Лавра киево печерская

Лавра киево печерская

Киево-Печерская лавра — старейший монастырский комплекс Киевской Руси. С 1990 г. числится среди объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эта монастырская обитель, раскинувшаяся на днепровских склонах, занимает площадь примерно 24 га. На ее территории можно видеть несколько церквей и колоколен, здесь находятся монастырские кельи и трапезные, часовни, бывшие дома митрополитов и наместников Лавры, служебные помещения.

Среди них стоит обратить внимание на Троицкую надвратную церковь, церковь Всех Святых, Крестовоздвиженскую церковь, Аннозачатиевскую церковь, Успенский собор (Великую церковь), церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Благовещенскую церковь, на церкви Спаса и Христова Воскресения, Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия, колокольни на Антониевых и Феодосиевых пещерах и др. Чтобы осмотреть все, одного дня будет явно мало.

Киевская духовная семинария и академия также разместились в Лавре. Верхняя часть Лавры принадлежит Национальному историко-культурному заповеднику. По сути, Лавра — монастырь и Лавра — заповедник являются двумя независимыми структурами.

В Киево-Печерской лавре всегда, и особенно в выходные дни, многолюдно. Здесь непременно старается побывать каждый, кто приезжает в столицу Украины. Приходят сюда и киевляне — и не только по большим церковным праздникам.

Ухоженная территория, засаженная цветами, отреставрированные храмы с праздничными золочеными куполами, малиновый колокольный звон, живописная панорама, открывающаяся на Киев и Днепр, волшебным образом притягивают сюда тех, чьи души находятся в смятении, кто хочет обрести душевное равновесие и жить в гармонии с собой и миром.

Существует поверье, что высшие силы отпускают половину грехов тому, кто посетит это святое место.

В церквях Лавры регулярно проходят богослужения, на которых обычно яблоку негде упасть. Среди верующих ходят разговоры о случаях чудесного исцеления от смертельных болезней, с которыми не справились доктора, прихожан, исправно молившихся в Лавре.

Киево-Печерская Лавра привлекает историков и архитекторов, ведь, к примеру, Троицкая надвратная церковь при ее главном входе — древнейшая из уцелевших. Она была возведена в XII ст.

Неудивительно, что Киевский колледж культуры и искусств также расположен в этом древнем монастырском комплексе.

Такая благодать здесь царила далеко не всегда (статус Лавры мужской монастырь приобрел в 1688 г.). Кто только ни нападал на монастырскую обитель начиная еще от половцев! Храмы сжигали, грабили, взрывали, закрывали, а монахов казнили, ссылали, расстреливали, запугивали, преследовали. Во-первых, захватчиков привлекали сокровища, которые хранились в храмах, а во-вторых, церковь — это мощное средство в борьбе за умы прихожан, а значит, и за власть.

Но храмы, как птица Феникс, восставали из пепла. Монашеская братия пополнялась новыми членами, а сами здания восстанавливались за счет щедрых пожертвований.

Истинно и искренне верующим был основатель Лавры — монах Антоний Печерский, оставивший родной черниговский край и отправившийся в Палестину — в места, где провел земную жизнь Иисус. Несколько лет Антоний прожил на Афоне, принял тут пострижение и получил благословение отправиться в родные края, чтобы помочь людям утвердиться в христианской вере.

По возвращении в Киев, а было это во время правления князя киевского Ярослава Мудрого, Антоний поселился отшельником в пещере на склонах Днепра: среди монахов киевских монастырей он не нашел соратников. Таким образом, подтвердилась пословица «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». И Антоний занял пещеру, оставленную священником одного из сел под Киевом.

Черствый хлеб и вода — это было все, чем он питался. Свободное время Антоний проводил в трудах и молитвах: поскольку собственной земли у него не было, он задумал построить церковь под землей. Прослышав о человеке, столь преданном вере, к нему стали сходиться единомышленники. Первыми его последователями стали Феодосий и Никон.

Со временем монахов стало 12. Они построили под землей едва ли не церковный городок с кельями, трапезными и подземными церквями (их можно видеть и ныне в пещерах, которые называются Дальними). Здесь же, в пещерах, хоронили и упокоившихся монахов, в том числе и жившего здесь Нестора Летописца, который был канонизирован церковью.

Ширина пещерных коридоров составляла примерно 1,5 м, высота в некоторых местах достигала 2,5.

Таким образом, временем основания Киево-Печерской Лавры считается 1051 год.

Впоследствии Антоний перебрался в другое место неподалеку. Вместе с присоединившимися к нему монахами он вырыл пещеры, названные Ближними, или Антониевыми, в отличие от Дальних — Феодосиевых. Протяженность Ближних пещер — около 400 м, а Дальних — 300.

Сын Ярослава Мудрого Святослав подарил монахам землю над пещерами. С этого времени монахи возводили храмы и другие церковные постройки на этой земле. Открыли они и дом, где принимали странников, больных и нищих, причем монастырь выделял на их содержание десятину из своих доходов.

Ограда вокруг монастыря с частокола сменилась на земляной вал, а затем и каменный забор. К XIX в. на территории Лавры образовалось уже шесть монастырей. (Статус Лавры монастырь получил в 1688 г.)

Монастырские храмы украшали старинные фрески и иконы известнейших, в том числе и греческих, иконописцев, древняя церковная утварь. Например, в Успенской (Великой) церкви хранились ценнейшие книги, среди них и древние Евангелия. В Лавре находилась богатейшая библиотека с богослужебными книгами, напечатанными в собственной типографии Лавры, открытой на ее территории в 1616 г.

Трудно перечислить все сокровища, представляющие огромную культурную, историческую и религиозную ценность, которые были собраны монахами в Лавре.

Но с начала XX века для нее наступили особенно трагические времена, когда она лишилась и большей части своих служителей, и своих сокровищ. В 1930 г. разграбленная Лавра была закрыта, монахи разогнаны или убиты. В 1942 г. был взорван Успенский собор, а ценности вывезены в Германию.

В 1943 г., после освобождения Киева, храмы Лавры вновь открылись для верующих, пока при очередной антирелигиозной кампании 1961 года ее опять не закрыли. И лишь в 1988 г., когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, здесь была воссоздана монашеская обитель.

Сейчас о тех трудных временах, когда существование этой ценнейшей достопримечательности находилось под угрозой, когда она могла быть просто стерта с лица земли, знают лишь те, кто интересуется ее историей.

Тому, какой мы видим Лавру ныне, мы обязаны людям, работавшим над ее восстановлением, розыском, возвращением и реставрацией церковных экспонатов. Их огромный труд можно сравнить с кропотливым подвижническим трудом печерских монахов, на протяжении нескольких веков создававших этот уникальный монастырский комплекс.

Полезная информация

Как добраться до Киево-Печерской лавры

От остановки метро «Арсенальная» автобусом № 24, троллейбусом №38 либо маршрутками 406, 470 или 520 доезжаем до остановки «Киево-Печерская лавра». Ближе к метро «Арсенальная» находится вход в Киево-Печерский историко-культурный заповедник; в ста метрах от него — вход в монастырь. Еще один вход, называемый Нижним, — в 15 минутах ходьбы от станции метро «Днепр» по Набережному шоссе. Им обычно пользуются те, кто хочет набрать святой воды из Святых источников Антония и Феодосия. Через него можно попасть и к монастырским храмам, однако тогда придется преодолевать слишком крутой подъем.

Режим работы Киево-Печерской лавры

Время начала утренних и вечерних богослужений стоит уточнять на сайте монастыря. Монастырская канцелярия с понедельника по пятницу работает с 9:00 до 11:40 и с 13:00 до 15:00. В субботу с 9:00 до 11:40. Воскресенье — выходной. Канцелярия заповедника открыта ежедневно с 9:00 до 18:00 (с октября по апрель) и с 9:00 до 20:00 (с мая по сентябрь). Продажа билетов прекращается за 15 минут до закрытия.

Стоимость входного билета

Вход в Лавру-монастырь бесплатный. Для прихожан, которые идут на богослужение в храмы на территории заповедника, вход также свободный. Вход в заповедник — 25 грн. Дополнительно оплачивается посещение тематических выставок и экспозиций, индивидуальные или коллективные экскурсии. Цену билетов нужно уточнять на сайте. Для посещения пещер, которые находятся на территории монастыря, заходить в заповедник и оплачивать вход не нужно. Фотосъемка и видеосъемка платные (от 200 грн — любительская и до 1000 грн — профессиональная).

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте lavra.ua

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА — один из древ­ней­ших пра­во­слав­ных мо­на­сты­рей Ру­си.

На­хо­дит­ся в Кие­ве (Ук­раи­на).

Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым Ан­то­ни­ем Пе­чер­ским, поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 года — начале 1052 года, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово — загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча.

В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, — по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Сту­дий­ский ус­тав, стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-1078 годах на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор. На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.

С конца XI века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Не­стор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине XII века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 году (подтверждён царским указом в 1688 году).

В 1240 году мо­на­стырь был раз­граб­лен в хо­де мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия, вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии . Наибольший расцвет лавры относится к 1627-1647 годам, времени управления ею митрополитом Киевским Пет­ром Мо­ги­лой. При нём около 1643 года состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу XXI века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних — 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.

К концу XVIII века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 года лав­ра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

В XIX веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели — митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).

В начале XX века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

После установления советской власти в лавре был создан Музей культов и быта (1922 год). 29.09.1926 года территория лавры объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием её во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек, архивов. В это же время с разрешения властей в Киево-Печерской лавре была учреждена обновленческая община (смотрите Об­нов­лен­че­ст­во).

Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях — Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.01.1930 года обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 годах из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941 года, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 года вновь упразднён.

В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

Иллюстрация:

Кие­во-Пе­чер­ская лав­ра. Тро­иц­кая над­врат­ная цер­ковь. 1106–08. Фа­сад 1-й пол.

18 в. Фото А. И. Нагаева. Архив БРЭ.

Киево-Печерская Лавра, Украина: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Киево-Печерская Лавра — древнейший монастырский комплекс Украины, находящийся в столице страны, Киеве, который является одним из 1000 лучших достопримечательностей мира по версии нашего сайта.

Считается, что Лавра — это первый монастырь, основанный на территории Киевской Руси, возведенный в XI веке по приказу Ярослава Мудрого. На протяжении многих столетий главной ценностью монастыря являлись пещеры, которые упоминались еще в «Повести временных лет». В переводе с греческого языка «лавра» означает «улица», что говорит о масштабности комплекса.

Ведь далеко не каждый монастырь или монастырский комплекс удостаивался такого звания.

Это целый город в центре Киева, который состоит из множества храмов, музеев и, собственно, монастыря. Однако, основная ценность комплекса — это, конечно же, глубокие пещеры, где хранятся мощи святых и избранных мирян. Здесь покоятся многие князья и знатные бояре. Сюда часто привозят чудотворные иконы с разных уголков мира. Бытует мнение, что пещеры Лавры гораздо глубже и обширнее, чем они предстают перед обычными посетителями. Система подземных коридоров настолько разветвленная, что может соединяться со многими другими близлежащими монастырями.

Территориально Киево-Печерская Лавра находится на правом высоком берегу Днепра в самом сердце столицы Украины. Она занимает два отдельных холма, которые разделены глубоким оврагом. Ближайшее метро, от которого можно дойти до достопримечательности пешком — «Арсенальная». Те, кто не любят пеших прогулок, могут сесть от метро на автобус №24 или маршрутки 406, 470, 520. Лавра работает ежедневно с 9 утра, без перерывов и выходных. По особым религиозным праздникам вход в комплекс бесплатный.

На сегодняшний день Лавра подразделяется на две части: Нижнюю и Верхнюю. На Нижней части расположен знаменитый мужской монастырь и пещеры: Ближние и Дальние. На Верхней части располагается государственный историко-культурный заповедник с множеством музеев.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА (Свято Успенская Киево-Печерская лавра), один из древнейших православных монастырей Руси. Находится в Киеве (Украина).

Сведения об основании Киево-Печерской лавры приведены в «Повести временных лет» и Киево-Печерском патерике. Киево-Печерская лавра основана как пещерный монастырь монахом святым Антонием Печерским, поселившимся в Киеве, вероятно, в конце 1051 — начале 1052, на правом, высоком берегу реки Днепр, близ села Берестово — загородной резиденции киевских князей. Первоначально Антоний жил в пещере как отшельник. Вскоре вокруг него сложилась община монахов, среди которых были постриженники из ближайшего окружения киевского князя Изяслава Ярославича. В 1062 году, при втором игумене Варлааме, киевский князь Изяслав передал обители землю над пещерами, на которой был возведён так называемый Ветхий монастырь. С ростом числа братии Антоний с несколькими учениками уединился на соседнем холме, основав новый пещерный комплекс (так называемые Ближние, или Антониевы, пещеры Киево-Печерской лавры). Пещеры под старым монастырём носят название Дальних, или Феодосиевых, — по имени третьего игумена святого Феодосия Печерского, который, введя в монастыре Студийский устав, стал основателем русского общежительного монашества. В 1073-78 на пожалованной киевским князем земле, близ села Берестово, был возведён монастырский Успенский собор.

На эту территорию, впоследствии названную Верхней лаврой, переместился центр монастырской жизни. Пещеры Нижней лавры стали использоваться в качестве места погребения умерших монахов.

Реклама

С конца 11 века в монастыре, ставшем крупным церковным и культурным центром (в частности, центром летописания), имевшем значительное влияние на политические процессы в Киевской Руси, подвизались известные церковные писатели (Симон, Поликарп), летописцы (Никон Великий, Нестор), иконописцы (Алипий, Григорий), врачи (Агапит, Дамиан Целебник). Во 2-й половине 12 века печерские настоятели получили титул архимандритов, и, по мнению ряда исследователей, тогда же монастырь стал именоваться лаврой. Однако более устоявшимся является мнение, что этот титул вместе со статусом ставропигии был дарован обители патриархом Константинопольским Иеремией в 1598 (подтверждён царским указом в 1688).

В 1240 году монастырь был разграблен в ходе монголо-татарского нашествия, вскоре восстановлен, став главным духовным центром Киева. С Киево-Печерской лаврой связано учреждение первой в Киеве типографии . Наибольший расцвет лавры относится к 1627-47, времени управления ею митрополитом Киевским Петром Могилой. При нём около 1643 состоялась канонизация печерских монахов, погребённых в Дальних и Ближних пещерах (к началу 21 века Собор киево-печерских подвижников насчитывал более 120 святых: в Ближних пещерах находятся мощи 73 подвижников, в Дальних — 49). Киево-Печерская лавра стала одним из основных православных паломнических центров.

К концу 18 века Киево-Печерская лавра являлась одним из крупнейших землевладельцев России (ей принадлежали около 200 сёл, 7 местечек). В результате реформы 1786 лавра лишилась не только большинства земельных угодий, но и ставропигиального статуса. С этого времени её священноархимандритом являлся митрополит Киевский, текущие монастырские дела решал наместник. Экономическим подспорьем обители стали проценты с банковских капиталов.

В 19 веке настоятелями лавры были выдающиеся церковные деятели — митрополит Евгений (Болховитинов) и митрополит Филарет (Амфитеатров). Возрождалось иноческое подвижничество, яркими представителями которого были Феофил (Горенковский), возобновивший схимничество в лавре, Парфений (Краснопевцев), Паисий (Яроцкий), Алексий (Шепелев).

В начале 20 века при митрополите Флавиане (Городецком) Киево-Печерская лавра превратилась в крупный культурно-просветительный центр: появились новая библиотека, приходское училище, активизировалась издательская деятельность.

После установления советской власти в лавре был создан Музей культов и быта (1922). 29.9.1926 территория лавры объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием её во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек, архивов. В это же время с разрешения властей в Киево-Печерской лавре была учреждена обновленческая община (смотри Обновленчество). Большая часть монастырской братии во главе с архимандритом Гермогеном (Голубевым) ушла из монастыря, монахи совершали богослужения в Ольгинской церкви на Печерске и в прилегающих к Киеву лаврских пустынях — Китаевской, Голосеевской и Преображенской. 17.1.1930 обновленческая община в лавре ликвидирована; в 1933-1934 из лаврских пустыней были изгнаны и представители канонической Церкви. Во время немецкой оккупации, в конце 1941, по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) на Ближних пещерах был возрождён монастырь; в феврале 1961 вновь упразднён.

В 1988 году, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси (5-12 июня), Киево-Печерская лавра была возобновлена как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 — Ближние. С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры размещаются резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария. На территории Верхней лавры продолжают функционировать музеи, историческая библиотека и другие учреждения культуры.

Комплекс Киево-Печерской лавры имеет площадь около 28 га. Верхняя лавра, окружённая каменными крепостными стенами (1698-1701, архитектор Д. В. Аксамитов) с 8-гранными башнями (в том числе Онуфриевская башня с бывшей церковью Святого Онуфрия Великого), приобрела современный вид главным образом после пожара 1718, уничтожившего значительную часть построек. Сохранилась 4-столпная однокупольная Троицкая надвратная церковь (1106-08, восстановлена с оформлением фасадов в стиле украинского барокко в 1722-29, северный притвор — 1731-34, лепные барочные украшения — 1735, росписи — 1734, 1742-44). Близ Троицкой церкви — ансамбль бывшего Никольского больничного монастыря: Никольская церковь (1677-95, иконостас — 1780) с больничной палатой (1720-е годы), аптечный корпус с колокольней (1902-03, архитектор Е. Ермаков; ныне Государственная историческая библиотека Украины). В центре Верхней лавры — Успенский собор (1073-78; перестроен в 1470, 1723-29, расписывался в 1083-88, 18 век, 1893, взорван в 1941, уцелела юго-восточная часть; восстановлен в 1998-2000, архитектор О. Граужис и др.; фрагменты мозаик, шиферные плиты 12 века), вокруг которого расположены постройки в стиле украинского и европейского барокко: церковь Всех Святых над Экономическими воротами (1696-98; иконостас – 18 век, росписи — 1905-07, И. С. Ижакевич с учениками), Экономический корпус (1720- 1723, надстроен в 1848 или 1843, архитектор П. И. Спарро), кельи соборных старцев (17-18 века; ныне выставочные залы), так называемый Ковнировский корпус (17 век, 1721-1727, перестроен в 1744-46, архитектор С. Д. Ковнир; с 1969 Музей исторических драгоценностей Украины; произведения искусства с 6 века до нашей эры, в том числе скифское золото), здание типографии (1701, перестроено в 1721-22, 2-й этаж — 1851-56; с 1972 Музей книги и книгопечатания), бывшие митрополичьи покои (1727-31, достроены в 1752-1803, росписи — 1817, И. Волков; с востока примыкает домовая Благовещенская церковь, 1904-05, архитектор Е. Ермаков, ныне Музей украинского народного декоративного искусства, основан в 1899), 4-ярусная 16-гранная в плане Великая колокольня (1731-1745, архитектор И. Г. Шедель с использованием проекта Ф. А. Васильева, 1720; высота с крестом 96,5 м). К юго-востоку от Успенского собора — церковь Святых Антония и Феодосия в неовизантийском стиле с примыкающей с запада бывшей трапезной палатой (1893-95, архитектор В. Н. Николаев; интерьер по проекту А. В. Щусева, росписи — 1910), Южные (Пещерные) ворота (1795, инженер Ш. де Шардон). У трапезной палаты находятся могилы В. Л. Кочубея, П. А. Столыпина. С юго-запада к Верхней лавре примыкает обнесённый стеной Странноприимный двор (в том числе корпус для именитых богомольцев — 1810, архитектор Спарро). На её территории также находится Музей театрального, музыкального искусства и киноискусства Украины (основан в 1923).

Нижняя лавра, защищённая крепостной стеной (1844-48, инженер О. фон Фрайман), представляет собой ансамбль разъединённых оврагом, но связанных наземной переходной галереей (2-я половина 17 века, реконструкция — 1816 и 1869) Ближних (Антониевых) и Дальних (Феодосиевых) пещер. В пещерах сохранились по 3 подземные церкви: в Ближних (длина 383 м) — Святого Антония (конец 16 – начало 17 века; медный иконостас — 1813), Введения Богородицы (в обеих — мраморные колонны из Успенского собора) и Святого Варлаама (1691, в двух последних — иконостасы 1814-19, художник Ф. Коробка); в Дальних (длина 293 м; в конце 17 века соединены с Варяжскими пещерами, в которых монахи скрывались во время нападений неприятеля) — церкви Благовещения (около 1058, кирпичный иконостас — 1989-90), Рождества Христова (около 1060) и Святого Феодосия (после расширения в начале 18 века — наиболее просторная, росписи — конца 18 века; в обеих — медные иконостасы конца 18 века). Над Ближними пещерами — 3-купольная церковь Воздвижения Креста (1700-04, росписи — середина 18 века и 1894-95, художник Д. Давыдов, иконостас — 1767-69, К. Шверин) и церковь Всех преподобных Печерских (1839, перестроена в 1872, реконструирована в 2002), трапезная (середина 18 века), галерея над входом в пещеры (1749, 2-й этаж — 1818, архитектор А. И. Меленский), бывший дом блюстителя Ближних пещер (1787, архитектор А. Яновский, ныне резиденция наместника Киево-Печерской лавры), квадратная в плане колокольня (1759-1763, архитектор Ковнир, возможно, при участии И. Г. Григоровича-Барского), под которой проходит галерея от Верхней лавры к Ближним пещерам (17 век, обновлена в 1819-28; павильон верхнего входа — 1826), «Дебоскетова» опорная стена (1784-85) с ампирными беседками-ротондами (1810-е годы). Над Дальними пещерами — Аннозачатьевская церковь (1679, притвор — 1784, реконструкция — 1809-11, шатровый купол — 1880) и деревянная галерея с каменной башней над входом в пещеры (1809-10, архитектор А. Якушкин), аркада с лестницей (1744-45, архитектор И. Г. Шедель, достроена в начале 19 века), ведущей к трёхкупольной барочной церкви Рождества Богородицы (построена в 1696 на месте, где находилась деревянная Успенская церковь так называемого Ветхого монастыря, около 1062) с примыкающими часовнями (1767), колокольня с арочным проездом и трёхъярусным грушевидным верхом с 4 шпилями по бокам (1754-61, предположительно архитектор Ковнир, возможно участие в проектировании П. И. Неелова, Григоровича-Барского), бывший дом блюстителя Дальних пещер (конец 1790-х годов, или 1810, 2-й этаж — 1812-14,ныне канцелярия митрополита), Рождественское кладбище. У восточной въездной башни в Нижней лавре — храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» (2001), построенный с включением остатков часовни (1913-15, архитектор Е. Ф. Ермаков, инженер С. Коклик); часовни над колодцами Святого Антония и Святого Феодосия (2002).

Среди произведений лаврской иконописной мастерской (возникла в 1080-е годы): икона Свенской Печерской Богоматери (предположительно 1288, ГТГ), миниатюры Киевской Псалтири (1397, РНБ), рельеф с изображением Богоматери со святыми Антонием и Феодосием (1470). В архитектурный ансамбль Киево-Печерской лавры входят находящиеся за её стенами церковь Спаса Преображения на Берестове (1113-25, разрушена в 1240; пристроенные к сохранившемуся старому нартексу апсиды — 1640-43, притвор — конец 17 – начало 18 века, 5-главие — 1752, колокольня — 1813-14, архитектор А. И. Меленский; фрагменты росписей — 12 век, росписи — 1644), в которой захоронен князь Юрий Владимирович Долгорукий; церкви Воскресения (1701-05, колокольня — 1860-62) и Святого Феодосия Печерского (1698-1702); остатки Старой Печерской крепости (земляные укрепления с бастионами — 1706-1720) с пороховыми погребами (1749-51, инженер Д. де Боскет, 1755), арсеналом (1784-1801, инженер И. Меллер); Верхние (1765) и Нижние (1777-79) Московские ворота, дом генерал-губернатора (1750-е годы, архитектор С. А. Карин, перестроен около 1780), Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара». Киево-Печерская лавра вместе с ансамблем Софийского собора, церковью Спаса Преображения на Берестове включена в список Всемирного наследия.

Лит.: Евгений , митрополит Описание Киево-Печерской лавры. 3-е изд. К., 1847; Приселков М. Д. Нестор-летописец. Опыт историко-литературной характеристики. П., 1923; Уманцев Ф. Троїцька надбрамна церква. Київ, 1970; Килессо С. К. Киево-Печерская лавра. М., 1975; Очерки истории Киево-Печерской лавры и заповедника. К., 1992; Дива печер лаврських. Київ, 1997; Ciткapьoвa О. В. Успенський собор Києво-Печерської лаври. Київ, 2000; она же. Apxiтектура Києво-Печерської лаври кiнця XVIII-XX cтoлiття. Київ, 2001; она же. Apxiтeктурний ансамбль Києво-Печерської лаври та її icтopичнoгo оточення доби гетьмана I. С. Мазепи. Київ, 2005; Хведченя С. Б. Святыни и святые Киево-Печерской лавры. К., 2001; он же. Тайны Киево-Печерской лавры. К., 2004; Кагамлик С. Р. Києво-Печерська лавра: cвiт православної дyxoвнocтi i культури (XVII-XVIII ст.). Київ, 2005; Жиленко I. В. Святиня: Icтopiя Києво-Печерської лаври XI- XVI ст. Київ, 2006.

И. Жиленко, К. Крайний; П. С. Павлинов (архитектура).

Рассказ об истории Киево-Печерского монастыря (история, 6 класс)

Задание из рабочей тетради по истории, 6 класс: Подготовьте рассказ об истории Киево-Печерского монастыря.

Названия, имена, понятия, включенные в рассказ:

  • Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
  • Ярослав Мудрый — Князь киевский в 1019-1054 гг . Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича.
  • Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.

Рассказ об истории Киево-Печерского монастыря.

Киево-Печерская лавра — один из первых монастырей в Древнерусском государстве. Он был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча, и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

В настоящее время Киево-Печерская Лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра.

В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев.

Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.

В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви.

9 декабря 1995 года издан Указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен; освящён 24 августа 2000 года. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

См. еще: Тетрадь по истории России, 6 класс, 1 часть — Чернова, ОТВЕТЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *