Лионская уния 1274

Лионская уния 1274

Попытки к соединению Церквей.

Замечания. После 1054 г отношения между Западной и Восточной частями Церкви установились напряженные, чему, с одной стороны, способствовали крестовые походы, с другой — догматические нововведения на Западе.

Латиняне смотрели на греков как на схизматиков. Но, не смотря на это, предпринимались попытки к соединению церквей, так как папы надеялись распространить свое влияние на Востоке. Греки, находясь в плачевном положении (империя страдала от нападения многочисленных врагов), желали заключить с кем нибудь взаимовыгодный договор. Папы были самой выгодной фигурой, так как имели большой вес в европейской политике, но интересовало только предательство православия.

Эти причины побуждали греков к переговорам и заключению унии. Но при достижении договоренности, вопрос о соединении отходил на задний план. Также, попытки соединиться предпринимались отдельными лицами, инициативу которых верующий народ не поддерживал.

Лионская уния (1274 г.). В 1261 г пала латинская империя в Константинополе. Никейский император Михаил Палеолог (1259 — 1282 гг.) отвоевал Константинополь и восстановил империю.

Латинский византийский император Балдуин II просил на Западе военной помощи. Папа Урбан IV отлучил генуэзцев и стал готовить новый крестовый поход на Константинополь. Карл Анжуйский, тесть Балдуина, тоже желал отвоевать Константинополь. В это время отдельные болгарские князья, некогда подчинявшиеся латинской империи тоже выступили против Михаила Палеолога, который незаконно вступил на престол, ослепив Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса. Против этого насилия восстал патриарх Арсений и отлучил императора, который низложил и отправил в ссылку патриарха. Новый патриарх Герман из-за ропота оставил кафедру. После него патриархом стал Иосиф, который снял отлучение. Это повлекло разделение народа на сторонников Арсения и Иосифа. Стали появляться Лже-Иоанны Ласкарисы, одного из которых провозгласили царем. В 1261 году Михаилу пришлось обратиться к папе Урбану IV и Клименту IV, за помощью против Карла Анжуйского, предложив соединить церкви. Папы недоверяпи Палеологу и эти попытки не имели успеха.

Только при папе Григории Х переговоры были успешнее. Он похвалил намерения Михаила и приглашал на Лионский собор в 1274 г. Условия соединения: Символ Веры с «Филиокве» и признание примата папы. Палеголог согласился. Легатов приняли внимательно, но патриарх Иосиф был против. Михаил стал уговаривать патриарха и народ, представляя условия не такими серьезными: поминать папу не противоречит обычаям Восточной Церкви, признавать его братом не унизительно, а право апелляции не будет удовлетворяться из-за дальности расстояния, о «Филиокве» он умолчал. Патриарх и народ были против, а Великий хартофилакс Иоанн Векк высказал императору, что латиняне тайные еретики, из-за этого император отправил его в тюрьму. Позднее, заметив его незаурядные способности, император стал привлекать Иоанна Векка на сторону унии и он стал поборником унии.

На посольство папы Михаил обещал прислать уполномоченных на Лионский собор. Но Константинопольский патриарх Иосиф, разослал к восточным патриархам окружное послание против унии. Император предложил патриарху удалиться на время заключения унии в монастырь. Если же она не удастся, он займет свое место опять.

Михаил Палеолог отправил на собор посольство, среди которых были бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит, с грамотой от греческого духовенства к папе. Папа хорошо принял их в Лионе и четвертое заседание специально посвятил соединению церквей. Но прений о вере не было, так как папа объявил, что греки добровольно подчиняются Риму, прочитав письма Михаила Палеолога и Андроника, и грамоту греческого духовенства. Письма были пронизаны покорностью папе, только император просил оставить «Символ веры» без filioque. Потом Григорий Акрополит поклялся, что отрицается всякого отделения и обещает сохранять единство веры и признавать главенство папы. Клятву повторило духовенство посольства. В заключении пропели «Тебе Бога хвалим» и «Символ веры» с fllioque.

Уния состоялась. Греки вернулись домой вместе с папскими легатами. Император тут же заключил мир с Карлом Анжуйским. Осталось ввести то, что приняли. Император, по прибытии послов, объявил унию свершившимся фактом. Иосифа низложили и заменили Иоанном Векком. А папу Григория Х с этого момента в Константинополе начали поминать, как «великого архиерея апостольской церкви и вселенского папу». Но народ ничего подобного не желал слышать. Он проклинал униатов и считал за скверну прикосновение к ним и разговоры с ними. Император после уговоров стал насильно проводить унию: заключая, ссылая, ослепляя, отсекая руки. Этому подвергалось прежде всего духовенство и их родственники. Патриарх Иоанн Векк писал сочинения в защиту унии.

О провале унии узнали в Риме и начиная с папы Николая III стали требовать реальных результатов. Для этого присылали своих легатов. Положение императора было трудным. Легатов он успокоил грамотой, составленной от имени греческого духовенства. В ней излагалось учение римской церкви. Подписи подделали. Потом, император показал тюрьмы с противниками унии. Двоих он даже отослал на суд к папе, правда их отпустили. Так он успокоил Николая III и заключил с ним союз против Карла Анжуйского.

В 1281 г. папой стал Мартин IV. Зная истинное положение, папа отослал домой послов, а самого императора отлучил. В ответ Палеолог перестал поминать папу во всех константинопольских церквах, при этом не уничтожив унию. Карл Анжуйский потерпел поражение Из-за этого в 1282 г. папа опять отлучил византийского императора, который тогда же умер. Вместе императором Михаилом Палеологом скончалась и уния.

Андроник II (1283 — 1328 г.) был против унии. В 1283 г. созвали собор в Константинополе, по поводу filioque. Униатов преследовали, в том числе и патриарха Векка, которого заключили в тюрьму. Униатские церкви освящались заново.

Флорентийская уния (1438 — 1439 гг.). В начале XV века империю теснили турки, императоры Иоанн V Палеолог и Мануил II Палеолог искали помощи на Западе.

Иоанн VI Палеолог (1425 -1448 гг.) вступил в переговоры с папой Евгением IV, который согласился на соединение. Для этого был необходим вселенский собор. На нем предполагалось участие вместе с представителями западной и восточной церкви, светских государей. Собор назначили в Ферраре. Проезд и содержание было за счет папы.

В конце 1437 г. Иоанн Палеолог и патриарх Иосиф, уполномоченные восточных патриархов и других греческих епископов поехали в Феррару. Там же был русский митрополит Исидор, грек и тайный униат. Сначала Иосиф должен был поцеловать тапочку папы, но после отказа, папа не настаивал.

Собор предваряли частные совещания, где со стороны греков особо заметен был Марк, митрополит Ефесский — представитель Иерусалимского патриарха и Виссарион никейский.

Не дождавшись приезда государей, 8 октября 1438 г. собор был открыт.

Споры сводились к вопросу filioque, чему посвятили 15 заседаний. Восточные отцы обращали внимание на канонический момент, а западные расценивали это как раскрытие уже находящегося в Символе веры. Из-за неуступчивости греков папа стал оказывать материальное давление. Появилась чума, из-за собор перенесли в 1439 г. во Флоренцию. Там тоже вопрос о filioque был насущным. Латиняне стали раскрывать вопрос с догматической точки зрения. Император стал принуждать к унии. Виссарион Никейский признал равенство «от Сына» и «через Сына». Иоанн Палеолог составляет исповедание веры, где утверждается исхождения Духа от Отца, как и от Сына. Марк протестовал. Латиняне не соглашались с этими полумерами. Восточные отцы из-за силового давления императора признали главенство папы. С восточными обрядами латиняне согласились. Под конец составили «Акт соединения церквей», с filioque и приамтом папы. Документ подписали все кроме Марка Ефесского и Иосифа, который умер.

Акт прочитали в соборе на латинском и греческом языках. Греки отправились домой на латинских кораблях. Но в Константинополе недавние епископы униаты стали против унии, объясняя предательство принуждением. Город поддержал. Вокруг фигуры Марка Ефесского объединились противники унии. Восточные патриархи были против унии и составили в 1443 г. собор в Константинополе где отлучили униатов. Несмотря на то, что император ставил на константинопольский престол униатов Митрофана Кизикского и Григория Мамму, он не получил с запада помощи. В 1448 г. император умер не осуществив свои мечты. Его преемник и восточные патриархи в 1450 году в Константинополе осудили унию и низвергли Григорию Мамму, избрав на его место Афанасия.

После падения Константинополя все попытки унии стали не актуальны.

ЧТО ТАКОЕ УНИЯ?

Слово «уния» имеет латинское происхождение. Оно означает «союз». В нашем случае это союз Православной Церкви с католической под главенством римского папы на основе искажения православного догматического (1) и канонического (2) вероучения. Таким образом, уния есть смерть Православия.

Уния так же всегда является политическим торгом. Во всех известных истории попытках заключения унии присутствовал момент политической выгоды. Православные участники унии продавали Православие ради получения военной помощи или гражданских прав и удобств. Римские первосвященники, которые имели светскую власть, диктовали условия, на которых эта помощь будет оказана. Во всех случаях на церковных иерархов оказывалось сильнейшее давление со стороны государственной власти.

Например, Лионская и Ферраро-Флорентийская унии были заключены константинопольским церковным священноначалием под давлением византийских императоров ради получения военной помощи Запада против турок и прочих врагов империи.

Методы насажденияунии это ложь, обман, шантаж, угрозы, насилия, пытки, темничные заключения, казни. Например, во время Ферраро-Флорентийского собора папа, который взялся оплатить проезд и проживание греческой делегации в Италии, стал задерживать выплату денег после того, как греки не хотели принимать еретические догматы. Многие из них голодали, их заключали в темницу. Император Иоанн V-й Палеолог объявил иудами – предателями всех греческих иерархов, которые не примут унию, ибо из-за них якобы погибнет империя.

Борьба против унии всегда сопряжена со страданием за Христа, которое часто увенчивается мученичеством.

Можно привести два примера из истории Лионской и Брестской унии. После объявления унии в 1274 году латиняне высадились на Святую Гору Афон. Они стали захватывать монастыри, скиты, а так же кельи и принуждать православных монахов к принятию католической ереси. Тогда многие святогорцы сподобились принять мученическую кончину за Христа. Монахи болгарского монастыря Зограф заранее получили извещение о грозящей опасности через одного отшельника. Братия, не готовая к мученическому подвигу укрылась в горах и дебрях. А монахи во главе с игуменом Фомой, решившиеся пострадать за Христа остались в монастыре и закрылись в пирге (башне). Латиняне долго уговаривали принять их католическую ересь, а когда не успели в своем богопротивном намерении, то зажгли пирг. Так пострадали двадцать шесть преподобномучеников Зографских.

Другой пример – из истории Брестской унии. Преподобномученик Афанасий Брестский родился в Бресте в 1597 году уже после заключения унии. Он получил хорошее образование, изучил писания святых отцов и православное вероучение, так что мог успешно отстаивать Православие перед лицом его врагов. Афанасий был игуменом мужского монастыря в родном городе. Несколько раз по откровению Пресвятой Богородицы через чудотворную икону Ее Купятицкую он пытался на сеймах отстаивать право православных жить по Вере своих отцов, но польское правительство не хотело, а иногда и не могло удовлетворить его ходатайство. После второго выступления преподобного Афанасия взяли под стражу. В 1648 году вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Игумен Афанасий был в это время в Бресте. Однажды ночью пришли униаты, арестовали его по ложному обвинению, что якобы он хранил оружие для восставших. Потом, когда обвинения не подтвердились, католики закричали: «Он выступал против святой унии». Этого было достаточно, чтобы Афанасию вынесли смертный приговор. Всю ночь его пытали, заставляя отречься от Православия и принять католическую ересь, но избранник Христов остался непоколебим. Под утро застрелили и еще живого закопали в могилу. Нетленное тело его Господь прославил многими чудесами.

О исповедническом подвиге святителя Марка Эфесского будет сказано ниже.

Церковная история знает три унии:
1. Лионская (1274 г.).
2. Ферраро-Флорентийская (1438-1440 г.г.).
3. Брестская (1596 г.).

ЛИОНСКАЯ УНИЯ

Предыстория: Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. отнял Константинополь у латинян. В то же время он находился в состоянии войны с сербами, болгарами и турками. Положение Византии было критическим. Потому в надежде поправить политическое положение империи он решил обратиться за военной помощью к главе западного мира папе римскому, предложив ему торг. Он подчиняет понтифику Православную Церковь, а тот оказывает ему военную помощь против врагов империи. Папа согласился, хотя потом и обманул Палеолога.

В 1274 г. Михаил объявил о заключении унии между Православной Церковью и католической. Некоторые царедворцы, церковные иерархи и духовенство из страха перед императором и ради земного благополучия приняли унию. Но большинство клира и народа оказали императору сильное сопротивление. Даже в царском роду нашлись исповедники Православия: Андроник и Иоанн Палеологи, а так же Мануил и Исаак Раули. Последние двое за Христа были ослеплены.

Но особенно сильное сопротивление ему оказали святогорские монахи. Они направили императору послание, в котором доказали, что ни первенство папы, ни прибавление к Символу Веры, ни прочие отступления латинян не могут быть терпимы. Отцы назвали Палеолога еретиком и призвали его к покаянию.

Михаил не внял отеческим обличениям святогорцев, а наоборот всеми мерами принялся насаждать унию. Противников унии лишали гражданских прав, имущества, мучили, заключали в темницу, казнили. Особенно зверствовал Палеолог против монахов.
А папа выставлял ему требование за требованием, чтобы как можно сильнее подчинить себе Православную Церковь. И хотя император исполнял все его требования, но тот все равно отлучил его от своей лже-церкви.
Военная же помощь католиков заключалась в том, что они грабили и убивали греков. Тогда же они разорили Святую Гору Афон: монастыри и кельи разрушили, много монахов поубивали.

Во время военного похода против Иоанна Дуки князя Епирского в декабре 1282 г. Михаил Палеолог умер. Ненависть к нему была столь велика, что сын не решился похоронить его с царскими почестями. Отсупника закопали ночью в одном из близлежащих монастырей.
Вдовствующая Царицы Феодора принуждена была обнародовать исповедание, в котором обещалась перед Церковью никогда не поминать усопшего супруга. Так вместе с Палеологом, отлученным как от Православной Церкви, так и католической, сгинула и богопротивная Лионская уния.

ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ

В XV веке Византия переживала свой закат, постепенно разрушаясь под ударами турок османов. Своих сил для борьбы с османами у императора Иоанна V Палеолога не было. Он обратился за помощью к Западу. А папа Евгений IV условием помощи поставил соединение церквей Православной и католической под своей властью. В конце 1437 г. греческая делегация во главе с императором и патриархом отправилась на собор в Феррару. Среди участников делегации был Марк (Евгеник) митрополит Эфесский, который прославился на соборе твердым стоянием в Православии.

Святитель Марк Эфесский (1392-1444 г.г.) был образованнейшим человеком столицы, глубоко изучив писания святых Отцов, а так же всю греческую классическую науку и философию. Он носил почетное звание вотарий риторов, что в современных категориях соответствует ученой степени академика или доктора богословия.

Познав суету мира, молодой ученый оставил мир и удалился в монастырь на остров Антигон под руководство величайшего из наставников того времени игумена Симеона. Под его руководством он обучился умному деланию, достигнув значительного преуспеяния. Со временем он был посвящен в сан диакона и священника.
Поскольку Марк был известен императору, перед Флорентийским собором в срочном порядке состоялось возведение его в сан архимандрита и хиротония во епископа Эфесского. В греческой делегации он был ведущим богословом.

9 апреля 1438 г. собор был открыт. Первым вопросом для обсуждения православных и католических богословов явился лжедогмат римской церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, как учит Православная Церковь, но и от Сына. Далее обсуждался вопрос и чистилище и прочие вероучительные вопросы, в которых Православное учение отличается от католического.

Первое же заседание показало, что католики не намерены честно и беспристрастно обсуждать вероучительные разногласия. Они были настроены на победу любой ценой. А победой они считали заключение унии и подчинение Православия под ноги папы. Поэтому они использовали различные запрещенные методы ведения диспута: представляли подложные писания, совершенно игнорировали доводы и доказательства оппонентов. Потом несговорчивых греческих епископов стали морить голодом и заключать в темницу. Видя, что все уже решено, что богословский диспут всего лишь формальность, митрополит Марк устранился от участия в дискуссиях и углубился в себя. Он так же был подвергнут темничному заключению и пытке голодом, но, имея с собой помощь Божию – плод молитвенного делания, оказался в состоянии вынести все испытания.

Когда в Ферраре вспыхнула чума, собор переместился во Флоренцию. В конце концов, почти все греческие иерархи во главе с патриархом Иосифом согласились на унию. Торжественное подписание соборного определения состоялось 4 июня 1439 г. Когда папе Евгению принесли акт, он спросил:
– А подписался ли Эфесский? Ему ответили:
– Нет.
– Тогда мы ничего не сделали.

Но и среди подписавших унию архиереев и кардиналов не было согласия. Патриарх отказался поцеловать туфлю у папы, греческие епископы отказались причаститься за мессой, а кардиналы – за Литургией.

1 февраля 1440 г. униаты вернулись в Константинополь. Шел Великий Пост, но храмы были пусты. Народ и клир отказались с ними служить. Ревнители Православия сгруппировались вокруг святителя Марка. Уния сошла на нет, когда в 1457 году османы захватили Константинополь и Византия прекратила свое существование. Причину падения Византии современники видели в измене Православию императора и большинства ее епископата.

БРЕСТСКАЯ УНИЯ

В результате татаро-монгольского погрома Малая и Белая Россия оказались под властью католической Польши. Польские короли под жесточайшим давлением иезуитов, а иногда и в силу своей фанатичной приверженности к католической ереси прилагали все усилия к тому, чтобы окатоличить эти православные области. В этом они видели залог государственной стабильности и только при изменении веры своих православных подданных надеялись сохранить эти исконно русские территории за собой.

Брестская уния готовилась постепенно. Согласно польским законам, назначение православных епископов на те или иные кафедры совершалось только с разрешения католического государя. Таким образом, король мог проводить удобную ему кадровую политику и внедрить в православный епископат своих агентов. Как правило, это были беспринципные шляхтичи. Епископские кафедры им давали за боевые заслуги. Постригаясь в монашество они не оставляли мирского образа жизни, содержали боевые подразделения, вели междоусобные стычки, предавались пирам и т.д. Но конечно были тогда еще и ревностные архипастыри, которые мужественно отстаивали Православие.

В Киеве иезуитам удалось заставить малодушного митрополита Михаила (Рогозу) обратиться в Рим за помощью от насильственного окатоличивания православных в западных регионах Малороссии и путем признания унии (главенства Папы) улучшить положение гонимых православных. В октябре 1596 года в Бресте состоялся собор для церковного решения вопроса об унии. Несмотря на нажим польских властей, уния была отвергнута собором, а предатели-епископы во главе с Рогозой лишены своих кафедр. Польский король Стефан Баторий, игнорируя соборное постановление, утверждает унию (3). Православие в Польше объявлено вне закона. Присутствовавший на соборе экзарх греческого патриарха иеродиакон Никифор схвачен поляками «как турецкий шпион» и удавлен в Мариенбургской крепости.

По приказу короля началось насильственное насаждение унии пытками, казнями, шантажом, угрозами. Православным епископам король не давал разрешения рукополагать новых епископов, и православная иерархия через некоторое время прекратила свое существование (4). Иезуиты организовали лихорадочную школьно-просветительскую деятельность. Проходя через эти школы, дети православных родителей становились фанатичными католиками. Часть православной шляхты, возлюбив славу и суету века сего, также приняла унию. Православное духовенство и миряне были фактически поставлены вне закона. Храмы у них отбирались, они были лишены гражданских прав и судебной защиты, пользуясь этим, униаты и католики устраивали различные провокации, заводили судебные тяжбы и сажали православных в тюрьмы или предавали казням.

Желая нажиться на чужой беде, иудеи выкупили у шляхты право на распоряжение над действующими православными храмами. За каждую требу, даже едва ли не на каждую свечку они установили налог. Был запрещен колокольный звон, запрещено было совершать погребение на умершими. Приходилось покойников хоронить по ночам.

Некоторые православные пастыри и миряне, не вынося такой жизни, принимали унию. Другие, более стойкие группировались вокруг православных вельмож. Главным покровителем Православия в Польше был влиятельный князь Константин Острожский. Король не мог не считаться с его значительными боевыми заслугами и огромным состоянием.

Городские мещане самоорганизовывались в православные братства, для совместного выживания, обучения детей и борьбы за Православие. Многие мещане и крестьяне так же уходили в казачью вольницу – Запорожскую Сечь.

Не раз православные делегаты на сеймах законным способом пытались добиться права беспрепятственно исповедывать свою Веру, однако все их законные усилия оставались практически без результата. Тогда народ под предводительством запорожских казаков поднимал восстания. Плохо тогда приходилось иудеям и польской шляхте. Польское правительство жестоко расправлялось с восставшими. Их сажали на кол, жгли, четвертовали и предавали другим бесчеловечным казням. Так был казнен казачий атаман Иван Сирко, возглавивший одно из восстаний.

В противовес иезуитским школам и коллегиям православные тоже начали открывать свои школы. Митрополит Петр (Могила) основал в Киеве первую православную Киево-Могилянскую коллегию. По ее образцу и в других городах стали возникать православные духовные школы.

Так возникли прототипы духовных семинарий, основная задача которых была готовить православных проповедников, которые могли бы успешно обличать и опровергать еретические латинские и протестантские басни. Впрочем, из этих духовных школ выходили не только проповедники, но и просто верные чада и защитники Церкви. Таким был гетман Петр Канаш Согайдачный. Он много сделал для защиты Православия в Киеве и на всей Малой Руси. Иезуиты при нем опасались хозяйничать в столице Малой Руси.

Бесконечные внутренние войны и восстания православных против католиков прекратились лишь после присоединения Малороссии к Великой России в 1654 г.
В царствование Императора Николая I усилиями униатского митрополита Иосифа (Семашко) при заботливом покровительстве Правительства около трех миллионов белорусов было воссоединено с Православием. Однако униаты существую до сих пор, как на Украине, так и в Белоруссии.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УНИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ВАТИКАНА

После раздела Польши в XVIII и XIX веках уния сильно поколебалась в своих основаниях. Лишь с падением в XX веке Самодержавной Православной Российской Империи униаты подняли голову. Особенно ярко они проявили себя во время Великой Отечественной Войны и после нее, когда открыто выступили на стороне фашистских оккупантов. После окончания войны Сталин при помощи МГБ и милиции практически уничтожил униатство, однако некоторые последователи унии сохранились в подполье.

В конце XX века, когда Михаил Горбачев и Борис Ельцин развалили Советский Союз, униатское движение на Украине возродилось. Выползли из нор недобитые бендеровцы. Вернулись из заграницы эмигранты, поддержанные западными спецслужбами. Им удалось взять власть на Украине. Началось повторение событий XVI-XVII веков. Православных начали выгонять из храмов, церковное имущество конфисковать, епископат и духовенство бить и убивать. Боевики УНА УНСО помогали чеченским головорезам во время первой чеченской войны воевать против русских. В настоящее время Ющенко готовит создание новой национальной церкви, которая якобы будет независимой ни от Москвы, ни от Ватикана. Однако все-таки это будет ватиканская в конечном итоге «церковь».

С зарождением в XIX веке экуменического движения Ватикан загорелся идеей поставить его на службу своей униональной политике. Особенно активно «экуменический диалог» между католической ересью, а так же отдельными Православными Церквами, протестантскими сектами, инославными вероисповеданиями и даже идолопоклонниками стал вестись после II Ватиканского собора.

Используя экуменическую риторику, папа преследует все те же цели, которые были у римских понтификов в средние века: достичь господства над всеми христианскими, а теперь уже и не христианскими Церквами и религиями. Особое место в вожделениях римского первосвященника отводится Русской Православной Церкви, которая объединяет до 80% всех православных христиан.

В настоящее время внутри РПЦ есть силы, которые так же готовят новую унию с Ватиканом. Они не называют ее «уния» а выражаются более корректно «стратегический альянс». Основными поборниками этого движения являются митрополит Иларион (Алфеев) и другие иерархи, архиепископы и епископы, ученики и последователи митрополита Никодима (Ротова) – основоположника экуменической ереси в России.

Таким образом, мы живем в эпоху новых гонений на Церковь, новых попыток уничтожения Православия через совращение его в ересь. Молитвами преподобномучеников Зографских, святителя Марка Эфесского, преподобномученика Афанасия Брестского и всех мучеников и исповедников от униатов пострадавших да укрепит нас Господь в твердом исповедании Православной Веры.

Примечания:

(1) Догмат это богооткровенная истина, которую верующему необходимо принять на веру. Догматы не подлежат изменению. Изменение догмата и вообще изменение или искажение православного вероучения является ересью. Основные догматы Православной Церкви выражены в Символе Веры.

(2) Каноны или правила Церкви есть церковное законодательство, своего рода церковный законодательный кодекс. Они даны Церкви святыми Апостолами, святыми Отцами Вселенских и Поместных Соборов. Архиереи и священники при хиротонии дают присягу, что будут свято соблюдать православное вероучение и каноническое учение Церкви. В настоящее время еретики ведут войну против канонического учения Церкви, ибо каноны обличают их отступление. Все, желающие наследовать Жизнь Вечную должны стараться об исполнении канонического учения Церкви, так же, как и заповедей Божиих.

(3) Православные подписанты полностью сохранили за собой восточный обряд богослужения, признав лишь власть папы римского.

(4) Иерусалимский патриарх Феофан, проезжая на интронизацию патриарха Филарета (Романова), тайно восстановил православную иерархию, рукоаположив в сан епископа несколько ревностных борцов против унии. Король не признал эти хиротонии, но был вынужден согласиться на открытое рукоположение других православных епископов.

История Константинопольского патриархата от освобождения Константинополя до турецкого завоевания

Константинопольский патриархат в период крестовых походов

В 1096 году начались крестовые походы, а в 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. На патриаршую кафедру был поставлен латинский патриарх. Феодор Ласкарис в Никее собрал собор епископов и они выбрали нового патриарха – Михаила IV Авториана (1208–1214), который короновал Феодора императором. Тут начинают менять взаимоотношения патриаршей и императорской власти, кроме того в Трапезунде был провозглашен независимый митрополит, и Эпирские правители династии Ангелов тоже не согласились на пребывание патриарха в Никее. Однако греки признали власть патриарха, в 1238 г. согласились эпирцы, а в 1260 и Трапезунд. Так патриарх стал символом православного единства. Патриархи этого периода предостерегали никейских императоров от союза с латинской церковью. Никейские императоры в свою очередь очень ответственно относились к назначению патриархов (выбирали благочестивых, образованных, но не честолюбивых).

В 1261 г. Латинская империя в Константинополе пала. Императором стал Михаил VIII Палеолог (1289–1282). Возвращение столицы было выгодно патриарху, оно укрепляло его авторитет. Положение императора и империи было непрочным, стали искать союза с Римом. Общество разделилось на две партии: сторонников этого союза и его противников. Непрочность попыток объединения Церквей. Были заключены Лионская и Флорентийская унии. Исихасткие споры тоже во многом зависели от сторонников и противников унии, ведь представляли соответственно западный и восточный взгляды на мистицизм. Унии ничего не сделали в плане помощи Византии от Запада, зато еще больше разделила общество империи.

После окончательного разрыва Церквей были попытки наладить церковный союз. К этому были следующие причины:

1) папы не теряли надежды подчинить себе Восточную Церковь;

2) греки находились в сложном политическом положении и желали военной помощи от папы.

Ввиду готовившегося нападения Карла Анжуйского, а также волнений среди болгар, император Михаил VIII Палеолог посчитал, что нужно замириться с Западом хотя бы с помощью папы. Папа Григорий X назначил в 1274 г. Лионский собор, на который приглашал Палеолога. Условия унии: принятие греками чтения латинского символа с прибавлением filioque и признание главенства папы. Греческое духовенство во главе с патриархом Иосифом восстало против предложенной императором унии. Император привлек на свою сторону умного и образованного Иоанна Векка. Палеолог заготовил с епископами-единомышленниками грамоту (где просил оставить грекам символ без filioque) папе и отправил посольство на собор. Четвертое заседание Лионского собора было посвящено делу единения церквей. Греческие посланники обещали почитать первенство Римской церкви. Уния формально состоялась. По возвращении греческого посольства в Константинополь новым патриархом был назначен Иоанн Векк. В богослужении было приказано поминать Григория X как «верховного архиерея апостольской Церкви и вселенского папу». Дело унии было непрочно, ее приняли только император и горстка его приверженцев.

На несогласное духовенство начались преследования. Следующий папа Николай III был очень недоволен тем, что греки не принимают унию. Михаилу Палеологу всякими ухищрениями удалось его успокоить. В 1281 г. на папский престол вступил Мартин IV, который отлучил Палеолога. Последний запретил поминать папу в богослужении, но унию формально не уничтожил. Со смертью этого императора уния кончилась. Его сын Андронник II (1283 – 1328) решительно встал на сторону православных.


Главная страница -> У -> Уния православно-католическая

Уния православно-католическая

Уния православно-католическая, объединение Католической и Православной церквей. Православная церковь признаёт главенство Папы Римского, но сохраняет византийский (греческий) обряд и богослужение на родном языке. В отечественной историографии сторонники грекокатолических церквей носят общее название «униаты».

Идея объединения существовала с момента разделения церквей. Успеху унии препятствовали различия между католичеством и православием. В 13 в. угроза со стороны турок-сельджуков побудила императоров Византии, надеявшихся на помощь папства, согласиться на объединение. На 2-м Лионском соборе 1274 г. (см. ст. Вселенские соборы) была заключена Лионская уния. После резкого протеста со стороны духовенства и мирян Византии Константинопольский собор Православной церкви в 1285 г. отверг унию.

В 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе иерархами обеих Церквей была подписана Флорентийская уния, однако Иерусалимский собор Православной церкви в 1443 г. её не признал.

В 16 —нач.

19 в. представители Католической церкви формулировали проекты унии с Русской православной церковью, однако они реализованы не были. Результатом Контрреформации 16 в.

и борьбы за усиление влияния Католической церкви на территории Речи Посполитай стала Брестская уния 1596 г. Её наследницей является крупнейшая из униатских церквей — Украинская грекокатолическая церковь (в СССР находилась под запретом до 1990 г.).

Православное население империи австрийских Габсбургов (Закарпатье, Словакия) подпало под действие Ужгородской унии 1646 г. В 1699 г. уния была распространена на православных Транснльвании. Наследницами унии стали Венгерская, Словацкая и Румынская грекокатолические, Русинская католическая церкви.

После Второй мировой войны 1939-1945 гг. унии были в одностороннем порядке расторгнуты под политическим давлением СССР: Брестская — в 1946 г., Ужгородская — в 1948—50 гг. В результате преследований многие униаты эмигрировали в Северную Америку, где сегодня существуют епархии грекокатолических церквей.

Уния православно-католическая. Грекокатолический собор в Ужгороде.

О Музах и Униях.

Е.Анопова

Раз уж разговор зашёл о Музах, разрешите мне поделиться своим достаточно богатым опытом общения с этими прекрасными существами. Должна признаться, контакт с Музами и Униями налаживался долго, ошибки чередовались с радостными откровениями.

Не сразу я нашла нужный тон и соответствующую энергию, с которыми желательно обращаться к Музам и Униям. Ведь моими учителями, в основном, были они сами – больше не кому было поделиться со мной опытом. Возможно, Вам пригодятся мои советы, и не придётся «наступать на те же грабли».

Во-первых, надо постараться, что бы контакт с Музами и Униями был постоянным. Какое бы дело я не затевала, я относилась к нему, как к магическому эксперименту. Перед тем, как приступить к нему, я обращалась к соответствующим помощникам. Садясь за швейную машинку, я мысленно вежливо обращалась к Сущностям Делания: «Помогите мне, пожалуйста, Унии! Пусть всё у меня получится красиво и хорошо!». На кухне, на работе, собираясь в дорогу, постоянно я обращаюсь то к Униям, то к Музам, прося их поучаствовать и помочь мне достигнуть определённого результата. Садясь писать серьёзную книгу, письмо или шуточные стихи в школьную стенгазету для дочки, я непременно призываю Музу.

Первое время я постоянно сомневалась: «Муза, ты здесь? Муза, ты пришла?», и, если не улавливала ответ, опять настойчиво призывала. И так до тех пор, пока сердитая Муза буквально в ухо не кричала мне: «Да здесь я, здесь, успокойся!» Позже я поняла – Муза приходит по первому зову, но не всегда я в состоянии её «услышать». Принимать её помощь можно только без напряжения, легко, играючи, в хорошем настроении и не испытывая чувства ответственности за качество результата. Нельзя забывать, что идёт творческий процесс, духовное действо.

То же относится и к Униям. Помните, что это достаточно высокие Существа тонкого мира, и чтобы работать в содружестве с ними, надо находиться, хотя бы в период контакта, в соответствующем состоянии. Должны быть отрегулированы 8 и 16 Зоны: не должно быть тупого упрямства, во что бы то ни стало добиться успеха, выделиться, утвердиться, — а то, в результате всех своих магических манипуляций можно остаться «у разбитого корыта».

Правда, теперь, мне уже нет необходимости постоянно их призывать: за эти годы Музы и Унии стали постоянными моими спутниками, и сами читают мои мысли, не ожидая приглашения. Но если Сущностям не давать работы долгое время, то им станет скучно, и они покинут вас.

Ещё один момент: если вы решили работать с Музами, сидя за компьютером – ничего не получится. Дело в том, что энергии 15 Зоны перекроют вам «слышание» более высокого уровня. Вам может показаться, что диктует Муза, а на самом деле информация будет поступать из банка клише 15 Зоны. Произведение выйдет сухим, лишенным энергий Творчества.

Я приспособилась так: сначала пишу от руки в содружестве с Музой. Слова и фразы буквально льются из-под пера, – значит Муза тут как тут. А потом сажусь за компьютер, используя его и как пишущую машинку, и как корректора, и как иллюстратора. Здесь энергии «информатики» как нельзя кстати.

Вот и эту статью я сделаю в два этапа: у каждого из них будут свои помощники, которых я обязательно поблагодарю за труды. Ведь благодарность – один из законов магического искусства, о чём никогда нельзя забывать!

Хочу вам напомнить ещё и о том, что Муза, при всём своём желании, не в состоянии сделать вас грамотнее и пополнить ваш словарный запас. Ваша эрудиция – результат накопленного жизненного опыта, и берётся из вашей памяти по мере необходимости в соответствии с той энергией, которая исходит от Музы. То есть, если вы плохо учились в школе, то и писать будете с ошибками. Поэтому, собираясь обнародовать своё произведение, пусть даже составленное с помощью Музы, отнеситесь к нему критически. Даже если рифма будет соблюдена, могут выявиться довольно печальные ляпы, типа «Марс запёрнут на засов».

Ну и, конечно, нельзя давать заранее невыполнимые задания. Надо помнить о существовании закона причинно-следственныхсвязей, о том, что любому результату что-то предшествует. А то получится, как в анекдоте, когда один страждущий всё молил Бога: «Дай выиграть в лотерею миллион! Дай выиграть в лотерею миллион!», и страшно ругался, что никак не выиграет. Наконец, Бог возмутился: «Ты бы хоть лотерейный билет купил!».

И последний мой совет: тренируйтесь как можно больше, чаще давайте задания Сущностям Делания, не заботясь о степени серьёзности порученного дела. Не бойтесь участвовать во всевозможных лотереях, конкурсах и других подобных мероприятиях, тем более , что это может принести и материальную выгоду, и моральное удовлетворение, да и просто развлечь.

Вот и я, казалось бы, мэтр оккультизма, не пренебрегаю возможностью иногда развлечься, да и Муз повеселить. Год назад, купив бутылку вина «Таганское», я нашла на ней бирку с условиями конкурса. Надо было прислать на адрес «Дионис Клуба» свой вариант тоста, начиная его с фразы «Я поднимаю бокал за …». Лучшие фразы получат призы.

Первое место, я сразу отмела, здраво рассудив, кто захочет отдать 10000долларов на сторону – разделят между собой, а вот что-нибудь помельче можно и попытаться выиграть.

Вот мы с Музой и потренировались, сочинив и послав в «Дионис Клуб» следующий текст:

» Я поднимаю свой бокал

За тайну бытия:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *