Кто такие оглашенные

Кто такие оглашенные

Азы православия. Оглашенные

Лариса Геращенко

«Помолитесь, оглашенные, Господу», — каждый день за Божественной Литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы –ектении- говорит: «Оглашенные, изыдите!». Человеку, искушенному в словесности, этот возглас может резануть слух: ведь словарь русского языка С.И.Ожегова даёт понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно», разве место таким в храме?
Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые из этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…
В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно представлять себе содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему как царю и Богу!». Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, и обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет.

В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине Богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе с верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть Литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания и назвали её «Литургия оглашенных».
Но когда время богослужебного назидания истекает и наступает священный момент единения с Богом, люди, с неомытой водами Крещения душой, не должны быть его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещенных.
Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Таин становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие сваященнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?
Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инословных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует перед Просветителем душ и телес о всех оглашенных, не взирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами: кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещенные. Ввиду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения, и будут оставаться в чине Литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».
Что же касается выхода из храма — здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещенному человеку следует усвоить лично для себя: пока я не имею еще права участия в Евхаристии, а значит, должен уйти.
Март, 2016г.
(Иллюстрация от Л.Г.)

Примеры употребления слова оглашать в литературе.

Стоны избиваемых снова оглашают Екатеринбург, Пермь и Алапаевск, окрестные поселки и деревни.

Дар забиралась с ногами в кресло, читала что-нибудь или слушала отрывки из монографии, которые Алешин оглашал с радостью полководца, одержавшего победу и объявляющего о ней своему народу.

Конечно, Шумок всем и каждому известен был своим бесстрашием, но чтобы взять и вот так охально и срамно передразнить крик бирюча, оглашающего указ!

Щуцкого Быстрина у дома в деревьях Даль оглашает Волн гремучий раскат.

Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом.

Для Киева синий покинув Босфор, Они оглашают днепровский простор Уставным демественным ладом.

В этом пригороде — ведь Гравозу, расположенную у самых городских ворот, позволительно назвать пригородом — был местный праздник со всевозможными играми, ярмарочными лавками, музыкой и плясками под открытым небом, с фокусниками, акробатами и чревовещателями, которые своими песнями, зазываниями и барабанным боем оглашали все улицы до самой пристани.

Безропотно соглашался на любые предложения, не пытался бунтовать, кляузничать, так что со стороны могло показаться, будто он и не слушает чтеца, оглашавшего пункты договора.

Купец заснул, откинув голову на спинку кресла и оглашая помещение малопочтенным храпом.

Она скользнула вниз, в глухие жерла, Наверх рванулась, руки распростерла — И вынырнула вдруг из душной бездны В глубокий сумрак и под свод беззвездный, И шелк кудрей от пены осушала, И смехом свод отзвучный оглашала.

Мерное позванивание локомотива оглашало леса, молчаливо лежавшие по обе стороны дороги.

Я прошу членов Суда обратить внимание на оглашаемые мною далее слова ноты.

Миша знал это и потому в назначенные для резвости часы бегал рысью, скакал галопом, кувыркался, оглашал рекреационную залу криком, и при этом никогда не приходило ему в голову скрыться из района гувернерского наблюдения.

Когда Герт приступила к описанию схватки с Норманом за стеной туалета в парке, пересказывая события тоном женщины, оглашающей составленный ею список предстоящих покупок, Рози взяла ее большую сильную руку и крепко сжала.

Зверь Рыкающий обернулся, поднял лапу и бросился дальше к лесу, оглашая воздух многоголосым лаем и рыканьем.

Источник: библиотека Максима Мошкова

предыдущая глава К оглавлению следующая глава

Оглашенные

«Помолитесь, оглашенные, Господу», — каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы — ектений — говорит: — «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С. И. Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно». Разве место таким в храме?

Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…

В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения — Таинстве Евхаристии — вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».

Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться.

В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.

Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?

Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные… В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».

Что же касается выхода из храма — здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично для себя: пока еще я не имею права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти.

предыдущая глава К оглавлению следующая глава

Азы Православия

Оглашенные

Помолитесь, оглашенные, Господу», — каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы — ектении — говорит: — «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С.И.Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя безтолково, шумно, сумасбродно». Разве место таким в храме?

Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол оглашать значил изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…

В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения — Таинстве Евхаристии — вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера ичтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».

Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.

Сейчас порядки изменились.

Свидетелями Божиих Таин становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?

Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, имолитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные… В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы изначения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».

Что же касается выхода из храма — здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично для себя: пока еще я не имею права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти.

Оглашенные, изыдите!

Если спросить человека, изредка посещающего церковь, кто такие оглашенные, то чаще всего на ум придет только идиома «орет как оглашенный». Мы применяем поговорку, когда хотим сказать, что кто-то ведет себя неподобающим образом, шумит, нарушает покой. Но откуда взялась сама поговорка? Кто такой оглашенный и почему он орет?

B I веке, когда родилась новая религия — христианство, к вопросу принятия этой веры люди подходили очень серьезно. Для всех новообращенных это был сложный, а иногда и опасный выбор, полное изменение жизненного пути. За принадлежность к христианской общине могли отправить в тюрьму, подвергнуть мучительным истязаниям и даже убить. В те времена храмы у христиан были тайными, и чаще всего это были даже не храмы, а комнаты, спрятанные в толще стен, или же подземные убежища, пещеры. К вере люди приходили в сознательном возрасте, и не все, решившие стать христианами, выдерживали такую подпольную жизнь. Христиан ненавидели все: иудеи — за то, что их соотечественники предались опасной ереси, язычники — за то, что новоявленная иудейская секта не признавала их языческого пантеона.

Трудный выбор

Так что прежде чем креститься в новую веру, будущие члены общины проходили довольно внушительный испытательный срок. Сначала они внимали словам уже крещеных собратьев, усваивали основные правила, то есть проходили так называемую катехизацию — обучение основам христианства. Заявить священнику, что они все знают и все понимают и поэтому хотят получить крещение, новички не могли. Крещение в древней церкви проводили всего пару раз в год, когда набиралось достаточное количество желающих. И крестить могли только самых достойных — тех, у кого горячая вера в сердце и кто может ответить на вопросы священника. А все остальные старались жить в согласии с установлениями христианства, заучивали молитвы, запоминали значение церковных событий — то есть учились быть христианами. Иногда обучение затягивалось на долгие годы. В христианской общине желающие креститься не занимали полноправного места. Они считались новичками и даже не вполне христианами — ведь на них еще не сошел Святой Дух, они еще не были крещены. В Римской империи этих новичков называли катехуменами, то есть проходящими период подготовки к таинству Крещения — катехизацию. У нас это непонятное русским слово перевели как «оглашение», а катехуменов стали называть оглашенными, то есть высказавшими желание стать христианами, но еще ими не ставшими.

До крещения все катехумены считались язычниками. Общины были тогда неприветливы к новичкам: мало ли какое зло принесет новичок сообществу. Было немало случаев, когда язычники крестились, а потом снова возвращались к старой вере. Некоторые крестились и раскрещивались не один раз. Поэтому на Первом Вселенском соборе было особо оговорено — не принимать в общину без испытательного срока. А все случаи крещения язычников сразу же или вскоре после изъявления желания строго осудили. Священников, нарушивших это правило, могли даже изгнать из клира. А новичкам предписывалось ходить на все огласительные проповеди в течение месяца. Потом и вовсе определили срок обучения — не менее трех лет. Уж за три года любой новичок разберется, готов ли он стать христианином. Катехумены старались принимать участие в жизни церковной общины, но к некоторым обрядам их не допускали. Например, они не имели права присутствовать на всей литургии и могли находиться вместе с крещеными лишь на той ее части, которая так и называлась — «литургия оглашенных». В этой части литургии священник молился о скорейшем принятии оглашенных в лоно церкви. А потом обряд продолжался только для верных — дьякон трижды провозглашал: «Оглашенные, изыдите!», и в храме оставались только крещеные. Литургия для них так и называлась — «литургия верных».

Не допущенные к литургии

Равенства не было и среди самих катехуменов. К только что пришедшим относились с недоверием, приглядывались, подвергали испытаниям. Причем просто так явиться в общину они не могли. Будущего христианина приводил к священнику или епископу верующий мирянин или дьякон. Священник оценивал кандидата, читал ему соответствующую молитву, осенял крестным знамением и благословлял обучаться основам веры. У таких новичков пока что было одно право — внимательно слушать и запоминать. Их так и называли — аудиенты, то есть слушающие. В храме они присутствовали только на чтении священных текстов. По мере обучения аудиенты переходили в более высокий разряд новичков — оранты (молящиеся), поскольку они уже могли участвовать в некоторых обрядах, молиться вместе с верными, вставать на колени, поститься, участвовать в литургии оглашенных, но не принимали причастия. Они изучали Символ веры и священные тексты.

Ни аудиенты, ни оранты не могли стоять в храме рядом с крещеными. Им было отведено особое место вместе с кающимися в грехах — в притворе, рядом с главным входом. В среднюю часть храма, где молились верные, их не допускали.

В древности крестили обычно на праздники Пасхи или Крещения, и к этому дню готовились очень тщательно. Перед обрядом оглашенные должны были исповедоваться священнику в своих грехах, а тот принимал решение, насколько велика тяжесть этих грехов и можно ли кандидата допустить к обряду крещения. Кандидат честно рассказывал о том, что побудило его прийти в церковь, а священник выяснял, не существует ли препятствий для крещения, и если катехумен прошел испытание, то его допускали к обряду. Нельзя, например, перейти из католичества в православие через крещение. Нельзя вернуться в свою веру после извержения из церкви. В ранней церкви повторное крещение не поощрялось. Но когда церковь заняла устойчивое место и язычников не осталось, повторное крещение стало считаться недопустимым. Не могли крестить катехумена, если тот был нерадив во время обучения или же не принимал каких-то догматов церкви.

Это означало бы принять в общину негодного члена, или хуже того — будущего еретика. Отказывали в крещении человеку, который не желал принимать участия в делах своей общины. Отказывали и тем, кто изо всех сил стремился получить крещение, но продолжал вести грешную и безнравственную жизнь. Существовал целый список занятий, которые не позволяли даже искренне верующему принять крещение — проституция, совершение абортов, блудная жизнь, волхвование и чародейство, сутенерство и т.п. И был только один способ пройти обряд крещения — принести покаяние. Впрочем, покаяние священниками не всегда принималось на веру.

Препятствием для крещения считалась и преждевременная смерть катехумена. Священник мог крестить человека, находящегося на смертном одре, но никак не мог окрестить умершего, даже если тот был при жизни оглашенным. Однако вполне разрешалось крестить невменяемых, если они прежде были оглашенными!

Как только оглашенный проходил обряд крещения, он превращался в равноправного члена общины. Хотя и после обряда должен был пройти завершающий этап катехизации.

Было бы желание

Когда христианская церковь стала господствующей, то нужда в оглашении взрослых отпала. Таковых стало столь мало, что в какой-то момент перестали даже строить притворы, где они бы находились во время церковных обрядов. Крестить стали во младенчестве. И от оглашенных осталось только название. Но необходимость в обучении катехизису осталась. Правда, теперь катехизация касалась детей. В католичестве в положенном возрасте дети проходят обряд конфирмации и становятся полноправными членами церкви.

Взрослые в католичестве принимают крещение крайне редко. Предварительно они проходят евангелизацию, то есть учатся самым азам веры. Потом получают название катехуменов и более серьезно приобщаются к вере, в конце этого этапа они получают новое имя. Завершает подготовку к крещению долгий период молитвы и очищения души от скверны безбожия. Теперь человек готов принять крещение и влиться в ряды христиан. За долгие годы существования христианства изменилось и отношение к катехуменам, не успевшим креститься при жизни. Теперь считается, что внезапно умерший катехумен как бы уже был крещен, поскольку получил «крещение желанием».

В некоторых христианских конфессиях крещение могут принять только взрослые люди, которые хорошо понимают, какой ответственный шаг делают.

Николай КОТОМКИН

К оглавлению Библиотеки / Полнотекстовый поиск

К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»

Катехумен

Катехумен (греч. κατηχούμενος — поучаемый, лат. catechumenus), оглашенный — некрещеный человек, желающий стать христианином, публично выразивший это желание и принятый Церковью согласно литург. обряду (ordo catechumenorum) в христ. общину для подготовки к принятию таинства крещения.
Термин К. впервые встречается у Климента Александрийского (Строматы II, 96, 2). У Тертуллиана впервые появляется лат. транслитерация греч. слова κατηχούμενος. Прошедших 1-е предварительное собеседование с пресвитером зачисляли в группу К., или слушающих (iaudientes, auditores), что давало им право слушать слово Божие вместе с остальными верующими, но не давало права участвовать в молитве верных (Тертуллиан, De praescriptione haereticorum XLI, 2, 4); К. также называли новициями (novicioli; Тертуллиан, De paenitentiaVI, 1).
2-е собеседование устраивалось после довольно длительного испытательного срока; прошедшие его становились кандидатами к крещению и в группе избранных (electi) проходили интенсивную подготовку. Первое подробное описание подготовки К. к таинствам христ. посвящения содержится в соч. Traditio apostolica (II, 3), приписываемом Ипполиту Римскому. На предварительном собеседовании задавался ряд вопросов об образе жизни каждого. К. признавался христианином, принадлежащим к Церкви, и наравне с крещеными имел право быть погребенным как христианин, участвовать в части евхарист. собрания (т.н. Литургии К.) — до собственно Евхарист. литургии, а также в др. молитвах местной общины; он обязан был совершать дела милосердия (посещение больных, помощь бедным), участвовать в покаянных практиках, что было испытанием обращения и существенным критерием, допускающим К.

к таинствам посвящения.
В Средние века в связи с преобладанием в Церкви практики крещения младенцев ин-т К. исчез. Он был восстановлен после II Ватиканского собора.
Согласно ККП 1983, всякий некрещеный взрослый для принятия крещения должен изъявить соответствующее желание (т.е. стать К.), быть достаточно подготовленным в знании истин веры и обязанностей христианина, а также пройти испытание в период катехумената; К. должен также сожалеть о совершенных им грехах (ср. кан. 865 § 1). В случае, когда жизни К. угрожает серьезная опасность, он может быть крещен, если имеет хотя бы фрагментарное знание об истинах веры, являет желание получить крещение и дает обещание соблюдать христ. заповеди (ср. кан. 865 § 2). Но и до крещения К. уже особым образом связан с общиной Церкви, и в случае смерти он может быть похоронен по церк. Обряду.
Л. Господникова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 902-903.

  • К оглавлению раздела «Католическая энциклопедия»
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *