Кострома монастырь ипатьевский чудотворная икона

Кострома монастырь ипатьевский чудотворная икона

Кострома — город в России, административный центр Костромской области, крупный порт на Волге.

По преданию, город был основан в 1152 (по версии Василия Татищева), в ходе экспансии князя Юрия Долгорукого в Поволжье. Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году и связано с распрями между сыновьями великого владимирского князя Всеволода III «Большое гнездо». В этом году ростовский князь Константин сжёг принадлежавшую его брату — владимирскому князю Юрию — Кострому и отвел пленных жителей города в удельный Ростов . В тридцатые годы XIII века только что отстроенная Кострома была сожжена войсками Батыя, разорившим все волжские города «до Галича Мерьского».

После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого патрона Фёдора Стратилата, имя которого он носил в крещении.

В 1246 год город отдали в удельное владение младшему сыну Ярослава Всеволодовича — Василию. В этом же году Кострома становится столицей Костромского удельного княжества.

В 1272 году Василий стал великим князем владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, сделав её тем самым, вопреки давним традициям, столицей Северо-Восточной Руси.

Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме были основаны Спасо-Запрудненский Монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор.

В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор ее история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В том же Ипатьевском монастыре был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и таким образом Кострома стала родиной царской и императорской династии Романовых.

В 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в Кострому.

С 1778 года Кострома — губернский город. С 1786 по 1796 годы должность правителя Костромского наместничества занимает Ламб, Иван Варфоломеевич. В 1790-х Костроме работало уже пять суконных фабрик, город выходит на первое место в России по производству льняных тканей.

В 1905 году в Костроме создается один из первых в России Советов рабочих депутатов.

После революции, 14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Её территория включается в состав сперва Ивановской, а затем Ярославской области. Кострома теряет статус губернского города. И только с 13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.

Выставка Утраченные святыни Костромской земли

Выставка «Утраченные святыни Костромской земли» – это дань памяти тому, что мы по-теряли, что наше общество утратило навсегда. Выставка рассказывает о костромских святынях, утрата, потеря которых произошла в годы красного антирелигиозного террора, за годы советской власти. Выставка посвящена храмам, стертым с лица земли, разграбленным и разрушенным монастырским обителям, навсегда утраченным святыням – чудотворным и чтимым костромским иконам, духовным реликвиям, хранившим в себе мощи святых угодников Божиих. Она посвящена многим представителям духовного сословия и православным мирянам, попавшим под маховик репрессий и ставших мучениками за веру Христову.

Выставка «Утраченные святыни Костромской земли» – совместный проект Церковного историко-археологического музея Костромской епархии и Государственного архива Костром-ской области. На выставке впервые представлен большой комплекс документов XX века из Костромского архива об уничтожении органами Советской власти церковных памятников и святынь; а также подлинные музейные предметы из коллекции Церковного музея – высокохудожественные произведения русской духовной культуры, чудом уцелевшие и сохранившиеся в костромских музеях.

Основным символом выставки являются святыни Соборного ансамбля Костромского кремля – главного духовного центра Костромы и всего Костромского края до конца 20-х годов XX века. Этот взорванный летом 1934 года ансамбль замечательных архитектурных построек, некогда составлявший славу русского церковного зодчества, запечатлённый во всей своей красоте на фотографиях начала XX века, является символом варварства богоборческих лет в Костроме.

Храмы Костромского кремля с древнейших времён были самым святым местом для ко-стромичей. Согласно старинным костромским сказаниям, еще первый Костромской князь Василий Ярославович воздвиг здесь каменный храм, который, не смотря на все перестройки, сохранил свою главную уникальную особенность – ориентировку алтаря не на восток, а на север – в сторону реки Запрудни, где явилась князю Василию Костромскому чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, ставшая на все времена святыней и покровительницей Костромского края.

Материалы выставки – документы, книги, иконы – рассказывают об изменениях в облике Соборного ансамбля Костромского кремля, о великолепии внутреннего убранства его храмов, о «фантастическом зрелище», которое они производили не только на костромичей, но и на ученых ценителей древностей.

Летом 1934 года этот «венец красивого города» был варварски уничтожен. Казалось бы, что эти памятники были утрачены навечно. Но сегодня – это самый близкий и самый значимый пример возрождения костромских православных святынь. Уже через несколько лет, к 2020 году, Кострому вновь украсит восстановленный Соборный ансамбль Костромского кремля.

Второй раздел выставки посвящен утраченным храмам Костромы. Многочисленные при-ходские церкви города, большие и малые, одноглавые или пятиглавые, строившиеся всегда на самых высоких, красивых местах, они были символами духа и культуры, они украшали город, делали его живописным. Большинство костромских храмов имело древнюю историю, они упоминались в Писцовой книге Костромы 1628 года как древянные и были перестроены в камне в XVIII – XIX вв., при содействии костромских Архипастырей, преимущественно на средства городских купцов и мануфактуристов – Дурыгиных, Углечаниновых, Стригалевых, Ашастиных и многих других.

На представленной карте «Церкви города Костромы до 1917 года», мы видим местопо-ложение церквей Костромы на начало XX века, число их превышало четыре десятка.
Храмы выделены разным цветом: красным – церкви, полностью разрушенные в богоборческий советский период; золотистым цветом отмечены костромские храмы, в которых Богослужение не прерывалось за все годы советской власти; зеленым – восстановленные для Богослужения в последние годы или восстанавливаемые в наши дни.
Вместе с костромскими церквями, уничтожение которых началось с конца 1920-х годов, были утрачены многие православные святыни – почитаемые иконы древнего письма, ковчеги с частицами мощей христианских святых, настенная роспись.

В Костромском крае за годы Советской власти было закрыто и разрушено около 600 хра-мов и часовен, в число которых вошли вместе с городскими и сельские приходские храмы. На долю вторых выпало испытать и новую, послевоенную волну закрытия и уничтожения времени так называемой «хрущевской оттепели».
До глубины души трогают, представленные на выставке копии документов 40-50-х годов XX века, – слезные прошения прихожан об открытии в их селениях церквей: «Просим Вас просвященный владыка, откройте у нас Божий храм. Дети у нас родятся не крещенные и умирают не отпетые, но мы этого не желаем»,- из письма прихожан Троицкой церкви с. Исупова Сусанинского района Костромской области от 28 апреля 1953 года.

На выставке в третьем тематическом разделе можно видеть православные святыни – ико-ны, старопечатные книги, антиминсы из закрытых сельских церквей, спасенные в те годы сотрудниками костромских музеев.

Многие из сельских церквей были когда-то монастырскими храмами, некоторые стояли в обителях, основанных в древности костромскими святыми. Четвертый комплекс выставки посвящен утраченным монастырям и пустыням, основанным на Костромской земле святыми монахами-подвижниками – преподобными Авраамием Галичским и Пахомием Нерехтским, Иаковом Железноборовским и Макарием Унженским и многими другими. Святые образовы-вали, просвещали, окультуривали дикие нравы и жизнь местного населения. Они принесли в Костромской край строгое монашеское общежительство, основав здесь около 20 обителей, они утвердили здесь христианство. XX век принес костромским монастырям большие испытания. В начале 1920-х годов прекра-тили жизнь все обители, власти отбирали и уничтожали монастырские реликвии, вскрывались мощи святых Русской Церкви.

В настоящее время на месте некоторых древних обителей, основанных костромскими святыми, возрождаются мужские и женские монастыри, восстанавливаются православные храмы, святые источники, происходит обретение мощей костромских святых.

Устроители выставки надеются, что славная летопись храмостроительства, возрождения православных святынь на Костромской земле будет продолжена. Поэтому эпиграфом к выставке взяты слова Святейшего Патриарха Московский и всея Руси Кирилла, который писал: «Воссоздавая духовные святыни, мы не только смотрим в прошлое, мы обращаем взор и в будущее. И наша задача – не допустить повторения черных страниц нашей истории».

Феодоровская Чудотворная икона Божией Матери. История

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия.

Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня.

Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы (посмотреть расположение на карте). Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь. Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек.

29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход, в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей, в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.

В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *