Лития

Лития

Значение ЛИТИИ


диаконская молитва на литииСлово «лития» (от греч. lite – моление, просьба) обозначает в православном церковном богослужении:

  1. часть всенощного бдения
  2. особый род моления об усопших православных христианах. Она совершаться в храме или в другом месте.

Из истории нам известно, что по случаю общественных бедствий, постигавших Византию, совершалось усердное моление, которое получает название лития. Святитель Симеон Солунский говорит: «Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен» (см. Новая скрижаль, ч. II, гл.1).


Лития в храме Троицы в ГоленищевеПо мнению Михаила Скабаллановича (составителя Толкового Типико́на – Богослужебного устава), Церкви известно 4 вида литии:

а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред литургией;

б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением;

в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени;

г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени.

Все эти виды литии объединяет то, что они совершаются с исходом либо в притворе, либо вне храма. Это необязательная и неосновная (как например полиелей) часть Богослужения.


Надгробные плиты в притворе монастыряЛитии на всенощном бдении в нашем храме совершаются по великим праздникам. По старинным Богослужебным уставам исхождение на литию совершалось по правилам входа с кадилом с добавлением особых молитв. Позже в Служебнике Петра Могилы мы находим, что после прошений священник поминает, если хочет, живых и усопших.

Главной целью является выражение молитвы не только словами, но и движением — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем – «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну» — говорит святитель Симеон.

Потому и несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы». Отсюда и ещё одна цель – общая молитва не могущих стоять за богослужением в храме людей и духовенства. Таким образом, для стоящих в притворе лития символизирует то же, что вход с кадилом для стоящих в самой церкви, то есть, что Господь наш Иисус Христос «Свете Тихий» сошел к нам долу, что и недостойные молиться вместе с остальными верующими могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их; так как раньше с духовенством в притвор исходили все верные, то с другой стороны, такое исхождение в место для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. Стоит вспомнить, что в древности в притворах храма хоронили благочестивых людей, потому духовенство и исходило в притвор во время праздничного Богослужения на литию, дабы и усопшие верные христиане были соучастниками торжества.

Особый вид литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе тела, на кладбище, также по желанию родных, но такое моление не соединяется с литией, совершаемой на праздничной службе.

Подготовил Михаил Шестопалов

Важной частью православной службы является лития. Лития от греч. литэ, усердное моление, по церковному словоупотреблению означает моление вне храма. По содержанию молитвословий и чину виды литии очень различны между собою, но общее у них именно исхождение из храма.

Святитель Симеон Солунский говорит:
«Лития совершается в притворе в праздничные дни и субботы, а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхождение литии бывает полное (это в первом виде), а в остальных неполное. Но там и здесь совершается оно главным образом с целью выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение — удалением из храма — нашего недостоинства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв.

Наконец, в литии Церковь исходит из своей обладающей благодатью среды во внешний мир — в собственном смысле — или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

По первоначальному назначению лития была молитвою во время общественных бедствий в местах, поражаемых или угрожаемых ими; такою была лития и в уставе Великой Константинопольской церкви, и в Западной Церкви только таким молениям усвояется имя литии. Но рядом с этими литиями существовали уже в III в. очень близкие к ним моления радостно-торжественного характера, состоящие, как и те, в загородных процессиях, которым впрочем не усвоялось имя литий и литаний.

Особое развитие эти процессии получили в Иерусалимской Церкви, где они совершались, должно быть, сначала праздниками в ознаменованные празднуемыми событиями, а затем, уже в IV в., стали принадлежностью каждой воскресной вечерни; эта лития (тоже не называвшаяся так) состояла в простом повторении второй, молитвенной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынешние литии перед литургией — остаток праздничных иерусалимских литий, а на вечерне и утрени — прямое наследие воскресно-вечерней литии, принявшей, под влиянием Великой церкви и древней повсеместной практики, элементы из покаянно-молитвенной литии.

Лития на великой вечерне слагается из трех элементов: обрядов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в торжественном выходе священнослужителей и народа в притвор.
Так как «притвор назначается для кающихся и оглашенных», то «Церковь, как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь пред Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы».

«Стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами, умоляем Его».

Выход этот — настолько существенная принадлежность литии, что в славянских рукописях Иерусалимского Типикона вместо термина лития постоянно употребляется «исхожение». Этот выход совершается по чину, близкому к вечернему входу. Священник с диаконом, как и там, выходят северными дверьми, при закрытых (по Служебнику) св. дверях.

Диакон идет рядом со священником, держа кадило. Пред ними несут два светильника. Певчие следуют за священнослужителями. Все это совершается при пении положенных на литии стихир. По приходе в притвор диакон «кадит св. иконы, настоятеля и лики и становится на своем месте», т. е. впереди священника немного направо.

Особый род литии установлен для моления об умершем, совершаемого при выносе его из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении о нем во всякое другое время:
«Тем же Христе Боже преставльшагося раба Твоего Евгения упокой яко человеколюбец…»
«Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
«Во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, усопшему рабу твоему ……. и сотвори ему вечную память!»

Подготовил Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *