Евфросиния полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав.

Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София.

Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье.

«Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу.

Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась.

Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины.

Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи.

Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители.

Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте.

Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской.

Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа.

За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы.

В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря.

В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников.

На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы.

Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту.

Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню.

Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига.

Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю.

Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер.

В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником.

После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться.

Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме.

Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых.

Читайте также:  Икона божией матери одигитрия: история и значение, в чем помогает, где находится

Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город.

После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.

стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой.

Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев.

На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся евфросинии полоцкой?

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа.

И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

Евфросиния Полоцкая – женщина со стальным характером

Источник: Комсомольская правда

Евфросиния Полоцкая (5 июня день памяти) могла стать женой князя и даже короля, но в 12 лет выбрала путь, лишенный земных радостей. Зато сохранила за собой право принимать решения в родном княжестве.

Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.

Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.

– Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», – рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века.

По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком.

Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии – Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятКартина “Призвание Ефросинии Полоцкой”, иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)

Отказалась выходить замуж и взяла на себя мужскую работу

До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой – Рогнеда.

– Она действительно могла стать королевой?

– Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

– Ей так жених не понравился?

– Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

– Она об этом могла думать в 12 лет?

– В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

– У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

– Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг.

Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки.

Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было.

Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятИкона с Евфросинией Полоцкой

Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря.

И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, – рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятСпасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней

– Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

– Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти – в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством.

И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии.

Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно.

Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря – мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.

), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятРеставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке

Крест Евфросинии

История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики – копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, – рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятКрест Евфросинии Полоцкой (1161 год, автор: Лазарь Богша). Рисунок из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году.

Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей – царь прекрасно знал, что это за реликвия.

В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

  • – Где тогда находились мощи?
  • – В Киево-Печерской Лавре.
  • – Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?
Читайте также:  Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

– Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены.

Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре.

Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

– А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

– Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятРодной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Ад Рагнеды да Касцюшкi».

Мощи Евфросинии выставляли на атеистической выставке

– Как же получилось перенести мощи в Полоцк?

– Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса.

Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство.

С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах.

На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просятПеренос мощей преподобной Ефросинии Полоцкой. Фотография 1910 года

– А что случилось с мощами и монастырем после революции?

– В 1914 – 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени.

Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство.

И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.

Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Помощь преподобной Евфросинии

Помощь преподобной Евфросинии

Просмотров: 8666     Комментариев: 0

23 мая (5 июня) ― день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

Нетленные мощи святой (а она отошла ко Господу в 1173 году) ныне почивают в Крестовоздвиженском храме Полоцкого Свято-Евфросиниевского женского монастыря, возрождение которого началось в 1990 году.

Почитая Преподобную как главную покровительницу обители и всей Белой Руси, насельницы монастыря бережно сохраняют многочисленные свидетельства ее помощи нашим современникам. Вот лишь некоторые из них.

Бесценноесокровищеверы

Евфросиния Полоцкая: житие преподобной, иконография, о чем просят

Около полугода женщина страдала от внезапно открывшегося маточного кровотечения. Врачи сказали, что для того, чтобы остановить его, необходима операция. Но эта раба Божия даже не могла лечь в больницу, так как имела немощного отца и детей, которых не на кого было оставить.

Человек малодушный в таком положении, наверное, сразу бы впал в отчаяние. Но у этой женщины было одно бесценное сокровище ― вера. Кроме того, она очень почитала преподобную Евфросинию Полоцкую.

И вот однажды болящая пришла в Спасский монастырь и, так как по причине своего недуга не могла войти в храм, стала на дорожке у стены его, с той стороны, где находятся мощи преподобной Евфросинии, и начала просить об исцелении, надеясь на чудо. Как долго молилась она, с какими словами обращалась к Преподобной, останется тайной ее души. А чудо совершилось вскоре.

Кровотечение, длившееся почти полгода, уже на следующий день вдруг прекратилось. Произошло это без всякого внешнего вмешательства, сразу после того, как болящая со смирением и верой помолилась у храма святой Полоцкой княжны.

Послушница Иулия, услышав этот рассказ исцелившейся и благодарной женщины, умилилась сердцем: какие же чудеса творит Господь по нашей вере! Как быстро слышит наши молитвы преподобная Евфросиния!

Рассказ составлен на основании свидетельства послушницы Иулии, насельницы Спасо-Евфросиниевскрго монастыря. Январь 2005 г.

  • Небесная покровительница Спасской обители
  • «Я, Ратникова Алла Владимировна, с 1968 года являюсь прихожанкой Спасского храма, а с 1990 года ― со времени открытия Спасо-Евфросиниевской обители ― каждое воскресенье посещаю монастырские богослужения.
  • Однажды осенью 2000 года мне приснился сон, о котором я хотела бы рассказать: пусть все, боримые страстями и находящиеся в разнообразных искушениях, знают о том, как быстро слышат святые наши молитвы и какое непосредственное участие принимают они в деле нашего спасения.

Как-то прилегла я вечером после работы отдохнуть, заснула, и вот: отчетливо вижу себя в Кресто-Воздвиженском соборе, на том самом месте, где обычно стою во время богослужения. Вдруг из алтаря появляется незнакомая монахиня и направляется по воздуху навстречу мне. Лицо ее я не могу рассмотреть: все очертания очень размыты.

Когда стопы монахини оказались примерно на уровне моей груди, и я смогла хорошо разглядеть ее полупальто из черного сукна, она сказала мне: «Собирайся и иди в монастырь! Матушка В. хочет покинуть обитель. Ты еще можешь ее остановить. У сестры В. сейчас очень большие искушения, да и дети ее причиняют ей немалые скорби. Но она не должна уходить из монастыря».

Я ясно слышала голос этой дивной монахини и видела ее одежду.

Когда я проснулась, было три часа ночи. Сердце учащенно билось. Я предположила, что виденный мною сон мог предвозвещать скорую смерть нашего дедушки (с нами жил отец моего мужа, который тяжело болел и мог умереть в любое время).

Встревоженная, я подошла к дедушке и увидела, что он спал, дыхание его было ровным. Тогда я стала размышлять дальше. Таинственная монахиня говорила о матушке В. Вспоминая знакомых мне сестер Полоцкой обители, я подумала об инокине В., которая несла послушание в иконной лавке.

Однако, по моим представлениям, детей у нее быть не могло, так как она пришла в монастырь совсем молодой. Никого больше из матушек по имени В. в тот момент я вспомнить не смогла и в итоге решила, что моему сну не следует придавать никакого значения.

Я только подумала, что когда пойду в монастырь к воскресной обедне, то, на всякий случай, спрошу у кого-нибудь о сестре В. Однако к воскресенью я обо всем забыла.

На следующей неделе, в ночь со вторника на среду, мне снова приснился сон, подобный уже виденному ранее: вновь я нахожусь в Кресто-Воздвиженском соборе, и ко мне опять приближается та же дивная монахиня.

Она идет по воздуху; вот я вижу ее проходящей между мной и отцом Михаилом (он неподалеку исповедует прихожан), затем слышу ее голос: «Немедленно встань и иди в монастырь! Ты еще можешь удержать матушку В., а иначе будет поздно.

Пусть читает Евангелие…».

Разбуженная среди ночи повелительным голосом таинственной монахини, я стала думать, что же мне делать. Идти ночью в монастырь? Но кого будить? Точно, подумают, что я не в своем уме! И я решила оставить это дело до утра, а утром, часов в семь, по дороге на работу зайти в монастырь и все рассказать.

Но в тот день я проснулась на час позже, чем обычно. Времени, чтобы зайти в монастырь, уже не оставалось. К тому же очень капризничала моя дочь, так что мне пришлось самой везти ее в школу. Днем было много работы, я очень устала, вернулась домой уже около семи часов вечера.

Сразу же я подошла к дедушке и увидела, что он чувствовал себя хуже обычного, и поэтому нуждался в особенно внимательном уходе. Когда же, едва успев сделать все необходимое, я ненадолго прилегла отдохнуть, меня разбудил муж, который тихо сказал, что дедушка очень слаб и уже близок к смерти.

Тогда я поняла, что нельзя терять время: нужно, не отлагая, причастить больного. Быстро одевшись, я тотчас побежала в монастырь. Там еще шла вечерняя служба. Служил о. Владимир (тот самый батюшка, которого я прежде просила прийти причастить нашего дедушку). Я решила ждать окончания богослужения, чтобы поговорить с о. Владимиром.

И тут ко мне подошла матушка В. (алтарница) и о чем-то меня спросила. Помню, что я ей ответила, но мысли мои были заняты другим: мне очень хотелось успеть причастить нашего больного. Также я думала о его возможной скорой смерти и предстоящих похоронах. А матушка В. все стояла рядом, и тут меня осенила мысль: «Не та ли это В.

Читайте также:  Икона неопалимая купина: значение и куда вешать, в чем помогает, день святого лика

, о которой говорила мне монахиня, дважды виденная мною во сне?». Извинившись, я тихонечко сказала сестре В., что видела необычный сон и спросила у нее, не собирается ли она покинуть обитель. Матушка В. была очень удивлена моим вопросом, но, к еще большему моему удивлению, ответила утвердительно. Тогда мы вышли из храма, и я рассказала ей все.

Инокиня В. просила меня еще помолиться, чтобы Господь открыл, какие именно главы Евангелия ей нужно читать. Я молилась, но ничего более открыто мне не было.

Кстати сказать, с матушкой В. мы познакомились в монастыре в 2000 году, незадолго до ее поездки в Иерусалим (в то время она еще несла послушание цветочницы).

Поскольку я уже бывала в Иерусалиме несколькими месяцами ранее, она просила меня рассказать ей о Святой Земле, а также обо всех подробностях моей паломнической поездки. И вот удивительно! Несмотря на то, что все это было совсем недавно, я о матушке В.

вдруг забыла. И мне не пришло в голову, что именно об этой В. говорила мне незнакомая монахиня во сне».

Рассказанное Аллой Владимировной вызвало у инокини В. одновременно чувства благоговейного трепета и страха. Она поняла, что сама Преподобная матерински печется о ее душе. Вскоре мысли об уходе из обители оставили матушку, и по сей день она живет и трудится в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Алла Владимировна Ратникова, жительница г. Новополоцка.

«Зачем я сюда приехала?»

В один из апрельских дней 2004 года в Спасо-Евфросиниевский монастырь приехали паломники из Могилевской области. Когда они вошли в Спасский храм, то одна из женщин, находившихся в этой группе, начала страшно кричать и браниться.

При приближении к святым мощам женщина кричала еще громче, из уст ее вырывались скверные слова. Раба Божия Зинаида, дежурившая у мощей преподобной Евфросинии, желая помочь болящей, подошла к ней и стала ее увещевать повторять со смирением: «Преподобная Евфросиния, исцели меня!».

На некоторое время несчастная женщина успокоилась, а когда Зинаида отошла к свечному ящику, бесноватая вновь стала истошно кричать. Склонившись под ракой с мощами, она вопила: «Зачем я сюда приехала?». Зинаида еще несколько раз подходила к болящей и сама просила Преподобную о ее исцелении.

Время от времени из-под раки были слышны слова, произносимые надрывным голосом: «Не исцеляй!».

Но вскоре бесновавшаяся женщина притихла, успокоилась и смогла проползти под мощами. Нечистый дух оставил ее. Поведение прежде одержимой стало совсем другим: в полном молчании некоторое время она стояла у раки, затем, приблизившись к своим спутникам, о чем-то тихо разговаривала с ними, а перед выходом из храма женщина уже сама, с благодарностью, подошла и приложилась к святыне.

  1. Составлено на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.
  2. Несостоявшаясяоперация
  3. «Хочу описать случай исцеления, происшедший со мною, по милости Божией, у мощей преподобной матери нашей Евфросинии.

В январе 2002 года врачи женской консультации при обследовании обнаружили у меня кистозное образование размером 34×29 мм.

К медицинской помощи я не прибегала, и через полгода образование увеличилось (это показали результаты УЗИ). Мне была предложена операция, так как размеры образования стали значительными (49x40x50 мм).

Через неделю, пройдя еще одно обследование, я получила подтверждение необходимости хирургического вмешательства.

Накануне предстоящей операции в надежде на помощь преподобной Евфросинии я поехала в Спасо-Евфросиниевский монастырь и провела там два дня (субботу и воскресенье), в течение которых поисповедовалась и сподобилась причаститься Святых Христовых Тайн. Трижды с молитвенной просьбой о сохранении мне жизни и здоровья прикладывалась я к святым мощам угодницы Божией.

Уже на следующий день, сразу же по приезде домой, меня госпитализировали в онкологический диспансер. Несмотря на неизвестность того, что могло произойти со мной вскоре, в душе я ощущала мир и спокойствие: чувствовалось, что Господь рядом. Помню, что мысленно я все время призывала в помощь преподобную Евфросинию.

Перед тем как назначить окончательно день операции, врачи решили обследовать меня еще раз, и что же… они не увидели никаких следов прежде обнаруженного образования: оно исчезло.

А по прошествии трех недель я получила устный ответ о результатах гистологического обследования: «Абсолютно здорова».

Тогда же мне были выданы две выписки с результатами УЗИ, которые свидетельствовали о моем исцелении.

По правде говоря, я особенно в чудеса не верила и никогда не думала, что в моей жизни может произойти подобное чудо. Но объяснить вышеописанное могу только действием силы Божией, все иные объяснения оказываются несостоятельными. «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Валентина Романовна Приходченко, врач стоматологической поликлиники N г. Витебска. Ноябрь 2004 г.

Нет благословения на брак

Однажды в Спасский храм вошли мужчина и женщина. Они поставили свечи и сразу же подошли к раке со святыми мощами преподобной Евфросинии.

Казалось, что в их жизни должно было произойти какое-то событие, в преддверии которого они хотели помолиться святой угоднице и испросить благословение Божие.

Женщина, трижды перекрестившись, поцеловала святые мощи, а мужчина, после того как дотронулся рукой до края раки, внезапно отпрянул в сторону. Это было так неожиданно, что привело его в крайнее смущение. И мужчина, и женщина были очень огорчены необъяснимым для них происшествием.

Было видно, что они о чем-то разговаривали между собой, а затем женщина стала уговаривать своего спутника хотя бы проползти под мощами. Мужчина наклонился и полез под мощи, но вскоре выскочил из-под раки, задыхаясь, и сразу же выбежал из церкви. Следом за ним вышла и женщина.

Спустя некоторое время эта пара вновь вернулась в храм. Монахиня Агриппина и раба Божия Зинаида, дежурившие у мощей, стали расспрашивать их о том, откуда они приехали и что привело их к Преподобной. Оказалось, что женщина была полочанкой, а мужчина ― жителем Москвы. К Преподобной они пришли просить благословение на брак.

На вид, женщина была намного старше мужчины, так что, казалось, он годился ей в сыновья. У женщины этой были свои, уже взрослые, дети, у мужчины также ― жена и маленький ребенок. Монахиня Агриппина и Зинаида объяснили «влюбленным» значение происшедшего с ними у святых мощей.

Матушки сказали, что преподобная Евфросиния дала им прямой ответ: она не благословляет такой брак.

Рассказ составлен на основании свидетельства Зинаиды Колыбаловой, трудящейся в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

Чудомвозвращенныйкжизни

В августе 2002 года Дмитрий Юнак ехал на своем мотоцикле в гости к другу. В какой-то момент он не справился с управлением, и мотоцикл, сойдя на обочину, с силой ударился в дерево. Дмитрий получил серьезную травму черепа.

Когда пострадавшего в бессознательном состоянии привезли в хирургическое отделение городской больницы, врачи обнаружили у него пролом черепа в лобной части размером со спичечный коробок.

Узнав, что случилось с Дмитрием, его мать и брат Андрей поспешили в больницу.

Они, конечно же, были потрясены происшедшим и, увидев врача, прежде всего обратились к нему с вопросом: «Будет ли жить Дмитрий?» Хирург сказал, что в подобных случаях выживают редко, но медицинский персонал сделает все, что в его силах.

Более двух часов длилась операция, после которой врачи признали состояние Дмитрия безнадежным. Родственникам больного было сказано, что «он не жилец: ведь не может жить человек с дыркой в черепе». Убитые горем, Андрей с матерью плакали, глядя, как Дмитрия везут из операционной в реанимацию. В это время на консультацию к хирургу приехала монастырская сестра Иоанна с одной из матушек.

Увидев Андрея и его мать плачущими, Иоанна подошла к ним и спросила, что произошло. Андрей поведал ей о случившемся. И тогда Иоанна сказала: «Что же вы здесь стоите? Немедленно идите в монастырь к преподобной Евфросинии и просите у нее помощи».

Какое-то время Андрей с матерью колебались, но вскоре, обретя в словах послушницы спасительную надежду, последовали ее совету и поехали в монастырь.

В тот день в Спасском храме у святых мощей дежурила матушка Евдокия. Узнав о случившемся с юным Дмитрием, она стала говорить Андрею и его матери, что не нужно терять веру: Богу все возможно.

Матушка рассказала им несколько случаев исцелений, совершившихся по молитвам Преподобной, свидетельницей которых была она сама.

Поверив, что и их несчастью Господь может помочь, родственники Дмитрия долго молились у мощей преподобной Евфросинии, затем заказали молебен о здравии тяжелоболящего.

Целую неделю после операции Дмитрий находился в реанимации и жил подключенным к аппарату искусственной вентиляции легких. И вот, по истечении недели, ему стало лучше, чего никак не ожидали врачи. Спустя некоторое время сестра Иоанна, увидев Андрея Юнака в монастыре, спросила его о состоянии здоровья Дмитрия. Андрей с благодарностью в глазах ответил, что брат идет на поправку.

В настоящее время Дмитрий Юнак, чудом возвращенный к жизни по молитвам преподобной Евфросинии, живет в Полоцке со своими родными и трудится во славу Божию по мере своих сил.

Рассказ составлен на основании свидетельства Андрея Владимировича Юнака, жителя г. Полоцка. Январь 2005 г.

По книге: Преподобная Евфросиния, княжна и игумения Полоцкая. Житие, чудеса, служба с акафистом.― Минск: Православное братство в честь Святого Архистратига Михаила, 2006.

Также по теме:

К святой игумении Полоцкой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *