Кто такие левиты

Кто такие левиты

С кем ассоциируется у вас «левит»?

О ком вы думаете в первую очередь, когда слышите слово «левиты»?

Многие наши современники, вырвав из исторического и Библейского контекста роль и описание ответственностей левитов, учат не правильном представлению о библейских левитах. Сегодня звание «левит» в основном отождествляется и ассоциируется с музыкантами и так называемыми прославленцами в христианских поместных церквах.

Формула такова:

Церковная музыкальная группа прославления

=

левиты Господа

Что Священное Писание говорит о Левитах и их предназначении?

Священник и левиты – это служители Бога в Ветхом Завете.

В Древнем Израиле существовало три основных группы религиозных служителей:

  1. Пророки
  2. Мудрецы
  3. Священники и левиты

Классические пророки действовали по призванию, но не были профессионалами (освобожденные люди только для этого рода служения); они не были на содержании у народа и они следовали конкретному Божьему призыву.

Мудрецы принимали участие в управлении государством и обучении; некоторые из их обязанностей были светскими, хотя они занимались так же моральным воспитанием общества.

Священники и левиты выполняли разные преимущественно религиозные обязанность, их можно сравнить со священнослужителями нашего времени. Это были освобожденные от любого рода ответственностей мужчины, которые совершали служение на профессиональной основе.

Он посвящали все свое время религиозной деятельности.

Роль священства становится понятнее, если рассматривать ее в контексте религии Израиля в целом. В центре религии лежали отношения с Богом; быть израильтянином или иудеем значило знать живого Бога и постоянно поддерживать с Ним отношения. Внешнее выражение эти отношения в разных контекстах: завете, храме, поклонении, всех сторонах повседневной жизни. Таким образом, религия, понимаемая как отношения, имела две стороны: отношения с Богом и ближними.

В Ветхом Завете часто упоминаются священники и левиты; в ряде библейских текстов разница между ними не очень заметна (например, Второзаконие 18:1-8). Исследователи не до конца решили проблему соотношения обязанностей священников и левитов. Говоря в общем плане, священниками могли быть только сыновья Аарона; все остальные левиты выполняли религиозные обязанности, но не считались священниками. В большинстве библейских текстов они явно разграничиваются, но в некоторых из них отсутствует ясность. Тем не менее очевидно, что священники (левиты, потомки Аарона) и левиты (представители колена Левия, но не потомки Аарона) все были профессиональными религиозными служителями.

Точные обязанности священников и левитов по-разному определялись в разные моменты истории Израиля.

Так как целью этой статья является рассмотрение роли левитов, то мы отложим подробное рассмотрение обязанностей священников и сосредоточимся на задачах левитов.

Левиты – это термин обозначает священников в самом широком смысле, так как сыновья Аарона принадлежали к колену Левия. Практически левитами назывались всех представителей этого колена, кроме священников. Левиты тоже занимались служением в скинии, хотя и занимали подчиненное священникам положение. Это тоже были профессионалы, которым платили за служение деньгами и товарами. У них не было своей земли, поэтому им бил выделен ряд городов и пастбища в их окрестностях.

Левиты делились на три основных рода – потомков Каафы, Гирсона и Мерари (см. Числа 4).

Каждому из родов бил поручены определенные обязанности, связанные с заботой о скинии и ее транспортировкой:

  • Сыны Каафы несли убранство скинии (после того, как оно было упаковано священниками),
  • сыны Гирсона – покровы и завесы,
  • а сыны Мерари – остов.

Священники же отвечали за транспортировку ковчега завета. Роль каждого из левитов как служителя скинии имела ограничительные рамки; он выполнял свои профессиональные обязанности в возрасте между 25 и 50 годами (см. Числа 8:24-26).

Хотя многие из обязанностей левитов по характеру были светскими, они тоже играли очень важную роль в религиозной жизни. Закон требовал, чтобы все первенцы, в том числе старшие сыновья, посвящались Богу, в память об убиении первенцев при исходе из Египта. Левиты служили Богу вместо первенцев Израиля (см. Числа 3:11-13); их скот также признавался Богом вместо первенцев скота Израиля. Левиты в религии Израиля играли роль заместителей и представителей. Как и священники, они были участниками общего процесса посредничества между Богом и Израилем.

Во Второзаконии определен ряд обязанностей, которые могли касаться и священников, и левитов. Сюда относится участие в деятельности судов, возможно, в первую очередь над преступниками против веры, забота о Книге закона, забота о жизни и здоровье прокаженных и непосредственное участие в проведении церемоний обновления завета.

В ходе развития истории народа Израильского роль и вовлеченность левитов менялась по мере нужды в них, в соответствии с их призванием.

Например, во времена Давида большое внимание уделялось подготовке к строительству постоянного здания Божьего храма. В период этой подготовки и строительства храма при царе Соломоне у левитов появились новые обязанности. После строительства постоянного храма их прежние задачи по транспортировке скинии автоматически стали неактуальными. Большое количество левитов принимало участие в самом строительстве храма. Другим были поручены новые задачи, касавшиеся поклонения Богу в скинии при правлении Давида и в храме после его завершения. Левиты, в особенности Еман, Асаф и Идифун, отвечали за музыку, которая использовалась для поклонения; речь идет не только о пении. Но и игре на разных музыкальных инструментах храмового оркестра. Левиты так же отвечали за разные другие задачи: они были привратниками святилища, помогали священникам готовить жертвоприношения, поддерживали чистоту в святилище, выполняли административные и юридические функции (см. 1 Пар. 23:1-32). Некоторые из левитов состояли казначеями и отвечали за храмовые сокровища (1 Пар. 26:20-28)

В 70 году по Р.Х., после разрушения Иерусалимского храма, значение священства в иудаизме резко ослабло. Когда закончилась эпоха храма, священники были больше не нужны.

Из данного кратного обзора, можно сделать выводы:

  1. Эти мужчины имели ясное призвание от Бога быть левитами. По определенным признакам они должны были быть левитами. Эти признаки были очевидны как для окружающих, так и для самих левитов. В их случае возможно сказать: «Левитами не становились, левитами рождались»

  1. По причине их призвания, которое исходило от Бога, а людьми признавалось и поддерживалось, эти мужчины не должны были работать на светской службе и не ходить на войну. Они получали все необходимое материальное содержание, чтобы заниматься храмом и всякого рода делами связанными с храмовым служением.
  1. Эти мужчины были трудяги, они были очень заняты, самого разного рода делами и ответственностями. У них были руководители, которые определяли, что им делать на том или ином этапе жизни храма. Они отвечали на нужды, которые появлялись в процессе исполнения народом воли Бога. Это были настоящие мужчины! Они имели призвание, они согласились с призванием, они были сфокусированы, они много трудились.

Первосвященник. Священник. Левит.

Когда пророк Моисей «взошел на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета…и пробыл на горе 40 дней и 40 ночей, хлеба не ел и воды не пил… сказал ему Господь: встань, пойди … ибо развратился народ твой…»(Втор. 9:9,12).
А народ, «когда увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и просил сделать им бога … ибо с Моисеем не знаем, что сделалось…и сделали золотого тельца…и поклонились ему» (Исх.32:1,4,8). Спустившись, Моисей воспламенился гневом…и сказал: кто Господень, иди ко Мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх.32:26).
За то, что не поклонились тельцу золотому, были сыны Левия посвящены на службу Господу.
Всем известно, что народ Божий делился на 12 колен, родоначальниками которых стали 12 сыновей Иакова: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Исахар, Завулон, Иосиф, Вениамин, Дан, Неффалим, Гад, Ашер. Кроме того, сыновей Иосифа (Манассию и Ефрема) Иаков возвел в родоначальники двух самостоятельных колен, вместо отца их Иосифа. Итого, 13 колен (Быт.48:5). Но колено Левия было посвящено, как уже сказано выше, на особое служение за их ревность по Богу. Сыны колена Левиина не входили в число боеспособных мужчин (Числ.1:47), не имели удела в Земле Обетованной (Числ.26:57,62).
Левий – третий сын Иакова (Быт.29:4). Имел трех сыновей, от которых пошли три левитских племени, и дочь Иохаведу, которая родила Аарона и Моисея.
Священники.
«И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара, Илифара, сынов Аароновых» (Исх.28:1).
Семья Аарона была посвящена особому служению: его потомки стали священниками или коэнами (кохэнами).
Коэны – еврейское сословие священнослужителей из рода Аарона. Появилось в связи с сооружением Скинии через год после Исхода (Исх.40:17 – «В первый месяц второго года, в первый день месяца поставлена скиния»). Аарон и его сыновья – первые священники израильтян, для которых священство сделалось «уставом вечным»: «Аарона же и сынов его приведи…и будет им принадлежать священство по уставу навеки» (Исх.29:9; см. также Исх.27:21). Статус коэна передавался по наследству по отцовской линии.
Функции коэнов: священнослужение – жертвоприношение, воскурение фимиама, благословение народа и прочее.
Обязанности коэнов служить Богу в Храме – Дому Святости – налагали ряд особых ограничений:

— Коэны не должны осквернять себя прикосновением к мертвому (кроме ближайших родственников) и даже быть с мертвыми под одной крышей (Лев.21:1-4);
— Наличие ряда телесных пороков лишало коэна права совершать жертвоприношение в Храме (Лев.21:17-24);
— под страхом духовного истребления коэну, осквернившемуся прикосновением к нечистоте или пораженному ритуально нечистым недугом, запрещалось вкушать «от святынь Израилевых» (Лев.22:1-9);
— коэн «не должен брить головы своей и постригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем» (Лев.21:5);
— Закон запрещал коэну брать в жены следующих женщин: дочь коэна, рожденную от запретного для ее отца брака, блудницу (под эту категорию подпадали и женщины, имевшие запрещенные связи вне брака); женщину, принявшую иудаизм (коэн мог жениться только на еврейке по рождению), разведенную;
— другие запреты:
— коэн не должен употреблять опьяняющие напитки перед исполнением своих обязанностей: «Вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои …когда входите в скинию … чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого…» (Лев.10:9-11);
— омывать руки и ноги из особой умывальницы перед исполнением службы.
Коэны приносили регулярные жертвы на внешнем жертвеннике. Для этого Закон предписывает особое облачение: «И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресел до голеней…» (Исх.28:42).
Согласно историческим книгам Библии, коэны делились на должностные группы:
— «стоящие на страже у порога Храма» (2 Цар.12:10);
— те, кто наблюдал за порядком во дворах святилища (2 Цар.11:18);
— «старейшины коэнов» — их обязанности не определены (2 Цар.19:2);
— хранители одеяний жрецов (2 Цар.22:14).
На что существовали коэны и их семьи?
Закон предписывал уделять им следующие дары: части жертвенных животных, доли муки, масла и других продуктов, первые плоды ежегодного урожая, особая доля урожая, снопы омера, первенцы домашнего скота, денежный выкуп первенцев мужского пола, шерсть от первой стрижки баранов и овец, небольшая часть каждой выпечки хлеба, хлебы предложения.
Статус коэна, по-видимому, не изменился с установлением службы в Храме Соломона. Но стремление некоторых царей сосредоточить в своих руках отправление культа и другие функции коэнов часто становилось причиной конфликтов царя и священников.
Во время Вавилонского плена коэнам удалось сохранить сословность и привилегированное положение среди израильтян даже после разрушения первого Храма и прекращения жертвоприношения. По возвращении их плена в Иерусалим коэны начали выполнение культовых обязанностей еще до завершения строительства второго Храма (Езд.3:1-6,8-13; Неем.3:1,17,22,2 8; 12:27-44).
В послепленное время изменилось социально – экономическое положение коэнов и левитов.

Дело в том, что число священников возросло до нескольких тысяч (что составляло одну десятую часть всего населения Иудеи). Из этого числа большинство проживало вне Иерусалима. Конечно, приношений не хватало на всех, поэтому коэны вынуждены были заняться сельскохозяйственным трудом.
В эллино-римскую эпоху коэны стали высшим классом страны, а первосвященник – фактическим главой Иудеи.
При Ироде I власть ушла из рук коэнов. Ирод сам назначал первосвященников, отменил пожизненный их статус.
После разрушения второго Храма негде было больше совершать храмовый культ, поэтому коэны лишились возможности исполнять свои священнические функции. Но все же остались за ними некоторые права и обязанности и по сей день отличающие это сословие от остальных евреев. Например, коэны благословляют молящихся, берут выкуп первенца, первые вызываются читать Тору в синагоге. Поскольку благословение молящихся – это как бы часть священнослужения, коэнам перед этим запрещается употребление опьяняющих напитков. И отсюда же – запрет коэну, имеющему телесные пороки совершать это самое благословение. Коэн не должен находиться около мертвых или могилы, значит они, по-хорошему, не могут посещать кладбище. Сейчас евреи на своих кладбищах делают специальные ряды для коэнов, где ширина дорожки – около 4 м (положенные 8 локтей, ближе которых по Закону коэн подходить к умершему не может). Сохраняется и запрет жениться на разведенной и прозелитке.
Первосвященник.
Во главе коэнов стоял первосвященник, который обладал высшей степенью святости, а поэтому имел исключительное право выполнять определенные культовые обряды: только первосвященник мог входить во Святое Святых (да и он мог сделать это раз в год, в День Очищения – Исх.28; Лев.16; Евр.9:7), только он мог исполнять все священнодействия внутри святилища. Должность первосвященника передавалась по наследству (Исх.29:9).
Первым первосвященником стал Аарон.
Об обязанностях ветхозаветного первосвященника (греч. «архиереус»), как ни странно, можно узнать из Нового Завета: апостол Павел, как знаток Закона Моисея, напоминает (в связи с проповедью о Христе – «Первосвященнике великом, прошедшем небеса» (Евр.4:14)) евреям, что должен делать «первосвященник, из человеков избираемый» (Евр.5:1-4,8:3):
— «…поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи;
— снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что сам обложен немощью;
— …должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах;
— и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как Аарон».
Кроме внутренних отличий от коэнов (в степени святости, в функциях и призвании, а значит и в размере ответственности), первосвященники имели ряд внешних отличий от «рядовых» коэнов.
Первосвященников помазывали при посвящении, что свидетельствовало об их особом избранничестве: «И возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его» (Исх.29:7). Это был пожизненный статус.
Облачение первосвященника, в основном схожее со священническим, отличалось особым великолепием и дополнительными деталями:
— «Ефод — из золотых нитей, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, с двумя ониксами, в которых вырезаны имена сынов Израилевых, по шесть имен на каждом;
— Наперсник судный – такою же работой, как и ефод, но с 12 драгоценными камнями разными – по числу имен Сынов Израилевых…;
— Верхняя риза к ефоду – вся голубого цвета…по подолу ее – яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета, позвонки золотые между ними кругом… и будет она на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище и выходить, чтобы ему не умереть;
-полированная дощечка из чистого золота с надписью «Святыня Господня»…и будет она на челе Аароновом, на передней стороне кидара (виссонного головного убора);
— узорчатый пояс…» (Исх.28:6-43).
Кроме того, некоторые части его одеяния были изготовлены из запрещенной остальным евреям смеси шерсти и льна (потому что из такой же смеси были завесы Скинии и Святого Святых).
Конечно, такое высокое призвание – быть «Святыней Господней», «очищать сынов Израилевых от всех грехов их» (Лев.16:34), — предполагает и огромную меру ответственности, большее количество требований к внешнему и внутреннему состоянию этого человека:
«Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания…не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя… В жену он должен брать девицу, вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу не должен он брать, но девицу из народа своего … «(Лев.21:10-14). «Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему…»(Лев.21:8).
До прихода династии Хасмонеев к власти первосвященников поставляли из рода Садока. Первосвященник имел влияние, в том числе и политическое: со старейшинами официально предоставлял народ Иудеи перед эллинским монархом. В то время среди первосвященнических семей не было единства: часть выступала за эллинизацию, часть продолжала линию Ездры и Неемии.
Антиох 4 Эпифан впервые в еврейской истории присвоил себе право назначать первосвященников.
Времена Хасмонеев принесли народу Божию национальную независимость. Тогда первосвященник достиг вершины своего могущества, стал царем всего независимого еврейского государства. Но усиление политической власти привело к утрате монополии на духовное руководство народом, в результате чего возвысились фарисеи, саддукеи (законоучители).
Ирод 1 снова, как и Антиох, сам назначал первосвященников, а еще он отменил пожизненность этой должности. После него право поставлять первосвященника взяли на себя римские прокураторы. В то время многие первосвященники платили властям, чтобы их выбрали. Первосвященников стали часто менять, и вскоре их семьи образовали нечто вроде жреческой олигархии (весьма обеспеченной материально), которой покровительствовали римские власти.
В последние годы существования Иудейского царства одновременно могло быть много первосвященников.
Левиты.
Левиты – потомки Левия, третьего сына Иакова от Лии (Быт.29:4). Из этого колена происходили и Моисей, и Аарон. Потомки Аарона становились коэнами – священниками (Исх.28:1; 29:8-9), остальные представители колена Левия назывались левитами.
Как уже было сказано выше, сыны Левия были посвящены служению Богу за особую ревность в вере отцов, когда не поклонились золотому тельцу (Исх.32) и когда с готовностью исполнили приказ Моисея уничтожить тех своих соплеменников, кто предпочел идола Единому Богу. «И пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх.32:28). При этом не было и намека на высокую награду за их религиозную ревность. Но вскоре возникла необходимость ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитание народа, что было поручено левитам (Числ.3): «Я взял левитов их сынов Израилевых вместо всех первенцев разверзающих ложесна… левиты должны быть Мои» (Числ.3:12). И отданы они были в распоряжение Аарона и приведены перед Скинией и при всех посвящены Господу.
Левиты делились на три рода, восходивших к родоначальникам – сыновьям Левия: Каафу, Гирсону и Мерари.
Каждый род выполнял свои функции. В годы странствования по пустыне племя Каафа переносило принадлежности скинии, племя Гирсона переносило завесы и покрывало, Мерари – саму Скинию.
Т.е., в отличие от коэнов, они исполняли вспомогательные функции в Скинии: «…были при сынах Аароновых, для служения дому Господню, во дворе и в пристройках, для соблюдения чистоты всего святилища и для исполнения всякой службы при доме Божием, для наблюдения за хлебами предложения и пшеничною мукою для хлебного приношения и пресными лепешками…и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники…чтобы охраняли скинию откровения и святилище и сынов Аароновых, братьев своих, при службах дому Господню» 1Пар.23:28-32).
При таком подчиненном положении были и недовольства со стороны левитов.

Одно из них вылилось в восстание Корея (Числ.16:1-3) против главенства Моисея и Аарона.
Жили левиты на десятину от всех произведений народа Божия, поскольку не имели своего удела: «И сказал Господь Моисею: только колена Левиина не вноси в перепись вместе с сынами Израиля, но поручи левитам скинию» (Лев.1:49-50). Одну десятую из получаемой десятины, по Закону, левиты уделяли священникам: «Объяви левитам: когда будете брать от сынов Израиля десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину от десятины. И вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и взятое от точила… Так и вы будете возносить возношение Господу их всех десятин ваших… и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику…» (Числ.18:26-28).
Когда евреи начали жить оседло Левиину колену было отведено 48 городов для жительства, причем расположено эти города были в уделах прочих колен, дабы распространялось религиозное знание и влияние (Числ.35:1-8, Нав.21:20-42). Из этого числа городов шесть объявлено городами убежищами:
«Повели сынам Израилевым, чтобы они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон…Из городов этих будут шесть городов для убежища, в которые вы позволите убегать убийце, и сверх их дайте 42 города…» Также из 48 городов – 13 достались священникам: «Всех городов сынам Аарона, священникам, досталось тринадцать городов с предместьями их».
Дома левитов, проданные из нужды, всегда можно было выкупить; если опоздали с выкупом, то в юбилейный год дом обязательно возвращался хозяину. Т.е. угодья левитов нельзя было продавать (Лев.25:29-34).
При разделении царств при Ровоаме, жившие в Северном Царстве священники и левиты перебрались в землю Иуды и Вениамина.
К концу царствования Давида было уже около 38 тысяч
левитов от 30 лет (1Пар. 23:3). Давид разделил их на череды по именам сынов Левия (Гирсон, Каафа и Мерари). 24 тысячи левитов были назначены в Дом Господень (1Пар.23:4). 288 левитов (1Пар.25:7) назначены были провещавать на цитрах, псалтири, кимвалах. Остальные отворяли и затворяли двери Храма (1Пар.26:1-19), охраняли Храм от входа нечистых (2Пар.23:4), блюли священные сокровища (1Пар.26:20-28). Шесть тысяч левитов стали писцами и судьями (1Пар.23:4). Т.о. все колено Левиино занималось делами храмовыми и гражданско-административными (1Пар.26:32, 2Пар.19:11).
Из Вавилонского плена вместе с Зоровавелем вернулось около 340-360 левитов (1Ездр.2:40-42).
Т.о., все иудейские священники происходили из колена Левия. Аарон, тоже представитель этого колена, стал родоначальником священнического сословия (т.н. коэнов) (Исх.28:1, 29:8,9). Остальные потомки Левия назывались левитами. Особое положение среди всего священства занимал первосвященник.

Левиты

Левиты

I. Л., потомки трех сыновей → Левия – → Гирсона, → Каафа и → Мерари – делились на гирсонян, каафитян и мераритян. В пустыне Господь избрал Л. в Свою нераздельную собственность как возмещение за первенцев Израиля, и они были посвящены на служение Ему (Чис 3:6-8,12,13; → Первородство). Из числа Л. были назначены и → священники – Аарон и его сыновья (Исх 28:1). Таким образом, внутри колена Левия следует различать священников из рода Аарона, к которому должен был принадлежать и первосвященник, и остальных левитов, которые хотя и происходили от Левия, но не были потомками Аарона. Л. не получили, как все остальные колена, удела в Ханаане; их «частью» был Сам Господь (Чис 18:20). В распоряжение Л. были отданы 48 городов (по четыре от удела каждого колена) вместе с пастбищами для скота. Израильтяне отдавали Л. → десятину от собранного урожая и от скота, первые плоды и первенцев животных, а также части от приносимых Господу жертв (см. Исх 23:19; Лев 27:30-33; Чис 18:21-24; Чис 35:1-8). В свою очередь Л. отдавали десятую часть от полученного священникам (Чис 18:26-32; Неем 10:39). Л. следовало приглашать на все устраиваемые израильтянами жертв. трапезы (Втор 12:12,18; Втор 14:27,29; Втор 16:11).

II: 1) Л. подчинялись священникам. В число их обязанностей, которые определены в Чис 3; 4; 18, входила охрана святилища, однако им не позволялось приближаться ни к утвари святилища, ни к жертвеннику (Чис 18:3). К служению привлекались Л. в возрасте от 25 до 50 лет (Чис 8:23-26). Согласно Чис 4:23, Л. в возрасте от 30 до 50 лет выполняли работы в скинии собрания, а также переносили саму скинию и ее утварь (ст. 46,47; ср. 1Пар 23:3-5). Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Давид снизил возрастной ценз до 20 лет (ст. 25-27; ср. 2Пар 31:17; Езд 3:8). Но, возможно только с 30-летнего возраста Л. начинали исполнять все возлож. на них обязанности, в т.ч. и самые важные.

Обряд посвящения Л. описан в Чис 8:5-22;
2) служение Л., особенно певцов и музыкантов, было по-новому организовано Давидом (1Пар 16:37-42; 1Пар 23:1 – 1Пар 26:28). Подобно священникам, Л. – певцы, музыканты и привратники – были разделены на 24 отделения (чреды), регулярно сменявших друг друга в служении; часть же Л. Давид назначил чиновниками и судьями (1Пар 26:29-32; ср. 2Пар 19:8-11);
3) в особо торжеств. случаях Л. надевали дорогие льняные одежды (1Пар 15:27; 2Пар 5:12). Для выполнения тяжелых работ в святилище, для заготовки дров и доставки воды в распоряжении Л. находились → нефинеи , к числу которых принадлежали гаваонитяне и военнопленные.

III. После разделения царства оставшиеся в Северном царстве иудеи утратили связь с Иерусалимским храмом, и поэтому многие священники и Л. покинули Израиль и отправились в Иудею (2Пар 11:13,14), где могли служить Богу согласно Его заповедям. Л. участвовали в свержении Гофолии (2Пар 23), в восстановлении храма при Иоасе (2Пар 24:5), способствовали проведению реформ царей Езекии (2Пар 29-31) и Иосии (2Пар 34-35); они помогали священникам наставлять народ в Законе (2Пар 17:8,9). Среди евреев, возвратившихся из вавил. плена, были и Л. (Езд 2:40-42; Езд 8:15-19), которые возобновили свое служение (Езд 3:8,9; Неем 12:27-30; Неем 13:22) и были восстановлены в своих прежних правах (Неем 10:38 и следующие; Неем 12:44-47). Некоторые Л. женились на язычницах (Езд 10:23,24). В НЗ наряду с Л. из притчи Иисуса (Лк 10:32) упоминаются также левитские привратники (служители первосвященников; Ин 7:32,45,46; Ин 18:3; Деян 5:22,26) и их начальники (Лк 22:4,52; Деян 4:1; Деян 5:24,26). Л. из еврейской диаспоры был кипрянин → Варнава (Деян 4:36).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *