Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Содержание:

5 ноября 2016 года в православном календаре отмечено как Дмитриевская поминальная суббота. Когда был установлен этот день? Какое отношение к нему имеет святой Дмитрий? Зачем в этот день приходить в храм и как поминать родных и близких? Обо всем этом мы расскажем в статье.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Дмитрий Солунский и поминовение усопших воинов

Читать также:

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы У Бога все живы, или Зачем молиться за усопших

В церковном календаре насчитывается восемь поминальных суббот, заключающей среди которых считается Дмитриевская. Она предшествует дню памяти великомученика Дмитрия. Почему именно с этим святым связано поминовение усопших? Попробуем разобраться.

Дмитрий Солунский родился на территории современной Греции в городе Салоники в ІІІ веке. Тогда это еще была территория Римской империи.

После смерти отца его назначили на отцовскую должность — быть прокуратором города. В чем заключались его обязанности? Охранять город от внешних захватчиков, руководить работой военных начальников.

В связи с этим часто в житии святого пишут, что он был военным.

На Руси великомученика Дмитрия считали покровителем армии. Особенно импонировал образ святого Дмитрию Донскому, названному в честь святого. Перед сражениями князь молился не только к Господу и Богородице, но ко своему небесному покровителю.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

После победы на Куликовом поле в 1380 году был установлен специальный день поминовения воинов. В присутствии Дмитрия Донского панихиду по погибшим отслужил Сергий Радонежский в Троице-Сергиевом монастыре.

Это была первая так называемая Дмитриевская поминальная суббота. Дату выбрали очень удачно:

  1. Это суббота — именно этот день в православии считается поминальным.
  2. Накануне дня памяти Дмитрия Солунского — защитника воинов и небесного покровителя Дмитрия Донского.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Традиция поминовения сохранилось до наших дней с одним только отличием: молятся за всех усопших, крещенных в православии, а не только военных.

Дмитриевская поминальная суббота: обязательно ли идти в храм?

Молиться за усопших — древняя благочестивая традиция и своего рода долг каждого православного христианина.

Христианство учит тому, что после физической смерти человек не перестает существовать. Он пребывает в ином мире в ожидании Страшного суда. Еще точно не известно, где после воскрешения умерших будет находиться дорогой вам человек. И каждой своей молитвой, милостыней вы облегчаете его загробную участь. Образно говоря, усопшие ждут поминовения как духовного подарка.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Если вам дорог отошедший в мир иной, не ленитесь помолиться за него, подать милостыню. Если он умер некрещеным, тогда вы можете поминать его только дома — келейно, если крещен — подавать записки в храме.

Что такое «панихида»?

Существует особая служба за усопших, и называется она «панихида». Именно ею и заканчивается Дмитриевская поминальная суббота.Панихида совмещает в себе два вида помощи умершим:

Верующие приносят в храм жертву в виде разных продуктов питания: хлеб, растительное масло, сахар, крупы, овощи, фрукты, сладости. Нет определенного перечня и количества — кто сколько может, столько и жертвует. После службы священник освящает эти продукты. Затем их раздают нуждающимся или служащим в храме.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Также существует традиция готовить и освящать в поминальную субботу коливо — вареную пшеницу или рис с медом, орехами и сухофруктами. Эта кутья имеет символическое значение: как зерно прорастает в земле, так и усопший, захороненный в земле, восстанет в Судный день, мед же указывает на сладость райской жизни.

Как подготовиться к поминальной субботе?

Подготовьтесь к Дмитриевской поминальной субботе заранее: в пятницу купите все соответствующие продукты и напишите поминальную записку, которую с утра подадите в храме. Помните, что Церковь молится только за тех людей, которые к ней принадлежали.

Не поминаются в храме:

  1. Некрещеные, иноверцы — они через таинство крещения не вошли в Православную Церковь.
  2. Самоубийцы — по своей воле отказавшиеся от Божьего замысла и надежды на вечное блаженство.

Поданная записка — это только часть поминовения умерших. Важно, чтобы вместе со священниками молились и вы.

Дмитриевская поминальная суббота, то есть богослужения в этот день, включают не только панихиду, но и Литургию. Если есть возможность, заранее подготовьтесь и причаститесь в этот день. Тогда ваша молитва за усопших будет соединяться с благодатью Причастия.

Дополнительно о Дмитриевской родительской субботе и Дмитрие Солунском рассказывается в этом видео:

Дмитриевская родительская суббота 2 ноября: традиции и молитвы

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Большую помощь душе усопшего оказывают наши молитвы. Дмитриевская родительская суббота — хорошая возможность помянуть почивших близких и облегчить их загробную жизнь.

В начале ноября православный мир отметит Дмитриевскую родительскую субботу — день, когда каждый может помянуть близких и помолиться за них. Священнослужители советуют поминать усопших в соответствии с церковными традициями. О том, как провести 2 ноября, расскажут специалисты dailyhoro.ru.

Традиции Дмитриевской субботы

В родительскую субботу православным обязательно нужно присутствовать в церкви на панихиде и литии, а после службы вспомнить покинувших этот мир на поминальных обедах. Рекомендуется посетить могилы родных и близких и навести там порядок.

Согласно установленным церковью традициям, поминать усопших начинают накануне родительской субботы — в пятницу на храмовой службе, в процессе которой читаются молитвенные тексты, тропари и песнопения. В субботнее утро после литургии проходит панихида, перед которой верующие передают записки с именами почивших.

По православной традиции на родительскую субботу в храм приносят угощения — хлебные изделия, сухофрукты, орехи и мед — и складывают их на канон.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

Молитвы об усопших

Поминальная молитва — неоценимая помощь усопшим. Душа ушедшего в иной мир нуждается в вечной памяти и постоянной молитве.

Молитва об умерших: «Милостивый Боже, опора в судьбах наших. Всякий окажется перед Тобой в час расплаты, каждый предстанет перед судом Твоим. Просим Тебя, Отче, спаси души всех почивших православных христиан.

Даруй им любовь свою да отпусти грехи, совершенные в жизни. Умоляем Тебя о прощении. Боже Великий, просим и о покое почивших, чей прах не предан земле. Даруй им беспристрастный суд, но спаси от мучений.

Защити души от скитания во мраке, забери их под свой покров. Аминь».

Молитва о почивших родственниках: «Отец Небесный, услышь молитвы наши. Рабы Твои, преклоняем колена в смирении и просим упокоить души близких наших (имена), покинувших этот мир. Прими их и отпусти им прегрешения, даруй им жизнь вечную. Аминь».

Димитриевская родительская суббота 2017: что нести в церковь, как поминать, молитвы о поминовении успоших

В Дмитриевскую родительскую субботу в 2017 году и всегда все верующие христиане посещают могилы усопших родных, в храмах, церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех воинах, кто погиб, (или пострадал за православную веру.) Если нет возможности посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвыДмитриевская родительская суббота в 2017 году приходится на 28 октября. Начинать день нужно с обязательного похода в храм. Там помолиться за предков, поставить им свечки, сделать подношения храму и заказать заупокойную литургию. После службы обязательно раздать милостыню тем, кто просит у храма.

По возможности после окончания службы нужно посетить могилы родственников, привезти им поминальные пироги. На могиле родителей в Дмитриевскую субботу рекомендуется провести заупокойную панихиду.

Об этом стоит заблаговременно до наступления родительской субботы договориться со священником. Дома нужно накрыть стол, помолиться за души умерших и поминать их добрым словом.

Не забывать читать заупокойные молитвы.

Дмитриевская родительская суббота: как поминать усопших

Чтобы помянуть в церкви своих умерших родственников нужно приготовить заранее записки с именами усопших. В записке крупными печатными буквами необходимо написать имена тех кого следует поминать.

Все имена должны быть в церковном написании и в родительном падеже. В качестве пожертвования в храм принято приносить постные продукты — хлеб, сладости, фрукты, овощи.

А вот мясные изделия или алкоголь (кроме Кагора) жертвовать не положено.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда — кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников.

К поминальным пирогам в этот день относились особенно, так как на столе можно было встретить их огромное разнообразие с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее.

Причем форма обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса — жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах.

Но вот традиционное и основное было — фаршированная свиная голова.

Дмитриевская родительская суббота: молитвы об усопших

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Читайте также:  Почаевская икона божией матери: значение, в чем помогает и где находится, молитвы

Димитриевская родительская суббота: день поминовения усопших

Димитриевская родительская суббота: поминовение усопших, традиции, служба и молитвы

2 ноября 2019 года отмечается Димитриевская родительская суббота – день особенного поминовения усопших. Эта традиция пошла от обычая молиться за погибших во время Куликовской битвы накануне дня ангела великого князя Димитрия Донского. Сама же практика поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Что говорят о ней святые отцы? Какие еще существуют традиции поминовения?

Святые отцы о поминовении усопших

Традиция поминовения усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания. Доказательство тому содержат древние литургии и свидетельства святых отцов и учителей Церкви. Св.

Дионисий Ареопагит: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем – все предстоящие; в молитве же просят бесконечную благость Божию, да простит (Бог) усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание…» И далее: «Об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, пришедшее к нам от наших богодухновенных наставников предание изложить необходимо».

Святой Афанасий Великий: «Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих».

Святой Григорий Нисский: «Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместно Церковью Божией, но это есть дело весьма богоугодное и полезное – при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере» (там же, у святого Иоанна Дамаскина).

Святой Иоанн Златоуст: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние» (беседа 3-я на Послание апостола Павла к филиппийцам). «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» (Беседа 21-я на Деяния апостольские).

Почему поминовение благотворно для усопших?

Вот что пишет о поминовении усопших св. Иоанн Кронштадтский: «Некоторые говорят: к чему поминовение имен усопших или живых при молитве за них? Бог, как всеведущий, и сам знает эти имена, знает и нужды каждого.

Но так говорящие забывают или не знают важности молитвы, не знают, как важно от сердца сказанное слово, — забывают, что правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою, которую Господь, по благости Своей, вменяет как бы самим умершим или живым в заслугу, как членам единого тела Церкви.

— Такие не знают, что и Церковь первородных, на небесех написанных [Евр. 12, 23], по любви своей постоянно молится за нас Богу, — и именно упоминает пред Богом особенно о именах тех людей, которые молятся им, — равное за равное. Мы поминали их, они — нас.

А кто не поминает по любви своей ближних своих в молитве, тот сам не будет помянут и сам не удостоится поминовения. — Много значит на молитве одно слово веры и любви. Много может молитва праведного [Иак. 5, 16]» (Моя жизнь во Христе. Том 2. Запись 1229)

В писаниях древних отцов и учителей церкви мы находим объяснения тому, почему наши молитвы могут быть спасительны для скончавшихся собратьев наших.

Святой Кирилл Иерусалимский: «Хочу я вас и примером уверить, ибо я знаю – многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? А что, если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетя венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом, и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Святой Иоанн Златоуст: «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к Небу руками и когда предлежит Страшная Жертва, – как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли».

И в другом месте: «Есть еще, поистине есть возможность, если хотим облегчить наказание скончавшемуся грешнику. Если будем творить о нем частые молитвы и раздавать милостыни, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он ради апостола Павла спас других и ради одних щадил других, то как не сделает того же самого и для нас?»

Блаженный Августин: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим.

Ибо вся Церковь соблюдает это, как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них.

Кто также усомнится, что и дела милосердия, совершаемые для умилостивления за них, приносят пользу тем, о которых не всуе (не напрасно) воссылаются Богу молитвы?»

Святитель Феофан Затворник: «Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие.

У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Тут нужна ей (душе) помощь! Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль её к вам: «Помоги!» — вот на что вам надлежит устремить всё внимание и всю любовь к ней.

Я думаю, самое действительное засвидетельствование любви будет, если с минуты отхода души вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом её состоянии и новых неожиданных нуждах.

Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу — ей о помощи в продолжении шести недель, да и далее…».

Дни особого поминовения усопших

Суббота традиционно посвящена в Церкви поминанию святых и умерших. Есть дни, преимущественно посвящённые поминовению усопших.

  • Вселенская родительская суббота (За неделю до Великого поста)
  • Родительская суббота 2-ой недели Великого поста.
  • Родительская суббота 3-ой недели Великого поста.
  • Родительская суббота 4-ой недели Великого поста.

Радоница. Вторник второй недели после Пасхи.

Троицкая родительская суббота, день накануне дня св. Троицы. Праздник св.Троицы, или Пятидесятницы — это день образования Церкви Христовой, сообщества верных, которые во взаимной любви могут оказывать друг другу молитвенную помощь не только при жизни, но и после смерти.

Помимо общепринятых дней поминовения есть и дни памяти местного значения, например, день Куликовской битвы, иначе называемый Димитриевская Родительская суббота. Он празднуется накануне дня Димитрия Солунского и изначально был приурочен ко дню битвы на Куликовом поле. Первоначально в этот день поминали всех павших в Куликовском сражении, но позже он сделался днем памяти всех усопших в вере.

Существует также древний христианский обычай особо поминать умершего на:

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и в честь Пресвятой Троицы.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сороковой день. Это тоже знаковое число в Церковной истории Ветхого и Нового завета.

Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.

Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем.

Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

Читайте также:  Икона взыскание погибших: значение образа божией матери и в чем помогает, тексты

«Усопшие не вдруг свыкаются с новою жизнию. Даже и у святых некое время держится земляность. Пока-то она выветрится, требуется время большее или меньшее, судя по степени земляности и привязанности к земному. Третины (третий день по смерти), девятины (девятый день) и сорочины (сороковой день) указывают на степень очищения от земляности» Свт. Феофан Затворник.

Также принято отмечать годину смерти. В такие дни хорошей помощью для умершего считается милостыня за него и молитва в храме.

Способы поминовения усопших христиан

Поминовение человека начинается с его отпевания, на третий день после смерти. Отпевание — это определённый свод молитв и песнопений, в которых поминается ушедшая в вечность душа человека.

Церковь возносит молитвы о нём, моля Бога о наилучшей участи для человека, испрашивая прощение его грехов и вселения души его в места, где ей будет спокойно и радостно, где она сможет иметь общение с Богом и святыми.

«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но Жизнь бесконечная» (из песнопений панихиды, заупокойной службы).

Отпевание не единственная служба, которая предназначена для поминовения усопших. Существуют также панихиды, на которых можно поминать умерших близких, и, самое важное, поминовение во время литургии, когда за каждого поминаемого человека извлекается частичка из просфоры и омывается Кровью Господа Иисуса Христа, в надежде, что Господь даст облегчение и радость спасения всем поминаемым.

О необходимости поминовения именно в храме говорили многие святые отцы. «Пока ты, мать, жива, то ты еще очень много можешь сделать для своего чада. Молись, подавай за него литургию и милостыню. У Бога нет мертвых, у него все живы», — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) одной своей духовной дочери.

Поминовение младенцев

Над младенцами, умершими во Святом Крещении, совершается особое отпевание, как над непорочными, безгрешными. Церковь не молится об оставлении грехов умерших, а только просит сподобить их Царствия Небесного.

Младенцы сами не сделали ничего, чем могли бы заслужить Небесное Царство, но они во Святом Крещении очистились от прародительского греха; соделались непорочными и наследниками Царствия Божия.

По этой причине поминать их надо, не молясь о прощении грехов их, но скорее для собственного утешения матери, сохраняя живую молитвенную связь с ребенком, поминая его в молитве храмовой и личной.

Поминовение тех, кто умер не своей смертью

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых Церковь просит, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом в храме не происходит поименного поминовения их. За самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам.

За тех, кто умер насильственной смертью, также есть ряд специальных молитв, в которых сугубо поминается душа человека, просится у Господа оставление грехов его, за которые он, возможно, не успел принести покаяния, поскольку жизнь его была несвоевременно прервана.

«В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш!…» Порой это предельное испытание для нашей веры. “Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно”, — сказал Иов.

Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором. А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви.

Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все.

Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет» (митрополит Антоний Сурожский, «Смерть».)

nsad.ru

Просмотры (91)

Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать и что нельзя

Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень важно соблюдать все традиции и запреты, чтобы отвести от себя беды и не навлечь горе на свою семью.

Ежегодно люди отмечают Дмитриевскую родительскую субботу. В этот день православные верующие посещают церкви и храмы, чтобы поставить свечу за упокой своих близких, а также вспоминают родных, которые уже ушли в мир иной.

История праздника начинается с 1380 года, а дату установил князь Дмитрий Донской. Ранее в родительскую субботу люди совершали панихиды по погибшим воинам.

 Считалось, что русские бойцы всегда находятся под Божьим покровительством, и даже после их смерти необходимо молиться за людей, которые отдали свою жизнь за родину.

Сейчас в поминальный день люди молятся за своих близких, присутствуют на богослужениях и божественных литургиях, а после этого вспоминают умерших добрыми словами. Это можно делать дома или около могилы усопшего. Считается, что в этот день души покойников спускаются на землю, поэтому следует соблюдать все традиции и запреты, чтобы угодить им, а не разгневать.

Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу

На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.

Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие. Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.

Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.

Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.

В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.

Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится.

Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться. Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного.

Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.

В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.

В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.

Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу

В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.

Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками. Однако если в вашей семье присутствует такая традиция, то старайтесь делать это в меру. Души усопших могут разгневаться из-за пьянства во время поминальной трапезы.

Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.

Если ваш усопший родственник покончил жизнь самоубийством или при жизни не был верующим, то вы не сможете помянуть его в церкви и поставить за упокой его души свечу. В этом случае вы можете помолиться за него дома.

Наверное, каждому из нас сложно смириться со смертью своих близких, но их душа всегда рядом с нами. Для того, чтобы и в ином мире наши родные чувствовали покой, необходимо читать поминальные молитвы об усопших. Желаем здоровья вам и вашей семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

21 сентября православный мир отмечает Рождество Пресвятой Богородицы, один из главных христианских праздников. В этот …

Как и большинство православных событий, Рождественский пост подразумевает определенные ограничения. Необходимо соблюдать их, чтобы в …

Успенский пост скоротечен, но, как и все посты, требует тщательного соблюдения некоторых ограничений. Православным христианам …

Известно, что у Бога все живы, однако многие считают, что посещение кладбища на Пасху приравнивается …

Что нужно делать в Димитриевскую поминальную субботу?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

В первую очередь следует присутствовать на богослужении для молитвы во спасение души своих усопших сродников, ведь наши молитвы (особенно во время церковных богослужений) для них очень важны. Тому есть множество подтверждений в церковной духовной литературе. Приведем с Божьей помощью примеры.

Синаксарь Вселенской родительской (мясопустной) субботы: «И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение.

Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии (Великом), который, найдя череп язычника, вопросил его: “Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?” И тот отвечал: “Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших»”.

(Макарий) Великий долгое время делал так – молился Господу – и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого.

Даже богомерзкого Феофила царица Феодора избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело.

Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к филиппийцам: “Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере». 

Святитель Марк Ефесский: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр.

блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна.

Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».

В истории Украинской Православной Церкви также есть подобные случаи. Святитель Феодосий Черниговский явился во сне преподобному Алексию Голосеевскому, на тот момент дежурившему у раки с его мощами.

Произошел следующий  диалог… Святитель попросил у преподобного Алексия: «Прошу тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей». Святитель назвал имена: иерей Никита и Мария. До этого имена родителей не были известны по житию.

Позже, разбирая архив монастыря, где архимандрит Феодосий был настоятелем, нашли его личный помянник. Там первыми были записаны отец и мать: иерей Никита и Мария.

Читайте также:  Можно ли венчаться без регистрации в загсе: правила таинства, официально ли оно

Иеромонах Алексий сказал: «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?».  Св. Феодосий ответил: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».

Здесь мы видим иллюстрацию важности и главенства молитвы церковной над молитвой домашней. Домашняя молитва тоже важна, но в первую очередь важна молитва церковная.

Потому так молиться нам завещал Сам Господь наш Иисус Христос: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В этом суть соборной молитвы Церкви.

Вместе со священнослужителями и людьми в храме молится вся полнота Церкви Небесной и Церкви Земной. И такая молитва очень угодна Богу. Особенно это, конечно, нужно сказать о Литургии.

Также приведем здесь высказывания и приближенных к нам подвижников благочестия.

Святитель Афанасий Сахаров в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» писал: «Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения.

‟Молитеся друг за друга” (Иак. 5:16) заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких.

 Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, – и живых, и умерших.

Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, – но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно ‟многажды вкупе снидохомся, и в дому Божий вкупе пояхом”  и которые вообще, не только праведные, но и грешные  продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется. Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых».

Есть и замечательная проповедь духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), сказанная им в мясопустную родительскую поминальную субботу. Она озаглавлена «О молитвенном поминовении усопших».

Вот выдержка из нее: «Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители… Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших – это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, – то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!».

Все эти цитаты я написал в статье, чтобы от всего сердца, от  всей души побудить нас молиться о своих усопших. Ведь в сущности уставные греческие названия таких заупокойных служб, как парастас и панихида, прямо также побуждают нас к этому.

Слово «парастас» буквально с греческого языка переводится как «стояние возле», по смыслу его также можно перевести как «ходатайство». Т. е. мы стоим возле наших усопших и просим у Бога прощения их грехов. Вымаливаем их. Слово же «панихида» переводится, как «всенощная».

Другими словами, всенощная служба за усопших, усиленное прилежное моление за них.  Здесь имеется в виду под словом «панихида», к примеру, лития, панихида, всенощное чтение Псалтири по усопшему новопреставленному христианину, Литургия в храме, отпевание покойного и погребение его с литией на кладбище.

Сегодня мы используем это слово для обозначения определенного заупокойного богослужения по усопшим.

Ведь, с одной стороны, усопшие не могут после смерти изменить свою загробную участь. Только в земной жизни возможно покаяние. Для усопших же – воздаяние за грехи и за хорошие поступки.

Но, с другой стороны, до Второго Пришествия Христова участь наших усопших окончательно не определена. Только Страшный суд Божий отправит человека либо в рай, либо в ад на веки вечные. А до Суда можно и нужно вымаливать наших усопших. И эта задача лежит на нас с вами, дорогие братья и сестры, – на членах Церкви Земной. И это великая и спасительная задача. Великий акт любви.

Особенное внимание Церковь уделяет упокоившимся православным христианам в субботы. Можно также сказать, что это их день. К субботним заупокойным поминовениям мы можем найти основания как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Во-первых, Господь именно в седьмой день (ветхозаветный календарь) упокоился после сотворения мира (Быт. 2:2, 3). Поэтому слово «суббота» переводится с еврейского как «день покоя», а именно покоя, упокоения в Царствии Небесном мы желаем своим усопшим.

Во-вторых, именно в субботу перед Воскресением Христовым Спаситель спустился во ад, где пребывали усопшие, и вывел оттуда в рай праведников.

Именно эти священные библейские основания и соделали субботу в литургическом смысле сугубым днем поминовения усопших. Богослужения поминальных суббот, будь то Троицкая, Мясопустная или Димитриевская, практически идентичны. Накануне субботы служится парастас. Т. е.

вечерня, утреня, с чтением священнослужителями 17-й кафизмы, которая, как замечательно сказал управляющий делами УПЦ, Высокопреосвященнейший митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) в одном из своих интервью, «настраивает живущих на правильное отношение к смерти и говорит о главной надежде и уповании всех христиан – о жизни вечной со своим Создателем.

Мы неоднократно молитвенно просим Господа во время службы: ‟Даруй мне жизнь, жив буду для вечности, жива будет душа моя”.

Для усопших слова кафизмы являются свидетельством дарованного нам Спасителем чуда – воскресения из мертвых. Живые же сродники, скорбящие о разлуке, могут утешаться молитвой, надеясь на будущую встречу».

Также во время парастаса священник возглашает заупокойные ектении с чтением записочек по усопшим. Во время службы поются и читаются и другие  заупокойные молитвословия. Утром же в субботу служится Литургия, после нее обычно также панихида по усопшим.

Но если богослужения поминальных суббот практически идентичны, то исторические причины их установления несколько разнятся. Если говорить конкретно о Димитриевской родительской поминальной субботе, то она была установлена святым благоверным князем Димитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским после Куликовой битвы (1380 год). Тогда было убито много русских воинов.

Документы того времени оценивают потери славянского народа – около 253 тысячи воинов. Вначале эта поминальная суббота была знаменовала поминовение воинов, погибших в битве на Куликовом поле.

Об этом нам повествует святитель Димитрий Донской в труде «Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца»: «С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию.

Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, ‟Сильному во бранех”, благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…». 

Традиция заупокойного богослужения Димитриевской поминальной субботы утвердилась в первую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.

), которого очень любили на Руси и почитали именно покровителем воинов.

Позже эта суббота стала называться родительской, потому что, кроме сугубого поминовения воинов, начали поминаться сродники и вообще все от века усопшие православные христиане.

Во время заупокойных богослужений (например, родительских поминальных суббот) следует совершать две вещи, которые помогают нашим усопшим достигать Царствия Небесного. Первая – это сама молитва. Вторая – добрые дела милосердия за них.

Именно наши продуктовые приношения в храм и являются этим добрым делом милосердия. Но не только они, а и жертвы вообще: на нужды храма, жертвы нищим, бездомным, болящим, нуждающимся, творение добрых дел в память об усопших сродниках. Это все, конечно, им очень помогает.

Можно сказать, что молитва и добрые дела милосердия – два крыла, которые помогают достигать усопшим блаженств рая.

К заупокойным приношениям традиционно можно отнести коливо (кутью). В древности она варилась из пшеницы с медом.

Зерна пшеницы символизировали Воскресение Христово и воскресение наших усопших (зерно кажется мертвым камнем, но весной из него пробивается росток и живой зеленый колос).

Мед символизирует собой сладость упокоения в Боге праведников и их блаженство в раю. Сегодня часто при приготовлении колива используются более доступные продукты: рис, конфеты, мармелад, сахар и пр.

Подавать записочки на церковные заупокойные богослужения необходимо за крещеных в канонической Православной Церкви усопших. И важно также, чтобы они не были самоубийцами. О самоубийцах и некрещеных можно молиться определенными молитвами дома. С этим вопросом желательно обратиться к священнослужителю и взять у него благословение.

Из священнического опыта ко всему выше сказанному хочется добавить еще три замечания.

Первое. Заупокойное поминовение не ограничивается только поминальными субботами. Для нас оно должно быть каждодневным. Каждый день мы должны стоять за наших усопших на молитве. Кто сколько может. Каждый день мы должны ходатайствовать перед Богом за них и дома, и в храмах.

Второе. Часто можно видеть, как люди приходят помолиться о своих усопших. И действительно очень искренно и со слезами молятся. Но нужно молиться не только о своих усопших сродников, но и о себя самих.

Важно самим вести церковную богоугодную  жизнь, регулярно молиться, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых. Следует каждодневно приближаться к Господу.

Поверьте, дорогие братья и сестры, наши усопшие этому только обрадуются, ведь они желают не только достичь Царства Небесного, но и того, чтобы мы достигли вместе с ними Его.

Третье. Нужно учить молиться своих детей, водить их на богослужения, в том числе и заупокойные, чтобы было кому помолиться после смерти и о нас, грешных.

Необходимо, чтобы и дети участвовали в церковной жизни, исповедовались, причащались, шли к Богу, дабы и они достигли рая и продолжали спасительную традицию родного Православия, чтобы ниточка веры в семьях и родах, в народах не прервалась, но тянулась тропочкой ко спасению – в Небо.

Иерей Андрей Чиженко 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *