Кто такой сергий радонежский

Кто такой сергий радонежский

Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

Михаил Васильевич Нестеров является мастером религиозной живописи. Его картины наделены особой одухотворённостью, пронизаны любовью к Богу и к святым. С детства художник испытывал благоговение и любовь к святому Сергию Радонежскому, которому посвящён целый цикл картин художника.

Картина «Видение отроку Варфоломею» написана по сюжету жития святых. На картине изображён юный Варфоломей, которого отец послал за лошадьми в поле. Варфоломей встречает ангелоподобного инока — старца под дубом, совершающего молитву, и просит старца помолиться за него Богу за наделение юного Варфоломея грамотой. Старец исполнил просьбу Варфоломея и дал ему съесть богослужебного литургического хлеба для разумения Святого Писания и как знамение благодати Божьей.Варфоломей подобострастно сложил ладони, лицо его смиренно, сосредоточенно и исполнено веры в божественное провидение, несмотря на столь юный возраст. Мы видим только святой лик старца, чуть сгорбленную фигуру, седую бороду, лицо обращено к Варфоломею. Это придаёт таинственность иноческому образу старца.

Варфоломей и ангел изображены на фоне осеннего пейзажа. Всё прекрасно в них: смирение и преклонение перед Богом, стремление к высшему благу. В картинах Михаила Нестерова природа — неотъемлемая часть композиции. На заднем плане раскинулись пожелтевшие поля и пашни, вдали виднеется крыша деревенской церкви на фоне увядающих деревьев, змейкой уходит в даль дорожная колея. Художник одухотворяет природу, словно говорит, что Бог всюду и везде, в каждой травинке, в каждом листочке, в каждом облаке, Бог во всём Живом, что нас окружает.

Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников

Чтобы узнать о жизни, трудах и чудесах Сергия Радонежско­го, можно обратиться к Житию святого, написанному Епифанием Премудрым, или к «Слову похвальному преподобному отцу нашему Сергию», принадлежащему перу того же автора. Эти произведения показывают, как относились к Сергию его современники. Увидеть Сергия воочию позволяют многочисленные иконописные изображе­ния. Живописные же полотна, отражают то влияние, которое ока­зал образ святого на людей, живших через много столетий после его смерти, а также на людей, живущих сейчас.

Самым известным полотном, посвященным Сергию, является картина «Видение отроку Варфоломею» Михаила Васильевича Несте­рова. Художника вдохновил случай, произошедший с Преподобным в детстве, когда он еще носил имя Варфоломей. Мальчику не дава­лась грамота, но он усердно учился и молился. Однажды перед ним явился чудесный старец, который предсказал, что Всевышний дарует отроку способность читать. Таким образом, Сергий получил зна­ние Священного Писания не от людей, а от самого Бога. Художник постарался передать на своей картине атмосферу чуда. Живописец долго не мог определиться с композицией картины. На одном из ранних эскизов в центре находятся изображения старца и отрока. Доминирует фигура чернеца, но он не выглядит чудесным и таин­ственным. Пейзаж на этом эскизе не несет смысловой нагрузки. Но, в конце концов, Нестеров существенно изменил композицию. Фигу­ру старца он сдвинул к краю, скрыв его лицо черным капюшоном. Нимб, окружающий голову чудесного монаха, похож на таинствен­ное сияние. Художник также «развернул» фигуру Варфоломея, и теперь зритель сразу обращает внимание на тонкое, одухотворенное лицо мальчика, сложившего руки в молитве.

Ведение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.

Интересно, что голову и руки отрока Нестеров писал с 10-летней крестьянской девочки. Вот как об этом вспоминает сам живописец: «Ее бледное, осунувшееся с голубыми жилками личико было моментами прекрасно. Я совершенно отождествлял это личико с моим бу­дущим отроком Варфоломеем. У моей девочки не только было хорошо ее личико, но и ручки, такие худенькие, с нервно сжатыми пальчиками. Таким образом, я нашел не одно лицо Варфоломея, но и руки его».

Наконец, все сложилось: чудо воплотилось в таинственной фигу­ре старца и в тонком, одухотворенном лице мальчика. Бескрайняя даль за спиной отрока символизирует величие свершений, предсто­ящих ему.

Сам Нестеров считал эту картину самой главной в своем твор­честве: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я», — писал художник.

Юность Сергия тоже нашла отражение в живописи. Многие ху­дожники изображали святого с медведем. Это еще один яркий эпи­зод «Жития»: еще до основания обители молодой монах жил в чаще леса, где от диких зверей его оберегала лишь горячая вера и молитва.

К нему приходил огромный медведь, с которым Преподобный делил свой последний кусок хлеба.

Сравним две картины, изображающие этот сюжет: настроение и колорит их разные. На картине современного художника Сергея Ефошкина лес залит ярким солнечным светом, а сквозь вершины де­ревьев проглядывает голубое небо. Михаил Нестеров изобразил более мрачный пейзаж: на фоне темной, мрачной чащобы выделяются деревянная церковь и фигура молодого отшельника. Но роднит эти картины образ Сергия, излучающий доброту и любовь, которые спо­собны усмирить даже самого лютого зверя.

Благословение отрока Варфоломея. Ефошкин С.Н.

Среди художников XIX — первой половины XX в. особой попу­лярностью пользовалось изображение трудов Преподобного. Ведь Сергий создал монастырский общежитийный устав, по которому монахи, помимо молитвы, должны трудиться на благо Господа. Этому сюжету посвящен триптих Нестерова и цикл картин Ефошкина.

Полотна показывают нам игумена Троицкого монастыря в раз­ном возрасте, в разное время года, но всегда занятого тяжелым физическим трудом. Они ярко иллюстрируют слова «Жития»: «…он без лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно, и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Говоря о Сергии-труженике, необходимо упомянуть и картину Аполлинария Васнецова «Троице-Сергиева лавра». На полотне изо­бражена повседневная жизнь и труды монахов. Глядя на картину, мы не можем догадаться, кто из них игумен монастыря, и это соот­ветствует исторической правде. В «Житии» приводится случай, ког­да поселянин, пришедший поклониться «великому святому», не при­знал его в бедно одетом старце, работающем в огороде.

Троице-Сергиева Лавра. Апполинарий Васнецов

Еще одной темой, широко освещенной живописцами являются чу­деса, явленные Богом через Преподобного.

Очень популярен сюжет об источнике, который появился близ обители по молитве Святого.

Одним из самых красивых и поэтичных сюжетов, связанных с преподобным Сергием, является «Чудо о птицах». Вот как увидел его современный художник Сергей Ефошкин. Эта картина передаёт чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой оби­тели. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига. Этих прекрасных птиц Сергий увидел, когда поздно ночь™ по своему обыкновению, бодрствовал и молился о братии.

Чудо о птицах. Ефошкин С.Н.

Самым трогательным чудом Сергия является «Воскрешение отрока молитвами Святого». Современная художница Наталья Климова посвятила свою картину именно ему.

У одного крестьянина тяжело заболел единственный сын. Отец решил отправиться с ним в обитель преподобного Сергия, так как очень верил в силу его молитвы. Однако по дороге мальчик перестал дышать. Безутешный отец оставил тело сына в келье Сергия и отпра­вился готовиться к похоронам. Преподобный же, преклонив колени, начал молиться. И мальчик вдруг ожил, душа вернулась к нему. Этот эпизод свидетельствует о великой скромности Сергия, который стал убеждать вернувшегося отца, что никакого чуда не было: ребенок просто ослабел на морозе, а в келье согрелся.

Воскрешение преподобным Сергием Радонежским мальчика. Наталья Климова

Мы решили остановиться именно на этих чудесах, потому что они характеризуют все главные черты преподобного Сергия: его веру и стремление служить Господу; его заботу обо всех окружающих и его скромность.

Заботился Сергий не только о своей братии, но и обо всей Русской земле, обо всем русском народе. Он стал одним из главных помощ­ников для Московского князя Дмитрия Ивановича в деле объедине­ния русских земель и борьбе против иноземного ига. Рассмотрим две из множества картин, посвященных благословению Сергием князя Дмитрия накануне Куликовской битвы.

Работа Ю. Пантюхина более монументальна и торжественна. Мы видим необычного Сергия — грозного и сурового. Совсем другое на­строение царит на картине Ю. Ракши. Но мне ближе именно такое представление об этом событии: прекрасный русский пейзаж, дерев­ни и церкви. По полю бредут старушки, а к Сергию прижались двое детей — крестьянские мальчик и девочка. Русская земля, ее прошлое и будущее — это и есть Родина, которую предстоит защитить кня­зю Дмитрию. На память сразу приходят слова: «Не в силе Бог, а в правде…» Особо следует отметить работы Виктора Васнецова, по­священные образу преподобного Сергия. Ведь он писал не только картины, но и иконы.

На Куликово поле. Сергий Радонежский и Димитрий Донской

Ю.П. Пантюхин

Благодаря мастерству художника, образ Сергия на иконе, несмо­тря на соблюдение всех канонов, не выглядит плоским и застывшим. А глядя на картину, зритель сразу понимает, что на ней изображе­на не просто бытовая сцена, а Чудо, свершившееся по молитве Пре­подобного.

Очень своеобразны, ни на что не похожи, полотна Николая Кон­стантиновича Рериха, изображающие Сергия. Приверженец вос­точной философии и основатель нового направления буддизма не остался равнодушным к образу русского святого.

Художник ставит русского святого в один ряд с великими учите­лями человечества. Он подчеркивает единство всех великих Учителей человечества: не важ­но, где они жили, важно, что все они учили людей добру и справед­ливости, вели их по пути духовного совершенствования.

Таким образом, Николай Константинович Рерих показывает зна­чение подвига Преподобного не только для России, но и для всего человечества.

Что же привлекало и привлекает живописцев в этом образе? На наш взгляд, вдохновение они черпали в «Житии Преподобного Сер­гия» Епифания Премудрого, а там Преподобный изображен не аб­страктным святым, недосягаемым в своем величии, а живым чело­веком. Как все мы, он испытывал трудности в обучении, чувствовал страх и голод, страдал от лишений. Но благодаря своей вере и силе духа он смог преодолеть все человеческие слабости. Своим приме­ром Сергий доказывал, что человек может вынести любые лишения и преодолеть любые трудности. При этом Преподобный прощал сла­бости тем, кто не имел силы их преодолеть, проявлял терпение и до­броту даже к тем, кто обижал его.

Образ Сергия столь многогранен, что большинство художников, написав одну картину, возвращались к «Житию» Преподобного сно­ва и снова.

Неослабевающий интерес художников к образу этого святого по­казывает, что величие и значение деяний Сергия не померкло со сто­летиями, отделяющими наше время от 14 века. Он по-прежнему явля­ется Заступником и Покровителем России и указывает нам путь.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014

Теги: преподобный Сергий Радонежский 5 Декабря 2014

Составьте исторический портрет Сергия Радонежского СРОЧНО!!!!!

Преподобный Сергий Радонежский
— собиратель духовной мощи Руси, монах Русской православной церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (сейчас это Троице-Сергиева лавра).
Сергий Радонежский в крещении был назван Варфоломеем, родился в семье ростовского боярина. С отрочества он желал посвятить себя
Богу, жить монашеской жизнью. Родители не противились этому, но просили , чтобы это произошло после их смерти.Когда Варфоломею было 13 лет, в поле он увидел старца, похожего на Ангела, который всё
молился. Старец предсказал, что отрок будет велик перед Богом и людьми за праведную жизнь и многих поведёт за собой для понимания заповедей Божьих.После смерти родителей, когда Сергию было
20 лет, он вместе с братом Стефаном поселился в лесном урочище Маковец, где построил небольшую деревянную церковь во имя Святой
Троицы в 30-е гг. 14 века. Но брат не мог выдержать таких суровых испытаний, и Сергий целый год прожил в одиночестве, среди диких
зверей, грозной природы. Но он сумел выстоять в этой борьбе с природной стихией.Постепенно к отшельнику стали идти люди,
ища утешение в его словах. Со временем братия увеличилась. Сергий принял священство,стал игуменом.
Первое направление деятельности Сергия Радонежского – это укрепление нравственных сил народа, объединение , прекращение вражды
между князями, признание ими
главенствующего положения Дмитрия
Донского. В этом плане он не раз по воле митрополита Алексея ездил в уездные княжества для разрешения споров между князьями. Так он заставил покориться младшего брата князя Нижнего Новгорода,»кроткими словами» сумел уговорить князя Олега Рязанского помириться с великим князем Дмитрием. Именно Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву с Мамаем в 1380 году, на
битву, положившую начало концу ига Золотой Орды. Он послал на битву двух иноков — Пересвета и Ослаблю, которые позже станут героями Куликовской биты , а поединок
Пересвета с Челубеем станет началом битвы.
Результатом данной деятельности стало укрепление Руси на законах нравственности,предотвращение княжеских столкновений и вражды, поддержка князя Донского в его
начинаниях. Дмитрий Донской стал признанным лидером Руси, объединявшим вокруг себя все
земли русские.
Другим направлением деятельности Сергия Радонежского было нравственное возрождение народа на основе Божьих заповедей. Этому он
посвятил всю свою жизнь. Многие и многие люди приходили к нему, он выслушивал их,помогал советом. Своим личным примером показывал, что надо трудиться, не лениться,
быть смиренным, добрым человеком, жить по законам добра и справедливости.
Истоки нравственности Сергий Радонежский видел в религии, поклонении Богу, жизни по
Божьим законам. При нём был образован Троице-Сергиевский монастырь в 1345 году, а его учениками основано более 40 монастырей.Ввёл монастырский устав, по которому все иноки должны были трудиться, не принимать подаяние, что они должны быть примером нравственности.
Результатом деятельности Сергия Радонежского стало нравственное возрождение народа,возрастание роли церкви в делах государства,
в формировании личности. Сергей
Радонежский помог народу понять, как народ силён, какие огромные возможности таятся в нём, что он сможет победить Золотую Орду,
если будет един и нравственно чист.
Таким образом, Сергий Радонежский – один из ярких духовных деятелей Руси,способствовавший объединению страны,повышению значения религии в жизни человека. Он был канонизирован в 1452 году,стал небесным покровителем московских
князей и их заступником. Сергий Радонежский не оставил писаний, письменных трудов, но весь его облик, вся жизнь Сергия Радонежского – это пример тому, каким нужно быть человеком: трудолюбивым, правдивым,справедливым,мужественным, служащим Богу,живущим по его законам.
О Радонежском написано «Житие Сергия» в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине 15 века житие было дополнено Пахомием Логофетом. Во многих
городах есть памятники Сергию Радонежскому.
Его почитают как Преподобного и приходят поклониться его мощам в Троице –Сергиевскую лавру.

Исторический портрет Сергия Радонежского Автор: Зайцева Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Урюпинска Подготовка к ЕГЭ. — презентация

1 Исторический портрет Сергия Радонежского Зайцева Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Урюпинска Подготовка к ЕГЭ по истории. Учимся писать исторический портрет. Личность эпохи создания Российского государства.

2 Для укрепления Веры, для утверждения Надежды и для умножения Любви в православных сердцах людских Бог посылал особых своих избранников. Своим смирением, нравственной силой привлекали они души людей, делались наставниками и руководителями в духовной жизни для всех. Одним из таких избранников Божиих был Преподобный Сергий Радонежский.

3 Се́ргий Ра́донежский — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой, преобразователь монашества в Северной Руси. Почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

4 Годы жизни 1314 или гг.XIV в

5 XIV столетие – один из тяжких моментов в истории России: татары заполнили почти все пределы её, междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, бесправие народа и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью.

6 К Сергею, подавшему всем пример своим смирением, трудолюбием, стали стекаться иноки и миряне; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице- Сергиев монастырь. Запретив принимать подаяние, Сергей поставил правилом, чтобы все иноки жили от труда своего.

7 Кольцо монастырей опоясало Москву и осветило дикие северные края. 40 монастырей, созданных Сергием Радонежским, его учениками и учениками учеников, стали центрами наделения русских людей духовной силой, новым знанием, правильным чувствием и, самое главное, точной, Богу угодной и силу дающей системой ценностей!

8 По совету Вселенского Патриарха Филофея из Царьграда и благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыре общежительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

9 По словам современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их решать распри согласием, подчиняться великому князю московскому.

10 Сергий Радонежский жил в XIV веке во время правления Дмитрия Донского, время собирания русских земель вокруг Москвы и разгрома монгол- татар в 1380 году

11 8 сентября 1380 год

12 Сергий Радонежский примером своей жизни наделил русских неодолимой силой, дал им неисчерпаемую энергию, даровал несгибаемую стойкость и сделал все это через глубокую ВЕРУ. Результатом укрепления нравственных сил народа стала победа на Куликовом поле.

13 Преподобный Сергий благословил на эту битву князя Дмитрия Ивановича, сказав: «Иди смело, без колебания, и победишь!». По просьбе князя Преподобный дал ему двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые стали героями Куликовской битвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *