Куда деть иконку из гроба?

Куда деть иконку из гроба?

Тематика эпитафий

История эпитафии насчитывает несколько веков. За этот период сформировались определённые требования к тексту. Самой распространённой темой продолжает оставаться «memento mori» — напоминания о смерти. Почивший из могилы взывал к путнику словами: «Стой, путник!» (Sta, viator!), «Остановись» (Siste gradum), «Тому, кто читает» (Qui legis), «Здесь погребен» (Hic iacet). Причиной таких обращений был традиция в древности хоронить умерших вдоль дороги за обочиной. При этом каждый проходящий обращал внимание на захоронение, узнавал биографию умершего, мысленно желал ему упокоения или произносил молитвы.

Среди других тем можно вспомнить:

Загадки. В них предлагали отгадать имя умершего или вычислить, сколько лет прожил покойный. Так, до наших времён дошла всего одна задача известного математика Диофанта и то потому, что была выбита в качестве эпитафии на могильном камне.

Хвалебные оды. Прославление усопшего и восхваление его добродетелей послужило причиной возрождения эпитафии как жанра.

Генеалогическое древо. В XVIII веке было принято оценивать человека по его родословной. Не удивительно, что мемориальные плиты были испещрены перечнем именитых родственников.

К середине XIX века надписи на надгробиях стали более лаконичными. Даты жизни, имя и небольшое напутствие – такими были традиционные слова на памятниках. Стихи и иронические комментарии вновь появились на кладбищенских участках к концу прошлого века.

Исторический экскурс

Дословно с греческого ἐπιτάφιος (epitaphios) означает «слова над могилой». Иначе говоря – погребальная речь во славу упокоенного. Позднее краткое изложение торжественного обращения высекалось на могильном камне. О данной традиции можно встретить упоминание в «Илиаде» Гомера, где троянский герой Гектор упоминает о собственной эпитафии. Самое древнее обращение принадлежит перу поэта Симонида Кеосского (V в. д. н. э.). В эпитафии он прославляет греческих воинов, павших в битве с персами при Фермопилах:

Странник, мы жили когда-то в обильном водою Коринфе,
Ныне же нас Саламин, остров Аянта, хранит;
Здесь победили мы персов, мидян и суда финикийцев
И от неволи спасли земли Эллады святой

Позднее обычай высекать эпитафию на надгробии распространился в Иудею, Рим, а затем и во всём христианском мире стало принято посвящать стихи умершим. Археологи свидетельствуют о наличии надгробных надписей в культурах Вавилона и Персии. В Египте создание эпитафии было частью похоронного обряда. Возможно, традиция появилась в этих землях после известного похода Александра Македонского.

Упадок образования и культуры в Средневековье привёл к тому, что только знатные люди и духовенство могли себе позволить пространные надписи на могилах. Обычный люд довольствовался крестом и небольшой табличкой. В то же время на смерть членов королевской фамилии и сановников писались целые оды. Позднее купеческое сословие также приобщилось к грамоте. На могилах богатых мещан можно было увидеть эпитафии в десятки, а то и сотни строк. Если торговые люди предпочитали перечислять свои заслуги и родственников, то учёные были приверженцами глубокомысленных философских изречений. На могилах государственных деятелей чаще встречались торжественные стихи.

Случалось, что при жизни человек сам сочинял себе эпитафию. Вот как характеризовал себя М. Ю. Лермонтов:

Простосердечный сын свободы,
Для чувств он жизни не щадил;
И верные черты природы
Он часто списывать любил.
Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои.
И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей

Начало XIX века породило целый всплеск публикаций в литературных журналах на тему смерти. В наши дни подобные эпитафии были бы названы «фейковыми». Тем не менее, они поднимали тиражи печатных изданий. Уже через несколько десятилетий интерес к надгробному слову несколько угас. Зато люди чаще стали заказывать настоящие эпитафии на мемориальные плиты для своих упокоенных родственников. Памятуя о том, что умерший уже ничем не возразит, надгробные слова часто содержали иронию, а то и откровенное высмеивание.

В России более сдержанно относились к надписям на надгробиях. Первая дошедшая до нас эпитафия датируется 1651 годом. Её автор – монах Герман, увековечивший в 50 строках память патриарха Никона на могиле последнего. Позднее хвалебные оды трансформировались в траурные стихи, где оплакивался почивший. В Советском Союзе жанр не пользовался особой популярностью. Частично это связано с помпезными словами на захоронениях видных политических деятелей. Самой известной эпитафией считается фраза на могиле Неизвестного солдата:

Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен

С распадом СССР вновь возникла мода на эпитафии. В нынешнее время памятный текст можно встретить на 15% погребений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *