Кто такой священник

Кто такой священник

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?

Как появились церкви на Руси?

Вместе с распространением христианства, основные принципы храмовой архитектуры на Русь пришли из Византии. Так как каменное строительство не было распространено (русские не любили жить в каменных домах), образцом для русских церквей стал четырехстолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма. Но со временем у нас выработался свой собственный стиль.

Например, в каменном зодчестве нашли отражение принципы деревянной архитектуры. Это особенно видно по церквям шатрового типа, где сужающиеся кверху грани как бы опираются друг на друга (их строительство было запрещено в середине XVII века по велению патриарха Никона).

Сформировалась и собственная система купольных перекрытий: стесанные под небольшим углом камни выкладывались по дугам или сужающимися кольцами. Это позволяло перерыть большие площади, но требовало для поддержания свода строительства очень толстых стен или внутренних подпорных столбов. Лишь небольшие храмы могли быть бесстолпными.

А из деревянного зодчества пришла традиция строить граненые ярусы (четверик, шестерик, восьмерик).

Тогда в распоряжении строителей были только прямые бревна, и сложить из них, например, цилиндр, было невозможно. Поскольку каменные храмы часто создавались на месте деревянных эти геометрические формы сохранялись и со временем стали «фирменным» стилем русских церквей.

Самые ранние, сохранившиеся церкви, относятся к XIV веку и в основном продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества. Например, окна тогда делались очень узкими и высокими, «бойничными», ведь храмы были еще и убежищами. Церковные главы первоначально были «шлемовидными», а с XVII века появились «луковичные» купола, символизирующие пламя свечи.

Изящные, легкие, обычно белокаменные и одноглавые храмы конца XIV—XV века в XVI столетии сменились массивными, часто пятиглавыми, построенными из крупного «большемерного» кирпича храмами. Но окна по-прежнему узкие, а оформление скупое.

В XVII веке появилась тенденция украшать храмы. Все чаще красно-коричневая кирпичная кладка соединялась с богатым узорочьем из белого резного камня (наличниками окон, фигурными колонками, поясками, гребнями). Тогда же звонницы (столбы с перекладинами или арками для колоколов) уступили место отдельно стоящим колокольням.

Со временем декор церквей становился все более насыщенным и богатым — началась эпоха «московского» или «нарышкинского барокко». Апофеозом ее стали ярусные, башнеобразные храмы, «под звоном» или «под колоколы», когда колокола располагались в верхнем или предпоследнем ярусе храма.

В 1699 году жестокий пожар уничтожил большую часть Москвы, и Петр I издал указ о запрещении строительства на месте пожарищ деревянных домов. Это дало толчок развитию каменного церковного строительства. И с середины XVIII века Россию захлестнул классицизм — строгий, рациональный, регламентированный стиль, основанный на античных образцах.

Тогда же, в противовес холодноватому и слишком торжественному классицизму, получил популярность романтический причудливый стиль, апеллирующий к европейскому рыцарскому Средневековью, — «псевдоготика».

Поздний период классицизма обычно называют «ампир». С уходом этого стиля кончалась и эпоха усадебной, дворянской России: аристократия разорялась, зарождался капитализм, усадьбы переходили в руки купцов и промышленников.

В это же время начались поиски национального стиля, и на смену ампиру в архитектуре пришел стиль эклектики, «русский модерн», «неоклассика», «русское узорочье» и многое-многое другое. Поэтому сейчас нельзя выделить преобладающее архитектурное направление.

Страница 2 из 14″‹123456›»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *