Лестовка старообрядческая

Лестовка старообрядческая

лестовка

Ле́стовка – разновидность чёток с особым устройством, внешне напоминающих гибкую лестницу. Преимущественно используется старообрядцами.

Само слово лестовка происходит от слова лествица, что в переводе со старославянского означает лестница, и символизируют собой лестницу духовного восхождения от земли к небу.

Современная лестовка, в подавляющем большинстве случаев, представляет собой плетённую (иногда – шитую) ленту из мягкого износоустойчивого материала (кожа, плотные ткани, кожзаменитель, дерматин, и др.) со вставленными в определённой последовательности и количестве ступеньками (бобочками), и прикреплёнными к ней (также в определённой последовательности и определённом количестве) лапостками треугольной формы. Кроме того, существуют лестовки, изготовленные нетрадиционным образом; например, изготовленные из бисера.

Лестовку условно можно разбить на две основных составных части: лапостковую часть – «лапостки» и лестничную (счётную) часть – «лестницу».

Лапостковая часть, как правило, делится на две (иногда – на три) составляющих: лапостки и передвижки (реже – ещё и ладанка-реликварий, от слов ладан и реликвия).

Лапостки – иногда их называют лепестки и/или ладонки (от слова ладонь) – представляют собой выполненные из плотного, но гибкого износоустойчивого материала (как правило – из толстой кожи) равносторонние или равнобедренные треугольники. Треугольная форма лапостков символизирует Троичность Бога.

Лапостки

Очень часто, посредством теснения, вышивки, вязания, аппликации и т.п. рукоделия, лапостки украшаются различного рода изображениями, узорами, орнаментом и/или символикой. Здесь нет никаких ограничений в выборе материала – от обычной пряжи (одноцветной или разноцветной), кожи, искусственного либо природного бисера, и заканчивая дорогими нитями, серебром и даже золотом.

В большинстве случаев лапостки сшиваются между собой попарно, в виде ёлочки (верхняя пара как бы насаживается на нижнюю пару, обнимая своим основанием её вершину). Иногда лапостки не сшиваются между собой, а просто вершинами пришиваются к краям лестницы, а остальные углы либо скрепляются между собой, либо остаются свободными. Также бывает, что лапостки сшиваются между собой не вплотную по сторонам, а посредством «перепонок», оставляя между собой свободное пространство для передвижек и/или ладанки-реликвария.

Две пары лапостков, пришитых к лестнице в виде ёлочки, символизируют две скрижали Завета. Также четыре лапостка символизируют 4-х апостолов-евангелистов. Лапостки обшиваются окантовкой, иногда на них (как правило – с внутренней стороны) пишутся либо заповеди, либо имена святых евангелистов, либо молитвы им.

Передвижки

Между лапостками принято размещать семь передвижек, которые представляют собой круглые либо прямоугольные (иногда – квадратные либо ромбовидные), нанизанные на ленту плоские кусочки, выполненные из плотного материала (например, кожи, пластмассы и даже металла). Встречаются также передвижки в виде бусинок. В большинстве случаев передвижки размещают между нижними лапостками. Тогда лапостки с передвижками напоминают церковный колокол. Реже располагают передвижки между верхними лапостками. Бывают также передвижки в виде бисера либо мелких бусинок, нанизанных на нитку, которые размещаются между лапостками, или вшиваются в край верхних лапостков. Семь передвижек символизируют семь основных церковных таинств, а также напоминают нам о семи днях, в которые Господь создал землю, и о Семи Вселенских соборах, на которых низлагались ереси и утверждались истины вероучения.

Передвижки помогают вести счёт лестовок на молитве. В последнее время часто встречаются лестовки, в которых передвижки либо отсутствуют, либо лишь обозначают присутствие, сводя на «нет» возможность их реального использования.

Иногда между верхними лапостками вшивается ладанка-реликварий, которая имеет «горловину» со стороны лестницы.

Ладанка представляет собой мешочек для ношения ладна и святынь (пузырьки (капсулы) с елеем и/или святой водой, мощи святых, образок, крестик).

Лестница лестовки обычно состоит из 109-ти ступеней: 3-х больших, 100 малых и 6-ти дополнительных (аллилуйных). Как правило, дополнительные ступени по размерам такие же, как и малые. Но иногда их делают чуть больше, чем малые, но меньше, чем большие ступени.

Ступени (ступеньки, бобочки) представляют собой петли, в которые вставлены прочные либо упругие вставки, как правило – цилиндрической формы.Вставки эти могут быть выполнены из дерева (желательно из плотных и/или ценных пород) либо плотно свёрнутой бумаги, а также из любого другого доступного или дорогого (может даже драгоценного) материала. Иногда в бобочки вставляют плотно скрученные полоски бумаги, на которых написаны (напечатаны) определённые молитвы.

Связанная по концам лестница образует кольцо, которое символизирует божественную безначальность и бесконечность, жизнь вечную и непрестанную молитву.

Существует большое количество разновидностей лестовок. Одной из таких разновидностей является так называемая богородичная лестовка, имеющая 150 маленьких бобочков. Кроме богородичных лестовок существуют и маленькие лестовки, на разное число бобочков (30, 33, 40, 50 и т.п.).

Лестовка

Лестовка — распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли.

Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.

Кроме обычной 109-ступенчатой лестовки встречаются лестовки на 150 ступеней, т. н. «Богородичные лестовки». Они имеют позднее происхождение и сделаны по образу католического розария. В старообрядчестве имеют минимальное распространение. Изготовление и художественное украшение лестовок было и остается одним из традиционных старообрядческих ремесел. Особенно славилась монастырская работа.

Устройство и символика лестовки

Устройство лестовки отвечает практическим потребностям богослужения (например, при 40 или 12-кратном произнесении молитв), но в то же время оно имеет символическое толкование.

На ленте имеется 100 простых ступеней, называемых бобочками. Кроме того, имеются еще три ступени в начале, три в конце и три «великих» ступени в середине, которые купно означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделена на четыре неравных участка: от «земли» до первой великой ступени — 12 ступеней, что означает 12 апостолов. С первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40-дневный пост Господа Исуса Христа.

До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Господа. После третьей великой ступени и до «неба» идут 17 простых ступеней, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка» (лапоска, иногда — ладонки), которые часто украшают бисером и вышивкой. Они означают четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Под лапостками находятся передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу семи таинств церковных. Эти передвижки означают и семь полных лестовок, которые каждый благочестивый христианин должен отмолиться в течение дня. Это практическое значение передвижек — отсчет количества отмоленных лестовок — в изделиях современной работы отсутствует, так как передвижки сделаны лишь символически, а лапостки часто так плотно сшиты между собой, что до передвижек трудно добраться.

Келейное правило молитвы по лестовке
Первые три и последние три ступени в лестовке — с молитвой «Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже», с земными поклонами.

Первая великая ступень (после 12-ти) — с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Вторая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

Первая великая ступень — с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во царствии Си»; поклон земной.

В некоторых местах вместо молитв «Помяни мя, Господи… Помяни мя, Владыко… Помяни мя, Святыи…» читают: «Богородице Дево, радуися Обрадованная Марие» (до конца с земными поклонами)

В конце лестовки «Господи, помилуй» (трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Посем начинай следующую.

«Вифлеемъ — Дом Хлеба»
Выпуск 10 (октябрь 2015)

КАК МОЛИТЬСЯ ПО ЛÉСТОВКЕ

По обы́чаю, описанному в XVII веке святы́м священномучеником Аввáкумом протопóпом, по лéстовке можно моли́ться и поклóнами (метáниями — мáлыми поклóнами до земли, когда голова не касается подрýшника, а держится прямо), и крáткими моли́твами без поклóнов.

Краткие моли́твы:
«Гóсподи Исýсе Христé Сы́не Бóжии, поми́луй мя́ грéшного» (или в конце: «поми́луй нáс»);
или «Пресвятáя Госпожé Богорóдице, спаси́ нас»;
или крáткие моли́твы (запéвы) святы́м.

После каждой лéстовки моли́ться так:

Слáва. И ны́не.Аллилýия, аллилýия, слáва Тебé Бóже (трижды с вели́кими поклóнами до земли, при которых и рýки, и голова касаются подрýчника; а в вели́кие праздники, субботу и воскрéсный день, а также на Свя́тках и во всю Пятьдеся́тницу — с поклóнами в пóяс).
Гóсподи поми́луй (трижды).

Слáва. И ны́не.
И дáлее — слéдующая лéстовка, которая заканчивается так же.

На трёх больших ступéнях св. Аввакум не указывает никаких моли́тв или поклóнов. По обы́чаю, на них можно моли́ться либо «Отче наш», либо «Богорóдице Дéво, рáдуися», либо «Помяни́ нáс Гóсподи, егдá прии́деши во Цáрствии Си́» (во второй раз вместо “Гóсподи” говорим “Влады́ко”, а в третий раз — “Святы́и”), с земны́ми поклóнами (в вышеукáзанные дни, когда «Аллилýия» с поясны́ми поклóнами, на этих моли́твах поклóны тоже в пóяс).

По обы́чаю, за Псалты́рь мóлятся 30 лéстовок с поклóнами Исýсовой моли́твой либо 60 лéстовок без поклóнов.
За канóн — 3 лéстовки с тем запéвом, который полóжен на канóне дáнному святóму или празднику (только обычно не употребляются запéвы с концовкой «услы́ши моли́тву раб Свои́х, молящихся Тебé», а вместо них читается либо запéв Госпóдскому празднику, или Исýсова моли́тва, или «Пресвятáя Госпожé Богорóдице, спаси́ нáс», в зависимости от того, за какой канóн мóлимся).

При моли́тве по лéстовке о здрáвии за кого-либо на мáлых ступéнях лéстовки мóлимся:
«Гóсподи Исýсе Христé Сы́не Бóжии поми́луй нáс»;
или «Пресвятáя Гóспоже Богорóдице, спаси́ нáс»;
или крáткую моли́тву (запéв) какому-либо святóму, а на «Слáве» мóлимся так же, как на Псалты́ри о здрáвии (см. в статье «Как моли́ться Псалты́рь о здрáвии»).

При моли́тве за упокóй на мáлых ступéнях лéстовки читаем:
запéв «Покóй Гóсподи дýшу усóпшаго рабá Твоегó (имя)»;
или «Покóй Гóсподи дýшу усóпшия рабы́ Твоея́ (имя)»;
или «Покóй Гóсподи душя́ усóпших рáб Твои́х»,
а на «Слáве» мóлимся 15 обы́чных поклóнов за упокóй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *