Краеугольный камень

Краеугольный камень

Краеугольный камень

1) согл. Ис 28:16, «краеугольным» называют камень, полож. в основание угла здания между двумя стенами и придающий прочность фундаменту.
В переносном смысле:

  • означает вождя израил. народа (Зах 10:4);
  • в Ис 28:16 К.К. служит образом Мессии,
  • в Пс 117:22 смиренный праведник назван камнем, отвергнутым строителями (ср. Ис 8:14);

2) в НЗ на Христа как на камень указывают след. стихи:
Мф 21:42; Мк 12:10; Лк 20:17; Деян 4:11; Еф 2:20; 1Пет 2:7.

Мнения по поводу того, имеется ли здесь в виду камень, положенный в основание здания, или камень, завершающий его купол, расходятся.

  • Если верно первое предположение, то названные места Библии говорят о том, что Христос, подобно краеугольному камню, был положен Богом в основание народа Божьего (и нового Иерусалима), хотя люди и отвергли Его. Еф 2:20 и след.указывает, скорее, на такое толкование, тем более, что укладка камня предполагает начало строительных работ, а не их окончание.
  • Однако аккад. словосочетание абан реша («завершающий камень») и апокрифические пояснения к «Завещанию Соломона», называющие краеугольным камень, помещаемый поверх ворот храма, подкрепляют второе толкование.
    Тогда правомерно след. прочтение: Христос был не только Тем, на Ком построен новый Иерусалим, новое святилище, но и замковым камнем, в Котором всё находит свое завершение и Который скрепляет всё сооружение.

Библейская энциклопедия Брокгауза

* * *

Когда же заложен этот прочный фундамент, то на нём уже можно строить дом. С чего начинается строительство собственно дома? С закладки краеугольного камня. И по нему дальше выравнивается закладка всех остальных камней. Если краеугольный камень был неровный совсем чуть-чуть, то в конце стены, выложенной в соответствии с этим камнем, кривизна уже будет сильно заметной. Если выровнять по краеугольному камню лишь первые кирпичи, а потом уже выравнивать их по друг другу или на глазок, то опять же получится криво. Поэтому так важно выравнивать каждый кирпичик по краеугольному камню, важно, чтобы краеугольный камень был совершенным.

Вера Боринг

* * *

Сложнее всего переводчикам тех народов, у которых вообще не испольщуются камни для строительства домов. У племени цельталь вышло: «Место, где угол дома получает силу». Или «главный столб» (агуаруна). Различие между «краеугольным» и «во главе угла» не так уж существенно, хотя любопытно.

Ясно, что в любом случае речь идет о камне, который кладут в последнюю очередь – то есть, это не в фундамент камень, а потом. Ясно и то, что это камень не обычный, не годящийся для тривиальной кладки, зато очень подходящий для принятия на себя сильного давления.

То, что в греческих переводах Ветхого Завета и Нового появляется выражение «во главе угла» – возможно, не случайность; появляются арки, в которых «замковый» камень принимает на себя важнейшую функцию – если он хрустнет, то развалится вся арка.

Свящ. Яков Кротов

В Библии можно выделить три основных символических понятия, связанных с камнем, в которых используется архитектурная символика: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни».

Часто понятие «краеугольный камень» путают, или сознательно смешивают с «камнем основания»… На самом деле камней основания в постройке всегда несколько, по крайней мене четыре, а краеугольный камень только один. Правильнее предположить, что он завершает постройку, являясь замковым камнем, главою единственного угла — верхушки здания.

Понятие «живые камни» встречается у апостола Петра. Святой Петр называет Христа живым краеугольным и драгоценным камнем, и в тоже время понятие «живые камни» распространяет и на всех христиан, строящих из себя дом духовный (1Петр. 2,4-5).

Апостол Павел, называя христиан «согражданами святым» также говорит, что они «быв утверждены на основании Апостолов и Пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2,19-20). Таким образом мы видим, как через архитектурные понятия передается структура и иерархия Церкви Христовой.

Юрий Федоров

15.03.2017

В русском языке множество фразеологизмов, «отследить» которые достаточно проблематично. Мы можем знать об их существовании, относительно точно толковать, но при этом не иметь ни малейшего понятия, где же в литературе найти примеры их употребления. К числу таких крылатых выражений относится и оборот «краеугольный камень».

Этот фразеологизм практически не употребляется в разговорной речи.

Встречается данное выражение преимущественно в произведениях, относящихся к высокому литературному стилю. Фразеологизм «краеугольный камень» в широком смысле употребляется для обозначения основы, начала, самой сути чего-либо. Кроме того, сейчас под термином «краеугольный камень» принято понимать камень, идущий в основу какого-либо строения.

Именно краеугольному камню предстоит принять на себя основной вес будущего здания и именно благодаря ему становится возможным определить расположение постройки. Разумеется, вторая трактовка является более узкой, но именно она приблизила фразеологизм к материальному миру. Стоит также отметить, что сейчас выражение «краеугольный камень» все чаще стали использовать на торжественных мероприятиях.

На видном месте новой постройки устанавливают камень, содержащий дату строительства, архитектора и других, причастных к возведению здания, лиц. Такие камни как раз сейчас и называют краеугольными. Традиция заложения таких камней достаточно прочно обосновалась в западной культуре. Многие предпочитают закладывать в краеугольные камни специальные капсулы, содержащие сообщения для будущих поколений.

Своим появлением фразеологизм «краеугольный камень» обязан Библии. Однако, в Священном Писании выражение также преимущественно использовалось в качестве метафоры. Впервые фразеологизм «краеугольный камень» появился в иудейских приданиях. В соответствии с Писанием, в Храме Соломона была расположена скала, которая считалась краеугольным камнем мироздания.

Интересно, что существует еще одна трактовка этого выражения. Некоторые ученые рассматривают выражение «краеугольный камень» в качестве синонима фразеологизма «камень преткновения». Основываясь на Библии, они предполагают, что это выражения уместно использовать для обозначения образа Иисуса Христа. Ведь именно он стал праведником, отвергнутым обществом.

Последняя версия толкования фразеологизма «краеугольный камень» также имеет право на существование, хотя ее и нельзя назвать очевидной, и мало кто из людей сможет понять, о чем шла речь в разговоре или повествовании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *