Крестный или крестный ход?

Крестный или крестный ход?

>Крестный ход

Содержание

Что такое Крестный ход

Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.

Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Крестный ход

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.

Крестный ход у католиков

Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Ежегодные Крестные ходы в России

Крестный ход — молитвенное шествие с иконой

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.

Значение Крестного хода для православного человека

В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.

150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.

Крестный ход для верующих

Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.

Крестный ход. Читать на Правмире:

  • Великорецкий Крестный ход 2012
  • Великорецкий Крестный ход
  • Васильковый Крестный ход
  • Несанкционированный Крестный ход?
  • Великорецкий крестный ход. Готовность №1 (Фоторепортаж)
  • Крестный ход в Москве (фоторепортаж)
  • Крестный ход по набережной моря
  • Крестный ход в честь Царственных страстотерпцев — ФОТО
  • Крестный ход Хотьково — Сергиев Посад: взгляд изнутри (ФОТО)
  • Крестный ход мира по Украине: «А зачем они идут?»
  • Протоиерей Всеволод Чаплин: Крестные ходы – возрождающаяся традиция
  • Парами, парами, по двое! Хоругвеносцы, за мной! — Крестный ход
  • Ноги в кровь и никаких гаджетов — Крестный ход
  • Крестным ходом по Рублевке (ФОТО)
  • Люди XXI века идут пешком … за преподобным — Крестный ход
  • 120 километров для паломника (фото) — Крестный ход
  • Идем в поход, или Школа без каникул — Крестный ход
  • Крестный ход. Киев. LIVE
  • Крестный ход с Водосвятием

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

LiveInternetLiveInternet


***
Крестный ход — это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.

«Крестный ход на Флора и Лавра». Художник Александр Маковский. 1921 год
Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.
Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.

Крестный ход в Курской губернии
Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Крестный ход в Москве
Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.

Крестный ход в Санкт-Петербурге
Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года
Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).
Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.
Крестные ходы в России
Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.
Георгиевский Крестный ход
Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации «Витязи», скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.

Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.
Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.
Совершается с 2005 года в период с 5 по 10 мая.
Великорецкий крестный ход
Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования — 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут — сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.
Организатор: Вятская епархия.
Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.
Даты и продолжительность: 3 — 8 июня
Крестный ход на Ганину яму
Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.
Организатор: Екатеринбургская епархия.
Маршрут: Храм-на-Крови — центр Екатеринбурга — ВИЗ- Таганский ряд — Сортировку — поселок Шувакиш — монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.
Даты и продолжительность: в ночь с 16 на 17 июля.
Калужский крестный ход
Крестный ход проходит с «Калужской» иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.
Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.
Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу
Даты и продолжительность: С 28 июня по 31 июля.
Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери
В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход — шествие с Табынским образом Божией Матери.
Организатор: Уфимская и Салаватская епархия
Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.
Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе — дню празднования Табынской иконы Божией Матери.
Уфимский Троицкий Крестный ход
Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.
Организатор: Уфимская епархия
Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.
Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.
Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной
Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст.
Организатор: Курская епархия.
Маршрут: Знаменский мужской монастырь — Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.
Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.
Крестный ход с иконой Божией Матери
«Избавительница от бед» в Ташлу
Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница от бед» — чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.
Организатор: Самарская епархия.
Маршрут: Самара — село Ташла, около 71 км.
Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.
Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских
Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе — мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.
Организатор: Саратовская епархия.
Маршрут: Саратов — Вавилов Дол
Даты и продолжительность: 26 июня — 17 июля.
Волжский крестный ход
Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.
Организатор: Тверская епархия.
Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье — Вознесенский собор города Калязин.
Даты и продолжительность: 28 мая — 26 июня
Иринарховский крестный ход
Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.
Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.
Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха
Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 — 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

***

Правосторонний и левосторонний обход в арийских и семитических религиях.

«Я поворачиваюсь с поворотом богов,
я поворачиваюсь вслед за поворотом солнца,
— говоря так, он поворачивается, следуя за своей правой рукой»
окончание молитвы и обряда в Каушитаки-упанишаде. (6-5 век до н.э.)
Издревле у народов из числа исконных носителей индоевропейских языков, обычным направлением кругового движения в религиозных обрядах было правосторонним, или как говорят в России «по ходу Солнца»
Так обходили индийские и древнеримские жених и невеста вокруг огня (ср. у русских: «посолонь ходила», то есть «была венчана»), так совершали почтительный правосторонний обход вокруг царя, уважаемого человека, наставника, священного места, города, храма, жертвенника, алтаря, сакрального объекта.
При таком обходе правая сторона/рука/плечо — обращена к объекту почитания.
Обратное же движение, «против солнца», левосторонее, было у ариев отличительной чертой погребальных и заупокойных обрядов, обрядов связанных со смертью. Так обходили умершего человека.
За пределами заупокойных обрядов — левосторонее движение (на санскр: апасавья) использовалось разве что в воинской вредоносной магии: герой маневрировал на поле битвы своей колесницей таким образом, чтобы объехать врага по кругу апасавьи, с очевидной целью — прижизненно перевести противника в разряд мертвых, магически уничтожить его (III.20.8,11; VIII.11.17; 31.4; 57.64; 58.25; Махабхарата 1987, с. 54; Махабхарата 1990: 42, 114, 198, 200, 242).
Магический прием левостороннего объезда противника, имеющий глубокие индоевропейские корни, отражен в древнеирландском эпосе (см., например: Ирландские саги 1929, с. 232,248), возможно, в скифском предании о походе царя Дария (Раевский 1985, с. 219), в погребальных гонках на колесницах древнегреческого эпоса.
гонки колесниц на римском гипподроме (Circus Maximus)
и их реконструкционное художественное изображение
(вид античного гипподрома сверху)

Прадакшина ( प्रदक्षिण, pradakṣiṇa – идущий направо) — в индуизме ритуальный обход вокруг святыни, почитаемого человека, статуи божества «слева направо», или, как мы теперь говорим, «по часовой стрелке».
Современными учеными считается, что это возникло от того, что для живущих в северном полушарии людей Солнце движется не точно посередине небосвода, оно отклоняется на юг. Простейший принцип подражания вел к тому, что в торжественных религиозных обрядах, которые были связаны с жизнеутверждающим началом, когда определялось, как пойдет процессия, она двигалась “по солнцу”, “посолонь”, по часовой стрелке — с востока на юг, запад, север.
Но порядок менялся на противоположный, если обряд сопровождал смерть.
Мир смерти — противоположен миру живых, и потому уже у Гомера скачки, которые были частью погребального обряда, происходили справа налево, и это движение сохранилось во всем европейском конном спорте, который вырос из этого похоронного ритуала.


За исключением таких обрядов, в арийских культурах все религиозные процессии ходили “посолонь” — (в Индии такое движение называлось “прадакшина”, в Риме — “декстракцио” оба слова означают “движение направо”)
dextratio — направо
dextrātio, ōnis f.
движение слева направо
dexter adi! (обращение к божеству) — прийди благосклонно на помощь! (дословно: направо приди!)
Римляне при молитве (так же как и индусы древности) поворачивались вокруг своей оси направо, с востока через юг на запад, и затем на север и снова поворачивались к востоку (выходя из храма).
Плутарх, описывая обряды римлян, упоминает их сходство с родными ему греческими:
«…молясь богам, (у римлян принято) поворачиваться, а по окончании молитвы – садиться.
Поворот во время молитвы воспроизводит, говорят, вращение вселенной.
…входя в храм, оказываешься к востоку спиной, молящийся сначала поворачивается лицом к Солнцу, а потом снова к изображению бога, описывая полный круг и привлекая к исполнению своей молитвы обоих этих богов»
(с) Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума.
Древний индиец прекрасно понял бы древнего римлянина или грека.
«Я поворачиваюсь с поворотом богов,
я поворачиваюсь вслед за поворотом солнца,
— говоря так, он поворачивается, следуя за своей правой рукой»
(с) описание молитвы и обряда в Каушитаки-упанишада. (6-5 век до н.э.)
Так же, по часовой стрелке, т.е. правой рукой (стороной) к объекту, римляне проводили ритуалы защиты и очищения.
Например, опахивание или обход города во время эпидемий, дурных знамений (амбурбия от лат. amb-urbium — «вокруг города» ), при закладке городов.
Согласно Варрону, многие города Лациния основаны по обряду:
«… упряжкой, состоящей из быка и коровы, которая двигалась слева направо, проводя борозду плугом …с целью сооружения рва и стены» .
Точно так же совершался троекратный обход жрецами города/войска/человека при его окроплении люстральной водой (для ритуального очищения).
Сравним это с описанием идеального города Айодхьи, столицы Рамы, который расположен так благоприятно, что даже воды реки обтекают город слева–направо.»…город, омываемый водой в направлении прадакшины».

Римский салют, непременно правой рукой, безусловно, так же вытекает из этих древних арийских представлений, времен индоевропейской общности народов.
Клятва братьев Горациев

Из Махабхараты:
«…о царь! Храни неколебимую твердость! Блюди во всей полноте долг кшатрия, от которого освобождает лишь смерть!»
Сказав это царю, великие духом Крипа, Критаварман и сын Дроны совершили вокруг многомудрого владыки Дхритараштры, не сводя с него глаз, правосторонний обход…»
Народ приветствует Гитлера на улицах Мюнхена

Обход храмов
В отличие от христианских храмов, а так же мечетей и синагог, древнегреческие и древнеримские святилища не предназначались для собрания верующих.
Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом бога. Если двери храма были открыты, то верующие могли видеть образ божества внутри.
Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его лишь снаружи.
Реконструкция храма Аполлона в Бассах

Перидром — крытая колоннада вокруг античного храма.
Само название которой (peri — вокруг, dromos — бег) – указывает, что храм обходили кругом, почитая его, как священное место, конечно так, чтобы к храму обращена была правая рука. И вероятно, сама колоннада античного храма возникла именно для того, чтобы укрыть паломников, производящих обход храма, от жары либо непогоды.
Так же это объясняет, почему древние храмы римлян и греков украшены снаружи больше, чем внутри.
Реконструкция восточного фронтона Парфенона
Храм Юпитера Капитолийского (главный храм Рима)
Храм Артемиды в Эфесе.
Когда император Феодосий I (христианин) издал свои зверские законы против язычников, то в эдикте от 391 года н.э. мы читаем:
«Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг (языческих) храмов, никто не должен почитать алтари…» (наказание — смертная казнь)
Индусы, как безусловно сохранившие многие арийские обряды, так же совершают обходы храмов — прадакшину.
Индусы совершают обход храма
Обход алтарей
Так же, слева-направо, имея жертвенник от себя с правой стороны, древние римляне обходили алтари.
Римский ритуал жертвоприношения
«…Призвав затем богов благосклонно принять жертву (accipe, sume, cape libens, volens) и собрав предназначенные им части в корзину, сжигали их на алтаре, предварительно посыпав ладаном и мукой и полив вином.
Затем следовала адорация (поклонение), состоявшая в том, что понтифик с поднятыми кверху руками ходил вокруг алтаря на правую сторону, произнося молитвы соответствующим богам, а окружающие целовали его руки». Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей
Правосторонний обход (прадакшина) в современном индуизме :
(вокруг жертвенника)
Прадакшина вокруг священного огня (т.е. огня на алтаре) при женитьбе. Индия
(модернизированный ритуал)
Практически то же самое мы видим в сохранившихся свидетельствах о самом древнем браке римлян – confarreatio.
Это была древнейшая и самая аристократическая форма брака; первоначально она являлась обязательным видом брака для патрициев.
Плебеям вступать в аристократический confarreatio было запрещено.
Дионисий так говорит о confarreatio («Римские древности», ii, 25):
«Римляне в стародавние времена называли бракосочетание, совершавшееся посредством духовных и мирских церемоний, confarreatio, выражая всю его сущность в одном слове, производном от названия употреблявшейся при церемонии полбы (far), …
Точно так же, как мы в Греции считаем ячмень древнейшим зерном и под названием oulai используем его, начиная жертвоприношения, так и римляне считают, что полба – самое ценное и древнейшее из всех зерен, и без него не разжигают жертвенного огня…
И церемония получила свое имя от того, что жены делят с мужьями самую древнюю и самую святую пищу, соглашаясь точно так же разделить с ними жизнь и судьбу; таким образом между супругами образуются тесные связи нераздельного родства, и такой брак является нерасторжимым»
«Во время ритуала невеста и жених сидели на двух стульях, связанных друг с другом овечьей шкурой.

После заявления жениха и невесты о согласии стать отцом и матерью семейства, молодоженам соединяли руки. Правую руку невесты в правую руку жениха».
«После этого важнейшего момента церемонии новобрачные шли к жертвеннику, чтобы лично принести главную жертву – зерна полбы, либо полбяной хлеб»
ср.: обязательное жертвоприношение поджаренного зерна женихом и невестой в индуизме
Далее:
«Присутствующий жрец, читал слова молитвы, и новобрачные повторяли их, обходя вокруг жертвенника, на котором горел огонь.»
Обход вокруг жертвенника, конечно, совершался правой рукой к нему, т.е. по часовой стрелке, в благоприятном направлении декстракцио.
Знаки Богов
Это же направление являлось позитивным и благим в считывании божественных знаков.
Например, в древнеримской авгурии – гадании по полету птиц.
Если птица летит слева-направо, правым крылом к смотрящему, то это благоприятный знак.
Оба брата большой озабочены были заботой:
Власти желая, они занялись гаданьем по птицам…
…Рем предается один гаданью: счастливую птицу
Он выжидает. Меж тем на высоком холме Авентинском
Ромул прекрасный ждет, наблюдает летучее племя.
Так состязались они, град назвать Ремором или Римом.

И тотчас с высоты прекрасная быстрая птица
Слева на счастье летит(…)
Ромул увидел тогда, что ему отдано предпочтенье,
Трон и власть над страной установлены этим гаданьем.
(с)Квинт Энний. Анналы
Итак, птица своим движением в полете показала, что именно Ромул должен быть царем Вечного города..
Точно такие же приметы и в индуизме:
В «Махабхарате» читаем:
«…когда ястребы, царские гуси (т.е. лебеди), попугаи, каравайки (род аистов) и дятлы направляются над битвою вправо (т.е. совершают по отношению к войску, которому суждена победа, прадакшину), … — жрецы говорят о верной победе»
«Блистающий ясно священный огонь, отбрасывающий свет кверху, бездымный, с языками пламени, отклоняющийся вправо, когда веют чистые благоухания от возлияний, — это называют знамением грядущей победы»
— здесь даже огонь совершает своим пламенем прадакшину.
Итак, у всех народов древней арийской общности, и у народов воспринявших их культуру и религию (либо ее модификации, например, буддизм) — благословенным является движение правой стороной к объекту, слева-направо.
Даже эти строки совершают сейчас для читателя прадакшину.
И задом наперед, и все наоборот
Исключение составляли и составляют религии семитские (например, в древности иудейская, а сейчас мусульманская, иудейская и христианская), в которых движение совершается в направлении противоположном для Солнца, т.е. левосторонее, против часовой стрелки.
У евреев существует предание, согласно которому священники (коганим) обставляли жертвенник еврейскому богу Яхве (который бог и для мусульман, и для христиан), расположенный на храмовом дворе, длинными ветками ивы, которые своей величиной доставали до вершины этого жертвенника. Наутро эти же священники уже с пальмовыми ветками в руках обходили этот жертвенник по кругу один раз, причём против часовой стрелки.
На седьмой день праздника Суккот евреи обходили вокруг жертвенника не один, а семь раз.
Сейчас обход жертвенника заменен таким же семикратным обходом вокруг свитка торы или возвышения в центре синагоги, откуда тору читают..
Йосэф Каро в своём Шулхан Арухе постановил, чтобы все круги совершались только против часовой стрелки.
Во время свадьбы еврейки обходят вокруг мужа, стоящего под хупой, семь раз против часовой стрелки.
Вероятно то же самое делали в древности и семиты-карфагеняне, что для представителя противоположной – арийской культуры — выглядело, как почитание смерти, либо могилы.
Вероятно именно с этим и связано сообщение Филострата, что гадитане «воспевают смерть». (Гадес (ныне испанский Кадис) – был колонией семитского Карфагена).
Мы будем недалеки от истины, если вспомним, что именно в Гадесе находилась могила главного бога карфагенян.
А в Иерусалиме находится главная святыня другой семитической религии, — христианства, — храм «Гроба Господня».
Мусульмане совершают обход Каабы так же семь раз и так же против часовой стрелки – т.е. левой рукой к Каабе.
Христианство
При освящении Успенского собора в московском кремле 12 августа 1479 года разыгрался скандал: ростовский архиепископ Вассиан и чудовский архимандит Геннадий заявили, что митрополит Геронтий нарушил церковное предания, совершив крестный ход “не по солнечному всходу”, то есть не “посолонь”.
Великий князь насторожился, тут началось нашествие татар, он ушел в поход, а по возвращении стал критиковать митрополита за допущенную ошибку. Геронтий удалился в Симонов монастырь и заявил, что уйдет с престола, если князь не позволит ему совершать крестный ход против солнца.
Окончательно движение против солнца было узаконено в Русской православной церкви в 17 веке.
крестный ход вокруг церкви — левой рукой к объекту, анти-прадакшина
С тех пор и по сей день в Русской Церкви крестный ход, так же как движение, к примеру, священника с брачующимися вокруг аналоя – совершаются противосолонь, т.е так же как в родстенных христианству религиях иудаизме и исламе…
Сейчас, за исключением западных католиков, все христиане (как православные, так и восточные католики) совершают крестные ходы левосторонним обходом, т.е. против солнца.
Не храм, а гробница.
Известно, что под основанием иерусалимского храма евреев (нынешняя мечеть аль-акса на храмовой горе) под «краеугольным камнем» — находится пещера, куда, по утверждению самих евреев, сливали кровь (от жертв), это подземное пространство под жертвенником, которое описывается в Мишне (Миддот III, 2) носило название «Шитин» (ср. Талмуд, Сукка 49а).
«краеугольный камень» на храмовой горе и дыра в нем, куда сливали кровь.
И под мусульманской Каабой так же находятся пещеры-лабиринты.
Место и направление поклонения и жертвоприношений, как у евреев, так и у мусульман — строго фиксировано.
Только в сторону Каабы, только в сторону Иерусалимского храма.
В исламе животное режут, уложив головой в сторону Каабы, в иудаизме жертвоприношения должны были совершаться только в Иерусалимском храме.
Первые христиане совершали свои «таинства жертвоприношения» только в катакомбах — то есть, в подземных могильниках, непременно на гробах.

Император Юлиан (3 век н.э.) в своем труде «Против галилеян» пишет об этой христианской практике.
«А сколько вы потом ещё придумали, прибавив к старому Трупу свежие трупы! Можно ли достойным образом оценить эту мерзость?
Вы всё заполнили могилами и гробницами….вы на них призываете бога».
И если добавить к этому тот факт, что до сих пор закладка христианских храмов осуществляется с обязательным положением под фундамент – мощей (читай: куска трупа), либо мощи (т.е. труп) обязательно находятся в самом здании церкви, а евхаристия (т.е. жертвоприношение хлеба и вина = тела и крови) обязательно должна проводится только на платке у православных (либо алтаре у католиков) в котором непременно вшит кусок трупа (мощей, как нам обычно заменяют это слово)
иначе она считается недействительной – то левосторонний обход, закрепившийся в семитических религиях и в христианстве — является абсолютно логичным делом.
Храмы семитических религий – это гробницы.
Семитическое же религиозное почитание – это почитание Смерти / мертвого тела.

Почему Батюшка вокруг алтаря ходит против часовой стрелки?

При всех своих действиях в церкви либо вне её, при всех церковных ритуалах, в том числе при обходе алтаря, батюшка совершает круговые движения против солнца, то есть против часовой стрелки. С одной стороны, мистический смысл заключается в оплакивании Иисуса и его подвижников. Интересно, что православные христиане считали движение по солнцу (по часовой стрелке или «посолонь») ересью и язычеством, так как именно язычники ходили посолонь (по солнцу, по часовой стрелке). В настоящее время православная церковь считает, что круговое движение против солнца — это движение «к востоку», то есть направо (против часовой стрелки). В своё время митрополит Иона повелел «ходити к востоку» и сам он ходил к востоку, окропляя все стены при освящении церкви. Было разъяснено, что ходить посолно (посолони, по часовой стрелке, по солнцу) — это поход и моление на запад, что приравнивалось едва ли не к поклонению дьяволу. Та же аргументация приведена была и в решениях Московского собора. Итак, движение против солнца (против часовой стрелки) считается движением к востоку, в сторону которого христиане должны молиться Христу, и это направление противопоставляется движению язычников и еретиков (по солнцу), так как православная церковь отождествляет это движение (по солнцу) с поклонением дьявольскому западу

График движения крестного хода с чудотворной иконой Божией Матери «Избавительница от бед»

По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна в храмы Белгородской митрополии прибывает чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед», чудесное явление которой произошло в селе Ташла Самарской губернии 21 октября 1917 года, за несколько дней до большевистского переворота.
Икону сопровождает конвой казаков, которые несут ее по всей России крестным ходом больше 5 лет. За 5,5 лет пройдены Самарская, Саратовская, Ульяновская, Пензенская, Нижегородская, Ярославская, Рязанская, Тульская, Орловская, Липецкая области, Республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Удмуртская республика, Республика Башкортостан, Пермский край, Волгодонская, Муромская, Чистопольская, Мичуринская епархии (больше 40 епархий).
Казаки с иконой побывали почти во всех храмах, молельных домах и комнатах, во всех удаленных приходах.
Крестоходцы посещают воинские части, исправительные учреждения, школы, больницы, детские дома, дома престарелых. Во время информационной войны казаки выбрали духовное оружие – крестный ход и молитву.
Вместе с иконой казаки несут ковчег с мощами святых.

21 октября уроженке с. Ташла Самарской губернии Екатерине Чугуновой во сне Царица Небесная указала место, где находится Ее чудотворный образ. По дороге к этому месту Екатерина увидела, как два Ангела пронесли светозарную икону Пресвятой Богородицы и исчезли. В овраге, на месте, указанном Ангелами, и была обретена в земле небольшая икона Божией Матери. Из земли тут же забил источник. Явленную икону поместили в Ташлинскую Троицкую церковь. Священник сначала усомнился в чудесном явлении иконы, и через два месяца икона таинственным образом исчезла из закрытого храма: видели только, как яркая молния мелькнула от храма к святому источнику. Там 24 декабря того же года, когда местный священник поверил в чудотворную силу иконы, она и была найдена вновь, плавающей в колодце на поверхности воды. Когда храм был закрыт, верующие спасли чудотворный образ от поругания, но святой источник был осквернен. В Отечественную войну церковь была открыта, и в нее вернулась икона Божией матери «Избавительница от бед». Здесь она хранится и ныне, являя приходящим с верою к ней и восстановленному святому источнику множество исцелений. Икона Божией Матери «Избавительница от бед» является величайшей святыней Самарского края и всего Среднего Поволжья.

График движения крестного хода

1 июля (понедельник)
16-00 г. Старый Оскол. Церковь Рождества Христова. Молебен, акафист.

2 июля (вторник)
10-00 с. Лапыгино. Церковь Сретения Господня. Молебен, акафист.
12-30 г. Старый Оскол. Церковь Феодора Стратилата. микрорайон ПромАгро, 1-й Архангельский переулок, д. 2. Молебен, акафист.
15-00 г. Старый Оскол. Церковь прп. Сергия Радонежского. мкр. Дубрава. Молебен, акафист.

3 июля (среда)
10-00 с. Федосеевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
12-30 с. Николаевка (Песчанка). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
15-00 г. Старый Оскол. Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского. ул. Токарева, 4. Молебен, акафист.

4 июля (четверг)
10-00 г. Старый Оскол. Церковь свт. Николая Чудотворца. ул. Соковая, 151. Молебен, акафист.
12-00 г. Старый Оскол. Церковь Вознесения Господня. ул. Мира, 28. Молебен, акафист.
15-00 г. Старый Оскол. Церковь Илии Пророка. ул. Хмелева, 1. Молебен, акафист.

5 июля (пятница)
10-00 г. Старый Оскол. Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» (горбольница № 1). Молебен, акафист.
12-30 г. Старый Оскол. Церковь Троицы Живоначальной. ул. Большевистская, 15. Молебен, акафист.
15-00 г. Старый Оскол. Церковь Воздвижения Креста Господня. ул. Зои Космодемьянской, 15. Молебен, акафист.

6 июля (суббота)
11-00 с. Незнамово. Церковь Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
13-00 с. Черниково. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Молебен, акафист.
15-30 с. Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Молебен, акафист.

7 июля (воскресенье)
11-00 с. Потудань. Храм святого великомученика Георгия Победоносца. Молебен, акафист.
13-30 с. Роговатое. Церковь Сергия Радонежского. Молебен, акафист.
16-00 с. Шаталовка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.

8 июля (понедельник)
09-00 с. Знаменка. Церковь иконы Божией Матери «Знамение». Молебен, акафист.
11-00 с. Солдатское. Церковь Рождества Христова. Молебен, акафист.
14-00 с. Малотроицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
16-30 с. Городище. Церковь Космы и Дамиана. Молебен, акафист.

9 июля (вторник)
10-00 с. Ивановка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
13-00 с. Нижнее Чуфичево. Церковь Михаила Архангела. Молебен, акафист.
16-00 с. Долгая Поляна. Церковь Пантелеимона Целителя. Молебен, акафист.

10 июля (среда)
08-00 с. Комаревцево. Храм Казанской иконы Божией Матери. Молебен, акафист.
10-00 с. Ольшанка. Храм Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
12-00 с. Огибное. Храм Косьмы и Дамиана. Молебен, акафист.
14-00 с. Захарово. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
16-00 пос. Чернянка. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.

11 июля (четверг)
09-00 с. Гнилое. Храм Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
12-00 с. Становое. Храм Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
14-00 с. Волотово. Храм Георгия Победоносца. Молебен, акафист.
16-00 пос. Чернянка. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.

12 июля (пятница)
11-00 с. Прилепы. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
13-00 пос. Чернянка. Храм всех святых, в земле Российской просиявших. Колония-поселение ФКУ КП-8 УФСИН. Молебен, акафист.
16-00 с. Холки. Троицкий Холковский монастырь. Молебен, акафист.

13 июля (суббота)
08-00 с. Малое Городище. Церковь прп. Сергия Радонежского. Молебен, акафист.
10-00 с. Тростенец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
12-00 с. Голубино. Церковь Михаила Архангела. Молебен, акафист.
14-00 Крестный ход от часовни ап. Андрея Первозванного в г. Новый Оскол до Успенского собора.
16-30 г. Новый Оскол. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Начало Всенощного бдения. На вечерне чтение акафиста.

14 июля (воскресенье)
10-00 с. Песчанка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
13-00 с. Новая Безгинка. Церковь свт. Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
15-00 с. Старая Безгинка. Церковь Покрова Богородицы. Молебен, акафист.

15 июля (понедельник)
08-00 с. Шараповка. Церковь Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
10-30 с. Слоновка. Церковь свт. Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
13-00 с. Беломестное. Церковь Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
15-00 с. Богородское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
18-00 с. Великомихайловка. Церковь Николая Чудотворца. Молебен, акафист.

16 июля (вторник)
11-00 с. Анновка. Храм Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
13-30 с. Соколовка. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
16-30 г. Короча. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.

17 июля (среда)
11-00 с. Яблоново. Церковь Димитрия Ростовского. Молебен, акафист.
13-00 с. Большая Халань. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
15-00 с. Короткое. Церковь Димитрия Солунского. Молебен, акафист.
17-00 г. Короча. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.

18 июля (четверг)
11-30 с. Самойловка. Церковь Илии Пророка. Молебен, акафист.
14-00 с. Афанасово. Церковь Иоасафа Белгородского. Молебен, акафист.
16-00 с. Алексеевка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.

19 июля (пятница)
09-00 Проходное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
11-00 с. Плоское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Молебен, акафист.
13-30 с. Заячье. Церковь Параскевы Пятницы. Молебен, акафист.
16-00 с. Мазикино. Церковь Сергия Радонежского. Молебен, акафист.
18-00 с. Ломово. Церковь Николая Чудотворца. Молебен, акафист.

20 июля (суббота)
11-00 с. Шеино. Церковь Рождества Христова. Молебен, акафист.
13-00 с. Мелихово. Церковь Иоанна Предтечи. Молебен, акафист.
15-00 с. Хохлово. Храм Флора и Лавра. Молебен, акафист.
17-00 с. Беломестное. Храм Богоявления Господня. Молебен, акафист.

21 июля (воскресенье)
11-00 пос. Северный. Храм Рождества Иоанна Предтечи. Молебен, акафист.
15-30 г. Белгород. Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица», областной онкологический диспансер. Молебен, акафист.
18-00 г. Белгород. Храм прав. Иоанна Кронштадтского. Молебен, акафист.

22 июля (понедельник)
09-00 г. Белгород. Храм святой блаженной Матроны Московской. Областная больница. Молебен, акафист.
12-00 г. Белгород. Свято-Троицкий храм (Студенческая, 2Б). Молебен, акафист.
15-00 г. Белгород. Николо-Иоасафовский собор. Молебен, акафист.

23 июля (вторник)
09-00 с. Ближняя Игуменка. Храм Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
12-00 г. Белгород. Серафимо-Саровский храм. Молебен, акафист.
15-00 г. Белгород. Преображенский кафедральный собор. Молебен, акафист.

24 июля (среда)
12-00 г. Белгород. Собор Смоленской иконы Божией Матери. Молебен, акафист.
16-00 г. Белгород. Марфо-Мариинский женский монастырь. Успенско-Никольский собор. Молебен, акафист.

25 июля (четверг)
09-00 г. Белгород. Михайловский храм. Молебен, акафист.
12-00 с. Разумное. Храм равноапостольного князя Владимира. Молебен, акафист.
15-00 г. Белгород. Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Молебен, акафист.
18-00 г. Белгород. Храм Почаевской иконы Божией Матери. Молебен, акафист.

26 июля (пятница)
11-00 г. Белгород. Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
14-00 г. Белгород. Храм преподобного Сергия Радонежского. Молебен, акафист.
17-00 п. Дубовое. Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». Поселок Дубовое, ул. Городская, 2а, мкрн «Улитка». Молебен, акафист.

27 июля (суббота)
11-00 с. Дубовое. Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Молебен, акафист.
14-00 п. Комсомольский. Храм Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
16-30 п. Майский. Храм Алексия, митрополита Московского. Молебен, акафист.

28 июля (воскресенье)
11-30 с. Головино. Храм Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
14-00 с. Веселая Лопань. Храм Рождества Христова. Молебен, акафист.
16-30 с.Бессоновка Храм иконы Божией Матери «Знамение». Молебен, акафист.

29 июля (понедельник)
10-00 с. Толоконное. Храм Георгия Победоносца. Молебен, акафист.
13-00 с. Журавлевка. Храм Михаила Архангела. Молебен, акафист.
16-00 п. Октябрьский. Храм Воскресения Христова. Молебен, акафист.

30 июля (вторник)
10-00 с. Черемошное. Храм Воскресения Христова. Молебен, акафист.
12-00 с. Ясные Зори. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
15-00 с. Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Молебен, акафист.

31 июля (среда)
10-00 с. Новая Таволжанка. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Молебен, акафист.
12-30 с. Графовка. Храм Иоанна Златоуста. Молебен, акафист.
15-00 с. Маслова Пристань. Храм Михаила Архангела. Молебен, акафист.

1 августа (четверг)
09.30 с. Неклюдово. Церковь Петра и Павла. Молебен, акафист.
13.00 с. Чураево. Храм Михаила Архангела. Молебен, акафист.
16-00 Шебекино Церковь Николая Чудотворца. Молебен, акафист.

2 августа (пятница)
09-00 с. Шебекино. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Молебен, акафист.
13.00 с. Шебекино. Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Молебен, акафист.
16-00 с. Шебекино. Храм Космы и Дамиана. Молебен, акафист.

3 августа (суббота)
10-00 с. Купино. Храм Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
13-00 с. Сурково. Церковь сщмч. Макария Киевского. Молебен, акафист.
15.00 с. Зимовенька. Воскресенский женский монастырь. Молебен, акафист.

4 августа (воскресенье)
11-00 с. Большетроицкое. Храм Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.
13-00 с. Белый Колодезь. Храм Николая Чудотворца. Молебен, акафист.
15-00 с. Булановка. Храм Троицы Живоначальной. Молебен, акафист.

Крестный ход

Не следует путать с Крестовый поход. Пасхальный старообрядческий (РПСЦ) крестный ход в Гуслицах (деревня Елизарово Орехово-Зуевского района Московской обл.). 2 мая 2008 г.

Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).

Происхождение

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 мая 2016 года.

Образ крестного хода в Библии

Образом крестного хода могут служить разные события, описанные в Ветхом Завете:

  • Первозданное райское богослужение ангелов,
  • Блаженное хождение первых людей по Эдемском саду,
  • Плавание Ноева ковчега по водам Всемирного потопа,
  • Заповеданное Богом распространение людей по всей земле (Быт. 9:1-16),
  • Переселение Авраама из Ура халдейского в землю обетованную,
  • Путь евреев из Египта в Землю Обетованную;
  • Торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона;
  • Торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа.
  • Также ежегодно в Праздник кущей совершалось торжественное шествие на Силоамский источник, где бралась для жертвоприношения вода, которая при звуках музыки и торжественном пении приносилась в храм.
  • Возвращение евреев из плена вавилонского.

В Новом Завете также есть прообразы и примеры крестных ходов:

  • Встреча Марии и Елизаветы — матери Иоанна Предтечи в Горнем,
  • Шествие Святого Семейства в Вифлеем,
  • Поклонение пастухов,
  • Поклонение волхвов,
  • Бегство в Египет,
  • Путешествие 12-летнего Иисуса в Иерусалимский храм,
  • Проповедь Иоанна Крестителя на Иордане,
  • 3-летнее странствование Спасителя по Палестине,
  • Вход Господень в Иерусалим,
  • Крестный путь Иисуса Христа до Голгофы,
  • Сошествие Христа в ад,
  • Шествие Христа с Лукой и Клеопой во Эммаус,
  • Изведение Христом одиннадцати апостолов, и бывших с ними, из до Вифании (Лк. 24:50),
  • Вознесение Господне,
  • Миссионерские проповеди апостолов.

История крестных ходов

В период гонений на христиан в Римской империи публичные крестные хода совершать было небезопасно, поэтому их количество было невелико.

Первый покровитель христиан из римских императоров Константин I Великий накануне решающей битвы в 312 году видел знамение креста на небе с надписью «Сим победиши!», после чего велел изготовить для своей армии знамёна (впоследствии — хоругви) и щиты с изображениями креста. В дальнейшем упоминается сообщение о том, что в начале V века епископ Порфирий Газский совершал крестный ход на место языческого капища, где предполагалось строительство христианского храма; а во время засухи он совершил шествие, «имея пред собою честный Крест», в древнюю церковь, где находились мощи Св. Тимофея и других мучеников. В VI веке совершение таких крестных ходов было узаконено императором Юстинианом I; он же запретил совершать ходы мирянам без участия священнослужителей: «ибо будет ли крестным тот ход, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы». Кроме этого, совершались шествия («умилостивительные ходы»), когда византийские императоры отправлялись на войну: Феодосий I Великий «с священниками и народом обходил все храмы во власянице, повергался перед гробницами мучеников и Апостолов» перед походом против Евгения; император Маврикий совершал ход в Храм Живоносного Источника; Константин X Дука совершал «продолжительное молебствие с ходом, в котором сам шёл пеший со слезами и сокрушенным сердцем». Есть ряд сообщений о том, что во время природных бедствий (наводнения, бури, засухи) в Константинополе совершались крестные ходы, когда «весь город, по словам историка, обращался как бы в церковь». С VI века в Константинополе освящение храмов стало соединяться с торжественными ходами; так, в 536 году в первое освящение Софийского собора сопровождалось ходом в него из храма Св. Анастасии.

С возникновения собора Святой Софии в Константинополе получает широкое развитие и распространение Устав Великой церкви, где преобладали помпезные патриаршие и императорские выходы и церемонии, связанные с ними «песненные последования», выходы с литиёй (на западе — литании) на поле, то есть богослужения вне храмов, на площадях, улицах и даже за городом, совершения молебнов по случаю губительных эпидемий, землетрясений, пожаров, засух, наводнений, нападений врагов или в благодарность за избавление от них.

В определённые дни церковная процессия (наш теперешний «крестный ход») начиналась в Св. Софии и направлялась в храм, посвященный памяти празднуемого святого или события, в котором вся Церковь, — а не отдельный «приход», — эту память праздновала. Так, например, 16 января, в день празднования «уз св. Апостола Петра процессия — по указанию „Устава Великой Церкви“ — выходит из Великой Церкви (то есть Святой Софии) и направляется в храм св. Петра, где и совершается праздничная Евхаристия». Так вот, пение антифонов и совершалось во время этой процессии и заканчивалось у дверей храма чтением «молитвы входа» и самим входом в храм духовенства и народа Божия для совершения Евхаристии. Отсюда многообразие антифонов, их «изменчивость» в зависимости от празднуемого события, отсюда существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни больших Господних праздников и т. п… Иногда, однако, вместо антифонов пелись специальные тропари святому, и тогда «Устав», отмечая эти тропари, предписывает: «…И входим в Церковь св. Петра и поется „Слава“ с тем же тропарем. Антифонов нет, а сразу Трисвятое…».

Отголоски обязательного крестного хода перед каждой литургией можно наблюдать на каждом архиерейском её совершении:

  1. когда архиерей входит в храм, протодиакон возглашает: «Премудрость», после чего хор поёт: «Достойно есть» (или задостойник) — то есть, то, что завершает предыдущее богослужение (предполагаемый крестный ход),
  2. до малого входа архиерей, по сути, не участвует в литургии — сидит на кафедре посреди храма, что косвенно свидетельствует о том, что антифоны литургии в прежние времена пелись только в крестных ходах.

Русский летописец Нестор сообщал о шествии патриарха Фотия I с ризой Богоматери из Влахернского храма к морю, во время нашествия Аскольда и Дира. Тот же летописец указывает, что массовое крещение киевлян равноапостольным князем Владимиром было совершено не в храме, а на реке Днепр, во время крестного хода.

Однако в российских условиях (с лютыми зимами и осенне/весенней грязью на дорогах) частые крестные хода совершать не очень удобно. Поэтому количество крестных ходов в Русской православной церкви значительно сократилось вслед за греческими церквами, которым принудительно запрещалось совершать массовые шествия оккупационными властями мусульман (арабов и турок) и латинян (крестоносцев).

Виды крестного хода

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 мая 2016 года.

Крестный ход бывает:

  • внутри храма — в конце утрени Крестопоклонной недели, Происхождения честных древ и Всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня. Разновидностью крестного хода внутри храма можно считать литию и даже, с некоторой натяжкой, полиелей, каждение всего храма, великий и малые входы, молебны, совершение таинств/треб, схождение всех певцов обоих хоров на совместное пение катавасий и др.,
  • вокруг и возле храма — в Вербное воскресение («хождение на осля́ти»), в страстную субботу с плащаницей, на пасхальной заутрени, после Литургии каждый день светлой седмицы, во все воскресные дни до отдания Пасхи, в дни престольных и других больших праздников, когда позволяет погода,
  • из храма в храм или из села в село — при освящении храма, в праздники в честь особо почитаемых святых и икон (например, многодневный паломнический Великорецкий крестный ход), с молениями у разрушенных/строящихся храмов, по местам чудесных явлений и знаменательных событий,
  • для освящения воды источников, рек и озёр — в сочельник и в сам день Крещения Господня, а также в Живоносный Источник (Светлый пято́к), в Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня,
  • погребальный с покойником на кладбище,
  • в связи с конкретными жизненными обстоятельствами — может не иметь постоянных дат (начало и конец сельскохозяйственных работ, засуха, непрерывные дожди, эпидемии и др.). Например, если крестный ход проводится на молебне о ниспослании дождя, тогда шествие направляется из храма на поле. Бывают крестные ходы в зонах каких-либо техногенных катастроф и боевых действий,
  • крестный ход, приуроченный к какому-либо государственному празднику или событию. В 2013 году в Санкт-Петербурге родилась идея организации «межконфессионального» и «светского» крестного хода в День народного единства 4 ноября. «Так как праздник 4 ноября — государственный, крестный ход — межконфессиональный», — заявил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко),
  • миссионерский крестный ход,
  • паломничества, когда группа православных туристов во главе со священником совершают поездку, во время которой ежедневно произносятся проповеди, молитвы, песнопения, с участием в общественных богослужениях (часто с Причащением),
  • крестный ход с требованиями к властям — демонстрация (Кровавое воскресенье (1905), или «Стояние за веру»),
  • крестный ход по домам прихожан — колядование,
  • детский познавательный и спортивно-оздоровительный — крестный поход на природу.

Порядок совершения

Крестный ход вокруг храма в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), в Русской православной старообрядческой церкви — по движению солнца (посолонь). Участвующие в нём священно- и церковно- служители идут попарно в полном (не всегда) облачении, во время шествия поётся молебный канон. Неотъемлемой принадлежностью ходов издревле были крест и «возженные светильники и кадильницы»; затем присоединилось (в связи с участием в ходах императоров) «ношение священных знамён, или хоругвей, на которых также были изображаемы некоторые события из истории христианства, и которые неслись впереди совершаемого крестного хода». Также с древних времён в крестных ходах носились Евангелие и иконы. Чинопоследование крестных ходов, по большей части «состояло в противогласном (попеременном) псалмопении».

Состав песнопений на крестных ходах может быть очень разнообразным, в зависимости от возможностей и желания поющих:

  • Трисвятое,
  • Иисусова молитва,
  • Господи помилуй,
  • ектения,
  • канон (песнопение),
  • стихиры,
  • тропари,
  • кондаки,
  • величание,
  • запевы и припевы,
  • акафисты,
  • псалмы и антифоны,
  • народные кантики,
  • и другие молитвы и песнопения.

В XX веке в Русской православной церкви появилась форма неканонического крестного хода («крестного лёта») с использованием технических средств, подразумевающая перелёт с иконой на самолёте группы священников, совершающих в местах остановок богослужения:

  • Фомин, Сергей Владимирович (историк) сообщает, что 8 декабря 1941 года чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском был на самолёте обнесён кругом Москвы и спас Москву от врага. А 9 декабря, после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобождён и город Тихвин.
  • с 14 по 19 июня 1999 года состоялся самолётный крестный ход вдоль границ Российской Федерации в честь 2000-летия Рождества Христова.
  • с 23 по 25 апреля 2009 года состоялся вертолётный крестный ход по памятным и святым местам России, приуроченный к 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
  • В рамках проекта «Православная экспедиция» по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла на российский космический корабль «Союз ТМА-16» был доставлен список новгородской иконы «Знамение». Облёт иконой Земли в количестве 176 раз с 30 сентября по 11 октября 2009 года был объявлен крестным ходом.
  • Большой (общегородской) крестный ход в Шуе в 9-е воскресенье после Пасхи. 1884 (?)

  • Крестный ход у церкви. Ложголово. 1912 год

  • В Новосибирске в день Кирилла и Мефодия

  • В Харькове в честь Харьковского собора

Крестный ход в культуре

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

  • Сельский крестный ход на Пасхе (1861, В. Г. Перов)

  • «Выход Крестного хода из Эчмиадзинского собора» (1895, В. Суренянц)

  • Крестный ход. (1893, И. М. Прянишников)

> См. также

  • Марш во имя Иисуса
  • Великорецкий крестный ход

Примечания

  • Аничков-Платонов, И. Н. Разсуждение о крестных ходах православной церкви. — М., 1842
  • Крестный ход // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Пуртов Е., иер. История крестных ходов

Вопрос священнику: По моему представлению, крестные ходы, которые : совершаются вокруг храма (на Пасху, на престольный праздник), имеют ритуальный смысл и относятся к богослужению. Но я никак не могу понять, в чем смысл и значение крестных ходов по городу, между населенными пунктам и т. п.

Сергей

Отвечает протоиерей Борис Балашов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» города Клин Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов, кафедры теологии Клинского филиала МГСУ:

— Уважаемый Сергей!

Крестный ход, идущий с иконами и хоругвями, совер­шает молебное пение. Тогда происходит церковное единение людей в молитве к Богу, которая освящает нашу землю, наши города и села. А если в таких крестных ходах участвуют прихожане разных храмов, то совместная молитва их соединяет, улицы и площади становятся совместным храмом под открытым небом.

В храме купол самого здания (не главка) символизирует духовное небо — Небесное Царство Божие, с которым мы встречаемся в нашей церковной молитве. В крестном ходе иконой духовного неба становится наш небесный свод — небо материальное. И тут чувство общения с Богом может быть очень глубоким и сильным.

Такие крестные ходы благодатно воздействуют на души молящихся участников. Многие посторонние люди будут воспринимать это как зрелище, но и некоторые из них вспомнят о Боге, помолятся, то есть молитва православных христиан, серьезно и благоговейно совершающих свое молитвенное шествие, станет проповедью о Воскресшем и Живом Христе.

Но все это возможно только в том случае, если крестный ход хорошо организован, на нем нет политических и национальных лозунгов и вообще какой-либо нецерковной символики. За это отвечают возглавляющие крестный ход священники и их помощники.

А вот крестные ходы, возглавляемые мирянами или священнослужителями, которые практически не руководят крестным ходом и не побуждают народ к молитве, могут превращаться в путешествие людей со святынями по городским и сельским дорогам с непонятной целью. Ведь только от ритуального шествия верующих людей, без молитвы и трезвого христианского настроя, ничего освящающего и благодатно укрепляющего не произойдет. Возможно, у многих членов таких крестных ходов будет чувство исполненного долга, но у окружающих может возникать впечатление встречи со странными людьми или чудаками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *