Кто такой богослов

Кто такой богослов

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании.

Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

БОГОСЛОВИЕ, теология (греческий θεολογ?α от греческого Θε?ς — Бог и …логия), учение о Боге, построенное в логических формах философского умозрения на основе текстов, принимаемых как свидетельство Бога о Самом Себе. Богословие концептуально предполагает существование личного абсолютного Бога, а потому возможно только в рамках теизма (смотри также Мутазилиты, Иудаизм).

В христианстве богословие понимается как учение о Триедином Боге в Самом Себе, в отличие от «икономии» (греческий οικονομ?α — домостроительство), — учения о действиях Божиих (творении, Промысле, Воплощении, Спасении) в отношении мира и человека.

Историческая справка. Термин «теология» впервые вошёл в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов, чаще всего осуществлявшемуся в поэтической форме. Такая «теология» не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной: Цицерон называет «теологами» вольнодумных последователей философа Эвгемера Критского, учивших, что боги суть всего лишь обожествлённые люди. Более определённая связь с религиозной верой устанавливается там, где слово «теология» прилагается к мистическому преданию тайных религиозных кружков — тиасов (например, на языке позднеантичных религиозных философов слово «Теолог», употребляемое как имя собственное, есть обозначение легендарного поэта древности Орфея, основавшего сообщество орфиков). Нередко «теологами» называли жрецов, в обязанность которых входило рассказывать посетителям храма местные мифы. Однако во всех случаях термин «теология» относился к сфере мифологии, а не философского умозрения. Аристотель, опираясь на ту критику, которой Платон подверг «теологию» народных и поэтических мифов, впервые перенёс обозначение «теология» на умозрительную «первую философию», «высшую созерцательную науку». Для Аристотеля теология есть, прежде всего, учение о неподвижном перводвигателе, источнике и цели мирового бытия, и как раз аристотелевское словоупотребление оказало решающее воздействие на дальнейшую историю слова. Однако для Тертуллиана и Августина «теология» — языческие лжеучения о богах, для Дионисия Ареопагита и порождённой им традиции — это не рационалистический анализ Откровения, но само Откровение, т. е. вероучение Библии (так употребляет слово theologia ещё Бонавентура). Для Августина или Ансельма Кентерберийского религиозное и философское созерцание Божества совпадают в едином акте интуиции, а потому всякое спекулятивное учение о вере есть именно «философия», а не какая-либо особая форма знания. Положение меняется в зрелой схоластике, осмысляющей теологию как дисциплину, внеположную философии. Фома Аквинский ещё предпочитает пользоваться синонимическим словосочетанием «священное учение» (sacra doctrina), наконец, у Генриха Гентского этот термин окончательно закрепляется в современном смысле.

Реклама

Философская структура христианского богословия. Идея богословия в принципе двуполярна, ибо предполагает как сверхрациональное откровение, так и рационалистический анализ этого откровения. Это выражено уже в термине «богословие», первый элемент которого, по словам П. Тиллиха, «есть Theos, Бог, нечто о себе сообщающий, стихия Откровения; второй элемент есть logos, разумное слово о том, что сообщает Бог в своём сообщении». При этом логос — система мыслительных приёмов греческой философии (и в византийском, и в латинском богословии в эпохи его расцвета имела место конкуренция платонизма и аристотелизма, переосмысленных в неоплатонизме). По этой причине богословие чаще всего имеет как бы двухъярусную конструкцию: нижний ярус — философское умозрение об абсолюте как сущности, первопричине и цели всех вещей (т. е. именно то, что назвал «теологией» Аристотель), верхний ярус — не могущие быть усмотренными разумом «истины Откровения», непосредственно сообщённые в «Слове Божием». Гуго Сен-Викторский различал «мирское богословие» (theologia mundana), т. е. высшую из умозрительных философских дисциплин, и «божественное богословие» (theologia divina), преподанное Богом в воплощении Логоса (Богочеловека) и в церковных таинствах.

В схоластике эти два вида богословия получили устойчивое обозначение «естественной теологии» (theologia naturalis) и «богооткровенной теологии» (theologia revelata), а отношение между этими двумя видами богословия было осмыслено Западной церковью в контексте антиномии «природы» и «благодати». Перенос акцента на мистико-аскетический опыт, запечатлённый в Предании, определяет облик православного богословия.

Бог, которого предполагает теистическая религия, есть, прежде всего, личностное Я, «живой Бог» Библии: поэтому занятие богословием мыслится одновременно и как интеллектуальное теоретизирование, и как «искание лика Божьего» (Пс. 23:6) — личностный контакт с Богом. Безличную духовную сущность можно безбоязненно созерцать, но личный Бог и сам «смотрит» на созерцателя, и теологический разум неизменно ощущает на себе этот взыскующий взгляд. В этом несвобода теолога. Непринуждённое, почти играющее настроение языческой спекуляции становится для богословия немыслимым: любой просчёт в отношениях с личным, болящим, любящим и гневающимся абсолютом представляет опасность; отсюда неизбежное для богословия понятие ереси и «неверия». Впавший в ересь совершает не отвлечённую мыслительную ошибку, но бесконечный по своим последствиям личный проступок в своих взаимоотношениях с Богом-абсолютом, как бы космическая «бестактность», обрывающую связь между «горним» и «дольним». Ведь вера в Бога мыслится одновременно как вера Богу — не просто убеждённость в его бытии и в истинности его «слова», но акт доверия к самому говорящему. Рука об руку с доверием Богу идёт столь же персоналистически понятое доверие к людям — носителям предания, к «богоносным» авторитетам, к «старцам», в своей совокупности составляющим «Церковь святых». Богословие невозможно вне социальной организации, — понятие «Слова Божия» теряет смысл вне понятия «народа Божия» как адресата «слова». Это выражено в словах Августина: «Я не поверил бы и Евангелию, если бы меня не побуждал к тому авторитет вселенской Церкви». Попытка протестантских церквей отделить авторитет Библии от авторитета Церкви не смогла до конца лишить богословие его институционального характера как вероучения, обращённого от тех, кто «поставлен» в Церкви учить её членов.

Богословие в качестве рационалистической дисциплины должно вновь и вновь ставить себя под подозрение, и притом с ортодоксально-теистической точки зрения: требуемый самой природой рассудка «холодный», безлично-отчуждённый подход к «тайне», специфическая атмосфера логического рассмотрения и диспута, т. е. всё то, что включается в понятие схоластики, необходимо для внеличного функционирования теистической религии, но может оскорблять личностные чувства верующего. «Нелепо спорить о Троице на перекрёстках и превращать предвечное рождение Сына в предмет соблазна и в поприще публичного состязания!» — эти слова Петра из Блуа (умер 1200) выражают тревогу мистика за интимное переживание «тайны», отчуждаемое и профанируемое даже в самом ортодоксальном логизировании веры.

Внутренняя двойственность идеи богословия чувствуется и в представлении о том, что подлинным авторитетом здесь вправе обладать не просто профессионально эрудированный, но при этом, прежде всего, «совершенный», «богомудрый» человек, чья личная святость позволяет умозаключить о личном же проникновении в «тайну» Бога. Так идеал богослова колеблется между двумя совершенно разнородными идеалами: идеалом учёного, который работает с логически принудительными силлогизмами, и идеалом «друга Божиего», которому Бог раскрывается в личностном и потому «неизреченном» опыте общения. Соотношения между этими двумя полюсами предоставляют большое количество типологических вариантов, поочерёдно господствующих в различные эпохи развития богословия. Одним из ключевых моментов богословского метода у святых отцов стала апофаза. Апофатический метод исходит, на эпистемологическом уровне, из опытно обретаемого убеждения в том, что Бог не может и не должен быть «предметом» интеллектуального анализа и знания, подобно предметам и объектам сотворённого мира. Утверждается непостижимость Бога и методическая неполнота, несовершенство, неспособность человеческой мысли охватить Бога. Богословский апофатизм, несмотря на сходство с апофатизмом философским, имеет совершенно иные корни. Подобно тому как основной интуицией греческой античной философской мысли была интуиция гармоничного космоса — космоса, разумного в своих основаниях и потому «умозримого», — важнейшей интуицией святоотеческой мысли являлось противопоставление Бога и мира. Это противопоставление не означает разрыва между Богом и миром — напротив, важнейшей категорией богословия становится слышание Слова Божия, исполнение Его благой воли, выраженной в Слове. Апофатизм святоотеческий, на онтологическом уровне, не допускает концепций, логически связывающих бытие Бога и мира. Богословие училось функционировать в крайне тяжёлых методологических условиях: с одной стороны, апофаза — говорить о Боге мы почти не можем, с другой — это совершенно необходимо. Этим обусловливается специфика богословской мысли, где вынужденно говорится о том, о чём говорить нельзя, выражается невыразимое, говорится о полноте из ситуации неполноты. По этой причине богословский язык скорее образный, чем концептуальный. Метафоричность философских понятий, использовавшихся богословием, объясняется тем, что созданные философией на основе обобщённого опыта восприятия посюстороннего мира, они в применении к сфере нетварного бытия неизбежно превращаются в философские метафоры. Извлечённые из исходной сферы их философского обращения для применения в богословии, они освобождаются от философских коннотаций, «деконцептуализируются» (в терминологии В. Н. Лосского).

«Деконцептуализация» в богословском дискурсе философских понятий, апофаза, заключённая как на эпистемологическом, так и на онтологическом уровне богословского дискурса, может закономерно привести к пониманию тщетности и даже ненужности самого дискурса, тщетности богопознания. Осознавая эту возможность, святитель Григорий Богослов писал: «Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое (…) Весьма большая разность — быть уверенным в бытии чего-нибудь и знать, что оно такое» . Важнейшим для святоотеческого богословия принципом является различение в рассуждении о Боге Его сущности и энергий (действий). Сущность Божия абсолютно непостижима, несообщна и несообщима тварным существам. Однако, будучи совершенно «иным» по отношению к миру, Бог проявляет Себя в мире. Этот способ Его проявления в мире святыми отцами описывается с помощью понятия «энергия». Таким образом, в основе богословской катафатики лежит принцип: Бог непостижим по сущности, но познаваем в своих энергиях в мире.

Основные направления развития христианского богословия. Ко 2 веку христианская церковь в борьбе с монтанизмом приходит к осознанному взгляду на эпоху «апостольских мужей» как эпоху завершённую; одновременно иудаизм, переживший крушение иерусалимской теократии в 70 году, усматривает свой единственный шанс в «воздвижении ограды вокруг Закона», то есть в канонизации и комментировании текста Торы. Так, создаётся предпосылка для экзегетической работы над замкнувшимся «Писанием», т. е. для богословия. Притом, необходимая свобода для умозрительного осмысления Писания создаётся за счёт аллегорического истолкования последнего (экзегеза Александрийской школы). Христианское богословие, изначально развиваясь в греко-римской этнической и языковой среде, усваивает античные модели философского умозрения, что позволило ему выработать в тринитарных и христологических спорах 4-7 века такую развитую систему умозрительной догматики, которой не знали ни иудаизм, ни ислам (в последних богословие не отчленяется до конца от сакрального права и потому сосредоточено не на истолковании универсума, а на поведении человека). Эта работа христианской церкви над догматами, в центре которой стоит проблема соотношения между личностно понятым абсолютом и эмпирических миром, в основном завершается к 8 веку. Широкая систематизация наличного «предания» на основе аристотелевских логических схем впервые осуществляется Иоанном Дамаскиным.

В 11 веке на Западе начинается новый подъём христианского богословия, отныне занятого не творчеством догм, а их объяснением (Ансельм Кентерберийский). В 12 веке в кругозор западного христианского богословия (схоластики) благодаря многочисленным переводам входят сочинения еврейских и исламских богословов, а также Иоанна Дамаскина. Мистическое направление богословия, исходящее из данностей «внутреннего опыта» и недоверчиво относящееся к логическим выкладкам, пытается противостоять схоластике (Бернард Клервоский против Абеляра), но вынуждено на Западе склониться перед последней, — и лишь на православном Востоке со времён Симеона Нового Богослова оказывается господином положения (концепция богословия как «умного делания»; систематизация мистического богословия, исихазма, предпринятая Григорием Паламой). Внутри интеллектуального мира схоластики создаётся международная и даже (в известных пределах) межвероисповедная иудео-христианско-исламская общность: в те самые века, когда в Испании распря христианства и ислама решалась мечом, мусульманин аль-Газали и иудей Ибн Гебироль служили для западного богословия школьными авторитетами. Эта эпоха богословия получила в 13 веке своё завершение в учении Фомы Аквинского.

В последующие века христианское богословие работает над последовательной деструкцией схоластического здания (И. Дунс Скот, У. Оккам): синтез Нового Завета и Аристотеля, достигнутый предыдущими поколениями, не удовлетворял ни тех, кто стоял на стороне мирских тенденций в гуманизме, ни тех, кто пытался в новых условиях возродить серьёзное отношение к принципу веры. Аверроистская теория двойственной истины, пришедшая из философии ислама и отвергнутая Фомой Аквинским во имя безусловной гармонии между логикой и верой, приобретала всё больше явных и скрытых сторонников. М. Лютер решительно отверг саму идею богословия как умозрительной дисциплины: предметом богословия являются для него исключительно личностные взаимоотношения нуждающегося в Боге человека и окликающего человека Бога; последний неуловим для абстрактных построений и раскрыт лишь в конкретном, внелогическом событии крестной смерти Христа (так называемого богословия креста). Однако в дальнейшем Ф. Меланхтон возвращается к аристотелианско-схоластическому наследию, формальные мыслительные схемы которого приемлются в равной степени догматическому богословию Контрреформации (Ф.

Суарес, Р. Беллармин) и протестантизма, пока к 18 веку не становятся расхожей монетой католических, протестантских и православных школьных догматик. Ф. Шлейермахер пытается приспособить богословие к требованиям новоевропейской культуры, усвоив для него стиль просветительского мировосприятия. Напротив, С. Кьеркегор, осмысляя кризис этой культуры, ищет выход в запоздалой реализации завета Лютера — в возвращении к библейской вере, порывающей противоестественный союз с греческим рационализмом и осознающей себя как чистое возвещение. Идеи Кьеркегора были развиты в 20 веке в диалектической теологии; к ней примыкает движение за демифологизацию веры, инициированное теорией Р. Бультмана.

Богословские дисциплины. Важнейшими разделами христианской богословской науки являются: 1) изучение и интерпретация Священного Писания;

2) изучение, интерпретация, апология и систематическое изложение церковного веро- и нравоучения (догматическое, основное, нравственное богословие, патрология);

3) исследование истории христианской церкви и различных аспектов её жизни;

4) исследование внутренних аспектов церковной жизни — богослужения, устройства, дисциплины (литургика, каноническое право, аскетика, пастырское богословие). Для всех этих дисциплин характерно тесное взаимодействие между собой и с различными гуманитарными дисциплинами, применение современных научных методов при одновременной преданности важнейшим положениям церковного вероучения.

Некоторая специализация богословских дисциплин издавна существовала в христианском богословии. В основном она была связана с нуждами богословского образования и катехизации. Так, в Александрийской школе в 3 веке возникает первый опыт тематизированного преподавания богословия. В ней практиковались четыре последовательные ступени богословских дисциплин — то, что соответствует апологии христианского учения и жизни, христианской этике, догматике и библеистике. Предполагалось, что эти ступени изучения богословских дисциплин соответствуют восхождению по ступеням христианского познания истины.

На Западе оформление структуры богословских дисциплин происходит в послереформационный период. С одной стороны, это было обусловлено развитием католической богословской школы в связи с задачами Контрреформации. С другой стороны, характерной особенностью Нового времени является становление науки, с усиливающейся в ней специализацией. Начинают отчётливо различать «положительное» и «спекулятивное» богословие. К первому относят изучение Откровения и опыт исторического его усвоения, ко второму — упорядоченное изучение и изложение истин веры и норм жизни в соответствии с ней. Таким образом, выделяются библеистика, церковная история, патрология, догматическое и нравственное богословие, апологетика. Постепенно оформляются практические богословские дисциплины. Г. Калликст (1586-1656), последователь Ф. Меланхтона, в «Конспектах нравственного богословия» (1634) различает theologia dogmatica как исследование положений вероучения и theologia moralis как исследование христианской нравственности. Иезуит Дионисий Петавий (1583-1652), автор сочинение «О богословских догматах» (1644-50), производит систематизацию догматов как предмет догматического богословия. Основной итог его классификационной работы — отделение систематической теологии от исторической, а в рамках систематической — различение догматического и нравственного богословия. Задачи межконфессиональной полемики обусловили необходимость создания «обличительного» богословия. Наиболее известным богословом, трудившимся в этой области, был Р. Беллармин.

В традиции Русской церкви, закреплённой в трудах митрополита Афанасия (Булгакова), все богословские дисциплины разделяются на основные и соответствующие им вспомогательные дисциплины (приведены в скобках). К основным дисциплинам относятся герменевтика (введение в книги Священного Писания), экзегетика (библейская археология), патристика (патрология), символика (история Символов веры), догматическое богословие (история догматов, сравнительная догматика), нравственное богословие, литургика (церковная археология, сравнительная литургика), каноническое право (история права, сравнительное право). Особую группу составляют прикладные богословские дисциплины: пастырское богословие, гомилетика (история красноречия) и аскетика (история аскетизма).

С. С. Аверинцев; В. Шмалий (богословские дисциплины).

>Слово богослов

Слово богослов английскими буквами(транслитом) — bogoslov

Слово богослов состоит из 8 букв: б в г л о о о с

Значения слова богослов. Что такое богослов?

Богослов

БОГОСЛОВ , термин, в разные исторические эпохи обозначал различные понятия. В античности Б. назывались поэты, занимавшиеся описанием происхождения богов и исследованием их природы…

Православная энциклопедия

Богослов.Ру

Богослов.Ru — православный информационный интернет-портал. Создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Главный редактор сайта — протоиерей Павел Великанов, проректор по научно-богословской работе (с 2010 года) МДАиС.

ru.wikipedia.org

Иоанн Богослов

Иоа́нн Богосло́в, Иоа́нн Зеведе́ев (ивр. יוחנן‎ «Йоханан», койне Ἰωάννης) — один из Двенадцати апостолов, согласно христианской традиции автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

ru.wikipedia.org

Иоанн Богослов (Евангелист Иоанн) — в христианстве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, а также при молении о чаше.

Исторический словарь. — 2000

ИОАНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христианстве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, а также при молении о чаше.

Современная энциклопедия. — 2000

Григорий Богослов

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин (Γρηγόριος ό θεολόγος καΐ Ναζιανξινός) (329/330, Арианз, близ Назианза в Каппадокии — ок. 390, Назианз) — отец Церкви, один из каппадокийцев.

Философская энциклопедия

Григорий Богослов, Gregorios, святой,, ок.329-390 гг. н. э., христианский оратор, греческий поэт. Один из Отцов Церкви, прозванных Каппадокийскими Отцами. Родился в Карбале в Каппадокии.

Белкин М.В. Античные писатели. — 1998

Григорий Богослов (Григорий Назианзин (329 или 330, Арианз близ г. Назианза, Каппадокия в М. Азии, — ок. 390, там же), греческий христианский мыслитель, писатель и поэт, представитель патристики.

Энциклопедия культурологии

Симеон Новый Богослов

Симеон Новый Богослов (949, Галатия — 1022, Хрисополис) — монах, богослов, мистик и сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма.

ru.wikipedia.org

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (Συμεών ό νέος θεολόγος) (2-я пол.

10 — нач. 11 в.) — византийский богослов, поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит “Житие”, написанное его учеником Никитой Стифатом.

Философская энциклопедия

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (2-я пол. 10 — нач. 11 в.) — византийский богослов, поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит «Житие», написанное его учеником Никитой Стифатом.

Новая философская энциклопедия.

— 2003

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин

ГРИГО́РИЙ БОГОСЛО́В, НАЗИАНЗИН (Γρηγόριος ὁ Θεολόγος καὶ Ναζιανζηνός), свт. (ок. 330 — ок. 390), вост. отец Церкви, богослов каппадокийской школы.

Библиологический словарь. — 2002

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (род. ок. 330, Ариан, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии – ум. ок. 390, там же) греч. мыслитель и один из отцов церкви, представитель патристики, поэт.

Философская энциклопедия

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (ок. 330 — ок. 390) — один из отцов церкви, видный представитель патристики. Г. Б. является автором проповедей, написанных с использованием правил античной риторики, 12 гимнов…

Атеистический словарь. — М, 1986

Мюллер Карл (протестантский богослов)

Мюллер Карл (протестантский богослов) (Muller, род. в 1852 г.) — протестантский богослов, был проф. в Гиссене, потом в Бреславле; написал: «Der Kampf Ludwigs des Bayern mit der r ö mischen Kurie» (Тюбинг., 1879—80)…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Мюллер Карл (протестантский богослов) (Muller, род. в 1852 г.) — протестантский богослов, был проф. в Гиссене, потом в Бреславле; написал: «Der Kampf Ludwigs des Bayern mit der römischen Kurie» (Тюбинг., 1879—80)…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Карл Мюллер (нем. Karl Müller, 3 сентября 1852 — 10 февраля 1940) — протестантский богослов. Был профессором в Гиссене, потом в Бреславле. Библиография: «Der Kampf Ludwigs des Bayern mit der römischen Kurie» (Тюбинген, 1879—1880)…

БОГОСЛОВИЕ

теология (греч. teologia, от teos — бог и logos — учение), — совокупность религ.-церк. учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. положений той или иной религии; исходит из существования бога, сверхъестеств. явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. — не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. — идеализм, гл. обр. объективный. Будучи теоретич. основой религии и базируя свои положения на вере, Б. враждебно науке и обществ. прогрессу: оно отправляется от определенной системы догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем; простое соответствие догматам является в Б. критерием истинности этих решений. Истинность догматов «гарантируется» авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религ. систем (христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма) в обществах с определившимися клас. отношениями, Б. выражает в форме религ. идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. «Сущность теологии, — говорит Маркс, — особенно в наше время, есть примирение и затушевывание абсолютных противоположностей» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488).

Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христ. Б. начало складываться в 3-5 вв., отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде нек-рые положения идеалистич. направлений антич. философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения («credo, quia absurdum» — «верю, потому что нелепо» — Тертуллиан); требовалось, чтобы все знания подчинялись Б., «как служанка подчиняется госпоже» (Климент Александрийский, также — Ориген, Лактанций и др.). Осн. социально-политич. задачей христ. Б. на этом этапе являлось устранение из христ. учения бунтарско-демократич. духа раннего христианства, преодоление положения о нац. исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Б. этого периода было систематизировано Августином Блаженным, к-рый развил, особенно в соч. «О граде божьем» — «De civitate Dei» (рус. пер. 1901), осн. идею христ. Б. — о «церкви воинствующей» и ее превращении в «церковь торжествующую», представляющем собой якобы смысл мировой истории. В 9-11 вв. в Б. эначит. место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами; в ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. странах; полемика велась как по догматич. вопросам (спор о «filioque» и др.), так и по вопросу о главенстве рим. папы над всем христ. миром (см. «Разделение церквей»). В противовес папским теократич. притязаниям православное Б. усердно обосновывало цезарепапизм. С 12-13 вв. начался новый этап в развитии христ. Б., связанный с формированием схоластики; нек-рые представители схоластики задались целью «доказать» наличие гармонии между верой и разумом, «обосновать величие творца через совершенство его творений» (Фома Аквинский — создатель новой системы католич. Б.). Сделав нек-рые уступки рационалистич. веяниям, Б. продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистич. течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистич. пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников офиц. церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Б. в Зап. Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой «…верховное господство… во всех областях умственной деятельности…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феод. мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божеств. санкцией основы феод. господства и феод. эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в к-рых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религ. форме. С возникновением капиталистич. отношений появляется протестантское Б., приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло гл. внимание на религ. чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церк. предания) догмат о внутр. религиозности, об «оправдании одной лишь верой», отвергло положение о главе церкви — папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единств. источником вероучения «священное писание». В дальнейшем в протестант. Б. развились пиетизм (Ф. Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистич. направления, смыкающиеся с идеалистич. философией 19-20 вв., «историко-критическое» Б. (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), «религиозно-историческое» (Вернле, Г. Гункель, Э. Трельч и др.), «консервативное» (Цан, А. Гаук и др.) — стремившиеся примирить веру и знание. Для Б. периода капитализма, как и Б. предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами Б., в т. ч. и православного, являются про-возглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом «божественного предустановления», проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, напр., один из представителей православного Б. в России митрополит Филарет (1783 -1867) активно выступал в ващиту крепостничества. Совр. христ. Б. характеризуется большим идейным разбродом, банкротством осн. идей традиц. Б., обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистич. мировоззрение. Совр. богословские течения, в зависимости от того, на какие обществ. прослойки эти направления ориентируются, разнятся гл. обр. решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к бурж. интеллигенции модернизм, допускающий элементы «рационализма» (отрицание букв. смысла библ. мифов («демифологизация» Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и др. только в нравств.-аллегорич. смысле как «состояния духа» (ряд англ. богословов)). Нек-рые богословы становятся на позиции «двойственной истины», утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга; причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 Папа Пий XII признал, что эволюц. теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как науч. гипотеза происхождения человека. В 1951, ратуя за «союз» между религией и наукой, он выдвинул задачу «обосновать» религию с помощью новейших данных науки и «доказать» сотворение мира богом. Большое значение в совр. католическом Б. получил неотомизм, стремящийся оживить в интересах империалистич. реакции ср.-век. схоластич. систему Фомы Аквинского и внушить представления о «научности» Б. Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои гор. населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматич. формулировок и считают «священное писание» единств. «основой» (fundus) веры. Особое распространение получила «теология кризиса», или «диалектическая теология» (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христ. тезис о «греховности» человека (социальное зло — неизбежное порождение «неизменной греховной природы людей») для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь «тварь божия», а потому не может создавать или изменять «установленные богом» порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, П. Рикер, Р. Труафонтен — во Франции, К. Ясперс — в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное Б. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение «подсознательного», утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает «высшую истину»; оно является характерной формой совр. религ. идеологии. Православное Б. настаивает на том, что «богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны…», отрицая к.-л. развитие или изменение христианства. В других религиях Б. преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. назначение: оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов. В буддийском Б. центр. место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия. В исламе Б.

— калам; гл. объект калама — единобожие (таухид) аллаха; к нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии Мухаммеда; сложилось (с 10 в.) в двух осн. направлениях: ашаризм (см. Ашари), проникнутый идеей о «предопределении», с чертами антропоморфизма, и мута-зилизм (см. Мутазилиты), для к-рого характерен тезис о свободе человеч. воли и отчасти рационалистич. тенденции. В иудаизме, после кодификации Торы («закона») в 5 в. до н. э., постепенно было разработано догматич. В., осн. содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве. В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 вв. н. э. было особенно развито учение о мессии. В ср. века в иудейском Б. появились многочисл. мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700-60), призывавший к мистич. слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М. Бубер) и др. бурж. идеалистич. учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует сионизм. Современное Б. является одной из наиболее реакционных форм бурж. идеологии; оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Б. еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистич. обществ. строя подменить несовершенством отд. людей, а клас. борьбу — клас. сотрудничеством. Характерны попытки нек-рых представителей совр. Б. примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников «религиозного социализма». Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. роли католич. церкви в развитии средневек. культуры), М., 1953; Крывелев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960. Б. Я. Рамм. Ленинград.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

(вводный курс изучения основных библейских доктрин)

ВВЕДЕНИЕ

Существование в мире множество различных религиозных, а в том числе и христианских конфессий, имеющих собственные вероучение, и считающие свое мнение единственно верным вызывают необходимость в систематическом изучении основополагающих Библейских доктрин изложенных в Священном Писании. В связи с этим, понимание Основ Вероучения в систематическом изложении без влияния каких либо лжеучений и мирской философии стала актуальной потребностью сегодняшней Церкви.

Цель данного предмета – рассмотреть и дать основные понятия о Библейских доктринах, и сформировать систематические представление о Боге и Его деяниях, которые дают уверенность и стабильность в повседневной христианской жизни и служении.

Задачи предмета – рассмотреть систематическое изложение основные библейские доктрины. Основные темы включают в себя Введение и деление систематического богословия, изучается сущность Бога, его деяния, действия и ограниченность ангелов, сотворение мира, грехопадение человека, божий план спасения человека и восприятие человеком спасения, истоки Писания, Церковь, конечный план искупления рода человеческого и обзор «конца времен». Данный предмет является практическим, основательным изучением библейских истин и их применения в повседневной жизни верующего. Важные и значительные темы Библии исследуются и подкрепляются многочисленными ссылками из Священного Писания.

Учебный курс предназначен для студентов обучающихся по специальностям: «Учитель Воскресной Школы Христиан Веры Евангельской», «Священнослужитель (пастор) Христиан Веры Евангельской».

Основные темы включают в себя:

  • сущность Бога,
  • Его деяния,
  • действия и ограниченность ангелов,
  • сотворение мира,
  • грехопадение человека,
  • Божий план спасения,
  • истоки и богодухновенность Писания,
  • Церковь,
  • конечный Божий план для мира и всего человечества.

1Петр.3:15

  1. Почему мы должны изучать доктрину?

Мы изучаем доктрины, чтобы найти и знать истину. Поэтому, каждый раз сталкиваясь с вопросом «Чему учит Библия?», мы сталкиваемся с учением или, говоря научным языком, с доктриной.

Знание Божией истины даёт уверенность и стабильность в христианской жизни, поэтому христианин, не знающий Библии и её доктрин, будет всё время метаться и увлекаться всяким ветроучением, ибо ересь – это заполнение пустоты, а также будет неуверенным в своей христианской жизни.

  1. Что такое доктрина и её ценность

А) Характер доктрины:

  1. буквально доктрина означает учение;
  2. доктрина – это расположение истин Библии в систематическом порядке;
  3. доктрина имеет дело с нашим знанием Бога и Его взаимоотношений с человеком;
  4. 2Тим.2:15,

Б) Ценность доктрины:

  1. доктрина необходима для ответа на вопросы «Кто я?», «Откуда я пришёл и куда уйду?», «Кто есть Бог?», «Чего Он хочет от меня?» и т.д.
  2. действия человека определяются тем, во что он верит и как верит.
    • Сильная вера создаёт сильный характер.
    • Доктрина – духовный позвоночник человека – позволяет стоять прямо (2Тим.4:2-3; Матф.22:29).

В) Знание доктрины является нашим духовным снаряжением, необходимым в духовной войне – «препоясавшись истиною…».

Когда в магазин приходит партия товара, то его расставляют по полкам и отделам, чтобы в нужное время взять то, что нужно, — также и с доктринами.

Поэтому ЗНАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ!

ДОКТРИНА БОГА – ТЕОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ №1. Бог, Его сущность и природные характеристики

Иов.11:7

Существование Бога

  1. Писание не ставит перед собой цели доказать существование Бога – оно говорит, что Бог есть!
  2. Евр.11:6.
  3. Пс.13:1-3.

Однако помочь ищущим Бога и указать на Его существование можно следующими доказательствами:

Интуитивный аргумент: Вера в Бога интуитивна и присуща каждому человеку. Практически, нерелигиозных людей нет, так как любое отношение к Богу есть религия или верование (включая в себя даже атеизм).

Библейский аргумент: Библия с первых страниц говорит: есть Бог! (Быт.1:1)

Космологический аргумент: поскольку есть Вселенная, должен быть Тот, Кто её создал, то есть должна быть Первопричина.

Богословский аргумент: сам факт существования Израиля, Церкви, Библии —подтверждение того, что Бог есть (Пс.8:4-5; Пс.18:2-3; Рим.1:18-32; Деян.14:17).

Онтологический аргумент: раз есть идея, что Бог существует, то должна быть причина сему (онтология – наука о происхождении вещей).

Нравственный аргумент: совесть, мораль, понятие и различение добра и зла говорит о том, что Кто-то вложил это в человека (Рим.1:19-32; 2:14-16).

Кроме того, человек может самоосознавать себя, отдавать отчёт в своих поступках, имеет свободную волю.

Аргумент согласованности: существование Бога лучше всего объясняет все вышеперечисленные аргументы и объединяет их одним выражением и объяснением – ЕСТЬ БОГ!

Хотя Он непостижим, Он познаваем (Иов.11:7; Ис.40:18; Иоан.17:3; 1Иоан.5:20; Рим.11:33).

Сущность Бога

Что является наиболее существенным признаком личности? Как это относится к Богу?

Бог есть ЛИЧНОСТЬ

  • поскольку Он общается со Своим творением (Пс.24:14),
  • отвечает на наши просьбы (Матф.7:11; 1Ин.3:22),
  • размышляет (Ис.55:8),
  • раз Бог создал человека личностью, то Сам Он должен быть личностью.

Кроме того, любая личность характеризуется наличием разума (интеллекта), чувств (эмоций), воли (способностью выбирать и принимать решения).

  • Бог разумен (Быт.18:19; Исх.3:7; Деян.15:18),
  • Бог чувствует (Быт.6:6; Пс.102:8-14; Ин.3:16),
  • Бог имеет волю (Быт.3:15; Рим.9:16; Ин.6:38).

Так же доказательством того, что Бог есть является:

1. Самосознание, которое проявляется в следующих местах Священного Писания Исх.3:14, Ис.45:1, 1Кор.2:10.

2. Самоопределение, выраженное в следующих текстах Библии Рим.9:11, Еф.1:9-11, Евр.6:17.

  1. Бог так же является существом, которое способно сказать «Я», «Мы» употреблять другие личностные местоимения Исх.20:2, и отвечает когда к Нему «Ты» Пс.89:2.

Бог есть ДУХ

Ин.4:24

  • Нематериальный и бестелесный (Лук.24:39; Деян.7:48).
  • Невидим (Вт.4:15-19; Исх.33: Ин.1; 1Тим.1:17,6:15-16).
  • Проблема Теофании (Богявления) Быт.32:30
  • Уникален (то есть, неповторим) (Еф.4:6; Кол.1:15-17)

Бог ЕДИН

Нет других богов – Он Бог Единый (Вт.6:13-14; 3Цар.8:60; 1Кор.8:6).

Бог ТРИЕДИН

Библия утверждает, и мы верим и исповедуем, что Бог существует в трёх лицах: Отец, Сын, Дух Святой (Матф.28:19; 2Кор.13:13; Тит.3:4-8).

Триединство Бога видно и из следующих мест Св. Писания:

Бог Отец о Боге Сыне – Евр.1:8.

Бог Сын о Боге Отце – Ин.6:27.

О Духе Святом – Деян.5:3-4.

Основные Ереси, отвергающие учение о Триединстве Бога

  • Саббелианство (модуализм учение, касающееся о разных формах проявления Бога). Саббелий бывший пресвитером в Птоламаниде выдвинул учение, что Отец, Сын и Св. Дух есть три разные формы проявления одного и того же Бога.
  • Арианство. Арий пресвитер, из Александрии живший в 3 – 4 веке от РХ выдвинул учение, что Иисус Христос не совечен Отцу и не рожден от Него, а сотворен как высшее существо, поэтому Он Богом не является.
  • Сведенборгианство. Сведенборг, шведский писатель, родившийся в 1688 г. учивший, что Бог состоит из трех частей соединенных в одном лице Бога.

Бог ВЕЧЕН

Он не имеет начала и конца, имеет бессмертие в Себе Самом и всегда существует (Быт.21:33; Вт.32:40; Пс.89:2-3; 101:27-28; Ис.57:15; 1Тим.6:16).

Бог НЕИЗМЕННЫЙ

Вчера, сегодня и вовеки Тот же (Пс.101:25-27; Ис.49:9-10; Иак.1:17).

Бог САМОСУЩЕСТВУЮЩИЙ

То есть имеет жизнь, причины и поддержку существования в Себе Самом (Исх.3:14).

Свойства Божией природы

Ненравственные, природные атрибуты Бога.

Бог ВСЕМОГУЩИЙ

Быт.18:1-15

Для Него нет ничего невозможного, однако, Он не противоречит Сам Себе. Божие всемогущество проявляется в:

  • творении (Быт.1 и 2; Ис.44:24; 45:12,18),
  • поддержании (Евр.1:3),
  • искуплении (Ис.44:22-23; Лук.1:35-37;Еф.1:7),
  • чудесах (Лук.9:43),
  • спасении (Ис.46:13; 1Кор.2:5; 2Кор.4:7 – сила для спасения грешников),
  • завершении Своих планов (1Петр.1:5).

Кроме того, о всемогуществе говорят Иов.42:2, Матф.19:26, Иерем.32:27.

Бог ВЕЗДЕСУЩИЙ

То есть находится везде, но не смешивается с творением. Пс.138:7-10; Деян.7:48-49; Евр.4:13. Так же об отдаленности Бога от творения говорит Его Святость.

Бог ВСЕЗНАЮЩИЙ

Бог знает всё.

  • Знает Сам Себя.
  • Отец, Сын и Святой Дух в совершенстве знают друг друга (Матф.11:27; 1Кор.2:11).
  • Знает вещи, фактически существующие (Исх.3:7; Пс. 32:13-15; 138:1-4; 146:4; Пр.15:11; Матф.6:8,32).
  • Знает все возможные вещи (1Цар.23:11; Матф.11:25).
  • Знает будущее (Ис.46:9-10; Дан.2:28; Матф.24 и 25).

Бог ПРЕМУДРЫЙ

Бог делает всё верно, вовремя и правильно (Пс.103:24-30; Иер.10:12; Кол.2:3).

ЛЕКЦИЯ №2. Бог, Его характер (нравственные атрибуты)

и действия

Свойства Божьего характера – нравственные атрибуты Бога

Божия СВЯТОСТЬ

Иез.39:7; Ис.6:1-3; 1Петр.1:16

  • Между Богом и грешником пропасть (Ис.59:1; Авв.1:13).
  • Человек может приближаться к Богу в силу заслуг Другого (Иисуса Христа) (Рим.5:2; Евр.2:18; 10:19).
  • Человек приближается к Богу с «благоговением и страхом» (Иов.40:3-5; Ис.6:5-7; Пс.65:18; Лук.5:8; 1Иоан.1:5-7; Евр.12:28,29).

Для размышления: Евр.12:10,14

Внимание! Только Бог свят Сам по Себе.

Святые люди, здания святы потому, что их освятил Бог.

Святость Бога означает Его абсолютную моральную чистоту, Он не грешит и не терпит грех.

ПРАВЕДНОСТЬ и СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Быт.18:25; Ис.45:21; Ездр.9:15; Неем.9:33; Дан.9:14; Пс.88:15; 96:2; Иоан.17:25; Деян.17:31; 2Тим.4:8; Откр.16:5

БЛАГОСТЬ

Марк.10:18

ЛЮБОВЬ

Ис.63:9; Еф.4:30; 2Кор.13:11; 1Иоан.4:8,10,16

  • Отец любит Сына (Матф.3:17).
  • Сын любит Отца (Ин.14:31).
  • Бог любит мир (Ин.3:16; Еф.2:4).
  • Бог любит Израиль (Вт.7:6-8,13; Иер.31:3).
  • Бог любит Своих детей (Ин.14:23).
  • Бог любит праведность (Пс.10:7).
  • Бог любит справедливость (Ис.61:8).

Уверенность в Божией любви – источник утешения христиан (Рим.6:33-39).

БЛАГОВОЛЕНИЕ

Пс.144:9,15-16; Матф.5:45; Деян.14:17

МИЛОСЕРДИЕ

Еф.2:4; Иоан.5:11; 1Петр.1:3; Ис.34:6

  • К Израилю (Пс.103:13),
  • К язычникам (Рим.1:30),
  • К боящимся Его (Пс.103:17; Лук.1:50; Деян.10),
  • К ищущим спасения (Ис.55:7).

БЛАГОДАТЬ

Благость по отношению к человеку, не заслуживающему этого блага (добро + дать) (Еф.1:6, 2:7; 1Петр.5:12).

ИСТИНА

Ис. Нав.21:45; Ин.14:6; 17:3; 18:37

ВЕРНОСТЬ

Вт.32:4; 1Кор.1:9, 10:13; 1Фес.5:24

Божии действия при сотворении

Первое действие Бога, упомянутое в Библии, – сотворение Вселенной (Быт.1 и 2; Пс.32:6). Цель: сотворить всё для славы Своей (Ис.43:7, 48:11; Ин.3:3; Откр.4:11).

Но Бог не только творил, но и творит (Ин.3:3; 2Кор.5:17; Гал.6:15; Пс.50:10). Бог очищает сердца грешников и созидает «новое творение во Христе».

Божии действия

как Верховного и Суверенного

Правителя

Бог как Творец и Создатель всего обладает правом управлять и владычествовать над Своим созданием.

Правление Бога проявляется:

  • В высших принципах управления Вселенной (1Тим.6:15);
  • Он направляет события во Вселенной (Евр.1:11);
  • Как наш Творец, Он имеет право управлять нами (1Пар.29:11; Иез.18:40; Матф.20:15);
  • Он творит всё по воле Своей (Пс.114:3; Дан.4:32);
  • Во всех Своих действиях Он преследует определённую цель (Ис.48:11; Рим.8:28).

Сохранение Вселенной

Библия учит, что Вселенная нуждается в предохранении и сохранении (Пс.103; Пс.35:6; Пр.2:8; Деян.17:28; Евр.1:3). Творение не имеет в себе силы для поддержания существования. Бог окружает всё Своей заботой и вниманием (Пс.103), в том числе людей и животный мир (Пс.35:6).

Бог является защитой для оправданных и праведных (Пр.2:8).

Бог воздействует через физические законы и свойства (законы природы), через свойства и способности разума и, кроме того, путём сверхъестественных вмешательств (чудеса, знамения, Ангелы, Святой Дух и т.д.).

Предвидение

Аспектом Божьего владычества является предвидение. Предвидение – способность видеть наперёд и планировать будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *