Лекции по истории средних веков

Лекции по истории средних веков

Лекция 1. Предмет Истории Средних веков

Конспект лекций

Электронные ресурсы:

https://vk.com/library.online (книги, учебники)

https://vk.com/page-23433303_44027789 (можно начинать сразу отсюда)

https://vk.com/pages?oid=-23433303&p=Атласы_и_карты

http://www.vostlit.info/(переводы письменных источников по истории Средних веков, включая Византию и Ближний Восток).

Лекция 1. Предмет Истории Средних веков

Терминология. Термин «Средние века» впервые применили в XIV в. итальянские гуманисты для обозначения периода европейской истории, отделявшего их время от времени Римской империи.

На этой основе в XVII в. возникло деление истории на Древнюю, Средневековую и Новую. Поскольку на латинском языке, которым пользовались гуманисты, «средние века» звучат как «medium aevum», постольку научная дисциплина, занимающаяся изучением Средних веков, называется медиевистикой.

Термин «феодализм» ввели в употребление во Франции в XVIII в. в эпоху Просвещения идеологи дворянства и буржуазии, отстаивавшие интересы своих классов накануне Великой французской революции.

И те, и другие называли феодализмом общественные порядки, которые действовали во Франции в Средние века, и при которых главной фигурой являлся феодал, собственник феода – привилегированного земельного надела. Но первые хвалили, а вторые хулили феодализм.

Предмет медиевистики. В XIX в. изучение Средних веков привело к возникновению научной дисциплины, предметом которой является история возникновения, расцвета и упадка феодализма в странах Западной Европы, в неславянских странах Центральной и Юго-Восточной Европы и в Византии.

Под Западной Европой в данном случае понимается западная оконечность Евразии, населённая народами, говорящими на германских или романских языках (исключениями являются Ирландия и Финляндия, относящиеся соответственно к кельтской и финно-угорской семье языков), и принадлежащими к католической и протестантской ветвям христианства. Неславянские страны Центральной и Юго-Восточной Европы – это Венгрия, Румыния и Молдавия. Византия – это империя, существовавшая с 395 по 1453 г. на Балканах и в Малой Азии со столицей в Константинополе.

Эволюция общественных отношений, подобных феодальным и имевшим место в Средние века у других народов и на других территориях, является предметом изучения особы научных дисциплин, например, «История стран Азии и Африки в Средние века» или «История южных и западных славян».

Хронология и периодизация.Началом истории Средних веков считается формальное упразднение в 476 г. Западной Римской империи, завершением – Английская буржуазная революция в середине XVII в.

Средние века делятся на три периода. В Раннее Средневековье (X-XI вв.) сложились основы феодализма. В Классическое, или Развитое, Средневековье (XI-XV вв.), начавшееся с возникновения городов и завершившееся открытием Америки и морского пути в Индию, феодализм достиг расцвета. Классическое Средневековье в свою очередь делится на два этапа, которые разделяет «Чёрная смерть» 1347-1453 гг. В Позднее Средневековье (XVI-первая половина XVII в.) происходила деформация феодализма под воздействием зарождавшихся раннекапиталистических отношений. Эти века также называются Ранним Новым временем.

Источники: общая характеристика.Историческими источниками называются первичные носители информации о времени и объекте изучения. Исторические источники подразделяются на два основных типа: вещественные и письменные.

К вещественным источникам относятся ландшафты, флора и фауна изучаемой эпохи и артефакты – предметы, изготовленные людьми.

К письменным источникам относятся тексты, созданные современниками изучаемой эпохи, а также их копии или пересказы.

Разработкой теории и практических методик изучения текстов занимается источниковедение – специальная научная дисциплина, которую формируют следующие компоненты. Во-первых, эвристика – выявление источников. Во-вторых, прочтение текста – установление основного или первоначального текста и дополнений к нему. В-третьих, идентификация источника – установление автора, времени, подлинности, обстоятельств и целей его создания. В-четвёртых, герменевтика – анализ, включающий в себя установление полноты, достоверности и точности сведений, определение политической и социальной направленности источника. В-пятых, источниковедческий синтез – выявление гносеологических связей источников, их сопоставление.

Выделяют три главных класса письменных источников: нарративные, или повествовательные (лат. narratus – рассказ), законодательные, или юридические, и документальные. Для первых характерна субъективность в плане отбора, точности изложения и трактовки материала. Вторые более объективны, но их информационное поле ограничено правовыми вопросами. Третьи наиболее достоверно отражают прошлое, но содержат сведения преимущественно социально-экономического плана.

Внутри названных классов существуют виды и разновидности источников.

Нарративные средневековые источникивключают в себя произведения римской историографии. Наиболее известные из них «Записки о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря (100-44 до н. э.), «Германия», «История» и «Анналы» Публия Корнелия Тацита (55-120) и «Res gestae» Аммиана Марцеллина (ок. 330-ок. 400).

Истории– крупные произведения, авторы которых описывали современные им политические события. В их числе «О происхождении и деяниях готов», или «Getica», Иордана (VI в.). «Historia gentis Langobardorum» Павла Диакона (ок. 720-799), «История франков» Григория Турского (538–594), «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского.

Биографии – классическим произведением этого жанра считается «Жизнеописание Карла Великого» Эйнгарда (770-840).

Анналы – запись наиболее значительных событий по годам, которые велись обычно в монастырях и по названию которых соответственно именуются. Это Фульдские анналы 860–901, Сен-Бертинские анналы 741–882, Реймские анналы X в. Были вытеснены более полными и подробными хрониками.

Агиографические сочинения – описания подвижнической жизни, мученичеств, видений и чудес персон, причисленных церковью к лику святых. Содержат огромное количество достоверной и конкретной информации о быте, нравах, географии, генеалогии, судебных и классовых конфликтах, экономике, материальной культуре.

Трактаты, – например, «О дворцовом и государственном управлении», написанный в конце IX в. Реймским архиепископом Гинкмаром для короля Карла Простоватого, и «Об управлении империей» византийского императора Константина Багрянородного (X в.).

Энциклопедии – наиболее известная «Этимологии» (или «Origines» – «Начала») в 20 книгах архиепископа Исидора Севильского (ок. 570-ок. 636), дающие на основе объяснения, нередко фантастического, значения слов сводку тогдашних знаний.

Хроники – наиболеераспространенный вид средневековых нарративных источников. В Раннее Средневековье большое распространение получили всемирные, или универсальные хроники. Изложение событий в них начиналось «от сотворения мира». Материал до времени жизни самого хрониста заимствовался им из предшествовавших хроник. Современные ему события хронист описывал на основе личных впечатлений.

Самыми известными всемирными хрониками считаются «Большая хроника» Исидора Севильского и хроника “De duabus civitatibus» (О двух государствах) Оттона, епископа Фрейзингенского (1111-1158).

В Развитое Средневековье начали составляться хроники, относящиеся к истории отдельных стран. «Англо-саксонская хроника», рукописи которой восходят к XI-XII вв., излагает историю Англии от завоевания Британии Цезарем. В XIII в. начали создаваться своды хроник, отражавшие становление национальных государств. Это «Большие Французские хроники», «Большая хроника» Матвея Парижского (1200-1259), монаха Сент-Олбанского монастыря, который поведал об английской истории в период с 1066 по 1259 год, «Всеобщая испанская хроника», которую начали составлять по воле кастильского короля Альфонса X Мудрого.

В центре внимания хронистов могли находиться отдельные исторические события. Например, Крестовым походам посвящены такие известные хроники как «Деяния Бога, осуществленные через франков» аббата Гвиберта Ножанского (1053-1124), «Взятие Константинополя» маршала Шампани Жоффруа де Виллардуэна и «Завоевание Константинополя» рыцаря иколо де Клари.

Мемуары как особый жанр появились во второй половины XIII в. Наиболее известны «Мемуары» Жана сира де Жуанвиль (ок. 1224-1317), сенешала Шампани, и личного друга короля Людовика IX Святого и «Мемуары» Филиппа де Коммина (ок. 1440-1511), советника короля Людовика XI. В Византии историко-мемуарные произведения создали Иоанн VI Кантакузин (XIV в.) и Георгий Сфрандизи (XV в.).

Законодательные источники. Для Раннего Средневековья это «Свод гражданского права» (Corpus juris civilis) императора Юстиниана I Великого.

Записи обычного права в варварских королевствах – Судебники, или Правды: Бургундская, Вестготская, Рипуарская, Салическая, Тюрингская, Фризская.

Капитулярии – законы и распоряжения франкских королей из династии Каролингов, разделявшиеся на небольшие параграфы (лат. capitula). В их числе «Капитулярий о поместьях» и «Капитулярий по делам Саксонии» Карла Великого.

В Классическом Средневековье виды юридических источников умножились. Это «Свод канонического права» (Corpus juris canonicis), вобравший в себя важнейшие акты церковного законодательства.

Императорские новеллы в Византии, привилегии, патенты и мандаты императоров Священной Римской империи, королевские ордонансы во Франции и хартии королей Англии, «Партиды» – свод законов кастильского короля Альфонса X.

Парламентские акты и статуты в Англии, протоколы заседаний Генеральных и провинциальных штатов во Франции, акты германских имперских собраний, решения кастильских и арагонских кортесов.

Записи феодального права провинциального уровня: французские кутюмы: Кутюмы Бовези, немецкие зерцала: Саксонское зерцало, испанские фуэрос.

Законы государств крестоносцев в Палестине: «Иерусалимские ассизы», и на Балканах: «Ассизы Романии» в ико.

Памятники муниципального уровня: городские хартии и статуты, сельские хартии вольностей. Например, «Книга прав Генуэзской Республики».

Памятники корпоративного характера: статуты ремесленных цехов, торговых корпораций, университетов, уставы монастырей. В их числе, византийская «Книга эпарха», французская «Книга ремёсел города Парижа», уставы цехов немецких Кёльна, Любека, Франкфурта.

Документальные источники (грамоты, хартии, или акты) Раннего Средневековья немногочисленны. Главным техническим носителем информации в раннесредневековой Западной Европе был пергамен, изготовлявшийся из овечьих шкур, так что на одну книгу нужно было перевести не одну отару овец. Писцы нередко оказывались перед необходимостью соскабливать с пергаментного листа старый текст, чтобы нанести на него новый, представлявшийся более важным для текущего момента. В источниковедении такие памятники получили особое наименование «палимпсет» (от греч. «снова» и «стираю»).

Основные виды раннесредневековых хартий: Картулярии (от лат. charta – грамота) – сборники копий документов, переписанных иногда с сокращениями и вставками, которые называются интерполяциями.

Формулы – образцы для составления грамот, юридически оформлявших различного рода сделки и отношения. Примерами этой разновидности документальных источников Раннего Средневековья могут служить Вестготские формулы, Анжерские или Анжуйские формулы, формулы Маркульфа.

Дипломы – документы делопроизводства, которые фиксировали постановления королевских и княжеских судов, личные распоряжения и пожалования монархов, акты дарений, купли-продажи, обмена и предоставления в держание земли, вступления в зависимость, а также некоторые процедуры церковной жизни: избрание аббатов, освещение церквей и т. д.

Полиптики (с др.-греч. – многоскладчатый, многолистный) – инвентарные описи церковных поместий. Самый известный – составленный в IX в. полиптик Ирминона, аббата Сен-Жерменского монастыря под Парижем.

В Классическое Средневековье документальные источники становятся массовыми и разнообразными, превосходя в этом отношении любые другие виды источников.К публичным актам относятся грамоты и дипломы монархов, светских и духовных сеньоров. К грамотам подвешивались печати, которые давали название самому документу: золотая императорская византийская печать – хрисовул, свинцовая папская римская печать – булла.

К частным актам относятся документы, составленные и заверенные нотариями, юридически образованными и уполномоченными на это лицами. Нотарии составляли документы по строго определенным образцам для различных типов отношений. Нотариальные акты сохранились в виде копий или кратких записей о них, так называемы минут, в составе картуляриев, сдававшихся на хранение в городские архивы.

Земельные описи и кадастры, первой и самой знаменитой из которых является английская «Книга Страшного суда» 1086 г., составлялись с фискальными целями. Византийские земельные описи назывались практиками.

Основная масса средневековых источников написана на латыни и греческом языке, и лишь незначительное число – на национальных европейских языках.

Наиболее авторитетным научным изданием разных видов средневековых источников считается немецкая Monumenta Germaniae Historica (Памятники истории Германии), публикация которой началась в 1826 г. и продолжается до настоящего времени.

Источники периода Раннего Средневековья очень немногочисленны, практически все они выявлены, учтены и глубоко изучены. Гораздо более многочисленные источники периода Классического Средневековья выявлены в основной своей массе и достаточно хорошо изучены.

В Раннее Новое время в связи с резким и стремительным нарастанием интенсивности общественных процессов произошло многократное количественное увеличение письменных памятников. Во-первых, жизнь потребовала от людей огромного количества документов, совершенно необходимых для фиксации деловых, коммерческих, финансовых и иных сделок, для обслуживания бюрократических учреждений государства и международных связей, для правового оформления новой социальной и политической практики и её оценки общественным сознанием. Во-вторых, с распространением грамотности, производства бумаги и книгопечатания открылись новые возможности для самовыражения людей через письменные тексты, а также появились технические условия для их создания и тиражирования в широких масштабах. В-третьих, развитие архивного и библиотечного дела значительно облегчило задачу хранения документации.

В этой связи источниковая база Раннего Нового времени стала поистине необъятной. Появились многие новые разновидности источников, в частности мемуарная литература дополнилась дневниками. Принципиально новым видом повествовательных источников явилась публицистика. Западную Европу впервые в её истории захлестнула волна печатных брошюр, памфлетов, так называемых пасквилей, листовок, в их числе и рисованные, предвосхищающие современные комиксы.

Появились первые периодические издания, освещавшие события общественно-политической жизни: нидерландский «Франко-бельгийский Меркурий», издававшийся в Германии в 1580-х гг., и «Gazette de France», основанная кардиналом Ришелье.

Большинство письменных источников Раннего Нового времени записано на национальных языках. Латынь сохранила свои позиции в международных договорах, дипломатической переписке, корреспонденции представителей политической и интеллектуальной элиты, в некоторых научных трактатах и произведениях исторического жанра, а также как официальный язык церкви.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Средние века.
Лекция 1. (вводная)
План:
1. Предмет и периодизация.
2. Основные черты феодального строя. Проблема генезиса феодализма. Типология феодализма.
3. Источники по истории средних веков V—XV вв.
1. Предмет и периодизация История средних веков охватывает более, чем тысячелетний период – 13 веков. Термин «medium aevum» (медиум эвум) – «средний век», отсюда медиевистика, условно определяет период с 5 по 17 века и принят всемирной историографией. Возник он в XV – XVI веках в среде итальянских гуманистов, которые делили историю на 3 периода: древнюю, среднюю и новую. Это формальное деление сохранилось, хотя в разное время и учёными разных направлений вкладывалась различное содержание в это понятие.

Периодизация периода средневековья:
Нижний рубеж: Падение Западной Римской империи в 476 году (в западной историографии часто на век раньше – эпоха торжества христианства – считается знаменующей начало средневековья).
Верхний – более расплывчатый. Западные историки: Падение Константинополя 1453 год, открытие Америки Колумбом 1492, начало реформации в Германии – 1527. В настоящее время историки считают концом средневековья период предшествующий английской буржуазной революции (т.е. I пол. XVII века), т.к. именно в это время можно говорить о победе капиталистических отношений в Западной Европе.
Основные этапы становления феодальных отношений отражены в делении «Средних веков» на 3 основных периода: раннее средневековье (с конца V века — до середины XI века), период развитого феодализма (с сер. XI — до конца XV века), позднее средневековье (XVI век — пер.пол. XVII века).
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФЕОДАЛИЗМА.

  • Натуральное по преимуществу хозяйство.
  • Внеэкономическое принуждение производителя.
  • Низкое состояние техники.

Существует 2 класса: феодалы (земельные собственники) и зависимые производители (в основном крестьяне, к которым примыкают беднейшие слои городского населения). Отношение классов по сравнению с рабовладельческим обществом сделали шаг вперёд в развитии. Основной формой феодальной эксплуатации является РЕНТА. Наличие фиксированной ренты определенность прогрессивность строя по сравнению с рабовладением: феодализм имеет возможность развития. Три основных вида ренты: ОТРАБОТОЧНАЯ (барщина), ПРОДУКТОВАЯ (НАТУРАЛЬНАЯ) (оброк), ДЕНЕЖНАЯ. Они все могли сочетаться, однако на раннем этапе преобладает барщина, а на позднем – денежная рента. Борьба крестьянства на всем протяжении средневековья за фиксированную ренту и её снижение. Отличительной чертой феодального общества является иерархическая структура земельной собственности. Во главе – король, далее различные социальные категории феодалов, покоиться пирамида на плечах крестьянства.
ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА ФЕОДАЛИЗМА.
ГЕ′НЕЗИС (греч) – возникновение, происхождение, процесс образования принципиальных проблем. Впервые всерьёз проблема генезиса поставлена просветителями в XVIII века. Появились 2 теории во Франции, в первой половине века.

  1. Германская . Графа Буленвилье: феодализм результат германского завоевания, после которого германцы получили господствующее положение.
  2. Романская. Аббат Дюбо. – Раннее средневековье в Западной Европе явилось наследством римской (романской)традиции, его носители – гало – римляне.

К Германской теории склонялись и просветители второй половины XVIII века видели в средневековом обществе особую политическую и правовую систему, не связанную с экономической жизнью государства. Этим и определяли понятие «феодализм».

В западной историографии проблема перехода от античности к Средним векам – до сих пор не решена. Она трактуется как непрерывное развитие (теория континуитета) германских или романских институтов без качественного скачка.
В отечественной историографии проблему генезиса феодализма решали с марксизских позиций, где во главу угла ставили изучение экономических и социальных предпосылок, а не правовых, этических или политических) . В основе процессов – изменение отношений к собственности при переходе от рабовладельческого строя Римской империи и первобытно –общинного строя германцев к феодализму.
ТИПОЛОГИЯ ФЕОДАЛИЗМА
Существует несколько типов феодализации.

  1. классический – В Галлии( территория Франции), аналогично в Италии, Испании – синтеза позднее римских и варварских социально экономических отношений ( т.е. синтез романских и германских отношений). Путь эволюции земельных и личных отношений под влиянием принесенных в Галлии варварами отношений на землю.
  2. Путь развития феодальных отношений ( им идет Англия, Скандинавия, Германия, Славянские страны) – вытекает из разложения родовой общины ( нет или слабый римский элемент)
  3. Тип – Византийский. Характерен для южнославянских стран, которые входили в восточно-римскую империю. Исходным пунктом феодализации здесь явился синтез византийских земельных и социальных отношений принесённых славянским вторжением в Византию с 6 века.

3. Источники по истории средних веков V—XV вв.
Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем.
Классификация средневековых источников. Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации: 1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто важных для понимания ее конкретно-географической специфики; 2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древними пластами современных живых языков; 3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.; 4) художественно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.
В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и почти для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространение грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастает.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные) 2) документальные, 3) законодательные,
Виды нарративных источников

  • исторические повествования,( анналы, хроники, биографии, генеалогии)
  • агиографические сочинения,
  • эпистолярные
  • проповеди и всевозможные наставления;

научная и художественная литература.
Лекция 2.
Великое переселение народов.
План.

  1. Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки.
  2. Причины переселения
  3. Возникновение варварских государств

1. Определение понятия «великое переселение народов». Хронологические рамки. Великое переселение народов. Что это за процесс? Почему эти миграции были направлены в Западную Европу? Какова диалектика разрушительного и созидательного в исторической миссии Великого переселения? Каков этнический ландшафт варварства этой эпохи? Как в бурных волнах миграций рождались и умирали названия народов? Почему в лабиринте переселения именно германцы стали «нитью Ариадны»? Какие «ловушки» подстерегают исследователя на пути от Тевтобурга до Адрианополя? Почему не все варварские «королевства», перевернув страницу античности, вошли в средневековье? Наконец, каковы особенности престижа «варварства» в этих «королевствах»?
Уже первое приближение к этим вопросам выявляет непродуктивность традиционного подхода к интерпретации Великого переселения народов: как перехода от античности к средневековью. Традиционный подход ограничивает возможности исследования этой переходной эпохи.
Принято считать, что эпоху Переселений открывает появление гуннов в Северном Причерноморье и вспыхнувший вскоре (375 г.) конфликт между ними и готами «Державы Эрманариха». Результатом этого столкновения явилась массовая миграция готов на запад, а затем переселение их в 376 г. в Римскую империю. Основная слабость подобного определения «начала» переселения заключается в локальном подходе к процессу, охватившему буквально всю территорию Европы, отдельные регионы Азии и Северную Африку.
Традиционная парадигма сводит Великое переселение лишь к миграционным процессам, разбойным набегам варваров, их вторжениям и походам. Роль экономического фактора, значение торговых контактов Барбарикума и Римской империи, юридических принципов взаимоотношений Рима и варварского племенного мира, правового статуса варваров на разных этапах Переселения и этнической эволюции самих варваров учитываются пока недостаточно. Самоочевидно, что без выделения Великого переселения в целостную историческую эпоху ход его дальнейших исследований обречен. Европейская «модель» Великого переселения народов — это не только конец античности и начало средневековья (что само собой разумеется); это прежде всего самостоятельный и достаточно продолжительный переходный этап между античностью и средневековьем.
Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не античность, но еще не средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II—VII вв.) и определенной территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигла своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров. явилось зарождение нового типа цивилизации.

Великое переселение народов как временной «зазор» между античностью и средневековьем делится на три этапа: первый (II-IV вв.), «германский» – охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения; второй (IV – V) «гуннский» — между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунскнх полях: третий этап (VI—VII вв.), «славянский» — связан с передвижением в Восточной;. Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племен. Этапы Переселеня отличаются этническим составом участников Переселения, позицией мигрирующих племен, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.
III. «Варварские королевства» в римском контексте
После Каталаунской битвы падение авторитета власти в Западной империи продолжалось стремительными темпами. Многие варвары использовали создавшуюся ситуацию для расширения своих владений.
Варварские «королевства» этого времени были эфемерными образованиями в составе трансформирующегося государства — Западной Римской империи. Территориальная экспансия франков, бургундов, везеготов, а также саксов, окончательно утвердившихся в Британии, ускорила трансформацию Западной империи.
Итак, в 476 г. Западная империя прекратила свое существование. Верховным правителем Запада стал византийский император, его власть в Италии представлял командующий германскими наемниками скир Одоакр. Он раздал землю варварам-наемникам, предоставив им одну треть владений италийцев. Трансформация Западной империи и ее крушение вносили некоторые коррективы в правила поселения варваров-германцев и механизмы образования на ее территории новых «варварских королевств».
Пока нет единого понимания природы этих рыхлых и слабо организованных политических образований. Обретение «варварскими королевствами» легитимного статуса имело уже длительную традицию. Начало «королевства» составляла политико-юридическая санкция Равенной власти варварским конунгам на определенные территории. Империя передавала им права на управление и реализацию военных функций на этой территории, оставляя сферу производства, в основном, коренным жителям. Представление земель для поселения предполагало предварительное получение варварами и определенного социального статуса федератов. Варвары, таким образом, монополизировали военное дело, что давало им некую гарантию благополучного проживания в Римской империи. Парадокс, однако, состоит в том, что местное население было также заинтересовано в соблюдении подобных правил расселения варваров. Ни о каких волнениях, связанных с появлением новых властителей, источники не сообщают. Скорее всего их просто не было. После заключения соглашений о поселении варваров на определенной территории, проживающее там население становилось жителями так называемых «варварских королевств», продолжая осознавать себя римлянами. Для варваров-германцев эти римляне выступали всего лишь в роли племен, ритуальных владельцев землей. Император, передающий права на эту землю, воспринимался ими как предводитель, глава большого союза племен — Римской империи. Сам факт участия в этом процессе императора укреплял авторитет германских конунгов, поднимая новых властителей на необходимую ступень традиционной римской системы ценностей. Местное население рассматривало варваров-германцев и как завоевателей, и как законных представителей императора. В глазах римлян эти «королевства» являлись территориально-административными единицами в составе Западной империи.

Но по существу «варварские королевства» были разрозненными племенными объединениями, которые опирались не на территориальную организацию, а на систему межличностных и межплеменных связей. Авторитет первых «варварских королевств» основывался в значительной мере на магическом ореоле племени и на личных качествах предводителей. «Варварские королевства» не были самодостаточными образованиями. Их внутренняя слабость компенсировалась внешней экспансией. Санкционированные Западной империей Вандальское, Вестготское, Свевское и Бургундское «королевства» складывались в рамках Римской державы. Власть варваров в отдельных областях, исключая Северную Африку, не была узурпирована. Она передавалась им самой Империей. Происходило расчленение Западной империи на отдельные области. Они передавались во владение племенной элиты. При этом допускалась возможность «разделения» социальных функций самой власти. Существование подобной практики, конечно же, никоим образом не способствовало сохранению стабильности внутри Империи.
Таким образом, с появлением гуннов в Европе племенной мир Барбарикума был втянут в новый виток переселений. Путь создания в рейнском и дунайском пограничье полосы «буферных» варварских государств был прерван. В ходе передвижений происходит деление племен с одновременной их консолидацией в полиэтничные образования — «большие» племена. Их переселение и расселение на римской земле в значительной степени Империей контролируется. В пределах трансформирующегося римского государства создаются эфемерные политические образования так называемые «варварские королевства». Варвары-мигранты окончательно утрачивают генетическую связь с Барбарикумом.
Лекция 4.
ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО
План
1. Образование Франкского государства.
2. Военная реформа Карла Мартелла.Бенефиции.
3. Завоевания Карла Великого.
4. Распад империи Каролингов.
1. Образование Франкского государства. Племенной союз франков сложился в III в. в низовьях Рейна. В IV в. франки расселились в Северо-Восточной Галлии как союзники Римской империи. Они жили обособленно от галло-римского населения и не подвергались в это время романизации. Франки делились на две группы — салических, живших у морского побережья, и рипуарских, расселившихся на восток от реки Маас. Во главе отдельных областей стояли самостоятельные князья. Из княжеских династий наиболее сильными являлись Меровинги, правившие у салических франков. Их легендарным родоначальником считался Меровей («рожденный морем»). Третий представитель династии Меровингов Хлодвиг (481—511) распространил свою власть на всех франков. Чтобы укрепить свою власть и получить поддержку христианского духовенства и галло-римской аристократии, Хлодвиг вместе со своей дружиной и приближенными принял в 496 г. римско-христианскую веру. С этого времени установились дружественные отношения между франкскими королями и папами.
Во главе отдельных областей Франкского государства стояли самостоятельные короли из династии Меровингов, которые стремились захватить владения друг друга, что приводило к длительным междоусобным войнам, закончившимся только после того, как на престоле в Нейстрии и Бургундии, а затем и Австразии укрепился единый король Хлотарь II (613 — 629). Во времена смут упрочили свои позиции магнаты, захватившие земли и начавшие подчинять своей власти население.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *