Ефрем сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Ефрем Сирин не сразу пришел к Богу. Часть жизни его была далека от праведной. После прозрения он проникся верой и сочинил свои тексты обращения к богу.

Молитва Ефрема Сирина – раскаяние грешника, осознавшего неправильность своих деяний и просящего за это прощения у Всевышнего. Она стала канонической и читается в церкви в определенные дни.

Числа не календарные, отсчет идет от Пасхи и Великого поста.

Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Путь к новой жизни: покаяние

Рожденный в православной христианской семье, Ефрем был воспитан в любви к Богу. Родители его вели праведную жизнь и старались привить это сыну. Но когда мальчик подрос, он не стал жить по правилам родителей. Юноша Ефрем не отличался смирением и богобоязненностью, часто совершал дурные поступки и позже сам это признавал.

Ефрем был груб с соседями и незнакомыми людьми, часто незаслуженно оскорблял их и унижал словесно. Пользуясь своей силой, он мог обидеть слабого физически. Парень вел порочную жизнь и не вспоминал о Боге.

Результатом непутевой жизни были различные трудные ситуации, из которых постоянно приходилось выбираться. Однажды он попал в ситуацию чрезвычайно трудную и сложную он не мог найти выход. Его бросили в темницу за преступление, которое он не совершал.

Во сне он услышал голос, предлагающий ему здраво посмотреть на свою жизнь и поступки, переоценить поведение и отношение к людям и Богу. Ему было предложено поставить себя в положение обиженных им людей и почувствовать, что они пережили.

Ефрем Сирин послушал голос и стал размышлять о своей жизни. У него был пример родителей, живущих праведно, с верой в сердце. Никто из обиженных соседей ни разу не пожелал ему зла, только призывал к разуму.

Результатом размышлений стало глубокое покаяние. Он обратился с прошением о прощении к Богу и искренне раскаялся в содеянном.

После этого, наутро был найден настоящий виновник преступления, Ефрема оправдали и отпустили.

Осознав неправильность своего поведения и грешность жизни, он стал отшельником. Ефрем Сирийский всю оставшуюся жизнь оплакивал свои грехи и молил Господа о прощении. За старания и самопожертвование, его прозвали «учитель сокрушения».

За верность Господу, праведные поступки и многочисленные тексты молитв и проповедей, учителю сокрушения предлагали церковный чин, но он отказался, решил, что недостоин его и продолжил жить отшельником.

Текст молитвы «Владыка живота моего великопостной»

Молитва состоит из четырех коротких текстов. В первых трех покаяние и просьбы в прощении основных земных грехов, совершаемых православными.

Последняя часть – просьба очищения души и тела от неправильных поступков:

  • празднословия;
  • любоначалия;
  • уныния;
  • праздности;
  • стяжательства.

В небольшом по объему тексте отражены все пороки человеческие. Слова молитвы наполнены просьбой о помощи обрести истинную веру и укрепиться в ней. Покаянная молитва направлена на духовное прозрение, наставление мирянина на путь истинный.

Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Как нужно читать молитву

В идеале посещать храм в дни, когда священник, лицом к Царским вратам, читает Великопостную молитву. Слова молитвенного текста следует повторять за ним, произнося их правильно и свято веруя в их истинное значение.

Тем, кто осознал свою неправильную жизнь и хочет раскаяться в своих прегрешениях, необходима покаянная молитва Ефрема Сирина. Когда нет возможности посещать церковь во время службы, читать ее следует дома, во время Великого поста, соблюдая все правила.

Первый раз текст читается за неделю до его начала, в Сырную седмицу – во вторник. Молитва произносится регулярно, кроме выходных дней – субботы и воскресенья. Завершается чтение в Великую среду – Страстную седмицу. За это ее называют еще Великопостной.

Молитвенный текст небольшой. Во время первого чтения после каждой фразы, бьется земной поклон. После завершающего «Боже, очисти мя грешного», следует совершить 12 поясных поклонов.

Можно слушать молитвы онлайн. Для этого достаточно найти нужную службу в интернете, и выбрать, какое исполнение больше всего подходит: на церковнославянском, греческом языке или найти русский текст, на котором повторять слова за священнослужителем значительно легче. Их смысл понятнее.

Одно из главных правил чтения покаянной молитвы Ефрема Сирина – это искренность. Только молитва человека, который осознал свои ошибки и хочет исправиться, будет услышана.

Если читать молитвенный текст автоматически, не задумываясь над смыслом и не осознавая значение каждого слова, то это будет пустым проведением времени.

Святой не услышит неискренних слов, не будет просить Всевышнего помочь человеку, наставить его на путь праведный.

Тексты молитв Ефрему Сирину

Преподобный Ефрем по происхождению был сирийцем. Он родился в православной семье и жил в IV веке. Кроме широко известной всем христианам покаянной молитвы, он составил множество проповедей, поучений и толкований Священного писания.

Кроме этого, великий проповедник писал на сирийском языке гимны и молитвы. Все они были переведены на греческий язык еще когда он был жив. Большинство текстов стали каноническими и читаются в храмах во время современных богослужений.

Тропарь глас 8

В нем поется благодарность великому учителю сокрушения, который сумел в своих молитвах проложить путь к прощению и правильной жизни, показать дорогу православным к истинной вере.

Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Кондак глас 2

Воспевает аскетическую жизнь святого Ефрема, его постоянные моления и покаяния после осознания своих неправильных, греховных поступков.

Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Величание

Верующие величают великого сирийского просветителя, называя его собеседником Ангелов и наставником монахов.

Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Молитва первая

В ней молящиеся просят Ефрема Сирийского услышать их слова и отнести прошение к Господу, чтобы он простил их грехи, принести дары веры и благочестия в их дома, храмы, защитить их от зла. В завершение они просят по окончании земной жизни Царствия Небесного.

Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Молитва вторая

В ней возносится святой Ефрем и молящиеся обращаются к нему с просьбой не забывать их, посещать и наставлять, как чад своих. Поминать их в своих молитвах Иисусу Христу, Небесному царю.

  • Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва
  • Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва
  • Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

Молитва третья

В ней верующие величают преподобного Ефремия, и воспевают ему хвалу. Святой показал им путь к праведной жизни. От небесного покровителя миряне отделены грехами своими. Верующие просят наставления и просить у Бога прощения для них.

    Вопросы священнику

    Жизнь сирийского проповедника, который смог осознать грешность своей жизни и искренне раскаяться, интересует прихожан. Особенно много вопросов возникает в связи с написанием Ефремом покаянной молитвы, ее глубокого смысла и назначение.

    Когда и как читается молитва Ефрема Сирина

    Молитва Ефрема Сирина читается во время Великого поста, в Сырную седмицу в среду и пятницу. Также, на каждый день, кроме субботы и воскресенья, на протяжении святой Четырехдесятницы. Затем продолжается чтение на Страстную седмицу, первые три дня. в эти же дни молитва сирийскому просветителю включается в ежедневное молитвенное правило. Исключением также являются суббота и воскресенье.

    Последний раз молитва «Буди имя Господне…» читается в храме в конце литургии в Великую среду. После этого начинаются богослужения, посвященные Страстной седмице.

    Во время Рождественского поста молитва Ефрема Сирина читается  в дни свершения вседневного богослужения, когда поется «Аллилуиа»., всего одиннадцать раз, по числам ноября: 19, 26 и 29. В декабре: 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 числа. Как и во время Великого поста, в эти дни богослужения носят покаянный характер.

    В дни поста православный христианин должен прилагать особое усилие, направленное на преобразование его жизни. Покаянная молитва Ефрема Сирина более других соответствует этому.

    Пушкин: молитва Ефрема Сирина

    Сирийский пророк Ефрем Сирин написал покаянную молитву на сирийском языке, затем она была переведена на греческий. В таком виде ее читали в церкви на Великий пост в определенные дни.

    В 1836 году на службе присутствовал образованный, знающий языки, петербургский прихожанин. Это был великий поэт Александр Пушкин. Он до такой степени проникся содержанием молитвы, что через 4 месяца не смог забыть ее.

    Предчувствовал окончание своего земного пути, он создал цикл стихотворений-молитв  покаяний, среди них основным был стих на русском языке «Отцы пустынники…», это пояснение на русском языке текста покаянной молитвы Ефрема Сирина. Александр Сергеевич хотел, чтобы удивительная молитва сирийского пророка была понятна всем мирянам и дошла до каждого сердца.

    Молитва святого Ефрема Сирина прозвучала на следующий год в среду Сырной седмицы 24 февраля 1837 года, через 4 недели после смерти поэта. Пушкин умер на следующий день после дня святого Ефрема Сирина. Объяснение этого стечения обстоятельств простое. Два великих поэта, разделенные по жизни земной временем, были связаны духовно.

    Толкование молитвы Ефрема Сирина

    Толкование молитвы учителя сокрушения простое: в нем содержатся все положительные и отрицательные стороны жизни православных христиан, покаяние и прошение. В коротком тексте особым образом перечисляются индивидуальные подвиги православного. Каждый из них направлен на избавление от определенного недуга, препятствующего вступлению на путь истинный, на обращение к Богу.

    К основным недугам относятся:

    • праздность;
    • небрежность;
    • нерадение;
    • любоначалие;
    • лень.

    Это именно та пассивность, которая заставляет проходить мимо и не обращать внимания на людей, которым нужна помощь. Лень совершать добрые богоугодные дела, предпочитая предаваться праздности.

    Нерадение и пассивность, тянущие человека вниз, не дающие ему возможности возвысится, подняться к светлой жизни.

    Задавая вопрос «зачем?» на каждый духовный призыв, человек погружается в болото повседневной серости и тьму греха.

    Любоначалие зарождается в человеке, который живет праздной жизнью. Его одолевает уныние и лень, извращают отношение к жизни и людям. Чтобы избавиться от всего этого, обратиться лицом к Богу, необходимо поселить в своей душе и стремление к праведной жизни.

    Молитва Ефрема Сирина не рассчитана на каждый день. Ее следует читать тем людям, которые осознали неправильность своей жизни, греховность мыслей и поведения.

    Читайте также:  Молитва о путешествующих на самолете: сильные тексты и к каким святым обращаться

    Только осмыслив свои ошибки и желая в корне все изменить, следует приступать к молению сирийскому проповеднику.

    Короткий, но сильный текст создан православным, осознавшим свои ошибки и истинно желающем их исправить, стать на путь истинный, жить праведно.

    Ефрем Сирин: святой, который никогда не смеялся — Лампада

    «Господи и Владыко живота моего…» Любой христианин, хоть раз бывавший в храме Великим постом, без труда назовет автора этой молитвы — преподобный Ефрем Сирин. Святой, живший в IV веке, оставил после себя текст, который в русской культуре является столь же значимым символом покаяния, как и 50-й псалом.

    Благодаря стихотворному переложению Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» об этой молитве слышали люди, которые никогда не заходили в церковь и не подозревали о существовании преподобного Ефрема.

    Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

    Для средневековых христиан ситуация была противоположной: Ефрема Сирина знали практически все, а вот список его трудов установить было невозможно. Историк Церкви Созомен рассказывает, что сочинения преподобного состоят из трех миллионов строк.

    Авторитет преподобного Ефрема был столь велик, что больше тысячи лет ему продолжали приписывать авторство все новых и новых сочинений. В те времена считалось нормальным приписывать важные идеи авторитетному святому, чтобы доверие к последнему делало аргументацию более убедительной.

    По сравнению с этим обилием произведений биографические сведения о святом весьма скудны. На русском языке до сих пор не издано ни одного древнего жития подвижника.

    В самом популярном агиографическом многотомнике — Житиях святых по святителю Димитрию Ростовскому житие Ефрема Сирина представляет собой искусственное объединение разных источников, в том числе и весьма поздних.

    Если же обратиться к текстам самого преподобного Ефрема, то можно найти интересные сведения из его жизни, которые не попали в популярные жизнеописания.

    Непосредственным поводом для обращения молодого человека, родившегося в самом начале IV века, стало ложное обвинение в краже овец.

    В ожидании приговора судьи святой провел в заключении больше двух месяцев и получил несколько откровений от Бога, в которых ему напомнили старый грех — шутки ради он до смерти загнал корову бедняка-соседа.

    Впоследствии размышления о покаянии и плач о грехах станут излюбленными темами его проповедей и молитв.

    Верующие очень рано оценили значение текстов святого. Еще при его жизни многочисленные проповеди, толкования Священного писания, антиеретические сочинения и молитвы переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки.

    Почти сразу у святого появились и подражатели. Его авторитет был столь высок, что его творения фактически приравнивались к библейским текстам.

    Блаженный Иероним, составлявший в 392 году жизнеописания святых мужей, отмечает, что сочинения Ефрема пользовались большой славой: их читали гласно, в церкви, тотчас после Священного Писания.

    Литературная слава была предначертана святому с самого рождения. Один из агиографических памятников рассказывает о виноградной лозе, выросшей во рту ребенка. Этот сон видели родители преподобного Ефрема. В древнем сирийском житии есть сходный эпизод — видение старца, в котором ангелы просят преподобного Ефрема съесть свиток.

    Несмотря на то что поедание свитка в качестве символа красноречия было традиционным житийным топосом (достаточно вспомнить поговорку «Твоими устами бы да мед пить»), в случае с преподобным Ефремом эта метафора как никогда уместна.

    Святой был величайшим представителем сирийской литературы и в своих творениях использовал изощренную литературную технику, основанную на повторах, использовании устной речи и созвучий.

    Сергей Аверинцев в статье, посвященной преподобному Ефрему, называл его поэзию «пророческой», находил ей аналогии в текстах Ветхого и Нового Завета, а также приводил примеры каламбурного построения фраз на сирийском языке.

    Использование каламбуров в поэзии Ефрема Сирина позволяло ему бороться с распространением лжеучений. Некий еретик проповедовал свое учение с помощью песен, сложенных на популярный мотив.

    Святой использовал этот стихотворный размер для проповеди Православия, о чем специально говорил в заглавии своих сочинений.

    Более того, будучи музыкантом, преподобный Ефрем иногда указывал, на какой мотив нужно исполнять тот или иной гимн.

    До сих пор исследователи спорят, знал ли сирийский подвижник греческий язык. По одной из версий преподобный Ефрем знал его с молодости и даже оставил на нем несколько текстов, по другой — святой чудесным образом стал понимать и разговаривать на греческом языке во время беседы со святителем Василием Великим.

    О самой встрече прославленного сирийского аскета с архиепископом Кесарийским также рассказывают поразному. Все началось с того, что преподобный Ефрем в молитве получил откровение встретиться со столпом веры по имени Василий.

    Святой вместе с одним спутником прибыл в Кесарию и пошел в храм, где святитель совершал богослужение.

    В житии, изложенном по творениям святителя Димитрия Ростовского, рассказывается, что преподобный Ефрем стал громко восхвалять архиепископа в церкви, и окружающие люди говорили: «Этот монах хочет что-то получить от епископа».

    Ближе к реальной ситуации более древняя версия. Святой мысленно выразил недоумение, как столпом веры может быть человек, одетый в столь пышные одежды и пользующийся таким почитанием.

    В этот момент святитель Василий посылает своего архидиакона с просьбой к преподобному Ефрему пройти в алтарь.

    Первый раз святой отказывается, во второй идет в алтарь и уже там произносит фразу «Воистину велик Василий».

    Подвижники наслаждаются беседой друг с другом, и, по одной из версий, святитель Василий совершает диаконскую хиротонию преподобного Ефрема. От иерейской хиротонии монах по смирению отказался.

    Отметим, что древние источники сохранили не только упоминание о диаконском сане сирийского подвижника, но и его словесный портрет. По словам Сергея Аверинцева, «о нем сохранилась живая память как о низкорослом, лысом и безбородом человеке с необычайно сосредоточенным выражением лица, которого невозможно было развлечь или рассмешить».

    Последняя фраза — скорее часть образа преподобного, чем его реальная черта. Автор многочисленных молитв и покаянных слов, по мысли средневековых христиан, просто не мог быть веселым человеком.

    О молитвах Ефрема Сирина нам известно и много, и мало. Автор «Толкового Типикона» Михаил Скабалланович пишет: «В “Актах (житии) св.

    Ефрема” говорится, что “он возвышенными и духовными песнями (odas) своими преподал учение о Рождестве Христовом, Крещении, посте, страдании (Христовом), Воскресении, Вознесении и прочих таинствах оного Божественного промышления; сюда он присоединил и другие гимны — о мучениках, о покаянии, об умерших”». По мнению Скабаллановича, преподобному Ефрему принадлежит и еще целый ряд молитв, включая и Великопостную молитву Ефрема Сирина.

    Первые достоверные письменные сведения о том, что молитва «Господи и Владыко живота моего» должна читаться Великим постом, восходят к Иерусалимскому типикону Х века, но, скорее всего, текст этот был известен в Церкви гораздо раньше. Значение главной молитвы Великого поста она приобрела лишь в Русской Церкви, когда ее стали многократно и гласно повторять. Достаточно открыть Постную триодь, чтобы убедиться в частотности ее употребления.

    К сожалению, в тексте жития преподобного Ефрема не удалось найти обстоятельств написания этой проникновенной молитвы, зато можно привести косвенное доказательство того, что текст принадлежит перу «сирийского пророка».

    Некоторые древние памятники рассказывают о том, что сирийский отшельник просил у Бога умерить в нем умиление — «ослаби ми волны благодати Твоея».

    Просьба очень странная для обычного христианина и очень характерная для преподобного Ефрема, который большую часть жизни так искренне говорил о покаянии, что его проповеди на эту тему до сих пор остаются излюбленным чтением монахов и мирян.

    Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитваУспение Ефрема Сирина, св. прп.); Византия; XVI в.; местонахождение: Греция. Метеоры. Монастырь Николая Анапафсаса
    Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитваУспение Ефрема Сирина, св. прп. (фрагмент); Византия; XVI в.; местонахождение: Греция. Метеоры. Монастырь Николая Анапафсаса

    Наследие преподобного Ефрема Сирина чрезвычайно обширно и включает в себя толкования на Священное Писание, проповеди и поучения, многочисленные гимны и молитвы, вошедшие отчасти в современное богослужение. Еще при жизни преподобного они были переведены на греческий язык.

    Ефрем Сирин отчетливо избегал всякого философствования, большее внимание он уделял нравственному учению.

    Именно в проповедях он раскрывает свой талант оратора, не используя излишние риторические формы, но неизменно переводя разговор в практическое русло.

    Часть его проповедей написаны в форме диалога учителя и ученика, часть – как последовательное объяснение того или иного фрагмента Священного Писания.

    На русский язык до сих пор переведена лишь незначительная часть его наследия.

    Память святого преподобного Ефрема Сирина 28 января / 10 февраля

    Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

    Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8

    Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Кондак преподобного Ефрему Сирину, глас 2

    Час присно провидя Суда, / рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный, / делателен же был еси в делех учитель, преподобне. // Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию.

    Величание

    Ублажаем тя, / преподобне отче Ефреме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов // и собеседниче ангелов.

    Рекомендуем прочитать:

    • Пастух и пастырь
    • Великопостные чтения. Книга пророка Исаии
    • Что такое отдание праздника?
    • Загадка Едема
    • Патриарх Иов (1589—1605)

    В чем каялся преподобный ефрем сирин – автор самой известной покаянной молитвы — православный журнал "фома"

    Преподобного Ефрема Сирина все православные христиане знают как выдающегося подвижника и одного из самых авторитетных толкователей Священного Писания в Церкви. Современники называли его ни много ни мало, как  пророк Сирийский. Однако жизнь преподобного не сразу пошла по прямой дороге.

    Читайте также:  Пимен великий: житие преподобного и икона, день памяти святого и в чем помогает

    В юности он обладал весьма пылким нравом и порой находился на грани настоящего преступления. Причиной этому преподобный называл впоследствии свое тогдашнее неверие в благой Промысл Божий, управляющий всеми событиями в мире.

    Убежденность в том, что все в жизни происходит случайно, едва не погубила будущего подвижника, но Господь показал ему действие Своего Промысла, хотя и весьма необычным образом.

    Однажды Ефрем отправился в путешествие, хотя точнее было бы сказать — бродяжить, потому что какой-то определенной цели у него не было. В пути он заночевал в поле у гостеприимного пастуха, вместе с которым они напились вина и уснули.

    Ночью на стадо напали волки и утащили овец. Наутро хозяева стада обвинили пришлого бродягу в краже скота и потащили его к судье. Представ перед судьей, Ефрем попытался объяснить, как на самом деле все происходило.

    Вслед за ним в суд был приведен человек, пойманный в прелюбодеянии с одною женщиною, которая убежала и скрылась. Судья, отложив исследование дела, обоих подсудимых отослал в тюрьму. Там вместе с ними оказался еще и крестьянин, арестованный за убийство.

    Но как Ефрем не был похитителем овец, так и приведенный с Ефремом не был прелюбодеем, и земледелец — убийцею.

    Ефрем Сирин: житие преподобного и значение святого в православии, молитва

    Рисунок Елены Поповской

    На восьмой день ареста, во сне, Ефрему явился некто и сказал: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл. Перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал за свою жизнь. Тогда на своем примере убедишься, что арестованные с тобою люди страдают сейчас не несправедливо, хотя и невиновны в преступлениях, которые им вменяют».

    Пробудившись, Ефрем стал размышлять о видении и отыскивать в памяти свои проступки. Вдруг он вспомнил, что, быв в этом же селении прежде, из пустого озорства он выгнал среди ночи из загона на поле корову одного бедного человека. Она была стельной и обессилела от холода. В поле ее настиг зверь и растерзал.

    Потрясенный открывшейся ему картиной Божьего Промысла, Ефрем тут же рассказал остальным заключенным про свой сон и забытую вину.

    Рассказ произвел на них сильное впечатление, и они тоже начали вспоминать: крестьянин видел человека, тонувшего в реке, и хотя мог ему помочь, однако ж не помог; а городской житель присоединился к обвинителям одной оклеветанной женщины, вдовы; братья ее, обвинив в прелюбодеянии, лишили ее отцовского наследства, дав из отсуженного часть и ему — за лжесвидетельство в суде.

    Преподобный Ефрем так описывает свои впечатления от этой исповеди товарищей по несчастью: «При сих рассказах начал я приходить в сокрушение; потому что в этом было некоторое явное воздаяние.

    И если бы один я был, то сказал бы, может быть, что все это случилось со мною просто по-человечески. Но мы трое постигнуты тою же участию.

    …Заснув в другой раз, вижу, что тот же говорит мне: «завтра увидите и тех, за кого терпите вы обиду, и освобождение от взведенной на вас клеветы»».

    Далее получилось так, что в суд по совсем другим делам «случайно» были приведены истинные виновники преступлений, за которые томились в темнице соседи Ефрема. В ходе разбирательства судья выяснил истину, дознавшись и до той, скрытой ранее, их вины.

    В придачу к этому, накануне рассмотрения дела Ефрема, так же «случайно» был назначен на должность новый судья, который «случайно» же оказался родом из тех мест, откуда ушел бродяжить юный Ефрем.

    Более того, этот новый судья «случайно» оказался хорошим знакомым родителей Ефрема, бывал у них в доме и помнил его ребенком. Кончилась эта история тем, что невиновных из тюрьмы выпустили, виновных наказали.

    А сам Ефрем после почти семидесяти дней пребывания в тюрьме на всю оставшуюся жизнь уверовал в то, что случайностей в жизни не бывает, а каждый совершенный грех имеет свое воздаяние.

    Так начиналась жизнь того, кто сейчас известен всем православным христианам мира как преподобный Ефрем Низибийский, cирийский пророк.

    другие истории из серии «5 историй покаяния»

    Материалы «Фомы» о покаянии и молитве Ефрема Сирина:

    Совесть очищается стыдом (протоиерей Павел Великанов о значении покаяния в жизни христианина)

    Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания?

    Житие Ефрема Сирина

    Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема[1]был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере.

    Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами.

    Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души.

    В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова.

    Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения.

    Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз.

    Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости.

    Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце.

    Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

    Через некоторое время после крещения, в возрасте около 20 лет, преподобный Ефрем бежал от городской суеты в пустыню, чтобы в тишине общаться c Господом и жить в окружении ангелов.

    Он переходил c места на место, свободный от всякой привязанности, и шел туда, куда вел его Святой Дух ради пользы его души и душ его братьев.

    Так преподобный Ефрем пришел в город Едессу поклониться святыням и найти святого человека, чтобы вместе c ним вести монашескую жизнь.

    По дороге он встретил женщину дурного поведения. Святой сделал вид, что принимает ее предложение, и велел следовать за собой. Однако вместо того, чтобы искать уединенное место, подходящее для греха, он привел ее на людную городскую площадь.

    Блудница спросила: «Зачем ты привел меня сюда? Тебе не стыдно быть здесь, на глазах у людей?» Святой ответил: «Несчастная! Ты боишься человеческих взглядов, но почему ты не страшишься очей Господа, Который видит все и Который в последний день будет судить все наши дела и все наши мысли, даже самые потаенные?» Охваченная страхом, женщина покаялась. Тогда святой отвел ее туда, где она могла трудиться ради своего спасения.

    Проведя несколько лет в Едессе, преподобный Ефрем снова ушел жить в пустыню. Он услышал молву, восхвалявшую добродетели святителя Василия Великого, и тогда от Господа он удостоился видения, в котором епископ Кесарийский был подобен огненному столпу, соединяющему небо и землю. Преподобный Ефрем немедленно отправился в Каппадокию.

    Он прибыл в Кесарию в день Богоявления и вошел в церковь как раз во время Божественной литургии. Хотя преподобный Ефрем не понимал греческого языка, проповедь великого святителя потрясла его, ибо он видел, что на плече святителя Василия сидит белый голубь и говорит ему на ухо вдохновенные слова.

    Тот же голубь открыл святителю Василию, что в толпе прихожан стоит смиренный сирийский подвижник. Святитель велел прислужникам найти его и затем некоторое время беседовал c ним в алтаре. Господь внял молитве епископа: преподобный Ефрем сразу заговорил c ним по-гречески, будто знал этот язык c детства.

    Василий Великий рукоположил преподобного Ефрема в диакона и после этого отпустил на родину.

    В это время Рим и Персия постоянно вели длительные войны (338–387). По всей Персии начались безжалостные преследования христиан, которые считались союзниками римлян. Преподобный Ефрем в пустыне узнал о страданиях своих братьев и вернулся в Нисибин, чтобы помогать им трудами и словами.

    Еще в детстве Господь открыл подвижнику его будущее призвание в видении плодоносной лозы, произраставшей из уст отрока и заполнявшей всю землю. Все небесные птицы садились на эту лозу и насыщались ее плодами, и чем больше ягод они отщипывали, тем больше новых гроздьев появлялось на лозе.

    Благодать Святого Духа в таком изобилии изливалась на преподобного Ефрема, что, когда он обращался к народу c проповедью, его язык не успевал произносить вслух все те небесные мысли, которыми наполняло его ум Божественное вдохновение, и казалось, будто он поражен заиканием.

    Поэтому преподобный Ефрем обращался к Господу c такой необычной молитвой: «Господи, умерь поток Твоей благодати!»

    Читайте также:  Каноны ко святому причащению: как подготовиться к исповеди, тексты молитв, какие читать

    Преподобный Ефрем постоянно наставлял народ и укреплял в вере, которой угрожали язычники и еретики. В остальное время он смиренно служил всем, будучи истинным диаконом и уподобляясь Христу, Который стал служителем для нас.

    Так из смирения преподобный Ефрем всегда отказывался от священства.

    Добродетели, молитвы, плоды созерцания и размышления, та благодать, которую изливал на него Господь, – все это он считал не своим достоянием, а украшением Церкви, Невесты Христовой, облеченной в золотой венец c драгоценными камнями.

    Когда в 338 году Нисибин осадили персы, город был спасен благодаря молитвам святого Иакова (память 13 января) и преподобного Ефрема.

    Однако за этим последовали новые войны, и в конце концов в 363 году Нисибин был сдан жестокому персидскому царю.

    Преподобный Ефрем, как и многие другие христиане, не пожелал жить под владычеством язычников и ушел в Едессу. Там он провел последние десять лет жизни.

    Преподобный Ефрем преподавал в Едесской школе, развивая заложенные святым Иаковом еще в Нисибине основания экзегетической традиции, которая c этого времени стала называться персидской школой.

    В этот же период была написана большая часть замечательных творений преподобного Ефрема, в которых познание Господа и священных догм облачено в драгоценное одеяние несравненного поэтического языка.

    Считается, что преподобный Ефрем написал более 3 миллионов строк на сирийском языке: толкования к большинству книг Священного Писания, сочинения против ересей, гимны о рае, девстве, вере, о великих таинствах Спасителя и праздниках всего года.

    Большая часть этих гимнов вошла в богослужебные книги Сирийской Церкви, поэтому преподобного Ефрема называют также цевницей Святого Духа и вселенским учителем. Другие весьма многочисленные сочинения дошли до нас под его именем на греческом языке. Это в основном сочинения о сокрушении, подвижничестве и монашеских добродетелях.

    Во время голода 372 года преподобный Ефрем организовал помощь нуждающимся жителям Едессы. На следующий год он отошел ко Господу, окруженный многочисленными монахами и подвижниками, пришедшими из монастырей, пустынь и пещер, чтобы почтить последние минуты жизни святого.

    Преподобный Ефрем оставил им трогательное «Завещание», исполненное смирения и сокрушения, в котором настоятельно просил всех любящих его не устраивать пышных похорон, но бросить его тело в общую могилу для чужеземцев и вместо цветов и благовоний помочь ему молитвами.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

    [1] Для этой статьи использовано в основном «Житие преподобного Ефрема», приписываемое святителю Григорию Нисскому (PG. 46. 819–850), но, скорее всего, написанное в VI в.

    Учение и духовная практика преподобного Ефрема освещаются на основе его сочинений, сохранившихся на сирийском и армянском языках. См.:Brock S. L’Oeil de lumiere. Abbaye de Bellefontaine, 1991 (Spiritualite orientale. 50).

    Греческие тексты, сохранившиеся под именем святого Ефрема и переведенные на русский язык, по большей части не совпадают c его аутентичными сирийскими творениями. – Прим. ред.

    День преподобного Ефрема Сирина: молитвы и обычаи праздника

    «Пророк покаяния» — так называли современники Святого Ефрема, который оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди, поучения и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.

    В своих наставлениях он охватил почти весь круг нравственных предметов и преподал верное и полное понятие о нравственном совершенстве и добродетели.

    Житие

    Преподобный Ефрем Сирин (сириец) родился в начале IV века (год его рождения точно неизвестен) в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали сына в благочестии.

    Дар красноречия был предсказан Ефрему еще в детстве. Родителям будущего Святого приснился вещий сон: как будто виноградная лоза выросла из уст мальчика и наполнила все небо сладкими и неиссякаемыми гроздьями.

    Однако с детства Ефрем был вспыльчивым и раздражительным, часто ссорился и совершал необдуманные, а порой и глупые поступки до тех пор, пока Господь не вразумил его.

    Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу, где он во сне услышал голос, который призвал его к покаянию. Спустя время юношу оправдали и отпустили, и он удалился в горы, где стал отшельником и одним из учеников Святого Иакова, впоследствии святителя Низибийского. 

    © photo: Sputnik / Григорий Сысоев

    Церковь Святого Иакова на холме Куденберг в Брюсселе

    Под духовным руководством Святого Иакова преподобный Ефрем учился кротости и смирению, покорности Промыслу Божию, дающему силу безропотно переносить различные искушения.

    Святитель Иаков высоко ценил достоинства своего ученика и употреблял их на благо Церкви, поручая ему читать проповеди и обучать детей.

    Господь дал ему дар учительства — люди приходили к преподобному Ефрему, слушали его проповеди, читали его труды и учились покаянию, вере и благочестию. Говорили, что из уст его подобно сладкой реке истекала благодать, наполнявшая души его слушателей то умилением, то страхом Господним. А язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.

    В конце своей жизни преподобный Ефрем отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих пустынников и пообщаться с ними. На обратном пути он посетил в Кесарии Каппадокийской святителя Василия Великого и по его настоянию был посвящен им в сан диакона, в котором Ефрем пребывал до конца жизни.

    © photo: Sputnik / Михаил Воскресенский

    Древняя Пальмира

    По возвращении в свою Едесскую пустынь преподобный Ефрем хотел конец жизни провести в уединении. Но Промысл Божий еще раз вызвал его на служение ближним. В то время, жители Едессы страдали от свирепствовавшего голода.

    Сильным словом преподобный побудил богатых оказывать помощь неимущим. На приношения верующих он построил богадельню для нищих и больных. Затем преподобный удалился в пещеру под Едессой, где и остался до конца своей жизни.

    Дожив до глубокой старости, Ефрем Сирин скончался примерно в 373 году и был погребен в своей обители, в сирийской пустыне.

    Творения и книги

    Святой Ефрем оставил после себя многочисленные письменные творения: догматические сочинения, толкования Священного Писания, церковные песнопения и молитвы, которые обогатили церковное богослужение.

    Литературная слава была предначертана Святому с выше. Один из агиографических памятников рассказывает о видение старца, в котором преподобный Ефрем съел свиток, поданный ангелом. А вскоре после этого, Святой начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиленье каждого, читавшего их и слушавшего.

    Ефрема Сирина называли Святым, который никогда не смеялся, более того из глаз его непрестанно лились слезы. О нем говорили, что плакать для Ефрема было так же естественно, как для других дышать воздухом.

    © photo: Sputnik / Yuri Kaver

    Евангелие 17 века

    Толкование Святого о слезах звучат так: «Начало плача — познание самого себя. Плач созидает и охраняет. Плач отирает слезами душу и делает ее чистой. Плач рождает целомудрие, отсекает прихоти, усовершает добродетели».

    Преподобный Ефрем писал по-сирийски, но его произведения были переведены и на другие иностранные языки: греческий, армянский, латинский, славянский.

    Великопостная молитва

    Среди известных трудов Святого: молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божьему, Пресвятой Богородице, песнопения, которые исполняются в церкви на дни великих Господних праздников — Рождества Христова, Крещения, Воскресения.

    Его молитва «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом — в дни покаяния и очищения души.

    © photo: Sputnik /

    «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

    В кратких строках молитвы преподобного Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

    При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

    Традиции и обычаи

    На Руси у Ефрема было множество прозвищ: ветродуй, запечник, прибаутник, сверчковый заступник — соответственно, традиций и примет с этим днем было связано немало.

    Для того, чтобы уберечь дом от нечистой силы и злых людей, пол в этот день в избе нужно было подмести веником из полыни. В этот день также категорически запрещалось убивать насекомых, которые жили в доме.

    Главным событием этого дня были именины домового — доброго духа, хранителя дома и всего, что в нем находится. Люди, чтобы его задобрить, оставляли кашу на ночь на кухне.

    В народе считали, что домовой не любит ссор, сварливых и неаккуратных людей и он их наказывает, пугая по ночам и создавая в доме беспорядок — гасит в печи огонь, опрокидывает лавки, разбрасывает посуду, прячет вещи.

    А добрые и старательные люди всегда могли рассчитывать на его помощь.

    В старину в каждой крестьянской семье держали кошку не только для охоты на мышей. Поговаривали, что кошка — это хозяйка дома, и она может поладить с домовым.

    На Ефрема весь вечер на посиделках посвящали рассказам о домовом, его повадках и проделках. Рассказывали байки, пели частушки и прибаутки.

    По приметам этого дня судили и о предстоящем лете — ветер на Ефрема предвещал дожди и сырость.

    О чем молятся

    Преподобному Ефрему Сирину молятся, если человека одолевают злоба или гнев. Женщины просят святого вразумить сердитых мужей, склонных распускать руки, а также молятся о мире в семье, доме и государстве.

    Молитва

    О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние.

    Да не во зло обратим дары Всеблагого Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святый храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякого зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков.

    Аминь.

    Материал подготовлен на основе открытых источников.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *