Курская коренная икона

Курская коренная икона

Сведения об иконе Божией Матери «Знамение», именуемой «Курской Коренной».

празднование совершается 8/ 21 марта, 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря и в 9-ю пятницу по Пасхе

Город Курск, разоренный Батыем, пришел в запустение и зарос лесом. Тут охотились жители города Рыльска, уцелевшего от нашествия татар. В 1295 году 8-го сентября один из них, охотясь в лесу вблизи реки Тускары, увидел у корня дерева икону, обращенную лицом к земле. Как только он поднял ее с земли, тотчас из того места забил источник воды. Обретенная икона оказалась образом Пресвятой Богородицы «Знамение». Увидя совершившееся чудо, охотник поставил икону Божией Матери в дупле того дерева, а сам поспешил объявить о сем преславном чуде своим товарищам.

Жители г. Рыльска, узнав о новоявленной иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести икону в Рыльск. Жители города торжественно встретили чудотворный образ. Только сам князь по неверию не вышел на торжественную встречу святыни, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние и усердное моление перед иконой он снова получил зрение. В благодарность Шемяка воздвиг храм во имя Рождества Богородицы. Икону поставили в новой церкви, но она исчезла. Нашли икону на прежнем месте, в лесу при корне дерева. Несколько раз жители Рыльска переносили ее в храм, но икона снова и снова таинственным способом возвращалась к источнику. Уразумев в этом волю Божией Матери, жители Рыльска выстроили на месте явления иконы часовню, поставили в ней образ и для богослужения определили из Рыльска священника.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда — в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту своего служения. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив следов разрушения и только на едва заметном месте раскола выступило нечто, «аки роса».

Почти триста лет пребывала чудотворная икона в часовеньке на реке Тускари, привлекая к себе богомольцев, даруя всем исцечение и укрепляя их в вере. Слава о чудотворной иконе распространилась по всей Руси. Молва народная о ее чудесах достигла и царского престола. Сам Федор Иоаннович узнв о ней, повелел (в 1597 году) перенести икону из пустыни в Москву. Царица Ирина Феодоровна украсила эту икону богатою ризою, приказала вставить ее в доску, изобразив на ней Господа Саваофа и Пророков; украсила шитыми золотом пеленами с означением города.

После этого икону с торжеством возвратили в пустынь и в том же году построили на месте часовни монастырь. Игумен монастыря был рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В этом же году выстроили церковь Рождества Богородицы. Под горою у самой реки Тускары, над источником, истекшим при обретении иконы, воздвогли церковь в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник». Новооснованный монастырь стал называться Коренной пустынью в память явления иконы при корне дерева.

При нашествии крымских татар на южные пределы России чудотворную икону «Знамение» для большей безопасности перенесли в Курск в соборный храм и поставили в особо для нее устроенном приделе, а в монастыре был оставлен точный список с нее.

Благоговение русских православных людей к иконе «Знамение» было настолько велико, что даже самозванец Лжедмитрий I, желая привлечь к себе внимание, оказывал почитание этой иконе. В 1604 году он взял ее с собой в Москву. После успокоения смуты в 1615 году икона вновь была передана в Курск.

И вновь чудотворная икона оказала свою помощь православным гражданам Курска. Четыре недели польские отряды блокировали Курскую крепость и все четыре недели горожане молились пред чудотворной иконой. Поляки не выдержали, не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду.

В 1618 году по повелению царя Михаила Федоровича установили обычай совершать с иконой крестный ход из Курска в Коренную пустынь. Слава ее растет, ею начинают благословлять войска. Она появляется на полковых знаменах, с нее начинают делать списки, дабы «носить оный в походах православных воинов». В 1812 году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской Иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября 1812-го года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой защитницы, как Царица Небесная.

Серафим Саровский родился в городе Курске. В девять лет он неожиданно тяжело заболел. Мать мальчика Агафия Фотиевна Машнина, вдова строительного подрядчика Исидора Ивановича Машнина, день и ночь молилась Пречистой Деве Марии о спасении сына, но мальчику становилось все хуже. Однажды проснувшись утром, мальчик рассказал матери, что видел во сне Богородицу, и Она обещала ему исцеление. Через несколько дней, в 9-ю пятницу по Пасхе 1767 года, мимо дома проходил крестный ход с чудотворной иконой Курской-Коренной. Внезапно пошел сильный дождь, и богомольцы, для сокращения пути, свернули во двор дома, где умирал ребенок. Тогда мать вынесла сына приложиться к образу Богоматери и вскоре он поправился. Так Курская Икона «Знамение» оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России.

В 1860 — 1880 гг. крестные ходы в Курской губернии разрастаются до невероятного масштаба. До 60 тысяч (!) паломников всех сословий — крестьяне, купечество, духовенство, власти — все почитают своим долгом сопровождать переход чудотворной в Коренную пустынь.

Рост революционных настроений, охвативший Россию в конце XIX — начале XX вв. отразился и на Курской обители. 8 марта (по старому стилю) 1898 г. хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. В 1 час 15 минут ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Один из монахов Знаменского монастыря так вспоминал эти мгновения:

«Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Повсеместно валялись штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, клочья материи. От взрыва массивная северная дверь была буквально выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей — погнут и исковеркан. Сень, где помещался Чудотворный образ Божьей Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ее стенки и колонки были сдвинуты с мест и сильно обожжены, а навес в виде полузонта в нескольких местах был пробит разлетевшимися осколками».

Страшась самого худшего, преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери «Знамение» Курской-Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью. Вскоре на место происшествия прибыло все высшее руководство: губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав 1-й части города Курска. Весть о случившимся быстро распространилась по Курску. С рассвета у монастыря собрались тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном преосвященным епископом Курским Ювеналием.

Последним российским самодержцем, посетившим Знаменский собор, стал Николай II. Первый раз он был в храме 1 сентября 1902 г., во время проводимых под Курском военных маневров, во второй — 22 ноября 1914 г., когда следовал в Кавказскую армию. Царь был встречен у северных ворот храма торжественной процессией курского духовенства во главе с архиепископом Тихоном, отслужившего краткий молебен. После молебна Николаю II была вручена копия чудотворной иконы.

В середине октября 1919 года, командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск может быть временно оставлен добровольцами и предложил ему выехать на юг. Кровавый произвол и беззаконие гражданской войны заставляют духовенство принять трудное решение о вывозе иконы из Курска. Начинается ее трудный, нерадостный путь в зарубежье.

Белгород, Таганрог, Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь. Потом Греция и Сербия.

В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля. И в первых числах ноября 1920 года. икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года. В 1944 году курская святыня была переправлена в Мюнхен.

В1951 г. митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку и перевез сюда же чудотворный образ.

Ныне икона пребывает в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка в лоне Русской Зарубежной Церкви.

Неоднократно чудотворный образ Богородицы посещал Россию.

23 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл доставил в Курск чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную. 24 сентября 2009 года Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения возрожденного храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной мужской пустыни, на месте явления чудотворной иконы.

С 19 сентября по 2 октября 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона состоялось принесение главной святыни Русской Зарубежной Церкви — Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» — в Казахстан и Россию. В Казахстане святыня находилась с 19 по 23 сентября, 24-25 сентября чудотворная икона пребывала в Курской Коренной пустыни, а с 25 сентября по 2 октября — в Знаменском монастыре г. Курска.

В курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *