Кто такой ирод?

Кто такой ирод?

Лимарев В.Н.

Как умирал иудейский царь Ирод Великий. ( до н.э.)

Ирод имел трех сыновей от первой жены царского родаМариамну, которую он приказал убить по подозрению в сожительстве с охранником в до н.э.

и трех сыновей от второй жены дочери простолюдина Симона — Малфаки.

После того, как двух своих сыновейот МариамныАлександра и Аристовула Ирод представил в Риме ЦезарюОктавиану, как наследников трона, не все были довольны этим решение, и в семье Ирода начались интриги с целью их дискредитации будущих правителей Иудеи.

В борьбу за власть включился ещё один сын Ирода от Мариамны – Антипатр. Мнительный и подозрительныйИрод не мог разобраться: где правда, а где ложь. Он предпочиталуничтожать любых людей, которые могли ограничить или лишить его власти.

Антипатр оклеветалАлександра и Аристовула.

Они были обвинены в заговоре и посажены в тюрьму.

Перед казнью детей Ирод встречался с Цезарем и слезно жаловался на сыновей, которые якобы хотели отравить его.

Александра и Аристовула по приказанию Ирода повесили. Вместе с сыновьями были убиты ещё несколько сот подозреваемых.

Интриги в семействе Ирода продолжались. Теперь в подготовкизахвата власти был обвинен Антипатр. Возникли подозрения у Ирода, что Антипатр оклеветал своих братьев. Антипатр был посажен в тюрьму.

Здоровье семидесятилетнего Ирода было подорвано.

В связи с тем, что он стал понимать, что погубил своих детей по ложному доносу, дух его был сломлен.

По городу расползлись слухи, что Ирод уже при смерти. Не дожидаясь смерти тирана, несколько юношейодной из сект на веревках спустились по стене Храма на горе Сион, к золотому орлу символу Римского владычества над Иудеей и начали его рубить топорами.

Храм был почти полностьюдостроен иэто величественное сооружениеукрашал символ Римской империи Золотой Орел, которого почти каждый иудей воспринимал, как осквернение святого места.

Царская стража схватила молодых людей. Около сорока человек было арестовано,онипредстали передцарем.

Царь спросил: «Кто велел им это сделать?»

Они ответили: «Закон отцов».

Царь сказал: «Вас ожидает смерть».

Они ответили: «После смерти нас ожидает вечное блаженство».

Это привело царя в такой гнев, что он встал и вышел к народу, чтобы говорить.

Он сказал, что юноши совершили святотатство.

Затем приказал тех, кто спускался на веревках сжечь заживо вместе состарцами руководителями секты.

После этого царь почувствовал себя опять плохо: болезнь распространилась по всему телу, все тело невыносимо зудело, судороги схватывали тело, члены мертвели…

Он ещё долго цеплялся он за жизнь…

Во время болезни отца Антипатр пытался подкупить стражу и выйти на свободу, об этом доложили Ироду. Ирод приказал убить Антипатра, что было исполнено.

Промучившись ещё пять дней, Ирод умер.

После похорон Ирода, его сын Архелай от жены Малфаке справил по отцу траур и его стали приветствовать как царя Иудеи. Но Архелай сказал, что не принимает титул царя, пока император не утвердит завещание отца.

Фарисеи сделали попытку освободиться власти сыновей Ирода.Так как царская власть себя дискредитировала.

Появились самозванцы претендовавшие стать царями.

Некий Иуда, собрав людей,сделал набегна царский дворец, захватил там оружиеи деньги и объявил себяцарем.

Симон, который пользовался доверием умершего царя, обладавший красотой и высоким ростом, собрал вокруг себя толпу и провозгласил себя мессией ицарем…

Афон из знатного рода надел на себя царский венец…

На усмирение восставших прибыл наместник в Сирии – Вар.

Две тысячи иудеев при наведении порядка было распято, и большее количество продано в рабство.

На фоне возмущений народа стали претендовать на власть два других сына Ирода: Антипа и Филипп.Римский император Цезарь Октавиан поделил царство между тремя братьями.

Филипп получил земли к востоку от Галилеи. Антипа – Галилею и Перею. Архелай –собственно Иудею, Самарию и Эдом.

  • главная

  • АНТИПАТР (393–319 до н.э.), македонский военачальник, ближайший сподвижник царя Филиппа II. После смерти Филиппа Антипатр способствовал утверждению на престоле его сына Александра Македонского, а когда в 334 до н.э. Александр отправился в поход против Персии, Антипатр остался в Европе как правитель Македонии и главнокомандующий греческих войск, получив фактическую власть над всей Грецией. Силы, оставленные Антипатру Александром, были незначительны (12 000 пехоты и 1500 конницы), но, несмотря на это, ему удавалось контролировать положение в Греции через Коринфский союз и олигархические режимы, которые македоняне поддерживали во многих городах-государствах. Более того, Антипатр постоянно высылал Александру новые подкрепления. Когда царь Спарты Агис III, опираясь на помощь Персии, выступил против Македонии, он встретил весьма незначительную поддержку других греческих государств, и Антипатр с превосходящими силами разбил его в решающем сражении у Мегалополя (330 до н.э.), в котором погиб и сам Агис.

    После смерти Александра в 323 до н.э. Афины, по предложению радикально настроенного оратора Гиперида, создали взамен Коринфского союза Греческий союз и развязали т.н. Ламийскую войну. Афины имели 240 боевых кораблей и много союзников, в том числе этолийцев и фессалийцев. Из изгнания был вызван Демосфен, а командовать войском назначили Леосфена.

    У Антипатра, выславшего значительные подкрепления Александру, было только 110 боевых кораблей и мало сухопутных войск. На протяжении зимы 323–322 до н.э. он успешно выдерживал осаду в Ламии в центральной Греции, а весной, когда македонец Леоннат привел подкрепления, Антипатр пробился на родину. Македонский флотоводец Клит уничтожил флот афинян в двух морских сражениях, при Абидосе в Геллеспонте и при Аморге на востоке Эгейского моря. В том же 322 до н.э. Антипатр, к которому присоединился другой полководец Александра, Кратер, вступил в Фессалию и разбил греческие силы при Кранноне. По настоянию Антипатра афиняне казнили Гиперида и других зачинщиков выступления. Демосфен покончил с собой.

    На совещании полководцев, которое проходило в Трипарадисе в Сирии в 321 до н.э., македонская армия избрала Антипатра регентом империи Александра. Антипатр вернулся в Европу с царями, Филиппом Арридеем (незаконный слабоумный сын Филиппа II) и Александром IV (сын Александра от Роксаны). Дочь Антипатра Фила была женой Деметрия Полиоркета, а его сын Кассандр стал впоследствии царем Македонии. Со смертью Антипатра последняя скрепа, поддерживавшая единство империи Александра, исчезла, начались междоусобные войны между преемниками Александра – диадохами.

    Древние цивилизации

    Царь Ирод Великий

    По сей день в Иордании сохранились развалины высеченного из камня древнего города Петра. До конца III до н. э. он был столицей Идумейского царства. Населявшие его идумеи не разрешили Моисею и евреям, ушедшим из Египта, пройти через их земли. С тех далёких времён началась вражда между идумеями и евреями. В III веке до н. э. большая часть Идумеи вошла в состав Набатейского царства. Лишь западные районы остались независимыми и сохранили статус Идумейского царства. Однако через 100 лет это новое образование покорилось иудейскому царю Иоанну Гиркану I.

    После этого Идумея получила статус вассального царства, но в 63 году до н. э. вместе с Иудеей вошла в состав Римской республики и попала в полную зависимость от неё. На тот момент Идумеей правил Антипатр Идумеянин. Он обладал хорошими дипломатическими способностями и сумел добиться расположения Помпея (полководец и консул Римской республики).

    Тот назначил его соправителем иудейского царя Гиркана II (династия Хасмонеев). А Антипатр ещё более укрепил свои политические позиции, поддержав Цезаря в борьбе с Помпеем. После этого он стал полновластным правителем не только Идумеи, но и Иудеи, получив титул прокуратора.

    Царь Ирод Великий

    У Антипатра от арабской принцессы было пятеро детей. Старшего сына Фазаеля он сделал правителем Иерусалима, а следующего сына Ирода (будущий царь Ирод Великий) назначил губернатором Галилеи (историческая область на севере Израиля). Таким образом, предприимчивый идумеянин оттеснил от власти евреев, а сам с сыновьями стал править Иудеей.

    Когда Ирод стал губернатором Галилеи, ему было 25 лет, и он показал себя жёстким и решительным наместником. Этот молодой человек безжалостно расправился с еврейскими повстанцами, возглавляемыми Хизкией. После этого он многих из них казнил, чем вызвал одобрение у римлян и осуждение у евреев.

    В 43 году до н. э. был отравлен недоброжелателями Антипатр. Но на Ироде смерть отца никак не отразилась, так как он пользовался полной поддержкой римлян. Однако в 40 году до н. э. в Галилею вторглись парфяне. Спасаясь от них, развенчанный губернатор бежал в Иерусалим, но оказался в этом городе на положении никому не нужного беженца. Но Ирод был в самом расцвете сил, кипел энергией и мечтал о власти. Таковую ему мог дать только Рим.

    Поэтому тщеславный мужчина устремляется в «вечный город», но перед этим посещает Египет.

    Там он добивается встречи с царицей Клеопатрой и производит на неё самое благожелательное впечатление. Клеопатра на тот момент была любовницей Марка Антония (политик и военачальник Древнего Рима) и родила от него двоих детей. Она даёт рекомендательное письмо Ироду, и тот спешит в Рим. Там он встречается с Марком Антонием, заручается его поддержкой и по решению римского сената назначается новым царём Иудеи.

    В 39 году до н. э. новоиспечённый владыка Иудеи высаживается в городе Акко (Западная Галилея) и получает полную поддержку римских властей. Он собирает войско, в которое входят наёмники и местное население. С этой военной силой он начинает войну с династией Хасмонеев, поддерживаемой парфянами. Вскоре на помощь Ироду приходят римские легионы под командованием Сосия.

    Таким образом, в Иудеи к 37 году до н. э. сложилась следующая политическая ситуация: ставленником Римской республики выступает Ирод, а ставленником парфян Антигон II, последний царь из династии Хасмонеев. Это противодействие заканчивается взятием Иерусалима в 37 году до н. э. армией Ирода и римскими легионами. Новый хозяин Иерусалима берёт себе в жёны Мариамну, которая приходится внучкой царю и первосвященнику Гиркану II. В результате этого брака Ирод роднится с династией Хасмонеев.

    Следует сказать, что царь Ирод Великий никогда не был самостоятельным правителем. Он являлся ставленником Рима и проводил его внутреннюю и внешнюю политику. В то же время Римская республика, а затем и Римская империя никак не ограничивали инициативу своего сатрапа. Ему полностью доверяли, а доверие это базировалось на преданности тем могущественным людям, которые сидели в Риме.

    Им импонировала решительность и жестокость Ирода. После разгрома Хасмонеев и изгнания парфян он казнил и Антигона II, и его ближайших сподвижников. Беспощадно расправлялся с любым инакомыслием, доказывая тем самым свою лояльность «вечному городу». Однако в последнем тоже не всё было благополучно. Там начались распри между Марком Антонием и Октавианом Августом.

    Победил последний, и Ироду пришлось срочно налаживать контакты с новым римским цезарем. После этого он успешно отразил вторжение арабских племён, занялся восстановлением Иерусалима после крупного землетрясения и развернул строительные работы по всей Иудеи. В общей сложности царь Ирод Великий правил 34 года, а умер в 4 году до н. э. на 71-м году жизни. То есть можно сказать, что он чуть-чуть не дожил до явления Христа народу.

    Чем же прославился этот царь Иудеи, что он сделал значимого и запоминающегося? Он проявил себя выдающимся строителем. При нём было положено начало реставрации Второго Иерусалимского храма. Основные работы начались в 15 год царствования Ирода (22 год до н. э.) и продолжались 9,5 лет. Все же строительные работы были завершены лишь к 64 году н. э. А через 6 лет в 70 году н. э. храм разрушили римляне. В истории такое тоже случается.

    Второй Иерусалимский храм (реконструкция)

    Отдавая дань уважения Риму, царь возвёл в Иерусалиме амфитеатр. В нём устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои. Это вызвало резкое осуждение со стороны евреев, но римлянам такое новшество понравилось и лишний раз доказало лояльность Ирода к великой империи.

    Помимо этого, в Иерусалиме появились новые великолепные здания и дворцы. В память о старшем брате Фазаеле был построен мавзолей. Над ним возвели башню, достигающую в высоту 130 метров. В честь цезаря Августа был переименован один из приморских городов. Его назвали Кесарией. В нём сделали большой морской порт и воздвигли роскошный театр. Был полностью перестроен иудейский город Самария. Его переименовали в Себастию, так как такое название звучало более благозвучно для римских ушей. Подверглись перестройке крепости Газа и Массада.

    На острове Родос произошла встреча Ирода Великого с Октавианом Августом. На ней царь Иудеи заручился полной поддержкой нового римского правителя. В знак уважения к цезарю на острове был возведён роскошный храм. Но, угождая во всём римлянам, Ирод не забывал и простых людей. Так он спас жителей Иудеи от голода, который случился после неурожайного года. Казна в это время была пуста из-за масштабного строительства, и царь повелел собрать всё золото, которое имелось во его дворце. На эти средства закупили хлеб в Египте, и тяжёлая ситуация с продовольствием была преодолена.

    Однако царь Ирод Великий больше прославился не благими делами, а своей неоправданной жестокостью к людям. По своей натуре правитель Иудеи ничем не напоминал ангела. В его характере преобладали такие черты как подозрительность, злопамятность, мстительность. Поначалу все эти негативные качества были обращены на врагов внешних. Но когда Иудея окрепла и возвеличилась, то враги отступили и попрятались. Однако черты характера никуда не делись, и их нужно было как-то реализовывать.

    И тогда иудейский царь обратил свой грозный взор на ближайшее окружение. А надо сказать, что владыка имел чрезвычайно многочисленную семью. Одних жён насчитывалось 8, а ведь ещё имелись и дети. Истории известно 16 отпрысков – 9 сыновей и 5 дочерей. Друг с другом жили они очень даже не дружно. Постоянно строили какие-то интриги, заговоры и доносили друг на друга Ироду. Тот всё это впитывал в себя, как губка, и в его душе росло раздражение.

    Нужно сказать, что царь Ирод Великий искренне и самозабвенно любил свою вторую жену Мариамну, ту самую – из династии Хасмонеев. Как уже говорилось, женился он на ней в 37 году до н. э. во время взятия Иерусалима. Тем самым владыка связал себя родственными узами с династией, правившей Иудее со 166 года до н. э.

    Вторая жена Ирода Мариамна, казнённая мужем (английский художник Джон Уильям Уотерхаус)

    Сама Мариамна, по словам еврейского историка Иосифа Флавия, отличалась необыкновенной красотой, умом, а держала себя с таким достоинством, что ей завидовали многие иноземные царицы. И Ирод без памяти влюбился в эту женщину, которой на момент свадьбы исполнилось 23 года. Что же касается самой Мариамны, то она мужа ненавидела, так как тот казнил почти всех её родственников. Однако внешне жена свою ненависть никак не проявляла, но зато вертела супругом как хотела, и её влияние на него росло из года в год.

    Видя такое положение дель, мать царя с дочерями начали плести интриги против Мариамны. В конце концов, коварные женщины убедили Ирода, что вторая жена хочет его отравить. Тот отдал её под суд, а судьи приговорили бедную женщину к смерти. Но владыка долго не решался привести приговор в исполнение. Он заточил «преступницу» в дальних комнатах своего дворца, не зная, что делать с ней дальше.

    Сестра Ирода Саломея, видя нерешительность брата, начала уговаривать его как можно быстрее казнить Мариамну. Она пугала народными волнениями, и царь сдался. Вторую жену казнили в 29 году до н. э. И после её смерти владыка очень долго переживал. Он пытался забыться в пирах, но не получалось. По приказу царя в Иерусалиме воздвигли башню и назвали её Мариамна.

    Зато последующие казни ближайших родственников прошли уже без моральных страданий. По приказу царя повесили 3-х его сыновей, обвинив их в попытке захвата власти. Кровавой участи не избежали и многие сановники, также обвинённые в интригах и заговорах. Но самой примечательной стала история избиения младенцев.

    Избиение младенцев в Вифлееме

    Сразу надо сказать, что данный факт некоторые историки подвергают большому сомнению. Но большая часть специалистов и служителей церкви склоняются к мысли, что подобное зверство имело место в Иудеи. Также об избиении младенцев говорится в Новом Завете в Евангелии от Матфея (Глава 2). Там всё подробно описано об этом кровавом злодеянии.

    Если же кратко, то волхвы узнали о том, что в Вифлееме родился Иисус, царь Иудейский. Они сообщили об этом Ироду, но после посещения младенца скрылись. Сбежала и мать с Иисусом в Египет. А царь Иудеи, не зная о том, что младенца в Вифлееме уже нет, повелел убить в городе всех детей младше 2-х лет. В городе устроили кровавую резню, которая и вошла в историю как избиение младенцев. А когда царь Ирод Великий умер, то мать с Иисусом вернулись и поселились в городе Назарете.

    В последние годы своей жизни правитель Иудеи получил целый букет болезней. Он страдал от сильных болей в животе, судорог, отёка ног, затруднения дыхания. Врачи не могли помочь царю, и тот примирился со скорой смертью. Скорее всего у него был диабет, цирроз печени и заболевание почек. Умер владыка в 4 году до н. э. в Иерихоне. Перед смертью он назначил своим наследником сына Архелая.

    Крепость Иродион в наши дни — именно в ней предположительно захоронены останки Ирода Великого

    Похороны почившего царя Ирода Великого прошли роскошно. Его тело уложили на носилки из чистого золота и накрыли порфирой. После этого огромная процессия двинулась в сторону крепости Иродион. Находилась она на насыпной горе, а в центре крепости возвышался роскошный дворец из белого камня, считавшийся летней резиденцией Ирода. Именно в этом дворце и предали земле останки грозного властителя. Траур по почившему продолжался 7 дней. Могила царя Иудеи предположительно была найдена археологами в 2007 году.

    В заключении следует сказать, что приставку «Великий» историки дали Ироду уже после его смерти. Потомки по достоинству оценили масштабы строительства иудейского царя, а также решили дистанцировать его от наследников: последние оказались полными ничтожествами.

    Ирод Архелай, унаследовавший царство после Ирода Великого, не получил царского титула из рук Октавиана Августа. Римский император назначил его лишь этнархом, да к тому же не всего царства, а только нескольких областей. Но Архелай не справился и с ними, и в 6 году до н. э. был отстранён Августом от власти и отправлен в ссылку. После этого Иудеей стали править римские прокураторы. Впоследствии это привело к восстанию иудеев и разрушению Иерусалима.

    Вадим Снежный

    Ирод Великий и конец Второго Иудейского царства

    Константин Рыжов

    Ирод благополучно пережил эпоху гражданских войн в Риме. Но сколько царь выиграл в результате политических интриг (здесь ему действительно не было равных) столько же он проиграл в своем семейном счастье. Отправляясь в 30 г. до Р.Х. на встречу с Октавианом (http://www.proza.ru/2015/05/27/307), Ирод призвал своего самого близкого и доверенного слугу по имени Соэм и поручил его заботам жену Мариамну. При этом он оставил тайный приказ убить ее в том случае, если сам он будет схвачен и казнен по приказу императора.
    Распоряжение царя не было сохранено в тайне. Мариамна, заключенная в крепости и отданная под строгий надзор Соэма, почувствовала тревогу за свою судьбу и приложила все усилия к тому, чтобы выведать намерения, которые питал Ирод относительно ее дальнейшей судьбы. Соэм не мог устоять перед ее очарованием и однажды признался ей: «Мне не раз приходилось выполнять самые трудные поручения царя, и я всегда был послушен ему, но боюсь, что теперь я не смогу исполнить его приказ». Мариамна стала расспрашивать Соэма о последней воле Ирода и тот, уступая ее просьбам, признался: «Царь велел убить тебя, едва только пройдет слух о его собственной смерти». Узнав то, что ей хотелось, Мариамна пришла в величайшее негодование, ибо она не только уверилась в том, что ее муж жестокий, себялюбивый человек, но и усомнилась в его привязанности к себе.

    «Как я могла раньше думать, что он любит меня, — с ужасом спрашивала себя несчастная женщина, — как я могла верить его лживым словам? Я прощала ему и смерть отца и смерть брата, думая, что его любовь ко мне искупит все его злодеяния, а он тем временем просто пользовался моим именем для укрепления своей власти!»
    Рассуждая так, Мариамна действительно разгадала тайные мотивы поступков Ирода. Но вместе с тем, она заблуждалась, ибо царь, не смотря на свою жестокость и расчетливость, все-таки без памяти любил ее. Между тем Ирод вернулся в Иерусалим победителем. Тем более потрясающее впечатление произвела на него перемена в Мариамне, которая из нежной и любящей жены превратилась в его первого врага. Когда Ирод вошел к ней и стал рассказывать о своих успехах, Мариамна вдруг сказала ему: «Очень жаль, что ты не понес заслуженного наказания за все свои преступления. Но я не перестаю молить Господа, что бы справедливая кара тебя все-таки настигла!»
    Удивленный царь попытался узнать хотя бы о причинах ее гнева. Мариамна отвечала: «Спроси об этом у Соэма, которому ты приказал убить меня». Поняв, что его тайный приказ стал известен царице, Ирод пришел в ярость и повелел казнить Соэма. Сильная любовь к жене заставляла его несколько раз искать путей примирения с ней. Но Мариамна неизменно встречала его с той же надменной враждебностью. «Мне не о чем говорить с убийцей моего отца и брата», — сказала она ему один раз. «Что может быть общего между мной и тобой? — заметила она в другой. – Я царица по происхождению и воспитанию, а ты кто такой? Безродный злодей, обманом захвативший трон моих предков!» Слыша эти укоры, Ирод в бешенстве уходил из покоев Мариамны. Жестоко уязвленный ее словами, он вместе с тем не смел тронуть даже волоска на ее голове. Но тут вмешались враги Мариамны, решившие использовать разлад между ней и мужем. Подговорив царского виночерпия, они постарались использовать в своих целях болезненную подозрительность царя. Однажды вечером, когда Ирод был особенно не в духе, виночерпий пришел к нему и сказал: «Государь, я оказался в затруднительном положении. Сегодня утром царица дала мне какой-то порошок и попросила, чтобы я всыпал его в вино, которое ты будешь пить. Я стал отказываться, но она умоляла меня помочь ей. ;Царь все более охладевает ко мне, — говорила она, — я хочу дать ему любовный порошок, который вернет его привязанность;. Уступая ее просьбам, я согласился. Тогда она строго наказала мне: ;Ничего не говори Ироду об этом порошке, иначе он потеряет свою силу;. Я взял порошок и теперь отдаю его тебе, поскольку понятия не имею, что это такое».
    Ирод вообразил, что его решились отравить, и велел взять жену под стражу. Проклиная ее вероломство, он собрал к себе ближайших советников и сказал им: «Вам, конечно, известно, что в моей семье царит разлад, хотя никто и никогда не узнает, как безмерно я от этого страдаю. Но сегодня Господь послал мне еще одно тяжкое испытание. Видите этот ядовитый порошок? Мне донесли, что моя жена приказала тайно подсыпать его в мое вино. Итак, я оставляю вам эту улику, а также передаю вам в полную власть мою преступную жену. Допросите слуг, выясните все, что можно о ее замыслах, а затем вынесете ей свой приговор».
    Сказав это, Ирод ушел в свои покои. Советники немедленно начали расследование и благодаря козням врагов пришли к заключению, что царица виновна. Заключив ее в темницу, они донесли Ироду, что Мариамна за свое злодеяние достойна смерти. Ироду оставалось только подтвердить приговор, но, мучимый состраданием, он медлил с этим пагубным приказом. Увидев его колебания, сестра царя Саломея, бывшая главным врагов Мариамны, сообщила Ироду, что народ глухо волнуется. «Если Мариамна не умрет, нам следует ждать восстания», — сказала она. «Если ты считаешь, что нельзя иначе спасти мое царство, — отвечал Ирод, — то пусть приговор над этой несчастной свершится». Саломея поспешно выбежала из покоев царя и передала слугам его приказ.
    Но сейчас же после смерти жены Ирода охватило раскаяние. Он как будто даже помутился в рассудке – часто громко призывал ее к себе, придавался слезам и запустил все государственные дела. Так сильно пылала в нем страсть к казненной жене, что он не хотел верить в ее смерть. Тело Мариаммы, бальзамированное в меду, долгое время оставалось во дворце и не предавалось земле. Ирод то беседовал с ней, стараясь уверить себя, что она жива, то горько оплакивал ее. В конце концов он свалился в жестоком приступе горячки, так что почти не было надежд на его выздоровление. Как раз в это время Иудею поразила страшная чума, от которой умерло множество людей. Воспользовавшись всеми этими невзгодами, теща Ирода Александра сделала попытку овладеть укреплениями Иерусалима. Однако гарнизон остался верен царю. Едва Ирод пришел в себя и узнал об этих происках, он распорядился казнить ее. Вообще, после своей болезни он сделался крайне раздражительным и нетерпимым и стал казнить людей по самым ничтожным поводам.
    Оценивая личность иудейского царя и современники и потомки часто испытывали двойственное чувство. Без всякого сомнения, Ирод был очень даровитым и деятельным правителем. Иудея при нем превратилась в богатую и цветущую страну. Огромные богатства позволили царю перестроить многие старые города и основать новые. Прежде всего на месте Стратоновой башни он построил себе новую великолепную резиденцию Кесарию, украшенную роскошными дворцами из белого камня. Здесь же была устроена обширная и удобная гавань с многочисленными якорными стоянками. В Себасте (так стала называться заброшенная и разоренная Самария) Ирод поселил 6000 своих ветеранов, отстроив для них большой и красивый город. В честь своего отца Антипатра Ирод построил город Антипатриду, а в честь своего нежно любимого брата Фасаила он возвел в северной части Иерихонской долины город Фасаилиду. Много прекрасных зданий было сооружено в самом Иерусалиме.
    В 20 г. до Р.Х. Ирод с неимоверными затратами, с беспримерной роскошью и великолепием осуществил перестройку Храма. Свою поистине царскую щедрость он простирал и на заграничные города. Трудно даже перечислить благодеяния, которыми он осыпал Сирию и Элладу, равно как и другие местности, куда ему приходилось заезжать во время своих путешествий. Самыми крупными и знаменитыми из его сооружений и деяний были следующие: родосцам он на собственные средства построил пифийский храм; жителям Никомедии он помог соорудить большинство их общественных зданий; центральную улицу Антиохии он украсил двумя рядами портиков, а всю занимаемую городом площадь велел вымостить шлифованными плитами; он дал значительные средства элейцам на устройство и проведение Олимпийских игр и возродил эти древние состязания, которые из-за отсутствия денег совершенно утратили прежнее значение. Помимо этого он помогал многим городам и частным лицам, так что справедливо имел славу одного из самых щедрых государей своего времени.
    Многих поэтому изумляли противоречия в характере Ирода и то, как отвага, глубокий ум и подлинное величие духа уживались в нем с безжалостностью, несправедливостью и злобным коварством. Однако, по свидетельству Иосифа Флавия, в этих противоречиях не было ничего удивительного: как его великодушная щедрость, так и его деспотическая жестокость имели основанием одну причину – безмерное честолюбие. Ради желания снискать себе славу и бессмертие Ирод был готов к самым непосильным денежным затратам и к самому бесчеловечному насилию. Несмотря на свой эллинский лоск, он оставался настоящим восточным деспотом. Ярче всего это проявлялось в его отношениях с приближенными и домашними. Те, кто умел ему угодить, могли на себе ощутить, сколь безмерна его щедрость. Но если кто либо не льстил ему на словах, или не признавал себя его рабом, или возбуждал к себе подозрения в злоумышлениях против царской власти, то таковых Ирод совершенно не терпел и свирепствовал против них без всякой меры. Оставаться счастливым семьянином в этих обстоятельствах было невозможно. Именно по этой причине, в то время как внешние успехи царя превосходили всякие ожидания, в своей домашней жизни он был невыразимо несчастен и не знал ни минуту покоя из-за постоянных распрей.
    Когда подросли Аристобул и Александр — сыновья казненной Мариамны — начались ссоры между ними и их теткой Саломеей, сестрой Ирода, которая перенесла на них ненависть, прежде питаемую к их матери. В свою очередь сыновья Мариамны сильно враждовали со старшим сыном Ирода от первого брака Антипатром. Как обычно в таких случаях, сразу образовались различные партии, и вскоре в придворном кругу установился такой разлад, какой бывает только в момент междоусобной войны: всюду чувствовалась ненависть, выражавшаяся в чудовищных взаимных наветах. Антипатр постоянно ковал крамолу против братьев, причем очень ловко навлекал на них обвинения извне, тогда как сам нередко притворялся их заступником. Если царю что-нибудь доносили против Александра, то Антипатр, как будто случайно, являлся к Ироду и опровергал сначала ложные слухи, но тут же своими объяснениями мало-помалу делал их опять вероятными. Действуя таким хитрым способом, он сумел совершенно убедить отца в том, что Александр подготовляет заговор.
    Несчастного юношу бросили в тюрьму, а его друзей подвергли жестоким пыткам. Понимая, что судьба его предрешена, Александр постарался оговорить как можно больше приближенных отца и заявил, что все они участвовали в заговоре. Когда царь ознакомился с этими показаниями, его обуяли гнев и ужас. Он стал страшно свирепствовать против всех своих приближенных: одни были замучены в пытках, другие обезглавлены, не подвергаясь даже допросу, третьи томились в заточении, а те, которые были пощажены, не были уверены в завтрашнем дне и с минуты на минуту ожидали своей смерти. Ложь мгновенно находила себе веру, и едва только произносилось обвинение, как уже совершалась казнь. Случалось часто, что только что обвинявший сам бывал обвинен и вместе со своей жертвой шел на казнь, так как царь из опасений за свою собственную жизнь, осуждал без следствия и без суда. Его дух был до того помрачен, что он не мог ласково глядеть на людей совершенно невинных, даже к друзьям своим он относился в высшей степени недружелюбно. Это безумие смог прекратить только царь Каппадокии Архелай, дочь которого была замужем за Александром. Приехав в Иудею он мягкими и ловкими внушениями сумел достичь почти невозможного – несколько успокоил Ирода и отчасти примирил его с сыном. Но полного мира в этом несчастном семействе уже не могло быть.
    Через некоторое время после отъезда Архелая, в доверие к царю вкрался пришлый авантюрист – спартанец по имени Эврикл. Изучив характер царя, он начал говорить и делать все в угоду ему и таким образом превратился в одного из ближайших его друзей. Этот негодяй стал опять раздувать пламя семейной вражды. Антипатра он корил тем, что он, являясь старшим сыном, терпит возле себя соперников. Александра Эврикл порицал за то, что его, царского сына, оттеснил от престола какой-то Антипатр – сын простой мещанки. Александр думал, что перед ним друг и горько жаловался ему на Ирода, которого называл «убийцей матери». Эврикл лицемерно выражал ему свое сочувствие и тут же доносил обо всем услышанном Ироду. Старые подозрения царя вновь вернулись к нему. Он велел схватить сыновей и учинить новое следствие. Опять начались пытки и казни подозреваемых. Затем в Берите было устроено судилище, приговорившее Александра и Аристобула к смерти. Вся Сирия и Иудея с напряженным вниманием следили за ходом этой трагедии. Никто, впрочем, не верил, что Ирод доведет свою жестокость до детоубийства. Однако царь был буквально ослеплен ненавистью, и мысль о снисхождении даже не пришла ему в голову. Вскоре оба его сына были задушены в Себасте. В то же время были казнены 300 их мнимых сообщников (это произошло в 7 г. до Р.Х.).
    Больше всех от убийства сыновей Мариамны должен был выиграть Антипатр. Но случилось так, что после гибели противной партии он сам попал под подозрение отца. Вскоре умер Ферор, младший брат Ирода, с которым он в последние годы был в ссоре, но которого все-таки очень любил. Царь провел следствие и заподозрил, что Ферора отравила его жена. Ирод велел допросить ее, но женщина, в предчувствии жестоких пыток, попыталась покончить с собой: она бросилась с крыши дворца, сильно разбилась, однако осталась жива. Царь стал выведывать у нее о причинах ее поступка и от нее узнал о многих коварных проделках Антипатра против братьев и отца. В результате следствия был раскрыт настоящий заговор, в который были замешаны многие родственники царя. Выяснилось, что Антипатр сильно тяготился властью Ирода и собирался ускорить его смерть с помощью сильной отравы, специально привезенной с этой целью из Египта. За эти преступления Антипатр был схвачен, подвергнут суду и приговорен к смерти. Но сам Ирод прожил после казни сына всего пять дней. Его уже давно мучили внутренние нарывы и страшные боли в желудке. Теперь же, из-за глубоких душевных переживаний болезнь еще усугубилась. Ноги наполнились водянистой прозрачной жидкостью. Такая же болезнь постигла и низ его живота. На гниющих частях появились черви. Не смотря на то, что его лечили лучшие врачи, оправиться от этих недугов Ирод уже не смог.
    Когда царь понял, что обречен, он в мрачном настроении решил совершить еще одно безбожное дело. По его приказы воины перехватали по всей Иудее самых знатных мужей. Всех их доставили в Иерусалим и заперли на ипподроме (ристалище). Потом Ирод призвал свою сестру Саломею и сказал ей: «Я знаю, что все будут радоваться моей смерти, словно юбилейному торжеству. Но я нашел способ устроить в тот день траур. Когда сообщат о моей смерти, велите солдатам окружить ристалище и изрубить мечами тех, кто там находится. Пусть вся Иудея, помимо своей воли, плачет о моей смерти!» Этот бесчеловечный приказ не был приведен в исполнение. Как только Саломея узнала о смерти брата, она велела освободить всех заключенных.
    Сразу после смерти Ирода в Иерусалиме, да и по всей стране, начались бурные волнения. Наместник Сирии Квинтилий Вар двинул против повстанцев три римских легиона и с немалым трудом водворил порядок. При этом было перебито несколько тысяч человек и еще две тысячи распяты на крестах. Часть восставших пыталась укрыться в храме, который в конце концов был взят штурмом. Богатая храмовая казна в очередной раз оказалась разграбленной. Только после этого наследники Ирода смогли вступить в свои права.
    Всего за свою жизнь Ирод имел десять жен, от которых у него было несколько сыновей. После смерти царя император Август разделил страну между тремя из них. Архелаю (4 г. до Р.Х. – 6 г.) достался центральный район — собственно Иудея, Идумея и Самария, но без прибрежных греческих городов Газы, Гадары и Гиппоса (они отошли к римской провинции Сирия). Ирод Антипа (4 г. до Р.Х. – 39 г.) получил Галилею и Перею (Заиорданье), а Филипп (4 г. до Р.Х. – 34 г.) – южно-сирийские владения отца (Батанею, Трахонею и Авран). Никому из принцев не был дан царский титул. Архелай стал этнархом («правителем народа»), а его братья – тетрархами. Оба они благополучно правили своими владениями в течение нескольких десятилетий. Что касается Архелая, то он находился у власти всего десять лет. В 6 г. за многочисленные злоупотребления, жестокости и тиранию Август лишил его власти и отправил в ссылку в Галлию. Иудея, Идумея и Итурея были включены в состав римской провинции Сирия, но поставлены под управление особого наместника, который именовался прокуратором.
    Прокуратор назначался императорским указом, но был в некотором отношении подчинен сирийскому наместнику-легату. Главной заботой прокуратора считалась охрана порядка. Он располагал для этого достаточной силой и был непосредственным начальником всех расквартированных в Иудее римских войск. Его личная резиденция находилась в Кесарии. В Иерусалим прокуратор приезжал только на время больших еврейских праздников. Другой заботой прокуратора было следить за взиманием податей и пошлин (непосредственно сбором податей занимались, так называемые, мытари). Кроме того, прокуратору принадлежало последнее слово в решении важнейших уголовных дел. Именно он утверждал все смертные приговоры. В остальных вопросах Иудея пользовалась значительным самоуправлением. Законодательство, административная и судебная власть принадлежала синедриону (http://www.proza.ru/2011/12/08/382), где председательствовал первосвященник.
    Первым прокуратором Иудеи стал Копоний (исполнял должность в 6-9 гг.). он начал проведение переписи, чтобы установить размер дани, налагаемый на иудеев. Это мероприятие вызвало сильное возмущение народа. Один из вождей повстанцев, Иуда Галилеянин, объявил позором то, что иудеи мирятся с положением римских данников и признают своими владыками кроме Бога, еще и смертных людей. Иуда призвал своих соотечественников к борьбе за независимость. Его последователи, отколовшись от фарисеев (http://www.proza.ru/2015/05/19/251), образовали вскоре особую секту зелотов (то есть «ревнителей»). Сам Иуда был убит в одном из сражений, но тысячи его последователей продолжали борьбу с римлянами и ждали только повода для нового восстания.
    В религиозных вопросах зелоты ни в чем существенном не расходились с фарисеями. Главные противоречия между ними происходили из разного понимания свободы. Если фарисеи были готовы мириться даже с властью иноземцев (при том условии, конечно, что она не покушается на их религиозные установления), то зелоты признавали своим господином и царем одного только Бога. Смерть во имя свободы была в их глазах величайшей доблестью. Идеи зелотов имели огромную популярность среди разорившихся крестьян, ремесленников и торговцев. Зелоты, разумеется, понимали, что маленькая Иудея не в состоянии бороться с могучим Римом и обречена в этой войне на поражение. Но их поддерживала страстная надежда на божественное вмешательство.
    Рим и его соседи в эпоху империи http://www.proza.ru/2011/10/13/1239

    © Copyright: Константин Рыжов, 2013
    Свидетельство о публикации №213031602082

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Константин Рыжов

    Рецензии

    Написать рецензию

    Так было избиение младенцев или нет? Спасибо, Константин, очень интересно. Иудейскую войну скачала, читать буду после ваших конспектов.
    Оксана Куправа 07.07.2016 14:24 • Заявить о нарушении

    + добавить замечания

    Иосиф Флавий конкретно об избиении младенцев ничего не говорит. Но он описывает столько преступлений Ирода, что в подобное начинаешь верить.
    Константин Рыжов 08.07.2016 05:08 Заявить о нарушении

    Неужели Флавий не упомянул бы убийство детей своего народа, произведенное в целом городе?
    Оксана Куправа 08.07.2016 11:22 Заявить о нарушении

    + добавить замечания

    На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

    Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Константин Рыжов

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Ирод.

    Ирод Филипп II (4 год до н. э. — 34 год н. э.) — правитель (тетрарх) Итуреи, Батанеи, Трахонитской области и Аврана (Южная Сирия), сын царя Ирода Великого и его пятой жены Клеопатры Иерусалимской. Филипп наследовал северную часть царства своего отца. Этот факт упоминается в Евангелии от Луки:

    В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.

    (Лк. 3:1)

    Женился на своей племяннице Саломее, дочери Иродиады.

    Иосиф Флавий пишет про Филиппа следующее:

    Секвестровав имущество Архелая и окончив перепись в тридцать седьмом году после поражения Антония Цезарем Августом при Акции, Квириний сместил первосвященника Иоазара за то, что он не поладил с народом, и назначил на его место Анана, сына Сефа. Ирод и Филипп получили каждый по предназначенной им тетрархии. Ирод затем окружил стенами Сепфорис, красивейший город всей галилейской страны, и посвятил его императору, а другой город, Вифарамфту, он также окружил стеною и назвал его в честь императрицы Юлиадою. Филипп, со своей стороны, отстроил расположенную у истоков Иордана Панеаду и назвал её Кесарией. Местечко Вифсаиду, расположенное у Генисаретского озера, он обратил в город, увеличив число жителей и снабдив его всем нужным, и назвал его Юлиадою в честь Юлии, дочери императора.

    Тогда же, на двадцатом году правления Тиберия, умер и брат тетрарха Ирода, Филипп, после того как в течение тридцати семи лет правил Трахоном, Гавланитидой и Батанеею. Его правление отличалось мягкостью и спокойствием. Он провёл всю жизнь в пределах подчинённой ему области.

    Когда ему случалось выезжать, он делал это в обществе нескольких избранных. При этом за ним всегда возили его кресло, сидя на котором, он творил суд. Если по пути к нему являлся кто-либо с жалобою, то он, недолго думая, тут же ставил кресло, садился на него и выслушивал обвинителя. Виновных он тут же подвергал наказанию и немедленно отпускал тех, кого обвинили несправедливо. Филипп умер в Юлиаде. Труп его был доставлен в мавзолей, который он сам заранее воздвиг для себя, и торжественно похоронен там. Так как Филипп не оставил после себя потомства, то Тиберий взял его область себе и присоединил её к Сирии. Впрочем, доходы с этой тетрархии он распорядился сохранить за нею.

    Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

    Тиберий изображённый на монете Ирода Филиппа II

    Ирод Великий – величественный тиран

    Жизнь Ирода Великого, самого могущественного из всех иудейских правителей, проходила в постоянной борьбе за сохранение власти. Ирод знаменит своей беспощадной жестокостью и прекрасными дворцами и храмами, построенными на личные средства. Правителем его сделала бесконечная любовь и верность Риму.

    В 41 г. до н. э. он был назначен наместником территории, на которой десятки лет не прекращались военные действия и революции. Три года спустя он занял Иерусалим и взошел на трон Иудеи. Ирод понимал, что такая насильственная узурпация трона не прибавит авторитета в глазах местного населения. Иудеи признавали только тех правителей, в жилах которых текла еврейская кровь и которые вели свой род от ветхозаветного царя Давида. Мать же Ирода была набатеянкой, т. е. арабского происхождения, а евреи не терпели арабов. Род Давида, правивший Иудеей долгое время, прекратился со смертью Зоровавеля в 510 г. до н. э. После этого страна претерпела многовековое засилье иностранных правителей: ассирийцев, персов, греков из династии Селеквидов, и, наконец, попала под протекторат Рима. Все это время жители ожидали мессию, царя из рода Давида, который сможет доказать свое происхождение от великого царя. По всей вероятности, именно воодушевленные этой идеей хасмонеи (известные также под именем маккавеев) подняли восстание против греков в 167 г. до н. э. Хасмонейская династия утверждала, что является прямым потомком царя Давида через Хасмона.

    Благодаря жестокости, с которой он расправлялся с неугодными Ирод вошел в Библейский канон как инициатор избиения младенцев. Избиение младенцев. Деталь внешней стороны алтаря из слоновой кости. 1090-1130 гг., Епархиальный музей Сан-Маттео, Салерно, Италия

    Ирод взошел на трон Иудеи в 37 г. до н. э., положив конец правлению династии Маккавеев. Несмотря на то, что он был женат на одной из дочерей хасмонейского царя – Мариамне, для народа он оставался иноземным узурпатором. Народную любовь и повиновение Ирод заслужил с помощью своей немногочисленной, но эффективной армии, состоявшей из германских и галльских наемников. Он правил и подчинял железной рукой, которую поддерживал имперский Рим. Неудивительно поэтому, что в самом начале своего царствования он не вызывал радости и поклонения у своих подданных. Едва утвердившись на троне, он сразу же создал тайную полицию из верных людей, которая тщательно следила за недовольными, столь многочисленными в Иерусалиме. Результаты работы были впечатляющими — всего за месяц существования охранки около сотни недовольных просто испарились.

    Храмовый семисвечник (менора). В правление Ирода был заново отстроен Храм в Иерусалиме, возведенный еще в V в. до н. э. В Храме была помещена новая освященная менора. На фото менора на барельефе арки Тита в Риме.

    Дорогая сердцу еврейского народа Хасмонейская династия, по мнению Ирода, мешала населению обратить всю любовь на нового римского правителя. Поэтому он решил ее извести. Ожидая удобного момента, Ирод строил планы по устранению каждого из ее членов.

    Первой жертвой стал любимец народа Аристовул III, семнадцатилетний брат второй жены Ирода Мариамны. Вначале царствования Ирод самолично назначил Аристовула великим первосвященником. Это назначение возродило надежду на то, что Хасмонейская династия никуда не делась и все еще остается в Иудее, поскольку в течение сотен лет функции первосвященника и царя были тесно связаны. Однако, вскоре Ирод сменил мнение, и Аристовул по удачной случайности утонул в бассейне. Народ был глубоко потрясен этой внезапной кончиной.

    Крепость Масада. Ирод построил укрепления на горе, расположенной недалеко от Мертвого моря. Крепостная стена протянулась на 1300 м, 37 сторожевых башен охраняли роскошный дворец, возвышающийся на трех платформах на самом пике скалы.

    Следующим в ужасном списке числился престарелый бывший царь Гиркан II. Хитростью и лестью Ирод выманил его из Вавилона, где тот мирно доживал свой век. В Иудее Ирод поселил бывшего царя в собственном роскошном дворце, а через некоторое время обвинил в измене и предал суду. Совет приговорил Гиркана к смерти. Не сохранилось сведений каким образом приговор был приведен в исполнение, скорее всего узник был повешен. От династии Маккавеев остались жена Ирода – Мариамна, которую по свидетельствам он сильно любил, и ее мать – Александра, жившая вместе с дочерью в царском дворце. Ирод расправился с обеими стразу же после морской битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда Клеопатра и Марк Антоний потерпели сокрушительное поражение. Ирод направился в Рим для принесения вассальной клятвы новому императору Октавиану Августу. Октавиан подтвердил права Ирода на Иудею, назвав того «царем-союзником и другом римского народа». Вернувшись Ирод тотчас обвинил супругу в неверности в его отсутствие. Он не стал слушать горячие заверения Мариамны в невиновсти и верности супругу и повелел отрубить ей голову. Мать царицы постигла та же участь. Из Хасмонейской династии не осталось более никого, кто мог бы претендовать иудейский престол.

    Ирод восстановил прежний Храм Зоровавеля и сделал из него величественное и прекрасное сооружение. На фото новый Храм изображен на монете, отчеканенной при Бар-Кохбе 133 г. н. э. Еврейский музей. Нью-Йорк, США

    И, тем не менее, как бы во искупление своих зверств, Ирод старался добрыми делами загладить вину перед еврейским народом. Иосиф Флавий сообщает, что спустя тринадцать лет после прихода к власти Ирода, на царство обрушился небывалый доселе голод. Стояла ужасная засуха, начиналась эпидемия чумы. В помощь нуждающимся Ирод отдал государственную казну, не оставив себе ничего. В царском дворце была собрана золотая и серебреная утварь, украшения и драгоценности. Золото было переплавлено и отправлено на караванах в Египет, где в обмен на него была закуплена пшеница. Организовывалась бесплатная раздача еды; мясники и булочники в обмен на щедрую плату из царского кармана обязаны были приносить пищу немощным и больным, всем, кто не в состоянии был самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

    Чтобы еще более заслужить народную любовь, Ирод начал реставрацию храма Соломона. Бывшее помещение храма стало слишком мало для верующих, поэтому царь решил построить новое. В течение двух последующих лет не было недостатка в работе ни в щедрой плате за нее. Тысяча повозок была занята на перевозке камней, царские агенты завербовали около 15 000 рабочих. Новый храм стал притчей во языцах: «Кто не видел храма Ирода, не знает, что такое красота!» — говорили в Иудее. Монарх мог гордится своими многочисленными стройками: то тут, то там возводились новые амфитеатры, арки, акведуки, крепости и стены. В Иерусалиме были построены театр, амфитеатр и ипподром; башня Антония была расширена, а царский дворец полностью перестроен. Ирод играл роль Мецената – ко двору съезжались знаменитые философы, художники, богатые торговцы и актеры.

    Хронология царствования Ирода Великого

    Безусловно, не всем по душе пришлись нововведения царя. Ведь театры и прочая богема считалась проявлением язычества, а многие радикально настроенные евреи не могли без боли смотреть на языческие храмы. Особенно угнетало это фарисеев, известных ревнителей еврейского закона. В кругах священников и приближенных к Храму бродили антиримские настроения, посыпалось множество жалоб на нарушение Закона. Казалось Ироду не было никакого дела до недовольных, в своем новом городе – Кесарии он соорудил два языческих храма: один посвященный Октавиану Августу, новому цезарю, другой – богине Роме. Последняя являлась выразительницей всей мощи Римской империи. Для фарисеев подобные языческие дикости не могли компенсировать «хорошего поведения» царя во время голода, ни тот факт, что фарисеи были фактически назначены им как главенствующая сила на политической арене Иудеи.

    Во время правления Ирода вспыхивали и мини-революции. Одна их них была названа «заговор десяти» и случилась примерно в середине царствования. Десять глубоковерующих людей, завербованных в строжайшем секрете вождями фарисеев, принесли торжественную клятву: бороться с царем, попирающим обычаи предков. Благодаря доносу, полиция арестовала заговорщиков до того, как они смогли предпринять что-либо. Царь приговорил их к смерти и они тотчас были казнены.

    Ирод задумал построить столицу достойную его величия. Так появилась Кесария, город-порт (в настоящее время частично затопленный), в которой находился прекрасный царский дворец, театр и ипподром. Кесария Палестинская, современный вид.

    Спустя несколько дней друзья заговорщиков вычислили предателя, поймали его и забили камнями, затем расчленили труп и бросили останки псам. Множество горожан были свидетелями ужасной сцены, но никто из них не донес властям. Ирод приказал подвергнуть пыткам женщин, наблюдавших за казнью доносчика, так полиции удалось узнать имена линчевавших. Несчастные были приговорены к смерти вместе со всеми своими семействами, в назидании будущим недовольным.

    Еще одной попыткой против власти Ирода был ультиматум Терона, армейского офицера, возмутившегося решением царя устранить двоих своих сыновей от брака с Мариамной – Аристовула и Александра. Терон настаивал, чтобы Ирод оставил в покое своих детей, любимых народом. Очевидно, что Терон пытался наставить Ирода на путь истинный не только словами, но и делами. В скором времени царь узнал, что его новый цирюльник собирается перерезать ему горло во время бритья. Ирод выбрал триста по его мнению партизанов Терона, собрал их на арене одного из театров, а на верхних ступенях расположил отряд лучников. Рассказывают, что море крови растеклось по сцене, оно доходило до первых зрительских скамеек и поднималось все выше и выше. Ирод, увидев это, произнес: «Пусть это будет уроком моим врагам! Они, наверное, решили, что со временем я размяк!?»

    Ирод был похоронен в мавзолее, который он приказал построить в своем укрепленном дворце в Иродионе, что в 12 километрах от Иерусалима.

    В течение всего царствования фарисеи создавали Ироду много проблем. Эти духовные вожди еврейского народа не хотели принимать такого царя Иудеи, тирана, поклоняющегося Риму и устанавливающему здесь римские порядки, касалось ли это политики или религии.

    В конце жизни Ирод, мучимый подозрениями и боясь новых заговоров, решил обязать народ принести ему клятву верности. Так он надеялся укрепить лояльность людей к себе. Большинство поданных принесли подобную клятву, однако, фарисеи решили открыто выразить свое несогласие с таким принуждением, около 6000 из них (среди которых по всей вероятности было и несколько ессев) категорически отказались присягать царю. Ничто не могло изменить их решения, они не собирались клясться в верности кому бы то ни было кроме Яхве, единственного царя Израиля и утверждали, что принесение подобной клятвы означает отрицание власти Бога. Чтобы напугать их Ирод приказал казнить несколько особенно упорствовавших, а затем обязал их выплатить крупный штраф, под угрозой тюремного заключения. Фарисеи платить отказались, и в городе поднялась волна беспорядков. Только вмешательство Деметрии Александры, супруги младшего брата царя Ферораса, смогло успокоить население. Горячая сторонница фарисеев, она самолично внесла необходимую для уплаты штрафа сумму.

    Последний инцидент произошел незадолго до смерти монарха. Вдруг распространился слух о смерти царя. Два известных в столице фарисея решили, что пришло время провести серию очистительных акций в стране, начав, само собой, с Храма. Они убедили несколько молодых людей взобраться на главную арку Храма и сбросить с пьедестала массивную золотую статую орла, которую недавно установили по приказу царя. Ирод знал, что еврейские обычаи запрещают устанавливать идолов или статуи животных и хотел досадить священникам, которые постоянно должны были лицезреть языческую статую. Кроме того, в Законе было четко указано только на то, что нельзя воспроизводить лик Бога.

    Вход Ирода в Иерусалим. Миниатюра Жана Фуке, XV век.

    Спустившись с крыши вместе со статуей, молодые люди тут же принялись кромсать ее топорами на глазах у изумленных прохожих. Естественно, практически сразу же и молодые люди и оба фарисея были схвачены и брошены в тюрьму. В общей сложности около сорока человек было заключено под стражу. В результате поверхностного судебного процесса все были приговорены к смерти: два фарисея и трое молодых людей, разбивших статую были сожжены на костре, других просто отвели палачу, и он их обезглавил.

    Мания преследования у Ирода прогрессировала: ему кругом мерещились заговоры, он даже начал подозревать членов семьи. Царь поклялся отомстить своему брату Ферорасу за то, что его жена выплатила долг фарисеев. Вначале Ирод удовлетворился тем, что сослал брата в его земли, однако, некоторое время спустя, Ферорас неожиданно скончался. По слухам ему что-то подмешали в пищу.

    До настоящего времени не представляется возможным узнать действительно ли трое сыновей Ирода злоумышляли против него. Некоторые обрывочные сведения позволяют утверждать это, однако, Ироду было мало. Он намеренно подтасовывал факты, изыскивая подтверждения заговора и даже перспектива убийства собственных детей не останавливала его. Первыми жертвами стали сыновья от Мариамны – Аристовул и Александр. В общей сложности царь возбудил против них два процесса. Первый проходил в Риме, на нем присутствовал император. Оба царевича постарались хорошо организовать защиту в результате чего были полностью оправданы.

    Род Ирода Великого

    Примирение отца с сыновьями было недолгим. В ходе многочисленных полицейских рейдов и вылазок, имевших целью следить за царевичами, они вновь были арестованы. Теперь они предстали перед другим судом, состоявшему из именитых граждан. Суд сразу же приговорил их к смерти, и приговор был приведен в исполнении тотчас после казни с лучниками в театре, когда 300 человек были умервщлены одновременно. Старший сын Ирода, носящий имя своего деда – Антипатр, также был обвинен в заговоре с целью захватить трон. Сначала его заключили под стражу, а затем казнили, всего за пять дней до смерти отца.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *