Летово храм архангела Михаила

Летово храм архангела Михаила

В старину село Летово называлось Глухово. В 1654 году им владел боярин Василий Васильевич Бутурлин. Начав службу стольником, он в 1650 г. был пожалован в окольничие, а в 1652 г.

стал дворецким. В 1654 г. Бутурлин принимал в Переславле присягу Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу.
После смерти Василия Васильевича село унаследовал его сын Борис, который и построил в 1677 году первую деревянную церковь в Летове во имя святителя Николая Чудотворца.
С 1701 г. Летовом владел Никита Иванович Бутурлин, потом его сестра, княгиня Анна Ивановна Долгорукова, продала село думному дьяку Автоному Ивановичу Иванову. Последний, в свою очередь, продал в 1727 г. село Ивану Ивановичу Бибикову, сенатору, одному из умнейших людей своего времени. Его сын Петр, полковник, в 1773-1778 гг. построил в Летово, рядом с деревянным храмом, ныне существующий каменный храм Святителя Николая. В 1869 году к западному фасаду церкви была пристроена паперть. По церковной метрике 1887 г., в ней находился двухъярусный иконостас, стены и своды были покрыты изящными росписями.
Клировые ведомости дают интересные сведения о причте священнослужителей и прихожанах церкви на протяжении всего 19 века. Священник Иоанн Тихомиров (настоятель в 1811-1848 гг.), был отмечен бронзовым крестом за заслуги, проявленные в период кампании 1812 года. Другой священник, Павел Воронцов, был награжден Св. Синодом набедренником за спасение от пожара деревянного храма в селе Внуково. Хотя летовская церковь была усадебным храмом, он был при этом приходским и имел большой приход. К нему относились жители многих окрестных селений. В 1845 году их число составляло 631 человек, в 1874 году – 600 человек.
В 1902 году по проекту военного инженера Шуцмана была осуществлена капитальная перестройка церкви. Полукруглый западный притвор был разобран; вместо него к храму примкнула трапезная с двумя приделами во имя Боголюбской иконы Божией матери и Архистратига Михаила.
С 1903 по 1913 гг. настоятелем храма был священномученик Константин Пятикрестовский (1877-1938).
Его священнический путь начался в 1899 году, когда он был определен к Михаило-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда Московской епархии Главным для отца Константина стало его служение. Он был усердным и заботливым пастырем. Своей отзывчивостью батюшка снискал уважение и известность не только в Коробчееве, но и в окрестных деревнях. Жители села Троицкое-Кайнарджи приглашали его перейти служить в свой храм, а жители села Чанки звали настоятелем в свою церковь.
Дом, отведенный священнику для жилья, был плохо утеплен. Зимой там было очень холодно, все болели, и матушка Людмила с маленьким сыном надолго уезжала в Москву под родительский кров. Принятие любого предложения перейти на лучшее место избавило бы отца Константина от крайней неустроенности его личной жизни, обеспечило пригодным жильем и достаточными средствами. Но он остался на приходе, вверенном ему Богом, и облегчения креста своего не искал, безропотно терпел все неудобства и трудности. Условия же его жизни не улучшались, и на третий год служения в Коробчееве он так сильно заболел, что 8 августа 1902 года ему пришлось уйти за штат.
27 декабря 1903 года отец Константин был определен к храму Летова. Он прослужил там около десяти лет. Все это время он преподавал в Летовской школе грамоты. С 1910 года по 30 мая 1911 года отец Константин состоял членом благочиннического совета, а с 30 мая 1911 года по 18 сентября 1913 года был духовно-судебным следователем.
В марте 1912 года он выдержал экзамен в Московской Духовной семинарии и получил аттестат 1-го разряда. В 1913 году он был переведен настоятелем в храм Введения Пресвятой Богородицы в Конюшенной слободе близ Дмитрова.
После революционных перемен, сам терпя нужду, батюшка устраивал обнищавших крестьян на работу – кого в мастеровые, кого в домработницы к своим многочисленным родственникам и знакомым. Его заботы не остались безответными. По мере сил и прихожане старались заботиться о своем батюшке. Один из них, Федор Иванович Кудрявцев, в 1919–1921 годах, спасаясь от голода, переехал в Саратовскую область. Там жилось легче, и Федор Иванович стал посылать отцу Константину посылки с продуктами.
В отношениях с людьми отец Константин отличался исключительной мягкостью. Но когда вставал вопрос о вере, о православии, оставался непреклонным. Он не поддался давлению обновленческого ВЦУ, сохраняя верность Патриарху Тихону и послушание епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому), за что имел от обновленцев неприятности. В документах живоцерковного Московского Епархиального Управления он назван первым среди пяти наиболее твердых «тихоновцев» Дмитровского уезда.
Он был арестован ночью 26 ноября 1937 года. Священнику предъявили обвинения в антисоветской деятельности, в распространении контрреволюционной клеветы против существующего строя, в высказываниях враждебных взглядов против коммунистов, агитации населения против выборов в советы.
Весь этот вымысел отец Константин отвергал. В конце допроса сказал: «Виновным в антисоветской агитации я себя не признаю. В частных беседах я говорил: «Православная вера и вообще вера в Бога с арестами священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна»».
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила Константина Михайловича Пятикрестовского к заключению на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь. В Мариинских лагерях он скончался.
В 1931-32 гг. Никольская церковь была закрыта. Около 1935 года в ней было решено оборудовать фабрику по выделке черепицы. Для этого колокольня храма была разобрана на кирпич, из которого предполагалось сложить печь для обжига черепицы. Для того, чтобы печь поместилась в главном объеме храма, в нем был разобран пол и вынуто большое количество земли.
После войны церковь использовалась как помещение зерносовхоза.
В 1992 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в с. Летово была организована приходская община. Стечением обстоятельств она была зарегистрирована как приход храма Архангела Михаила (а не Святителя Николая, как до закрытия).
В 1993 году настоятелем прихода стал иерей (с 2003 г протоиерей) Димитрий Кувырталов. В 1995-97 гг. храм был восстановлен попечением Генерального директора РАО «Мострансгаз» Александра Козаченко. В 2001-2002 г. прихожанами храма была воссоздана колокольня. Колокола были отлиты на заводе «ЗИЛ».
Сегодня приход Михаила Архангела объединяет не только тех, кто живет в окрестных селах. Среди прихожан немало москвичей, жителей г. Видное и близлежащих районов Подмосковья.
В храме выходит приходской листок «Небесный страж». Совершаются регулярные паломнические поездки. Под попечением прихода состоит детский дом «Молодая гвардия» и детский санаторий «Валуево».

В 1654 г. владел боярин Василий Васильевич Бутурлин. Начав службу стольником, он в 1650 г.

был пожалован в окольничие и назначен судьей в приказ Большого Дворца, в 1651 г. он глава Разбойного приказа.

В 1652г. — дворецкий (пост, свидетельствовавший о близости к царю).

В 1654 г. Бутурлин принимал в Переславле присягу гетмана Богдана Хмельницкого, старшины казачества Малороссии, царю Алексею Михайловичу.

В 1654-1655 г. участвовал в Польском походе.

В 1655 г. вместе с Хмельницким он разбил гетмана Потоцкого у Слонигродки, с войском они прошли до Львова. В том же году его вызвал к себе государь, но, не доехав, Бутурлин умер. После него селом владели дети Иван и Борис. В патриаршьих окладных книгах записано: «185 г. (1677) прибыла церковь Николы в вотчине стольника Бориса Васильевича Бутурлина». Позднее он пожалован в бояре, ум. 1695. Село перешло во владение боярина Ивана Васильевича Бутурлина (ум. 1698).

С 1701 г. Летовом владел Никита Иванович Бутурлин, потом его сестра, княгиня Анна Ивановна Долгорукова продала село думному дьяку Автоному Ивановичу Иванову. Николай Автономович Иванов продал в 1727 г. Ивану Ивановичу Бибикову (ум. 1745), сенатору, «одному из умнейших людей своего времени». Он начал службу в Преображенском полку в 1703 г., в 1722 г. назначен прокурором Ревизион-коллегии, в 1723 — обер-прокурором Сената. В 1727 г. — президент Ревизион-коллегии.

В 1727 г., по недоброжелательству Долгоруковых, послан губернатором в Иркутск, но добился отсрочки отъезда.

В 1730 г. примкнул к движению против верховников, после их падения был губернатором в Белгороде, президентом Камер-коллегии, с 1742 г. — «главным командиром» Малороссии. Его сын Пётр, полковник, в 1778 г. построил в Летово, рядом с деревянным храмом, ныне существующий каменный храм Святителя Николая (так указано в справочнике свящ. И. Благовещенского по состоянию на 1866 г., то же название и в 1913 г.)

В 1869 г. к западному фасаду пристроена паперть, в 1902 г. по проекту военного инженера Николая Сергеевича Шуцмана — трапезная.

При строительстве приделов был разобран первоначальный полукруглый западный притвор и заложены северо-западные и юго-западные окна храма. По церковной метрике 1887 г., в нём находился двухъярусный иконостас, стены и своды были покрыты изящными росписями.

В советское время храм закрыт и разорён. Отдельно стоящая колокольня разрушена более чем до первого яруса (восстановлена в 1995-1997 гг.).

В 1995-1997 гг. храм восстановлен попечением Генерального директора РАО «Мострансгаз» Козаченко Александра Николаевича, главный престол освящён во имя Архангела Михаила.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *