Кто такой пересвет

Кто такой пересвет

Авилов Михаил Иванович (1882-1954) Поединок Пересвета и Челубея

Если воин и государь-полководец Александр Невский завершил свою жизнь в монашеской схиме (он почил в Фёдоровском монастыре города Городца под Нижним Новгородом), то другой, не менее значимый в истории Отечества воин-монах – Александр Пересвет – вступил в свой последний бой уже будучи иноком. Как странно и причудливо прорисовывает Промысел Божий узоры людских судеб, предначертанных к великому подвигу ради Отечества!

Павел Рыженко. Молитва Пересвета

Из летописей известно, что знатные мужи Пересвет и Ослябя до поступления в монастырь успели достичь больших высот в ратном деле. А когда на Русь надвинулась чёрная туча полчищ Мамая, и святой князь Димитрий Донской начал собирать воинство для решающей битвы, преподобный Сергий Радонежский не только благословил Димитрия на схватку с ордынцами, но и отрядил в его войско богатырей Пересвета и Ослябю. Одно это, по свидетельству современников, ощутимо подняло дух русского воинства: обоих в народе знали, уважали и чтили.

Кондрашов С.Н. «За Русь Святую. Пересвет и Ослябя». 2012

Но Пересвету предстояло нечто большее. Именно он принял вызов на смертный бой от непобедимого ордынского богатыря Челубея перед началом сражения. Челубей был не только выдающимся воином. В орде ему приписывали магическую несокрушимость и даже бессмертие. На него смотрели как на полубога. Челубей и внешне выглядел мощнее Пересвета. Казалось, исход поединка был предрешен.

Какая неведомая Высшая Сила подсказала русскому герою, как победить мощного врага? Ведь Пересвет сделал, наверное, то, что до него не делал никто. Неожиданно для всех, вопреки логике и здравому смыслу, он сбросил с себя доспехи и в одной рубахе на лихом коне бросился в атаку. Копьё Челубея было существенно длиннее русский копий. Зная это, Пересвет позволил противнику пронзить себя насквозь, чтобы, приблизившись к нему вплотную, поразить в сердце «бессмертного» ордынского богатыря. Оба испустили дух.

Дмитрий Донской (на коне), Пересвет и Челубей (убиты) на Куликовом поле. Гравюра. 19 век. Автор неизвесте, возможно, Борис Артемьевич Чориков (1802–1866)

Но, по преданию, Челубей сразу рухнул на землю, а Пересвету хватило сил, чтобы вернуться в строй.

Там, с молитвой ко Господу, он и умер.

Павел Рыженко. Победа Пересвета. 2005

Сила этого беспримерного мужества оказало столь мощное воздействие на русских ратников, что после кровопролитной сечи враг впервые понес столь масштабное поражение. Да, вскоре хан Тохтамыш сумел отомстить дерзким русским за Куликовское поражение. Он осадил и сжег Москву. Но победный духовный импульс, рожденный на Куликовом поле, уже крепко поселился в сердцах народа и знати. Святой Руси предстоял еще долгий путь к окончательному освобождению от ордынского ярма, и он отнюдь не был усеян розами. На этом пути случались победы и поражения, измены и подвиги, спады и подъемы. Тем не менее, именно Куликово поле по праву считается исторической отправной вехой, с которой, после долгих веков уныния и раздоров, началось трудное восхождение Русского мира к новым историческим высотам. Это невозможно оспорить.

Кадр из мультфильма Пересвет и Ослябя

Каждому из нас стоило бы хотя бы однажды выделить несколько минут своего драгоценного времени, чтобы душою погрузиться в то тревожное и славное время. Ведь Димитрий Донской, Пересвет и Ослябя нам не чужие. Это наши предки, дух коих наверняка теплится в наших остывающих сердцах. Этот дух настойчиво требует возрождения, он никогда не смирится с любой формой порабощения и растления Отечества. Победная духовная эстафета от самодержца к полководцу, от монаха-воина к суворовскому чудо-богатырю нескончаемой линией тянется сквозь века нашей истории. И для нас уже не секрет, что понятия «монах» и «воин» — отнюдь не антиподы, что это не более, чем две стороны одной медали, два взаимосвязанных образа служения людям и Богу.

Вот и сегодня, когда временно поник наш народный дух под гнетом либеральных псевдоценностей, когда чужеродная «культура греха» добирается «до самых до окраин», великаны прошлого, словно встают из своих гробниц, взывая к тем сокровенным и вечным струнам, которые найдутся в каждой честной русской душе. Может быть, необязательно и не каждому предстоит подставлять свою грудь вражескому копью, как это сделал Александр Пересвет. Но перед каждым – и это совершенно точно! – однажды встаёт выбор: с кем ты, на чьей стороне ты ведешь свой незримый бой? Какой след ты оставишь в истории своей Родины?..

Арсений Замостьянов,

Александр Нотин

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ — монах Троицкого монастыря, был благословлен игуменом Сергием Радонежским на битву с татарами и вместе с великим князем Дмитрием (Донским) участвовал в Куликовском сражении. Он — герой СЛАВЯНСКОГО ЭПОСА

ПРЕДИСТОРИЯ: Пересвет Александр, брянский боярин, и его брат, боярин любецкий Андрей (Андриан, Родион – точное имя не известно) по прозвищу Ослябя, до принятия монашеского чина были «известными в сраженьях ратниками, не одно нападение встретившими» . Приняв монашеский постриг они и в Лавре ведали военными делами.

БЛАГОСЛАВЛЕНИЕ: Великий князь Дмитрий Иванович стал собирать русские силы, а сам отправился в Троицкий монастырь, «к отцу своему преподобному Сергию получить благословение». Князь попросил Сергия: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю». И Сергий «повелел своим воинам, старцам Александру и Андрею, готовиться. Они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались».

Пересвет , худ.М.И.Авилов

ИСТОРИЯ: Началом Куликовской битвы 8 сентября 1380 принято считать поединок Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем).

ЧЕЛУБЕЙ: По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков.

Пересвет , худ.Рыженков

ПОЕДИНОК: Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. Копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

ОСЛЯБЯ: Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.

Герб г.Пересвет Московской области

ПОГРЕБЕНИЕ: Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. (Это около нынешнего стадиона Торпедо). Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре.

При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.

В ГЕРАЛЬДИКЕ. Александр Пересвет на гербе г.Пересвет Московской области.

ПЕРЕСВЕТ АЛЕКСАНДР — русский военный деятель.

Из бо­яр города Брянск. Со­глас­но «За­дон­щи­не», род­ной брат Ос­ля­би. В 1369-1370 годах уча­ст­во­вал в вос­ста­нии в Брян­ском кня­же­ст­вепро­тив вла­сти ли­товского князя Оль­гер­да. В 1370 году пе­ре­шёл на служ­бу к великому князю вла­ди­мир­ско­му Дмит­рию Ива­но­ви­чу (Дон­ско­му); не по­зд­нее 1372 года по­лу­чил от не­го в вот­чи­ну зем­ли в Ра­мен­ской волости Ко­ло­мен­ско­го уезда (в ча­ст­но­сти, села Пе­ре­све­то­во), Бе­рен­дее­ве и По­вель­ском ста­нах Дмит­ров­ско­го княжества (например, село Пе­ре­све­то­во). Ку­пил так­же у пра­ви­те­лей Та­рус­ско­го кн-ва (смотри в статье Вер­хов­ские кня­же­ст­ва) в вот­чи­ну це­лую во­лость ря­дом с ми­тро­по­личь­им городом Алек­син на ле­вом бе­ре­гу реки Ока. Вое­во­да од­но­го из во­ин­ских от­ря­дов в Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380 года, по­гиб в ней. Со­глас­но «За­дон­щи­не», пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой Ос­ля­бя пред­ска­зал ги­бель сво­ему бра­ту Пересвету и сы­ну Яко­ву Ос­ле­бя­те­ву.

Для по­ми­на­ния имя Пересвета бы­ло за­пи­са­но в веч­ные со­бор­ные си­но­ди­ки Северо-Восточной Ру­си, где в ста­тье «уби­ен­ные во бра­ни» по­ми­на­лись име­на «кня­зеи, бо­яр на­ро­чи­тых и вое­вод». От­сю­да имя Пересвета по­па­ло в крат­кую и про­стран­ную ре­дак­ции Ле­то­пис­ной по­вес­ти о Ку­ли­ков­ской бит­ве, ко­то­рая (на­ря­ду с «За­дон­щи­ной») ста­ла од­ним из ис­точ­ни­ков «Ска­за­ния о Ма­мае­вом по­бои­ще» (в нём Пересвет впер­вые пред­ста­ёт в об­ра­зе уда­ло­го по­един­щи­ка). В за­ви­си­мо­сти от ре­дак­ции «Ска­зания…» Пересвет бьёт­ся то с «пе­че­не­гом», то с та­та­ри­ном Те­ми­ром . В по­зд­них ре­дак­ци­ях «Ска­за­ния…» Пересвет пре­вра­тил­ся в мо­на­ха Трои­це-Сер­гие­ва монастыря.

В начале XVIII века поя­ви­лась ле­ген­да, что Пересвет при­нял по­стриг в Бо­го­ро­ди­це-Ро­ж­де­ст­вен­ском монастыре на Ста­ром Си­мо­но­ве, близ Мо­ск­вы, где бы­ли об­на­ру­же­ны ка­мен­ные сар­ко­фа­ги, при­пи­сан­ные Пересвету и Ос­ля­бе. В свя­зи с этим в пер­во­началь­ный текст спи­ска си­но­ди­ка оби­те­ли (1662 год) бы­ла вне­се­на не­удач­ная встав­ка о Пересвете и Ос­ля­бе, в ко­то­рой они упо­мина­лись как схи­мона­хи. В воз­ник­шей в 1-й половине XVIII века «Дмит­ров­ской па­ни­хи­де» (в па­мять о по­гиб­ших на Ку­ли­ко­вом по­ле) Пересвет так­же оши­боч­но на­зван «че­ръ­нцомъ». Ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ. Ро­до­на­чаль­ник дво­рян­ско­го ро­да Пе­ре­све­то­вых.

В честь Пересвета был на­зван эс­кад­рен­ный бро­не­но­сец российских ВМФ , а так­же в 2006 году — Боль­шой де­сант­ный ко­рабль в со­ста­ве Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та РФ (всту­пил в строй в 1991 году). Име­нем Пересвета на­зван го­род в Московской области.

Участие в Куликовской битве

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями.

В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

Перед битвой Сергий приводит к Дмитрию двух опытных воинов, которых мы знаем именно по их языческим именам (!) — это брянский боярин Пересвет его друг Ослябь. Эти двое не были ни монахами, ни схимниками. Согласно «Задонщине», Пересвет сражался на коне в золотых доспехах. Ослябь видит его еще держащегося в седле, но уже смертельно раненного, в разгар боя, когда многие татары уже полегли. Тогда погиб и сын Ослябя. Сам же Ослябь уцелел. Из этого следует, что Пересвет сражался не в рясе, как это изобразил художник Илья Глазунов, и погиб вовсе не перед битвой, в поединке с железным мурзой. В Краткой редакции повести имя Пересвета находится только в перечне погибших князей и бояр, причем в самом конце списка. Сейчас можно считать доказанным, что этот перечень воспроизводит официальный государственный синодик, причем в одном из его древнейших списков середины XV в. имя Пересвета отсутствует, как отсутствует оно и в синодике Троицкого монастыря, в который Пересвет должен был быть внесен, если он был троицким иноком. Ослябь же имел сына, т.е. был не монахом (!), а был семейным человеком. Кроме этого, надо заметить, что на Руси не было института монахов-воинов. Стало быть, два друга — воина Пересвет и Ослябь попадают к Дмитрию через третьего друга и, возможно, духовного наставника Сергия. Так что Сергий привел к Дмитрию вовсе не монахов, а воинов.

Погребение

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке».

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.

Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Увековечивание имени

В честь Пересвета и Осляби были названы броненосцы Российского флота Пересвет и Ослябя, участвовавшие в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске.

В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Пересветов переулок).

В Москве в 2006 году был сформирован 33 отряд специального назначения «Пересвет» на базе 55 дивизии Внутренних Войск.

Также в центре Советского района г. Брянска стоит конный памятник Пересвету, в Бежицком районе открыт ледовый дворец «Пересвет».

Рассказывая о битве на Куликовом поле, которая произошла между объединенными русскими войсками и войсками Золотой Орды в 1380 году, историки обязательно упоминают о воинах Пересвете и Челубее, с поединка которых эта битва началась.

Кто такие Пересвет и Челубей, и почему им пришлось биться друг с другом перед началом Куликовского сражения?

Воин Андрей Пересвет был монахом, иноком Троицко-Сергиевского монастыря. Он и ещё один русский богатырь по имени Ослябя, тоже участвовавший в Куликовской битве, были учениками Преподобного Сергия Радонежского, который и благословил их на участие в сражении. До того, как принять постриг, Пересвет был боярином и участвовал в нескольких военных походах.
О Челубее, участвовавшем в поединке воине Золотой орды, известно, что он отличался настоящей богатырской силой и высоким воинским мастерством. В ратном деле он «специализировался» именно на участии предшествующим сражениям поединкам, и, до встречи с Пересветом, не проиграл ни одного.
Когда спрашивают, кто такие Пересвет и Челубей, обычно интересуются, для чего нужен был поединок между ними и кто в нем победил. Поединок был нужен для того, чтобы определить, чьи войска, русские или монголо-татар, должны идти в атаку первыми, так как силы сторон были примерно равны, а наступающие войска всегда несут большие потери, чем обороняющиеся. По традиции наступать должна была та сторона, чей богатырь в поединке оказывался побежденным.
Пересвет и Челубей были вооружены копьями, причем копье Челубея было немного длиннее, чем копье русского воина. Таким копьем Челубей рассчитывал поразить противника раньше, чем получит от него удар. Однако, по преданию, Пересвет перед поединком не надел на себя доспехи, вышел на бой в одной рубахе, и, когда копье Челубее его пронзило, Пересвет удержался в седле и успел поразить противника. Челубей из седла вылетел, а конь Пересвета вынес его уже мертвого к русским войскам.
Правда, существует версия советских времен, что Пересвет доспехов с себя перед боем не снимал, а просто после удара копья Челубея сумел удержаться в седле. Но, в любом случае, он стал победителем в поединке и войска Золотой Орды пошли в атаку первыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *