Кошерные продукты

Кошерные продукты

Традиции и запреты, связанные с ограничением потребления определенных продуктов питания, есть у многих народов. В русской кухне запретов, как таковых, не существует: мы просто не едим то, к чему не привыкли, или то, что кажется нам неприемлемым, и поэтому в официальных запретах нужда не возникает.
Но о запретах, существующих для мусульман и евреев, в России наверняка слышал каждый. Чаще всего упоминается, что мусульмане не должны есть свинину, а вот с еврейской кухней все сложнее: в ней запретов больше, и многие из них могут показаться нам странными и непонятными.
Пищу, разрешенную к употреблению, в Израиле называют кошерной, и евреи, живущие в других странах и строго соблюдающие «веру отцов», включают в рацион только кошерные продукты. Происхождение слова «кошерный» восходит к понятию «кашрут», которым в иудаизме обозначают соответствие Галахе – традиционному иудейскому праву, основанному на множестве религиозных заповедей. Вот так сложно; однако требования, предъявляемые еврейским законом к продуктам, довольно близки понятиям о здоровом и раздельном питании. Например, смешивать мясные и молочные продукты иудеям строго запрещено, и это правильно, так как они совершенно не сочетаются друг с другом.
Возможно, по этой причине кошерными продуктами в России интересуются не только евреи, и многим людям хочется узнать об этом подробнее.

Содержание

Кошерный – не кошерный

Кошерные мясные продукты получают из мяса травоядных животных, живущих на суше. Это жвачные копытные животные, но копыта у них раздвоены: овцы, козы и крупный рогатый скот; также разрешается есть мясо лосей и жирафов. Свинину, крольчатину и верблюжатину есть запрещается. Употреблять кровь запрещено в любом виде, поэтому мясо кошерных животных всегда замачивают и промывают особыми способами. Забивать животных тоже нужно по правилам: это делают кошерные мясники, прошедшие специальное обучение.
Можно есть и мясо птицы — гусей и уток, индеек, кур и голубей, а также яйца, но здесь предписания интересные: у яиц обязательно должны быть «острый» и «тупой» конец, и в них не должно быть даже капельки крови – мы на такие нюансы внимания не обращаем.
Рыбу есть можно, но ту, которая имеет чешую и плавники, а значит, сом, осетр или угорь – рыбы, любимые в русской кухне, в категорию кошерных не попадают. Соответственно, под запретом находится и деликатесная черная икра, тогда как есть красную икру иудеям можно – у лососей есть и плавники, и чешуя.
Морепродуктами ортодоксальные (правоверные) иудеи тоже питаться не могут: креветки, кальмары, крабы, другие моллюски и ракообразные – не кошерная еда.
Совсем экзотично звучит для нас запрет на поедание червей, змей и насекомых. Русским это и так вряд ли придет в голову, но, например, в Юго-Восточной Азии такая еда считается обычной, а евреи, как и люди всех национальностей, сейчас могут легко оказаться в любой точке мира.
Молочные продукты тоже бывают либо кошерными, либо нет, и тут разобраться уже проще. Если молоко верблюдицы под запретом – у нее нет раздвоенных копыт, то коровье молоко «приветствуется», но в том случае, если оно не готовилось и даже не соприкасалось с мясными продуктами. Интересно, что и посуда для приготовления мясных и молочных блюд, как бы тщательно она не мылась, строго разделяется: если вы варите в какой-то кастрюле мясо, молоко кипятить в ней нельзя.


К нейтральным продуктам – парве (пареве), относят то, что не является мясом или молоком: фрукты, ягоды, орехи, зелень, овощи, мед и др. Кстати, рыба входит сюда же, хотя для нас она ближе к мясным продуктам, однако сочетать ее с мясом (и даже класть их в одну посуду) не разрешается. Это еще один «странный» для нас нюанс, но он вполне объясним – все-таки у рыбы и мяса разная структура белка.

Рецепты кошерных блюд

Рестораны и кафе, предлагающие посетителям кошерную еду, уже работают в российских столицах и других крупных городах, но блюда там стоят недешево. К счастью, кухонная техника достигла таких «высот», что практически любой деликатес нетрудно приготовить в домашних условиях: было бы, где продукты купить, а с этим проблемы тоже возникают редко.
Вкусное, красивое и почти диетическое блюдо в виде штруделя с лососем, шпинатом и сыром вполне можно подать к праздничному столу, или приготовить для желанных гостей, друзей и близких.
Для одного штруделя потребуется всего 150 г муки: ее надо просеять, добавить 1-1/2 яйца, 1 ст.л. масла, немного холодной воды, и замесить мягкое тесто. Месят на столе, присыпая мукой, пока тесто не начнет хорошо отлипать от рук – примерно 10 минут, заворачивают в пленку и оставляют «отдыхать» на полчаса. Готовят начинку: натирают на терке 150 г сыра, тонкими ломтиками режут свежий лосось (500-600 г), шпинат слегка припускают на сковороде со сливочным маслом, и смешивают все ингредиенты, добавив к ним еще одно яйцо и соль по вкусу. Тесто раскатывают на столе, как можно тоньше — в идеале оно должно просвечивать, — в виде прямоугольника 50 х 70 см, длинной стороной к себе: правильно замешенное тесто не порвется. Раскатанное тесто посыпают тонким слоем панировочных сухарей (2 ст.л.), оставляя по краям по 2 см, а с правой стороны – 10-15 см, на сухари равномерно выкладывают начинку, аккуратно сворачивают рулет слева направо, защипывают края, укладывают его на противень, смазанный сливочным маслом, смазывают сверху и ставят на 35-40 минут в духовку, нагретую до 200°C.

Готовый штрудель «оставляют в покое» на 10 минут, нарезают нетолстыми кусками и подают. Хорошо подавать его со сметаной и с салатом из свежих помидоров и огурцов.
В следующем кошерном блюде сочетаются целых два еврейских рецепта. Чтобы вкусно запечь в харосете курицу, надо сначала приготовить сам харосет – блюдо истинно еврейское, из фруктов, орехов, гранатового сока (вина) и специй. Надо взять 1-2 яблока, грушу, по 150 г фиников и изюма, по 100 г фисташек и грецких орехов, 5 миндальных орешков, 100 г имбиря, 1/2 ч.л. корицы и 250 мл сока (красного вина).
Готовится просто: орехи и фрукты пропускают через мясорубку, добавляют корицу, тертый имбирь, сок и перемешивают. Правда, чтобы блюдо было по-настоящему кошерным, мясорубкой пользоваться не следует: харосет придумали давно, во времена Ветхого Завета, и по правилам фруктово-ореховую смесь надо мелко-мелко рубить на широкой деревянной доске. Готовый харосет должен иметь консистенцию густой сметаны; традиционно его подают с мацой – сухими, хрустящими еврейскими лепешками из муки и воды.
Запечь курицу еще проще. Подготовленную тушку разрезать на 4 части, посыпать смесью соли и перца; смешать 4 ст.л. готового харосета с 2 ст.л. соевого соуса и 2/3 стакана сладкого красного вина, тщательно обмазать смесью куски курицы, и в течение часа запекать в духовке, при 180-200°C.
Возрастающий интерес к кошерной еде действительно объясняется просто: она готовится из натуральных продуктов, а не из заменителей, наполнителей и усилителей вкуса. Попробуйте приготовить дома несколько кошерных блюд: больших затрат это не потребует, зато – если понравится — пользу здоровью может принести немалую.

Система кошерного питания – это древняя мудрость еврейского народа. Одна из главных целей кашрут а – продуманное и рациональное здоровое питание.
В пищу допускается только экологически полезный продукт, который полностью гармонирует с организмом.

Рамбам утверждал, что пища, запрещенная Торой, наносит вред здоровью души.
Так, Торой запрещается употреблять в пищу мясо хищных птиц, так как мясо влияет на характер человека.

Торой разрешено мясо домашних птиц: кур, гусей, уток, перепелови индейки. Яйца кошерных птиц имеют разные концы.

А употребляя в пищу кровь, человек приобретает качества хищника, и это вредит духовному развитию.

Поскольку физическое состояние взаимосвязано сдуховным, соблюдение кашрута полезно не только для души, но и для тела. Кашрут строго запрещает употреблять в пищу продукты, содержащие кровь. Поэтому перед приготовлением мясо животного кладут в крупную соль и промывают в воде до тех пор, пока не удалят всю кровь.Кровь – питательная среда для бактерий.
Соль обладает антибактериальными свойствами. Поэтому просаливание и запрет на употребление в пищу мяса с кровью – способ избежать всевозможных инфекций.
В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно травояднымии парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта): коровы, овцы и козы, а такжелося, газели игорного козла.Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья, верблюд, даман и заяц. Этиживотные запрещены в пищу.
Нельзя есть мясо вместе с молоком. Молоко и мясо перевариваются с разной скоростью. Кроме того, мясо, попадая в организм, должно пройтиобработку кислотой, которая содержится в желудке. Молоко нейтрализует кислую среду желудочного сока, необходимую для переваривания мяса.
Все насекомые в пищу запрещены. Поэтому надо тщательно просеивать муку перед приготовлением хлеба, просматривать овощи и фрукты, перебирать зелень. Насекомые – переносчики инфекционных заболеваний, употребление в пищу поврежденных продуктов опасно для здоровья.
С точки зрения кашрута, мед представляет собой цветочный сок, переработанныйпчелой, и является продуктом растительного,а не животного происхождения.
Рыба является «парве» (нейтральное), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее,в некоторых общинах существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.
Кошерные рыбы имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники. Кошерная чешуя не отделяется с легкостью, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличии у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры, позвоночник и должна метать икру. Некоторые виды рыб (сом, осетр, угорь, акулы, европейский удильщик), а также млекопитающие киты и дельфины обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи, и поэтому некошерны.
Соответственно, осетровая (черная) икра некошерна, а лососевая (красная) — кошерна. Всеракообразные: крабы, раки, омары, креветкии моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) считаются некошерными.

(Читатели просили меня подробнее рассказать о законах кашрута. Мой взгляд на него отличается от общепринятых толкований раввинов.)

Евреям запрещено употреблять в пищу не конкретно свинину. Этот запрет – обыкновенное следствие заповеди “Не убий”, которая касается как людей так и животных. Жизнь священна, и убийство запрещено. Практичный иудаизм, однако, признает, что некоторые убийства неизбежны. Иногда нужно убивать ради спасения других жизней: “убей или будешь убит”. Евреи могут убивать врагов и опасных преступников. Человек должен есть мясо. Вопрос вегетарианства спорен, люди не могут жить без мяса. Чтобы сохранить собственную жизнь, они должны убивать животных. Поэтому иудаизм делает из общего запрета убийств исключение для трех или четырех животных. Это не означает, что для продовольствия запрещены некоторые животные. Запрещены все животные, но, исходя из потребностей, сделано исключение для трех или четырех из них. Несколько других животных были включены в список разрешенных позже, причем ошибочно – они не относятся строго к парнокопытным и жвачным.

Как евреи не едят людей, точно так же они не едят и лошадей, верблюдов, медведей, свиней и большинство других видов. Животные, предназначенные для употребления в пищу, должны быть одомашнены. Человек дает им жизнь, чтобы забрать ее позже. Иудаизм также предусматривает, что животные обязательно должны быть убиты безболезненно. Убийство, даже животного, даже из необходимости, остается убийством и не должно приносить радости; иудаизм выступает против охоты ради развлечения.

Выбор разрешенных животных не случаен. Корова, коза, овца и газель – фольклорный образец глупости. Если вы вынуждены убить животных, то, по крайней мере, убейте менее умных из них. Точно так же иудаизм запрещает убивать бесчешуйчатых морских существ. Все рыбы имеют хоть немного чешуи, и даже креветки имеют подобный чешуе хитиновый панцирь. Единственные морские животные действительно без чешуи – морские млекопитающие. Они обладают достаточно высоким интеллектом, и люди не должны употреблять их в пищу. Так же запрещены роящиеся существа.

Это, преимущественно муравьи и пчелы, невероятно умные создания. Аналогично и ползающие животные. Их главный представитель, змей, является символом мудрости в иудаизме и других культурах.

Запрет свинины не имеет никакого отношения к грязи. Лошади чисты, но евреи не едят их. Еврейские дети могут играть со свиньями в зоопарке так же, как они играли бы с лошадьми. Иудаизм запрещает убивать животных, а не играть с ними или использовать их. Евреи не должны извлекать пользу из свиней, убитых кем-то другим, особенно носить одежду из свиной кожи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *