав 24.

33 имеется фрагмент, отражающий более ранний этап развития книги, в к-ром упоминается начало истории судьи Аода, содержащейся в Суд 3. 12 сл.

Вероятно, в этом дополнении LXX сохранила древнюю традицию, в которой Книги Иисуса Навина и Судей Израилевых составляли единое произведение, в середине которого находился вышеприведенный фрагмент.

В главах 8-9 последовательность материала в LXX существенно отличается от МТ: после рассказа о завоевании Гая (Нав 8. 1-29) и краткого примечания в Нав 9. 1-2 следует сообщение о возведении жертвенника (8. 30-35).

В МТ этот фрагмент (основанный на Втор 27) в данном контексте вторичен, ибо не связан с окружающими его стихами и присоединен к предшествующим стихам формально, очевидно на более позднем этапе в процессе девтерономической редакции И. Н. к. Самарянская версия И. Н. к.

также содержит разночтения, согласующиеся по большей части с LXX, а не с МТ (Gaster M. Das Buch Josua in hebräisch-samaritanischer Rezension // ZDMG. 1906. Bd. 62. S. 209-279, 494-549).

Текст И. Н. к. незначительно представлен в кумран. рукописях, известен один фрагмент, получивший обозначение 4QJosha или Joshuaa. Тем не менее обращение к этому тексту, который отражает уже 3-ю редакцию, подтверждает предположение о том, что LXX и MT отражают 2 различные редакции (Tov E. Joshua, Book of // EncDSS. Vol. 1.

P. 432). Joshuaa датируется Маккавейским периодом и содержит 22 фрагмента, охватывающие главы 5-10. В этом тексте неск. иначе изложена последовательность событий: рассказ о построении жертвенника (Нав 8. 30-35) помещается сразу после сообщения о переходе через Иордан.

Вероятно, эта версия была известна Иосифу Флавию, он излагает события в той же последовательности, что и в 4QJosha (Ios. Flav. Antiq. V 16-20). Версия 4QJosha считается более древней по сравнению с MT и LXX (Rofe A. The Editing of the Book of Joshua in the Light of 4QJosha // New Qumran Texts and Studies: Proc.

of the 1st Meeting of the Intern. Organization for Qumran Studies / Ed. G. J. Brooke, F. G. Martinez. Leiden; N. Y., 1994. P. 73-80). В МТ этот отрывок формально соединен с предыдущим контекстом, а в LXX он появляется в др. месте (Нав 9. 2 — по LXX). В др. фрагментах кумран. версии представленный текст И. Н. к. (Нав 8.

10-18) значительно короче МТ и близок к краткой версии этого отрывка в LXX.

Православные Святые: список по годам жизни

История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом личностей, которые посвятили свою жизнь истинному почитанию Бога с исполнением всех божественных законов. Строго следуя предписаниям вероисповедания, эти люди заслужили Божественную Благодать и звание православных святых за свое беззаветное служение Всевышнему и ходатайство за весь род людской перед ним.

Читайте также:  Икона божией матери корсунская: где находится и в чем помогает, текст молитвы

Список богоугодных личностей, прославившихся праведными делами либо пострадавших за веру Христову, поистине неиссякаем. В наши дни он также пополняется новыми именами благочестивых христиан, канонизированных церковью.

Обретение святости подвижниками духовного совершенствования можно назвать великим трудом, сопряженным с тяжестью преодоления низменных чувств и порочных желаний.

Создание божественного образа в себе требует огромных усилий и кропотливого труда, а подвиг православных святых пробуждает восхищение в душах истинно верующих.

На иконах, изображающих праведников, их голову венчает нимб. Он символизирует Благодать Божию, просветившую лик ставшего святым человека. Это божий дар, согревающий душу теплом духовности, радующий сердце божественным сиянием.

Иерархия отцов-чудотворцев Православной церкви

Молитвами в храмах и молебельными песнопениями священнослужители вместе с верующими прославляют образ земного жития праведников согласно их сану либо званию. С учетом свершенных подвигов при жизни или причины ухода в мир иной, на страницах Православного календаря, составленного Русской Православной церковью, представлены списки благочестивых персон по рангам.

  • Пророки. Так именуют Ветхозаветных святых, наделенных даром предвидеть события будущего. Пророков избрал Всевышний, они призваны были подготовить народ к принятию христианства.
  • Апостолами называют лучших последователей Господа. Из них 12 святых именуют приближенными, ряды воспитанников Царя Небесного насчитывают 70 праведников.
  • К Праотцам относят благочестивых мужей, упоминаемых в Ветхом Завете, которые состояли в дальнем родстве со Спасителем нашим.
  • Праведников мужской либо женской стати, принявших монашеский сан (иночество), называют преподобными.
  • Статусом великомучеников либо мучеников наделены богоугодники, ушедшие из жизни мученической смертью за веру Христову. Служителей церкви относят к рангу священномучеников, страдальцев в монашестве – преподобномучеников.
  • К числу Блаженных причисляют благочестивых, ставших безумными Христа ради, а также путников без постоянного жилища. За покорность такие люди одаривались Божьей милостью.
  • Просветителями (равноапостольными) называют праведников, деяния которых способствовали обращению народов к христианской вере.
  • Страстотерпцами либо исповедниками именуют благочестивых верующих, подвергшихся гонениям и заточениям за свою приверженность Спасителю. В миру такие христиане приняли смерть в тяжких муках.

Молитвы святым угодникам связаны не только с почитанием сподвижников Божьих, но с обращением к ним за их собственной помощью. Оказывать божеские почести и поклоняться кому-либо, кроме Бога истинного и единого, запрещено по Священному Писанию.

Список наиболее почитаемых святых Православной церкви по годам их жизни

  • Апостол Андрей Первозванный принадлежит к числу 12 учеников Христовых, избранных им для проповедования Евангелия. Статус Первозванного ученик Иоанна Крестителя получил за то, что первым откликнулся на призыв Иисуса, а также назвал Христа Спасителем. Согласно преданию был распят приблизительно в 67 году на кресте особой формы, названном впоследствии Андреевским. 13 декабря – день почитания православной церковью.
  • Святитель Спиридон Тримифунтский (207-348 г) прославился как чудотворец. Житие Спиридона, избранного епископом города Тримифунт (Кипр), прошло в смирении и призывах к покаянию. Святитель прославился множеством чудес, среди которых оживление умерших. Приверженец точного соблюдения слов Евангелия ушел из жизни во время чтения молитвы. Икону чудотворца верующие хранят дома для обретения благодати Божьей, а 25 декабря чтят его память.
  • Из женских образов наиболее почитаемой в России считается Блаженная Матрона (1881-1952 г). Православная святая была избрана Всевышним на благие дела еще до своего рождения. Тяжелое житие праведницы было пронизано терпением и смирением, чудесами исцеления, задокументированными письменно. Верующие прикладываются к мощам страстотерпицы, сохраненным в стенах Покровского храма, за исцелением и спасением. День почитания церковью – 8 марта.
  • Наиболее известный из праведников Николай Угодник (270-345 г) в списке великих святителей значится как Николай Мирликийский. Будучи епископом, уроженец Ликии (римская провинция), всю жизнь посвятил христианству, умиротворял враждующих, защищал невинно осужденных, творил чудеса спасения. Верующие обращаются к иконе Николая Угодника за исцелением душевным и телесным, покровительством для путешественников. Церковь почитает память чудотворца молитвами в день 19 декабря по новому (григорианскому) стилю.

Молитва Николаю Угоднику о помощи:

После того, как желаемое реализуется, важно вознести святому благодарственную молитву:

Прикосновение к мироточащим мощам Чудотворца, хранящимся в католическом монастыре города Бари (Италия), благословляет верующих исцелением. Обращаться с молитвой к Николаю Угоднику можно в любом месте.

Акцент православного учения опирается на духовный принцип целеустремленного движения к обретению святости на протяжении безгрешной жизни. Важное преимущество святости по Православному учению в постоянном общении с Богом апостолов, пребывающих в Царствии Небесном.

Список святых Русского Православия, канонизированных в XIX веке

Именование святого (мирское имя) Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Серафим Саровский (Прохор Мошнин) Преподобный Великий подвижник и чудотворец предсказал, что смерть его «откроется пожаром» 2 января 1754-1833
Ксения Петербургская (Ксения Петрова) Блаженная праведница Странствующая монахиня дворянского рода, ставшая юродивой Христа ради 6 февраля 1730-1806 (дата приблизи-тельная)
Амвросий Оптинский (Александр Гренков) Преподобный Великие деяния оптинского старца связаны с благословлением паствы на богоугодные дела, попечительством женской обители 23 октября 1812-1891
Филарет (Василий Дроздов) Святитель Благодаря митрополиту Московскому и Коломенскому, христиане России внемлют Священному Писанию на русском языке 19 ноября 1783-1867
Феофан Вышенский (Георгий Говоров) Святитель Богослов отличился на ниве проповедничества, добровольно выбрал затворничество для перевода аскетических книг 18 января 1815-1894
Пелагея Дивеевская (Пелагея Серебренникова) Блаженная Монахиня стала Христа ради юродивой по завещанию Серафима Саровского. За подвиг юродства подвергалась гонениям, биению, была прикована цепью 12 февраля 1809-1884

Акт канонизации праведных христиан может быть как общецерковным, так и местным. Основание – святость при жизни, свершение чудес (прижизненных либо посмертных), нетленные мощи. Итог церковного признания святого выражается призывом к пастве почитать праведника молитвами во время общественных богослужений, а не поминанием. Древнехристианская церковь процедуру канонизации не проводила.

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Имя великого христианина Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Сергиев) Праведник Кроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем 20 декабря 1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин) Равноапостольный Епископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных 3 февраля 1836-1912
Владимир (Василий Богоявленский) Священномученик Деятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь 25 января 1848-1918
Царственные особы Страстотерпцы Члены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота 4 июля Канонизация была подтверждена Россией в 2000 году
Тихон (Василий Белавин) Святитель Жизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь 25 марта 1865-1925
Силуан (Симеон Антонов) Преподобный Сойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах 11 сентября 1866-1938

В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствие с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

За высокую нравственность и святость, на протяжении истории Православной Руси, Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой.

Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима.

Поэтому, даже при самой безысходной ситуации, сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *