Лазарь

Лазарь

1) Лазарь (от евр.»бог помог») Четверодневный, в христианских преданиях человек, воскрешённый Иисусом Христом через четыре дня после погребения. По евангельскому повествованию (рассказ о воскрешении Лазаря приводится только в Евангелии от Иоанна, 11), Лазарь — житель Вифании, селения близ Иерусалима, брат Марии и Марфы, оказывавших Христу гостеприимство. Весть о болезни Лазаря, особенно любимого Христом, и пророческое знание о его смерти заставляют Христа, несмотря на прямую опасность, направиться в Иудею. Марфа выходит к нему навстречу и, не смея прямо попросить о чуде воскрешения, говорит: «знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог» (Ио. 11, 22). Христос требует от неё исповедания веры в то, что он есть «воскресение и жизнь», и получает его (11, 25-27). В ответ на приказ Христа отвалить камень от пещеры-склепа Марфа напоминает, что тело уже разлагается и смердит. Но Христос вызывает мертвеца словами: «Лазарь! Иди вон» (11, 43).

Лазарь выходит, обвитый по рукам и ногам пеленами, с лицом, закрытым погребальным платом, и Христос велит развязать его. За трапезой в Вифании, на которой Мария помазала ноги Христа благовонным миром, Лазарь упомянут в числе «возлежавших» (12, 2). Воскрешение Иисусом Христом Лазарь — не единственное: воскрешены дочь Иаира (Матф. 9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лук. 8, 41-56) и сын вдовы из Наина (Лук. 7, 11-17), но оно имело особенно ярко выраженный характер публичного, торжественно данного мессианского «знамения». Это вызвало ожесточённую реакцию антагонистов Христа и приблизило расправу над ним: воскрешение Лазаря многозначительно предваряется «страсти Христовы». Согласно средневековому преданию, Лазарь прожил после воскрешения 30 лет в строгом воздержании и был поставлен первым епископом города Китиона на острове Кипр.

2) Лазарь — Убогий, персонаж евангельской притчи и фольклорных текстов, образ бедности, получающей от бога награду в загробной жизни.

Случай, когда действующее лицо притчи имеет имя собственное, необычен и, по-видимому, обусловлен семантикой имени, обозначающего «бог помог», см. выше — Лазарь. Четверодневный. Притча повествует, что Лазарь был нищим, который валялся в струпьях у ворот некоего богача, ведшего роскошную жизнь, «и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16, 21).

После смерти Лазарь отнесён ангелами на лоно Авраамово, а богач мучится в адском пламени и умоляет Авраама послать Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и коснулся языка богача, облегчая его муку. Авраам отвечает: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (16, 25). Тогда богач просит отправить Лазаря как свидетеля загробного воздаяния к братьям богача, чтобы те успели покаяться. Авраам возражает: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (16, 31).

Фигура Лазаря как воплощение надежды угнетённых на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нём как бы утверждение престижа своей профессии. В России он был настолько частой темой т. н. духовных стихов, что выражение «петь Лазаря» стало синонимом заунывного причитания нищих. Русский фольклор делает Лазаря родным братом жестокого богача, отрекающегося от родства. Лазарь молит бога о смерти и в смерти получает радость, которой не имел в жизни: «Сослал ему господь тихих ангелов, тихих и милостивых; вынули душеньку и хвально, и честно, в сахарные уста». Богач, напротив, молится о долгой жизни, но к нему посланы «грозные ангелы», вынимающие его душу сквозь рёбра железными крючьями. В некоторых вариантах Лазарь сам изрекает приговор богачу: «Что на вольном свете себе вготовал, за то господь бог тебе заплатив».

В некоторых славянских песнях Лазарь смешивается с Лазарем Четверодневным (так что о его «серой свитке» поётся в канун лазаревой субботы, представляющей культовое воспоминание о воскрешении последнего) или вообще утрачивает всякую связь с евангельской топикой (вполне языческие по духу «лазарские» песни южных славян, например сербская: «Лази, лази, Лазаре, долази до мене»,- основанная на созвучии имени «Л.» со словом «лазить» и связанная с хороводными играми).


В целом, это орудие пытки за время своего существования получило аж четыре разных имени: «аист», «журавль», «дочь мусорщика» и «дочь Сквенджера». Использовалось оно итальянской инквизицией в период с 1550-ого по 1650-ый год, поэтому бытует мнение, что название «дочь мусорщика» пошло от обычая средневековых золотарей изо всех сил утрамбовывать отходы. Возможно, связь здесь действительно существует: только взгляните на этот инструмент, предназначение которого заключается в том, чтобы удерживать пленника в самой неудобной позе максимально долго.

На первый взгляд он может показаться неким прототипом колодок – однако от мягкости и милосердия простого удерживающего на месте орудия в «аисте» нет практически ничего. Напротив. Закованная подобным образом жертва через некоторое (весьма непродолжительное) время начинала испытывать мучительные судороги: от желудочных спазмов вплоть до мышечных – в груди, шее и конечностях. Зачастую одного неестественного положения хватало, чтобы «расколоть» очередного еретика, а если он продолжал упорствовать, наравне с пыткой «аистом» дополнительно применяли бичевание кнутом либо пытки раскалённым железом (см. «Пектораль, крокодил и щипцы для кастрации»). Слабые люди от подобного обращения даже теряли рассудок, но даже если сохраняли ясность мышления до последнего, всё равно в итоге погибали от гангрены.

Возвращаясь к названиям, можно предположить, что «птичьи» прозвища это пыточное орудие получило из-за своей формы, которая во многом напоминает не человеческий, а журавлиный силуэт.

Что же касается «дочери Сквенджера», в исторических архивах Лондона при желании можно найти информацию о том, что при коменданте с такой фамилией в Тауэре данное орудие пытки стали использовать впервые. Вполне вероятно, именно он каким-то образом способствовал появлению своей «дочери» в арсенале тюрьмы для аристократов.
Сейчас, подобно многим альтернативным пыточным инструментам, «аист» хранится в соответствующем лондонском музее, для посещения которое нервов хватает далеко не каждому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *