Косьма и дамиан

Косьма и дамиан

Молитва первая безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану

О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане!

Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите.

Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Величание безсребреникам и чудотворцам врачам Косме и Дамиану

Величаем вас, святии безсребренницы и чудотворцы Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждших, исцелители болящих и собеседницы Ангелов

Икона «Косма и Дамиан» повествует нам о святых христианских бессребрениках, которые прославились своей благодетелью во многих городах. Христианские мученики жили в третьем веке нашей эры в Риме. Как раз в этот период проходили великие гонения на приверженцев христианской веры, которые организовывали многие императоры язычники. Братья Косма и Дамиан обладали талантом проповедования, который никогда не использовали в корыстных целях. Напротив, дар служения они направляли на всех страждущих и нуждающихся людей, которые просили заступничества у братьев. Очень рано святые Косма и Дамиан стали сиротами. Но родители все же успели вложить в их души христианскую добродетель, которую они несли в сердце на протяжении всей своей жизни.

Святые братья Косма и Дамиан занимались врачеванием, в чем очень преуспели. Но за свои врачебные услуги они не брали с людей никаких денег, поскольку единственной платой за излечение была истинная вера, которая поселялась в людских сердцах. За это братьев прозвали бессребрениками. Косма и Дамиан проповедовали Слово Божье каждому больному, который приходил к ним за лечением, и благодатная сила Христова исцеляла страждущих. Видя это, люди и сами обращались в христианство, поскольку верили, что спасенное тело – это, прежде всего, спасенная душа.

У братьев Космы и Дамиана было много завистников, которые оклеветали святых, после чего их вызвали в Рим, где вершил суд император Карин. Император требовал от братьев отречься от христианской веры и поклониться языческим богам. Но никакие уговоры и угрозы не могли отвадить святых Косму и Дамиана от истинной веры. Напротив, братья стали уговаривать самого императора принять христианскую веру. После долгих уговоров шея Карина внезапно искривилась страшным образом, что вызвало у императора страшные боли. Карин покаялся перед братьями, обратился в христианскую веру и тут же исцелился, после чего отпустил братьев на свободу.

Святые Косма и Дамиан поселились возле Рима, где продолжили врачевать.

Но завистники святых не оставляли попыток убить братьев. Один римский врач, который был в свое время учителем Космы и Дамиана, от зависти заманил святых в горы, где и убил братьев. Тем самым святые получили от Господа мученический венец, который возвысил братьев до небес. Косма и Дамиан, икона которых продается в нашем магазине, чтятся православными 14 июля.

Краткое житие святых чудотворцев, бессребреников Космы и Дамиана, римских.

память святых совершается 1/14 июля

Святые мученики-бессребреники братья Косма и Дамиан жили в III веке по Рождестве Христовом в Риме, в период гонений на христиан, воздвигнутых императорами-язычниками. Подвигом своей жизни святые явили подлинно христианское употребление человеческого таланта: талант есть дар Божий, который надлежит использовать не в целях корысти, но для служения Богу и людям.

Святые Косма и Дамиан рано осиротели. Оставшись вдовой в молодости, Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они весьма преуспели. Святые братья Косма и Дамиан считали себя служителями Божиими, исцелявшими людей по их вере. Они не брали за свой труд никакой платы. Врачевание бессребреники Косма и Дамиан сочетали с проповедью слова Божия, разъясняя больным, что они совершают исцеления благодатной силой Христовой, и призывая их к вере во Христа Спасителя, которая открывает путь к подлинному выздоровлению — спасению души.

Святые братья Косма и Дамиан были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину. Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал устрашать их пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу.

Внезапно шея императора искривилась таким образом, что он не мог повернуть головы. Тогда Карина и многих свидетелей объял страх Божий. Император покаялся пред братьями, и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. После возвращения в свое селение близ Рима они продолжили прежнее богоугодное дело.

Высок был подвиг святых целителей, но Богу было угодно еще сильнее возвысить их чрез невинное мученичество. Они пострадали от зависти врача, бывшего некогда их учителем. Этот врач заманил их в горы и там коварно убил. После кончины святость врачей-бессребреников Космы и Дамиана (+284) была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией.

Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан – родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283–284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение недугующих святых братьев называли «безмездными врачами».

Действенное служение ближнему, духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. Услышав об этом, христиане просили святых Косму и Дамиана укрыться на время ради тех, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда святые Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели в судилище.

Святые братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа Бога, пришедшего на землю спасти человечество и искупить грех мира, и решительно отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8)».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, исполненных благодатной силой, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!» Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться к Истинному Богу Христу Спасителю. Святые исцелили его. После этого святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но чего не могли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть, одна из сильнейших страстей греховной природы человека. Старый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Доведенный до исступления этой коварной, все иссушающей страстью, он призвал святых братьев, когда-то любимых своих учеников, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

Так мученически окончили свой земной путь безмездные целители – святые братья Косма и Дамиан, всю свою жизнь посвятившие христианскому служению ближним, избежавшие римского меча и темницы, но предательски убитые учителем.

Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.

ПРАЗДНИК СВЯТЫХ
КОСМЫ И ДАМИАНА (КУЗЬМИНКИ)

Заключительным этапом осеннего мясоеда и свадебного периода в крестьянской среде считался праздник святых Космы и Дамиана — Кузьминки, который празднуется 1 ноября старого или 14 ноября нового стиля.

Святые Косма и Дамиан были родом из Малой Азии. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Став образованными

и искусными врачами, они имели от Бога особый дар — силою молитвы исцелять не только людей, но даже животных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали никакой платы, за что люди назвали их бессребрениками. Однажды исцеленная братьями женщина по имени Палладия тайно принесла Дамиану три яйца и просила принять этот дар во имя Святой Троицы. Бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, подумал, что брат его нарушил их строгий обет и, умирая, завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. После смерти Дамиана все были в большом недоумении, где будет его могила. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим

голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Имени Божьего. Много чудес описано после смерти святых бессребреников. Так однажды живший близ храма Космы и Дамиана благочестивый христианин Малх собираясь в далекий путь, молитвенно поручил свою жену небесному покровительству святых братьев. В отсутствие Малха один из его друзей обманом
завел жену Малха в пустынное место, чтобы надругаться над ней и убить.

Женщина, увидев, что ей грозит опасность, взмолилась Богу. Тогда явились святые братья и, обратив насильника в бегство, отвели женщину домой С тех пор святые Косма и Дамиан почитаются покровителями святости и нерушимости христианского брака, устроителями супружеской жизни. Издревле распространено их почитание на Руси о чем свидетельствует распространенная священническая фамилия»Космодемьянские».
Традиции праздника Космы и Дамиана (Кузьминки)

1. Девичьи вечерки (девичники).

2 Приготовление обрядовых блюд (каша, блюда с яйцами и курятиной)

3. Смотрины невест.

4. Поцеловочные игры и хороводы.
Так как Кузьминки подводили черту под осенним мясоедом и Покровской свадебной чередой, то сам по тебе праздник уже не нес свадебной нагрузки, но давал задел предстоящему зимнему свадебному периоду, который наступал сразу за праздником Крещения и заканчивался с началом Масленицы Кузьминки особо почитались как девичий праздник потому, что девушки, не засватанные на Покров, особо молились «святым Косьме-Демьяну» о даровании хорошего мужа. Праздник давал начало кузьминским вечеркам, которые, чаще вceгo, собирались по инициативе девушек и назывались девичниками. Собираясь на кузьминские девичники, девушки брали с собой рукоделия, которые, однако, были рассчитаны не на них, а на приходящих в гости парней. Таким образом, девушки старались продемонстрировать потенциальным женихам свое мастерство и трудолюбие.

Очень важной составной частью кузьминских вечерок было приготовление обрядовых блюд — каш и различных блюд с курицей и яйцами. Во-первых, угощение должно было привлечь парней, затем, каша и куриная лапша, которые являются обрядовыми блюдами русской свадьбы, должны были приблизить день свадьбы. И, наконец, куриные и яичные блюда были своеобразным подношением «Кузьме-Демьяну» в память о трех яйцах, подаренных святому Дамиану исцеленной женщиной. У сибирских старожилов-чалдонов, особо почитавших домашнюю выпечку, на Кузьминки пекли пироги-«курники» (с курятиной) и пироги с рублеными яйцами. Еще одним объяснением популярности куриных блюд на Кузьминки является то, что с этого дня начинался массовый забой «на мясо» домашней птицы, которая хранилась всю зиму в специальных кадках.

В конечном итоге весь смысл кузьминских вечерок сводился к выбору парнями невест. Ради этого устраивались и сами вечерки, и угощения, и традиционные для Кузьминок поцеловочные игры и хороводы. Приходя на девичники в качестве гостей, парни производили своеобразный «смотр невест». Изначально внимание обращалось на девичье рукоделие, его сложность, красоту, качество и сноровку в исполнении. Затем гости переходили к столу и оценивали кулинарные способности потенциальных невест. И лишь только после этого начиналась собственно вечерка с ее играми и хороводами.

Роль молодежных вечерок в системе формирования межполовых взаимоотношений внутри высоко моральной крестьянской общины нами уже разбиралась в разделе Рождественских святок. Стоит лишь дополнительно отметить, что кузьминские вечерки отличались от святочных более выраженной брачно — свадебной ориентацией. На Кузьминках не имели распространения различные формы народного театра, молодецкие забавы, ряжения и т.д. Все игры и хороводы Кузьминок были ориентированы на совершение выбора пары, оказание знаков внимания и поиск взаимности. Этим и объясняется то, что подавляющее большинство кузьминских забав было поцеловочным. Сибиряки считали, что парень, не выбравший себе девку на Кузьминки, может вообще остаться в бобылях. Именно о таких пели: «Кузьма — дурень, чего не женился?». Но и девушки не оставались в стороне и тоже совершали свой выбор, оказывая знаки внимания и принимая ухаживания понравившихся парней. О такой активности девушек сибиряки говорили: «Подкузьмила девка парня». Логическим завершением Кузьминок было святочное сватовство и послесвяточные свадьбы.

Рекомендации по подготовке и проведению праздника Кузьминок

Подготовку к празднику следует начать с изучения с детьми жизнеописания святых Космы и Дамиана. При знакомстве с их житием следует выйти с детьми на понимание смысла таких слов как «бескорыстие», «верность», «преданность». Особый акцент необходимо сделать на покровительство святых братьев над верными супругами и их почитание как защитников супружеской чести и верности. При разборе народных традиций праздника нужно объяснить детям, что Кузьминские вечерки являлись для молодежи единственным местом встреч общения и установления личных контактов. При этом особо следует отметить, что поцеловочные игры и хороводы являлись единственной формой выражения симпатии и налагали на молодых людей большую степень ответственности за их выбор. Практические приготовления праздника сводятся к разучиванию игр и хороводов Подбор игр и хороводов должен быть обусловлен возрастным составом участников, как и на Рождественских вечерках. Для детей младшего и среднего возрастов нецелесообразно включать в сценарий праздника большое количество поцеловочных игр, а в используемых играх поцелуи можно заменить пожатием руки (по желанию детей). Есть вариант замены поцеловочных игр на простые подвижные игры, приведенные в описании праздников Масленицы, Сороков, Пасхи и т.д. Для детей среднего и старшего возраста (от 12 лет и старше) вечерка должна проводиться по молодежному сценарию. Желательно, чтобы дети не только участвовали в составлении сценария вечерки, но и являлись помощниками педагога при ее проведении.

Примерный сценарий театрализованной Кузьминской вечерки
Перед началом вечерки на сцену или середину приготовленной горницы выходит педагог-ведущий.
Ведущий: Дорогие гости, сегодня мы с вами празднуем замечательный праздник святых бессребреников Космы и Дамиана. Эти святые братья прославились не только как искусные и милосердные врачи, но и как покровители супружеской верности и чистоты. У русского народа бытовало мнение, что святые Кузьма и Демьян помогают девушкам найти себе достойных женихов. Поэтому русские девушки в этот день обязательно устраивали вечерки-посиделки, на которые в качестве гостей приглашались парни. Эти вечерки получили название Кузьминских вечерок или Кузьминок. Сейчас мы покажем вам. как это могло быть.

На лавке сидят девушки и поют песню, во время которой две солистки обращаются друг к другу с вопросами и ответами (песня № 20).

Песня «Сестрица, ково прядешь»

  • Сестрица, ково прядешь, родненькая, ково прядешь.
  • Сестрица, ой. кужалечек, родненькая, ой, кужалек.
  • Сестрица, на что тябе. да, родненькая, на что тябе.
  • Сестрица, буду и ткати, родненькая, буду и ткать.
  • Сестрица, на что и ткати. родненькая, на что и ткать.
  • Сестрица, ой, порты шити, родненькая, ой, порты шить.
  • Сестрица, на что порты, да, родненькая, на что порты.
  • Сестрица, в замуж пойду, да, родненькая, в замуж пойду.
  • Сестрица, ой, за кого, да, родненькая, ой, за кого.
  • Сестрица, ой, отгадай, ой, родненькая, ой, отгадай.
  • Сестрица, можа за Мишку, родненькая, можа за Мишку.
  • Сестрица, ой, не пойду, да, родненькая, ой не пойду.
  • Сестрица, можа за Гришку, родненькая, можа, за Гришку.
  • Сестрица, ой, он красивай, родненькая, ой не возьмет.
  • Сестрица, можа за Ивана, родненькая, можа за Ивана.
  • Сестрица, ой, отгадала, родненькая, ой, за яво.
  • По окончании песни в комнату входят группа парней.
  • Парни: Здравствуйте, девушки! С Кузьминками вас! Дозвольте на вашей вечерке посидеть, вас послушать, пирогов ваших покушать.
  • Девушки: Так пироги-то капустные, их еще заработать надо. Если с нами поиграете, то оставим и накормим.

Все участники вечерки, взявшись за руки, встают в одну шеренгу. Крайний правый участник хоровода ведет за собой всех остальных в конец шеренги и проходит в «ворота», образованные руками последнего и предпоследнего участников. Все остальные участники хоровода проходят, в «ворота» вслед за ним, за исключением предпоследнего человека, который, следуя за основным хороводом, поворачивается спиной к последнему участнику. При этом его левая рука, которой он держится за правую руку последнего участника, ложится на его правое плечо, а правая рука образует «ворота» между ним и третьим от края участником для очередного прохода хоровода. Таким образом, проходя поочередно через все «ворота», хоровод «завивается» — выстраивается в один ряд. в котором каждый участник держит свою левую руку с правой рукой позади стоящего на своем правом плече, а правую руку с левой рукой впереди стоящего на правом плече впереди стоящего соседа. Затем начинается «развивание» хоровода. При этом впереди стоящий участник разворачивается назад через левое плечо, снимая левую руку с правого плеча и вставая с правой стороны от позади стоящего участника. Затем второй участник совершает такой же поворот, вытягивая правой рукой первого участника в «ворота» между собой и позади стоящим уже в обратном направлении. Так же совершается «развивание» всех остальных участников. «Завивание» происходит при пении первой части песни, а «развивание» под пение второй части (песня № 21).
Хоровод «Вью, вью, вью я капусточку»

Вью, вью, вью я капусточку,

Вью, вью, вью я капусточку.

Завивайся, вилой кочашок,

Завивайся, вилой кочашок.
Вью, вью, вью я капусточку,

Вью, вью, вью я капусточку.

Завивайся, вилой кочашок,

Завивайся, вилой кочашок.

Девушки. А вы целовать-то нас собираетесь, или за так вас пирогами кормить?
Парни: Конечно, поцелуемся. Только вы нам хоровод заведите.

На круг выходя два парня, которые по согласию между собой выбирают одну девушку. Затем они втроем ходят по кругу, после чего девушка выбирает из двух одного понравившегося ей парня и целуется с ним. В это время поется песня (песня №24).

Хоровод «Из-за лесику, из-за темного»

Из-за лесику, из-за темного,

Ой, ли, ой, лю-ли, из-за темного.
Из-за садику, за зеленого,
Ой, ли. ой, лю-ли, за зеленого.
Там и шли, прошли все два молодца,
Ой, ли, ой. лю-ли, все два молодца.
Они шли, прошли, разбранилися,
Ой, ли, ой, лю-ли, разбранилися.
Выходила к ним красна девушка,
Ой, ли, ой, лю-ли, красна девушка.
Выходила к ним, говорила им,
Ой, ли, ой, лю-ли, говорила им.
Уж, вы, молодцы, за что бронитесь,
Ой, ли. ой, лю-ли, за что бронитесь.
Не бронитеся, разойдитеся,
Ой, ли, ой, лю-ли, разойдитеся.
Может я, девка, вам достануся,
Ой, ли, ой, лю-ли, вам достануся.
Парню белому, белобровому,
Ой, ли. ой, лю-ли, белобровому.
Или черному, чернобровому,
Ой, ли, ой, лю-ли, чернобровому.
Он и взял ее за праву руку,
Ой, ли, ой, лю-ли, за праву руку.
И повел ее вдоль, да, по кругу,
Ой, ли, ой. лю-ли. вдоль, да по кругу.
Он товарищам выхваляется,
Ой, ли, ой, лю-ли, выхваляется.

Он сударушкой выхваляется,
Ой, ли, ой, лю-ли, выхваляется.
Что у меня, братцы, есть сударушка,
Ой, ли, ой, лю-ли, есть сударушка.
Есть сударушка, красна девушка,
Ой, ли, ой, лю-ли, красна девушка.
Парни: Мы с вами поцеловались, а теперь вы с нами поиграйте.

Участники заводят театрализованную игру во время которой каждый из играющих должен придумать, как он изобразит домашнее животное и при каждом упоминании этого животного должен выходит на круг и показывать его во время пропевания названия животного «а та утя — воду мутя», «а та гуся — сюся-уся». Во время игры исполняется песня (песня № 25).

Песня-игра «Як работал я у пана»

Як работал я у пана, дай, первое лето, да, лето,

Заработал я у пана курку за это.
А та курка-чебатурка по садочку ходэ, да, ходэ,
Цыпляточек водэ, да, водэ.

Як работал я у пана, дай, второе лето, да, лето:

Заработал я у пана утку за это.
А та утя — воду мутя,

А та курка-чебатурка по садочку ходэ. да, ходэ,

Цепляточек водэ, да, водэ.

Як работал я у пана, дай третия лето, да, лето,

Заработал я у пана гуську за это.
А та гуся — сюся-уся,
А та утя — воду мутя,

А та курка-чебатурка по садочку ходэ. дай. ходэ.

Цыпляточек водэ, дай, водэ.

Як работал я у пана, дай, четверто лето, да, лето,

Заработал я у пана индюка за это.
А та индя — шиндя-брындя,
А та гуся — сюся-уся,
А та — утя воду мутя,

А та курка-чебатурка по садочку ходэ, дай. ходэ.

Цыпляточек водэ, дай. водэ.

Як работал я у пана, дай, пятое лето, да. лето,

Заработал я у пана телку за это,
А та тыля хвостом виля,
А та индя — шиндя-брындя,
А та гуся — сюся-уся,
А та утя — воду мутя,

А та курка-чебатурка по садочку ходэ, дай, ходэ

Цыпляточек водэ, дай, водэ.
Девушки: А у нас нынче яблок народилось — целая пропасть. Может яблоню поколотим?

Участники вечерки заводят игру.

Игра «Яблоки колотить»

В центре игрового пространства ставится стул, на который садится желающий или выбранный парень. Парню завязывают глаза и дают в руки ремень или плетку. Позади парня полукругом встают девушки. Девушки стараются задеть рукой парня и отскочить назад, чтобы под удар ремня. Парень отмахивается от девичьих прикосновений, стараясь ремнем задеть кого-либо из девушек. Если это удается, то попавшая под удар девушка

целуется с парнем, после чего игра начинается снова.
Парни: Наелись мы яблок, капусты захотелось. Давайте хоровод поводим.

Участники вечерки заводят хоровод, во время которого на центр круга выходит парень, выбирает из числа участниц понравившуюся девушку и в конце песни целует ее (песня №23).

Хоровод «Девки сеяли капусту, приговаривали»

Девки сеяли капусту, приговаривали, да, Ой, люли, ой, да, люли, приговаривали.

Кто захочет капусты, сам ускочет в огород

Ой, люли, ой, да, люли, сам ускочет в огород.

Он капусты не сломил, красавицу полюбил,

Ой, люли, ой, да, люли, красавицу полюбил. Красавицу полюбил, за белую ручку брал,

Ой, люли, ой, да, люли, за белую ручку брал.

За белую ручку брал, во кружочек становил,

Ой, люли, ой, да, люли, во кружочек становил.

Во кружок становил, тайны речи говорил,

Ой, люли, ой, да, люли, тайны речи говорил.

Тайны речи говорил, поцелуями дарил,

Ой, люли, ой, да, люли, поцелуями дарил.
Девушки: У нас тут утица есть, вы для нее селезня не найдете?
Парни: Как не найти, конечно, найдем.

Парни и девушки встают в круг, внутри которого находится девушка-утица. За кругом встает парень, изображающий селезня. Под пение хоровод движется, помогая то убегающей девушке, то догоняющему парню (по желанию участников хоровода). Если парень ловит девушку, он ставит ее в центр круга и трижды целует под возгласы: «Ураза, ураза. целоваться три раза!». Затем парень выбирает новую «утицу», а девушка — «селезня». Игра начинается снова (песня №26).

Хороводная игра «Селезень утку загонял»

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял.

Ходи утица домой,

Ходи серая домой.

Утя — семеро детей, восьмой селезень,

А девятая — сама, поцелуй разок меня.
Парни: Мы ваших уток погоняли, а теперь и вы наших трех молодцев поводите.

В центр круга выходят поочередно три парня, которые выбирают себе девушек и в конце песни под возгласы: «Ураза, ураза, целоваться три раза!» — целуются с ними (песня №22).

Хоровод «Как за двором, за двором»

Как за двором, за двором трава мятая растет,

Ляли, ляли, да, люли, трава мятая растет.

Уж и кто эту траву примял, притоптал,

Ляли, ляли, да. люли, примял, притоптал.

Что примяли, притоптали, три товарища гуляли, Ляли, ляли, да, люли, три товарища гуляли.

Первый барин дворянин у нас Егорушка,

Ляли, ляли, да, люли. у нас Егорушка.

Второй барин дворянин у нас Матвеюшка,

Ляли, ляли, да, люли, у нас Матвеюшка.

Третий барин дворянин у нас Сашенька,

Ляли, ляли, да, люли, у нас Сашенька.

Как за двором, за двором трава мятая растет,

Ляли, ляли, да, люли, трава мятая растет.

Уж и кто эту траву примял, притоптал,
Ляли, ляли, да, люли, примял, притоптал.
Что примяли, притоптали, три боярыни гуляли,
Ляли, ляли, да, люли, три боярыни гуляли.
Перва барышня дворянка у нас Катенька,
Ляли, ляли, да, люли, у нас Катенька.
Друга барышня дворянка у нас Любушка,
Ляли, ляли, да, люли, у нас Любушка.
Третья барышня дворянка у нас Оленька,
Ляли, ляли, да, люли, у нас Оленька.
Девушки: А кто у вас самый скромный, не целованный сегодня остался? Мы ему сейчас песенку споем, а то совсем не женится (песня №27).
Песня «Кузьма — дурень, дурень»

Кузьма — дурень, дурень,

Кузьма — дурень, дурень

Чего не женился, чего не женился?

По мне девок нету, по мне девок нету.

Одна роза по мне, одна роза по мне.

И тая в городе, и тая в городе.
Вечерка оканчивается общим чаепитием. На столе обязательно должны быть пироги с капустой и курицей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *