Креститель иоанн предтеча

Креститель иоанн предтеча

Молитва первая

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва вторая

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи. Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами осквернен-наго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Молитва заключенного к святому Иоанну Предтече

Предтече и Крестителю Христов Иоанне, проповедниче покаяния! Ты неповинне всажден был еси в темницу: аз же, вверженный в злоключение сие, достойное по делом моим приемлю, яко преступник правды и закона. Всели в мое сердце чувство покаяния о гресех моих! Несть бо ни единыя злобы ни беззакония, ихже аз, окаянный, не содеях; престрашни греси мои. Учителю правды! научи мя право глаголати о мне самом пред судиями.

Не преставаяй и в темнице обличати беззаконнаго Ирода, даруй ми, да наипаче зде обличает мене совесть моя, да от обличении ея не возмогу на долзе времени утаити мое преступление. Аще же осужден буду понести наказание, даруй ми быти терпеливу, якоже ты сам терпеливно несл еси усекновение главы твоея, желанное от Иродиады. Ей, Крестителю Христов! Простри ми, рабу твоему, руку, крестившую Христа Спасителя моего, да мя извлечеши из глубины погибели. Ты еси больший всех в рожденных женами, ты еси первый по Богородице, праведник между человеки. Сего ради прибегаю к тебе аз, имеяй потребу в велицем ходатае, яко велик есмь грешник. Убо и да осенит мене, недостойнаго, благодать твоя, Предтече Господень.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С ОБРУЧЕМ.

Кому о чем молиться, где находится.

Краткое житие святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Празднования святому: рождество 24 июня/7 июля, усекновение главы 29 августа/11 сентября, собор святого 7/20 января, первое и второе обретение главы 24 февраля/9 марта, третье обретение главы 25 мая/7 июня

Священное Писание сохранило обстоятельства рождения святого Иоанна Предтечи. Родители «большего из пророк», святые праведные Захария и Елисавета, согласно повествованию святого евангелиста Луки, были бездетны и всю свою жизнь молили Бога о даровании чада, но Промыслом Божиим было определено явить им Свою милость лишь в весьма преклонных летах.

Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой.

На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. В доме царила великая радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом. К этому дню полагалось дать младенцу какое-либо имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца.

Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать». Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать младенца, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн». Немедленно узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз уста свои и, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне — Предтече Господнем и о грядущих событиях.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону, в котором находился дом праведных Захарии и Елисаветы, и его окрестностям. Жители вопрошали: «Что будет отрок сей?», некоторые же именовали его будущим царем иудейским.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Захария же совершал службы в Иерусалимском храме. Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду; тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу. За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

Предание упоминает, как праведная Елисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, повсюду разыскивающих младенца, обратилась к горе: «Гора Божия, приими матерь с сыном!» И гора при этом расступилась и скрыла ее от убийц. Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды, а у входа в пещеру выросло многоплодное финиковое дерево. По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета; младенец же Иоанн был питаем и храним ангелом.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, которые в течение целых столетий принуждены были черпать религиозно-нравственные силы исключительно в Законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии.

Иоанн Предтеча явился в пустыне не только в духе и силе Илии, но и походил на него и внешностью, и образом жизни. Подобно своему великому прообразу, он носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни — диким медом и акридами. Он исполнил на себе, как исполняли потом все истинные аскеты христианства, завет Писания: «Уклонися от зла и сотвори благо».

Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, тем более что проповедь его касалась и очень важного вопроса — времени пришествия Мессии. «Покайтесь, — проповедовал Иоанн, — ибо приблизилось Царство Небесное». И на этот призыв отовсюду стали собираться к Иоанну все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений. Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения великого пророка, исповедали свои грехи и крестились от него в Иордане.

Наступило, наконец, время явиться Тому, о Котором Иоанн проповедвал.

Когда Иисус Христос пришел среди множества народа и просил Иоанна крестить Его, то великий пророк смутился пред таким безграничным смирением Того, в Ком он сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно возразил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». И на это выражение смирения и благоговения со стороны Иоанна последовал ответ Иисуса: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Выслушав слова Спасителя, Иоанн крестил Господа. Когда же Иисус выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так совершилось преславное Крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах иорданских.

Крестив Иисуса и исполнив таким образом главную цель своего служения, Иоанн продолжал проповедовать покаяние и после этого, но, как он сам сказал о себе и об Иисусе: «Ему подобает расти, мне же малитися» (Ин. 3, 30).

За свою безбоязненную проповедь и обличение Иоанн по приказу галилейского правителя Ирода Антипы был заточен в мрачную темницу. К соблазну всего народа, этот правитель находился в беззаконном браке с женой своего брата Филиппа — Иродиадой, и лишь великий пророк пустыни решался, среди общего подобострастного молчания, обличать его: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Сам Ирод Антипа втайне почитал пророка, но закоснелая в преступлении Иродиада приходила в ярость и искала способа погубить обличителя. Святое Евангелие повествует, каким именно образом это ей удалось. Дочь ее Саломия во время роскошного пира во дворце Ирода Антипы смогла своей пляской угодить ему и испросила в награду за доставленное удовольствие главу Иоанна Крестителя. Антипа был поражен неожиданностью такого требования и опечалился, но все же послал воинов в замок Махер, где томился Иоанн, с наказом принести его голову. Голова пророка была принесена и сделалась предметом издевательства Иродиады, а тело его было погребено его учениками. Так величайший из рожденных женами за свое обличение пал жертвой обличенного порока. Поскольку все ветхозаветные праведники, умирая, неизбежно сходили во ад, чтобы быть «по исполнении времен» изведенными оттуда Единородным Сыном Божиим, то Иоанн проповедовал «пришедшего во плоти Христа Бога» не только живущим на земле, но и «сущим в аде».

Впоследствии глава Иоанна Предтечи трижды чудесным образом являлась христианам, исчезая во времена гонений, избегая таким образом поругания.

В лике святых Иоанн Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказывали, возложил руку свою.

Святая Церковь празднует память святого:

24 июня/7 июля — рождество Иоанна Предтечи;

29 августа/11 сентября – усекновение главы Иоанна Предтечи;

24 февраля/8 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;

25 мая/7 июня – третье обретение главы Иоанна Предтечи.

РОЖДЕНИЕ И НАРЕЧЕНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ

(Лука, 1:57 – 64)

(57) Елисавете же настало время родить, и она родила сына. (58) И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. (59) В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. (60) На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. (61) И сказали ей: никого нет в роде твоем, кто назывался бы сим именем. (62) И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. (63) Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. (64) И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

(Лк. 1:57-64)

Сцена происходит в доме Захарии. Изображается спальня Елисаветы. Как правило, присутствуют служанка и повитуха, а также входящие в спальню соседи и родственники (Фуке, Гирландайо).

Жан Фуке. Рождение Иоанна Крестителя (Часослов Этьена Шевалье) (1450—1460).

Шантийи. Музей Конде.

Доминико Гирландайо. Рождение Иоанна Крестителя (1486 – 1490). Флоренция. Цер­ковь Санта Мария Новелла. Капелла Торнабуони

Дж. Вазари так пишет об этой фреске: здесь «подмечена следующая прекраснейшая подробность – в то время как несколько соседок пришли навестить ее , а кормилица сидит возле ребенка, одна из женщин с радостью приглдашает этих женщин взглянуть на новость, соврешающуюся с хозяйкой дома, несмотряна ее старость, и, наконец, еще одна красивая женщина, по флорентийскому обычаю несет на голове сельские плоды и сосуды с вином».

Вся сцена пронизана гармонией человеческих фигур, движений и всего декора. Так могли выглядеть комнаты в доме Джованни Торнабуони, который в 1486 год заказал Доменико Гирландайо циклд фресок на тему «История Иоанна Крестителя» для своей фамильной капеллы во флорентийской церкви Санта Мария Новелла. По флорентийской моде одеты кормилица, няньки и гости, пришедшие навестить Елисавету и принесшие вина и фрукты. Пожилая посетительница с белым покрывалом на голове, конечно, Лукреция Торнабуони, мать Лоренцо Великолепного, сестра Джованни Торнабуони. Это была незаурядная женщина, она дружило с Анджело Полициано, выдающимся поэтом эпохи Возрождения, гуманистом, другом Лоренцо Медичи, профессором греческой и латинской литературы во флорентийском университете (1480—1494), автор поэмы «Стансы на турнир» (1475), пьесы «Сказание об Орфее» (1471). Сама Лукреция писала стихи и интересовалась политикой. При той традиции в живописи – помещать на картинах и фресках реальные историчесие персонажи – ее, безусловно, стоило изобразить на этой фреске, хотя бы потому, что она описала жизнь Иоанна Крестителя. Ко времени создания фрески прошло четыре года со смерти Лукреции, новоспоминания оней были столь же живы, каки портрет, написанный Гирландайо: именно такой видели Лукрецию во дворце, на вилле, на улицах Флоренции.

Следующий момент истории Иоанна Крестителя – его наречение – также представлен в цикле Гирландайо.

Доминико Гирландайо. Наречение Иоанна Крестителя (1486 – 1490). Флоренция. Церковь Санта Мария Новелла. Капелла Торнабуони.

Здесь изображен Захария, еще немой. Он выводи пером на листе: «Нарекут его Иоанном». Движения людей вокруг сидящего священника естественны и живы, молодая женщина, преклонив колена, показывает ему новорожденного. Действие происходит в портике, мраморные плиты пола которого образуют геометрический узор. На заднем плане открывается бесконечный пейзаж: деревья дороги и справа город, конечно, напоминающий Флоренцию.

Что касается Девы Марии – родственницы Елисаветы, то Она, по-видимому, после трех месяцев пребывания у Елисаветы вернулась в Назарет, не дождавшись рождения Иоанна. Так можно заключить из того, что Лука не упоминает Ее имени в числе пришедших к Елисавете в момент рождения Иоанна, чтобы разделить ее радость, и еще потому, что о рождении Предтечи евангелист повествует вслед за рассказом о возвращении Девы Марии к Себе домой. Встречающиеся в европейской живописи изображе­ния новорожденного Иоанна на руках у Девы Марии (Рогир ван дер Вейден) основаны на предании, получившем литературное оформление в «Золотой легенде» Якова Воррагинского: «Говорят, что Она исполнила обряд принятия родов, когда Св. Иоанн Креститель появился на свет». В картинах, трактующих этот сюжет на основании «Золотой легенды», Дева Мария сидит прямо на полу и держит на руках младенца (Фуке), Иногда Она даже кормит его грудью (Тинторетто).

Якопо Тинторетто. Рождение Иоанна Крестителя (середина XVI века).

Санкт-Петербург. Эрмитаж

в XVII веке эта картина называлась «Рождение Марии»; в Эрмитаж она поступила под названием «Рождение Иоанна Крести­теля», но в каталоге 1889 года снова была названа неверно; под ошибочным названием она упоминается в трудах ряда крупных западных искусствоведов – Л. Вентури, А. Вентури, Р. Паллуккини, в дальнейшем в каталогах Эрмитажа она называлась правильно; тот факт, что аналогичная картина Тинторетто имеется в церкви Сан Заккария в Венеции, доказывает, что и здесь изображенная мужская фигура – это Захария, и, следовательно, сюжет картины – рождение Иоанна Крестителя!)

Наречение новорожденного по иудейским обычаям происходило на восьмой день вместе с обрядом обрезания младенца (ср. ОБРЕЗАНИЕ МЛАДЕНЦА И НАРЕЧЕНИЕ ЕГО ИИСУСОМ). В случае с Иоанном художники редко при­держиваются реальной хронологии и со сценой Рождения изображают эпизод наречения Иоанна. Лука говорит, что Захарию знаками спрашивали о том, какое имя он хотел бы дать младенцу. Из этого можно заключить, что он после посещения его Архангелом оказался не только нем, но и глух (см. БЛАГОВЕСТИЕ ЗАХАРИИ). Захария изображается пишущим — в полном соответствии с рассказом Луки — имя Младенца («Иоанн», что значит «Господь милостив») на дощечке (Рогир ван дер Вейден, Гирландайо). Порой Захария изображается в экстатической позе – он возносит хвалу Богу (Тинторетто). Лука записал славословие Захарии – гимн, полный пророческих реминисцен­ций из Ветхого Завета (Лк., 1:68—79). Хвалебная песнь Захарии составляет часть литургии христианской Церкви. Латинский ее текст – «BenedicnusquivenitinnomineDomini» («Благословен грядущий во имя Господне») – в Римско-Католической Церкви составляет раздел Sanctus в торжественной и заупокойной мессе.

Выдающимся живописным произведением на тему «Житие Иоанна Крести­теля» является Алтарь Св. Иоанна Крестителя (так называемый «Алтарь Мирафлорес») Рогира ван дер Вейдена. В нем три части – «Рождение Иоанна Крестителя», «Крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа», «Смерть Иоан­на Крестителя». Каждый из трех главных сюжетов помещен, как на сценической площадке, в обрамлении готического портала, две колонны и две консоли которого венчают фигуры двенадцати Апостолов, идентифицируемых по их атрибутам (по четыре Апостола в каждом сюжете – всего, следовательно, двенадцать). В архивольте каждого из трех порталов художник дает изображения скульптурных – в готическом стиле – сцен (по шесть в каждом из трех сюжетов), выявляющих предтеченский характер событий жизни и смерти Иоанна Крестителя. На створке «Рождение Иоанна Крестителя» эти сцены следующие (слева направо): Благовестив Захарии; Онемевший Захария, вышед­ший к ожидающему его народу; Обручение Девы Марии с Иосифом; Благове­щение; Встреча Девы Марии с Елисаветой; Рождение Иисуса Христа. (См. также анализ остальных панелей алтаря: КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА; СМЕРТЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ).

Это все, что известно о Захарии. Других сведений о нем в Библии нет. Высказывалось мнение, что Захария, о котором упоминает Иисус в грозно-обличительной речи против книжников и фарисеев (Мф.23:35; Лк.11:51), был отцом Иоанна Крестителя. Христос в этой речи говорит: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф. 23:35). Современное богословие придерживается мнения, что в данном случае Христос имел в виду другого Захарию – сына первосвященника Иодая при израильском царе Иоасе.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Джотто. Рождение Иоанна Крестителя (начало XIV века). Флоренция. Церковь Санта Кроне (капелла Перуцци).

Доминико Гирландайо. Рождение Иоанна Крестителя (1486 – 1490). Флоренция. Цер­ковь Санта Мария Новелла. Капелла Торнабуони.

Доминико Гирландайо. Наречение Иоанна Крестителя (1486 – 1490). Флоренция. Цер­ковь Санта Мария Новелла. Капелла Торнабуони.

Рогир ван дер Вейден. Рождение Иоанна Крестителя(после 1450).

Алтарь Иоанна Крестителя («Алтарь Мирафлорес»). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Якопо Тинторетто. Рождение Иоанна Крестителя (середина XVI века). Санкт-Петер­бург. Эрмитаж.

Жан Фуке. Рождение Иоанна Крестителя (Часослов Этьена Шевалье) (1450—1460). Шантийи. Музей Конде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *