Крестник

Крестник

Как и для чего становятся крестными?

Если человек собирается стать крестным ребенка — как подготовиться, с чего начать, на что обратить внимание? Отвечает протоиерей Федор Бородин.

Вы готовитесь стать крестными родителями. Крестные родители — это очень ответственно. Это служение Церкви. Крестный получает от Бога на время особую власть, особое дерзновение по отношению к душе другого человека. Исторически крестный или крестная, восприемники, как они назывались в древности — это люди, которые помогали человеку готовиться к таинству крещения.

Если креститься собирался юноша, девушка или взрослый человек, они разговаривали с ними, объясняли основы веры, читали вместе Евангелие, толковали Евангелие, разъясняли заповеди Христовы и раскрывали красоту и богатство жизни в Церкви.

Потом, после таинства крещения, они не оставляли крестника, продолжали быть его наставниками. Ведь это глупо — считать, что, если ты окончил школу, поступил в институт, то после этого тебе совершенно не нужно учиться.

Так же и христианин. После принятия таинства крещения человек постоянно должен возрастать в своей вере.

Не всегда есть возможность задать вопрос священнику, и, чтобы ответить на него, нужен крестный или крестная.

Крестный или крестная — это человек, который должен иметь большой опыт христианской жизни. Поэтому, конечно, крестным не может быть человек, который сам никогда не исповедуется, не причащается и не знает, что такое молитва.

Если у вас такая ситуация, что вы ничего не знаете, а вас зовут стать крестным, у вас есть совсем мало времени, и вы должны все наверстать. Потому что существует такой известный принцип: никто не может дать больше того, чем обладает сам. Если вы далеки от Христа, как вы можете научить вере ребенка? А крестный — это ведь не тот человек, который раз в год приходит и поздравляет своего крестника, дарит ему игрушку, торт или телефон. Нет. Крестный — это человек, который отвечает за возрастание христианской души.

В этом смысле могу привести собственный пример. Я рос в семье нецерковной. Мой отец, который был физически очень сильным человеком, томился на своей чиновничьей работе и очень любил помогать перевозить людей с квартиры на квартиру — бесплатно, разумеется. Однажды он помог переезжающей в наш дом пожилой женщине с мужем. Увидел у нее иконы, понял, что женщина — верующая, и сказал ей: «Вера, мы сейчас с женой думаем покрестить наших старших детей, Аню и Федю (Федя — это я). Не согласитесь ли вы быть их крестной?». Она ему ответила: «Хорошо, Саша. Но только ты мне тогда обещай, что не будешь мешать, когда я буду заниматься своими обязанностями». Папа, совершенно не понимая о чем речь, согласился.

Крестная нами начала заниматься. Она два-три раза в год возила нас причащаться, предупредив, чтоб с утра родители нас не кормили. Родители первое время были просто в шоке, но Вера Алексеевна — человек настырный, педагог (сейчас на пенсии), и свои обязанности старалась выполнять неукоснительно. Она возила нас в храм. У нас страшно болели спины, мы ничего не понимали сначала, но — причащались. После службы она выводила нас на улицу, кормила бутербродами, наливала чай из термоса и учила молитве. Принесла молитвослов, объяснила, какие молитвы что значат. Дала самое краткое правило. Потом постепенно помогала нам входить в Церковь. Это был многолетний процесс. Но очень во многом я верующий человек, церковный человек благодаря ей.

Вижу, что действительно у нее была помощь Божия в этом деле. В Церкви ничего не бывает без помощи Божией, ни одно служение. Если человека Господь призывает, и человек соглашается на призвание стать крестным, у него есть особый подход к душе ребенка, и он должен ему помогать стать верующим человеком, водить в храм, учить молитвы, толковать Евангелие. Господь спросит с нас, с крестных, спросит, кем выросли те, которых мы принимали на руки в таинстве крещения.

Есть такая традиция, она реализуется во всех храмах, когда после чина воцерковления, когда ребеночка подносят к алтарю, священник берет младенца и кладет на амвон. Крестный или крестная должен взять его, держать на руках, когда малыша причащают. Это символ того, что Церковь в лице священника, того, который совершал таинство, отдает в руки крестному или крестной этого человека. Отдает, для того чтобы крестный о нем заботился, заботился о его христианской душе. Поэтому надо засучить рукава, не бояться, и начинать трудиться. Помоги вам Бог.

Назад к списку

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?
Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.
К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников. Итак:
Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?
Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это — полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.
Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос:
Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги?
Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.
Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:
Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?
На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.
Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.
Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.
Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:
Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?
В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником — крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.
Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:
Могут ли родственники стать крестными?
Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.
Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?
Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.
Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:
Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?
Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.
Иногда люди задают и такой вопрос:
Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?
Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник — такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, диакон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.
Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».
Можно ли взять крестного «заочно»?
Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.
Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:
Сколько раз человек может становиться крестным?
В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.
Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?
Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.
http://www.pravmir.ru/article_2899.html
Иерей Дионисий Свечников

Крещение — важнейшее православное таинство, смысл которого заключается в соединении ребенка с господом. А так как маленький человечек еще не осознает смысл этого обряда, ему необходим крестный родитель – тот, кто возьмет на себя роль духовного проводника и поведет ребенка к богу своей верой.

Немногие современные семьи задумываются о том, какую роль выполняет крестный родитель в жизни ребенка, поэтому в качестве крестной матери часто выбирают хорошую знакомую или даже не совсем близкого человека. Например, так бывает, когда родители ищут двух крестных – мужчину и женщину, и тогда один из них может быть близким другом семьи, а второго приглашают только для соблюдения сложившегося обычая, согласно которому у ребенка должно быть два крестных родителя.

Но к вопросу выбора крестной матери нужно подходить с большей ответственностью. Выбирая крестную, необходимо понимать, что соглашаясь на эту роль, женщина принимает на себя обязанности по нравственному и духовному воспитанию ребенка. Кроме того, важно знать, что крестной матерью может стать не любая женщина. Поэтому прежде чем говорить об ее обязанностях по отношению к ребенку, следует рассмотреть ряд важных условий, которые должны соблюдаться при выборе крестного родителя.

Роль крестной матери в жизни ребенка

Крестная мама — это тот человек, который принимает ответственность за духовное развитие ребенка. Чтобы лучше понять какова ее роль, следует рассмотреть обязанности крестной матери при крещении и после него, а также коснуться вопросов подготовки к обряду.

До крещения будущей крестной рекомендуется сходить в церковь и поговорить с батюшкой. Так она сможет получить ответы на все волнующие вопросы. В некоторых церквях перед крещением требуется исповедаться и причаститься.

Также принято, что крестная мать покупает для ребенка крестик, но этот вопрос нужно обсуждать, так как сейчас все расходы обычно берут на себя родители. Однако это не мешает крестной заранее приготовить для малыша подарок. Например, им может стать традиционная серебряная ложечка «на первый зуб».

При крещении крестный родитель должен принять ребенка после окунания в купель и держать на руках в течение некоторого времени обряда, впрочем, здесь возможны варианты. Кроме того, малыш может вести себя слишком шумно, и тогда нисколько не возбраняется, если на руки его возьмет мама.

После крещения негласной обязанностью крестной матери становится нравственное и духовное воспитание ребенка. В идеале она должна разговаривать с крестником, касаясь вопросов веры и духовных ценностей и оказывая, тем самым, положительное влияние на формирование его личности. И конечно, крестная мама должна служить ребенку хорошим примером нравственности и веры.

Зная об этих правилах, родители смогут сделать осознанный выбор и найти на роль крестной того человека, который подойдет для этого лучше всего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *