Христофор святой: житие мученика, икона псеглавца и значение в православии

Впервые увидев икону со святым Христофором, многие начинают возмущаться, считая, что видят перед собой подделку, призванную оскорбить их веру.

Но это не так — Христофор на самом деле долгие столетия изображался с собачьей головой и лишь в XVIII веке православная церковь отказались от такой традиции.

Откуда взялся этот мученик в пантеоне христианских святых и почему он так необычно выглядит?

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Сегодня святого Христофора принято изображать в виде благообразного старца с окладистой бородой, держащего на руках или плечах младенца Христа.

Но так было не всегда, ведь традиционно этого почитаемого христианами великомученика принято изображать с собачьей головой. Первое изображение святого было обнаружено на амфорах V—VII вв.ека н.э.

на территории современной Македонии, что приблизительно соответствует началу его почитания христианами.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Кинокефалы, или песиголовцы, впервые были описаны как народ античными историками и путешественниками. Упоминания о них можно найти в трудах Геродота, Плиния Старшего, Гесиода. Описывают историки их по-разному, но все едины в том, что этот непохожий на обычных людей народ живет на границе известной древним людям ойкумены — в Скифии, Индии, Эфиопии или Ливии.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Среди христианских авторов впервые рассказал о песиголовцах Андрей Первозванный. Апостол встретил необычный народ во время своих миссионерских странствий где-то в районе современной границы Ирана и Пакистана. Очевидно, что Христофор был родом с окраин античного мира, так как в православной традиции считается, что он попал в плен римлянам в битве при Мармарике, в Ливии.

Чужестранец, которого удалось пленить легионерам, носил имя Reprobus или Репрев, что означало «отверженный». Имел он гигантский рост, невероятную силу и настолько свирепый вид, что римский император Деций Траян, при его виде, в панике вскочил с трона. Собачья голова, могучее телосложение и громоподобный голос проиводили неизгладимое впечатление даже на самых отважных воинов.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Мы отлично понимаем, что описанное в старинных церковных книгах существо не могло существовать в реальности и его появление можно объяснить лишь фантазией авторов, неверным переводом или физическим уродством, врожденным или приобретенным.

В некоторых константинопольских источниках указывается, что принимать за чистую монету описание Христофора не стоит.

Монахи, являвшиеся авторами этих книг считали, что собакоголовость призвана акцентировать внимание на крайней свирепости и бесчеловечности захваченного в плен иноземца.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

В качестве еще одного аргумента можно привести записки средневекового путешественника Марко Поло, который во время своих странствий встретил в Центральной Азии племя киноцефалов.

Это были обычные люди, но согласно обычаю, они рассекали себе рот, чтобы он казался огромной пастью и остро затачивали зубы. Кроме этого, киноцефалы бинтовали черепа младенцев, чтобы они деформировались и приобрели вытянутую вперед форму.

Поло утверждает, что эти люди выглядели жутко и напоминали ему мастифов. Но вернемся к гиганту Репреву.

Каким образом язычник с собачьей головой стал одним из самых почитаемых в Европе святых? Одна из версий говорит о том, что однажды, пересекая пустынные земли, Репрев увидел бурный поток, у которого стоял маленький мальчик. Ребенок попросил могучего путника перенести его через реку и тот согласился.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Но едва киноцефал ступил в воду с мальчиком на плечах, то он почувствовал невероятную тяжесть и стал опасаться, что упадет под своей ношей. Видя сомнения Репрева, дите сказало, чтобы он смело шел дальше, так как ничего плохого случится не может. Мальчик сообщил воину, что он Христос и тяжел так потому, что несет в себе все горести и тяготы людей.

На другом берегу Иисус крестил Репрева и дал ему имя Христофор, то есть «несущий Христа». Именно поэтому святого чаще всего изображают с младенцем, а наиболее почитаем он у тех, кто отправляется в дальний опасный путь или берется за очень трудное дело.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

После крещения Христофор вернулся в Рим, где продолжил службу императору. Но при этом воин активно проповедовал христианство и многих обратил в веру. Заслышав об этом, Деций Траян приказал послать к христианину блудниц, чтобы те соблазнили его, но потерпел фиаско — Христофор и тех убедил уверовать в Иисуса.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Разумеется, проверить то, соответствует ли легенда о собакоголовом мученике истине, сейчас невозможно. Архидьякон Павел Алеппский в XVII веке утверждал, что имел счастье прикладываться к мощам святого Христофора в Москве, в Благовещенском соборе. Павел описал собачью голову святого, которую лобызали в ходе обряда «омовения мощей».

«Глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом. Она тверда как кремень — наш ум был поражен изумлением: тут нет места сомнению!».

Сложно сказать, как попали мощи святого в Москву и что за череп конкретно описывал архидьякон. Мощи Христофора видели в Константинополе, куда они попали из города Раб, в Хорватии.

Существует легенда, что череп святого помог жителям крепости отбить морскую атаку норманнов в 1075 году. Мощи вынесли на городские стены в момент, когда вражеский флот входил в гавань.

Тут же поднялся ураганный ветер, который унес корабли назад в открытое море.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Крепость города Раб

Считается, что череп святого Христофора вернули в Хорватию, где мощи впервые явили чудо и он обрел покой в реликварии церкви святой Юстины в городе Раб, где находятся по сей день. Один из бастионов рабской крепости, тот на котором находились при нападении викингов мощи, носит имя этого мученика.

Интересно, но псоглавость святого характерна лишь для православия. В католицизме такой вариант всегда рассматривали со скептицизмом и даже как богохульство.

Эразм Роттердамский в своем труде «Похвала глупости» достаточно резко критикует как самого святого, так и его почитателей. Католическая церковь сомневается в существовании этого святого и даже понизила его до мучеников местночтимого значения.

День поминовения святого исключен из католического календаря в 1969 году, но самого мученика деканонизировать не стали, оставив его святым.

Иероним Босх. Святой Христофор

В западной традиции Христофора изображали гигантом с ребенком на плечах — именно таким он предстает перед зрителями на полотнах Иеронима Босха, гравюрах Дюрера и Кранаха.

Несмотря на отношение официальной католической церкви, святой Христофор очень популярен в Европе, особенно в Испании и Литве.

Испанцы молятся Христофору, чтобы тот защитил их детей от инфекционных болезней, а литовцы считают святого покровителем свой столицы, города Вильнюс.

Напоследок стоит добавить, что в христианстве есть еще три святых с таким же именем: Христофор Римлянин, Христофор Никомедийский и Христофор Коряжемский.

Святой Христофор Псеглавец

Император выслушал двух блудниц, Каллиникию и Акилину, которым поручил соблазнить странного христианина с головой собаки. Только что они объявили, что уверовали во Христа. Что за напасть… Император приказал мучить их, а потом казнить. Но что же делать с этим Псеглавцем?

  • Об этом — наша статья.
  • В иконографии  XVIII  века можно увидеть весьма странную икону, на которой изображен святой человек с головой собаки.
  • Это мученик, пострадавший в дни царствования императора Деция Траяна — святой  Христофор Псеглавец.

Сразу же возникает закономерный вопрос: почему святого изображают с песьей головой? Обо всем по порядку.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православииДень памяти святого Христофора празднуется в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия — 9 мая

В житие святого мы узнаем: его вера была настолько сильна, что дала пример блудницам стать христианами

Человек, носивший имя Репрев, родился примерно в начале III века в Священной Римской Империи. Его имя, в переводе с греческого — Ρεπρεβος, означало отверженный или осужденный.

  1. Житие святого сообщает нам, что сила его веры была так сильна, что, когда эту веру увидели не только воины, но и блудницы, которые были наняты императором, стали христианами.
  2. В годы правления императора Деция Траяна, он был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике.
  3. Позже Репрев служил в римской когорте — подразделении мармаритов, которые были выходцами из области Мармарика или представителей берберского племени.

Голова святого была похожа на собачью

Свитки того времени, описывают святого таким образом — это был человек огромного роста, с крайне ужасающим поведением.

Память его весьма чтится как на востоке православной церковью, так и еще больше на западе католической церковью, особенно в Испании.

Голова святого похожа на голову собаки.

  • Также документы сообщают и то, что он был кинокефалом, то есть  песиголовцем  — зооморфным  персонажем  из культуры разных народов, имеющим человеческое тело и голову собаки, волка, шакала или гиены, то есть голова святого была похожа на собачью.
  • Как утверждают многие свидетельства, голова у него хоть и была собачья, но все остальное тело было как у человека.
  • Кинокефалы пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной Господом души.
  • Другими словами, мученик Христофор был как бы с собачьей головой.
  • По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины.
  • Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку, не умевшую даже говорить.
  • Когда  мученик был  взят на войне в плен одним царским  телохранителем, тот увидел,  что пленник вообще не обладал даром человеческой речи.

Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему через это способность говорить.

Здесь необходимо сделать небольшую паузу в повествовании, и объяснить с современной точки зрения, почему так именовали святого, и была ли действительно у него собачья голова.

Наиболее правдоподобной кажется версия о том, что святой мученик родился с каким-то тяжелым пороком внешности. Не просто так ведь мальчику дали имя при крещении Репрев — «Отверженный».

Читайте также:  Икона божией матери феодоровская: история и значение, о чем просят, тексты молитв

Возможно, предположить, что у святого была врожденная болезнь волчья пасть

Существует такая врожденная болезнь  «волчья пасть».  На детей, рождающиеся с таким заболеванием, и есть как легкие формы, так и тяжелые, невозможно даже смотреть без слез.

Болезнь «волчья пасть» проявлялась уже с самого рождения, после того как плод извлекали из тела матери

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православииУ некоторых вообще носа почти нет, и действительно лицо напоминает волка, или собаку.  Подобные патологии часто наследственные (может быть, в этом и можно найти объяснение легенды о «племени кинокефалов»).

Это объясняет и то, почему он был громадного роста. Взрослые люди живущие с этой болезнью, очень часто страдают и еще одной патологией — чрезмерной растительностью, по-другому, «волосатостью».

Из-за этого, вид таких людей действительно ужасающий. Человек реально похож на собаку.

Сейчас хирурги могут, полностью или хотя бы частично, справиться с такими недугами, все чаще встречается среди людей отношение с любовью к ближнему, принятие другого человека, не судя по его внешности, а тогда — мальчик с рождения оказался Отверженным, или Осужденным.

Чудеса, которые творил святой, были всем необъяснимы

Но продолжим повествование о жизненном пути святого мученика. После  того, как Репрева исцелил ангел Господень, он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан.

За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа.

После увиденных чудес святого, многие приняли веру во Христа.

После этого за ним прислали 200 человек воинов, чтобы привести к императору.

Все время пока они шли, у святого в руках был жезл. Он был совсем сухой, но каким-то чудесным образом   расцвел. После этого во время обеда воины жаловались, что у них нет хлеба, и на всех не хватает.

Святой умножил их хлеб в изобилии. Для всех это было самое настоящее чудо.

Оно привело всех в удивление, и после этого воины уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою.

Впоследствии святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος).

Когда святой был приведен к императору и предстал перед ним, то ужас обуял правителя, и он упал навзничь.

Потом, придя в себя, задумал заставить святого  отречься от Христа. С этою целью он велел позвать двух  блудниц — Каллиникию и  Акилину соблазнить Христофора, и заставить отречься от христовой веры.

Однако, вернувшись к императору, они объявили, что уверовали во Христа, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши, таким образом, страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы.

Но святой лишь сказал императору, что тот самое настоящее вместилище действий дьявола.

Император очень сильно разозлился, он приказал немедленно привести к нему святого. После чего отдал приказ подвергнуть его самым жестоким истязаниям из-за его необыкновенного и странного вида лица, которое так сильно не давало ему покоя.

После всего сказанного, император всех тех людей, кого отправлял за святым, и которые обратились к вере Христа,  приговорил к смерти.

Тяжкие испытания и мучения пришлось пережить — Христофору Псеглавцу, но его вера во Христа спасала его

Император Декий повелел всем отсечь головы, а тела их сжечь, а святого Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд этот раскалить.

Когда слуги все выполнили, как повелел император, святой все равно остался совершенно невредимым. При этом всем он даже не испытывал какой-либо боли от огня.

Многие кто присутствовал там, сказали, что все это полный обман, что святой врет, что такого быть не может.

Но святой с радостью сказал, что во время своих пыток, он увидел странного человека очень высокого роста. Он имел довольно прекрасный вид, одет был в белые одежды мужа.

От этого человека исходил странный свет, который превосходил даже солнце.

На голове у этого человека был блестящий венец, и его окружало множество воинов, а также  какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его.

Но этот вождь, своим страшным взглядом посмотрел на них и сразу же привел всех в смятение. А святому Христофору он дал сил, чтобы он перенес все испытания и истязания, которые выпали на его долю.

Когда все услышали то, о чем рассказал святой, и то, что после таких жестоких испытания он остался совсем невредимым, все поверили и обратились ко Христу.

После этого из святого вынули раскаленный сосуд. А все те, кто это сделал, были казнены.

Мучения Христофора закончились тогда, когда ему отсекли голову.

После этого,  святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец. Но, Господь избавил  святого мученика от смерти:  ангел извлек Христофора из колодца.

Узнав это, мучитель приказал надеть на святого раскаленную медную одежду и наконец, отсечь голову. Так, скончался святой мученик в Ликии около  250 года.

День памяти Христофора Псеглавца — 9 мая по новому стилю

День памяти святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия — 9 мая по новому стилю.

Мощи святого, хранившиеся некоторое время в Константинополе, были перевезены на остров Раб в Хорватии.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православииРеликварий с мощами святого Христофора на острове Раб, Хорватия

Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены.

Чудесным образом ветер изменился, и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей города Раб названа в честь святого Христофора.

Икон Христофора Псеглавца очень много, его изображали и с человечьей головой

В православии святой мученик  часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.

Древнейшее подобное изображение святого — керамическая икона VI — VII века македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. К сожалению, до наших дней изображение не сохранилось.

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века и были запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года,  как «противные естеству, истории и самой истине».

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский, говоря, что какой православный святой может быть изображаем с головой зверя.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православииСвятитель Дмитрий Ростовский — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, а также духовный писатель, агиограф, проповедник и педагог

После запрета образ святого Христофора делают антропоморфно, как воина. Известны переписанные изображения с записанной (то есть новое изображение накладывали поверх старого) собачьей головой.

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой.

Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православииИменно так выглядит Христофор, нарисованный именно с человечьей головой, а не с собачьей — роспись на стене в храме

С XVIII века изображения святого Христофора существуют  только в образе человека. Однако в музейных собраниях, до сих пор  встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и второй половины  XIX века.

В православии существует и вариант восточный традиции изображения  Христофора, аналогичный западной традиции:  святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, несущим Христа в образе младенца  на плечах.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православииЗдесь Христофор также изображен человеком, несущим на плече ребенка через реку, по которой сам же идет ногами, с одной тоненькой тростинкой

К святому обращаются с молитвами об укреплении  веры и даровании сил

Святой Христофор покровительствует  водителям, морякам, и  путешественникам.  К святому Христофору обращаются с молитвенной просьбой об укреплении веры,  о даровании сил в трудной ситуации, а также при эпилепсии и  зубной  боли.

Также можно прочитать специальную молитву святому Христофору.

Молитва святому

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение.

Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.

Читайте также:  Татьяна святая: житие великомученицы, о чем просят перед иконами и молитвы

Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Святой Христофор

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Но было бы наивным предполагать, что данная фигура появилась «по ошибке»…

Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством.

Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства.

Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе.

Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона.

Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии  Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами.

Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму.

И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину.

Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться.

Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии Христофор святой: житие мученика, икона Псеглавца и значение в православии

Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот.

Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи.

Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке.

Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами.

Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека.

Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак.

Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

Но есть у Христофора еще один близнецовый образ – египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох.

Это – и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно – сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора.

С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков.

Собака с их точки зрения – отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков.

Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

* В христианстве день почитания Христофора Псеглавца – 25 июля – день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, — Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис

Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

]]> ]]>

КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis – псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах – так, по крайней мере, считают.

На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь – символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса – каждое вербное воскресенье.

Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства.

И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос.

По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.

]]>

Икона святого Христофора Псеглавца

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов — имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен.

Главная загадка жизни святого — зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа.

Римляне называли его Репрев (в переводе — плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин.

Читайте также:  Благодарственные молитвы по святом причащении: тексты и как правильно читать

Когда он уверовал — причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства — то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик.

Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно.

Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора.

Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении.

Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.

Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору.

Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину.

По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам.

Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд.

Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью.

Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство.

Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти.

Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу — и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом.

Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).

Святой с собачьей головою — этносы — медиаплатформа миртесен

Правообладатель иллюстрацииREUTERSImage captionУченые опасаются, что через несколько десятилетий Кирибати может уйти под воду

Власти Кирибати — островного государства в Океании — рассматривают предложение лидера Монархической партии России Антона Бакова о создании «альтернативной России» на трех необитаемых островах.

Баков — предприниматель из Екатеринбурга, занимающийся политикой. Его супруга Марина Бакова рассказала новозеландской радиостанции Radio New Zealand, что ее муж планирует воссоздать империю Романовых в Тихом океане.

В апреле 2014 Монархическая партия России провозгласила российским императором Николая Кирилловича Лейнингена-Романова.

Как сообщает Radio New Zealand, Баков намерен инвестировать в экономику Кирибати 350 млн долларов для реализации своего проекта и создания тематического туристического кластера на островах.

Основатель Монархической партии ранее предпринимал попытки восстановить российскую монархию на Островах Кука в Полинезии, а также в Черногории. Они не привели к успеху, а вот власти Кирибати всерьез рассматривают его предложение, пишет британское издание Telegraph.

Антон Баков — из бизнесменов в монархисты

51-летний Баков родился в Свердловске в семье инженеров. Будучи студентом Уральского государственного технического университета, он основал свои первые туристические фирмы, которые затем были преобразованы в компанию «Ист Лайн», ставшую оператором московского аэропорта Домодедово. В 1994 году Баков продал свою компанию бизнесмену Дмитрию Каменщику.

В том же году Баков начал свою политическую карьеру, став депутатом Свердловской областной думы. В 2003 году он был избран депутатом Госдумы от «Партии Возрождения России». После этого Баков перешел в партию «Союз правых сил» и руководил избирательными кампаниями СПС в 2004-2007 годах.

В 2011 году Баков объявляет о возрождении Российской империи и проводит выборы в первый состав Государственного совета, а через год становится председателем Монархической партии России.

В своих интервью Баков не раз утверждал, что всерьез надеется на восстановление монархического строя в России.

В июле 2013 года он сообщил, что выписал паспорт Российской империи бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену.

Правообладатель иллюстрацииRIA NOVOSTIImage captionАнтон Баков выписал паспорт Российской империи бежавшему из США Эдварду Сноудену

Как отмечает бывший член федерального политсовета СПС Леонид Гозман, Баков уже давно вынашивает идею воссоздания Российской империи.

«Мы с ним неоднократно обсуждали эту тему. Я не разделяю его идею, тут наши позиции расходятся, но я знаю, что он давно и всерьез этим занимается и вполне верит во все это», — сказал Гозман Русской службе Би-би-си.

«Империя туризма»

Как отметил в интервью Radio New Zealand бывший член парламента соседнего с Кирибати островного государства Тонга Ситивени Халапуа, замысел Бакова выглядит странно.

«Я понимаю, что правительство Кирибати пытается сделать все для привлечения максимальных ресурсов для решения своих проблем, включая изменение климата. Однако нужно помнить: иногда вы думаете, что что-то станет решением всех ваших проблем, но на самом деле это лишь усугубляет ваши проблемы», — отметил Халапуа.

В то же время бывший президент Кирибати Тебуроро Тито поддержал планы российского бизнесмена и его единомышленников.

«Если то, что они говорят, — правда, то я бы хотел, чтобы это осуществилось. Если они смогут сделать это, и при этом нам не нужно будет ничего платить, а лишь предоставить землю, то я пока не вижу никаких проблем», — цитирует Тито Telegraph. 

По мнению предводителя Российского дворянского собрания Олега Щербачева, замысел Бакова далек от реальности и выглядит фантастично.

«Возможно, он просто романтик и ему хочется сделать что-то красивое. Но это больше похоже на какую-то шутку или гримасу. Можно придумать разные проекты для развития туризма, но это не имеет никакого отношения к тому вопросу, которым задавался еще Солженицын: как нам обустроить Россию», — сказал Щербачев в беседе с Русской службой Би-би-си.

Сам Баков был недоступен для комментариев. По информации новозеландских СМИ, сейчас он находится в Кирибати. В Монархической партии России также не комментируют его тихоокеанский проект.

Тонущая страна

Островное государство Кирибати расположено в южной части Тихого океана, в Микронезии и Полинезии. Территория страны состоит из 33 небольших атоллов, двадцать из которых необитаемы.

Республика Кирибати была провозглашена в июле 1979 года, ранее входящие в нее острова были колонией Великобритании.

Согласно переписи населения 2010 года, население страны составляет около 103,5 тысяч человек.

Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGESImage captionЖитали Кирибати часто страдают от мощных тропических циклонов

В последние годы из-за постоянного повышения уровня мирового океана некоторые атоллы Кирибати начали исчезать под поверхностью воды. Ученые опасаются, что уже через несколько десятилетий подобная участь может ожидать все острова, входящие в состав страны. Кроме того, с каждым годом население Кирибати все острее сталкивается с проблемой нехватки питьевой воды.

В 2012 году президент страны Аноте Тонг сообщил о начале переговоров с правительством Фиджи о приобретении земли на острове Вануа-Леву — втором по величине в архипелаге. 

Власти островного государства также надеются, что многие жители смогут переселиться в другие страны Тихоокеанского региона, в том числе в Австралию и Новую Зеландию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *