Кто такой карион истомин

Кто такой карион истомин

Карион Истомин

Карион Истомин

— иеромонах Чудовского монастыря, ум. в сентябре 1717 г. Он был в числе первых учеников шкоды Лихудов. В 1682 г. в сане иеродиакона назначен был справщиком печатного двора с окладом в 40 руб.; в то же время он является одним из приближенных патриарха Иоакима. В 1685 г. он послан был, с игуменом Игнатием собирать сведения о смоленском епископе Симеоне, который вел слишком пышный образ жизни, неприличный духовному пастырю. Патриарх Адриан, занявший 24 августа 1690 г. место умершего Иоакима, еще более приблизил к себе Кариона и сделал его как бы своим личным секретарем; вскоре после этого был сделан еще и «смотрителем царственной типографии». В 1712 г. митрополит новгородский Иов вызвал его в Новгород на помощь братьям Лихудам, которые, по желанию митрополита, возобновили в Новгороде свою преподавательскую деятельность; впрочем, он уже в следующем году вернулся в Москву, где и умер. Он был одним из горячих сторонников мысли о необходимости для России просвещения; сам он был очень любознательный и начитанный человек и довольно плодовитый писатель. После него осталось довольно много слов и проповедей; они собраны в рукописи Чудова монастыря под названием «Веселиил»; ему же принадлежит богословское сочинение под названием «Имя новое» и многочисленные стихотворные произведения, между которыми «Букварь» выдается гуманным взглядом автора на учеников и признанием необходимости для учения более гуманных приемов; характерно также и то, что автор предназначал свой букварь одинаково для мальчиков и девочек. Немало оставил он поздравительных и приветственных стихотворений царевне Софье, царю Петру Алексеевичу, царевич Алексею Петровичу; ему же принадлежит несколько переводов с латинского.

«Карион Истомин. Жизнь его и сочинения», С. Браиловского в «Чтениях в обществе любителей дух. просв.» 1889 г., №№ 4—6; его же «К биографии Кариона Истомина», Журн. Мин. Нар. Просв. 1891 г., № 8.

{Половцов}

Карион Истомин

— иеромонах московского Чудова монастыря, справщик московской духовной типографии, позже игумен, живший в конце XVIII и начале XVIII ст. Ученик братьев Лихудов, последователь Амоса Коменского, он занимался литературой, преимущественно духовно-назидательного и педагогического характера и, как один из образованнейших людей своего времени, не мог остаться в стороне от Петровской реформы. Ему принадлежат арифметика (1700) и букварь (1692), по принятой в нем системе далеко опередивший все подобные руководства, появившиеся в течение следующего века; он состоит из изображений, заимствованных, по мнению Пекарского, из каких-нибудь западных изданий. К. написал также и малую грамматику, оставшуюся ненапечатанной. Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. Он же перевел соч. блаженного Августина о любви и Юлия Фронтина — о войне. Сочинения и переводы его указаны в «Словаре писателей духовных» митр. Евгения и в «Обзоре духовной литературы» арх. Филарета. См. Пекарский, «Наука и литература при Петре» (т. I, стр. 173 и др.); «История Московской дух. акд.» (М., 1855, стр. 396—400).

Вл. П.

{Брокгауз}

Карион Истомин

— Иеромонах Московского Чудова Монастыря и Московской Духовной Типографии Справщик, обучался в Московской Академии у Греков Лихудов. Он составил в 1692 г. Букварь в лицах, представив большие буквы изображениями человеческими и других животных или каких орудий в разных положениях, дабы по именам сих вещей была начальная буква их в азбуке. Такие заглавные буквы заимствовал он из Древних Славянских рукописей, в коих они часто встречаются. После заглавных букв он присовокупил почерки и строчных уставных и скорописных, а помощь Греческих и Польских. Под каждою таковою картиною внизу поместил он нравоучительные стихи, сочиненные по Силлабической Поэзии. Книгу сию всю на медных досках, каждую букву особо со стихами, выгравировал и напечатал в лист 1695 г. в Москве Леонтий Бунин, бывший гравер при Московском Печатном дворе. Кроме всего, Карион сочинил целую книгу Приветственных Стихов Царевне Софье Алексеевне в 1681 г. Книга сия рукописною хранится в библиотеке Академии наук. Есть еще в Новгородской Софийской библиотеке между рукописями целая стихотворная Поэма его на брак Государя Царя Петра Алексеевича с Евдокиею Феодоровною, сочиненная 1689 г.; а в Московской Патриаршей библиотеке между рукописями его книга под названием Имя новое, сочиненная в 1686 г. Голиков в Деяниях Петра Великого (Дополнен. Том III, стр.46) ссылается еще на Летопись его. Когда при доме Иова, Митрополита Новгородского, Лихуды завели Греко-Славено-Латинские училища, то в 1712 году вызван Карион в Новгород для перевода книг с Греческого языка, где он и находился около года; а после возвратился в Москву и там скончался в Чудове Монастыре.

{Болховитинов}

Иеромонах Карион Истомин


Карион Истомин (сер. XVII в.— 1717 или 1722) — иеромонах, поэт, автор проповедей и педагогических сочинений. Родился в Курске, вероятно, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался невысоко: “Малочастне падающая крушицы учения приях”.
В 1670-х гг. Истомин направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество. В 1676 г. он впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. С 1679 г. Истомин стал служить на Московском Печатном дворе, сначала писцом, а с 1682 г. — справщиком.
Довольно быстро Карион вошел в круг лиц, близких к патриарху Иоакиму, последний обратил внимание на трудолюбивого монаха, и с 1679 г. Истомин стал исполнять при нем секретарские обязанности: вел переписку, составлял проповеди, писал грамоты. При содействии Сильвестра Медведева Истомин получил доступ и к царскому двору, в 1683 г. он поднес. царевне Софье стихотворный панегирик “Книга желателно приветство мудрости”. С того времени в течение 20 лет он выступал в роли придворного поэта и ритора, стараясь не обойти вниманием ни одного события в жизни каждого члена царской семьи, в частности, в 1682 г. он сочинил “Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы” Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1689 г. — “Книгу любве знак в честен брак” Петра Алексеевича с Евдокией Лопухиной и др.

В Москве Истомин активно подвизался на педагогическом поприще. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Но в историю педагогики Истомин вошел как создатель учебно-педагогических сочинений.

В 1692 г. он составил свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.). В 1696 г. вышло незначительным тиражом новое, значительно расширенное издание Букваря, предназначенное для царевича Алексея Петровича, чьим учителем Карион мечтал стать. К этим трудам примыкает книга “Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость” (1694), излагающая в стихах свод светских и церковных знаний (космография, церковные таинства и пр.). Одновременно с работой над Букварями Истомин изложил в стихах нормы детского поведения в сочинении, известном в науке под названием “Домострой” и восходящем к некоторым положениям о детском воспитании Эразма Роттердамского.
Карион Истомин всячески внедрял стихи в московский быт и оставил огромное число панегирических стихотворений и “стихов на случай”, которые он писал не только для двора, но и для московской знати; он сочинял подписи под иконы и эпитафии, пробовал себя в духовной лирике и в жанре победной оды, попытавшись воспеть крымский поход кн. В. В. Голицына. Ему принадлежит сборник проповедей “Веселеил, си есть Скиния Божия”, а составленная им “Служба и житие Иоанна Воина” была издана в 1695 г.
Истомин подвизался также как историограф и переводчик, в частности, он переводил Блаженного Августина (“Боговидная любовь”, 1687) и римского сенатора Секста Юлия Фронтина (“О случаях военных”, 1692).
Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым и по положению, и по таланту московским поэтом. При этом его политические симпатии зависели от того, кто брал верх в московских распрях, и когда в 1689 г. Сильвестр Медведев был арестован по делу о Федоре Шакловитом, то Истомин участвовал в составлении обвинения против него. По этим причинам события того бурного года почти не отразились на его карьере. При новом патриархе Адриане он завоевал себе его расположение, а в марте 1698 г. стал начальником Печатного двора.
Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера Истомина окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял Федор Поликарпов. Истомин до самой смерти продолжал писать, но его литературная активность снизилась, к тому же его потеснили литераторы нового типа, более соответствовавшие духу петровских преобразований.

Карион Истомин «Книга любви знак в честен брак», преподнесенная в 1689 г. в качестве свадебного императору подарка Петру Первому.

Педагогическое наследие

Перу Кариона принадлежит иллюстрированный Букварь, ставший лучшим учебным пособием своего времени. Рукопись Букваря написана в 1691 г., а в 1692-м году Карион поднес по экземпляру этого букваря царице Наталии Кирилловне и царице Прасковье Федоровне. В 1694 году сочинение издано на Печатном дворе с гравюрами Леонтия Бунина. В 1695 г. для царевича Алексея Петровича написан Большой букварь, изданный в 1696 г в 20 экз.

Переводческая деятельность

    Среди переводов Кариона числятся следующие произведения:

  • «Боговидная любовь» блаженного Августина (13 марта 1687 г., для царевны Софьи);
  • «Чин сочинения и освящения мира» (с греческого);
  • «О случаях военных» Юлия Фронтина (для царя Петра Алексеевича);
  • «Сладость умнословной души» (с белорусского, для царевны Натальи Алексеевны);
  • Греческий летописец (3 марта 1699 г., для царевича Алексея Петровича);
  • Отдельные главы Римских деяний.

О литературных трудах К. Истомина

Карион Истомин принадлежал к числу тех московских просветителей второй половины XVII в., которых один из второстепенных писателей того времени, иеродиакон Дамаскин, метко назвал «пестрыми». В вопросе о направлении высшего образования в Москве, просвещения вообще, «пестрые» занимали примирительную позицию между «западниками» и «грекофилами», уподобляясь, по образному выражению того же Дамаскина, трости, колеблемой ветром то в одну, то в другую сторону. Одним из «пестрых» был К. Истомин и как поэт. Искусству слагать стихи он учился сперва у Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, а с 1685 г. — у братьев Лихудов. Как поэт он, следовательно, воспитывался под перекрестным влиянием двух традиций: украинского школьного «барокко» и новогреческой ученой поэзии.
Первым по времени стихотворным произведением К. Истомина была целая книга приветственных стихов царевне Софье Алексеевне, поднесенная в 1681 г.; книга эта не дошла до нас. Через год, 12 ноября 1682 г., К. Истомин поднес царевне свой второй сборник стихотворений. Сборник состоит из небольшого вступления и шестнадцати стихотворений, составленных 11-сложными силлабическими стихами. По своему содержанию все эти стихотворения представляют собою просьбу об учреждении в Москве учебного заведения, в котором бы преподавались «свободные» науки; поэт здесь подробно говорит о значении просвещения, восхваляет ум Софьи, напоминает ей о заботах отца ее и брата образовать своих подданных и просит, чтобы она умолила братьев своих Иоанна и Петра утвердить в Москве полный курс «наук совершенных»: Сотвори людем твою царску милость,
Покажи Россом многу добротливость,
Поставь трапезу мудрости словесну,
Тщанием твоим к жительству небесну… Стихи К. Истомина были, видимо, благосклонно приняты царевной; во всяком случае, с 1682 г. Истомин стал систематически посвящать свой досуг поэзии.
Поэтическое наследство К. Истомина очень велико. Писал он в самых разнообразных жанрах; наряду со стихами приветственными, поздравительными, панегирическими, сохранились его стихотворные акафисты, молебны, молитвы, надписи к иконам, надгробные эпитафии.
Поэт он был плодовитый. Кроме отдельных стихотворений, в рукописях хранятся целые сборники его стихов: «Книга Вразумление, стихотворными словесы состоящаяся…» (1683), сборник стихотворений в честь богородицы и святых под заглавием «Книга Стамна духоносная или Ведры…» (1690), стихотворная биография Иисуса Христа под заглавием «Едем си есть сладость прохлаждающая и вразумляющая человека зрением духовным…» (1693) и др.

Из числа этих сборников по содержанию наиболее интересен первый, посвященный одиннадцатилетнему царю Петру Алексеевичу, — «Книга Вразумление». Сборник состоит из девяти стихотворений. Начинается «Книга Вразумление» стихотворным обращением к царю Петру Алексеевичу с обычным пожеланием здоровья и многолетия. Все девять стихотворений сборника по содержанию связаны между собою: все они представляют собою «вразумление» царю Петру, которое ему чинит устами автора сам бог. В первом стихотворении бог увещевает юного монарха вручить ему свое сердце, приять «мудрость света», чтобы быть полезным для людей; во втором — дает совет быть «помогателем в самодержавстве» брату Иоанну, в третьем — обещает дать Петру мудрость, плодами которой он впоследствии воспользуется; в четвертом — говорится, что Петр избран наследником «века ина», т. е. Царствия Небесного, к которому он должен себя приуготовить; в пятом — указывается на то, что вместе с братом Иоанном он поставлен царем, должен давать людям суд правый и «жити с мудростию добро»; в шестом — внушается, что он должен наставлять на путь правый своих подданных; в седьмом — что он должен учиться «с рабами в летех равными»; в восьмом — ему обещается награда от бога, если он будет любить его; в девятом, заключительном, — Бог внушает Петру: О, царю Петре, прелюбезный сыне,
Российска царства преизрядный крине!
Матери твоей ты еси утеха,
Се аз ти даю в мудрости поспеха.
Учися ныне, прилежно учися
В младости твоей царь мудр просветися.
Пой предо мною, твоим богом, смело,
Явль суд и правду, гражданское дело.
Имаши мене тем добре почтити,
Матерь твою и всех веселити… Стихом владел Карион Истомин неплохо. Он любил ставить себе технически трудные задачи в области стихосложения и обычно решал их удачно. Наиболее удавались ему «леонинские» стихи с рифмующимися полустишиями. Эти стихи он предпочитал всем другим. Вот пример, наглядно показывающий, как справлялся Истомин с «трудными» формами стиха:
Преславну чуду явльшуся всюду всяк присмотрися, Богу дивися,
Како незримый всеми любимый Иисус Христос, в плоти днесь возрос…
Как поэт Карион Истомин еще ждет своего исследователя.
Особо должны быть отмечены заслуги Истомина в деле пропаганды стихотворной культуры. Автор нескольких учебных руководств, К. Истомин охотно пользовался стихами как орудием популяризации тех или иных научных сведений.
Показательны в этом отношении два его «лицевых» учебника: «Малый букварь», в 1694 г. выдержавший два издания, большой «Букварь», изданный в 1696 г., и «Полис, си есть Град царства небеснаго…», первая редакция которого была написана К. Истоминым тоже в 1694 г. В «Букваре» каждая буква сопровождается небольшим нравоучительным стихотворением, составленным с таким расчетом, чтобы в нем упоминались названия всех тех лицевых изображений, которыми украсил «Букварь» известный гравер Леонтий Бунин — «ради любезного созерцания отрочатом учащимся». Так, например, буква ж в «Букваре» К. Истомина сопровождается стихотворением, в котором упоминаются все приложенные к ней «образы»: жених, жена, жезл, житница, жолудь, журавль, жребий, жила, жаба…

«Полис» представляет собою род энциклопедии. В краткой стихотворной форме здесь дана характеристика наук или «школьных обучений», числом двенадцать, расположенных в таком порядке: грамматика, синтаксис, пиитика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, философия, астрология, теология, мусика, врачевство. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью Богу. «Полис», таким образом, по мысли К. Истомина, должен был служить для учащихся введением к сумме всех человеческих знаний, пропедевтическим курсом, излагающим систему всех наук.
Вначале автор в двух вступительных стихах дает общее определение той или иной науки, а затем в пяти стихах, разделенных на два полустишия, сообщает более подробные сведения об этой науке, говорит о ее значении. Вот как характеризует К. Истомин в «Полисе» науку грамматики: Грамматика учит знати
Глаголати и писати
Благо.
Грамматику, душе, слыши,
Обзри смыслом аз и буки,
Пиши слова добре складом,
Глагол писму та начало,
К Христу простри моление,
писмена в ней изучиши.
емли перо в твои руки.
веди строки в разум рядом.
дело сие богом стало,
дает он всем спасение. К числу стихотворных произведений Кариона Истомина, также педагогического характера, относится его «Домострой». Адресованный в первой части к детям-школьникам, Домострой излагает правила поведения их, учит как относиться к старшим, предупреждая о наказании за нарушение правил.
В дальнейшем Домострой говорит об обязанностях слуг и, наконец, снова возвращается к предписаниям детям, перечисляя даже дозволенные им игры. Домострой заканчивается краткой характеристикой задачи автора: Наук изрядством Карион дети вся дарит,
в приятность иеромонах и старым говорит,
Истомин, чтоб благоумни все того смотрели,
науку и страх в должности имели.
Ударений кто дати не восхощет,
винный поклоны творя да не ропщет.
Душеспасенно всем обучение,
в домовом ратном деле строение.
Измлада бо кто сего научится,
разумна суща бити не годится.
В противность смысла людем война рати,
в Бозе надежда безстрастием стати.

Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала «справщиком» (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

«Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных греческих же латинских и польских со образованием вещей и с нравоучительными стихами: во славу всетворца Господа бога и в честь пресвятой девы Богородицы Марии и всех святых изобразил на дщицах ваянием имущим учитися отроком и отроковицам мужам и женам писати. Под всяким же писменем ради любезного отрочатом учащимся предложены виды во удобное звание в складе: да что видит, сие и назовет слогом писмене» – такое заглавие, отражающее главный смысл издания, занимает всю его первую страницу. Это самый замечательный учебник XVI-XVIII вв., резко нарушивший предыдущие традиции, начиная с большого формата и кончая самим педагогическим приемом обучения.

Чуть раньше (в 1692 и 1693 гг.) Истомин издал 2 рукописных «Лицевых букваря» для обучения детей Петра I, первый из которых преподнес царице Наталье Кирилловне.

Это были художественные книги, расписанные разноцветными красками и золотом. А затем гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин вырезал букварь резцом на меди, и вышло его печатное издание 1694 г. в количестве 106 экземпляров. Впервые в русском букваре был использован способ наглядного представления материала, заимствованный у чешского педагога Яна Коменского. 400 рисунков — известные каждому ребенку вещи, изображенные в виде занимательных картинок со стихами, помогали легко усвоить азбуку.

Каждая буква занимает здесь отдельную страницу. Во главе буквенного ряда стоит человек в доспехах, поза которого напоминает ее начертание (это и есть лицевое изображение, давшее название рукописным букварям). Затем идут великолепные образцы написания буквы в разных стилях от вязи до скорописи не только по-славянски, но по-гречески, по-латыни и даже по-польски.

Рисунки растений и животных, построек и предметов быта, «звездозаконника» со зрительной трубой, «историографа» с книгой и чернильницей в руках так гармонично сочетаются со следующими ниже виршами, включающими названия изображений, что оставляют яркое зрительное впечатление и у детей, и у взрослых. Отсутствие молитв и наставлений, «стихи нравоучительны» сочинения Истомина о пользе учения, труда и наук как раз и вызывали «охоту учитися», а заодно превращали этот необыкновенный букварь из богоугодной книги в иллюстрированную маленькую энциклопедию «гражданских обычаев и дел правных».
Букварь Кариона Истомина завершает букварно-грамматический период в развитии русских печатных учебников. Просто удивительно, как он мог вообще появиться, этот луч света в царстве познания Священного писания! Сложно также предположить, чтобы такой букварь имел массовое хождение, поскольку его прогрессивная методика «да что видит, сие и назовет» требовала особого подхода в преподавании. Тем не менее, букварь выдержал не одно издание вплоть до первой четверти XVIII в.

Букварь Истомина для обучения детей чтению. Как научить ребенка буквам по букварю

В данной статье мы расскажем Вам о Карионе Истомине о его творчестве и о его Букваре в лицах.

Карион Истомин известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей ( в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе Грамматику малую. Но главная его заслуга заключается в создании Букваря в лицах, т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет

Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Одновременно шла работа по подготовке к изданию Букваря для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом Букварь представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлек известного гравера печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже в старейшем центре российского книгопечатания в Московском Печатном Дворе.

Как создавались русские буквари

Роль Л. Бунина в создании Букваря столь значительна, что составитель на последней странице представляет его как соавтора: Сий Букварь счини Иеромонах Карион Истомин, а заменил (рисовал) и резал Леонтий Бунин.

Печатное издание Букваря? вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.

Наверху изображен Христос, обучающий детей. В руках у детей свитки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу посвящение в стихах, где упоминается имя составителя и дата выхода букваря в свет. Букварь называется Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых.

От всех известных предыдущих букварей данный отличается и содержанием, и структурой. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах. Многие фигуры изображены в рыцарской одежде, в шлемах и латах. За фигурным инициалом (заглавная буква) следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным знакам. Целая строка посвящается изображению греческих и латинских букв с их названиями, т.е. сделана попытка одновременного постижения алфавита славянского, греческого и латинского. Центральную часть страницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, растений, названия которых начинаются с данной буквы.

Содержание Букваря очень пестро и многообразно. Перед автором стояла сложная задача подбора слов. К.Истомин использовал Лексикон славяно русский Памвы Берынды (Киев,1627г.), рукописные Азбуковники XVI I века, тексты Библии и многие другие источники.

Из каких разделов состоит букварь

Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку (делва бочка; ширинка платок, скатерть; шишак шлем; мрежа рыболовная сеть; кокоша курица-наседка и другие) вБукваре представлены заморские растения и животные (виноград, слон, кипарис, лев и другие). Кроме того, изображены сказочные, мифологические, библейские существа и персонажи (змей, аспид, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и т.д.), люди разных профессий (звездозаконник, историограф), части света (Америка, Африка, Азия), предметы, применяемые в богослужении (потир, рипида, свешник, хоругвь, митра, купель, епитрахиль, аналой и другие).

Всего в букваре более 400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами, в которых также называются предметы на нужную букву. Например, стихи на букву К.

Киты суть в морях, кипарис на суше,

юный, отверзай в разум твои уши.

В колесницу сядь, копием борися,

конем поезжай, ключом отоприся.

Букварь К.Истомина можно считать своеобразной детской

энциклопедией, так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся.

Данный Букварь представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским, с произведениями которого был знаком. В этом Букваре, в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания. Составитель отошел от практики зазубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных слов (брань, град и т.д.). Как сказано в предисловии книги, По всяким же письменем ради любезного созерцания отрочатам учащимся предложены виды (картинки) во удобное звание в складе: да что видит сие и назовет слогом письмене.

Подобные приемы только через сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях.

Одновременно с обучением чтению ребенок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал.

В Букваре К. Истомина, в отличие от книг других авторов, нет грамматического раздела, так как в середине XVII века Московский Печатный Двор печатал грамматику славянского языка отдельными изданиями. Так, в 1648 году была напечатана

знаменитая Грамматика Мелетия Смотрицкого.

Из церковных текстов в Букварь включены краткие молитвы. Укажем и еще одно несомненное достоинство Букваря

К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек имущим учимся отрокам и отроковицам мужем и женам писати.

Ценность Букваря состоит еще и в типографском его исполнении.

Издание было значительным шагом вперед в развитии

книгопечатания, в распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя,

новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века.

Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIIIвеке.

Занимательная азбука для малышей для обучения буквам и слогам

«Букварь онлайн» — это не просто азбука в картинках, это целый комплекс упражнений, направленный на изучение букв и обучение чтению слогов. Изучив первые четыре буквы (А,У,М,С), ребенок параллельно с повторением пройденных букв, знакомится со слогами и выполняет упражнения на чтение слогов.

БУКВАРЬ, -я; м. Школьный учебник для начального обучения чтению и письму. Учиться по букварю. Посадить за б. кого-л. (начать учить грамоте). Праздник букваря (школьный праздник, посвящённый окончанию обучения по этой книге). < Букварный, -ая, -ое. Б. период обучения грамоте.

Главным образом все детские игры онлайн призваны быть развивающими, что так необходимо для ребенка, игры для детей онлайн — яркие, добрые, и как правило подразделяются на категории, в которых непосредственно можно выбрать игру по вкусу. Есть детские игры онлайн для девочек, в большинстве своем их история — это заботливость, где нужно ухаживать за какими зверушками, или даже детьми, учиться готовить еду. Также детские игры для девочек бывают с уклоном в моду, развивая чувство стиля и дизайнерские способности ребенка — это различные «одевалки», игры про салоны красоты и т.п. Есть так же бесплатные детские игры онлайн для мальчиков, в которые входит превеликое множество игр, где ребенок будет учиться ответственности, например в управлении каким-то хозяйством или в уходе и заботе о братьях наших меньших.

Букварь онлайн для детей для обучения чтению в раннем возрасте

Чем меньше дети – тем меньше хлопот. Все родители соглашаются с этой житейской мудростью по мере взросления их детей. Особенно это ощутимо когда приходит пора готовить ребенка к школе и соответственно учить буквы. Но мы нашли способ, как помочь вам и вашим детям выучить буквы без хлопот и играючи. В этом вам поможет азбука для детей онлайн. Материал подобран таким образом, что видео-азбука воспринимается ребенком, как интересный мультфильм. Ребенку кажется что он просто развлекается с компьютером просматривая видео азбуку, на самом деле идет отличная подготовка ребенка без лишних затрат на репетитора и многочисленных уговоров учить азбуку для детей.

Раздел бесплатные онлайн игры для детей целиком и полностью принадлежит самым маленьким любителям поиграть и научиться чему-то новому. Отправляйтесь в новые приключения с Дашей путешественницей, рисуйте, обучайтесь грамматике и математике, и все это в очень интересных флеш играх для детей! Если у вас ну совсем маленький малыш обязательно загляните в раздел стучалки, в них можно играть практически в пеленках.

Первыми славянорус. Б. были азбука-грамматика Ивана Фёдорова (Львов, 1574), букварь Лаврентия Зизания (Вильно, 1596) и аналогичный ему букварь В. Бурцева (Москва, 1634). В 17 в. лучшим Б. был иллюстрированный букварь Кариона Истомина (1694), содержавший предметные рисунки к каждой букве. В 16-18 вв. Б. составлялись по буквосла-гательному методу. В сер. 19 в. появляются Б., составленные по слоговому, а затем по звуковому методу (Ф. Студитского, 1846, В. Золотова, 1860). В 1864 К. Д. Ушинский создал первый рус. Б., построенный по звуковому аналитикосинтетич. методу. В 1875 вышли «Новая азбука» Л. Н. Толстого, составленная по т. н. слуховому методу. Последователи Ушинского (Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, В. А. Флёров и др. ) внесли в звуковой аналитикосинтетич. метод и в Б. ряд усовершенствований. Первые сов. Б., составленные по т. н. методу целых слов, были заменены в 1932 Б., в которых восстанавливался звуковой аналитикосинтетич. метод (П. О. Афанасьева, Н. А. Костина). С этого времени все Б. составлялись по этому методу. В 1937 были утверждены буквари А. В. Янковской и Н. М. Головина. В 1945 их сменили буквари А. И. Воскресенской и С. П. Редозубова. На основе букваря Редозубова Академией пед. наук были разработаны букварь (1953) и новый стабильный Б. (1965).

Букварь онлайн игра для обучения буквам мальчиков и девочек

БУКВАРЬ, -я; м. Школьный учебник для начального обучения чтению и письму. Учиться по букварю. Посадить за б. кого-л. (начать учить грамоте). Праздник букваря (школьный праздник, посвящённый окончанию обучения по этой книге). < Букварный, -ая, -ое. Б. период обучения грамоте.

На нашем сайте представлены разнообразные онлайн игры для детей, благодаря которым легко организовать увлекательный и полезный отдых, построить весёлую и интересную обучающую программу, чтобы помочь ребёнку лучше освоить необходимые знания. Тематическая подборка флеш игр ориентирована на самую широкую пользовательскую аудиторию. Независимо от пола и возраста, симпатий и интересов, данный сайт непременно поможет найти занятие по душе. Бесплатные игры для детей – это огромный выбор сюжетных приключений любимых героев и сказочных персонажей, задач, головоломок и стратегических ролевых игр. Сайт постоянно пополняется новинками, чтобы досуг вашего ребёнка всегда был красочным и разнообразным.

Букварь — не книга, жизненная драма! Другие не оставили следа. Рассказ о том, как МАМА МЫЛА РАМУ, Запал, признаюсь, в душу навсегда! С тех пор всегда себе я говорю: Учись, трудись, живи — по букварю!

Букварь Узорова-Нефедова для обучения детей чтению

На нашем сайте вы найдете интересные игры для детей, которые не только доставят радость и развлекут, но и научат полезным вещам в игровой форме. Можно решать веселые развивающие примеры, путешествуя по математическим полям вместе с «Пожирателем Цифр», тренировать память и учить английский алфавит в «Запоминалке», понять правила игры в гольф с Винни-Пухом… Самые маленькие смогут потренироваться в управлении божьими коровками, а игроки постарше вместе с эльфом будут собирать звезды, летать на метлах и колдовать, рисовать граффити с помощью мыши, вспоминать библейские истории с Давидом… Играть онлайн на нашем сайте можно бесплатно, некоторые игры можно скачать и установить на домашний компьютер.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: » еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения «. Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог.

1. Букварь — это первая книжка (или учебник) в жизни русского человека. 2. Букварь — это книга, которая содержит знания. 3. Букварь показывает как возникают звуки и что их связывает.

Букварь — не книга, жизненная драма! Другие не оставили следа. Рассказ о том, как МАМА МЫЛА РАМУ, Запал, признаюсь, в душу навсегда! С тех пор всегда себе я говорю: Учись, трудись, живи — по букварю!

Друге статьи:Азбука для малышей говорящая онлайн ; Бериляка учит буквы ; Азбука для малышей говорящая онлайн ; Алфавит русского языка ; Изучаем буквы онлайн ;

Грамота; Буквы;Пропись; Книжки; Английский; Статьи; Логопедия; Память; Музыка; Рисование; Счет; Внимание; Воображение;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *