Кто такой нил сорский

Кто такой нил сорский

Двумя виднейшими лицами русской церкви рубежа XV-XVI веков были Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – главы двух несходных духовных течений.

Борьба с ересью жидовствующих заставила обратить внимание и на церковные неустройства. Еретики постоянно корили православных, что у них священники ставятся на мзде. На соборе 1504 г. было поставлено отменить пошлины при постановлении на священнослужительские места, чтобы не вводить людей в соблазн. С этих пор строго стали смотреть, чтобы это постановление не нарушалось. Даже сам Геннадий должен был отказаться от своего сана и поселиться в монастыре, когда его враги, которых у него было очень много, стали жаловаться, будто он по-прежнему брал «мзду» со священников.

Поднят был на соборе и другой весьма важный вопрос – вопрос о том, следует ли монастырям владеть селами. Именно он и разделил приверженцев Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Монастыри, эти «тихие пристанища», куда удалялись люди, чтобы вдали от мирских забот проводить жизнь в покаянии, слезах и молитве, казались благочестивым и набожным людям лучшим местом для спасения души, а монашеское житие образцом праведной жизни. Оно представлялось им «лучше царской державы»; о нем говорили: «Свет инокам ангелы, свет же мирянам иноки». И в самом деле, подвижники, подобные святому Феодосию Печерскому и святому Сергию Радонежскому, были таким светом для мирян: они своею жизнью напоминали, что, кроме мирских забот, есть заботы высшие, духовные, воочию показывали примеры христианского милосердия и кротости.

Толпы богомольцев наполняли монастыри, прославленные подвигами святых угодников, несли сюда свои пожертвования. Во времена Нила Сорского и Иосифа Волоцкого князья, бояре и богатые люди жертвовали часто земли, деревни, села и разные угодья: кто делал вклад, чтобы молились о здравии и долголетии его, вкладчика, и его родичей; кто жертвовал «на вечный помин души». Особенно много делалось вкладов и завещаний в пользу монастырей во второй половине XV столетия, когда ожидалась скорая кончина мира.

Нил Сорский

Чем больше богатели монастыри, тем сильнее монахи втягивались в мирские дела: приходилось управлять имениями, собирать доходы, а иногда даже и тяжбы вести. Кстати ли было всем этим заниматься инокам, посвятившим свою жизнь Богу, отрекшимся от грешного мира и корыстей его? Не повреждалось ли этим монашество в самом корне своем? Этими вопросами еретики кололи глаза православным. Этими вопросами смущались и сами благочестивые люди. На соборе 1504 года восстал против права монастырей владеть селами Нил Сорский, из рода бояр Майковых (родился в 1433, умер в 1508 г.).

Нил Сорский был один из самых замечательных русских подвижников. Постригся он в Кирилло-Белозерском монастыре; затем ходил странствовать на восток, по монастырям, побывал и в афонских обителях. Особенно полюбилась ему строгая жизнь отшельников, и Нил ревностно изучал сочинения отцов-пустынников. На востоке было три вида иноческой жизни: общежитие, скитское житие и совершенное одиночество. Общежитие, которое господствовало в русских монастырях, было не по душе Нилу Сорскому: оно требовало большого хозяйства, управления, власти и могло легко вести к тем злоупотреблениям, какие сказывались в то время в русских монастырях. Совершенное одиночество тоже не нравилось Нилу Сорскому. «Уединение, – говорил он, – требует ангельского жития, а неискусных убивает». Человек в уединении дичает, озлобляется, да и Христову заповедь о любви к ближнему он не может исполнять. Полюбился Нилу третий вид иноческой жизни – скит. Скит – это две-три особые келий; два-три инока составляют всю братию.

В 15 верстах от Кириллова монастыря, в дремучем лесу, в самом глухом месте, на речке Соре, устроил он скит. Так возникла Сорская пустынь.

Чтение молитв и богослужение, по мнению Нила Сорского, не ведут к спасению без «внутреннего делания». Настоящее подвижничество, по учению его, есть борьба с дурными помыслами, очищение души от них. Вот эту борьбу и называет он «внутренним, или умным, деланием». Победа над помыслами дает душе блаженное спокойствие, приближает ее к блаженству. Инок, по словам Нила, должен умереть для всякого земного попечения. Церковь в ските отнюдь не должна была иметь никаких богатств и украшений. Серебро и золото из церкви строго изгонялось: «Лучше бедным помогать, чем церкви украшать», – говорит Нил Сорский. Только в крайней нужде, в случае немощи или болезни, позволялось инокам, жившим в ските, принимать подаяние, и то самое маленькое. Все необходимое для жизни иноки должны были добывать своими руками. «Если кто не хочет работать, пусть и не ест!» – говорит Нил. Понятно, что при таком взгляде на монастырскую жизнь Нил Сорский должен был восстать против обычая монастырей – приобретать имения. На соборе 1504 г. он предложил, «чтобы сел у монастырей не было и чтобы монахи кормились трудами рук своих».

Многим не по душе были эти речи Нила; но сильнее всех противником был Иосиф Волоцкий. Он доказывал, что имения дают возможность монастырю приносить бедным людям большую пользу; что монастыри принимают приношения богатых, чтобы помогать бедным (во время голода в его монастыре кормилось постоянно 400–500 человек). Находил Иосиф Волоцкий и другую пользу в монастырских имениях.

Иосиф Волоцкий

«Если у монастырей не будет сел, – говорил Иосиф, – то как честному (знатному) и благородному человеку постричься в монахи; если же не будет честных старцев в монастырях, то откуда взять на митрополию, или архиепископа, или епископа и на всякие честные (почетные) власти? А не будет честных старцев и благородных, то и вере будет поколебание».

Это было и справедливо. Монастыри в то время были единственным приютом грамотности; здесь только и встречались «книжные» люди.

Мнение Иосифа Волоцкого на соборе взяло верх. Но у Нила Сорского тоже были сторонники, и вопрос о том, подобает ли монахам, отказавшимся от всех мирских забот, владеть селами, был скоро снова поднят. Приверженцы Нила Сорского стали называться нестяжателями, а люди, разделявшие взгляд Иосифа Волоцкого, – иосифлянами.

НИЛ СОРСКИЙ (в ми­ру Ни­ко­лай Май­ков) — русский пра­во­слав­ный по­движ­ник, ду­хов­ный пи­са­тель, бо­го­слов, свя­той.

Све­де­ния о жиз­ни Нила Сорского край­не скуд­ны, основным ис­точ­ни­ком яв­ля­ет­ся «По­весть о Ни­ло-Сор­ском ски­те», со­хра­нив­шая­ся в ру­ко­пи­си XVII века. Про­ис­хо­дил из се­мьи московских дья­ков . По­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние.

Мо­на­ше­ский по­стриг при­нял в мо­ло­до­сти в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Пос­ле 1475 года Нил Сорский от­пра­вил­ся па­лом­ни­ком в Кон­стан­ти­но­поль и на Афон; воз­мож­но, по­се­щал так­же Па­ле­сти­ну; в афон­ских мо­на­сты­рях изу­чал прак­ти­ку «ум­но­го де­ла­ния» (см. Иси­хазм). К 1489 году вер­нул­ся на Русь, в 15 вер­стах от Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., на р. Со­ра, ос­но­вал скит в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми древ­не­го скит­ско­го жи­тель­ст­ва. Сор­ский скит был ос­вя­щён в честь празд­ни­ка Сре­те­ния Гос­под­ня. Ке­льи, в ко­то­рых мо­на­хи жи­ли стро­го по од­но­му, стоя­ли на не­боль­шом уда­ле­нии друг от дру­га. На служ­бу ино­ки со­би­ра­лись два­ж­ды в не­де­лю: с суб­бо­ты на вос­кре­се­нье и со сре­ды на чет­верг (ес­ли на не­де­ле слу­чал­ся дву­на­де­ся­тый празд­ник, то все­нощ­ная со сре­ды на чет­верг от­ме­ня­лась). Основное вре­мя по­свя­ща­лось мо­лит­ве, ру­ко­де­лию, чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тво­ре­ний от­цов Церк­ви; об­щих по­слу­ша­ний в ски­ту не бы­ло, т. к. ус­тав за­пре­щал мо­на­хам дол­гое пре­бы­ва­ние вне ке­льи.

В 1490 году Нил Сорский уча­ст­во­вал в цер­ков­ном со­бо­ре, осу­див­шем ересь «жи­дов­ст­вую­щих». В це­лях борь­бы с ере­сью Нил Сорский в со­труд­ни­че­ст­ве с Ни­лом По­ле­вым соз­дал па­рад­ный спи­сок Крат­кой ре­дак­ции «Кни­ги на ере­ти­ков» («Про­све­ти­те­ля») прп. Ио­си­фа Во­лоц­ко­го. Нил Сорский пе­ре­пи­сал и от­ре­дак­ти­ро­вал 3-том­ный «Со­бор­ник» жи­тий; све­ряя раз­ные спи­ски, он ис­прав­лял ошиб­ки, вос­ста­нав­ли­вал ла­ку­ны в тек­стах. В 1503 уча­ст­во­вал в цер­ков­ном со­бо­ре, на ко­то­ром Иван III Ва­силье­вич по­ста­вил во­прос о се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных и мо­на­стыр­ских зе­мель. Со­глас­но не­ко­то­рым ис­точ­ни­кам, Нил Сорский всту­пил в по­ле­ми­ку с Ио­си­фом Во­лоц­ким, ко­то­рый от­стаи­вал пра­во мо­на­сты­рей вла­деть вот­чи­на­ми. Уче­ние и ас­ке­тическая прак­ти­ка Нила Сорского ста­ли вер­ши­ной идео­ло­гии не­стя­жа­те­лей.

Основные со­чи­не­ния Нила Сорского — «Пре­да­ние уче­ни­ком» и гла­вы «От пи­са­ний свя­тых отец о мыс­лен­ном де­ла­нии…» (из­вест­но как «Ус­тав»). «Пре­да­ние…» пред­став­ля­ет со­бой мо­на­стыр­ский ти­пи­кон и со­дер­жит осн. пра­ви­ла жиз­ни в ски­ту. В гла­вах «О мыс­лен­ном де­ла­нии…» ана­ли­зи­ру­ет­ся при­ро­да вось­ми гре­хов­ных стра­стей че­ло­ве­ка и пред­ла­га­ют­ся спо­со­бы их пре­одо­ле­ния, ос­нов­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся очи­ще­ние по­мы­слов, т. е. «ум­ное де­ла­ние». Вер­ши­ной та­кой прак­ти­ки, по уче­нию Нила Сорского, счи­та­ет­ся «ум­ная мо­лит­ва», бо­го­об­ще­ние. Ас­ке­тические взгля­ды Нила Сорского не яв­ля­ют­ся ори­ги­наль­ны­ми, од­на­ко но­виз­на его со­чи­не­ния со­сто­ит в том, что в нём осу­ще­ст­в­лён син­тез свя­то­оте­че­ско­го уче­ния о вось­ми стра­стях с тво­ре­ния­ми св. Гри­го­рия Си­наи­та об «ум­ной мо­лит­ве». Нилу Сорскому при­над­ле­жат так­же 4 по­сла­ния о ду­хов­ной жиз­ни мо­на­ха (од­но из них ад­ре­со­ва­но Вас­сиа­ну Пат­ри­кее­ву). Вы­ше всех доб­ро­де­те­лей Нил Сорский ста­вил сми­ре­ние. В сво­ём «За­ве­ща­нии» он про­сил бра­тию ски­та бро­сить его те­ло в ров или по­хо­ро­нить без вся­кой чес­ти. Нил Сорский был по­гре­бён в ос­но­ван­ном им ски­ту ря­дом с церковью Сре­те­ния Гос­под­ня.

Ка­но­ни­зи­ро­ван в 1650-х годах; день па­мя­ти по ка­лен­да­рю Русской пра­во­слав­ной церк­ви — 7(20) мая.

Сочинения:

Пре­да­ние и Ус­тав. СПб., 1912;

Со­бор­ник Ни­ла Сор­ско­го / Сост. Т. П. Лен­нг­рен. М., 2000–2004. Ч. 1–3;

Пре­по­доб­ные Нил Сор­ский, Ин­но­кен­тий Ко­мель­ский. Соч. / Под­гот.

Г. М. Про­хо­ров. СПб., 2005.

>Нил Сорский. Исторический портрет

Годы жизни: 1433 -1508

Основные направления деятельности Нила Сорского и их результаты

Одним из направлений деятельности была духовная деятельность , служение Богу. Нил Сорский, приняв монашеский постриг, стремился реформировать монастырскую жизнь, приблизить её к скитскому уединению.

Он стал признанным главой нестяжательства в России. Суть данного религиозного направления — в аскетизме, нравственном самоусовершенствовании. Сорский выступал против церковного землевладения, считал, что монахи должны сами себя обеспечивать, заниматься трудом, что жизнь в монастыре должна строиться на основах скитов. Эти его взгляды были противоречивы наиболее распространённой в духовенстве точке зрения иосифлян, считавших, что церковное землевладение усиливает роль церкви в государстве.

Результатом данной деятельности стало появление на Руси нового религиозного течения — нестяжательства, которое возглавлял Нил Сорский. Он всю жизнь занимался реформированием устава монастырской жизни, добивался изменений как в отношениях между монахами, так и монахов и мирян, а также и образа жизни в монастыре. На примере своего монастыря — Нило- Сорской пустыни, он показывал, как должна протекать жизнь в монастыре.

Другим направлением была литературная и просветительская деятельность. Это был мыслитель, философ, его произведения – это проповеди добра, нравственности, он побуждал читателей к совести, считал, что внешнее проявление религиозности ведёт к тщеславию. Духовность, вера должны быть в душе человека. Он не исключал внешнего подвига, но считал, что внутренний подвиг, борьба с дурными помыслами, победа над ними — это важные моменты в жизни человека.

«Покой души нарушается греховным помыслом. Необходимо отсечь его, но не всегда и не всякому это доступно, — писал Сорский

Наиболее известные произведения Нила Сорского:

«Устав о скитской жизни»- здесь он пишет о том, как бороться с душевными и физическими страстями, что путь к душевному спасению — «умное делание», то есть добрые дела. Здесь он называл 8 самых страшных грехов человека — чревообъедание, блуд, сребролюбие, гнев, безмерная печаль, уныние, тщеславие и гордость, писал, что с ними надо бороться с Божьей помощью.

Предание ученикам «О жительстве от святых писаний» — книга о жизни истинного инока. Сорский отмечал, что главное в жизни – это любовь к ближним, помощь, сострадание к людям, жизнь в труде.

Нил Сорский занимался также переписыванием и составлением житийных сборников. Он поправлял тексты, это касалось не содержания , а синтаксиса, грамматики. Тексты становились более понятными и «удобочитаемыми».

Результат данной деятельности – произведения, сыгравшие большую роль в духовной жизни общества того периода. Его идея нравственного начала в человеке, стремления жить по совести, соблюдая законы божьи и нравственные — звучит современно и в наше время. Людям 21-го века есть, чему поучиться у старца Нила Сорского,

Таким образом, Преподобный Нил Сорский был одним из ярких духовных деятелей конца 15- начало 16 веков. Его идея «нестяжатества» противостояла «иосифлянству» с его стремлением главенства церковной власти над мирской. Сорский призывал к нравственному совершенствованию как служителей церкви, так и мирян. Его произведения до сих пор имеют большое воспитательное значение, особенно для молодёжи, которая ищет свой путь в жизни. Быть нравственно порядочной личностью, жить по законам совести — этот урок должны извлекать читатели творений Нила Сорского. Он был канонизирован (точной даты не сохранилось).

ПРИМЕЧАНИЕ

Данный материал можно использовать при описании

эпохи правления Ивана III (1462-1505)

Направления деятельности Ивана III:

  • укрепление государственности, власти князя.

Отметить, что в период правления Ивана III началась борьба двух направлений в церкви — иосифлянства и нестяжательства. Иван III принял сторону иосифлян, так как они проповедовали божественность царской власти, способствовали укреплению власти князя. Нестяжатели же во главе с Нилом Сорским, преследовались, критиковались, так как идея лишь нравственного совершенствования не могла укрепить власть князя.

На церковном соборе 1503 года они были осуждены, это поддержал и Иван 3.

  • усиление роли церкви в стране.

Отметить, что в данный период церковь стремилась укрепить свою власть в государстве, церковное землевладение лишь способствовало этому процессу. Нестяжательство Нила Сорского, призыв к отказу от земель церкви, проповедование личного труда монахов — всё это вызывало негативную реакцию в высших церковных кругах. Поэтому идеи нестяжателей подвергались критике.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Кирилло-Белозёрский монастырь, основан в 1397, Вологодская область.

Нило-Сорская пустынь, Вологодская область. Монастырь упразднён в 1961 г.

Нил Сорский

Нил Сорский (в миру Николай Майков) (ок. 1433, Москва — 1508, скит близ Кирилло-Белозерского монастыря) — православный церковный деятель, глава нестяжателей. По его собственным словам, происходил он из крестьян, хотя дворянский род Майковых считал его в числе своих предков. В миру был «скорописцем», т. е. занимался переписыванием книг. Став монахом, Нил Сорский в течение нескольких лет путешествовал по святым местам, посетив Палестину, Константинополь и Афон, где его особенно привлекли учения греческих исихастов. Вернувшись на родину, он основал скит в хвойном болотистом лесу в 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря на реке Соре, поэтому и был назван Сорский. В основанной им обители он собрал своих последователей, которых стали впоследствии именовать «заволжскими старцами». Несмотря на любовь к уединенной жизни, Нил Сорский принимал участие в работе церковных соборов. Отличаясь большой веротерпимостью, на соборе 1490 года он и его учитель Паисий Ярославов воспротивились постановлению «сжечь всех еретиков», и собор ограничился тем, что проклял грех попов-еретиков и лишил их сана. На соборе 1503 года он выступил против землевладельческих прав монастырей, что, по его мнению, было причиной нравственной деградации монашества. Нил Сорский проповедовал идеи мистического аскетизма, направленного не на истощение плота, но на духовный подвиг. Почва подвигов — мысль и сердце, а не тело, а их целью является внутреннее совершенствование, совершенствование души. Поэтому излишнее истощение тела может лишь воспрепятствовать нравственному самосовершенствованию, ибо слабое т ело не в силах вынести бремя подвига, Пост, учил Нил Сорский, должен быть умеренным, дабы тело не потеряло работоспособности, т. к., отрекаясь от мира, человек должен отречься от всего, что дает мир, в т. ч. и от подаяния, и жить плодами рук своих. Монастырская обитель есть собрание иноков, и потому то, что предосудительно для отдельного инока, еще более предосудительно и непозволительно для монастыря. Источником нравственного подвига, утверждал Нил Сорский, является авторитет «божественного писания», изучение которого есть главная обязанность инока. Под ним он понимал не только Божественное откровение, но и все запечатленное в письменности церковное предание.

Сам Нил Сорский был знатоком патристики, сочинений учителей церкви. В его сочинениях обильно цитируются высказывания и отцов церкви — Василия Великого и Иоанна Златоуста, и религиозных писателей IV-XIV веков Иоанна Кассиана Римлянина и Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и многих др. При этом он учил критически относиться ко всему написанному. «Писания многа, но не вся божественна», — говорил он. Отсюда необходимо согласие между Писанием и разумом, дающим ему критическую оценку. Нил Сорский враг всякой «внешности», поэтому он не только против чрезмерного поста, но и против всяческих излишеств в быту. Ссылаясь на Евангелие, он писал: «Очисти келью твою и скудость вещей научит тя воздержанию. — Возлюби нищету и нестяжание и смирение». Бедность для него идеал не только личной жизни, но и идеал церковный. Он считал излишним пышное убранство церквей, дорогие сосуды и всяческие украшения в них. Чем жертвовать церкви, считал он, лучше раздать нищим.

Учение Нила Сорского — продолжение той мировоззренческой позиции, которая развивает греческие традиции в православии и некоторые идеи Сергия Радонежского о недопустимости сближения бытия церковного и бытия мирского. Такая позиция означает путь из мира, уход от мирского в созерцательное монашество, в какой-то мере есть забвение всего мирского. Она противоречит идее социального служения церкви, ее участия в делах государства и освящения церковью государственной власти, что проповедовали иосифляне. Мистическая природа церкви, по Нилу Сорскому, не допускает ее участия в делах мира, дабы не допустить ее обмирщения. Сочинения Нила Сорского состоят из многочисленных «посланий» к ученикам, небольшого «Предания ученикам», «Заметок», обширного «Устава скитского», представляющего собой трактат по православной аскетике, и предсмертного «Завещания». Ревностным учеником и последователем Нила Сорского был князь-инок Вассиан Косой (Патрикеев), а также Артемий Троицкий.

А.

Т. Павлов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 416-417.

Сочинения: Устав о скитской жизни. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1991; Нила Сорского Предание и Устав. Спб., 1912; Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского // Труды Отдела древнерусской литературы Института русского языка АН. Л., 1974. Т. 29; Устав и послания. М., 2011.

Литература: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Их литературные труды и идеи в Древней Руси. Ч. 1: Преподобный Нил Сорский. Спб., 1882; Казакова Н. А.. Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века. М.; Л., 1955; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960; Он же. К вопросу об идеологии Нила Сорского // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН. Л., 1957. Т. 13; Заиалеев А. Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.). Л., 1987; Громов М. П., Козлов Н. С. Русская философская мысль X -XVII веков. М., 1990; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990; Житие преподобного Нила Сорского, Белозерского чудотворца. М.; Вологда, 2001; Нил Сорский о восьми главных страстях и о победе над ними. М., 1997; Громов М. Н., Миньков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001; Lilienfeld F. Nil Sorskij und seine Schriften, Berlin, 1963.

Вернуться на главную страницу Нила Сорского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *