Литургия Василия великого когда совершается

Литургия Василия великого когда совершается

Литурги́я (греч. буквально «общее дело») — главное из храмовых богослужений, во время которого совершается таинствоЕвхаристии (причащения).

В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований:

В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени практически вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия апостола Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином). Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста основываются на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом (в дальнейшем чины Василия Великого и Иоанна Златоуста дополнялись и развивались, так напр. в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры, а позднее — Херувимской). Поэтому общее построение литургий одинаково, различия касаются преимущественно молитв евхаристического канона (литургия Василия Великого более продолжительна).

Вне Великого поста литургия Иоанна Златоуста совершается во все дни года, кроме тех дней, когда совершается литургия Василия Великого; Великим постом литургия Иоанна Златоуста совершается в субботние дни, в праздники Входа Господня в Иерусалим и Благовещения (если Благовещение не попадает на дни, когда совершается литургия Василия Великого).

Литургия Василия Великого совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления (если они приходятся на воскресенье или понедельник, то в самый праздник), в день памяти св. Василия Великого (1 января ст. ст.), в воскресенья Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу.

Чин литургии состоит из трех частей:

Литургия оглашенных состоит из следующих основных частей (за исключением малых ектений и т.п.): литургийного благословения, великой ектении, пения антифонов (или изобразительных псалмов), христологического гимна «Единородный сыне», «блаженны» (в воскресные дни), входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, Трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных.

Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни (в дни Великого Четвертка и Великой Субботы вместо херувимской поются соответственно «Вечери Твоея» и «Да молчит всякая плоть»), просительной ектении, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектении, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре (во время пения причастна), причащения мирян, малой ектении, заамвонной молитвы, Псалма 33, отпуста.

Во дни Великого Четвертка и Великой Субботы, а также в сочельникиРождества и Крещения, литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней: вечерня служится до чтения паримий, затем читаются литургийные Апостол и Евангелие и далее совершается Литургия обычным чином.

Молитва Евхаристическая, за живых и умерших длиннее, чем на Литургии Златоуста, а потому и песнопения, которые поются в это время, имеют более протяжный напев.
Эти молитвы Св. Василия Великого отличаются не только большим объемом по срав. с молитв. Св. Златоуста, но и большим лиризмом (чувством), образностью и бытовыми чертами. Таково, напр. следующее место из молитвы за живых и умерших: «Помяни, Господи, предстоящия люди, и ради благословных вин (т.е. уважительных причин) оставльшихся и помилуй их и нас, по множеству милости Твоея: Сокровища их исполни всякаго блага; Супружество их в мире и единомыслии соблюди: младенцы воспитай, юность настави, старость поддержи, малодушныя утеши, расточенныя собери, прельшенныя обрати, и совокупи Святый Твоей Соборней и Апостольской Церкви; Стужаемыя от духов нечистых свободи, плавающим сплавай, путешествующим сшествуй, вдовицам предстани, сирых защити, плененыя избави, недугующия исцели. На судищи, и в рудах (в рудниках), и в заточениях, и в горьких работах и во всякой скорби, и нужде, и обстоянии сущих помяни, Боже… И на вся излий богатую Твою милость, всем подая яже ко спасению прошения».

Перед возгласами во 2 ч. молитвы Евхаристической «приимите, ядите…» и «пийте от нея вси…» священник произносит вслух еще слова: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек». Вместо «Достойно есть, яко воистину»… поется молитва: «о Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Эта молитва читается так:

О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь:
Ангельский собор и Человеческий род, освященны храме и раю словесный,
девственная похвало, из Нея же Бог воплотися, и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш:
Ложесна бо Твоя престол сотвори, и чрево твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

(Благодатная, о Тебе радуется всякая тварь, собор ангелов и человеческий род, Ты – освященный храм, разумный рай, девственная слава, от Которой Бог принял плоть и стал Младенцем, Тот, Который прежде веков Бог наш. Ибо Он Тебя сделал Своим Престолом и Твое чрево – обширнее небес. О Тебе радуется, Благодатная, вся тварь, слава Тебе.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *