Кто такой епископ

Кто такой епископ

Виды проекционных приборов

  • Диаскопический проекционный аппарат — изображения создаются при помощи диапроекции, то есть лучей света, проходящих через светопроницаемый носитель с изображением. Это самый распространённый вид аналоговых проекционных аппаратов. К ним относят такие приборы как: кинопроектор, диапроектор, фильмоскоп, фотоувеличитель, проекционный фонарь, кодоскоп и др.
  • Эпископический проекционный аппарат — создаёт изображения непрозрачных предметов путём эпипроекции, то есть проецирования отраженных лучей света. К ним относятся эпископы, мегаскоп.
  • Эпидиаскопический проекционный аппарат (эпидиаскоп) — универсальный аппарат, пригодный для проекции изображения как прозрачных, так и непрозрачных объектов, то есть как для диапроекции, так и для эпипроекции.
  • Мультимедийный проектор (также используется термин «Цифровой проектор») — с появлением и развитием цифровых технологий это наименование получили два, вообще говоря, различных класса устройств:
    • На вход устройства подаётся видеосигнал в реальном времени (аналоговый или цифровой). Устройство проецирует изображение на экран. Возможно при этом наличие звукового канала.
    • Устройство получает на отдельном или встроенном в устройство носителе или из локальной сети файл или совокупность файлов (слайдшоу) — массив цифровой информации. Декодирует его и проецирует видеоизображение на экран, возможно, воспроизводя при этом и звук. Фактически, является сочетанием в одном устройстве мультимедийного проигрывателя и собственно проектора.
  • Лазерный проектор — выводит изображение с помощью лазерного луча.
  • 3D-проектор — воспроизводит объёмное изображение. Как правило лазерный.

Мультимедийные проекторы

Название «цифровой проектор» связано прежде всего с обычным ныне применением в таких проекторах цифровых технологий обработки информации и формирования изображения. До появления цифровых технологий телевизионный аналоговый сигнал проецировался с помощью аналоговых проекторов телевизионного сигнала.

  • CRT-проектор — аналоговое устройство, в котором изображение создаётся на экране трёх электронно-лучевых трубок, затем проецируется на экран тремя объективами.

  • Проектор с модуляцией света на масляной пленке — разновидность «светоклапанных» пассивных систем. Аналоговое электронно-лучевое и оптическое устройство, рассчитанное на управление мощным световым потоком для создания изображения на экране большого размера. На основе серийно выпускавшейся системы «Эйдофор» был, в частности, реализован первый большой телевизионный экран (чёрно-белый) Центра управления космическими полётами СССР.

Принцип действия проектора с модуляцией света заключается в том, что поток света падает последовательно на два поглощающих свет растра, между которыми находится масляная плёнка на зеркальной поверхности. Если масляная плёнка не возмущена, свет оказывается задержан обоими растрами и экран совершенно чёрный. Масляная плёнка помещается внутрь электронно-лучевой трубки, которая и формирует на ней распределение заряда в соответствии с поступающим видеосигналом. Распределение заряда, в сочетании с приложенным к зеркалу потенциалом, порождает возмущение поверхности плёнки. Проходя через этот участок плёнки, световой поток проходит мимо второго растра и попадает на экран в соответствующую точку.

Преимущество проектора такого типа состоит в практическом отсутствии ограничения на мощность светового потока, так как сам управляемый элемент не поглощает управляемой части светового потока, а паразитное поглощение легко компенсируется охлаждением металлического зеркала, на котором находится плёнка. Охлаждать же следует только два поглощающих растра и лампу. На практике, были достигнуты световые потоки в 50 000 лм.

Недостатком является то, что наибольший достижимый световой поток составляет менее половины светового потока лампы, даже при максимальной яркости кадра.

Цифровые проекторы

Ссылки

Кто был первым епископом на Руси? Согласно распространенной версии – им был митрополит Михаил, крестивший Русь при князе Владимире.

Но, ни древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», ни другие близкие по времени русские или иностранные источники, ничего о митрополите Михаиле не знают. Источником, установившейся только в XVI веке традиции, считать Михаила первым русским епископом, является так называемый «Церковный устав Владимира», который датируется XII-XIII веками. Однако согласно этому уставу Михаил был современником Владимира и Константинопольского патриарха Фотия, который, как известно, умер в 896 году, то есть почти за сто лет до крещения Руси князем Владимиром. Историки считают, что имя Михаил в «Церковном уставе Владимира» появилось потому, что в «Повести временных лет» под 988 годом помещен сокращенный перевод (причем с грубой догматической ошибкой), составленного в первой половине IX века секретарем Иерусалимского, а затем Константинопольского патриарха Михаилом Синкеллом, символа веры, которым епископ Корсунский поучает Владимира.

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892

Однако, на самом деле, имя первого епископа Древней Руси не только хорошо известно, но и подтверждено многими современными тем событиям источниками. А прибыл он на Русь из Германии по приглашению св. Ольги – бабушки князя Владимира, и звали его – Адальберт.

В Киеве после смерти князя Игоря в 945 году стала править его жена — Ольга. В том, что она была христианской, никаких сомнений быть не может, но о времени и месте ее крещении источники содержат противоречивые сведения.

Согласно «Повести временных лет», она в 955 году совершила поездку в Константинополь к императору Константину Багрянородному. Здесь она якобы и крестилась, причем византийский император был настолько очарован ею, что предложил ей руку и сердце, однако, в конце концов, вынужден был довольствоваться ролью ее крестного отца. Хитрая княгиня ответила императору, что прежде чем жениться, она должна принять крещение, так христианский император не должен брать в жены язычницу, и попросила, чтобы император стал ее крестным отцом. Когда крестили ее патриарх с императором, то император снова обратился к ней с предложением. Ольга же указала на то, что она теперь приходится ему крестной дочерью, а на дочери жениться никак нельзя.

Этот фольклорный рассказ содержит ряд заведомых неточностей. Однако факт визита Ольги в Константинополь бесспорен, так как сохранилось описание приема русской княгини в Константинополе, составленное самим императором Константином Багрянородным. Обстоятельно описывая церемонии приема княгини, сопровождавшиеся банкетами и вручением даров русскому посольству, император ни словом не намекает на факт крещения Ольги. Естественно, если бы она тогда приняла крещение, то этот факт в первую очередь был бы отражен в его сочинении.

Ольга и ее кортеж в Константинополе, манускрипт хроники Иоанна Скилитцы, XIII век

Известный историк Русской Церкви Евгений Голубинский, основываясь на показаниях древнерусского писателя XI века Иакова Мниха, согласно которому Ольга прожила христианкою 15 лет, принимал, что крещение Ольги совершилось на Руси в 954 году. Хотя существует и другое мнение, что она крестилась в Константинополе, но уже при императоре Романе II.

В любом случае, княгиня Ольга не была удовлетворена результатами переговоров в Константинополе. Ведь известно, что введение греческой церковной иерархии означало бы и зависимость политическую. В 959 году Ольга обратилась к германскому королю, будущему императору Священной Римской империи Отгону I с просьбой о направлении епископа.

О миссии прибывшего на Русь в 961 году епископа Адальберта сообщает ряд, причем независимых друг от друга, летописных источников, а также грамота Оттона I и булла Папы Римского Иоанна XIII.

Из летописных источников самым важным является так называемая хроника «Продолжение Регинона», то есть продолжение «Хроники», составленной аббатом Прюмского аббатства в Германии Региноном и доведенная им до 906 года, а затем продолженная анонимным автором, которого современная историческая наука единодушно отождествляет с нашим Адальбертом – первым епископом Руси.

Оттон I принимает покорность стоящего на коленях короля Италии Беренгара II, манускрипт хроники Оттона Фрейзингского, около 1200 года

Интересно отметить, что назначение епископом в глухую варварскую страну сам Адальберт расценивал не иначе, как, что кто-то его «подставил», отмечая в своем повествовании, что он «ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, но должен был отправиться на чужбину». Послушаем самого Адальберта:

959 год. Послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре Романе, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников.

960 год. Король отпраздновал Рождество Господне во Франкфурте, где Либуций из аббатства святого Альбана был посвящен для народа ругов достопочтенным архиепископом Адальдагом.

961 год. Либуций, отравлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки, умер 15 февраля этого года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма, Адальберт из аббатства святого Максимина, который, хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, должен был отправиться на чужбину. С почестями назначив его епископом народу ругов, благочестивейший король снабдил его всем, в чем тот нуждался.

В тот же год Адальберт вернулся, не сумев преуспеть ни в чем из того, чего ради он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он, испытав большие лишения, едва спасся.

А вот что сообщают источники XI века, например, «Хильдесхаймские анналы»:

К королю Оттону явились послы народа Руси с мольбою, чтобы он послал им кого-либо из своих епископов, который бы открыл им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. Король согласился на их просьбу и послал им епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии ход дела, во всем солгали.

То же самое, практически дословно, о миссии Адальберта говорится в «Кведлинбургских» и «Оттенбойренских анналах», а также в «Анналах Ламперта». Более поздний источник, составленный в середине XII века, «Деяния Магдебургских епископов» еще более драматизирует поездку Адальберта на Русь:

Был в те времена Адальберт, муж славный и заслуженный, который некогда из братии аббатства святого Максимина в Трире был поставлен епископом и послан к ругам. Но ожесточенный народ, свирепый видом и неукротимый сердцем, изгнал его из своих пределов, презрев благовествовавшего Евангелие мира.

Современный же событиям документ — Грамота об учреждении Магдебургского архиепископства Оттоном I (968 год), говорит об этом сухо, но полностью подтверждая факт назначения Адальберта епископом Руси:

Мы поставили архиепископом досточтимого мужа Адальберта, некогда назначенного и посланного епископом и проповедником к ругам.

А так как католическим архиепископам положено получать палий от Папы Римского в знак утверждения назначения Апостольским Престолом, то Папа написал по этому случаю буллу. Текст этой буллы Папы Римского Иоанна XIII Адальберту при вручении палия сохранился:

Тебя Адальберта, собрата и соепископа нашего, некогда посланного к язычникам, клир и прихожане святой Магдебургской Церкви, памятуя о том, что блаженной памяти предшественник наш Папа Захария поставил во главе Майнцской Церкви блаженного Бонифация, до того посланного к язычникам, просят возвести в архиепископский сан, считаю тебя быть достойным быть их архиепископом.

Таким образом, факт назначения Адальберта епископом на Русь – совершенно бесспорен. Дата 961 год – это первое упоминание в источниках о епископе на Руси. Но почему же, епископ Адальберт вынужден был вернуться назад? Безрезультатность предприятия Адальберта была, по-видимому, обусловлена политическими обстоятельствами. Немецкая миссия, сначала медлившая по каким-то, точно не установленным причинам, а затем из-за смерти епископа Либуция, прибыла в Киев только в 961 году, то есть два года спустя после обращения Ольги к Оттону. В это время в Киеве уже самостоятельно начал править ее сын Святослав, которому должно было уже исполниться 18 – 19 лет. Русские летописи изображают Святослава убежденным язычником и настоящим викингом, который думал только о военных походах. Так что Адальберт, прибывший ко двору уже другого правителя, вынужден был отправиться назад. В 968 году Адальберт стал архиепископом Магдебургским. Основанная им в Магдебурге кафедральная школа выпустила в дальнейшем много известных епископов и миссионеров, среди которых был и епископ Бруно Кверфуртский – друг князя Владимира, о котором мы вскоре расскажем.

Карл Хазенплуг. Кафедральный собор в Магдебурге, 1828 год

Виталий Задворный

Как различать духовенство

Различать духовенство по чинам и званиям во время богослужения можно по богослужебным одеяниям, особым головным уборам, наперсным крестам.

Духовенство и монашество в повседневном употреблении носят головные уборы, называемые скуфии. Это мягкая фигурная складывающаяся шапочка, сшитая так, что складки ее над головой образуют знамение креста.

С конца XVIII века в церковное употребление были введены камилавки, как награды белому духовенству. Это твердый головной убор, представляющий собой цилиндр, слегка расширенный кверху. Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать некоторые богослужения, является клобук. Это камилавка, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов, называемый кукуль. Право ношения белых клобуков имеют митрополиты. А клобуки патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым кукулем. Два их конца нисходят на грудь, третий — за спину. На вершине патриаршего клобука — крест. При богослужении головным убором архиереев является митра, богато украшенная парчовым шитьем и драгоценными камнями шапка.

Наперсные кресты для священников в Русской Православной Церкви появились сравнительно недавно. До XVIII века наперсные кресты имели право носить только епископы. Поскольку одежда священников практически не отличается от одежд диаконов и монахов, отличием священников от других духовных лиц становится крест. Кресты священники носят поверх риз за богослужением, но могут носить и в повседневной обстановке поверх рясы.

Отличительным нагрудным знаком епископа является панагия. Панагия представляет собой образ Богоматери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями. В повседневной обстановке епископы носят только панагию, а за богослужением панагию и крест. Это знаки высшей власти в церкви.

§ 81. Православное духовенство имеет свои знаки отличия, по которым их можно различать по чинам и званиям.

1. Епископы (архиереи). Панагия, посох.

Патриарх — куколь белый, панагия.

Митрополит — белый клобук с крестом.

Архиепископ — клобук с крестом.

Епископ — клобук без креста.

Священники. Наперсный крест.

Архимандрит — крест с украшениями, митра.

Протоиерей (игумен) — крест позолоченный или с украшениями.

Иерей (иеромонах) — крест серебряный или позолоченный.

3. Диаконы — камилавки, фиолетовые скуфии. Наперсного креста нет.

Протодиакон (архидиакон) — двойной орарь (длинная матерчатая полоса с шитыми на ней крестами, нисходящая с передней и спинной частей почти до пола).

Диакон (иеродиакон) — орарь.

В. Семенов

Проза жизни•

ЕПИСКОП

(Bishop).

Тот, кто надзирает (пастырь) за паствой Господней (Церковью). Вероятно, в н. з. период епископ осуществлял функции пресвитера (старейшины); в Деян 20:1728 и Тит 1:57 эти два служения можно считать взаимозаменяемыми. Необходимые требования к епископской деятельности, равно как и его обязанности, перечисляются в 1 Тим 3:2 и Тит 1:7. Епископ должен обладать здравомыслием и быть хорошим учителем.

Четкое различение епископского и пресвитерского служения проводится в посланиях Игнатия, епископа Антиохии. Написанные приблизительно в 117 г., они свидетельствовали о том, что (по крайней мере в одном географическом регионе) зародился институт, крый нередко называют монархическим епископатом. У каждой церкви был свой епископ, под началом крого служили несколько пресвитеров и диаконов. Т.о., сформировались три уровня рукоположенного духовенства. Епископа считали главным лицом, совершающим богослужение, главным пастырем и главным управляющим народом Божьим и его имуществом. Вслед за появлением епископата как служения, отличного от пресвитериата, возникла идея апостольской преемственности. К 150 г. н.э. распространилось мнение, что епископы прямые наследники апостолов и главные защитники учения Церкви. Именно эта тенденция получила дальнейшее развитие.

Появление епископского служения, отличного от служения пресвитерского (священнического), можно объяснить внешними и внутренними трудностями, крые испытывала Церковь в 1в. Они требовали единоначалия (в противоположность власти, осуществляемой группой пресвитеров). Не отрицая человеческих факторов, можно рассматривать появление епископского служения как исполнение воли Божьей и считать, что оно установлено апостолами в конце их служения.

Что бы ни говорилось о происхождении епископов как верховных пастырей, исторический факт таков: с древнейших времен и до XVI в. епископская власть* имела в Церкви всеобъемлющий характер. По мере того как Церковь расширялась и утверждалась в географических регионах Римской империи, епископы становились верховными пастырями областей, в крых действовали несколько или много церквей. Епископы центральных городов и больших епархий стали именоваться папами, патриархами, митрополитами и архиепископами. Помощники епархиальных епископов получили название викарного епископа, епископапомощника, ассистирующего епископа, епископакоадъютора.

Когда началась протестантская Реформация, некрые новые церкви отвергли епископское служение, исходя из тех соображений, что в НЗ нет различий между епископом и пресвитером.С этого времени в протестантизме стал преобладать новый подход. Тем не менее Англиканская церковь и некрые скандинавские лютеранские церкви сохранили традиционное епископское служение. Теперь епископат существует у католиков, православных, англикан, старокатоликов и в некрых лютеранских церквях.

Именование «епископ» употребляется в ряде протестантских деноминаций, где епископат не притязает на апостольскую преемственность. Здесь это слово означает просто «пастор» («пастырь») или «главныйпастор».

Традиционное епископское служение имеет следующие черты. (1)Епископа рукополагают другие епископы, крые сами пребывают в апостольской преемственности. Т.о., епископ символизирует собой единство Церкви во времени и пространстве. (2) Только епископ наделяется правом рукополагать дьяконов и пресвитеров (священников) и участвовать в рукоположении других епископов. (3) Епископ есть верховный пастырь, отправитель таинств и администратор епархии. Как таковой, он может делегировать свои обязанности другим лицам.

В Католической и Православной церквях епископы не должны жениться (т.н. целибат). Знаки епископского служения епископский нагрудный крест и перстень, а также пастырский посох. Методы избрания епископа варьируются от демократического голосования представителей епархии (как в некрых ветвях англиканства) до папского указа (в католицизме).

См. также: Церковнослужители; Старейшина, Старец, Пресвитер.

Оцените определение:

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *