Крещение Руси кратко

Крещение Руси кратко

Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.

Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов.

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Великая Римская империя
  • 2. Значение крещения Руси
  • 3. Последствия крещения Руси
  • 4. Культура древней Руси 13 век

Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 988 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь.

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.

>Тест по теме

Оценка доклада

Крещение Руси — кратко


До принятия на Руси христианства, у ее жителей не было единого бога, у каждого племени имелось свое божество, которому они поклонялись, такое верование получило название – язычество. День ото дня княжеская власть крепла, стоило всерьез задуматься о централизации власти, но обилие божеств очень мешало этой процедуре, разные племена в таких условиях не могли объединиться в общий народ, а общий народ в сильное государственное объединение.
Первый князь, который решил исправить эту ситуацию – Владимир, но изначально радикально изменять сложившеюся ситуацию он не хотел, князь просто желал несколько упорядочить божественный пантеон. Ему удалось слегка уменьшить количество богов и выделить среди них главных, но добиться конечной поставленной цели не удалось, именно тогда он понял, что нужно принимать другую религию. Для того, что бы определится какую, Владимир отправил «десять лучших мужей» во все концы света, они должны были изучить тонкости религий разных стран и затем рассказать князю все в подробностях. После предоставленных докладов Владимир сделал выводы.
Иудейская вера была отметена тут же, главная претензия во владении святыней – Иерусалимом мусульманами. Само мусульманство его заинтересовало лишь на миг, строгие законы и многочисленные запреты быстро отпугнули. Католичество так же было сильно раскритиковано. Оставался только один вариант христианство, почему именно оно:
— христианство было официальной религией Византии,а Русь с ней связывали очень близкие отношения;
— так же отмечалось культурное влияние этой страны на Русь;
— последним аргументом в пользу христианства, стал факт принятие самой бабкой Ольгой православия в середине десятого века.
Первым кто должен был обратится в новую религию, стал сам князь Владимир, но его языческо – воинское прошлое не могло быть забыто, поэтому мирный путь был, отвергнут. В конце десятого века он пошел войной на Византию, как гласит летопись, Владимир дал обет, если сможет выиграть и покорить новые земли, то обязательно примет христианство, с большим трудом, но ему удалось покорить эти территории, помимо всего Владимир так же выдвинул требование отдать ему в жену византийскую принцессу, император дал согласие.
Первым веру в Корсуне принял князь и его дружина, из Византии он забрал священнослужителей, многочисленные иконы, и вернулся на Родину. Происходило все это в 988 году. Сразу же после возвращения началось массовое избавление от прежних идолов, к местному населению Владимир обратился лично, смысл его речи сводился к необходимости принятия новой верой, был определен день, когда все население должно было принять христианство. Князь пользовался авторитетом и уважением, поэтому в назначенный срок почти все явились и исполнили требование. Но нельзя сказать, что все славяне подчинились указу, были случаи и насильственного обращения в новую веру, поэтому полностью смену религии удалось достичь спустя долгие десятилетия.
Владимир огромное значение придавал дальнейшему распространению христианства. На местах поклонения прежним божествам в короткий срок строились небывалой красоты храмы и церкви. В Древнерусском государстве начался процесс появлении митрополии, правда пока она оставалась в подчинении Византийского духовенства.
Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие Древнерусского государства. Значительно вырост его авторитет, христианское государство уже рассматривалось как достойное государство для сотрудничества. Единая религия в быстрые сроки смогла объединить народ и превратить его в могущественную нацию. Большое влияние оно так же оказало на культурное развитие государства.

Онлайн чтение книги
История Российская. Часть 1

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О КРЕЩЕНИИ СЛАВЯН И РУСИ

1. Ученые в язычестве. Христианства просвещение. Иероним учитель . Хотя это бесспорно, что до пришествия Христова во многих народах люди мудрые и ученые, а также и к научению других достойные, иногда попадались, и полезные книги разных наук нам оставили, но пришествие Христа спасителя, его благовестие и апостольское учение, как гл. 1, р. 1, все оное, как солнце восшедшее, все звезды на небе помрачило и невидимыми сделало, ибо чрез оное принявшие словеса его не только душевное спасение, царство небесное и вечную благость приобрели, но все науки стали возрастать и умножаться, идолопоклонение же и суеверие исчезать, гл. 2, р. 1. Это святой Златоуст в поучении 2-м о непостижимом божестве утверждает. Что же касательно славян, когда оные первую проповедь евангелия и от кого приняли, о том есть разные сказания. Как то польские писатели утверждают, что Иероним, великий на востоке учитель, и Кирилл иерусалимский первые славянам слово Божие проповедовали, о чем выше, гл. 1, показано; богемы и вандалы чрез разных папистских проповедников оное не прежде нас получили; болгары, моравы, сербы и казары получили вместе или одновременно с руссами.

2. Андрей апостол. Петр апостол. Андроник апостол . Однако сии сказания у Гагека, Кромера, Стрыковского и других либо недостаточны и неясны, либо и недостоверны. Но верное утверждение имеем от писания святого, что славяне первую проповедь слова Божия от трех верховных апостолов, а именно: 1) От Андрея, которому Пафлагония, галаты и истры или геты и даки по Дунаю, под именем скифов, по жребию достались, как ниже обстоятельнее показано. 2) Святой Петр учил галатов, самых настоящих славян, но бывших во иудействе, как сам в его 1-м послании, гл. 1, пишет. 3) Святой Павел, как учитель, язык тем же галатам, погрязшим в язычестве, и иллирианам славянам проповедовал, как сказано в Деяниях, гл. 16, ст. 6, гл. 18, ст. 23; 1-е Коринфянам, гл. 16, стих 1, и его Послание к галатам. Об иллириках Римлянам, гл. 15, стих 19, свидетельствует. Или ж Нестор, н. 17, по которому и польские историки рассказывают, якобы ученик Павлов святой апостол Андроник был в Паннонии и Моравии первый епископ. И хотя Моравия и Паннония тогда славянами были владеемы, как ниже в главе о славянах показано, но об Андронике сомнительно, ибо Дорофей Тирский, в 363-м замученный, говоря о 70 апостолах, Андроника указывает епископом в Испании, которую Нестор может ошибкою за Паннонию принял.

3. Войцех . О руссо-славянах Бароний рассказывает, якобы руссы чрез Войцеха и Вонифатия , папистских проповедников, первую проповедь получили, но это не так, ибо он, гуриан за руссов приняв, погрешил, о чем часть II, н. 69 показано. Другие иных проповедников римских описывают, гл. 17, н. 28.

Крещение славян. Андрея участие. Апсарь гр. Ахайя . Наши писатели полагают 5 крещений разных времен, как то в Кормчей книге, Патерике печерском и других наших церковных деяниях рассказывается: 1) От апостола Андрея, который, придя, на горах киевских крест водрузил. 2) В Болгарии при царе греческом Михаиле и при князях болгарских Святополке, Ростиславе и Коцеле чрез Мефодия и Кирилла в 863-м году. 3) Чрез кир Михаила митрополита в 886-м, о чем показывает Зонара53Зонара Иоанн (ум. в первой четверти XII в.), византийский хронист. Написал всемирную хронику «Epitome historion»., том III, и Бароний. 4) Княгини Ольги при императоре Константине в 955-м году. 5) Владимира Великого при императорах Константине и Василии в 988-м. Это есть не совсем правильно, ибо, забыв про бесспорную истину, недоказательное утверждали. Потому я следующим кратко изъясню: 1) Что до апостола Андрея касается, то довольно от древних писателей известно, что он по вознесении Господни учил в Каппадокии, Галатии, или Пафлагонии, Понте и Вифинии до пустынь Скифских и Понта Евксинского, или Черного моря. Евсевий54Евсевий Памфил (263-340), греческий церковный историк. Татищев ссылается на его «Historia ecclesiastica»., кн. III, гл. 1, написал: Андрею по жребию досталась Скифия; а Назианзин55Григорий Назианский или Григорий Богослов (род. 328), византийский епископ. Татищев имеет в виду одну из его речей против арианства. рассказывает, что он учил саков и сакжиан в Индии (сей предел ныне в Персии за Каспийским морем, с Индией граничащий), смотри ниже, гл. 13. Наконец, возвратясь в Ахайю, во граде Патрос мученический венец принял. Евсевий в Истории, кн. 3, гл. 3, Назианзина Речь против ариан, Никифор56Никифор Ксанфопул, патриарх константинопольский (1360-1362). Татищев, по-видимому, пользовался его церковной историей («Historia ecclesiastica»)., кн. 2, гл. 39 и кн. 3, гл. 6, Августин57Августин. Августин Аврелий (Aurelius Augustinus, 354-430), римский церковный писатель. О вере, гл. 38, Дорофей Тирский о 12-ти апостолах: Андрею брату Петрову вся приморская страна Вифиния, Понт, Фракия и Скифия досталась, он замучен во граде Апсаре при реке Фазис, гл. 16, р. 3, и в Ахайе, его отечестве, погребен. В Прологе же новембрия 30, в житии апостола Андрея написано, что крестил в Синопии, Неокесарии, Самосатах, Пелопонесе и до Днестра, а где замучен, не показано, но это вышеобъявленному не противоречит, ибо Ахайя и град Патрос – в Пелопонесе, Синопия град – в Пафлагонии. А того ж числа в Прологе в Слове о крещении Руси написано точно выписанное из Несторовой летописи, что в Киеве, на горах водрузив крест, был у варяг и потом в Риме.

4. Андрея апостола крещение. Саки и сакжиане . Здесь имеются следующие сомнительства: 1) Ежели б святой Андрей на пустых горах крест водрузил, то за проповедь и крещение принять невозможно, ибо они проповедовали не горам или лесам, но людям и крестили людей, веру принявших. 2) О том, как оное чинилось, а также что он у варяг, т. е. в Швеции, был и до Рима, не только из учеников его, но никто более до Нестора более 1000 лет не писал, да и Киев, по его сказанию, более 700 лет после Андрея не христианами, но идолопоклонники построен. 3) Саки и сакжиане, как выше из Назианзина показано, за Персиею к восточной Индии весьма далеко. Прочих малых обстоятельств не упоминаю, однако сии сомнительства, видится, разобрав, истину найти нетрудно.

5. Аримеи. Несторова погрешность. Горы гр. Киев. Азагориум. Крест проповедал . Во-первых, что Назианзин об апостоле Андрее рассказывает, что бы был у саков и сакжиан, так оные, как Геродот, кн. 1, гл. 39, кн. 2, гл. 27, Плиний, кн. VI, гл. 17 и Птоломей, именуя их скифами персидскими между Персией и Индией, Страбон, кн. 7, упоминая у Дуная близ Иллирии, и Клюверий58Клюверий – Клювер Филипп (Clüver Philipp, 1580-1623). Написал сочинение по исторической географии: «Introductio in universam geographiam tarn veterem quam novam» (Amstelodami, 1659), а также о древней Германии: «Germaniae antiquae» (Lugduni Batavorum, 1631)., кн. VI, гл. 2, что пишет про саков, прежде аримеи именованных, жили тогда при устье Дуная. Но это ошибка, очевидно переписчик вместо даки написал саки. По Плинию же персы всех скифов саками именовали, гл. 14, н. 74. А Назианзин соседствующих с саками сагдиан ошибкою приложил, как нередко случается. И это подлинно, что Андрей святой скифам, живущим по Дунаю, дакам, гетам и прочим славянам по Днестру и Днепру проповедовал, что все вместе Скифия Великая именовалось, часть II, н. 76. 4) Несторова погрешность, что он град Горы, не зная, что сарматское Киви то же значит, пустыми горами именовал, часть II, н. 12, 18, гл. 4, н. 35. И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа, Геродот, Страбон, Плиний и Птоломей многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев или Горы град до Христа был населен, как то и Птоломей на восточной стране град Азагориум, или Загорие, близ Киева указывает, а сей от того именован, что он за градом Горы стал, гл. 15, н. 64, 67, да греки и латины, не зная языка славянского и не разобрав неискусные сказания, Горы град пропустили. Имя Гора и Горы граду не есть странное, ибо у славян многие подобные названия находятся, например в Литве города Горы и Горки известны, город Гора в Кроации, другой в Высшем Изеле, 3-й в Мейсен саксонской, 4-й в Венгрии нижней, 5-й Горка в княжестве Швейдниц и пр. В латинском языке Монс, в германском – Берг и Берген, в греческом – Орос и Урос; Ореополейн, Акра города тоже значат горы. И потому Андрею, крестя по Истру или Дунаю и до устья Днепра, где тогда знатные города Борисфен, Олбиополь или Милетополь и другие многие были, где Андрей несомненно проповедовал, от оных нетрудно было по известности у людей и через единородство до Киева провожденным быть. Иоаким же точно говорит: Андрей в Киеве крестил, смотри ниже, гл. 4, н. 35, и это вероятнее, ибо он прежде Нестора более как за 120 лет писал. Что же он крест на горах водрузил, то видно, что Нестор или прежний писатель, не вполне поняв древнего наречия, что как проповедь слова Божия или вера во Христа крестом именована, как и апостол Павел оное крестом и словом крестным именует, то, следственно, Андрей апостол во граде Горы веру учением водрузил.

6. Апостолов жития по преданиям. Книги подложные. Путь Андрея в Рим . Относительно второго, что о том древние не упоминают, то не дивно, ибо известно, что из всех апостолов один только Лука потрудился некоторых деяния описать, и то немногих, немного о Петре, Анании, а более о Павле, да все неполно. О прочих же, может, иные писали, но от великого гонения на христиан чрез 300 лет окончательно пропали и до нас не дошли. А как скоро церковь христова тишину обрела, тогда Евсевий, Епифаний и другие не как очевидцы, но по запискам прежних и устным преданиям дела неких апостолов описали, о чем Евсевий, кн. 1, гл. 12, точно рассказывает, что их дел записаными не осталось, но по преданиям собраны, что не могло быть точно и совершенно, и многое до их известия, из-за дальности и забвения, не дошло и осталось незаписано. Да не только дела апостолов, но самого Христа, которые 4 евангелиста очевидцы, прилежа описать, многие дела в забвении остались, как святой Иоанн тем свое благовестие закончил. Противно тому некоторые дерзнули под именем апостолов и их учеников по прошествии нескольких сот лет книги сложить, каковых несколько имеется. Нестор же или кто прежде его у казар в Беловежи такую запись об Андрее имел, и она до Нестора дошла, а после кто-нибудь Новгород, варяг и разговоры в Риме нерассудно прибавил. Андрею же в Рим, возвратясь из Киева чрез Иллирию в Ахайю, попасть было нетрудно, и положение места тому не противоречит, ибо Патр град был в Ахайе на берегу Адриатического моря против острова Кефалония, от Рима не в дальнем расстоянии.

О третьем, саки и сагжиане, видно, ошибочно, ибо Евсевий точно о нем рассказывает в Скифии, а переписчик вместо даки саки написал, р. 5. Даки же, жившие по Дунаю, у разных по-разному именованы, как то: даки, давы, саки, геты, генеты, а у Нестора ясы и косоги, все едино, и были они славяне, о чем ниже будет доказано.

7. Болгар крещение. Богорис, король болгар . Второе крещение указано болгар, но князей моравских неправильно болгарскими называть, а в Синопсисе еще того погрешнее, что их русскими именовали. Бароний же, ссылаясь на Курополата59Курополат, Иоганн Скилица (XI в.), византийский историк, написал «Краткое изложение истории» («Epitome historion»), охватывающее время с 811 по 1081 г., в 745-м году яснее и согласнее пишет такое: «Богорис, князь болгарский, имел в плене греческого воеводу Федора Куфара; тогда же сестра Богорисова была в плене в Константинополе и при царе обучена писанию и закону христианскому, и оную на Федора разменяли, которая, возвратясь, прилежно брата вере христове обучала. Богорис же повелел живописцу Мефодию, монаху, палату расписать, а тот же изобразил страшный суд Господень. И Богорис, видя, как праведницы приемлют венцы, а грешницы в огонь вметаются, устрашившись и отринув зловерие, принял веру христову. И восстали на него подданные, но Богорис, победя их, некоторых из них крестил». Готфрид в Хронике60Готфрид Иоанн-Людвиг (Gottfried, Iohann-Ludwig), настоящее имя Абелин (Abelinus Iohann-Philipp, 1600-1646), немецкий историк, автор «Исторической хроники» (Ioh. Lodew. Gottfried. Histor. Kronyck etc. Leyden, 1702). рассказывает, что Богер, князь болгарский, крестился у Константинополя в 841-м и наречен в имя императора Михаил. Но это первое болгар крещение, а всеобщее совершилось чрез Мефодия и Кирилла Селунских, в то же время или вскоре после крещения Моравии при Курополате. Смотри часть II, н. 42, 57.

8. Моравии крещение. Рава гр. Букв сложение. Завеса о страшном суде. Образ гданский . Третье и того же года крещение Моравии при князях их Святополке, Ростиславе и Коцеле во граде Раве, где и буквы Кириллом Селунским сочинены, их же мы употребляем, смотри часть II, н. 70 и 71. О завесе же, на котором изображен был страшный суд, разное сказание. Выше сказано, что Богорису на стене был написан, другие – якобы Кирилл моравскому князю на завесе показал, иные, но неведущие – якобы оная завеса принесена была Кириллом ко Владимиру, но Кирилл близ 150 лет прежде Владимира был, и тому такие устрашения не были нужны, ибо он с младенчества мог достаточно о вере Христове знать, смотри ч. II, н. 178, 179, 180 и 182.

9. О сем же страшном суде в бытность во Гданске его императорского величества Петра Великого в 1716-м гданский бурмистр разговором, вымыслив или услышав где, сказывал, якобы оный страшный суд тот самый есть, писанный Мефодием, что в качестве вещи дивной в лютеранской главной церкви во Гданске у столпа стоит, и толковал, что завеса вместо доски неправильно написано. Оное хотя его величеству не весьма правдоподобным показалось, потому что один рассказывается на стене, в другом месте на завесе, однако древность его и преизящество письма великой цены заслуживали, из-за чего в 1717-м, послав меня во Гданск для другого дела, а потом и генерала-поручика, бывшего потом фельдмаршалом, князя Долгорукова, для объявления некоторых их провинностей, при том прилежно повелел об оном образе постараться, чтоб из договорной за наказание суммы уступить им за оный до 50 000 ефимков. Однако ж они даже за 100 000, из-за нареканий от народа, уступить отказались.

И сии крещения относятся ко прочим славянским народам.

10. Оскольдово крещение. Евангелие не сгорело. Рос Оскольд. Кир Михаил проповедник. Евангелие в огне цело . Четвертое крещение в славянах точно к нам относится и есть первое в Руси, чрез кир Михаила митрополита и показанное чудо несгоревшего Евангелия. Это судя по годам было во время Оскольдово, который от греков Рос именован и в 867-м году крещение принял, как то Бароний из Кедрина61Кедрин Георгий (XI в.), византийский историк. Автор «Synopsis historion», или «Chronicon», охватывающего всемирную историю от сотворения мира до 1057 г. и Курополата в том и 867-м рассказывает так: «Рос, князь скифский, часто на места поморские нападая, около Черного моря разорял, и было от него в Константинополе бедствие немалое. Рос тот к царю Михаилу (тем летом) послов прислал и святое крещение испросил». А в 886-м тот же Бароний пишет: «Роман император с руссами мир учинил и для научения их закона послал к ним архиепископа, и когда руссы, отговариваясь, просили, чтоб чудо им показал, тогда архиепископ, взывая к Господу Богу, книгу Евангелия в огонь великий поверг, в котором оная несколько часов пребыла, и после угашения огня вынули книгу невредимой, вслед за чем все, возбужденные, с радостию крещение приняли».

Сие судя по годам было бы во время Олегово, но Бароний здесь то же, что выше, воспоминает во время Оскольда, что, во-первых, патриарх Фотий в письмах называется восточным патриархом, как в том же 863-м объявил, и не князя Роса, но народ россов именует; второе, построенная на гробе его церковь святого Николая уверяет, о чем в примечании части II, н. 56, 63 и 121, а также несомненно, что в Киеве задолго до Владимира и до пришествия Олегова в Киев церковь в Киеве была и христиан много было, о чем в части II, н. 131 и 140, а также Иоаким о нем и княгине Ольге, гл. 4, н. 31, 32, 36.

11. Пятое крещение – княгини Ольги в 945-м. Сия, по сказанию Иоакима, первым делом Софийскую церковь деревянную построила и многих крестила, гл. 4, н. 36, часть II, н. 131, и сын ее, или пасынок, Улеб был крещен, гл. 4, н. 38.

Владимирово крещение . Шестое и всеобщее – Владимирово в 988-м, и о сих обстоятельно будет в сказании Несторове и примечаниях на оное.

NB. Об Оскольде может кому то сомнение явится, что у Нестора всюду Оскольд и Дир оба вместе упоминаемы, а здесь он один только. Это есть погрешение в летописи; кем-то внесено два мужа, но на самом деле был один Оскольд тирар , или пасынок, о чем гл. 4, н. 39, гл. 32 и часть II, н. 52 изъяснено. Его же можно за первого в Руси мученика почитать, как и Улеб, брат Святослава, кои от неведения истории забыты и в святцы не внесены.

Крещение Киевской Руси

Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928–2004) — историк, публицист, автор работ о происхождении Древней Руси. Занимал позиции антинорманизма. Яркий ученый, он, обращаясь к самым острым вопросам русской истории, умел находить в них ранее незамеченное, убедительно отстаивал подлинность «Слова о полку Игореве» и «татищевских известий» в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева.

В данной книге А. Г. Кузьмин выдвинул принципиально иную версию крещения Руси, в которой на передний план выходят кирилло-мефодиевская традиция, арианство.

  • Крещение Руси 1

    • Введение 1

    • Факты, гипотезы, проблемы 4

    • Корсунское сказание и десятинная церковь 9

    • Между Римом и Константинополем 14

    • Миссия Кирилла и Мефодия к подунайским славянам 20

    • «Русские письмена» из Жития Кирилла 26

    • Варяги в христианизации Руси 31

    • Распространение христианства на Руси 37

    • Организация ранней русской церкви 42

    • Заключение 48

    • Рекомендуемая литература 49

  • Варяги и Русь 50

    • Норманнская концепция и ее критика 50

    • Варяги в источниках Руси, Востока и Запада 54

    • Проблема происхождения «Руси» в отечественных, западноевропейских и восточных источниках 56

    • Литература 59

  • Примечания 60

Аполлон Кузьмин
КРЕЩЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

Странные события будоражили Киев 969 года. В зените славы и могущества победитель волжских болгар, ясов, касогов, напрочь сокрушивший казавшийся непобедимым Хазарский каганат, князь Святослав решил покинуть Киев. «Не любо ми есть в Киеве быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воск, мед и челядь», — так летописец пересказал речь Святослава перед боярами.

Два поколения спустя киевский проповедник и впоследствии митрополит Иларион в знаменитом поныне «Слове о Законе и Благодати» напомнит о том, что крестивший Русь Владимир — не безродный счастливец, оказавшийся у руля огромного государства. Он был «внуком старого Игоря и сыном славного Святослава, прославившихся храбростью и мужеством в годы своего владычества во многих странах. Поныне помнят и прославляют их победы. Не в худой и безвестной земле они владычествовали, а в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли».

Иларион был политиком. Он напоминал о славном прошлом потому, что в середине XI века кто-то хотел от него отречься. Но он не слишком преувеличивал. Русь действительно знали и на Востоке, и в Византии, и на Западе — в Риме и германских землях. Наемники-варяги из прибалтийских стран наперебой предлагали услуги правителям набиравшего силу восточноевропейского государства. Сам Киев представлялся путешественникам из Западной Европы огромным городом: в XI веке его считали «соперником Константинополя» — крупнейшего города, известного европейцам. И вот Святослав решает сменить прочный родительский стол на шаткий и скользкий трон вроде бы чужой страны.

Конечно, странными представляются эти события потому, что истинный смысл их нам теперь непонятен. А современники хорошо понимали, о чем идет речь, и не считали нужным разъяснять детали. Они отлично ориентировались в этнической и политической карте Европы, из самых отдаленных мест набирались для столь же далеких походов дружины, зорко следили за династическими спорами, кого-то поддерживая и кого-то намереваясь ослабить или устранить. У Святослава нашлись приверженцы и в Болгарии, и в Венгрии, и даже в самой Византии. Его, в частности, поддерживал сын стратега крымской провинции Империи — Корсуня — Калокир. Совсем недавно Б. А. Рыбаков указал на ряд источников, из которых следует, что в низовьях Дуная в Х веке тоже была «Русь». Святослав, следовательно, не случайно называл расположенный здесь Переяславец «середой», то есть центром, сердцевиной «своей» земли. Ниже мы увидим, что «Русь» в IX–XII веках занимала и еще ряд территорий в Европе, в том числе в Верхнем Подунавье . Не исключено, что и эти земли Святослав предполагал включить в пределы своей новой империи.

Очевидно, киевские бояре замысел Святослава не одобрили. О прямом конфликте свидетельствуют горькие упреки его матери — Ольги: сын бросает ее, тяжелобольную, не выполнив священного и в язычестве, и в христианстве долга перед родителями. А умирает Ольга, если верить летописи, буквально через три дня. Святослав, следовательно, о тяжелом состоянии ее знал и готов был пренебречь обычаем и сыновним чувством.

Мать и сын в летописи обрисованы различными красками. Сын — воин и полководец, мать — устроительница земли. Две функции государства, два типа психологии, две тенденции эпохи становления государств. На отношениях матери с сыном отражались столкновения этих тенденций. Но только этим угрозу полного разрыва не объяснить. Ведь за тенденциями просматривается и своеобразное разделение труда. Больше, кажется, оснований видеть в конфликте противоборство разных верований, различных религиозных общин. Мать — христианка, сын — язычник. Соблазнительно считать Святослава вождем «языческой партии». Вроде бы какие-то факты на это указывают. Только вряд ли можно к этому все свести: не получается.

Когда и при каких условиях появились первые христианские общины в Киеве — мы не знаем. Обычно указывают на два крещения «росов» в IX веке. Около 867 года крещение приняли росы, ранее совершившие нападение на Константинополь. Об этом сказано во вполне официальном документе — послании патриарха Фотия. Но неизвестно, о каких росах идет речь. О крещении росов около 886 года говорится в некоторых византийских хрониках. И тоже неизвестно, кто именно имеется в виду. С IX века упоминается и митрополия «Росия». Но это не киевская митрополия. «Росия» существует и позднее, вплоть до XII века, независимо от Киевской Руси. Весьма вероятно предположение, что митрополия эта обнимала территорию Восточного Крыма и Таманского полуострова, где также издавна располагалась Русь — Русь Тмутараканская. Правда, есть намек на принадлежность к христианской общине киевского князя второй половины IX века Аскольда: на его могиле позднее была воздвигнута церковь Николы. Но «Аскольдова могила» — это огромный холм, то есть чисто языческое погребение. И если сооружение церкви (уже в XI веке) что-то символизировало, то, прежде всего, преемственность язычества и христианства (как это отчасти просматривается и в цитированном высказывании Илариона).

Достоверные сведения о наличии в Киеве христианской общины относятся к середине X века. Узнаем о ней из помещенного в летописи договора князя Игоря с греками 944 года. Киевская знать и купцы, участвующие в заключении договора, представляют две равноправные общины: языческую и христианскую. Язычники клянутся на оружии именем Перуна, а христиане в Константинополе клянутся в верности слову церковью Ильи в Киеве, а в самой столице подтверждают эту клятву в Ильинской церкви. Сообщив об этом, летописец пояснил, что это церковь, «яже есть над Ручаем, конецъ Пасынъче беседы и Козаре», которая была в прошлом соборной церковью варягов-христиан.

Хотя летописец позаботился о своих читателях, но рассчитывал он опять-таки на современников. Где именно находилась эта церковь и что она собой представляла — до сих пор неизвестно. Важно было бы представить ее внешний облик. Дело в том, что нет никаких следов зависимости киевской христианской общины от Константинополя. И дружинники, и купцы — варяги и русы — противостоят грекам без каких-либо различий по религиозному признаку. Иными словами, нет никаких признаков в пользу того, чтобы русские христиане более симпатизировали грекам, чем язычники.

Около 959 года, как следует из западных хроник и некоторых русских хронографов, при императоре Романе приняла крещение по греческому обряду княгиня Ольга. Видимо, местная христианская община чем-то Ольгу не устраивала. В позднейшей традиции сохранялось предание о постройке Ольгой деревянной церкви Софии. Сейчас от времени Ольги археологами обнаружены остатки ее каменного дворца, основания каких-то иных сооружений (может быть, языческих капищ). Но христианские храмы того времени пока не выявлены. Это и не удивительно, если допустить, что они все были деревянными. Зато сооружение храма по аналогии с константинопольской Софией должно было восприниматься неким противопоставлением имеющейся соборной церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *