Кто такие саддукеи

Кто такие саддукеи

Кто такие саддукеи и фарисеи

В Евангелие мы часто слышим упоминание о саддукеях и фарисеях, которые из зависти пытались уловить Христа в слове, чтобы обвинить его в Богохульстве и погубить. Кто же такие саддукеи и фарисеи?

Саддукеи и фарисеи были две основные партии иудейского синедриона. Синедрион — высшее религиозное учреждение и высший правительственный и судебный орган у иудеев. Начальствовал синедрионом, выбранный на год первосвященник. Синедрион иногда обозначается в Новом Завете как «первосвященники со старейшинами и книжниками.

Саддукеи были богатые пред­ста­ви­те­ли выс­ше­го обще­ства, пар­тия иудей­ских свя­щен­ни­ков. Они отвер­га­ли авто­ри­тет­ность Библии, кро­ме Пятикни­жия Моисея, получа­ли выго­ду от тор­гов­ли в хра­ме. Вместе с фари­се­я­ми они состав­ля­ли одну из двух основ­ных пар­тий иудей­ско­го синед­ри­о­на.

Фарисеи — группа иудеев со стро­гим отно­ше­ни­ем к бла­го­че­стию, тре­бо­ва­ли наи­бо­лее тща­тель­но­го соблю­де­ния иудей­ско­го зако­на и пре­да­ния.

Пользо­ва­лись боль­шим вли­я­ни­ем в сина­го­гах.

Фарисеи и саддукеи враждовали друг с другом: саддукеи, состоявшие в основном из иудейских священников поддерживали линию первосвященника, а фарисеи были к ним в оппозиции. Были у них и богословские разногласия.

С выходом Христа на проповедь авторитет саддукеев и фарисеев поколебался. Народ, душа которого тянулась к Богу, стал внимать Христу больше, чем иудейским начальникам. Ведь Христос «учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:29). Для саддукеев и фарисеев Христос стал общим политическим врагом.

Блаженный Иероним Стридонский по этому поводу пишет: «То, что мы читаем относительно Ирода и Понтийского Пилата. – Именно, что они согласились относительно предания на смерть Господа, теперь мы видим в лице фарисеев и садукеев, которые хотя и враждовали между собою, но единодушно согласились между собою об искушении Господа.»

Саддукеи полагали, что нет воскресения мертвых, и думали, что нашли для Христа неразрешимую задачу о жене, семь мужей которой умерли по очереди и не оставили потомства (Мф.22, 23:32). Их предположительно победный вопрос был таков: «в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её». Задав его, они думали, что загнали Христа в тупик, поставили ему мат.

Христос же, будучи сам Богом, мог дать ответ на любое самое сложное противоречие в духовных вопросах. Поэтому Он ответил: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.» Саддукеи вынуждены были замолчать.

А.П. Лопухин пишет: «Поражение саддукеев доставило, по-видимому, по крайней мере книжникам, некоторое, может быть, только временное, удовольствие. Но это не помешало фарисеям составлять против Спасителя все новые и новые заговоры и козни.»

Тогда «фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф.22:36).

Описывая душевное состояние фарисеев, Блаженый Феофилакт Болгарский пишет: «Искуситель подходит ко Христу вследствие чрезмерной зависти. Когда фарисеи увидели, что саддукеи посрамлены, а Господа за премудрость народ прославляет, фарисеи подходят с целью искусить – не прибавит ли Христос чего-нибудь к первой заповеди в виде исправления закона, чтобы найти повод к обвинению Его.»

Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом эпизоде следующее: «Они (фарисеи) знали, что первая заповедь: возлюбиши Господа Бога твоего; но ожидали, что Спаситель поправит её, назвав Себя самого Богом, и чрез то подаст им случай обвинить Его».

Господь же указывает на злобу искусителей — которые пришли не по желанию поучиться, а из зависти — что любовь есть верх заповедей и говорит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф.22, 37-40).

Этим ответом «Он наставляет, что любить Бога должно не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Богу» — объясняет блаженный Феофилакт Болгарский.

Евангелия часто упоминают о саддукеях и фарисеях, так как Иисус находился в постоянном противостоянии с ними. Саддукеи и фарисеи составляли правящий класс Израиля. Существует много сходств между этими двумя группами, но есть и важные различия.

Саддукеи: Во времена Христа и новозаветной эпохи, саддукеи были аристократами. Они стремились к богатству и занимали влиятельные позиции в обществе, в том числе среди первосвященников, также они занимали большинство из 70 мест в верховном совете, который назывался Синедрионом. Они пытались сохранить мир, принимая решения Рима (Израиль в это время находился под контролем римлян), и, казалось, были больше озабочены политикой, чем религией. Поскольку они не конфликтовали с Римом и принадлежали к богатому высшему классу, то их мало интересовали простые люди, как и те не были высокого мнения о них. Большим расположением народа пользовались те, кто принадлежал к партии фарисеев. Хотя саддукеи занимали большинство мест в Синедрионе, история показывает, что в большинстве случаев они должны были принимать идеи фарисейского меньшинства, так как те были более популярны в массах.

В религиозном плане саддукеи были более консервативны в едином основном доктринальном направлении. Фарисеи приравнивали устные предания с письменным Словом Божьим, в то время как саддукеи считали, что лишь письменное Слово исходило от Бога. Саддукеи сохранили авторитет написанного Слова Божьего, особенно книг Моисея (от Бытия до Второзакония). Хотя их можно похвалить за это, они, безусловно, не были совершенны в своих доктринальных взглядах. Ниже приведен краткий перечень их убеждений, которые противоречили Писанию:

1. Они были очень самодостаточны, вплоть до отрицания участия Бога в повседневной жизни.

2. Они отрицали воскресение мертвых (Матфея 22:23, Марка 12:18–27, Деяния 23:8).

3. Они отрицали загробную жизнь, считая, что души умирали при смерти, и, следовательно, отрицали существование какого-либо наказания или награды после земной жизни.

4. Они отрицали существование духовного мира, т.е. ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Так как саддукеи были больше озабочены политикой, Иисус был им безразличен, пока они не испугались, что Он может привлечь нежелательное внимание римлян. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились и вступили в сговор с целью предать Христа смерти (Иоанна 11:48–50, Марка 14:53; 15:1). Другие упоминания о саддукеях мы находим в Деяниях 4:1 и 5:17. Также, по мнению историка Иосифа Флавия, саддукеи были замешаны в смерти Иакова (Деяния 12:1-2).

Поскольку эта партия существовала за счет своих политических и священнических связей, после разрушения римлянами Иерусалима и храма в 70 г. н.э. саддукеи также исчезли.

Фарисеи: В отличие от саддукеев фарисеи были, в основном, средним классом предпринимателей, и, следовательно, больше общались с обычными людьми. Простые люди значительно больше уважали фарисеев, чем саддукеев. Хотя они были в меньшинстве в синедрионе и имели меньшее число священнических позиций, по всей видимости, они имели значительное влияние на принятие решений Синедриона.

Относительно религии, они считали письменное Слово вдохновленным Богом. Во время земного служения Христа это было тем, что сейчас называется Ветхим Заветом. Но они также дали равные права устным преданиям и пытались защищать эту позицию, настаивая на происхождении преданий от Моисея. С течением времени, эти предания добавлялись к Слову Божьему, что запрещено (Второзаконие 4:2), и фарисеи стремились строго следовать этим преданиям наряду с Ветхим Заветом. Евангелия изобилуют примерами того, что фарисеи относились к этим преданиям с не меньшим уважением чем к Слову Божьему (Матфея 9:14; 15:1–9; 23:05; 23:16, 23; Марка 7:1–23; Луки 11:42). Тем не менее, они оставались верны Слову Божьему в отношении некоторых других важных учений. В отличие от саддукеев, они верили в следующее:

1. Они верили, что Бог контролирует все вещи, но решения, принятые человеком, влияли на ход его жизни.

Они верили в воскресение из мертвых (Деяния 23:6).

3. Они верили в загробную жизнь, с соответствующим вознаграждением и наказанием на индивидуальной основе.

4. Они верили в существование ангелов и демонов (Деяния 23:8).

Несмотря на то, фарисеи были соперниками саддукеев, они смогли забыть о своих разногласиях в одном случае – суде над Христом. Именно в этот момент саддукеи и фарисеи объединились (Марка 14:53; 15:1; Иоанна 11:48–50).

В то время как саддукеи перестали существовать после разрушения Иерусалима, фарисеи, которые были больше сосредоточены на религии, продолжали существовать. На самом деле, фарисеи были против восстания, которое привело к разрушению Иерусалима в 70 г. н.э., и стали первыми, кто заключил мир с римлянами после этого. Фарисеи были также ответственны за составление Мишны, важного документа, описывающего дальнейшее существование иудаизма после разрушения храма.

Иисус во многом упрекал и фарисеев, и саддукеев. Возможно, лучший урок, который мы можем получить от них, заключается в том, чтобы не быть похожими на них. В отличие от саддукеев, мы должны верить всему, что говорит Библия, в том числе о чудесах и загробной жизни. В отличие от фарисеев, мы не должны придавать преданиям равные права с Писанием и мы не должны допустить, чтобы наши отношения с Богом были сведены к законническому списку правил и ритуалов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *